УДК 14.35.09
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ СТУДЕНТОВ-ИНФОРМАТИКОВ ПО АВТОРСКОЙ МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА Н.А. БЛОХИНОЙ
© В.Ю. Лыскова, Н.А. Быканова, С.С. Волченкова
Ключевые слова: инновационный проект; электронное учебное пособие; структура пособия; современный русский язык.
Рассматриваются вопросы создания инновационных проектов студентов, представлена структура трех электронных учебных пособий, требования к блокам пособия.
В рамках реализации Тамбовским государственным университетом им. Г.Р. Державина Приоритетного национального проекта «Образование» на базе структурных подразделений института математики, физики и информатики ТГУ им. Г.Р. Державина образован кластер «Информатика и информационные технологии. Его основной целью является создание в регионе точки роста инновационно-образовательной деятельности в области развития, освоения и научно-технического сопровождения перспективных разработок в области информационных технологий на условиях интеграции образования и науки, партнерства и сотрудничества с предприятиями, организациями, учреждениями и научными центрами на всероссийском и международном уровне.
Для решения поставленной цели были определены следующие задачи кластера:
- формирование навыков разработки проектов в области информатики и информационных технологий студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников ТГУ им. Г.Р. Державина в сотрудничестве с различными предприятиями и организациями региона и РФ;
- участие студентов-информатиков в реализации инновационных проектов в различных сферах, в т. ч. социальной и социально-образовательной.
Работа центра инновационного развития кафедры ИИТ направлена на формирование навыков проектных форм инновационной деятельности студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников ТГУ им. Г.Р. Державина в области создания ИТ-продуктов и услуг в сотрудничестве с различными предприятиями и организациями региона и РФ, а также связана с внедрением инновационных образовательных технологий в учебный процесс.
В результате деятельности центра инновационного развития кафедры ИИТ выполнены 5 инновационных проектов студентов по авторской методике преподавания русского языка Н.Г. Блохиной: 1) мультимедийное электронное учебное пособие «Современный русский язык. Синтаксис»; 2) мультимедийное электронное учебное пособие «Современный русский язык. Морфология»; 3) мультимедийное электронное учебное пособие «Сборник упражнений по русскому языку. Орфо-
графия и пунктуация»; 4) мультимедийное электронное учебное пособие «Современный русский язык. Текст. Стили речи. Культура речи»; 5) мультимедийный учебно-методический комплекс «Современный русский язык».
Основными критериями отбора содержания
мультимедийного электронного учебного пособия «Сборник упражнений по русскому языку. Орфография и пунктуация» являются теоретический и практический аспекты.
Структура электронного учебного пособия включает в себя:
- блок упражнений по русскому языку;
- блок внутреннего контроля или самоконтроля (тест);
- блок самообразования (словарь основных терминов, ссылки на источники, справочник и методические рекомендации).
Данная структура определяется тем, что в основном ЭУП используется для практических занятий по русскому языку учащихся средних общеобразовательных школ и студентов младших курсов филологических факультетов и факультетов журналистики и должно четко определять, какие именно разделы и в какой последовательности должны быть изучены, как разделы взаимосвязаны между собой. В процессе разработки электронного пособия были учтены следующие требования.
Требования к блоку упражнений по русскому языку:
- четкая структуризация предметного материала. Весь материал должен быть четко структурирован по модулям, определен порядок изучения модулей и их взаимосвязь. Каждый модуль должен быть разбит на разделы, темы и т. д. Глубина структуризации определяется сложностью предметного материала;
- компактность представленного материала. Содержание каждого раздела или темы должно быть кратким, ясным, содержать основные моменты;
- наличие иллюстративного материала (поясняющие схемы, рисунки). Однако не следует злоупотреблять этим компонентом и перегружать пособие излишними элементами.
