При разработке электронного учебного пособия для студентов, учащихся средних специальных и общеобразовательных школ был проведен анализ электронных учебных пособий по теме исследования, выявлены основные требования к разработке электронного образовательного ресурса, разработаны структура и дизайн пособия, разработаны требования и рекомендации по использованию электронного учебного пособия.
На рис. 1 представлена структурная схема электронного учебного пособия. Каждый пункт меню включает от 1 до 21 подпунктов.
1) ЭУП содержит лекционный материал, который состоит из следующих разделов.
- От автора.
- Введение.
- Словосочетание.
- Простое предложение.
- Простые осложненные предложения.
- Сложное предложение.
- Сложносочиненное предложение.
- Сложноподчиненное предложение.
- Многочленные сложные предложения.
- Бессоюзные сложные предложения.
- Период.
- Сложное синтаксическое целое.
- Абзац.
- Многокомпонентные сложные предложения.
- Обобщающие упражнения по синтаксису сложного многочленного и многокомпонентного предложения.
- Прямая, косвенная и несобственно-прямая речь.
- Пунктуация. Принципы русской пунктуации.
- Список использованной литературы.
- Условные сокращения.
- Тест.
2) В ЭУП представлены фото- и видеоматериалы, дидактические материалы, глоссарий, карта сайта.
3) В ЭУП предусмотрен тестовый контроль знаний.
Электронное учебное пособие включает теоретический материал по курсу «Современный русский язык. Синтаксис», 13 таблиц и схем, 5 видеороликов по работе с учебником, дидактические материалы, тестовое задание из 25 вопросов, глоссарий, карту сайта, фотогалерею.
Электронное учебное пособие «Современный русский язык. Синтаксис» предназначено для студентов, учащихся средних специальных и общеобразовательных школ, всем, кто изучает русский язык в русскоязычной и иноязычной аудиториях [2].
ЛИТЕРАТУРА
1. Критерии оценки учебных электронных изданий. ЦЕ.Ь:: http://nit.miem.edu.ru/response/, свободный.
2. Блохина Н.Г. Современный русский язык. Ч. II. Синтаксис. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002. 233 с.
Поступила в редакцию 19 ноября 2009 г.
Goncharuk E.N., Lyskova V.Yu. Multimedia electronic manual «Modern Russian. Syntax».
The block diagramme of the electronic manual is presented, the contents of a lecture material is resulted. The manual is intended for students, pupils of averages special and comprehensive schools, to all who studies Russian in Russian-speaking and audiences speaking another language.
Key words: electronic manual; manual structure; modern Russian.
УДК 14.35.09
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»
© Т.Ю. Давыдова
Ключевые слова: учебно-методический комплекс; структура учебно-методического комплекса; современный русский язык.
Представлена структура учебно-методического комплекса, описана блочная структура и состав учебно-методического комплекса.
Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития компьютерной технологии, которая определяется как процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.
В условиях информационного общества знание таких составляющих, как компьютеры и программное
обеспечение, просто необходимо. Для этого нужен анализ состояния и перспектив развития этих составляющих информационного общества и их влияние на социологию [1].
Актуальность создания электронного учебно-методического комплекса (УМК) «Современный русский язык» обусловлена информатизацией образования и недостаточным выбором программ, предназначенных для обучения. УМК «Современный русский язык» разработан для студентов и преподавателей.
Рис. 1. Структура учебно-методического комплекса
Блок 1 Блок 2 Блок 3 Блок 4
Рис. 2. Главная страница УМК
На кафедре информатики и информационных технологий ТГУ им. Г.Р. Державина разработаны мультимедийные электронные учебные пособия: «Сборник упражнений по русскому языку. Орфография и пунктуация», «Современный русский язык. Морфология», «Современный русский язык. Синтаксис», на основе которых было решено разработать учебно-методический комплекс.
В результате работы над программным продуктом был собран, проанализирован и обработан необходимый материал, в конечном итоге ставший мультимедийным учебно-методическим комплексом «Современный русский язык».
Основными критериями отбора содержания учебно-методического комплекса являются теоретический и практический аспекты.
УМК имеет иерархическую структуру, его основные разделы разбиты на подразделы и связаны между собой посредством гиперссылок.
Данный УМК состоит из четырёх крупных блоков:
- первый блок содержит заголовок УМК;
- во втором блоке располагается меню;
- третий блок содержит фото автора учебников по современному русскому языку;
- четвертый блок содержит копирайт УМК.
Рис. 3. Раздел «От автора» электронного учебного пособия «Современный русский язык. Морфология»
По структуре учебно-методический комплекс представляет совокупность связанных между собой файлов (страниц сайта). Меню учебно-методического комплекса хорошо структурировано, что позволяет быстро найти необходимую информацию. Информация в учебно-методическом комплексе упорядочена в отдельные пункты меню, с помощью которого можно перейти на другие страницы.
Страницы учебно-методического комплекса написаны на Мт1-языке, что позволяет просматривать его на любом компьютере, с любой операционной системой и любым программным обеспечением.
Страницы учебно-методического комплекса выполнялись в таком дизайне, чтобы максимально удобно представить информацию, содержащуюся на них, для пользователя.
При выборе одного из пунктов меню в главном фрейме электронного учебного пособия «Современный русский язык. Морфология» появится ИТМЬ-стра-ничка с теоретическим либо практическим материалом, где можно:
- ознакомиться с методическими рекомендациями по выполнению упражнений;
- выполнить упражнения по различным темам;
- использовать динамические схемы для анализа предложений;
- пройти тест из 25 вопросов;
- просмотреть видео и фотографии;
- познакомиться с творческой биографией автора, ее достижениями;
- увидеть информацию о проекте, его разработчиках;
- посмотреть список рекомендуемой литературы, список условных сокращений.
Также в отдельном пункте «Глоссарий» нредстав-лены встречаемые в электронном пособии определения.
В качестве программных средств реализации были использованы:
- Macromedia Dreamweaver S - для создания оболочки электронного пособия [2];
- Adobe Photoshop - растровый редактор для работы с графическими изображениями [3].
ЛИТЕРАТУРА
1. Фомин С.С. Развитие технологии создания компьютерных обучающих программ // Информ. технологии. 1996. № 2. С. 1S-21.
2. Macromedia Dreamweaver для каждого. Режим доступа: http://dreamweaver.hl0.ru/, свободный.
3. Самоучитель Photoshop. Режим доступа: http://www.photozhop.ru, свободный.
Поступила в редакцию 14 ноября 2009 г.
Davidova T.Yu. The multimedia educative-methodical complex «Modern Russian».
The structure of the educative-methodical complex is presented, the block structure and structure of the educative-methodical complex is described.
Key words: educative-methodical complex; structure of the educative-methodical complex; modern Russian.