ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Раздел 13.00.00 Педагогические науки
ART 191032 2019, № 4 (апрель) УДК 378.147:004.9
Создание мультимедийного учебника по английскому языку для студентов технического университета как способ реализации инновационных образовательных технологий в области профессионального образования
Маргарян Татьяна Дмитриевна1
Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, Москва, Россия
t.margaryan@bmstu.ru
Калугина Лилия Вадимовна2
Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, Москва, Россия
kaluginalv@bmstu.ru
Аннотация. Для выживания и прогресса человека, нации и человечества необходимы инновации и эволюция. Инновации в образовании имеют особое значение, поскольку образование играет решающую роль в создании устойчивого будущего. Образовательные инновации следует рассматривать как инструмент необходимых и позитивных изменений. Цель данной работы - ознакомить читателей с успешным опытом коллектива кафедры «Английский язык для машиностроительных специальностей» МГТУ им. Н. Э. Баумана по внедрению инновационных образовательных технологий при создании мультимедийного учебника нового поколения «Английский язык в эпоху цифровых технологий» для работы со студентами в техническом вузе. Статья основана на обзоре и анализе отечественной и зарубежной литературы и на авторских исследованиях. Авторы описывают методику создания мультимедийного учебного пособия для студентов технических университетов, предлагают анализ полученных результатов после апробации учебного пособия и приходят к заключению, что использование интерактивных методов обучения при создании мультимедийного учебного пособия помогло получить высококачественные результаты обучения английскому языку, перераспределило виды учебной деятельности в аудиторной и самостоятельной работе студентов. Одним из важнейших выводов исследования является то, что инновации стимулируют экономию времени для подготовки студентов и повышают эффективность обучения. Польза работы заключается в практических рекомендациях: как создать базу для инноваций в обучении английскому языку, как повысить эффективность их реализации, особенно с применением ИКТ и мультимедийных средств обучения. Оригинальность статьи заключается в предложении комплексной классификации инноваций, в новых аргументах эффективности применения инновационных технологий, в предложении практических методов реализации инновационных образовательных технологий в области профессионального образования.
Ключевые слова: инновационные образовательные технологии, мультимедийные средства обучения, ИКТ, смешанное обучение, профессиональное образование, профессиональные компетенции.
Поступила в редакцию Received 02.03.2019 Получена положительная рецензия Received a positive review 10.04.2019
Принята к публикации Accepted for publication 10.04.2019 Опубликована Published 30.04.2019
CreativeCommons Attribution 4.0 International (CCBY 4.0)
1 Маргарян Татьяна Дмитриевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры английского языка для машиностроительных специальностей ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана», г. Москва, Россия
2 Калугина Лилия Вадимовна, старший преподаватель кафедры английского языка для машиностроительных специальностей ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана», г. Москва, Россия
Введение
Сегодня остро ощущается потребность в образовательных инновациях. Многие исследователи полагают, что социальное и экономическое благополучие стран будет в еще большей степени зависеть от качества образования их граждан: появление так называемого «общества знаний», трансформация информации и средств массовой информации - все это требует высокого уровня квалификации и знаний. Именно поэтому современные системы образования должны быть эффективными и действенными, другими словами - достигать поставленных перед ними целей, максимально используя имеющиеся ресурсы.
Система высшего профессионального образования в России переживает сложный период реформирования. Этот процесс затронул не только структуру, но и содержание образовательного процесса в высшей школе. Возросли требования к профессиональным компетенциям выпускников, в том числе и к владению английским языком. Наряду с этим количество контактных часов на его изучение остается тем же или даже сокращается. Перед преподавателями английского языка встает вопрос: как решить данное противоречие? Заметим, что трудоемкость курса по ФГОС определяется не только аудиторной, но самостоятельной работой студента. Это значит, что самостоятельную работу студента надо тщательно планировать, эффективно организовывать и систематически проверять [1]. Поэтому перед кафедрой «Английский язык для машиностроительных специальностей» МГТУ им. Н. Э. Баумана встал вопрос о разработке современных учебных материалов и создании нового учебного пособия для студентов инженерных специальностей [2, 3] (рис. 1, 2). Данная задача непосредственно связана с использованием новых форм обучения и эффективного применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) на занятиях иностранного языка и в процессе самостоятельной работы студентов. Фронтальные формы работы на занятиях должны уступить дорогу проектным технологиям, различным формам индивидуальной, парной и групповой работы, без чего невозможно сформировать социальные и коммуникативные умения работы в команде.
English
in the Digital Age
ИЯС ВШ1
Рис. 1
Рис. 2
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Анализ научно-педагогической литературы показал, что инновационные методы и подходы обучения могут значительно повысить эффективность процесса обучения студентов. Об этом пишут в своих работах эксперт в области преподавания английского языка в вышей школе, профессор, руководитель департамента иностранных языков в Высшей школе экономики Е. Н. Соловова [4], ряд зарубежных коллег: А. Мейер, Д. Роуз, Х Гордон [5], Гари Моттерам и др. [6] Использование инновационных методов обучения должно стать важнейшим навыком для преподавателей английского языка, преподающих в университетах.
