Разработанное программное обеспечение позволяет прогнозировать показатели результативности процесса обучения, исследовать и количественно сопоставлять между собой различные стратегии преподавания и их сочетания, а также дает возможность учесть индивидуальные особенности учащегося при выборе в отношении него той или иной стратегии.
Список литературы:
1. Новиков Д.А. Закономерности итеративного научения / Д.А. Новиков. -М.: Институт проблем управления РАН, 1998. - 77 с.
2. Ожиганов А.А. Теория автоматов: учеб. пособие / А.А. Ожиганов. -СПб.: НИУ ИТМО, 2013. - 84 с.
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
© Штаюра О.В.*, Борякова Е.Е.Ф
Средняя общеобразовательная школа № 15, г. Челябинск Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Национальный исследовательский университет), г. Нижний Новгород
Рассматривается роль мультимедийных средств (компьютерные презентации, видео) при изучении английского языка в рамках образовательного процесса средней школы. Презентации являются эффективным способом обучения, сочетающим познавательную активность и личностный подход учащихся. Применение одновременно с традиционными методами обучения научно-познавательных фильмов позволяет осуществить погружение в языковую среду.
Ключевые слова: компьютерные презентации, познавательная активность, мотивация, ролевая игра, фильмы на языке оригинала.
Информационные технологии (ИТ) играют в современном образовательном процессе весьма важную роль. Преподаватель использует различные методы, но особое внимание уделяется мультимедийным средствам обучения. Под мультимедиа (multimedia), как правило, понимают интерактивную систему, обеспечивающую одновременное представление различных источников информации - звук, анимированная компьютерная графика, видеоряд. Использование современных технологий наряду с традиционными в процессе обучения делает его более эффективным и личностно-ориентированным.
* Учитель английского языка 1 категории.
* Доцент кафедры Зоологии Биологического факультета ННГУ, кандидат биологических наук.
Согласно классификации А.В. Дворецкой (2006), выделяют 8 типов компьютерных средств, используемых в обучении на основании их функционального назначения:
1. Презентации, которые могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Применение презентаций расширяет диапазон условий для креативной деятельности учащихся и психологического роста личности, развивая самостоятельность и повышая самооценку. Используются и для создания ученических проектов.
2. Электронные энциклопедии - аналогии обычных справочно-инфор-мационных изданий. Для создания таких энциклопедий используют гипертекстовые системы и языки гипертекстовой разметки, например, HTML. Поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям и пр.
3. Дидактические материалы - сборники задач, диктантов, упражнений, а также примеров рефератов и сочинений, представленных в электронном виде, обычно в виде простого набора текстовых файлов в форматах doc, txt, и объединенных в логическую структуру средствами гипертекста.
4. Программы-тренажеры, выполняющие функции дидактических материалов, поддерживающие контроль ошибок.
5. Системы виртуального эксперимента - программные комплексы, позволяющие обучаемому проводить эксперименты в «виртуальной лаборатории». Главный недостаток подобных программ - естественная ограниченность заложенной в них модели, за пределы которой обучаемый в рамках своего виртуального эксперимента выйти не может.
6. Программные системы контроля знаний (опросники и тесты). Главный недостаток - негибкая система ответов, не позволяющая испытуемому проявить свои творческие способности;
7. Электронные учебники и учебные курсы - объединяют в единый комплекс все или несколько вышеописанных типов.
8. Обучающие игры и развивающие программы - интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя разнообразные задания в процессе игры, дети развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, память и, возможно, получают дополнительные навыки.
Обучение иностранному языку (в нашем случае английскому) предполагает использование компьютерных технологий достаточно широко. Так, прослушивание и просмотр аудио- и видеоматериалов позволяет учащимся ознакомиться с реальным произношением и его вариациями, проверить и развить навыки аудирования.
Показано, что эффективность применения информационных технологий на уроках английского языка уже не подлежит сомнению. Ученые отмечают, что чем больше систем восприятия задействовано в обучении, тем лучше и прочнее усваивается материал. Активное же внедрение информационных технологий в учебный процесс приумножает дидактические возможности, обеспечивая наглядность, аудио- и видеоподдержку и контроль, что в целом способствует повышению уровня преподавания [1]). Использование ИТ в процессе обучения иностранному языку позволяет решить ряд дидактических задач: формирование и совершенствование языковых навыков и умений чтения, письма, говорения, аудирования; расширение активного и пассивного словарей; приобретение культурологических знаний; формирование культуры общения, потребности к использованию иностранного языка для коммуникации; формирование навыков работы в группе [5].
