Научная статья на тему 'МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ: ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ'

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ: ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1044
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СРЕДНЯЯ ШКОЛА / ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримова Анна Анатольевна, Хасанова Оксана Владимировна, Загидуллина Гульназ Фоатовна

Целью исследования являются теоретическое обоснование и экспериментальная апробация эффективности мультимедиа в создании иноязычной среды в процессе формирования всех видов речевой деятельности. В данной статье рассматривается опыт внедрения мультимедийных образовательных программ в процесс обучения английскому языку на старшем этапе средней школы на примере города Казани. Научная новизна исследования заключается в предложенной классификации современных мультимедийных технологий, которая в значительной степени облегчает выбор ресурса в процессе обучения английскому языку в средней школе. В результате педагогического эксперимента доказано, что мультимедийные технологии повышают эффективность развития уровня владения всеми видами речевой деятельности школьников на старшем этапе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каримова Анна Анатольевна, Хасанова Оксана Владимировна, Загидуллина Гульназ Фоатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTIMEDIA EDUCATIONAL PROGRAMMES IN THE PROCESS OF TEACHING ENGLISH: IMPLEMENTATION EXPERIENCE AT SECONDARY SCHOOL

The purpose of the study is to provide theoretical justification and to conduct experimental testing of multimedia effectiveness in creating foreign-language environment in the process of developing all the types of speech activity. The article examines experience of implementing multimedia educational programmes in the process of teaching English at the senior stage of secondary school using the city of Kazan as an example. Scientific novelty of the study lies in a proposed classification of modern multimedia technologies which to a great extent facilitates the choice of resources in the process of teaching English at secondary school. As a result of a pedagogical experiment, it is proved that multimedia technologies increase effectiveness of developing the level of proficiency in all the types of speech activity in schoolchildren at the senior stage of education.

Текст научной работы на тему «МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ: ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»

i rpämÖTQ

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2021. Том 6. Выпуск 3. С. 403-410 | 2021. Volume 6. Issue 3. P. 403-410

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Мультимедийные образовательные программы в процессе обучения английскому языку: опыт внедрения в средней школе

Каримова А. А., Хасанова О. В., Загидуллина Г. Ф.

Аннотация. Целью исследования являются теоретическое обоснование и экспериментальная апробация эффективности мультимедиа в создании иноязычной среды в процессе формирования всех видов речевой деятельности. В данной статье рассматривается опыт внедрения мультимедийных образовательных программ в процесс обучения английскому языку на старшем этапе средней школы на примере города Казани. Научная новизна исследования заключается в предложенной классификации современных мультимедийных технологий, которая в значительной степени облегчает выбор ресурса в процессе обучения английскому языку в средней школе. В результате педагогического эксперимента доказано, что мультимедийные технологии повышают эффективность развития уровня владения всеми видами речевой деятельности школьников на старшем этапе обучения.

EN

Multimedia Educational Programmes in the Process of Teaching English: Implementation Experience at Secondary School

Karimova A. A., Khasanova O. V., Zagidullina G. F.

Abstract. The purpose of the study is to provide theoretical justification and to conduct experimental testing of multimedia effectiveness in creating foreign-language environment in the process of developing all the types of speech activity. The article examines experience of implementing multimedia educational programmes in the process of teaching English at the senior stage of secondary school using the city of Kazan as an example. Scientific novelty of the study lies in a proposed classification of modern multimedia technologies which to a great extent facilitates the choice of resources in the process of teaching English at secondary school. As a result of a pedagogical experiment, it is proved that multimedia technologies increase effectiveness of developing the level of proficiency in all the types of speech activity in schoolchildren at the senior stage of education.

Введение

Актуальность темы исследования. Глобальный вызов, с которым столкнулось современное образовательное пространство во время пандемии, обозначил необходимость трансформации системы обучения в России на всех этапах. Однако если в высшей школе информационные технологии уже давно используются при подготовке студентов всех специальностей и направлений, то в средней школе процесс информатизации и внедрения мультимедийных ресурсов начал осуществляться лишь несколько лет назад. Мы полагаем, что проблема теоретического обоснования и эмпирического апробирования эффективного использования мультимедиа в средней школе разработана недостаточно, в связи с чем исследования по данной проблематике имеют безусловную актуальность.

