социальных работников (организация семейных праздников, до-суговых мероприятий и т. д):
- взаимодействие с административными органами района;
- содействие увеличению количества семейных детских садов в городе, предоставление рабочих мест матерям, освоившим просветительский курс;
- реклама для жителей района по набору детей дошкольного возраста в семейные детские сады;
- тесное сотрудничество родительской школы с ДОУ и образовательными школами;
- тесное взаимодействие с центром занятости.
Результатами педагогической деятельности родительской
школы предполагается считать (по окончании каждого учебного года):
- краткосрочный результат: выполнение аналитической работы, классификация семей по возрастному диапазону, образованию, социальному статусу; особенностям поведенческих родительских стереотипов; особенностям материнских установок у женщин; характеру детско-родительских проблем; проведение работы по профилактике и коррекции психологических семейных проблем на основе выводов, полученных в ходе аналитических разработок; проведение курса лекций и практических семинаров для матерей, по ознакомлению их с лучшими традиционными и инновационными воспитательными отечественными и зарубежными методиками; осуществление трудоустройства матерей, успешно освоивших лекционный материал и практические занятия, без отрыва от ухода и присмотра за своим ребёнком на социально-значимую работу на должности воспитателей в семейные детские сады района, помощников педагогов социально-досуго-вых центров, помощников социальных работников (организация семейных праздников, досуговых мероприятий и т. д).
- среднесрочный результат: повышение в семьях родительской компетентности; получение возможности женщинам-матерям трудоустроиться без отрыва от ухода и присмотра за своим ребёнком на социально-значимую работу, что решает вопрос с их личностным самовыражением и финансовым обеспечением; благодаря обученным мамам, появляется возможность разместить в семейных детских садах города около 800 детей дошкольного возраста (в среднем по 5 человек детей на одну маму-воспитательницу), что особенно актуально сегодня при наличии очередей в ДОУ.
Показателями (критериями) для оценки результативности деятельности родительской школы считаются:
Библиографический список
- повышение уровня информированности аудитории по вопросам и темам, обсуждаемым в ходе обучения;
- формирование установок на изменение поведения, отношения к детям, близким, улучшение детско-родительских отношений в семье.
Оценка деятельности родительской школы, как процесса, может осуществляться по следующим критериям:
- эмоциональное состояние участников (комфортность);
- опрос обучающихся с целью определение «сильных» и «слабых» блоков (информационных и практических). Для этой работы используются: обсуждение с персональными высказываниями, анкетирование, заметки специалиста, проводившего занятия, «интервью-выход»;
- количество привлечённых пап и других родственников в ходе обучения;
- популярность родительской школы среди населения (привлечение к занятиям других семей в течение учебного года);
- желание и уверенность мам реализовать себя в социально-значимой роли по окончанию обучения;
- количество трудоустроенных мам по окончанию обучения.
По окончании каждого учебного года осуществляется подведение итогов работы, а также планирование дальнейшей активной деятельности в более широком масштабе с углубленным изучением того теоретического материала и практических навыков, которыми желают овладеть сами родители.
Родительское участие в различных мероприятиях можно классифицировать по нескольким критериям, в том числе по целевой направленности:
- создание для своего ребёнка фактом родительского присутствия психологически комфортных условий при процессе ознакомления с новым материалом;
- демонстрация для своего ребёнка для решения поставленной задачи;
- наглядного поведенческого примера для подражания;
- обеспечение индивидуальным творческим пространством во время групповых занятий;
- оказание помощи своему ребёнку в спектре упражнений, ориентированных на зону ближайшего развития ребёнка;
- содействие закреплению на эмоциональном уровне образца успешности;
- демонстрация для остальных присутствующих детей примера многовариантности решения поставленной задачи [5].
1. Козилова Л.В., Мавродиева Н.В. Стандарты компетенций педагогов в образовательной организации: примеры описания. Преемственность в образовании. 2014; 6 (11).
2. Удалова А.С. Родительская компетентность как актуальная проблема современного образования. Непрерывное педагогическое образование. 2014; 9.
3. Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? Начальная школа: плюс - минус. 2001; 1.
4. Домрачева С.А., Морова Н.С. Повышение профессиональной родительской компетентности в социальном воспитании детей в возрасте от 3 до 6 лет: учебное пособие. Москва: 2013.
5. Ульянова И.Н. Влияние совместной детско-родительской деятельности на развитие интеллекта дошкольника. Сборник научных статей МГГУ имени М.А. Шолохова. Москва: МГГУ имени М.А. Шолохова, 2014; Выпуск 1: 121 - 126.