Справочник
Орфография
Пунктуация
Методические
рекомендации
Орфография
Пунктуация
Контроль знаний
Орфография
Пунктуация
Сборник упражнении по русскому языку
ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ
Орфография
«Части речи
•Лексико-семантические
признаки имени
существительного
•Грамматические категории
имен существительных
•Лексико-семантическая
характеристика имени
прилагательного
•Имя числительное
•Местоимение
•Глагол
•Причастие
•Деепричастие
•Наречия
• Предлоги
•Союзы
•Частицы
•Междометия
Пунктуация
«Словосочетание •Простое предложение •Сложносочиненное предложение •Сложноподчиненное предложение •Период •Прямая, косвенная и несобственно-прямая речь
Видеоматериалы
Фотогалерея
Литература
Условные сокращения
О проекте
Глоссарий
Карта сайта
Об авторе
•Творческая биография •Научные достижения • Авторы-с оста в и тел и
Рис. 1. Структура программного продукта
Основное меню
Дополнительное меню
Заголовочный баннер
Блохіпна Н.Г.
профессор, диктор филологических наук
Упражнения
Контроль знаний
Сборник упражнений по русскому языку
ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ
Блохина Нина Георгиевна - профессор, доктор филологических наук, руководитель лаборатории «Инновационные технологии преподавания русского языка в школе и вузе», награждена более 30 грамотами (из которых две - за работу в Германии), 4 медалями, в том числе высшей педагогической наградой - медалью К.Д. Ушинского. Имеет 5 знаков отличия: «Заслуженный работник высшей школы»; «Отличник .ч;-просвещения» России, Казахстана, Знак отличия Германии, «Отличник пропаН ^ндист Российской Федерации». Б 1992*1993 гг. Н.Г. Блохиной щи на года».
присвоено почётное звание «Жеь
Сборник упражнений по русскс авторскому учебнику «Современный
Материал сборника упражнени! положений учебника и тематикой следующих практическое закреплен
му языку написан под руководством профессора Н.Г.Блохиной к её русский язык. Часть I. Морфология. Часть II. Синтаксис и пунктуация».
располагается в полном соответствии с тематикой теоретических упражнении, помещенных в нем. Помимо основных упражнений, пре-ие орфографических и пунктуационных законов русского языка, в нем [
[1=1 О □ □ □ [=□
Нижний баннер
Главный фрейм
Рис. 2. Главная страница электронного учебного пособия
7
Вспомогательный фрейм
Рис. 3. Концептуальная модель взаимодействия ЭУП мультимедийного электронного учебного пособия «Современный русский язык. Текст. Стили речи. Культура речи»
Требования к блоку самообразования.
Использование электронного пособия в основном для организации самостоятельной работы учащихся и студентов накладывает серьезные требования к блоку самообразования.
В пособии должны присутствовать следующие элементы:
- перечень рекомендуемой литературы;
- дидактический материал;
- методические рекомендации;
- словарь основных терминов (глоссарий, условные сокращения).
Требования к блоку самоконтроля:
- тест для самоконтроля. По окончании изучения материала электронного пособия должен размещаться элемент самоконтроля: тест. Особенность этого блока состоит в том, что количество правильных ответов и свою оценку студент узнает непосредственно после прохождения теста.
Электронное учебное пособие «Сборник упражнений по русскому языку. Орфография и пунктуация» предназначено для практических занятий по русскому языку учащимся средних общеобразовательных школ и студентам младших курсов филологических факультетов и факультетов журналистики.
МЭУП имеет иерархическую структуру, его основные разделы разбиты на подразделы и связаны между собой посредством гиперссылок.
В программном продукте реализована возможность обращения обучаемого к структурам элементов в раз-
ной последовательности, следовательно, учащийся свободен в выборе маршрута своего обучения.
На рис. 1 представлена структура мультимедийного электронного учебного пособия «Сборник упражнений по русскому языку. Орфография и пунктуация».
Данная блок-схема отражает основные разделы и подразделы электронного учебного пособия, их взаимосвязь. Программный продукт состоит из тринадцати основных разделов.
На рис. 2 представлена главная страница ЭУП «Сборник упражнений по русскому языку. Орфография и пунктуация», состоящая из шести основных фреймов:
1) заголовочный баннер (заголовок ЭУП);
2) дополнительное меню (дополнительный материал);
3) основное меню (учебный материал);
4) главный фрейм (отображение содержимого каждого из разделов);
5) вспомогательный фрейм (декоративный элемент).