Теоретические аспекты применения мультимедиа в образовательном процессе нашли отражение в работах современных исследователей. В частности, П. Т. Исаева рассматривает основные методы расположения информации в мультимедийных ресурсах [10]; Е. В. Нечитайлова выдвигает критерии, которым должна соответствовать размещаемая в ресурсе информация [12], В. Н. Падерин проводит анализ использования мультимедийных программ в обучении студентов вузов с акцентом на применении их в процессе самостоятельной работы [14, с. 8]. Каким бы ни был затрагиваемый аспект исследования, все ученые и методисты сходятся во мнении, что мультимедийные технологии значительно расширили возможность работы с информацией и что эта возможность, безусловно, должна быть использована на всех этапах обучения в российской системе образования.

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped210050

© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/

В процессе исследования были решены следующие задачи:

- определить суть термина «мультимедийные технологии»;

- дать классификацию мультимедийным ресурсам;

- разработать серию уроков английского языка для 10-го класса средней школы для формирующего этапа экспериментального исследования;

- посредством педагогического эксперимента проверить эффективность использования мультимедийных технологий (ММТ) на уроках английского языка на старшем этапе в средней школе.

В данном исследовании были использованы следующие методы: сбор и анализ теоретической литературы по проблеме исследования, метод моделирования, классификации, статистический подсчет и педагогический эксперимент.

Теоретическая база исследования. Значительный вклад в развитие теоретических основ применения компьютера и ММТ в учебном процессе внесли работы Н. В. Апатовой [1], В. П. Беспалько [6], И. В. Изотова [9], В. Н. Падерина [14, с. 8], Д. А. Старикова [16] и других. Вопросам теории и методики применения компьютеров в обучении английскому языку посвящены исследования Б. А. Бейсенбаевой, У. И. Копжасаровой [5], М. Жоллыбековой [7], П. Т. Исаевой [10], Н. Ю. Хлызовой [17]. Основные теоретические положения перечисленных исследователей нашли отражение в данной работе.

Практическая значимость исследования. Материалы и результаты могут быть использованы на уроках английского языка на старшем этапе средней школы, а также при разработке вузовских курсов по теории и методике преподавания иностранного языка и по применению информационных технологий в обучении английскому языку.

Трактовка термина «мультимедийная образовательная технология»

Относительно недавнее возникновение информационных технологий породило полифонию в трактовке самого термина «мультимедиа», а также вариативность подходов к изучению данного рода ресурсов. В научный обиход термин был введен в 90-е годы XX века преимущественно западными учеными. В широком смысле под термином «мультимедиа» подразумеваются технология, информационный ресурс, программное обеспечение или аппаратное оборудование, осуществляющие сбор, обработку и трансляцию информации нескольких типов [11, с. 2]. Взаимообусловленное развитие технологий и востребованность специалистов, компетентных в работе с данными технологиями, детерминировали активное использование мультимедиа в образовательном процессе. Так, Н. Ю. Хлызова утверждает, что «термин "мультимедиа" означает не только эффективный образовательный процесс, но и совершенствование способностей у обучающихся выделять основную информацию, развивать познавательные процессы» [17, с. 285-286]. Л. В. Сидорова и Н. А. Афанасьева подчеркивают разноплановый характер воспринимаемой информации, которая поступает одновременно по разным перцептивным каналам (зрение, слух и даже осязание) [15, с. 1-2].

Применительно к процессу обучения реализуются технологии, имеющие векторную направленность на развитие разного рода компетенций и учебных действий. И. В. Изотов отмечает, что мультимедийные образовательные программы - это средства обучения, созданные на базе технологий мультимедиа, которые позволяют в интерактивном режиме эффективно организовать учебно-воспитательный процесс [9, с. 1].

