Театральные технологии позволяют через эмоциональное отреагирование опыта, проигрываемого на сцене, осознать значимость тех социальных ситуаций, которые сегодня переживают молодые люди, получить некоторый смоделированный актерами-волонтерами позитивный вариант решения собственных проблем, экстраполировать этот опыт в собственную реальность и создать значимый мультипликационный сериал.
Фактически, круг театрализованных волонтерами проблем может быть весьма обширен - в зависимости от личного опыта добровольцев-волонтеров, участвующих в сценическом действии и их стремления найти выходы из ситуаций, которые они, возможно, и не пережили, но хотели бы обсудить со зрителями. Разыгрываемые ситуации могут и не нести негативного контекста, а быть направлены на формирование позитивного
Библиографический список
мировоззрения молодежи. При этом на сцене демонстрируются положительные образцы поведения, которые в дальнейшем обсуждаются со зрителями. Следует отметить, что по степени эмоционального воздействия они гораздо меньше заинтересовывают воспитанников школы-интерната, поэтому, обычно, позитивная ситуация работает только в совокупности с двумя-тремя негативными.
Таким образом, используя разнообразные приемы, побуждающие детей-сирот к вербальной коммуникации в благоприятной атмосфере творчества и сотрудничества, что способствует выработке навыков общения, приобретению позитивного опыта, нравственному развитию личности. Поэтому мы рассматриваем мульттерапию как педагогическую инновационную технологию социализации детей в условиях детского дома.
1. Кабардиева Ф.А. Педагогические условия социализации детей-сирот в условиях школы-интерната. Махачкала, 2015.
2. Петров С.М. Детский дом-школа для детей-сирот в новом образовательном пространстве (из опыта работы). Дефектология. 2001; 1.
3. Агарагимова В.К., Гасанова С.С.-Г., Кабардиева Ф.А. Арт-терапевтическое сопровождение инклюзивного образования. Мир науки, культуры, образования. 2015; 3 (52).
4. Копытин А.И. Системная арт-терапия. Санкт-Петербург: Питер, 2001.
5. Лебедева Л.Д. Арт-терапия в педагогике. Педагогика. 2000; 9.
References
1. Kabardieva F.A. Pedagogicheskie usloviya socializacii detej-sirot v usloviyah shkoly-internata. Mahachkala, 2015.
2. Petrov S.M. Detskij dom-shkola dlya detej-sirot v novom obrazovatel'nom prostranstve (iz opyta raboty). Defektologiya. 2001; 1.
3. Agaragimova V.K., Gasanova S.S.-G., Kabardieva F.A. Art-terapevticheskoe soprovozhdenie inklyuzivnogo obrazovaniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 3 (52).
4. Kopytin A.I. Sistemnaya art-terapiya. Sankt-Peterburg: Piter, 2001.
5. Lebedeva L.D. Art-terapiya v pedagogike. Pedagogika. 2000; 9.
Статья поступила в редакцию 10.07.15
УДК 372.881.111.1
Galishnikova E.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Institute of Management, Finance and Economics, Kazan (Volga region) Federal University (Kazan, Russia), Е-mail: [email protected]
Khafizova L.V., senior teacher, Institute of Management, Finance and Economics, Kazan (Volga region) Federal University (Kazan, Russia), Е-mail: [email protected]
SIMULATION OF LOCAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO STUDENTS. The
article studies the formation of foreign language communicative competence of students in the framework of multi-level training at a university. A review of national and foreign sources served as a basis to conclude that a systematic approach enables to study, design and simulate the educational environment as a structure (system). The paper defines the local educational environment as part of the complicated educational space as it is a versatile system or a unity of interconnected structural components. Creating a local educational environment involves teacher modeling as a strategy which is aimed at educational goals and such components as content, procedural, performance. For the first time in the pedagogical literature the authors design a model of the local foreign language educational environment in order to choose the vector of its development. Components of the model, their characteristics and relationships are identified. It is shown that on the basis of this model, it is possible to monitor the learning process with a view to further improvement.
Key words: local educational environment; systems approach; structural components; pedagogical modeling; foreign language communicative competence; foreign language training.
