«C@yL@qyiym-J©yrMaL»#3i27),2@19 / JUROSPRUDinCl
55
5. Конюхова И. А. Конституционное право РФ. Общая часть: курс лекций. М., 2006. С. 65.
6. Суфянова Е.З. Теоретико-сравнительное исследование правовых и неправовых государств // Государственная власть и местное самоуправление в современный период: Сборник научных статей по
итогам работы за 2016 год методологического семинара преподавателей, магистрантов и студенческого научного кружка "Проблемы государственной власти и местного самоуправления" / Отв. ред. Бойко Н.Н.- Стерлитамакск: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2017. - С. 44-46. (РИНЦ)
© Д.Г. Алексанян, Е.Н. Перминова, 2019
УДК 342.5
Рахматуллин Р.Р,
Студент 4 курса Суфянова Е.З.
старший преподаватель кафедры конституционного и муниципального права Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «БашГУ»
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Rakhmatullin. R.R.,
Student: Sufyanova E.Z.
senior Lecturer
department of constitutional and municipal law Sterlitamak branch of Bashkir State University
CIVIL LEGAL STATUS OF GOVERNMENT AUTHORITIES AND LOCAL SELF-GOVERNMENT
Аннотация
В процессе реформы гражданского законодательства изменениям подверглось правовое регулирование юридических лиц. Но при этом участие органов государственной власти и органов местного самоуправления в гражданских правоотношениях так и не получило окончательного разрешения. Данная статья посвящена правовому положению государственных и муниципальных органов в гражданских правоотношениях.
Abstract
In the process of civil law reform, the legal regulation of legal entities has undergone changes. But at the same time, the participation of state and local authorities in civil matters has not received final permission. This article is devoted to the legal status of state and municipal bodies in civil matters.
Ключевые слова: государственные органы, муниципальные органы, правосубъектность, гражданско - правовой статус, субъекты гражданского права.
Key words: state bodies, municipal bodies, legal personality, civil legal status, subjects of civil law.
Гражданский кодекс Российской Федерации с одной стороны не выделяет органы государственной и муниципальной власти как участников гражданского законодательства, но и с другой стороны в статьях 125, 126 ГК РФ говорится о включении данных органов в гражданский оборот в целях представления интересов публично - правовых образований [3]. В настоящее время о вопросе правового положения данных органов в гражданских правоотношениях происходят различные поправки, применяемые еще в советский, постсоветский периоды, но при этом не учитывается переход отечественной экономики к смешанной, а в идеале и к рыночной экономике, где органы государственной и муниципальной власти должны занять свое определенное требуемое место. Современное законодательство не учло то немаловажное положение, что на текущий момент данные органы могут участвовать в гражданских правоотношениях не только от
имени Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, но также и для выполнения возложенных на них функций и полномочий.
Здесь необходимо упомянуть статью 124 ГК РФ, в которой сказано, что органы публичной власти выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с другими субъектами этих отношений: гражданами и юридическими лицами. Данные участники гражданско-правовых отношений приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права и исполняют обязанности через свои органы местного самоуправления или органа государственной власти[3]. Тем не менее, как показывает практика и опыт деятельности, нередко органы муниципальной власти, а также их структурные подразделения выступают в гражданско-правовых отношениях от своего собственного имени, а не от имени муниципального образования. По своей
JUROgPRUDUNCl / <<Ш^ШМУМ-ШУГМак>>#3(Ш7)),2©1]9
56
сути, эти правовые явления образуются, непосредственно, в результате того, что действующее настоящее федеральное и местное законодательство предусматривает возможность органов местного самоуправления являться юридическими лицами.
Особого внимания заслуживают вопросы правосубъектности государственных и муниципальных органов.
Относительно вопроса о правосубъектности государственных и муниципальных органов стоит отметить, что многие авторы выделяют следующий подход. К таковым относится: признание за Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями общей правосубъектности; Последователями данной точки зрения являются М.И. Брагинский и О.Н. Садиков. М.И. Брагинский считает, что государственные и муниципальные образования имеют право заключать любые гражданско-правовые договоры кроме случаев, не предусмотренных в законе [1; с.243]. О.Н. Садиков полагает, что правоспособность государства можно именовать универсальной, в отличие от общей правоспособности граждан и специальной (по общему правилу) юридических лиц» [4]. Отсюда следует, что в рамках данного подхода присутствует некое противопоставление общей и универсальной правосубъектности.
Также следует выделить один из критериев разграничения правосубъктности государственного и муниципального образования уже на анализе полномочий, в целях реализации которых возникают правоотношения. А.А. Головизин отмечает, что если орган государственной или муниципальной власти вступает в отношения с третьими лицами именно по реализации своих полномочий, то он выступает от своего имени [2]. В случаях, когда данный орган осуществляет полномочия от имени государства, то он непосредственно выступает от имени соответствующего образования. К сожалению, автор не указывает, какие это полномочия,
УДК: 349.3
даже в качестве примера. При осуществлении полномочий от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования, значение имеет способность нести ответственность в суде и отвечать по своим обязательствам, а не значение от имени какого публично-правового образования выступает данное лицо.
Стоит отметить, что в полномочия государственного и муниципального органа включены функции ликвидационной комиссии непосредственно осуществляемое от имени государства.
Таким образом, можно сказать, что разрешение проблем правосубъектности органов государственной и муниципальной власти, должна стать отправной точкой дальнейшего реформирования положений, регулирующих участие данных органов в имущественном обороте. Они могут быть решены лишь путем внесения изменений в гражданское законодательство: такого пункта как участие коллективного образования в гражданском обороте. При этом не ущемляя и не умаляя права и законные интересы других участников гражданских правоотношений.
Список использованной литературы:
1. Брагинский М.И. Участие Советского государства в гражданских правоотношениях. М., «Юридическая литература», 2000, - 244 с.
2. Головизин А.А. Некоторые вопросы участия в гражданском обороте органов государственной власти (местного самоуправления) // Хозяйство и право. 1999. № 6. С. 66 - 79.
3. Гражданский кодекс РФ (часть первая), 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ // Информационно - правовой портал КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 5142/ (дата обращения: 05.02.2019).
4. Гражданское право: Учебник" (том 2) (под ред. О.Н. Садикова) "Контракт", "ИНФРА-М", 2014, - 485 с.
© Рахматуллин Р.Р., Суфянова Е.З., 2019
Рубанова Наталья Анатольевна
кандидат юридических наук, доцент кафедры права и культурологии, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Rubanova Natal'ya Anatol'evna
PhD in Law,
Аssociate Professor Law and Cultural Studies Department, Nosov Magnitogorsk State Technical University
SOCIAL SECURITY LAW: DEMOGRAPHIC ASPECTS
Аннотация:
Объектом данного исследования является анализ демографической ситуации в РФ и ее влияние на пенсионное страхование и в целом на систему права социального обеспечения. Методами данного исследования являются логические принципы от общего к частному, от конкретного к абстрактному, метод