Аналитизм в классификации мультимедийных технологий с позиции реализации ими различных функций (развлекательная, информационная, обучающая и др.) обусловил легализацию использования информационных ресурсов в современной образовательной среде на уровне законодательства Российской Федерации [13].

Особое значение современные информационные ресурсы приобрели на уроках иностранных языков, поскольку без мультимедиа в русскоязычной школе зачастую очень трудно создать иноязычную языковую образовательную среду. Так, благодаря использованию аудиофайлов и видеофильмов на английском языке и в силу достаточно высоких имитативных способностей школьников старшего звена «в памяти обучающихся запечатлеваются правильные образцы» [5, с. 3], поскольку при изучении иностранных языков именно аудирование вызывает главное затруднение при восприятии иноязычной речи [7, с. 2].

Таким образом, мультимедийные технологии в образовании представляют собой интернет-ресурсы, сочетающие в себе визуальную, аудиальную и графическую информацию, которая может быть использована в обучающих целях, в частности, на уроках английского языка в средней школе.

Классификация мультимедийных образовательных программ

Классификация мультимедийных образовательных технологий основывается на различных критериях, в числе которых принято выделять следующие: широкий диапазон использования технологий на разных мобильных устройствах, моментальный фидбэк, апеллятивный и динамичный характер предоставляемой учебной информации, наглядность, возможность соотнесения ассоциативно-содержательной подтекстовой информации с индивидуальным опытом учащегося, что в большей степени направлено на индивидуальный подход к каждому ребенку, в особенности на уроках иностранного языка.

Традиционно принято выделять линейные и нелинейные мультимедийные технологии. В. С. Зайцев утверждает, что «к линейным мультимедийным образовательным программам относятся те программы, в которых участник выполняет только пассивный просмотр элементов мультимедиа, а последовательность

просмотра элементов мультимедиа определяется сценарием» [8, с. 10]. В иного рода нелинейных программах процесс взаимодействия становится интерактивным.

Основываясь на работах В. С. Зайцева [8], Д. А. Старикова [16], Н. А. Бабкиной [3], мы предложили собственную классификацию мультимедийных образовательных технологий, находящихся в свободном доступе в сети Интернет, которая значительно дополняет и уточняет все имеющиеся классификации. В качестве ведущего критерия распределения ресурсов мы взяли специфику создаваемого посредством технологии конечного продукта, а также схожий по тематике контент:

1. Обучающие мультимедийные презентации (и др.).

Программы для создания мультимедийных презентаций (Microsoft Office Power Point, SmartDraw, Prezi, Kingsoft WPS Office, ProShow Producer).

Здесь стоит отметить, что выбор той или иной программы основывается на ее преимуществах и уровне сложности создаваемого конечного продукта. Так, разные программы предоставляют разное количество шаблонов презентаций, разный набор визуальных эффектов, предоставляют / не предоставляют возможность одновременной совместной работы. Кроме того, не все программы имеют русскоязычное меню.

2. Электронные словари. В топ-6 мировых англоязычных словарей в настоящее время входят: Cambridge Dictionary, Merriam-Webster Dictionary, Macmillan Dictionary, Oxford Learner's Dictionaries, Dictionary.com, Collins Dictionary. К числу наиболее простых и доступных ресурсов стоит отнести Мультитран.

3. Обучающие программы и приложения, основанные на анализе видео-, аудиоматериалов (Stepik, Lin-guaLeo, Универсариум, Vocaroo, Classtime, DuoLingo и другие).

4. Платформы для создания и прохождения тестов (Online-Test Pad, Kahoot, ProProfs, Plickers, Help Teaching, Easy Test Maker и другие).

5. Онлайн-сервисы для создания дидактических игр и игровых упражнений (Quizlet, Flippit, Factile, российская разработка Umaigra LearningApps и другие).

Отметим, что многочисленные обзоры данных игровых и иного рода сервисов доступны в интернет-пространстве. Кроме того, к каждому можно найти доступную и понятную инструкцию по работе с программой, а также алгоритм создания информационного продукта.