References
1. Kozilova L.V., Mavrodieva N.V. Standarty kompetencij pedagogov v obrazovatel'noj organizacii: primery opisaniya. Preemstvennost' v obrazovanii. 2014; 6 (11).
2. Udalova A.S. Roditel'skaya kompetentnost' kak aktual'naya problema sovremennogo obrazovaniya. Nepreryvnoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2014; 9.
3. Leont'ev A.A. Chto takoe deyatel'nostnyj podhod v obrazovanii? Nachal'naya shkola: plyus - minus. 2001; 1.
4. Domracheva S.A., Morova N.S. Povyshenie professional'noj roditel'skoj kompetentnosti v social'nom vospitanii detej v vozraste ot 3 do 6 let: uchebnoe posobie. Moskva: 2013.
5. Ul'yanova I.N. Vliyanie sovmestnoj detsko-roditel'skoj deyatel'nosti na razvitie intellekta doshkol'nika. Sbornik nauchnyh statej MGGU imeni M.A. Sholohova. Moskva: MGGU imeni M.A. Sholohova, 2014; Vypusk 1: 121 - 126.
Статья поступила в редакцию 21.06.15
УДК 371
Agaragimova V.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University,
E-mail: [email protected]
Kabardieva F.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), teaching assistant, Dagestan State Pedagogical University,
E-mail: [email protected]
MULTITHERAPY AS A METHOD OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE PROCESS OF SOCIALIZATION OF ORPHANS.
The article is devoted to the problem of socialization of young orphans. A special emphasis is placed on the possibilities of multith-
erapy in the process of the educational support provided for them. The article presents the competencies that enable multitherapy
effectively form the active position. The authors concluded that the systematic use of the methods of art therapy will be of great ped-
agogical effect. Using a variety of techniques that can be positioned orphans to verbal communication in a supportive atmosphere of creativity and collaboration that promotes the development of communication skills, the acquisition of positive experience, moral development of the individual. The research is based on personal experience; the authors consider multitherapy as an innovative pedagogical technology of socialization of children in an orphanage.
Key words: pedagogical support, multitherapy, socialization of children.
В.К. Агарагимова, канд. пед. наук, доц. факультета социальной педагогики и психологи, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
Ф.А. Кабардиева, канд. пед. наук, ассистент факультета социальной педагогики и психологии, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
МУЛЬТТЕРАПИЯ КАК МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ
Статья посвящена проблеме социализации детей-сирот. Особый акцент делается на использовании возможностей мульт-терапии в данном процессе. В статье приводятся компетенции, позволяющие мульттерапии эффективно формировать активную позицию. Авторы пришли к выводу, что систематическое использование методов арт-терапии будет иметь большой педагогический эффект. При этом, используя разнообразные приёмы, можно расположить детей-сирот к вербальной коммуникации в благоприятной атмосфере творчества и сотрудничества, что способствует выработке навыков общения, приобретению позитивного опыта, нравственному развитию личности. На основе личного опыта, авторы рассматривают мульттерапию как педагогическую инновационную технологию социализации детей в условиях детского дома Ключевые слова: педагогическая поддержка, мульттерапия, социализация воспитанников детского дома.
Социализация детей-сирот в условиях школы-интерната представляет собой сложную многоаспектную проблему, которая отражает состояние социально-педагогической запущенности такого ребенка, вызванной системы деформацией детско-ро-дительских отношений, материнской и отцовской депривацией, а также специфическими условиями социальной ситуации развития в условиях государственного учреждения [1; 2]. Одна из основных задач - научить самостоятельной работе и взаимодействию с другими людьми не в ходе проведения благотворительных акций, а при условии постоянной основы. Очень часто у детей детских домов наблюдаются нападение и защита как поведенческие реакции, отсутствие чувства ответственности и интереса к саморазвитию [3].
Одной из задач педагогической поддержки процесса социализации и творческого развития детей-сирот в условиях школы-интерната нами была определена арт-терапевтическая программа на основе мульттерапии, способствующая развитию социально-психологических качеств личности, социальной адаптации к условиям жизни в школе-интернате, а также содействию в формировании и развитии системы межличностных отношений в образовательном пространстве школы-интерната. Оказание арт-терапевтической поддержки детей-сирот основано на принципах доступности, научной обоснованности, системности, индивидуального и дифференцированного подхода.
Использование искусства в качестве средства решения проблем не является новым и в настоящее время доказательная база, связанная с изучением положительных эффектов изобразительного творчества пополняется. В тоже время сохраняется необходимость в активизации исследований положительного воздействия искусства [3].
