Научная статья на тему 'Доходы от акционирования унитарных предприятий в составе источников покрытия бюджетного дефицита муниципального образования'

Доходы от акционирования унитарных предприятий в составе источников покрытия бюджетного дефицита муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
533
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ГОРОДСКОЙ ОКРУГ / АКЦИИ / ПОКРЫТИЕ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Татаринцев М. Е.

В статье на основе анализа основных видов финансово-хозяйственной деятельности и характерных признаков муниципальных унитарных предприятий аргументируется вывод о значении доходов от акционирования унитарных предприятий, которые рассматриваются в качестве источника покрытия бюджетного дефицита муниципального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Доходы от акционирования унитарных предприятий в составе источников покрытия бюджетного дефицита муниципального образования»

Муниципальные финансы

Удк 336.2

доходы от акционирования унитарных предприятий в составе источников покрытия бюджетного дефицита муниципального образования

М Е. ТАТАРИНЦЕВ, аспирант кафедры экономики и финансов E-mail: [email protected] Волгоградская академия государственной службы

В статье на основе анализа основных видов финансово-хозяйственной деятельности и характерных признаков муниципальныхунитарныхпредприятий аргументируется вывод о значении доходов от акционирования унитарных предприятий, которые рассматриваются в качестве источника покрытия бюджетного дефицита муниципального образования.

Ключевые слова: муниципальное унитарное предприятие, городской округ, акции, покрытие дефицита бюджета.

Бведение

Управленческие элиты федерального, регионального, местного уровней пребывают под влиянием прорыночной концепции, которая говорит о том, что частная экономика существенно эффективнее государственной, а тем более, муниципальной. В этой связи в Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2012 г. определено, что состав государственного имущества должен отвечать полномочиям и функциям государства и структурным изменениям в соответствующих секторах экономики. Работа по сокращению перечня стратегических предприятий, не подлежащих приватизации, будет продолжена, акционирование федеральных государственных унитарных предприятий, не являющихся необходимыми для осуществления публичных полномочий, должно завершиться в 2012 г.1.

1 По материалам официального сайта Правительства РФ. URL: http://www.gov.ru.

Основные виды финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий и их характеристика

Все города, несмотря на свою историко-социаль-ную и архитектурно-географическую уникальность, очень похожи с точки зрения построения местной экономики. Муниципальное образование как публичная организация, производящая и предоставляющая общественные блага, располагает в результате собственного развития или наделяется вышестоящим уровнем власти определенным имуществом. Например, в едином реестре муниципальной собственности г. Перми по состоянию на 01.01.2008 было зарегистрировано 164 443 ед. имущества2 (85 547 муниципальных квартир, 3 765 зданий, 17 319 инженерных сетей протяженностью 4 329 км, 24 муниципальных предприятия, 591 муниципальное учреждение).

Первоначальная стоимость муниципального имущественного комплекса г. Перми в 2008 г. составляла 34 млрд 510,15 млн руб., в том числе:

— жилищный фонд оценивался в 12 150,0 млн руб.,

— нежилой фонд — 15 133,0 млн руб.,

— объекты инженерной инфраструктуры (тепловые, канализационные, водопроводные, электрические сети) — 2 273,0 млн руб.,

— сооружения (мосты, переходы и др.) — 158,0 млн руб.

2 По материалам официального сайта администрации г. Перми. URL: http://www gorodperm.ru.

Имущество, собственником которого является муниципальное образование, может использоваться в рамках общественно-полезной хозяйственной деятельности, как правило, в организационно-правовой форме муниципального унитарного предприятия (МУП). Уния принадлежности имущества такого предприятия единственному собственнику является его имманентным отличием от частных хозяйственных обществ. Так, в акционерном обществе, обществе с ограниченной ответственностью капитал может формироваться на партнерской, складочной основе несколькими участниками-учредителями. Унитарная конструкция, предусматривающая отделение собственности от управления, позволяет оберегать имущество муниципального образования от непрофессиональных либо недобросовестных действий руководителей предприятия. Однако деятельность МУПов довольно специфична.

Например, МУП «Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан» (далее — Предприятие) было создано в соответствии с постановлением главы администрации г. Уфы от 28.03.2002 № 1296 «Об организации предоставления жилищно-коммунальных услуг в г. Уфе». Предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Предприятие находится в ведомственном подчинении администрации городского округа г. Уфа. Собственником имущества Предприятия является муниципальное образование городской округ г. Уфа. Полномочия собственника Предприятия в части наделения его имуществом осуществляет комитет по управлению муниципальной собственностью администрации городского округа г. Уфа. Учредителем Предприятия является городской округ г. Уфа Республики Башкортостан в лице администрации городского округа.

Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, смету, расчетный и иные счета в банках, гербовую печать, содержащую его полное фирменное наименование и указание на место нахождения Предприятия. Предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, товарный знак.

Предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом на праве хозяйственного ведения. Предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника, а собственник не несет ответственности по обязательствам Предприятия, за исключением случаев,

муниципальные унитарные предприятия жкх и энергетики г. краснодара

Предприятие направление деятельности

МУП ЖКХ «Корсунское» Управление эксплуатацией жилого фонда

МУП «АТП по уборке города» Удаление и обработка твердых отходов

МУП «Снежинка» Физкультурно-оздоровительная деятельность

МУП «Дорблагоустройство» Удаление сточных вод, отходов и т. д.

МУП «Общежитие» Управление эксплуатацией жилого фонда

МУП «Ритуальные услуги» Организация похорон и предоставление связанных с ними услуг

МУП «Водоканал» Распределение воды

МУП «Тепловод» Производство пара и горячей воды (тепловой энергии)

предусмотренных законодательством Российской Федерации. Предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности3. Такой статус муниципальных предприятий — типовой.

В г. Краснодаре, например, МУП «Краснода-рагромаркет» осуществляет предоставление услуг сельхозтоваропроизводителям всех форм собственности по реализации сельскохозяйственной продукции, занимается организацией ярмарок. МУП «Совхоз декоративно-цветочных культур» выращивает и реализует цветочно-декоративные культуры преимущественно для парков и газонов города. Группировка муниципальных унитарных предприятий жилищно-коммунального хозяйства г. Краснодара4 представлена в таблице.

В ЖКХ Краснодара действуют еще 34 муниципальных унитарных предприятия, обеспечивающих ремонт и эксплуатацию жилья. Муниципальные унитарные предприятия городского округа ведут хозяйственную деятельность в узкоспецифичных сегментах социально-значимых услуг в рамках компактной местной территории.

Муниципальное унитарное предприятие «Теп-локоммунэнерго» в г. Ростове-на-Дону было создано решением исполнительного комитета Ростовского областного Совета депутатов трудящихся в 1966 г. как хозрасчетное предприятие объединенных котельных и тепловых сетей. Начав свою деятельность

3 По материалам официального сайта администрации г. Уфы. URL: http://www. ufacity. info.

4 По материалам официального сайта администрации

г. Краснодара. URL: http://www.krd.ru.

с одной котельной, более чем за 40 лет предприятие превратилось в мощное теплоэнергетическое подразделение городского хозяйства, которое совместно с департаментом ЖКХ и энергетики определяет единую политику в теплоснабжении города. В 2010 г. МУП «Теплокоммунэнерго» обслуживает 8 тепловых районов, имеющих на балансе 200 котельных суммарной мощностью более 1 100 Гкал/ч. Предприятие обеспечивает теплом более 35 % населения города. Стоимость основных фондов предприятия составляет более 320 млн руб. На предприятии работают более 1 500 чел.5.

Муниципальное унитарное предприятие «Чистый город» работает в целях поддержания чистоты и порядка на территории города и осуществляет сбор, вывоз и утилизацию всех твердых отходов потребления, образующихся в городе. Задачи этой организации следующие:

— обеспечение доступности услуг по вывозу твердых отходов;

— своевременный и качественный вывоз в полном объеме твердых отходов потребления;

— утилизация твердых отходов потребления, включая их первичную сепарацию на стадии сбора, сортировку и брикетирование на мусороперераба-тывающем комплексе, захоронение на полигоне6.

В г. Самаре МУП городского округа Самара «Трамвайно-троллейбусное управление», которое 25.02.2010 отметило 95 лет со дня открытия движения электрического трамвая в г. Самаре, по-прежнему ежедневно обеспечивает пассажирские перевозки, включая перевозку льготной категории пассажиров, которые оплачивают проезд только на 50 %, остальное доплачивает городской округ из собственного бюджета.