Термин «инновация» (англ. innovation от лат. innovatio), который в переводе с английского языка означает что-либо новое, новаторское (по определению Оксфордского словаря [7]), ввел в научную литературу ученый-экономист и социолог Йозеф Шумпетер [8], который считал инновации источниками развития. Педагогическая инноватика, в отличие от педагогики, относительно молодая отрасль науки, по мнению А. В. Хуторского [9], но в последнее время вызывает неподдельный интерес у всё большего числа преподавателей и педагогов. О том свидетельствуют многочисленные исследования в этой области. Н. Р. Юсуфбекова [10] в своих работах рассматривала педагогическую инноватику как самостоятельную отрасль педагогической науки, она первой ввела термины «инновация в образовании» и «педагогическая инновация», дала определение этому понятию. Д. С. Поляков [11] в своей работе описывает инновационный цикл в «педагогическом пространстве», В. С. Лазарев [12] в своих работах предлагает классификацию инновационных методов в соответствии с их целью и формой реализации. А. И. Феоктистова [13] в своей исследовательской работе разработала авторскую концепцию и структурно-функциональную модель оптимизации обучения с помощью инновационных технологий в военном вузе. И. В. Глазова [14] предлагает методику использования инновационных технологий, обеспечивающих формирование профессионально важных умений у студентов вузов. М. А. Короли и И. В. Сотникова [15] в своей работе поделились опытом использования интерактивных методов обучения и образовательных технологий при выполнении лабораторных работ. Н. Ю. Носкова [16] также поделилась практическим опытом использования инновационных методов обучения фразеологии на примере русского языка, а Р. З. Зиганшина [17] привела примеры использования современных инновационных методов в преподавании татарского языка и литературы. А. В. Белолипецкая [18] в своей работе исследовала инновационные технологии как средство оптимизации процесса обучения в высшем учебном заведении, предложила свои методы разработки и использования инновационных технологий на практике. Э. В. Хачатрян анализирует важную проблему подготовки педагогических кадров, владеющих инновационными технологиями [19]. Целый ряд отечественных научных исследований и публикаций посвящен инновационным методикам преподавания иностранного языка, среди них работа А. В. Лазаревой [20], где автор делится уникальным опытом использования методики dogme для повышения эффективности занятий по иностранному языку. Д. С. Буланов [21] в своем труде приводит аргументы в пользу использования информационных технологий и интерактивных форм общения на занятиях по английскому языку. М. М. Ферзилаева [22] в своей работе рассматривает инновационные технологии обучения иностранным языкам как орудие формирования поликультурной личности. Своим личным опытом по использованию инновационных технологий в преподавании иностранного языка поделилась А. Ю. Оконешникова [23]. Значительный вклад в изучение и разработку образовательных инновационных методик внесли зарубежные коллеги, в частности М. Мэттью [24], который еще в 1964 году дал определение педагогической инновации, охарактеризовав ее как сложный, но спланированный процесс, у которого есть определенные этапы. А. Харгривз [25] в своей книге дает понятие «общество знаний» как «обучающегося общества» и выводит образовательный процесс за пределы стандартизации именно с помощью инновационных технологий. Д. Ширли [26] в своей работе проводит анализ системы образования США, и важное место в ее совершенствовании он отводит образовательным инновационным технологиям. Т. Хейк [27] также рассматривает педагогические инновации как важный методический инструмент, но основной акцент в своей работе
он делает на проблемах, связанных с интеграцией инновационных технологий в образовательный процесс. В своей книге А. Хофман с коллегами иллюстрирует успешные экспериментальные программы, использующие инновационные технологии, которые уже доказали свою эффективность [28]. Л. Джианк [29] описывает то влияние, которые оказали на образовательный процесс в целом последние технологические достижения. Столы и строительные блоки обучения двадцать первого века, согласно Линде Бэр и Джеймсу Маккормику [30], - это инструменты, программы, такие как веб-системы хранения и поиска информации, цифровые ресурсы, игры и симулято-ры, eAdvising и еТШюга^, которые являются исключительно технологическими инновациями. Они предназначены для интеграции индивидуального опыта обучения, результатов обучения. А. Лаваруз в своей работе пишет, что «нам нравятся плоды инноваций, но мало у кого из нас есть мужество приложить руки к инновациям», но, тем не менее, он признает, что инновации связаны с творчеством, принятием риска и экспериментами [31]. Вивьен Стьюарт анализирует в своей книге современные мировые тенденции в образовании и пишет, что необходимо воспитывать поколение, ориентированное на инновации [32].