Мульттерапия является своеобразным развитием идеи педагогической коррекции средствами изобразительной деятельности, помогает разрешать эмоциональные проблемы, скорректировать некоторые физиологические состояния [3]. Она представляет собой создание подростком индивидуально и в группе серии мультипликационных фильмов, при этом необходимо отметить, что этот процесс длительный и трудоемкий, что способствует развитию у детей упорства и целеустремленности, оптимизиции личностных ресурсов, укреплению психического здоровья. Следует отметить, что мульттерапия как арт-терапев-тическая техника, ориентирована на эмоциональную поддержку, достижение изменений в психологическом самоощущении и выработку у детей гуманных моделей поведения с учетом реальностей окружающего мира [5]. Преимуществами мульттерапии как арт-терапевтической техники можно назвать:
- решение мотивационных проблем детей, так как возможность создать свой мультфильм позволяет ощутить причастность к интересному коллективному делу;
- комплексный характер творческой мульттерапевтической деятельности (изобразительная деятельность, музыка, литература, компьютерные технологии) обучают работе с различными техниками;
- анимационный элемент и возможность озвучивания собственными различными голосами вызывает положительные эмоции участников;
- достижение достаточно быстрого во времени результата деятельности.
Так как мультерапия представляет собой активную деятельность, то она позволяет сформировать следующие компетенции:
- творческие, способствующие развитию инновационных идей;
- ценностно-смысловые, прививающие моральные ценности общества;
- общекультурные, раскрывающие культурно-исторический опыт народов;
- коммуникативные компетенции, позволяющие понимать и принимать различные способы позитивного взаимодействия с окружающим миром;
- компьютерные компетенции, информирующие об опыте использования современных технологий.
Технически это имеет следующий вид: на занятиях подростки получают задание выполнить комикс на заданную тему. Дети работают в технике живописи, коллажа, фотографии, лепки, осваивают компьютерные программы.
С помощью преподавателя информатики работы сканируются и переводятся в цифровой формат, позволяющий использовать их в программе Windows Lives. Наложение музыки, речевой озвучки (либо титров и субтитров) позволяет создать импровизированные мультипликационные фильмы.
Длительность работы над заданием, необходимость прорисовывания большого количества деталей, несомненный интерес подростков к современным информационным технологиям и возможность выложить собственное произведение на YouTube способствует высокой мотивации участия в мульттерапии. При работе в команде занятие начинается с выбора тематики и дети начинают придумывать различные истории, при этом необходимо наличие положительных и отрицательных героев, позволяющее выстраивать линии сюжета.
Одним из вариантов помощи в создании социального сюжета является деятельность социального театра, организованного студентами Дагестанского государственного педагогического университета. Суть предлагаемых театральных технологий - в проигрывании волонтёрами перед воспитанниками школы-интерната жизненных ситуаций и в последующем обсуждении увиденного со зрителями, которые могут задавать вопросы тому или иному сценическому герою, посоветовать или высказать свое мнения по данной ситуации. Зритель имеет возможность осознать те проблемы, которые стоят перед отрицательным персонажем, задается вопросом о своем собственном поведении в описываемой ситуации. Технология работает по принципу «равный - равному», когда молодые люди (волонтеры) в процессе сценического опыта ищут вместе со своими сверстниками выходы из разыгрываемых ситуаций, которые они предпочтительно выбирают из собственного опыта.
Театральные технологии позволяют через эмоциональное отреагирование опыта, проигрываемого на сцене, осознать значимость тех социальных ситуаций, которые сегодня переживают молодые люди, получить некоторый смоделированный актерами-волонтерами позитивный вариант решения собственных проблем, экстраполировать этот опыт в собственную реальность и создать значимый мультипликационный сериал.
Фактически, круг театрализованных волонтерами проблем может быть весьма обширен - в зависимости от личного опыта добровольцев-волонтеров, участвующих в сценическом действии и их стремления найти выходы из ситуаций, которые они, возможно, и не пережили, но хотели бы обсудить со зрителями. Разыгрываемые ситуации могут и не нести негативного контекста, а быть направлены на формирование позитивного
Библиографический список
мировоззрения молодежи. При этом на сцене демонстрируются положительные образцы поведения, которые в дальнейшем обсуждаются со зрителями. Следует отметить, что по степени эмоционального воздействия они гораздо меньше заинтересовывают воспитанников школы-интерната, поэтому, обычно, позитивная ситуация работает только в совокупности с двумя-тремя негативными.