Е.М. Галишникова, д-р пед. наук, проф. каф. иностранных языков в сфере экономики, бизнеса и финансов Института управления, экономики и финансов, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Е-mail: [email protected]
Л.В. Хафизова, ст. преп. каф. иностранных языков в сфере экономики, бизнеса и финансов Института управления, экономики и финансов, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Е-mail: [email protected]
МОДЕЛИРОВАНИЕ ЛОКАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
Статья посвящена вопросам формирования иноязычных коммуникативных компетенций студентов в рамках многоуровневой подготовки в университете. Выполнен обзор отечественных и зарубежных источников, на основе которого сделан вывод о том, что системный подход позволяет изучать, проектировать и моделировать образовательную среду как некую структуру (систему). Дано определение локальной образовательной среды, как части образовательного пространства, которое, обладает большой мерой сложности, поскольку представляет собой многофункциональную систему - единство взаимосвязанных структурных компонентов. Создание локальной образовательной среды предполагает педагогическое моделирование как стратегию, во главе которой стоят цели образования и такие компоненты как содержательный, процессуальный, результативный. Авторы впервые в педагогической литературе проектируют модель иноязычной локальной образовательной среды с целью выбора вектора ее совершенствования. Выделены компоненты модели, их характеристики и взаимосвязи. Показано, что на основе данной модели можно осуществлять мониторинг учебного процесса с целью его дальнейшего совершенствования.
Ключевые слова: локальная образовательная среда; системный подход; структурные компоненты; педагогическое моделирование; иноязычная коммуникативная компетенция; иноязычная подготовка.
Происходящие в стране изменения неразрывно связаны с процессами в системе образования. Образовательная среда высшего учебного заведения имеет тенденцию к изменению, поскольку постоянно растут требования к повышению качества подготовки специалистов со знанием иностранного языка: от акцента на формирование знаний-умений-навыков к развитию коммуникативных способностей и позднее к различным языковым компетенциям. Высокий карьерный рост будущего специалиста связан не только с приобретенными профессиональными компетенциями, но и с формированием новых канонов цивилизованности и образованности - владение одним или двумя иностранными языками. Вследствие этого особую значимость приобретает проблема формирования иноязычных коммуникативных компетенций студентов, необходимость включения их в реальные и воображаемые ситуации общения на занятиях по иностранному языку, в иноязычную внеаудиторную работу, в программы дополнительного профессионального обучения. Именно через призму разнообразных видов обучения студенты активнее воспринимают иноязычную информацию, формируют свой культурный мир, расширяют границы академической мобильности, осуществляют адекватный своим устремлениям выбор в сфере образовательных услуг. Наделение высших учебных заведений, федеральных университетов относительной самостоятельностью (например, увеличение часов на изучение иностранного языка в КФУ) диктует необходимость создания локальной образовательной среды, представляющей собой сложную, находящуюся в процессе перманентного видоизменения структуру. Такая среда может рассматриваться как система, поскольку она, по своей сути, объединяет такие структурные компоненты, как, скажем, цели, содержание, методы и различные формы обучения, являющиеся эквивалентами, «кирпичиками» всей сферы учебно-воспитательного процесса в вузе, создавая основу для активного участия студентов в познавательном процессе. Для проектирования системы мы ставим перед собой цель создать модель локальной образовательной среды при кафедре иностранных языков. По сути дела, кафедра в нашем понимании - это не только коллектив преподавателей, единомышленников, но и наличие материально-техническая базы с аудиториями, оснащенными современными мультимедийными средствами, методический кабинет, программы ДПО, которые могут реализовываться преподавателями кафедры для развития профессиональных коммуникативных способностей студентов. Для того чтобы спроектировать модель локальной образовательной среды следует, на наш взгляд, проанализировать состояние проблемы в научной зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературе, уточнить понятие локальной образовательной среды, выявить структурные компоненты и их взаимосвязи для последующего мониторинга и совершенствования учебного процесса на основе представленной модели.
Анализ ряда теоретических источников [1; 2; 3; 4; 5] свидетельствует, что проблема создания локальной образовательной среды учебного заведения рассматривается в различных аспектах - по характеристикам и функциям, она может быть электронная или информационно-образовательная или это может быть среда, как пишет Т.А. Баклашова, способная к динамичному развитию в социальном ракурсе или при творческом становлении личности, при дистанционном обучении и т. п. [6, 169 - 172]. При этом следует отметить, что практически отсутствуют работы, исследующие конкретно локальную иноязычную образовательную среду с позиций системного подхода.
Методологической основой исследования является системный подход, который разрабатывался учёными еще с 30-х годов прошлого века. Значительную роль в развитии теории систем сыграли П.К. Анохин [7], позднее - И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин [8], Т.А. Ильина [9], Л.Я. Зорина [10]. В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов обратили внимание на то, что педагогическая система может рассматриваться в статике и динамике при выявлении четырёх взаимосвязанных компонентов - педагогов и воспитанников, содержания образования и материальной базы [11].