Таким образом, взяв за основу данную классификацию с приведенными в ней примерами соответствующих мультимедийных программ, можно гораздо быстрее и проще осуществлять выбор информационного ресурса в соответствии с целями урока английского языка и ведущим видом речевой деятельности на конкретном этапе урока.

Разработка уроков английского языка с использованием мультимедийных образовательных программ в рамках формирующего этапа экспериментального исследования

Полифункциональный характер обучающих мультимедийных программ открывает широкий диапазон вариантов внедрения данного рода технологий в процесс изучения английского языка. Кроме того, ту или иную технологию можно интегрировать на любом этапе планирования урока, а также при овладении всеми видами речевой деятельности. Безусловно, информационные ресурсы необходимо использовать в качестве дополнительного материала к основным учебным пособиям.

Министерством просвещения одобрен достаточно широкий перечень учебных ресурсов, применяемых на уроках английского языка в старшей школе, однако фокус внимания был сосредоточен на двух пособиях: Spotlight (учебник для общеобразовательных школ [2]) и Starlight (учебник для школ с углубленным изучением английского языка [4]).

При моделировании уроков был сделан упор на их функциональность: каждое из предложенных занятий может быть реализовано как в обычной школе, так и в школе с углубленным изучением английского. Примеры некоторых фрагментов уроков приведены в Таблицах 1 и 2.

Таблица 1. Фрагмент урока 1

№ Этап Действия учителя Действия учащихся Предполагаемый результат

1 Проблемная Учитель задает проблемные вопросы: Учащиеся отвечают на во- Пропедевтическая подго-

ситуация, What world famous museums do you просы, составляют mind товка к усвоению новых

определение темы урока know? Do you know who Madame Tus-sauds is and what made her famous? map знаний

2 Знакомство Учитель корректирует чтение учащих- Учащиеся читают текст Новая лексика по теме

с новым ся, помогает с переводом "Madam Tussauds", осу- "Art Museum"

материалом ществляют перевод

3 Обобщение Учитель демонстрирует видео "History Учащиеся смотрят фильм, Новая лексика по теме,

и систематизация of Madame Tussauds", предоставляет читают и переводят но- умение аудирования и ра-

материала раздаточный материал с глоссарием новой лексики вые слова, дают комментарии к фильму боты с мультимедиа

4 Контроль знаний Учитель показывает алгоритм работы Учащиеся выполняют за- Навыки самостоятельной

на платформе "Classtime", дает обра- дания после объяснения работы и самоконтроля

зец выполнения заданий, раскры- учителя

вающих содержание просмотренного фрагмента

Фрагмент данного урока интегрирует в себе работу по аудированию и самоконтролю. В числе прочих преимуществ такой организации стоит отметить возможность моментальной проверки заданий, что значительно облегчает деятельность учителя и создает возможность автономной работы каждого учащегося. Выполняя задания на платформе "Classtime", школьники обретают значительную мотивацию к изучению английского, поскольку могут сами контролировать темп выполнения заданий, видеть допущенные ошибки в индивидуальном формате, тренировать навык слухового восприятия.

Следующий фрагмент урока фокусирует внимание на говорении учащихся. Для развития данного вида речевой деятельности уместно использовать мультимедийный ресурс Vocaroo, который представляет собой он-лайн-диктофон для записи монологической и диалогической речи и дальнейшей отправки файлов на проверку учителю. Безусловным достоинством платформы стоит отметить неограниченное количество попыток записи, а также простоту навигации по сервису, что позволяет активно использовать его в рамках домашней работы. В привычной обстановке и без присутствия других людей учащиеся исключают влияние негативных факторов (психологический барьер, шум, отсутствие концентрации внимания), которые препятствуют созданию условий реального иноязычного общения. Подробнее рассмотреть каждый из этапов можно в Таблице 2.