Так что же мы понимаем под образовательными или педагогическими инновациями? Андрей Викторович Хуторской долгие годы изучает проблему развития и внедрения инновационных методик в процесс обучения и предлагает такое определение педагогической инноватики: «Под педагогической инноватикой понимается учение о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом, использовании и применении на практике» [33]. Исследователи Бруер и Тирней [34] полагают, что инновации могут быть результатом вдохновения, непрерывной творческой, умственной деятельности преподавателя или «подталкиваться» через наличие новых технологических возможностей. Любая инновация включает в себя три основных этапа: рождение идеи, ее реализацию и результат, который является результатом реализации идеи и приводит к изменениям. В образовании инновации могут проявляться в виде новой педагогической теории, методологического подхода, методики обучения, учебного инструмента, учебного процесса или институциональных структур, которые при их внедрении производят значительные изменения в преподавании и обучении, что приводит к лучшему обучению студентов. По мнению П. Сердюкова, инновации в образовании призваны повысить производительность и эффективность обучения и/ или улучшить качество обучения. Но Ф. Окпара [35] полагает, что эффективность обучения зависит не только от инновационных технологий или обучения, а от того, в какой мере раскрыты потенциальные способности студентов к обучению, их интеллектуальная, эмоциональная и психологическая сферы. Все инновации в итоге направлены на изменение качественных и/или количественных показателей результатов обучения:
- качественные: лучшие знания, более эффективные навыки, важные компетенции, развитие характера, личностных и профессиональных ценностей, диспозиции, эффективное трудоустройство и производительность труда;
- количественные: улучшенные параметры обучения, такие как результаты тестов, объем усвоенной информации, количество приобретенных навыков или компетенций [36]. Есть и другой способ оценки инновации: ее можно оценить по новизне, оригинальности и потенциальному эффекту.
Если проанализировать нынешние инновации в образовании, то мы можем увидеть, что подавляющее большинство из них связаны либо с технологическими электронными устройствами (ноутбуками, планшетами, смартфонами), либо с технологи-
ческими системами обучения и материалами, например системой управления обучением (LMS), образовательным программным обеспечением и веб-ресурсами. Технология всегда служила как движущей силой, так и инструментом инноваций в любой сфере человеческой деятельности. ИКТ уже давно заняли прочное место в нашей образовательной системе. Но является ли она единственным или основным источником сегодняшних инноваций и разумно ли полагаться исключительно на технологию?
Сегодня уже существует много разнообразных технологий, которые принято считать инновациями в образовании. Как уже упоминалось выше, это ИКТ. Роль ИКТ в изучении английского языка со временем изменилась, особенно изменилась в последние годы, так как со временем изменился не только взгляд на обучение английскому языку - от бихевиористского до коммуникативного и интегративного, но и на развитие технологий, которые становились все более распространенными в повседневной жизни, особенно в профессиональном мире, как отмечает в своей работе И. Васильева [37]. Это все повлияло на то, как ИКТ используется сегодня на занятиях по английскому языку. Вот основные преимущества использования ИКТ на занятиях по английскому языку, которые выделяет Н. Комиссарова [38]:
1. Обеспечивает коммуникативную деятельность и взаимодействие студентов.
2. Способствует пониманию социокультурных аспектов языка в различных областях и профессиях.
3. Обеспечивает понимание узкопрофессионального контекста и повышает продуктивность обучения студентов.
4. Использует аутентичные материалы по конкретным дисциплинам и профессиям.
5. Создает аутентичную аудиторию, включая внешних экспертов в конкретных областях.
6. Поддерживает когнитивные способности и навыки критического мышления студентов.
7. Использует совместное обучение.
8. Содействует развитию навыков чтения, письма, аудирования и говорения по всей учебной программе дисциплины.
9. Ориентирована на учащихся и учитывает конкретные потребности учащихся.
10. Отвечает эмоциональным потребностям студентов: повышает мотивацию к изучению иностранного языка, самооценку, способствует автономии и индивидуализации обучения.
Все большую популярность получает методика «смешанного обучения» (blended learning). Для традиционных университетов смешанная среда обучения является естественной, поскольку она предлагает некий мост между традиционной практикой и он-лайн-образованием. И. Васильева в своих работах отмечает [39], что преподавание и обучение в смешанных форматах обеспечивает учебную среду, которая улучшает взаимодействие в реальном времени с учебными материалами, дискуссии с преподавателями и одногруппниками, а также возможность предоставления действенной обратной связи [40]. Движущим фактором для более широкого использования смешанных учебных методик является то, что большинство студентов - это поколение, которое привыкло получать результаты в реальном времени от взаимодействия с технологическими устройствами. Таким образом, по мнению Дзюбан и его коллег, такие учащиеся ожидают аналогичного опыта «удобства и гибкости» от своего учебного процесса [41].
Важным отличительным качеством инновационных технологий является интерактивность, вовлеченность студентов в обучающий процесс, переход от информативных форм обучения к активным, когда обучение становится не трансляцией знаний,
а активным продуцированием самостоятельных идей и сотрудничеством между студентами. К интерактивным методикам обучения английскому языку относится метод проектного обучения. Данный метод помогает формировать и развивать иноязычную и коммуникативную компетенции студентов с помощью выполнения практических заданий. Важным преимуществом этого метода является то, что он предполагает командную работу и помогает индивидуализировать обучение, развивает навыки самостоятельной (автономной) работы. Одним из примеров проектного метода может быть метод веб-квестов. Его использование на занятиях по английскому языку описано в работе Т. Д. Маргарян и Н. Г. Алявдиной [42].