Также в г. Самаре начиная с 1927 г. городское бюро инвентаризации (ГБИ) занимается регистрацией всех текущих изменений домового фонда (снос, перепланировки, смена пользователей), инвентаризацией новостроек, снятием копий с планов, выдачей справок об оценке домов. В 2007 г. оно было переименовано в МУП городского округа Самара «Бюро реконструкции и развития» 7.

В настоящее время предприятие выполняет весь спектр геодезических работ, в их числе: геодезическая съемка дачных, земельных участков, домов, построек, гаражей, киосков, магазинов, производственных площадей для физических и юридических лиц.

5 По материалам официального сайта Администрации города Ростова-на-Дону. URL: http://www.rostov-gorod.ru.

6 Там же.

7 По материалам официального сайта администрации г. Самары. URL: http://www.city.samara.ru.

Кроме этого, оно занимается оформлением землеустроительных (межевых) дел земельных участков; выполняет описание границ земельных участков для их постановки на кадастровый учет, выполняет топографическую съемку местности и надземных и подземных инженерных сооружений8.

В г. Челябинске МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения» — одно из наиболее значимых предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность горожан. В 2006 г. предприятием при финансовой поддержке администрации г. Челябинска было приобретено 24 ед. спецтехники на сумму 27 млн руб. В основном это техника для аварийно-восстановительных работ на городских объектах водоснабжения и водоотведения (аварийные машины, экскаваторы, каналопромывочные машины, откачивающие комплексы). В течение 2007 г. из городского бюджета было выделено 31,7 млн руб. на приобретение специализированной техники, оборудования и материалов для данной организации.

В феврале 2010 г. в единственном питьевом источнике г. Челябинска были выявлены очаги фекальных загрязнений. Результаты экспертизы показали, что вода заражена термотолерантными колиформными бактериями и колифагами (бактериальными вирусами), уровень загрязнения не соответствует ГОСТу и гигиеническим требованиям. Для очистки питьевой воды от такого количества бактерий предприятию необходимо радикально изменить процедуру механической и химической обработки воды, что не было запланировано на ближайшие годы. На замену одних только фильтров для очистки воды от химических, бактериологических и паразитарных загрязнений потребуется не менее 200 млн руб.9.

В 2006 г. в г. Казани было создано МУП «Департамент продовольствия и социального питания г. Казани» для кардинального улучшения питания учащихся в школах города10.

По Программе модернизации школьного питания в г. Казани в 2006/07 учебном году был осуществлен перевод 30 школьных столовых, не отвечающих санитарным нормам, на современную технологию приготовления готовых завтраков и их транспортировку в пищеблоки. В 2007/08 учебном году были переведены на завоз готовых охлажденных завтраков еще 40 школьных столовых, что позволило довести объем выработки готовых

8 Там же.

9 По материалам официального сайта администрации г. Челябинска. URL: http://www.cheladmin.ru.

10 По материалам официального сайта администрации г. Казани. URL: http://www.kzn.ru.

завтраков до 21 тыс. ежедневно. Был открыт заготовочный блок школьного питания на 10 тыс. блюд и мучных изделий, что позволяет охватить горячим питанием 34 тыс. учащихся в 70 школах г. Казани. В рамках Программы по модернизации школьного питания по системе готовых завтраков в 2008 г. на эту систему переведено еще 60 школ города11.

В городскую программу «Здоровое питание детям» включено обеспечение учащихся начальных классов витаминизированным пакетированным молоком по 3 раза в неделю. Благодаря разработанному МУП «Департамент продовольствия и социального питания г. Казани» единому централизованному меню по одной стоимости удалось расширить ассортимент и разнообразить меню, включить в него фрукты, соки, овощи, при этом исключить газированные напитки, чипсы. В итоге проведения модернизации школьного питания уровень охвата горячим питанием составляет 100 % (для учащихся начальных классов) и 82,4 % (для всех обучающихся)12.

На основании приведенных примеров можно сформулировать специфические признаки, характерные для муниципальных унитарных предприятий:

1) бессрочная и непрерывная социально ориентированная финансово-хозяйственная деятельность в интересах местного населения;

2) ограниченность территории осуществления экономической деятельности границами муниципального образования с использованием преимущественно местных трудовых ресурсов;

3) сосредоточение основных видов финансово-хозяйственной деятельности в сфере повседневных бытовых потребностей граждан;

4) высокий уровень влияния качества выполняемых работ и услуг на жизнь и здоровье людей;

5) низкая значимость положительных (отрицательных) финансовых результатов экономической деятельности;

6) особое место и косвенное участие в системе местной власти и управления.