Создание презентаций учащимися может рассматриваться как частный случай реализации метода проектов. В зависимости от поставленных преподавателем целей презентация создается либо в рамках домашнего задания, либо непосредственно на уроке. Последний вариант является наиболее эффективным, позволяет стимулировать познавательную активность учащихся, выявлять пробелы в знаниях. На передний план выходит не технический этап создания презентации как таковой, а смысловое наполнение слайдов. Сам по себе интерфейс MS Power Point (наиболее часто используемое ПО для создания презентаций) интуитивно понятен и не требует специализированных навыков для работы с ним. В то же время работа с компьютером сама по себе интересна, а процесс разработки презентации - особенно как вариант работы в группах - подразумевает творческую и познавательную активность. Такие мини-проекты могут быть использованы как на обычных уроках, так и на открытых.
При выборе темы презентации даже в рамках определенного объема материала и тематического планирования значимая роль должна быть отведена мотивации учащихся. Интерес к языку у школьников стимулируется не практической составляющей (исключением могут быть лишь обучающиеся в 10-11 классах, но и в этом случае не 100 %), когда работа идет на перспективу - использование языка в зарубежных поездках, для карьерного роста и т.п., - а возможностью проявить себя в игре, получить удовольствие от самого процесса обучения.
Принято считать, что проектная методика позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой в изучении английского языка, когда дети учатся с увлечением и раскрываются потенциальные возможности каждого ребенка. Процесс работы над проектом стимулирует школьников быть деятельными, развивает у них интерес к английскому языку, воображение, мышление, самостоятельность. А наличие элементов поисковой деятельности и творчества создает условия для общения - как на родном,
так и на английском языке. Получение удовольствия - одно из главных условий эффективности обучения. Учащиеся усваивают достаточно большой объем информации, если им нравится процесс обучения [6].
Метод презентаций нами был использован неоднократно при проведение открытых уроков. Применяли сочетание готовой презентации, сделанной преподавателем, и разработки небольших проектов учащимися в режиме реального времени. Темой одного из уроков были музеи Лондона. Учащиеся создавали короткие проекты с использованием набора ключевых слов и выражений по имеющимся в их распоряжении фотографиям экспонатов трех музеев (музей Шерлока Холмса, музей Науки, музей мадам Тюссо). Работа осуществлялась в группах. Таким образом, помимо активации лексики и вовлечения нового материала тренировались коммуникативные навыки, умение излагать и отстаивать свою точку зрения, правильно распределять обязанности между членами группы. Полученные проекты проходили своего рода апробацию в условиях всего класса, группа, ответственная за авторство, сопровождала показ рассказом и отвечала на возникающие вопросы зрителей. Оценивали проекты своих коллег также сами учащиеся, используя цветовую палитру из нескольких маркеров. Каждой оценке соответствовал определенный цвет, совокупная оценка слагалась из нескольких градаций, охватывающих умение представить информацию, донести ее до зрителей, степень креативности и владения английской лексикой при представлении проекта.
Согласно устоявшейся классификации, работа над проектом - это многоуровневый подход к изучению языка, охватывающий чтение, аудирование, говорение и грамматику. Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления учащихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу. Формируются коммуникативные навыки, культура общения, умение кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнеров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников. Все это создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке [4].
Зачастую при изучении английского языка возникает противоречие между необходимостью повторять один и тот же материал (например, грамматический) и поддержанием познавательной активности учащихся. Презентации являются практически идеальным средством для преодоления этого противоречия и создания вариабельности. Возможность включить в слайды всплывающие по щелчку правильные ответы, звуковые фрагменты, небольшие картинки для акцентирования на слайдах внимания учащихся, позволяют считать мультимедийные методы весьма эффективными для образовательной деятельности. Так, для изучения грамматического блока и обобщения знаний по теме «Времена группы Simple» в 4 классе нами была разработана презентация «Путешествие на машине времени» (Time machine). Начиная с постановки цели (What do you think what is it?) и ответов учащих-
ся, и заканчивая последним слайдом с подведением итогов с виртуальным награждением участников (You're the best time travelers today), познавательная активность и интерес, проявляемый обучаемыми, показали целесообразность применения подобных презентаций (рис. 1). Слайды со звуковым сопровождением (Е. Крылатов, «Полет на флипе», музыкальная тема фильма «Гостья из будущего»), перемежающие рабочие, призванные имитировать перемещения во времени, позволяют создать игровую атмосферу и благоприятную психологическую обстановку.
Помимо презентации были использованы такие элементы игры, как конверт с кодом на станции Настоящего Времени (задание - расшифровать слова-спутники настоящего времени, только после этого машина времени будет приведена в рабочее состояние), и повторение Future Simple Tense в форме диалога с роботом (в роли робота выступает учитель, на слайде -визуализация; по щелчку появляется картинка-подтверждение «Yes», либо отрицания «No») (рис. 2).
Check:
Ome day Bob and his mum WENT to the park.
The weather WAS fine.