Еще одним из методов интерактивного обучения иностранному языку является метод учебной дискуссии/дебатов. Технология «Дебаты» представляет собой эффективное средство развития личностных и профессиональных качеств, способствующих успешной деятельности в условиях современного общества, а также развитию интеллектуальных, лингвистических, коммуникативных навыков, критического мышления. Дебаты - это форма дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Есть различные методики подготовки и проведения дебатов. По мнению Т. Д. Маргарян [43], все зависит от образовательной цели задания и уровня языковой подготовки студентов.
Когда мы говорим об инновационных образовательных технологиях, нельзя не рассмотреть возможности мультимедийных средств, которые можно использовать в обучении английскому языку. Мультимедиа - это междисциплинарная технология, которая использует мультисенсорную природу людей, так как мы обычно пользуемся несколькими чувствами - зрением и слухом - для общения друг с другом. Среди преимуществ мультимедийных образовательных средств - возможность представить различные аспекты английского языка с помощью видеоклипов, аудиокомментариев, анимации и т. д., и поэтому новые идеи становятся более понятными. Мультисенсор-ное восприятие студентами учебного материала с помощью вышеупомянутых аудиовизуальных средств способствует их глубокому пониманию учебных тем, в том числе концепций и технологических процессов, а также лучшему запоминанию. Более того, мультимедиа делает студентов более вовлеченными на занятиях, а значит, заинтересованными в изучении новой информации на иностранном языке и запоминании. Для того чтобы подготовить понятные и эффективные мультимедиа, важно знать базовые принципы использования мультимедиа, которые предлагает А. Сатклиф [44]:
1) взаимодополняющие перспективы: для обеспечения лучшего запоминания и понимания предмета различные аспекты одного вопроса должны быть представлены в различных медиаформатах в дополнительном порядке;
2) соответствие теме: части мультимедиа, представленные в виде различных носителей (видео, картинки, графики и схемы), должны хорошо совпадать, создавая понятное целое;
3) совместимость нового материала с имеющимися у студентов знаниями: изображения, диаграммы, знаки, символы или другая мультимедийная информация должны быть понятны студентам, которые будут усваивать полученную информацию;
4) возможная загрузка предоставленной информации: подготовка мультимедийных средств для учебного занятия по английскому языку, особенно аудио- и видеозаписей: преподаватель должен убедиться, что аутентичные средства обучения представлены с управляемой скоростью и не будет перегрузки возможностей студентов для обработки информации. Мультимедийные средства помогают создать творческую атмосферу на занятии и повысить мотивацию студентов.
Все преимущества вышеупомянутых инновационных образовательных технологий нами были учтены при создании мультимедийного учебника по английскому языку для студентов технических университетов.
Методологическая база исследования
При разработке учебных материалов важным аспектом является его организация и структурирование. Учитывая требования ФГОС к формированию иноязычной компетенции студентов инженерных специальностей, мы разработали материалы мультимедийного учебного пособия по модульному принципу, фиксируя круг задач для каждого модуля с учетом специфики общекультурной, научной, общепрофессиональной и специальной подготовки выпускника, так как модули можно варьировать не только по содержанию, но и по уровню языковой сложности, при сохранении единой тематической основы курса. Модули легко комбинируются, модульный курс является более мобильным и гибким, при этом диверсификация содержания легко сохраняется.
Целевая аудитория учебного пособия - студенты бакалавриата и специалитета 1-го и 2-го года обучения. Учебное пособие рассчитано на 136 аудиторных часов (17 учебных недель в семестр по два академических часа в неделю, четыре семестра) и состоит из двух частей, каждая из которых включает шесть модулей. Модули охватывают различные сферы общения: социально-культурную, учебно-познавательную и профессиональную. Авторы при работе над учебным пособием использовали методики компетентностного и профессионально ориентированного подходов.
Пособие чётко структурировано. Каждый модуль состоит из четырех уроков, каждый из которых содержит разнообразные лексико-грамматические упражнения, есть задания на аудирование, на стимулирование использования спонтанных высказываний по теме, на многозначность, которые способствуют развитию навыков говорения и восприятия английского языка на слух. После каждого модуля есть краткий тематический словарь, который студенты могут использовать как во время занятий при подготовке устных ответов, так и при самостоятельной работе дома. Основная лексика, которой необходимо овладеть, представлена в начале каждого модуля. Материал каждого модуля включает актуальные вопросы для обсуждения, короткие тексты, относящиеся к предмету обсуждения, несколько видео- или аудиофайлов для формирования и развития навыков аудирования и упражнения для развития навыков говорения студентов. Учебное пособие вместе с рабочей тетрадью и «Книгой для учителя» составляют УМКД по дисциплине «Иностранный язык».
