3. Борисова О.В. Традиционность и новизна технических приемов в главе 21 УК РФ. В сб.: Проблемы юридической техники /под ред. проф. В.М. Баранова. Н. Новгород, 2007.
4. Джинджолия Р., Аджинджал А. Уголовное право Абхазии. Общая часть. Учебное пособие. Москва-Сухум, 2013.
5. Бойцов А.И. Преступления против собственности. СПб, 2008.
I.A. Avramenko
THEFT OF ITEMS HAVING A SPECIAL VALUE: A RETROSPECTIVE ANALYSIS
This article takes a look at the questions forming periods of criminal liability for theft of items having a special value. Examines some signs that characterize the subjects as being particularly valuable.
Keywords: objects that have special value, theft, forms of theft, offences against property. УДК 338
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ УНИТАРНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД
ОРЕНБУРГ»)
Ахмадулина Айгуль Тахировна, научный руководитель, старший преподаватель (e-mail: [email protected]) Скрынникова Ольга Васильевна, студент Оренбургский государственный университет, г.Оренбург, Россия
(e-mail: [email protected])
В данной статье проведен анализ эффективности управления муниципальными унитарными предприятиями в муниципальном образовании «город Оренбург». Обозначены положительные примеры деятельности некоторых предприятий и, напротив, сделан акцент на убыточные муниципальные казенные предприятия. Даны рекомендации по повышению эффективности управления муниципальным имуществом.
Ключевые слова: муниципальное предприятие, муниципальная собственность, муниципальное имущество, муниципальное образование, эффективность.
Одной из актуальных проблем реализации функций органов местного самоуправления является проблема эффективности управления муниципальной собственностью, выступающей экономической основой местного самоуправления. Помимо этого, она служит основой удовлетворения общественных интересов и коллективных потребностей местного сообщества, в чем заключается ее социальное значение.
В связи с этим, задача эффективного управления и распоряжения муниципальной собственностью в настоящее время является одной из приоритетных в экономической политике муниципалитетов.
Круг объектов муниципальной собственности широк, что наглядно показано на рисунке 1, при этом, следует отметить, что особую значимость для муниципальных образований представляет муниципальное имущество в виде муниципальных унитарных предприятий, выполняющих подавляющую часть муниципальных услуг, исполнение которых, в свою очередь, составляет суть хозяйственной деятельности местного самоуправления.
Рисунок 1 - Классификация объектов муниципальной собственности
В настоящее время в городе Оренбург функционирует 8 предприятий муниципальной формы собственности, отраженных в таблице 1, три из которых - казенных. К сожалению, на протяжении, по крайней мере, десяти лет количество муниципальных предприятий в Оренбурге снижается с каждым годом (в 2006 году насчитывалось 28, в 2009 - 18, а в 2012 году их стало 11). [2]
На современном этапе эффективность управления муниципальным имуществом, как и муниципальной собственностью в целом, оценивается исходя из динамики доходов, то есть чисто количественным способом.
С данной точки зрения успешно осуществляет деятельность муниципальное унитарное предприятие (МУП) города Оренбурга «Городские объекты инженерной инфраструктуры». [1]
Здесь же следует указать МУП «Муниципальный имущественный фонд», участвующий в реализации трех инвестиционных проектов (объекты будут сданы в аренду с целью получения дохода, который планируется направить на улучшение муниципальной собственности, в частности ремонт помещений, реконструкция и строительство новых объектов).