6) нижний баннер (информация об авторских правах).
При выборе одного из пунктов меню в главном
фрейме электронного учебного пособия появится БТМЬ-страничка с теоретическим либо практическим материалом, где можно:
- ознакомиться с методическими рекомендациями по выполнению упражнений;
- выполнить упражнения по различным темам;
- использовать динамические схемы для анализа предложений;
- открыть справочник, в котором есть необходимые правила для выполнения упражнений;
- пройти 2 теста по 25 вопросов;
- просмотреть видео и фотографии;
- познакомиться с творческой биографией автора, ее достижениями;
- увидеть информацию о проекте, его разработчиках;
- посмотреть список рекомендуемой литературы, список условных сокращений.
В пункте «Глоссарий» представлены встречаемые в электронном пособии определения.
В качестве программных средств реализации были использованы:
- Macromedia Dreamweaver 8 - для создания оболочки электронного пособия;
- Adobe Photoshop - растровый редактор для работы с графическими изображениями.
Мультимедийное электронное учебное пособие «Современный русский язык. Текст. Стили речи. Культура речи».
Обязательный минимум содержания электронного учебного пособия по русскому языку включает в себя разделы:
1. Содержание - список тем, раскрывающие понятия русского языка.
2. Упражнения - упорядочный набор упражнений, разделенный по разделы.
3. Фотографии - фотогалерея автора и педагога.
4. Видео - видеофайлы, посвященные урокам, разъяснениям, объяснением.
5. Об авторе - биография автора.
6. О проекте - сведения об авторах, аннотация, библиографическое описание.
Мультимедийное электронное учебное пособие «Современный русский язык. Текст. Стили речи. Культура речи» содержит иллюстрированный теоретический материал, сгруппированный по разделам, 7З упражнений по разным темам, мультимедийных файлов и 4 видео-файлов.
При разработке электронного пособия необходимо учитывать новые методические возможности электронной среды обучения. Для этого нами разработана концептуальная (содержательная) модель - это абст-
рактная модель, определяющая структуру моделируемой системы.
На рис. 3 изображена концептуальная модель взаимодействия ЭУП мультимедийного электронного учебного пособия «Современный русский язык. Текст. Стили речи. Культура речи».
Мультимедийное электронное учебное пособие «Современный русский язык. Текст. Стили речи. Культура речи» содержит теоретические и практические материалы по статистике и культуре речи, направленные на выработку навыков филологического анализа текстов различных стилей, а также включает систему упражнений по развитию навыков грамотной речи. В заданиях имеются материалы, способствующие развитию творческих наклонностей учащихся, совершенствованию культуры речи, развитию лингвистического мышления.
Издание предназначено для студентов высших и средних профессиональных учреждений, полезно на практических занятиях по русскому языку и культуре речи в школах, средних специальных учебных заведениях и на начальном этапе обучения студентов-фило-логов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Блохина Н.Г., Жукова Т.Е., Иванова И.С. Современный русский язык. Текст. Стили речи. Культура речи: учеб. пособие для студентов высших и сред. проф. заведений / под общ. ред. проф. Н.Г. Блохиной. Тамбов, 2006. 122 с.
2. Информатика и информационные технологии в образовании -методика, уроки, внеклассные мероприятия. URL:: http://www.rusedu. info/Category 1. html.
3. Роберт И.В. Современные информационные технологии в обучении: дидактические проблемы; перспективы использования. М.: ШколаПресс, 1994.
Поступила в редакцию 14 ноября 2009 г.
Lyskova V.Yu., Bykanova N.A., Volchenkova S.S. Innovative projects of students-information scientist by the authoring technique of teaching of Russian by H.G. Blohina.
Questions of creation of innovative projects of students are considered, structure of three electronic manuals, requirements to manual blocks is presented.
Key words: innovative project; electronic manual; manual structure; modern Russian.