Перед разработкой нового пособия преподавателям кафедры было предложено принять участие в опросе, разработанном нашими коллегами. Анкета включала ряд вопросов, начиная от возраста и уровня квалификации до разнообразных форм и методов работы, применяемых в аудитории, например:
My students do the following activities in class:
Reading activities:
• Reading aloud
often 65%; sometimes 30%; seldom 5%; never 0%
• Silent reading (for general/specific information
often 35%; sometimes 60%; seldom 5%; never 0%
• Text comprehension exercises, e. g. true/false statements, key questions, putting items in the right order
often 60%; sometimes 40%; seldom 0%; never 0%
• Predicting before reading/listening
often 17.6%; sometimes 52.9%; seldom 23.5%; never 5.9%
• Guessing the meaning of words from context often 52.9%; sometimes 35.3%; seldom 11.8%; never 0%
• Translating terminology
often 70.6%; sometimes 23.5%; seldom 5.9%; never 0% Writing activities:
• Doing writing tasks (e. g. drafting, editing, revising the text) often 35%; sometimes 17.6%; seldom 41.2%; never 5.9%
• Writing abstracts
often 11.8%; sometimes 47.1%; seldom 29.4%; never 11.8% Speaking activities:
• Brainstorming
often 25%; sometimes 50%; seldom 25%; never 0%
• Oral summarizing
often 47.1%; sometimes 52.9%; seldom 0%; never 0%
• Discussion-debate
often 41.2%; sometimes 47.1%; seldom 11.8%; never 0%
• Making presentations
often 52.9%; sometimes 41.2%; seldom 5.9%; never 0%
• Simulation of specialist activity/ role play
often 25%; sometimes 31.3%; seldom 31.3%; never 12.5% Listening activities:
• Listening for general/ specific information often 8 47.1%; sometimes 47.1%; seldom 5.9%; never 0%
• Pronunciation work
often 17.6%; sometimes 47.1%; seldom 35.3%; never 0%; In class I try to teach my students to:
• Listen to lectures and take notes
always 11.8%; often 17.6%; seldom 52.9%; never 17.6%
• Read and understand specialist/ vocationally-orientated literature always 47.1%; often 52.9%; seldom 0%; never 0%
• Speak on everyday topics
always 17,3%; often 47.1 %; seldom 35.3%; never 0%
• Speak on professional topics
always 17.6%; often 70.6%; seldom 11.8%; never 0% How much use do you make of
Course books published abroad 63.2%
Course books published in Russia 63.2%
Home-made booklets (metodichka) 84.2% Personal set of photocopied materials 63.2%
I have ready access to the following:
Computer E-mail Internet Video
Tape-recorder /player Photocopier
85% 70% 65% 60% 60% 55%
Анализ результатов анкетирования помог в выборе материала и разработке заданий.
Для оценки эффективности учебного пособия нашим коллегам был также предложен опросник, содержащий ряд вопросов о приоритетных видах учебной деятельности, времени, отведенном для каждого из них на занятиях, методе контроля приобретённых знаний и умений. Результаты будут представлены в следующем разделе.
Одно из условий создания эффективного учебного пособия - это использование современных инновационных образовательных методик и мультимедийных средств обучения, а также создание эффективной системы многоуровневого языкового контроля, который позволит сохранить преемственность на всех этапах обучения и обеспечит необходимый уровень интеграции.
При разработке нового учебного пособия мы учитывали не только сумму знаний, которыми наши студенты должны владеть, их навыки и умения, но также их когнитивные способности и социально-культурный опыт. Хорошо известно, что студенты эффективно овладевают иностранным языком, когда изучаемый материал является интересным и уровень его сложности соответствует уровню владения языком студентами. Поэтому темы для обсуждения были тщательно отобраны. Студентов инженерных специальностей отличает то, что они прежде всего увлечены изучением инженерных предметов. В связи с этим была подобрана тематика модулей, интересная и знакомая для них, например: "Renewable energy sources", "Communication technologies", "Robotics and artfficial intelligence", "Candidate materials", "Innovative technologies", "Space exploration" и др.
Для создания коммуникативной среды выбора материала и отобранной лексики недостаточно, необходимы определенные обучающие методики и задания. Разрабатываемые модули включают много заданий для работы в парах, в малых группах, когда студенты обсуждают просмотренный видеофильм или прочитанный текст (интерактивная обучающая методика). Для моделирования реальных ситуаций предлагаются ролевые игры (интервью со знаменитым ученым, подготовка к экспедиции на Марс и др.), круглые столы и мини-конференции. Был разработан и интегрирован в учебные модули ряд веб-квестов, презентаций и дебатов, проектных заданий, которые успешно используются в качестве текущего контроля навыков говорения. В ходе их выполнения студенты не только изучают новую лексику, получают дополнительные знания по определенной тематике, но также учатся анализировать информацию, делать самостоятельные выводы, работать в команде, отстаивать свою точку зрения. В качестве итогового контроля проводится мини-конференция, подразумевающая защиту проектной работы с презентацией. Как для аудиторной, так и для самостоя-
Результаты исследования
тельной работы широко используются информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) и методика смешанного обучения.