Под разным углом зрения системный подход рассматривается зарубежными учёными. Так, в разные годы были проведены исследования проблем системного мышления [12], изучена природа рефлексии и применение ее в системе высшего образования на основе системного похода [13], исследованы вопросы разработки эффективных профессиональных систем обучения [14]. Кроме того, западные учёные на основе системного подхода разрабатывали проблему повышения качества преподавания и обучения на институциональном уровне, учитывая структурные
и культурные препятствия для такого рода системных реформ [15]. Хотелось бы отметить, что ряд исследователей, в рамках системного подхода, обратились к созданию моделей обучения различного порядка, что соответствует нашим научным интересам [16; 17].
Таким образом, теоретический анализ отечественных и зарубежных источников свидетельствует, что система представляет собой состав взаимосвязанных между собой структурных единиц. Эти структурные единицы, являясь компонентами системы и находясь в определенных взаимосвязях и отношениях, обеспечивают ее функционирование и развитие. Следовательно, системный подход позволяет изучать, проектировать и моделировать образовательную среду как некую систему. Основными его постулатами являются совокупность и взаимосвязь всех структурных компонентов, исследование каждого из них в целях определения и обеспечения полноты структуры; изучение механизма функционирования выявленных компонентов с целью совершенствования управления этим процессом на научной основе; ориентация на повышение качества подготовки будущих специалистов путем использования спроектированной модели локальной образовательной среды. Исходя из вышесказанного, мы понимаем локальную образовательную среду как часть образовательного пространства, которое, в свою очередь, обладает большой мерой сложности, поскольку представляет собой многофункциональную систему - единство взаимосвязанных структурных компонентов (интегрированное содержание учебных программ и дисциплин, междисциплинарные связи, взаимодействие традиционных и инновационных технологий, материально-техническая база, сложное взаимодействие преподавателей и студентов, сложившиеся университетские традиции, внеаудиторная деятельность, творческая атмосфера и т.п.). Все структурные единицы (компоненты) должны концентрироваться вокруг так называемого «ядра», каковым в данном случае являются профессиональный образовательный стандарт и составленные на его основе учебно-методические комплексы. Создание локальной образовательной среды в качестве структуры предполагает педагогическое моделирование как некую стратегию, во главе которой стоят цели образования и следующие структурные компоненты: содержательный, процессуальный, результативный. Поэтому моделирование представляет практическое или теоретическое оперирование объектом, при котором изучаемый объект замещается каким-либо естественным или искусственным аналогом, посредством его исследования мы и проникаем в предмет познания [18, с. 137]. Следовательно, модель - это аналог объекта исследования. Проектируя модель, мы имеем возможность представить ту или иную область исследования в виде структуры, определить ее компоненты, их характеристики и взаимоотношения, провести мониторинг процесса функционирования модели. Полученные результаты дадут возможность определить значимость созданной модели (среды), выбрать вектор ее совершенствования, спрогнозировать ожидаемый результат.
При проектировании модели локальной образовательной среды кафедры иностранных языков в сфере экономики, бизнеса и финансов КФУ мы должны учитывать ее многоуровневый характер, поскольку она строится на многоуровневой подготовке студентов, основанной на принципе преемственности: бакалавриат - магистратура-аспирантура - обучение в течение всей жизни - вертикальная преемственность [19, с. 6]. Так, на первом курсе бакалавриата студенты проходят период адаптации - переход от школьной системы обучения к вузовской, повторение материала, освоение новых форм обучения, изучение разговорного английского языка с постепенным переходом к языку специальности. При обучении магистрантов происходят глубокое погружение в язык специальности, освоение тонкостей академического письма, формирование критического мышления. Аспирантура позволяет самостоятельно совершенствовать коммуникативные профессиональные компетенции. Обучение в течение всей жизни является высоко мотивированным процессом, может происходить как на самостоятельном уровне, так и с помощью различных программ ДПО, языковых курсов, во время проживания и работы за рубежом, при общении с носителями языка. Горизонтальная преемственность - междисциплинарные связи (наполнение иностранного языка содержанием профессионально-ориентированного обучения) и обучение по языковым программам дополнительного профессионального образования («Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», языковые курсы разного уровня подготовки и содержательного наполнения). Определённую лепту в этот процесс вносит ака-
демическая мобильность, которая реализуется параллельно со всемиэтапамиобученияи таще работаетна формированиеи расширение иноязычной коммуникативной компетенции. Полифункциональное единство названных инвариантных компонен-еонмтделиофоспечиваеося эх мееаниамомвзаимодействия, среди которых мы выделяем целевой - последовательное осуществление уточненных целей и задач; информационно-содер-
ваемым «ядром» любой образовательной среды. Многолетний опыт работы в университете на кафедре иностранных языков, а также на программах ДПО, метод экспертных оценок, анализ философской и педагогической литературы позволили нам представить следующую модель локальной иноязычной образовательной среды, а также обозначить взаимосвязи ее структурных компонентов, которые можно видеть на рисунке 1.