Рис. 1. Слайды, демонстрирующие повторение Past Simple Tense (путешествие в прошлое)
■ Yes, I will
No, I won't
Рис. 2. Слайд с виртуальным смотрителем станции - роботом-андроидом
Для поддержания творческой активности применена игровая форма «Отбейся от пиратов» - в сражении с виртуальными пиратами, воплощением которых служит соответствующий слайд презентации с музыкальным сопровождением, учащиеся называют как можно больше слов-спутников прошедшего и будущего простого времен.
В образовательном процессе при обучении английскому языку могут быть также использованы фильмы на языке оригинала. В сети Интернет выложены небольшие фрагменты как научно-популярных фильмов, так и художественных («Harry Potter», «Lord of the Rings», «Hobbit» и др.). Просмотр таких видеороликов позволяет развить навыки аудирования, осуществляется погружение в языковую среду. Воспроизведение желательно производить несколько раз подряд, с субтитрами и без них. Вначале учащиеся пытаются понять общий смысл происходящего на экране (субтитры желательно отключить, как правило, они вынесены в отдельный файл), а наличие знакомого сюжета значительно облегчает задачу. При повторном просмотре с субтитрами основное внимание уделяется новой лексике (рис. 3). Рассматриваются новые слова и выражения, осуществляется расширение словарного запаса. Для активирования полученной лексики можно использовать различные вопросы.
%
И
We're forming some sort of wizard army?
Рис. 3. Кадр из фильма «Harry Potter and the Order of the Phoenix» (2007)
Для поддержания интереса к английскому языку и формирования дополнительной мотивации при его изучении возможно проведение небольших ролевых игр на материале просмотренного контента. Придумывание новых поворотов сюжета, ситуационных задач, альтернативного развертывания событий, работа в группах с распределением ролей сопровождается интенсивным использованием имеющегося словарного запаса, стимулирует
творческую и познавательную активность, формирует умение сопереживать персонажам, общаться и даже думать на их родном языке. Каким предстает герой в увиденной ситуации? Что осталось «за кадром»? Что было бы, если...? Следующим шагом может стать общение с невиртуальными носителями языка, например, в социальных сетях, когда возникает потребность применить полученные знания в реальной жизни. Ролевые и коммуникативные игры делают процесс изучения английского языка увлекательным, позволяют реализовать определенные личностные качества.
Калинкин С.М. отмечает, что коммуникативные игры обучают общению в форме репродуктивно-продуктивных упражнений. Они ситуативно-обусловлены и связаны с реализацией одного-двух речевых намерений. Наличие ролей в этих играх не является обязательным, хотя они и не исключаются. Чаще всего здесь используются воображаемые ситуации, которые в англоязычной методической литературе принято называть симуляциями. Основными характерньгми чертами ролевых игр являются: наличие проблемной ситуации, которая содержит в себе условия когнитивного конфликта, лежащей в основе игры, и определенных персонажей / ролей, имеющих разное отношение к обсуждаемой проблеме. Ролевые игры способствуют формированию следующих умений: принять и исполнить роль; ориентироваться в ролях партнеров; выбирать языковые средства в соответствии с ситуацией; проводить и отстаивать свою точку зрения; склоняться к компромиссу; предусматривать конфликт и находить пути для его устранения; формулировать проблему и предлагать пути ее решения; владеть стратегией общения (знать формулы обращений, уметь выражать благодарность, просьбу, согласие, возражение и др.) [3].
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что применение мультимедийных ИТ в образовательном процессе при изучении английского языка имеет, несомненно, положительное значение и весьма эффективно. Смысловое выделение наиболее значимых компонентов, визуализация, погружение в языковую среду возможны благодаря компьютерным презентациям, аудио- и видеоматериалам. Тем не менее, не стоит забывать, что активная роль в процессе обучения отводится преподавателю, а компьютер выступает в качестве вспомогательного средства. Поддержание интереса к языку, геймификация (все склонны играть!) в рамках разумного позволяют получить удовольствие от образовательного процесса и раскрыть творческий потенциал учащихся. А творчество в дополнительных мотивациях не нуждается.
Список литературы:
1. Верхотина В.В. Использование новых информационных технологий на уроках английского языка [Электронный ресурс]. - 2008. - Режим доступа: http://www.pandia.ru/text/77/457/8030.php.
2. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения. -М., 2006. - 159 с.
3. Калинкин С.М. Коммуникативный метод обучения английскому языку [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/ inostrannye-yazyki/library/2012/11/07/коттишкаЙУпуу-тей^оЬиЛетуа-anghyskomu-yazyku.
4. Неробова В.А. Панорама педагогических технологий и их применение на уроках английского языка [Электронный ресурс]. - 2006. - Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/125007-pall.html.
5. Силютина С.Н. Применение информационно--коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам [Электронный ресурс]. - 2012. -Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2012/09/09/ primenenie-informatsionno-kommunikatsionnykh.
6. Соловьева А.В., Кучерова И.Ф. Метод проектов как средство развития внутренней мотивации школьников в изучении английского языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cronao.ru/images/gumanitarnyj-tsikl-predmetov/4.doc.