Учебник издан в двух форматах: электронном и традиционном бумажном. Электронная версия легко загружается на смартфоны и планшеты студентов, что делает мультимедийное пособие доступным и привлекательным. Теперь не нужно специальное оборудование (компьютер, колонки, проектор, экран), чтобы прослушать диалог или просмотреть учебное видео. Более того, такой подход позволяет индивидуализировать обучающий процесс. Теперь студент может самостоятельно прослушивать или просматривать видео, делая паузы или повторяя отрывок заново. Это является хорошей мотивацией для развития навыка аудирования, который долгие годы считался одним из самых сложных в формировании иноязычной компетенции.
Важным моментом является и то, что для студентов становятся открытыми формы и содержание самоконтроля. Для закрепления навыков и умений, полученных во время аудиторных занятий, и для развития навыков самостоятельной работы с информацией из англоязычной информационно-образовательной среды была разработана рабочая тетрадь. Все задания, которые представлены в рабочей тетради, логично связаны с заданиями для аудиторной работы и близки по содержанию к заданиям лексико-грамматического теста, который проводится в конце каждого модуля.
Для оценки эффективности разработанного мультимедийного учебного пособия нашим коллегам был также предложен опросник, содержащий вопросы о приоритетных видах учебной деятельности, времени, отведенном для каждого из них на занятиях, методе и результатах контроля приобретённых студентами знаний и умений. Результаты опроса приведены в табл. 1 и 2.
Таблица 1
Приоритетные виды учебной деятельности
№ Виды учебной деятельности Выполнялось/не Сколько времени Сколько времени бы-
выполнялось (да/нет) было затрачено из общего времени на занятии (мин.) ло затрачено из общего времени на занятии (%)
1 Лексические/грамматические упражнения Да 15-20 16-22
2 Чтение Да 12-15 13-16
3 Перевод Да 8-10 9-11
4 Говорение Да 30-45 30-50
5 Аудирование Да 15 16
6 Письмо Да 5-10 5,5-11
7 Приоритет аудиторной учебной деятельности (в %, в порядке убывания) Говорение: 30-50% Лексические/грамматические упражнения: 16-22% Аудирование: 16% Чтение: 13-16%
Перевод: 9-11% Письмо: 5,5-11%
Таблица 2
Оценка навыков и умений студентов
Вид контроля приобретенных навыков (тест, презентация, другие виды контроля) Процент успешных результатов
1. Говорение 80
Презентации Цебаты Устные сообщения Цругие виды
2. Грамматика/ знание лексического материала 75
Тест Цругие виды
3. Чтение 95
Т^ упражнения Упражнение на множественный выбор Ответы на вопросы Цругие виды
4. Аудирование 75
Т^ упражнения Упражнение на множественный выбор Ответы на вопросы Цругие виды
5. Перевод 78
Тест Цругие виды
6. Письмо 60
Письмо (официальное/неофициальное) Отзыв Студенческий профиль бланк/заявление/счет Короткий рассказ Сообщение/доклад/отчет Эссе Цругие виды
Заключение
Как уже отмечалось ранее, технология считается инновационной и эффективной, когда она сокращает время и усилия для реализации поставленной задачи, помогает усвоить больший объем информации и развить необходимые компетенции [45, 46]. В нашем случае такой эффект очевиден. Прошло перераспределение аудиторного времени от рецептивных видов речевой деятельности к продуктивным. По итогам опроса можно сказать, что в результате создания мультимедийного учебного пособия с использованием инновационных технологий основным видом деятельности на занятиях стало говорение: от 30% до 55% аудиторного времени в зависимости от уровня языковой подготовки студентов, что подтверждает правильность новой концепции иноязычной подготовки студентов МГТУ им. Н. Э. Баумана. Такой подход полностью соответствует новым стандартам в образовании, где один из основных постулатов в формировании языковой компетентности - это развитие коммуникативной компетенции для профессиональной коммуникации, а также готовность выпускников университета к эффективной самостоятельной работе, к постоянному профес-
сиональному росту и использованию новых технологий как в учебной, так и в профессиональной деятельности.
Ссылки на источники
1. Соловова Е. Н. Перспективные направления развития вузовской методики преподавания иностранных языков // Вестник МГИМО Университета. - М., 2013. - № 6 (33). - С. 67-70.
2. Калугина Л. В., Лосева О. М. Английский язык в эпоху цифровых технологий. Часть 1: учеб. пособие. - М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2018. - 112 c. - URL: http://ebooks.bmstu.ru/catalog/108/book1885.html.
3. Бородина Т. Ю., Калугина Л. В., Маргарян Т. Д. Английский язык в эпоху цифровых технологий. Часть 2: учеб. пособие. - М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2019. - 104 с. - URL: http://ebooks.bmstu.ru/catalog/108/book1970.html.
4. Соловова Е. Н. Интерактивность в языковом образовании // Новые технологии в образовательном пространстве родного и иностранного языка. - М., 2013. - № 1. - С. 364-370.
5. Meyer A., Rose D.H., Gordon D. Universal design for learning: Theory and Practice. - Wakefield, MA: CAST Professional Publishing, 2014. - Р. 21-48.
6. Innovations in learning technologies for English language teaching /Edited by Gary Motteram. - London, UK: British Council, 2013. - Р. 201.
7. Oxford Learner's Dictionaries. - URL: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/definition/english/innovation.