А Бакалавриат
к -N (адаптация - General
-1/ English - язык
а специальности (ESP)
д
е -N Магистратура (язык
-1/ специальности ESP,
критическое
и мышление)
ч
е -N -1/ Аспирантура
с (критическое
мышление,
к компетентность)
а Обучение в течение
я все жизни Fluent English
Рис. 1. Модель локальной иноязычной образовательной среды
жательный - иноязычное профессионально-ориентированное наполнение и функционалыиоеоваеоаразмФ;лроцФссуально-у-правленческий - методические и технологические механизмы реализации образовательных задач; коммуникативный - разноплановая иноязычная внеаудиторная работа (форумы, кон-ференцои,кругеь1е соалы, тееемассы,ви-тоуины, сенчурсыЧ; вариативный - программы ДПО, языковые курсы; результативно-диагностический - мониторинг уровня знаний студентов нв оспФвевнет°Фннро(чобссвеннаядархчповоевач тестзваы база) и внешних тестов, опросов, собеседований либо приме-неявпееболонноу пренциир| р а боты сконтр ольпым теечтевым материалом, например с информативными текстами, «основ-наезчдачы которых паключаотсыоптредоче знаниф, свер-нио, фактов, разъяснении особенностей конкретных явлений» [20, я.180]. Пам-оеу важныпкепаонеотод являетсе «базовой» -это материально-техническая база конкретной кафедры, являющаяся неотъемлемым средством обучения иностранному языку, кодоонынтсю, «цоментируюа^емп зсю осаeыф-компьютерные классы, аудитории для презентаций и «погруже-нтадеипмзьдн^ю зтмосовау, тзнапезоыымольномедиПными средствами обучения, аудитории для проведения «круглых сто-дева идаскычсмй, лингмфснные каДп°eны, М, на,нем,гдaвееl° компонент структуры - нормативный - это профессиональный сМразнсазельпый cопнрapтпреcтaв°eннпlснчогоocннпe ;чоК-но-методические комплексы. Этот компонент является так назы-
Библиографический список
Важным фактором успешной реализации представленной модели является проведение мониторинга эффективности функционирования локальной иноязычной образовательной среды во всех ее взаимосвязях. Исследование показало, что актуализация всех компонентов названной модели способствует развитию познавательной деятельности студентов, увеличивается показатель их работоспособности (активное участие в конференциях, олимпиадах, дискуссиях, трехлетнее вечернее обучение на программе «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»), растёт творческий самостоятельный потенциал студентов имагистрантов,повышаетсямотивацияобучения.
Проведённое исследование позволило прийти к следующим выводам: анализ зарубежной и отечественной литературы позволили выявить направления развития образовательной среды как локальной системы, обозначены ее структурные компоненты и определены их взаимосвязи, дано определение понятию локальной образовательной среды. Исходя из системного подхода, представлена модель локальной иноязычной образовательной среды кафедры иностранных языков университета как условие эффективной подготовки будущих специалистов. Показано, что представленная модель способствует выбору вектора совершенствования иноязычной подготовки студентов и магистрантов, помогает спрогнозировать ожидаемый результат в деле формирования иноязычной коммуникативной компетенции.
1.
Белоножко М.Л. Дистанционная модель обучения студентов современного вуза на базе электронной образовательной среды. Фундаментальные исследования. 2014; 5: 620 - 624.
Дерябо С.Д. Диагностика эффективности образовательной среды. Москва: Молодая гвардия, 1997.