Таблица 2. Фрагмент урока 2

№ Этап Действия учителя Действия ученика Предполагаемый результат

1 Знакомство с новым материалом Учитель демонстрирует мультимедийную презентацию на тему "Means of Travelling", предлагает несколько тем для обсуждения Учащиеся знакомятся с презентацией и выбирают аспект для беседы Актуализация лексики по теме урока, умения говорения

2 Домашнее задание Учитель показывает алгоритм работы с ресурсом vocaroo.com, дает несколько тем для высказываний Дома учащиеся записывают монологическое высказывание по одной из предложенных тем на 3 минуты, отправляют на электронную почту учителю Повторение изученной ранее лексики, тренировка говорения, развитие навыка самостоятельной работы

Стоит отметить то, что при работе с ресурсом vocaroo.com учащимся предоставляется возможность записи собственного высказывания на ту тему, которая является актуальной именно для них, что позволяет реализовать деятельностно-индивидуальный подход к обучению. Наряду с этим одновременно все школьники включены в процесс обучения.

Таким образом, приведенные выше фрагменты уроков демонстрируют примерную организацию различных видов речевой деятельности в процессе обучения английскому языку с использованием мультимедийных образовательных технологий.

Экспериментальная проверка эффективности использования

современных мультимедийных образовательных программ в обучении английскому языку

В качестве базы для эксперимента была выбрана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 132 с углубленным изучением иностранных языков» Ново-Савиновского района г. Казани. В эксперименте участвовали 26 учащихся десятых классов. Работа по внедрению мультимедийных образовательных программ осуществлялась только в экспериментальной группе. Показателем успешности применения мультимедиа был принят уровень сформированности речевых навыков и умений по всем видам деятельности. Динамика процесса определялась путем сравнения данных констатирующего и контрольного этапа.

Предэкспериментальная проверка осуществлялась посредством мультимедийного образовательного ресурса "Classtime". Обучающимся было предложено выполнить упражнения на аудирование, чтение, говорение и письмо, следовательно, были задействованы все виды речевой деятельности. За каждое правильно выполненное задание учащиеся получили один балл, максимальный результат одного обучающегося - двенадцать баллов. Результаты констатирующего этапа представлены в Таблице 3.

Таблица 3. Показатели экспериментальной группы на констатирующем этапе

№ п/п Аудирование Чтение Говорение Письмо Итог

1 1 1 1 0 0 1 1 1 0 1 1 1 1 10

2 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 1 1 10

3 1 0 0 1 1 1 0 1 1 1 1 0 0 8

4 0 1 1 1 1 0 1 0 1 1 1 1 0 9

5 0 1 1 0 1 1 1 1 1 0 1 0 1 9

6 1 1 0 0 1 1 1 1 1 1 1 0 0 9

7 1 1 1 1 0 1 1 0 0 1 1 0 1 9

№ п/п Аудирование Чтение Говорение Письмо Итог

8 1 1 1 1 1 0 0 1 1 1 1 1 0 10

9 0 1 1 1 0 1 1 1 0 0 1 1 1 9

10 0 1 1 1 1 1 0 1 1 1 1 0 0 9

11 1 1 0 1 1 1 1 0 1 1 1 0 1 10

12 1 1 1 1 0 0 1 0 1 1 1 1 0 9

13 1 0 0 1 0 1 1 1 0 0 1 1 1 8

119

Стоит отметить, что из всех видов речевой деятельности только чтение не вызывает ни у кого затруднений, поскольку все учащиеся получили максимальный балл; самым же «проблемным» в экспериментальной группе является говорение.