Таблица 1 - Перечень муниципальных предприятий муниципального _образования «город Оренбург»_
№ п/п Название предприятия Осуществляемый вид деятельности
1 2 3
1 МКП «Общепит» общественное питание
2 МУП «Оренбург- функции «заказчика» по строительству жилых, нежи-
Центр» лых и производственных объектов
3 МУП «Комбинат бы- организация похорон и предоставление связанных с
товых услуг» ними услуг; банные услуги
4 МУП «Муниципаль- инвестиционная деятельность, функции «заказчика» по
ный имущественный капитальному и текущему ремонту нежилых муници-
фонд» пальных объектов; предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде недвижимого имущества
5 МУП « Комбинат деятельность столовых при предприятиях и учрежде-
школьного питания ниях
«Огонек»
6 МКП «Оренбургские автобусные пассажирские перевозки на городских
пассажирские пере- маршрутах
возки»
7 МУП «Городские организация, техническое руководство и контроль за
объекты инженерной целевым использованием, привлечение инвестиций в
инфраструктуры» муниципальные объекты теплоснабжения и электрические сети
8 МКП «Оренбургский деятельность троллейбусных пассажирских перевозок
городской пассажир- на городских маршрутах
ский транспорт»
Но не все предприятия, находящиеся в собственности муниципального образования «городской округ Оренбург» функционируют успешно - убыточными остаются муниципальные казенные предприятия (МКП «Общепит», МКП «Оренбургские пассажирские перевозки», МКП «Оренбургский городской пассажирский транспорт»), чему есть объяснение, заключающееся в порядке финансирования, предусматривающим оплату выполненных предприятиями работ в следующем за отчетным периодом месяце [1].
Необходимо выделить, что также не лучшим образом складывается финансовое состояние МУП «Комбинат бытовых услуг». В данном случае нерентабельная деятельность предприятия объясняется убыточностью банных услуг.
Ситуация такова, что их тарифы утверждаются Оренбургским городским Советом и в размерном соотношении находятся ниже себестоимости оказания банных услуг, поэтому значительные денежные средства, полученные от реализации ритуальных услуг, отвлекаются на авансовые платежи по коммунальным услугам и ремонтные работы в банях. В целях недопущения дальнейшего ухудшения экономики предприятия предлагается
в муниципальной собственности оставить наиболее рентабельные бани -необходима реализация задачи, поставленной административной реформой, в сокращении числа унитарных предприятий с сохранением за ними только имущества, необходимого для осуществления публичных функций с использованием различных организационно-правовых форм ведения муниципального хозяйства.
В настоящее время органами муниципальной власти прорабатывается проблема объединения МКП «Оренбургский городской пассажирский транспорт» и МКП «Оренбургские пассажирские перевозки». По уточненным подсчетам для реорганизации необходимы колоссальные затраты из бюджета города Оренбурга (более 45 млн. руб. дополнительных средств) -рассматривается вопрос о целесообразности объединения транспортных предприятий.
Что касается доходности муниципальных предприятий Оренбурга, то, как правило, установленное задание по перечислению неналоговых платежей в виде части чистой прибыли унитарными предприятиями выполняется в полном объеме. Динамика показателя чистой прибыли МУПов города Оренбург представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 - Динамика показателя чистой прибыли МУП города Оренбург
в 2009-2014 гг
Существенное падение показателя чистой прибыли, как видно по данным рисунка, приходится на 2012 год, что объясняется созданием резервного фонда в размере 12 млн. руб. МУПа «Муниципальный имущественный фонд» для осуществления ремонтных работ объекта культурного наследия (в настоящее время по данному объекту ремонтные работы завершены). [1]
Однако только динамика доходов от использования муниципального имущества не может служить единственным критерием эффективности его использования, поскольку помимо эффективного управления имуществом (с точки зрения извлечения доходов) местное самоуправление как публич-
но-правовое образование обязано выполнять функции, которые определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Существует точка зрения, что в отношении объектов муниципальной собственности следует оценивать не столько степень эффективности, сколько степень целесообразности использования.
Но поскольку осуществляется оценка именно эффективности, то подчеркнем, что ее необходимо оценивать уровнем удовлетворенности всех заинтересованных сторон в решении тех или иных проблем (в первую очередь речь идет о населении как получателе муниципальных услуг), так как сделать это лишь количественными методами невозможно.
В связи с этим в первую очередь рекомендуется законодательное закрепление критериев и показателей оценки эффективности и качества управления муниципальным имуществом и муниципальной собственностью в целом.