Выявленные характерные черты МУПов предопределяют мизерное значение каких-либо финансовых средств, вырученных в связи с преобразованием МУПов в частную форму (например открытого акционерного общества), по сравнению с их огромной социальной ролью, которая им отведена в судьбе муниципальных образований. Вместе с тем, по мнению автора, не существует такой финансово-

11 По материалам официального сайта администрации г. Казани. URL: http://www.kzn.ru.

12 Там же.

хозяйственной деятельности, которую не смогло бы организовать и бесперебойно осуществлять акционерное общество (общество с ограниченной ответственностью).

В Германии, например, коммунальное жилищное хозяйство существует на основе нескольких открытых акционерных компаний, контрольные пакеты акций которых принадлежат местным органам власти. Памятуя об исторической традиции заимствовать все немецкое, следует предполагать, что Россия движется в этом же направлении.

Французское унитарное государство является собственником всей жилищно-коммунальной инфраструктуры, но на базе этой собственности оно позволяет осуществлять предпринимательскую деятельность множеству частных компаний. В Великобритании все ЖКХ — частное.

Представляется, что в среднесрочной перспективе (до 2020 г.) количество муниципальных унитарных предприятий в крупных российских городах уменьшится в 2,5—3 раза. Прежде всего муниципальные образования будут преобразовывать в частные хозяйственные общества те свои предприятия, деятельность которых имеет относительно невысокий уровень влияния на жизнь и здоровье людей. В то же время, автор считает, что организационно-правовая форма хозяйствующего субъекта (муниципальное унитарное предприятие или открытое акционерное общество) не имеет прямой связи с его финансовыми результатами и экономической эффективностью. Любая компания как организация — это прежде всего человеческий коллектив, отдельные личности из которого могут относиться к своим трудовым обязанностям как с полной отдачей, так и недобросовестно, причем независимо от того, в компании какой формы они работают.

Акции, принадлежащие муниципальному образованию, как источник покрытия дефицита местного бюджета

Как было отмечено ранее, муниципальное образование как юридическое лицо, участвующее в экономической деятельности, является обыкновенным хозяйствующим субъектом, имеющим равные права с другими участниками. Свое собственное имущество муниципальное образование может использовать, например, оплатив им пакет акций существующего или вновь создаваемого открытого акционерного общества (первый вариант). Очевидно, что такой вариант возможен, если имущество, которым ведется расчет за акции, необходимо для

деятельности этого акционерного общества. Долгосрочная финансовая перспектива данной операции состоит в том, что муниципальное образование, став акционером, сможет постоянно получать в собственный бюджет неналоговые доходы в виде дивидендов, но только при наличии самой прибыли у акционерного общества и при условии, что собрание акционеров примет решение о ее выплате.

Второй вариант открывает краткосрочную финансовую перспективу — возможна единовременная продажа муниципальным образованием всего пакета полученных акций (части пакета) по рыночной стоимости. Такой источник относится к невозобновляемым финансовым источникам, а сам метод представляет собой отсроченную и усложненную продажу того же самого имущества, в обмен на которое получены акции. Следует принять во внимание, что рыночная цена акций может возрасти, тогда финансовый результат от их продажи окажется положительным, однако их цена может и упасть, тогда указанный финансовый результат для муниципального образования будет отрицательным. Особенностью предложенных вариантов является то, что имущество принадлежит муниципальной казне, т. е. оно не закреплено за муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями.

Оба представленных варианта вполне приемлемы для покрытия дефицита бюджета муниципального образования, однако ранее принадлежавшее ему имущество, в том числе и превращенное в акции, «уйдет» из муниципальной собственности. Денежные средства, вырученные в результате продажи акций, как и другие бюджетные доходы, мгновенно превратятся в расходы, направляемые на решение (финансирование) вопросов местного значения.

Отечественное законодательство трактует возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности муниципальных образований, как приватизацию. Существуют следующие способы приватизации муниципального имущества:

1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

2) продажа муниципального имущества на аукционе;

3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

4) конкурсная продажа муниципального имущества;

5) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

6) продажа муниципального имущества посредством публичного предложения;

7) продажа муниципального имущества без объявления цены;

8) внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

9) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Третий вариант — акционирование муниципального унитарного предприятия. Этот вариант основан прежде всего на федеральном законодательстве [2] и на некоторых традиционных стереотипах («экономических» предпосылках).