Таблица 4. Показатели контрольной группы на констатирующем этапе

КГ Аудирование Чтение Говорение Письмо Общий балл

1 1 0 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0 10

2 0 1 1 1 0 1 1 1 0 1 1 1 1 10

3 1 0 0 1 1 1 1 1 1 1 1 0 0 9

4 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 1 1 0 1 1 0 1 1 1 1 1 0 9

6 1 1 0 0 1 1 1 1 1 1 1 0 0 9

7 1 1 1 0 1 1 1 1 1 0 1 0 1 10

8 1 1 1 1 1 0 0 1 1 0 1 1 0 9

9 0 1 1 1 1 1 1 0 1 1 1 1 10

10 0 1 1 1 1 1 0 1 1 1 1 0 0 9

11 1 1 0 1 1 1 1 0 1 1 1 0 0 9

12 1 0 1 1 0 1 1 1 1 0 1 1 1 10

13 0 1 1 1 1 0 1 0 1 1 1 1 0 9

122

Практически аналогичная ситуация складывается и в контрольной группе, где показатели оказались выше только по аудированию; результаты диагностики чтения и говорения оказались одинаковыми. С письмом справились 5 человек против 7 человек экспериментальной группы.

Входное тестирование показало, что разница в среднем уровне подготовки экспериментальной и контрольной групп составляет 3 балла в пользу последней. Этот факт обусловил необходимость проведения экспериментальной работы в отстающей группе.

Экспериментальный этап длился 3 недели. В данный период было проведено пять уроков по представленной ранее модели. Особое внимание уделялось мультимедийным приложениям и электронным словарям, позволившим повысить уровень говорения в группе, а также расширить словарный запас испытуемых, однако, подчеркнем, что на каждом уроке были в равной степени задействованы все виды речевой деятельности. Все уроки смоделированы в соответствии с одобренной школьной программой и темами, соответствующими содержанию Starlight. Краткое содержание каждого занятия и соотнесенность использования конкретного приложения для развития того или иного вида деятельности можно рассмотреть в Таблице 5.

Таблица 5. Поурочное планирование экспериментального этапа c использованием мультимедийных технологий

№ Тема Мультимедийные ресурсы Виды речевой деятельности

1 урок "Means of Travelling" Microsoft Office Power Point, Vocaroo Чтение Говорение Письмо

2 урок "Travelling" "Online Test Pad", "Vocaroo" Чтение Говорение Письмо Аудирование

3 урок "Environmental Issues" (Приложение 10) "Stepik" Чтение Говорение Письмо Аудирование

4 урок "Environmental Issues" "Ouizlet", "Vocaroo" Чтение Говорение Письмо Аудирование

5 урок "Online Shopping. Pros and Cons" "Online Test Pad" Чтение Говорение Письмо Аудирование

Методически грамотно спланированная организация использования мультимедийных обучающих ресурсов в соответствии с целями и задачами уроков, а также направленные на развитие каждого вида речевой деятельности одновременно или в отдельности задания способствовали максимально эффективному усвоению учебного материала, формированию говорения, чтения, письма и аудирования, а также навыков самостоятельной работы и самоконтроля. Для выявления динамики в показателях экспериментальной группы был организован заключительный этап, который включал повторное тестирование, аналогичное по организации с констатирующим этапом.

Результаты контрольного тестирования обучающихся экспериментальной группы представлены в Таблице 6.

Таблица 6. Показатели учащихся экспериментальной группы на контрольном этапе

ЭГ Аудирование Чтение Говорение Письмо Итог

1 1 1 1 0 1 1 1 1 1 1 1 1 11

2 1 1 1 1 0 1 1 0 1 1 1 1 10

3 1 0 1 1 1 1 0 1 1 1 1 0 9

4 1 0 1 1 1 1 1 0 1 1 1 1 10

5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0 10

6 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0 1 10

7 1 1 1 1 1 1 0 1 1 1 1 1 11

8 1 0 1 1 1 1 0 1 1 1 0 1 9

9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11

10 1 1 1 1 0 1 1 1 1 1 0 0 9

11 1 0 1 1 0 1 1 1 1 1 1 1 10

12 1 1 1 0 1 1 0 1 1 1 1 1 10

13 1 1 1 1 1 1 0 1 0 1 1 0 9

129

Результаты контрольной работы обучающихся контрольной группы представлены в Таблице 7.

