Научная статья на тему 'Муниципальное унитарное предприятие как форма реализации органами местного самоуправления функции организации транспортного обслуживания населения'

Муниципальное унитарное предприятие как форма реализации органами местного самоуправления функции организации транспортного обслуживания населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
728
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЕ / НАСЕЛЕНИЕ / ТРАСПОРТИРОВКА / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / МУНИЦИПАЛИТЕТ / ENTERPRISE / POPULATION / TRANSPORTATION / ORGANS OF THE LOCAL HOME RULE / MUNICIPALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гериханов Исмаил Абдулгасанович

Автором указано на то, что целесообразно на уровне представительного органа местного самоуправления издать нормативно-правовой акт, регулирующий порядок заключения муниципальными транспортными унитарными предприятиями гражданско-правовых договоров, не связанных с основной деятельностью предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гериханов Исмаил Абдулгасанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Муниципальное унитарное предприятие как форма реализации органами местного самоуправления функции организации транспортного обслуживания населения»

Гериханов Исмаил Абдулгасанович

соискатель кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России

(тел.: 89024205955)

Муниципальное унитарное предприятие как форма реализации органами местного самоуправления функции организации транспортного обслуживания населения

Аннотация

Автором указано на то, что целесообразно на уровне представительного органа местного самоуправления издать нормативно-правовой акт, регулирующий порядок заключения муниципальными транспортными унитарными предприятиями гражданско-правовых договоров, не связанных с основной деятельностью предприятия.

Annotation

The Author is specified on that reasonable at a rate of representative organ of the local home rule to publish normative-legal act, regulative order of the conclusion municipal transport unitary enterprise civil-legal agreements, not in accordance with the main activity of the enterprise.

Ключевые слова: предприятие, население, траспортировка, органы местного самоуправления, муниципалитет.

Key words: enterprise, population, transportation, organs of the local home rule, municipality.

В соответствии с ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 2003 г. (с послед.изм.) органы мест-ного самоуправления должны решать вопросы организации транспортных перевозок населения на территории муниципальных образований. Так, согласно ст. 26 этого закона к числу вопросов местного значения входят: создание условий для предоставления транспортных услуг населению и органи-зация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как показывает практика, органы местного самоуправления для реализации данных вопросов

используют различные подходы, которые сводятся к двум основным: 1) привлекают бизнес-сообщество; 2) организуют муниципальные унитарные предприятия. Рассмотрим второй подход более подробно на примере г. Краснодара. Прежде всего отметим, что МУП создаются и функционируют на основе ГК РФ, а также ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" 2002 г. (с послед.измен.).

Так, в Краснодаре действует МУП "Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление" (КТТУ). В составе КТТУ находятся 2 трамвайных и 2 троллейбусных депо, эксплуатирующих около 3000 трамваев, 200 троллейбусов и 30 автобусов. Кроме того, в структуре КТТУ есть службы, обеспечивающие налаженную работу городского транспорта (движения, энергохозяйства, пути, сборов, связи), а также мастерские по ремонту подвижного состава, художественная мастерская и автоцех.

Учредительным документом унитарного предприятия является его устав. Устав МУП КТТУ был согласован Департаментом городского хозяйства

29

администрации города Краснодара и утвержден Учредителем-Департаментом муниципальной собственности и городских земель администрации города Краснодара (решение от 30 июня 2003 г. № 401), который в данном случае по доверенности действовал от имени городской администрации. В соответствии с Уставом МУП КТТУ основная задача предприятия заключается в обеспечении пассажирских перевозок на территории г. Краснодара с использованием трамвайного и троллейбусного подвижного состава.

Вместе с тем МУП КТТУ как субъект гражданско-правовых отношений вправе заключать договора на оказание разного рода услуг. При этом договора можно разделить на две группы. Одна группа договоров охватывает услуги, непосредственно связанные с деятельностью МУП КТТУ. Например, можно назвать договор поставки №140 от 01.01.2005г. между ООО "Шин-сервис" и МУП КТТУ, договор поставки №26-01/05 от 11ян-варя 2005 г. между ООО ПКФ "ОМЕГА-ТРАНС" г. Челябинск и МУП КТТУ Еще один ха-рактерный договор - это договор купли-продажи №69 от 28 июля 2005 г. между МУП КТТУ (покупателем)

000 "Идеал-Трейд" (продавцом). ПО этим договорам МУП КТТУ приобретало необходимые для эксплуатации изделии, запчасти и т.д. Приведем еще пример - договор аренды №1 от

1 июня 2005 г. Индивидуальный предприниматель Кравченко А.В. (заказчик) и МУП КТТУ (исполнитель) заключили настоящий договор о том, что исполнитель оказывает заказчику в течении срока действия договора услуги по предоставлению в аренду части внутреннего п р о с т р а н с т в а с а л онов п рин а д л е жа щ и х исполнителю 10 (десяти) транспортных средств, в целях размещения электронных табло с рекламной информацией в виде бегущей строки на условиях настоящего договора, а заказчик обязуется оплатить услуги исполнителя в размере и в сроки. На наш взгляд, последний договор вполне уместен для получения дополнительной прибыли, поскольку здесь речь идет о подвижном составе.

Вторую группу составляют договора, которые не имеют прямого отношения к организации пассажирских перевозок. Так, МУП КТТУ заключило договор №172 о выполнении работ по контролю технического состояния автомобилей перед выпуском на линию, предрейсовому и послерей-совому медосмотру водителей от 12 октября 2005г. с филиалом ОАО "СК" Прогресс-Гарант" в г. Краснодаре. В 2005 г. МУП КТТУ заключило договор на выполнение транспортно-экспедици-

онных операций с Краснодарской механизированной дистанцией погрузочно-разгрузочных работ Краснодарского отделения структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги-филиала ОАО "РЖД". По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Мы полагаем, что такого рода договоры, а они характерны для многих муниципальных образований, хотя и не противоречат законодательству, должны быть сведены к минимуму. Понятно, что это делается с целью получения доходов, необходимых для МУП КТТУ. Однако отвлечение трудовых и материальных ресурсов на такие "сторонние" договора вряд ли целесообразны. При этом заметим, что муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия. Движимым и недвижимым имуществом муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.

Таким образом, "сторонние" договора заключаются с санкции органа местного самоуправления. На наш взгляд, транспортная сфера является одной из образующих базу жизнедеятельности в любом муниципальном образовании. В этой связи целесообразно на уровне представительного органа местного самоуправления издать нормативно-правовой акт, регулирующий порядок заключения муниципальными транспортными унитарными предприятиями гражданско-правовых договоров, не связанных с основной деятельностью предприятия - с тем, чтобы избежать злоупотреблений и использовать принадлежащий всему муниципальному образованию ресурс для совершенствования работы по обеспечению населения муниципального образования пассажирскими перевозками.

______________________________________30

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2009 • № 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.