Полномочия хозяйственного ведения в отношении муниципального имущества, закрепленного за МУПами, реально осуществляются руководителями этих предприятий. Круг полномочий муниципального образования в отношении имущества, находящегося в его хозяйственном ведении, ограничен законом, и вмешательство органов местного самоуправления в хозяйственную деятельность унитарных предприятий (их руководителей) вне установленных рамок неправомерно. В отдельных случаях управление финансовыми потоками предприятий осуществляется бесконтрольно, при этом руководители МУПов не обязаны согласовывать свои решения с собственником имущества (за исключением вопросов распоряжения недвижимым имуществом), они самостоятельно принимают решения об использовании прибыли, в том числе, могут направлять ее на оплату договоров с третьими лицами. Что касается возможности применения к руководителям МУПов санкций по результатам хозяйственной деятельности предприятий в рамках Гражданского кодекса РФ, то эта возможность ограничена [1].

На примере приватизации жилищного треста МУП ЖКХ «Восток» в г. Электросталь Московской области проанализируем этапы приватизации муниципального унитарного предприятия:

1-й этап — принятие решения о приватизации МУП ЖКХ «Восток»;

2-й этап — подготовка МУП ЖКХ «Восток» к приватизации;

3-й этап — процедура создания открытого акционерного общества.

1-й этап. Инициатива в проведении приватизации муниципального имущества исходила от МУП ЖКХ «Восток», ее поддержала администрация города. МУП ЖКХ «Восток» подало заявку на приватизацию имущества предприятия в комитет по управлению муниципальным имуществом

г. Электросталь (далее — Комитет). Совет депутатов города утвердил порядок приема, регистрации и рассмотрения заявки на приватизацию, перечень документов, необходимых для рассмотрения заявки на приватизацию, и порядок принятия решения о приватизации, необходимые сроки и другие условия.

Глава г. Электросталь подписал постановление о преобразовании МУП ЖКХ «Восток» в открытое акционерное общество, 100 % акций которого будет находиться в муниципальной собственности.

Комитету было поручено создать комиссию по приватизации МУП и установить срок подготовки плана его приватизации. Были определены сроки проведения инвентаризации имущества, анализа и оценки финансово-экономического состояния унитарного предприятия, дебиторской и кредиторской задолженности МУП ЖКХ «Восток» в отношении всех его кредиторов и должников (включая обязательства, оспариваемые сторонами и накладывающие обременения на объект приватизации), а также были определены сроки разработки предложений по реструктуризации финансовых обязательств. МУП ЖКХ «Восток» было запрещено:

— совершать сделки с движимым имуществом, стоимость которого превышает 10 % балансовой стоимости активов МУП на дату утверждения его последнего балансового отчета, со дня принятия решения о преобразовании МУП в открытое акционерное общество и до момента его государственной регистрации без согласования с органами по управлению муниципальным имуществом;

— совершать сделки с недвижимым имуществом;

— увольнять более 10 % численности работников указанного предприятия до момента государственной регистрации открытого акционерного общества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одновременно предприятию было поручено подготовить пакет учредительных и необходимых локальных документов юридического лица, создаваемого при приватизации муниципального унитарного предприятия [1].

2-й этап. На этапе подготовки МУП ЖКХ «Восток» к приватизации была проведена проверка его финансово-хозяйственной деятельности. Комитетом по итогам инвентаризации имущества был сформирован перечень имущества МУП, входящего в состав приватизируемого имущественного комплекса, передаваемого в уставный капитал создаваемого открытого акционерного общества, а также сформирован перечень имущества, остав-

ляемого в собственности муниципального образования, в том числе имущества, не используемого в управленческой и производственной деятельности. К объектам, не вошедшим в перечень приватизируемого имущества, относятся жилищный фонд, объекты благоустройства, внешние сети. Также был составлен имущественный паспорт. В средствах массовой информации было опубликовано сообщение о приватизации муниципального имущества, а также сформирована комиссия по приватизации МУП ЖКХ «Восток», в состав которой вошли сотрудники администрации города, представители Совета депутатов г. Электросталь, представители работников МУП ЖКХ «Восток», представители профсоюза.

Для определения величины уставного капитала при преобразовании муниципального предприятия в открытое акционерное общество использовались данные баланса предприятия с учетом результатов переоценки основных фондов [1].