Таблица 7. Показатели учащихся контрольной группы на контрольном этапе

КГ Аудирование Чтение Говорение Письмо Итог

1 1 0 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0 10

2 0 1 1 1 0 1 1 1 1 0 1 1 1 10

3 1 0 0 1 1 1 1 1 1 1 1 0 0 9

4 1 1 0 1 1 0 1 1 1 1 0 1 9

5 1 1 0 1 1 0 1 1 1 1 1 0 9

6 1 1 0 0 1 1 1 1 1 1 1 0 0 9

7 1 1 1 0 1 1 1 1 1 1 1 1 11

8 1 1 1 1 1 0 0 1 1 1 1 1 0 10

9 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10

10 0 1 1 1 1 1 0 1 1 1 1 0 0 9

11 1 1 0 1 1 1 1 0 1 1 1 0 0 9

12 1 0 1 1 0 1 1 1 1 0 1 1 1 10

13 0 1 1 1 1 0 1 0 1 1 1 1 0 9

124

Сравнительные данные экспериментальной и контрольной групп убедительно доказывают правомерность выдвинутой гипотезы и подтверждают эффективность предложенной методики. В связи с этим, на наш взгляд, мультимедийные образовательные ресурсы должны стать не альтернативной, а обязательной формой работы на старшем этапе средней школы, поскольку преференции информационных технологий в информационном обществе очевидны. Нет сомнения, что более продолжительный период работы прогнозируемо даст более высокие результаты.

Заключение

Бурное развитие информационных технологий требует от всех сфер соответствия требованиям времени и стандартам, поэтому мультимедийные обучающие ресурсы постепенно включаются в учебные планы и программы по всем дисциплинам и во всех образовательных учреждениях, однако стоит отметить, что на школьном этапе дидактический потенциал сетевых ресурсов до сих пор реализуется недостаточно.

Необходимость и роль мультимедийных ресурсов в освоении разных дисциплин неодинаковы. Особенно ценной является компьютеризация для обучения иностранным языкам. Создание мультифункционального информационного пространства, когда появляется возможность воспринимать лингвострановедческий материал, используя одновременно несколько перцептивных каналов, максимально приближает учащихся к ситуациям реального иноязычного общения прямо в школьных стенах.

В данном исследовании последовательно реализованы поставленные задачи. В первую очередь, проанализировав имеющиеся теоретические и методологические исследования по проблеме применения ММТ в современном образовании, мы сформулировали определение мультимедийных технологий, которые представляют собой средства передачи разной информации, находящейся в сети Интернет, которая может быть использована в дидактических целях.

На основе имеющихся классификаций ММТ мы предложили свою. Классификация предложена в соответствии с ресурсами, находящимися в свободном доступе в сети Интернет. В основе дифференциации лежит создаваемый ресурсом продукт. Мы распределили обучающие мультимедийные технологии на мультимедийные презентации, словари, обучающие программы, тест-мейкеры и программы для создания игр.

Принимая во внимание специфику контента образовательного ресурса и ведущий вид деятельности на каждом конкретном этапе урока английского языка, мы смоделировали примерные фрагменты уроков с использованием информационных технологий, указанных в нашей классификации.

На заключительном этапе исследования нами была организована экспериментальная работа по проверке эффективности использования ММТ на уроках английского языка в 10-м классе. По итогам педагогического эксперимента мы пришли к выводу, что мультимедийные образовательные технологии не только способствуют уровню сформированности коммуникативных навыков, речевых умений и всех видов речевой деятельности, но и скорости овладения языком, создают устойчивую мотивацию для знакомства с иноязычной культурой, традициями и образом жизни иностранцев.

В качестве перспективного направления исследования стоит обозначить возможность развития лингво-культурологической компетенции посредством мультимедийных технологий при изучении английского языка на старшем этапе в средней школе.

Источники | References

1. Апатова Н. В. Влияние информационных технологий на содержание и методы обучения в средней школе: дисс. ... д. пед. н. М., 1994. 354 с.