8. Шумпетер Й. А. Капитализм, Социализм и Демократия: пер. с англ. / предисл. и общ. ред. В. С. Автономо-ва. - М.: Экономика, 1995. - 540 с.
9. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика - рычаг образования: вступ. докл. на VII Всероссийской дистанционной августовской научно-практической конференции «Инновации в образовании» // Интернет-журнал «Эйдос». - URL: http://eidos.ru/journal/2005/0910-19.htm.
10. Юсуфбекова Н. Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. - М., 1991. - 91 c.
11. Поляков С. Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики - М.: Центр «Педагогический поиск», 2007. -176 с.
12. Лазарев В. С. и др. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия // Педагогика. - 2004. -№ 4. - С. 11-21.
13. Феоктистова А. И. Инновационные технологии как средство оптимизации процесса обучения курсантов военного вуза: дис. ... канд. пед. наук. - Рязань, 2010. - С. 189. - URL: http://www.dissercat.com/content/innovatsionnye-tekhnologii-kak-sredstvo-optimizatsii-protsessa-obucheniya-kursantov-voennogo#ixzz5jesm2cbo.
14. Глазова И. В. Применение инновационных технологий как средство активизации обучения студентов в вузе: дис. ... канд. пед. н. - М., 2002. - 181 c.
15. Короли М. А., Сотникова И. В. Инновационные методы обучения в техническом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 2 (февраль). - С. 78-86. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170037.htm.
16. Носкова Н. Ю. Инновационные методы обучения фразеологии в контексте новых образовательных стандартов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 13. - С. 86-90. - URL: http://e-koncept.ru/2015/85018.htm.
17. Зиганшина Р. З. Использование современных инновационных методов в преподавании татарского языка и литературы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 3. - С. 1706-1710. - URL: http://e-koncept.ru/2013/53344.htm.
18. Белолипецкая А. В. Применение инновационных методов в обучении студентов экономических специальностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № S9. - С. 11-15. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75146.htm.
19. Хачатрян Э. В. Формирование готовности педагогов к применению инновационных технологий в процессе повышения квалификации: дис. ... к. пед. н. - М., 2011. - 214 c. - URL: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-gotovnosti-pedagogov-k-primeneniyu-innovatsionnykh-tekhnologii-v-protsesse-povy#ixzz5jeuMaJ6S.
20. Лазарева А. В. Инновации в методике преподавания английского языка как иностранного. Принцип dogme // Филологические науки в МГИМО. - М., 2008. - С. 136-143.
21. Буланов Д. С. Роль инновационных технологий в обучении иностранному языку в высшей школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 19. - С. 7-10. - URL: http://e-koncept.ru/2017/770394.htm.
22. Ферзилаева М. М. Инновационные технологии обучения иностранным языкам как орудие формирования поликультурной личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № S15. - С. 46-50. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75219.htm.
23. Оконешникова А. Ю. Инновационные формы обучения на уроках английского языка как средство повышения результативности обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 25. -С. 229-231. - URL: http://e-koncept.ru/2017/770564.htm.
24. Innovation in Education / Matthew M. (Ed.). - New York, NY: Teachers College Press, 1964. - Р. 635.
25. Hargreaves A. Teaching in the Knowledge Society: Education in the Age of Insecurity. - New York, NY: Teachers College Press, 2003. - Р. 74.
26. Hargreaves A., Shirley D. The Fourth Way: The Inspiring Future of Educational Change. - Corwin, CA: Thousand Oaks, 2009. - Р. 120.
27. Heick T. 12 Barriers to innovation in education // TeachThought. - 2016. - URL: www.teachthought.com/the-future-of-learning/disruption-innovation/12-barriers-innovation-education.
28. Hoffman A., Holzhuter J. The evolution of higher education: innovation as natural Selection // Innovation in Higher Education: Igniting the Spark for Success, American Council on Education / A. Hoffman, S. Spangehl (Eds.). - Lanham, MD: Rowman & Litttlefield Publishers Inc., 2012. - Р. 176.
29. Jiang L. Why education innovation is the most important thing you could pursue // Getting Smart. - 2015. - URL: https://www.gettingsmart.com/2015/04/why-education-innovation-is-the-most-important-thing-you-could-pursue.
30. Baer L., McCormick J. Building the capacity for change through innovation // Innovation in Higher Education: Igniting the Spark for Success, American Council on Education / A. Hoffman, S. Spangehl (Eds). - Lanham, MD: Rowman & Litttlefield Publishers Inc, 2012. - Р. 165-181.
31. Levasseur A. Does our current education system support innovation? // MindShift. - 2012. - July 17. - URL: https://www.kqed.org/mindshift/22821/does-our-current-education-system-support-innovation.
32. Stewart V. A World-Class Education: Learning from International Models of Excellence and Innovation. - Alexandria, VA: ASCD, 2012. - Р. 174.
33. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. - М.: Изд. центр «Академия», 2008. - 256 с.