3-й этап. В МУП ЖКХ «Восток», после принятия решения главы города о приватизации, было проведено общее собрание трудового коллектива. Были выбраны представители предприятия, которые участвовали в подготовке проекта плана приватизации предприятия, предусматривающего:

— способ и сроки преобразования муниципального унитарного предприятия в открытое акционерное общество, 100 % акций которого находится в государственной или муниципальной собственности;

— величину уставного капитала открытого акционерного общества;

— перечень льгот, предоставляемых его работникам;

— категории (типы) акций открытого акционерного общества;

— номинальную стоимость указанных акций;

— способы и сроки продажи акций открытого акционерного общества [1].

На основании утвержденного Комитетом плана приватизации МУП ЖКХ «Восток» подготовило устав и пакет необходимых локальных документов юридического лица, создаваемого в процессе приватизации. Одновременно был подготовлен договор, содержащий условия о передаче в пользование акционерному обществу имущества, не внесенного в уставный капитал, но необходимого для осуществления уставной деятельности, а также проект договора на управление муниципальным жилищным фондом.

К моменту государственной регистрации открытого акционерного общества все его акции

были приобретены его единственным учредителем (органом по управлению муниципальным имуществом) в соответствии с решением об учреждении акционерного общества. Комитет сформировал органы управления созданного общества, определил персональный состав руководства. Полномочия высшего органа управления созданного общества (100 % акций которого закреплены в муниципальной собственности) — общего собрания акционеров — осуществляет от имени муниципального образования Комитет по управлению муниципальным имуществом. В итоге открытое акционерное общество «Восток сервис», образованное в процессе приватизации, заключило договор с администрацией города на управление муниципальным жилищным фондом.

Муниципальное образование как акционер может своими акциями, приобретенными от приватизации муниципального унитарного предприятия, долгосрочно владеть, получая часть прибыли открытого акционерного общества в виде дивидендов (первый вариант), либо может пакет своих акций (часть пакета) продать по рыночной стоимости на фондовой бирже или путем внебиржевой сделки (второй вариант).

Профессор Л. Н. Чернышов справедливо отмечает, что акционирование муниципальных унитарных предприятий должно было завершиться до 01.01.2006, но к 2010 г. только десятая часть предприятий (из 52 тыс. предприятий) изменила форму собственности и стала частными компаниями. Преобладающей формой частных предприятий, например в коммунальном комплексе, являются акционерные общества, которые создавались в процессе выведения объектов коммунальной инфраструктуры из имущественного комплекса при акционировании МУПов с участием местных администраций. Основной отличительной чертой акционирования при формировании таких обществ было включение или невключение объектов инженерной инфраструктуры в уставный капитал общества [3].

Так, например, малозначительность объемов доходов от акционирования унитарных предприятий в составе источников покрытия бюджетного дефицита муниципального образования подтверждается показателями по городскому округу Волгоград. В 2009 г. указанные доходы, в частности, составили следующие суммы: 1 950 000 тыс. руб.

Средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования

Основныеисточникипокрытиябюджетногодефицита муниципального образования

(получение кредитов от кредитных организаций); 1 446 680 тыс. руб. (размещение муниципальных облигаций); 384 411 тыс. руб. (уменьшение остатка денежных средств бюджета); 55 136 тыс. руб. (средства от продажи акций, ранее полученных от приватизации муниципальных унитарных пред-приятий)13.

Основные источники покрытия бюджетного дефицита муниципального образования представлены на рисунке.

Таким образом, доход от акционирования унитарных предприятий в составе источников покрытия бюджетного дефицита муниципального образования является малозначительным и невозобновляемым финансовым источником, составляющим не более 5 % от итоговой суммы покрытия недостатка доходов. Традиционное методологическое обоснование неизбежности акционирования муниципальных унитарных предприятий является весьма спорным и не учитывает их специфические характеристики, которые неразрывно связаны с финансовым обеспечением местного самоуправления.

Список литературы

1. Барботько О. Е. Акционирование муниципального жилищного предприятия. URL: http://www. urbaneconomics.ru.

2. О приватизации государственного и муниципального имущества: Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ.

3. Чернышов Л. Н. Партнерство государственного и частного сектора в коммунальной сфере России. URL: http:// www.RIPS.ru.

13 По материалам официального сайта администрации г. Волгограда. URL: http://www. Volgadmin. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.