Таким образом, используя разнообразные приемы, побуждающие детей-сирот к вербальной коммуникации в благоприятной атмосфере творчества и сотрудничества, что способствует выработке навыков общения, приобретению позитивного опыта, нравственному развитию личности. Поэтому мы рассматриваем мульттерапию как педагогическую инновационную технологию социализации детей в условиях детского дома.
1. Кабардиева Ф.А. Педагогические условия социализации детей-сирот в условиях школы-интерната. Махачкала, 2015.
2. Петров С.М. Детский дом-школа для детей-сирот в новом образовательном пространстве (из опыта работы). Дефектология. 2001; 1.
3. Агарагимова В.К., Гасанова С.С.-Г., Кабардиева Ф.А. Арт-терапевтическое сопровождение инклюзивного образования. Мир науки, культуры, образования. 2015; 3 (52).
4. Копытин А.И. Системная арт-терапия. Санкт-Петербург: Питер, 2001.
5. Лебедева Л.Д. Арт-терапия в педагогике. Педагогика. 2000; 9.
References
1. Kabardieva F.A. Pedagogicheskie usloviya socializacii detej-sirot v usloviyah shkoly-internata. Mahachkala, 2015.
2. Petrov S.M. Detskij dom-shkola dlya detej-sirot v novom obrazovatel'nom prostranstve (iz opyta raboty). Defektologiya. 2001; 1.
3. Agaragimova V.K., Gasanova S.S.-G., Kabardieva F.A. Art-terapevticheskoe soprovozhdenie inklyuzivnogo obrazovaniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 3 (52).
4. Kopytin A.I. Sistemnaya art-terapiya. Sankt-Peterburg: Piter, 2001.
5. Lebedeva L.D. Art-terapiya v pedagogike. Pedagogika. 2000; 9.
Статья поступила в редакцию 10.07.15
УДК 372.881.111.1
Galishnikova E.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Institute of Management, Finance and Economics, Kazan (Volga region) Federal University (Kazan, Russia), Е-mail: [email protected]
Khafizova L.V., senior teacher, Institute of Management, Finance and Economics, Kazan (Volga region) Federal University (Kazan, Russia), Е-mail: [email protected]
SIMULATION OF LOCAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO STUDENTS. The
article studies the formation of foreign language communicative competence of students in the framework of multi-level training at a university. A review of national and foreign sources served as a basis to conclude that a systematic approach enables to study, design and simulate the educational environment as a structure (system). The paper defines the local educational environment as part of the complicated educational space as it is a versatile system or a unity of interconnected structural components. Creating a local educational environment involves teacher modeling as a strategy which is aimed at educational goals and such components as content, procedural, performance. For the first time in the pedagogical literature the authors design a model of the local foreign language educational environment in order to choose the vector of its development. Components of the model, their characteristics and relationships are identified. It is shown that on the basis of this model, it is possible to monitor the learning process with a view to further improvement.
Key words: local educational environment; systems approach; structural components; pedagogical modeling; foreign language communicative competence; foreign language training.
Е.М. Галишникова, д-р пед. наук, проф. каф. иностранных языков в сфере экономики, бизнеса и финансов Института управления, экономики и финансов, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Е-mail: [email protected]
Л.В. Хафизова, ст. преп. каф. иностранных языков в сфере экономики, бизнеса и финансов Института управления, экономики и финансов, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Е-mail: [email protected]
МОДЕЛИРОВАНИЕ ЛОКАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
Статья посвящена вопросам формирования иноязычных коммуникативных компетенций студентов в рамках многоуровневой подготовки в университете. Выполнен обзор отечественных и зарубежных источников, на основе которого сделан вывод о том, что системный подход позволяет изучать, проектировать и моделировать образовательную среду как некую структуру (систему). Дано определение локальной образовательной среды, как части образовательного пространства, которое, обладает большой мерой сложности, поскольку представляет собой многофункциональную систему - единство взаимосвязанных структурных компонентов. Создание локальной образовательной среды предполагает педагогическое моделирование как стратегию, во главе которой стоят цели образования и такие компоненты как содержательный, процессуальный, результативный. Авторы впервые в педагогической литературе проектируют модель иноязычной локальной образовательной среды с целью выбора вектора ее совершенствования. Выделены компоненты модели, их характеристики и взаимосвязи. Показано, что на основе данной модели можно осуществлять мониторинг учебного процесса с целью его дальнейшего совершенствования.
Ключевые слова: локальная образовательная среда; системный подход; структурные компоненты; педагогическое моделирование; иноязычная коммуникативная компетенция; иноязычная подготовка.