2. Афанасьева О. В., Дули Д., Михеева И. В., Оби Б., Эванс В. Английский язык. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Express Publishing; Просвещение, 2012. 248 с.

3. Бабкина Н. А. Понятие мультимедиа технологии. Классификация и области применения мультимедиа приложений [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.ru/47360847-Lekriya-1-ponyatie-multimedia-tehnologii-klassifikaciya-i-oblasti-primeneniya-multimedia-prilozheniy.html (дата обращения: 13.03.2021).

4. Баранова К. М., Дули Д., Копылова В. В., Мильруд Р. П., Эванс В. Английский язык. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка. М.: Express Publishing; Просвещение, 2012. 200 с.

5. Бейсенбаева Б. А., Копжасарова У. И. Об эффективности использования современных информационных технологий в обучении аудированию // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 1. С. 1-6.

6. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Ин-т развития проф. образования, 2010. 342 с.

7. Жоллыбекова М. Использование современных информационных технологий на уроках английского языка // Евразийский союз ученых. 2019. № 4. С. 1-4.

8. Зайцев В. С. Мультимедийные технологии в образовании: современный дискурс. Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2018. 30 с.

9. Изотов И. В. Мультимедийные средства обучения и их возможности в подготовке учащихся общеобразовательных школ // Интеграция образования. 2008. № 3. С. 1-4.

10. Исаева П. Т. Мультимедийные технологии в работе с гиперактивными детьми в средней школе // Профессиональное развитие педагогических кадров в условиях обновления образования: сборник материалов VIII Городской научно-практической конференции. М.: ООО «А-Приор», 2017. С. 218-221.

11. Кудж С. А. Мультимедийные образовательные модели // Управление образованием: теория и практика. 2013. № 4. С. 1-6.

12. Нечитайлова Е. В. Веб-квесты как методика обучения на основе интернет-ресурсов // Проблемы современного образования. 2012. № 2. С. 147-155.

13. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642 (с изменениями на 22 февраля 2021 года). URL: http://docs.cntd.ru/document/556183093 (дата обращения: 13.03.2021).

14. Падерин В. Н. Использование мультимедийных технологий в обучении студентов вузов [Электронный ресурс] // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2016. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-multimediynyh-tehnologiy-v-obuchenii-studentov-vuzov (дата обращения: 23.05.2021).

15. Сидорова Л. В., Афанасьева Н. А. Мультимедийные технологии в образовании и обучение студентов педагогических направлений [Электронный ресурс] // Концепт. 2017. № 1. С. 1-6. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/multimediynye-tehnologii-v-obrazovanii-i-obuchenie-studentov-pedagogicheskih-napravleniy (дата обращения: 23.05.2021).

16. Стариков Д. А. Теоретические и практические аспекты применения мультимедиа в обучении [Электронный ресурс] // Мастерство Online. 2017. № 1. С. 1-20. URL: http://ripo.unibel.by/index.php?id=2723 (дата обращения: 23.05.2021).

17. Хлызова Н. Ю. Мультимедиа и их возможности в организации процесса обучения студентов английскому языку // Педагогическая теория, эксперимент, практика / ред. Т. А. Стефановская. Иркутск: Изд-во Иркут. ин-та повыш. квалиф. работ. образования, 2008. С. 275-286.

Информация об авторах | Author information

RU

Каримова Анна Анатольевна1, к. пед. н., доц. Хасанова Оксана Владимировна2, к. пед. н., доц. Загидуллина Гульназ Фоатовна3

1 2' 3 Казанский федеральный университет

EN

Karimova Anna Anatolyevna1, PhD Khasanova Oxana Vladimirovna2, PhD Zagidullina Gulnaz Foatovna3

1 2, 3 Kazan Federal University

1 [email protected], 2 [email protected], 3 [email protected]

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 26.03.2021; опубликовано (published): 30.06.2021.

Ключевые слова (keywords): мультимедийные образовательные технологии; речевая деятельность; средняя школа; обучение английскому языку; multimedia educational technologies; speech activity; secondary school; teaching English.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.