Еремина. Л.И. Образовательная среда вуза и творческое развитие студентов в процессе социального воспитания. Материалы научно-практической конференции «Социализация и ресоциализация подростков и молодежи: междисциплинарный подход (к юбилею проф. А.С. Новоселовой). Пермь: ПГГПУ, 2011. Available at: http://pedagog.pspu.ru/conference/novoselova/digest/section-2/108-obrazo-vatelnaya-sreda-vuza-i-tvorcheskoe-razvitie-studentov-v-protsesse-sotsialnogo-vospitaniya
Лобачев С.А., Титарев Л.Г. От информационной среды Интернет через информатизацию вуза к виртуальной образовательной среде. Дистанционное образование. 1997; 1: 12 - 15.
5. Марданшина РМ., Калганова Г.Ф. Электронные образовательные ресурсы в профессионально-ориентированном обучении иностранному языку студентов-заочников экономического профиля. Alma Mater (Вестник высшей школы). 2014; 7: 77 - 80.
6. Баклашова Т.А. Виртуальная обучающая среда Moodle в лингвокультурной подготовке студентов экономического профиля. Теория и практика общественного развития. 2013; 9: 169 - 172.
7. Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. Москва: Наука, 1979.
8. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. Москва: Наука, 1973.
9. Ильина Т.А. Системно-структурный подход к организации обучения. Москва: Знание, 1972.
10. Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. Москва: Педагогика, 1978.
11. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие. Москва: Академия. 2002.
12. Churchman, C. West. The Systems Approach. New York: Dell Publishing. 1968. Available at: https://fredslibrary.wordpress.com/2011/01/24/ the-systems-approach-by-c-west-churchman-1968
13. Teaching Reflective Learning in Higher Education. Ryan. M.E. (Ed.). Springer International Publishing Switzerland. 2015. Available at: http:// www.springer.com/us/book/9783319092706/
14. Hardman F., Ackers J., Abrishamian N., O'Sullivan M. A Journal of Comparative and International Education. 2011. Available at: https:// unicefethiopia.files.wordpress.com/2014/01/compare-inset-article-final.pdf
15. Probert B. Improving teaching and learning: a systemic approach to institutional change. [Proc.What Works Conference' on Quality of Teaching in Higher Education OECD Programme on Institutional Management in Higher Education (IMHE)].Turkey, 2009. Available at: http://www. oecd.org/edu/imhe/43977624.pdf
16. Joyce B., Calhoun E., Hopkins D. Models for teaching: tools for learning. Buckingham: Open University Press. (3rd edition). 2009. Available at: http://www.amazon.co.uk/Models-Learning-Tools-Teaching-Bruce/dp/0335234194#reader_0335234194
17. Lasley I.T.J., Siedentop D., Yinger Rt. Journal of Teacher Education. 2006. Available at: http://jte.sagepub.com/content/57/1Z13
18. Пассов Е.И. Методология методики: теоретические методы исследования. Елец: Типография, 2011; Кн.3.
19. Галишникова Е.М. Концептуальные основы подготовки будущих специалистов в системе дополнительного профессионального образования. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012; 4 (12). Available at: http://sisp. nkras.ru/e-ru/issues/2012/4/galishnikova.pdf
20. Сунгатуллина Д.Д. Повествовательные и информативные тексты для чтения в контексте экзаменационного дискурса (на материале выпускного экзамена по родному языку за курс средней школы в Англии). Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015; 4-1: 180 - 183.
References
1. Belonozhko M.L. Distancionnaya model' obucheniya studentov sovremennogo vuza na baze 'elektronnoj obrazovatel'noj sredy. Fundamen-tal'nye issledovaniya. 2014; 5: 620 - 624.
2. Deryabo S.D. Diagnostika 'effektivnosti obrazovatel'noj sredy. Moskva: Molodaya gvardiya, 1997.
3. Eremina. L.I. Obrazovatel'naya sreda vuza i tvorcheskoe razvitie studentov v processe social'nogo vospitaniya. Materialy nauchno-prak-ticheskoj konferencii «Socializaciya i resocializaciya podrostkov i molodezhi: mezhdisciplinarnyj podhod (k yubileyu prof. A.S. Novosel-ovoj). Perm': PGGPU, 2011. Available at: http://pedagog.pspu.ru/conference/novoselova/digest/section-2/108-obrazovatelnaya-sreda-vu-za-i-tvorcheskoe-razvitie-studentov-v-protsesse-sotsialnogo-vospitaniya
4. Lobachev S.A., Titarev L.G. Ot informacionnoj sredy Internet cherez informatizaciyu vuza k virtual'noj obrazovatel'noj srede. Distancionnoe obrazovanie. 1997; 1: 12 - 15.