Другая причина низкой эффективности управления муниципальной собственностью, в частности муниципальным имуществом, кроется в человеческих ресурсах. С одной стороны - это население муниципального образования с низкой активностью и неготовностью участия в решении вопросов местного значения, а с другой - неумелое, неквалифицированное содержание и использование объектов муниципальной собственности.
Управление муниципальной собственностью настолько тонкая сфера деятельности, полная особенностей и нюансов, требующая определенных знаний, что для осуществления деятельности в ней необходима специальная подготовка - как минимум, это повышение квалификации муниципальных служащих, строгий общественный контроль, оценка деятельности. Максимум - отдельное направление подготовки, как с недавнего времени существует, например, квалификация контрактного управляющего (осуществляет деятельность в сфере общественных закупок).
Другой аспект проблемы, о котором указано немного ранее - население, являющееся субъектом муниципальной собственности, но выходит так, что оно не заинтересованно в выражении своего мнения по поводу использования муниципального имущества.
Рекомендуется создать условия для того, чтобы граждане могли реализовать свое право на участие в местном самоуправлении, в частности, в разработке и принятии решений, связанных с использованием объектов муниципальной собственности. Для решения данной задачи необходимо предоставить жителям возможность участвовать в процессе проектирования плановых документов, осуществляя открытую дискуссию, обеспечивая доступ в сети Интернет к проектам плановых документов на официальных сайтах муниципальных образований. Важна также поддержка различных общественных проектов по развитию муниципальных образований.
Безусловно, многое в данном направлении зависит от деятельности органов местного самоуправления, в то время как именно им нужно содейст-
вовать участию граждан в жизнедеятельности муниципального образования, обеспечивая открытость и прозрачность своей деятельности, но особенно необходимо сформировать эффективный механизм регулярного взаимодействия, обратной связи между представителями местной власти и населением.
Для решения данной проблемы можно также использовать зарубежный опыт. Подходы к этой проблеме интересны в Федеративной Республике Германии, где граждане очень активно участвуют в местном самоуправлении и это приветствуется. Показательно, что «...в Германии собственные обязательные и делегированные дела составляют 80-90% от общего объема дел, выполняемых местными органами» [3].
Таким образом, в настоящее время существует совокупность причин, порождающих низкую эффективность управления муниципальной собственностью, но искоренить эти проблемы возможно, применяя комплексный, системный подход к их решению, руководствуясь положением о том, что конечной целью деятельности органов местного самоуправления является удовлетворение потребностей граждан местного сообщества и повышение уровня и качества их жизни.
Список литературы
1. Об оценке финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий за 2014 год и перспективах на 2015 год : отчет администрации города Оренбурга // город Оренбург: официальный портал, 2010-2016. - Режим доступа: oren-burg.ru/kpuigo/about/otchety/Itogi za 2014.docx
2. Список подведомственных организаций : администрация города Оренбурга // город Оренбург: официальный портал, 2010-2016. - Режим доступа: http://www.orenburg.ru/ power/ administration/ the_list_of_subordinate_ organizations/ spisok_ podvedomstvennykh_organizatsiy/
3. Третьякова, А.В. Повышение эффективности управления муниципальной собственностью как фактор пополнения доходной базы местных бюджетов / А.В. Третьякова // Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова.Вступление.Путь в науку, Известия Оренбургского государственного аграрного университета, 2015. - № 1-2. - С. 71-84.
Ahmadullina Aigul Tahirovna, Research Manager,Senior Lecturer
Orenburg State University, Orenburg, Russia
(E-mail: [email protected])
Skrynnikova Olga, a student
Orenburg State University, Orenburg, Russia
(E-mail: [email protected])
EVALUATION OF MANAGEMENT municipal unitary enterprises (ON THE EXAMPLE OF THE MUNICIPALITY "CITY DISTRICT ORENBURG")
Abstract: This article analyzes the municipal unitary enterprises management in the municipality "Borough of Orenburg." Marked positive examples of some enterprises and, on the other hand, focuses on the loss-making state-owned municipal enterprise. Recommendations to improve the efficiency of municipal property management.
Keywords: municipal enterprise, municipal property, municipal property, municipality, efficiency.