34. Brewer D., Tierney W. Barriers to innovation in the US education // Reinventing Higher Education: The Promise of Innovation / A. Wildavsky Kelly, K. Carey (Eds.). - Cambridge, MA: Harvard Education Press, 2012. - Р. 11-40.
35. Serdyukov P. Innovation in education: what works, what doesn't, and what to do about it? // Journal of Research in Innovative Teaching & Learning. - 2017. - Vol. 10. - Issue 1. - Р. 4-33.
36. Okpara F. The value of creativity and innovation in entrepreneurship // Journal of Asia Entrepreneurship and Sus-tainability. - 2007. - Vol. III. - № 2. - Р. 2-14.
37. Васильева И. И., Соколова Н. Л., Михеева Н. Ф. Некоторые тренды использования ИКТ в российских научных исследованиях в области преподавания иностранных языков и перевода в вузах (2012-2017) // Вопросы прикладной лингвистики. - 2017. - № 27. - С. 7-18.
38. Komissarova N. V., Gleason K., Matukhin P. G. Knowledge hub: spiral matrix thinking as a communication technology for individual and group learning in one drive and word online // Вестник Российского университета дружбы народов. - Серия: Информатизация образования. - 2017. - Т. 14. - № 2. - С. 194-204.
39. Васильева И. И. «Смешанный» курс английского языка для специальных целей (esp): интернет-педагогика, вики-сайт и дизайн (на базе экспериментального авторского проекта вики-сайта) // Открытое и дистанционное образование. - 2012. - № 3 (47). - С. 67-72.
40. Васильева И. И. Интернет-лингводидактика и смешанные методики: групповой проект обучения английскому языку и переводу на вики-сайте // Открытое и дистанционное образование. - 2016. - № 1 (61). -С. 49-56.
41. Technology-Enhanced Education and Millennial Students in Higher Education / Ch. Dziuban, P. Moskal, J. Brophy-Ellison, P. Shea // Metropolitan Universities. - 2007. - Vol. 18. - № 3. - Р. 75-90.
42. Алявдина Н. Г., Маргарян Т. Д. Инновационные методики в преподавании английского языка для специальных целей в техническом вузе // Гуманитарный вестник. - М: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2013. - № 7 (9). -URL: http://hmbul.bmstu.ru/catalog/pedagog/engped/93.html.
43. Margaryan T. D., Alyavdina N. G. New Trends in Teaching English at a Russian Technical University // Handbook of Research on Engineering Education in a Global Context. - Hershey, PA: IGI Global, 2019. -Р. 274-284. doi:10.4018/978-1-5225-3395-5.ch024
44. Sutcliffe A. Multimedia and Virtual Reality: Designing Usable Multisensory User Interfaces. -New Jersey, USA: Lawrence Erlbaum Associates. - Р. 333.
45. Васильева И. И. Указ. соч.
46. Technology-Enhanced Education and Millennial Students in Higher Education / Ch. Dziuban, P. Moskal, J. Brophy-Ellison, P. Shea.
Tatiana D. Margaryan,
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Moscow State Technical University named after N.E. Bauman, Moscow
t.margaryan@bmstu.ru Liliya V. Kalugina,
Senior Lecturer, Moscow State Technical University named after N.E. Bauman Moscow I9228443@yandex.ru
Designing a multi-media English course book for engineering students as a method of implementing innovative educational technologies in the field of vocational education
Abstract. Innovation and evolution are necessary for a man, a nation and humanity to survive and progress. Innovations in education are particularly important as education plays a crucial role in creating a sustainable future. Educational innovations should be considered as an instrument of necessary and positive changes. The purpose of this work is to acquaint readers with the successful experience of the educators of Bauman Moscow State Technical University on the introduction of innovative educational technologies by designing a new generation multimedia course book "English in the digital age" for engineering students. The article is based on the review and analysis of domestic and foreign literature, and authors' research. The authors describe the method of designing a multimedia course book for students of technical universities, offer an analysis of the results after the testing of the course book and come to the conclusion that the use of interactive teaching methods while creating a multimedia course book helped to obtain high-quality results of teaching English, redistributed types of educational activities in the classroom and students' autonomous work. One of the most important conclusions of the study is that innovations stimulate saving time for training students and increase the efficiency of training. The practical use of the work consists in practical recommendations in creating a basis for innovations in English language learning, in improvement of their efficiency, especially by means of ICT and multimedia learning tools. The originality of the article consists in the comprehensive classification of innovations, new arguments for the innovative technologies efficiency, with the application of innovative educational technologies in the field of vocational education.
Key words: innovative educational technologies, multimedia learning tools, ICT, blended learning, vocational education, professional competences.
Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).
Библиографическое описание статьи:
Маргарян Т. Д., Калугина Л. В. Создание мультимедийного учебника по английскому языку для студентов технического университета как способ реализации инновационных образовательных технологий в области профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 4 (апрель). -С. 78-91. - URL: http://e-koncept.ru/2019/191032.htm.
DOI 10.24411/2304-120X-2019-11032
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2019 © Маргарян Т. Д., Калугина Л. В., 2019
ISSN 2304-120Х
9II772304 1 20 1 97
www.e-koncept.ru