5. Mardanshina R.M., Kalganova G.F. 'Elektronnye obrazovatel'nye resursy v professional'no-orientirovannom obuchenii inostrannomu yazyku studentov-zaochnikov 'ekonomicheskogo profilya. Alma Mater (Vestnik vysshej shkoly). 2014; 7: 77 - 80.
6. Baklashova T.A. Virtual'naya obuchayuschaya sreda Moodle v lingvokul'turnoj podgotovke studentov 'ekonomicheskogo profilya. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2013; 9: 169 - 172.
7. Anohin P.K. Sistemnye mehanizmy vysshej nervnoj deyatel'nosti. Moskva: Nauka, 1979.
8. Blauberg I.V., Yudin 'E.G. Stanovlenie isuschnost'sistemnogo podhoda. Moskva: Nauka, 1973.
9. Il'ina T.A. Sistemno-strukturnyjpodhod k organizacii obucheniya. Moskva: Znanie, 1972.
10. Zorina L.Ya. Didakticheskie osnovy formirovaniya sistemnostiznanijstarsheklassnikov. Moskva: Pedagogika, 1978.
11. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogika: uchebnoe posobie. Moskva: Akademiya. 2002.
12. Churchman, C. West. The Systems Approach. New York: Dell Publishing. 1968. Available at: <https://fredslibrary.wordpress.com/2011/01/24/ the-systems-approach-by-c-west-churchman-1968>
13. Teaching Reflective Learning in Higher Education. Ryan. M.E. (Ed.). Springer International Publishing Switzerland. 2015. Available at: http:// www.springer.com/us/book/9783319092706/
14. Hardman F., Ackers J., Abrishamian N., O'Sullivan M. A Journal of Comparative and International Education. 2011. Available at: https:// unicefethiopia.files.wordpress.com/2014/01/compare-inset-article-final.pdf
15. Probert B. Improving teaching and learning: a systemic approach to institutional change. [Proc.What Works Conference' on Quality of Teaching in Higher Education OECD Programme on Institutional Management in Higher Education (IMHE)].Turkey, 2009. Available at: http://www. oecd.org/edu/imhe/43977624.pdf
16. Joyce B., Calhoun E., Hopkins D. Models for teaching: tools for learning. Buckingham: Open University Press. (3rd edition). 2009. Available at: http://www.amazon.co.uk/Models-Learning-Tools-Teaching-Bruce/dp/0335234194#reader_0335234194
17. Lasley I.T.J., Siedentop D., Yinger Rt. Journal of Teacher Education. 2006. Available at: http://jte.sagepub.com/content/57/1/13
18. Passov E.I. Metodologiya metodiki: teoreticheskie metody issledovaniya. Elec: Tipografiya, 2011; Kn.3.
19. Galishnikova E.M. Konceptual'nye osnovy podgotovki buduschih specialistov v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovani-ya. Sovremennye issledovaniya social'nyh problem ('elektronnyj nauchnyj zhurnal). 2012; 4 (12). Available at: http://sisp.nkras.ru/e-ru/is-sues/2012/4/galishnikova.pdf
20. Sungatullina D.D. Povestvovatel'nye i informativnye teksty dlya chteniya v kontekste 'ekzamenacionnogo diskursa (na materiale vypusknogo 'ekzamena po rodnomu yazyku za kurs srednej shkoly v Anglii). Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2015; 4-1: 180 - 183.
Статья поступила в редакцию 10.07.15
УДК 37.013
Galeyeva Ye.S., senior teacher, Vladimir branch of the Russian academy of national economy and state service under
the President of the Russian Federation (Vladimir, Russia), E-mail: [email protected]
FORMATION OF THE MECHANISM OF PEDAGOGICAL SELF-CONTROL OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS OF TUITION BY CORRESPONDENCE. In article the problem of formation of the mechanism of pedagogical self-control of educational activity of students of tuition by correspondence is considered. Psychology and pedagogical conditions, under which this mechanism can be created, are described. Within the article the special attention of that to the forming work, which was carried out with students - correspondence students within the educational activity, is paid. Components of the identity of the students participating in process of formation of the mechanism of pedagogical self-control of educational activity are considered. The author of the work gives the description of the concept of the program of psychology and pedagogical escort of students - correspondence students in the course of educational activity. Preliminary results of the forming work and its first results are described.
Key words: self-control, pedagogical mechanism, student of tuition by correspondence, components of the personality, program of psychology and pedagogical maintenance.