Научная статья на тему 'Мультикультурное воспитание и образование как основа создания полиэтнической школы'

Мультикультурное воспитание и образование как основа создания полиэтнической школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4111
361
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИАЛОГ КУЛЬТУР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бубякина Н. Е.

Автор анализирует содержание мультикультурного образования как образовательную стратегию приобщения подрастающего поколения к культурам. Рассматривает концепцию и модель мультикультурного образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мультикультурное воспитание и образование как основа создания полиэтнической школы»

РАЗДЕЛ IV

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

УДК 37.0

Н. Е. Бубякина

МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

Проблема подготовки детей и молодежи к жизни в многонациональной среде, ориентированной на межкультурную компетентность и взаимодействие, является весьма актуальной и занимает приоритетное положение среди проблем современного образования. В сложившейся ситуации мно-гонациональности населения России, признавая вклад каждого народа в развитие страны и основываясь на том, что защита достоинства и прав каждого народа является основным принципом и гарантом политической стабильности России, школьная образовательная политика должна быть направлена на сохранение и развитие всего богатства и многообразия культур.

В частности, поиск оптимальных векторов развития образовательного пространства в таком полиэтническом регионе, как Республика Саха (Якутия), предусматривает внедрение современных достижений научно-практических исследований с учетом специфики мультикультурной системы образования, нацеленной на гармонизацию социокультурного баланса в многонациональном регионе.

Проблемой воспитания и образования в полиэтнической среде занимается такая предметная область, как мультикультурное образование (Multicultural Education). Получившая широкое распространение в США и Канаде в конце 60-х гг. ХХ в., эта теория не нашла поддержки в России. СССР через свои идеологические структуры проводило в то время идею формирования новой исторической общности - советского народа - с культурой социалистической по содержанию и национальной по форме.

Термин «мультикультура» (multi-culture) с английского переводится как культура, складывающаяся из множества культур. «Мульти» (multi) используется не столько в количественном, сколько в качественном понятии, что означает многообразие культур, т. е. сколько народов, столько и культур. Термин «Multicultural Education» гораздо шире своей русской кальки «мультикультур -ное образование» и предполагает не только образование в духе мультикуль-

турализма, но и воспитание. Поэтому при употреблении этого термина в дальнейшем мы будем иметь в виду не только образовательный, но и воспитательный аспект.

В современной научной лексике есть несколько определений, охватывающих этот феномен - образование поликультурное, мультикультурное, меж-культурное, кросскультурное, интеркультурное и др. Думается, принципу диалога и взаимодействия культур более соответствует понятие «мультикуль-турный», оно точнее выражает социокультурные цели современного образования.

Идеи мультикультурного образования разрабатывались многими выдающимися умами человечества в прошлом: Я. А. Коменским, А. Дистерве-гом, Н. К. Рерихом, Н. А. Данилевским, А. Тойнби, В. В. Розановым, П. Ф. Каптеревым и др. Большой интерес, например, представляет программа «Пампедия», разработанная Я. А. Коменским в XVI в., как программа универсального воспитания всего человеческого рода, одну из задач которой составляет формирование у детей умений жить в мире с другими, выполнять взаимные обязанности, уважать и любить людей [4, с. 395]. «В воспитании нужно обратиться не к одному народу, а ко многим, рассмотреть их идеалы и ценными чужими свойствами пополнить недостатки своего национального идеала; народное нужно сочетать с инородным, с всенародным и общечеловеческим» [3, с. 56 - 57].

Одна из основных идей, на которые мы опирались в своем исследовании, есть идея диалога культур, выдвинутая М. М. Бахтиным. Чужая культура только в глазах другой культуры раскрывается полнее и глубже. При такой диалогической встрече культур они не сливаются и не смешиваются, каждая из них сохраняет свое единство и открытую целостность, но они взаимообогащаются [1, с. 334]. В. С. Библер не только продолжил и развил эту идею в культурологическом и философском аспекте, но и реализовал ее в образовании. Под его руководством была разработана психолого-педагоги-ческая концепция и осуществлена экспериментальная проверка программы «Школа диалога культур». Механизмом взаимовлияния личностей-культур в их концепциях выступает диалог, который интерпретируется учеными как форма общения отдельных людей и как способ взаимодействия их с объектами культуры и искусства в исторической перспективе [2, с. 8].

Изучение отечественных и зарубежных трудов по проблеме мультикультурного образования позволило определить мультикультурное образование как образовательную стратегию приобщения подрастающего поколения к этнической, общенациональной (российской) и мировой культурам в целях духовного обогащения и формирования готовности и умения жить в многокультурной среде. Приобщение к культурам осуществляется посредством диалога, т. е. включения личности в культурный опыт во времени и пространстве. Назначение этого диалога - осознание своеобразия и

общности различных культур, культурного многообразия как источника личностного и общественного развития, становления личности в поликультур-ном социуме. Таким образом, мультикультурное образование решает специфические задачи, которые в конечном итоге направлены на обеспечение условий для самореализации личности и интеграции в систему российской и мировой культур.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации обозначены приоритетные цели и задачи образования, среди которых: сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов; формирование культуры мира и межличностных отношений и т. д. [5, с. 2]. Указанные ориентиры, хотя остаются верными и необходимыми, в современной культурной ситуации оказываются уже недостаточными для актуального углубления культуросообразности образования. Все это ведет к возникновению идеи и становлению модели мультикультурного образования.

Концепция и модель мультикультурной школы. Идея создания муль-тикультурной школы обосновывается, на наш взгляд, новым направлением философии образования - необходимостью усиления культурной составляющей парадигмы образования, взаимосвязи образования и культуры. В контексте этого утверждения одна из задач изменения системы современного образования - повышение общей культуры (качества, или уровня культуры) педагогических коллективов, образовательных процессов, жизнедеятельности школ. Эта комплексная задача вовсе не нова. Однако если она и ставилась, то в редких школах принимала характер конкретных решений и в еще более редких случаях достигала значимых результатов. Все усилия педагогических коллективов школ направляются на методико-дидактическую работу в рамках знаниевой и предметно-дисциплинарной парадигмы образования, тогда как задаче «соединения образования и культуры» отводилась роль общего пожелания, практически мало чем подкрепляемого. Весь вопрос в том, как обеспечить устойчивое саморазвитие (точнее, изменение) отечественного образования не просто в демократическом и гуманистическом направлении, а как перевести его на более высокий уровень культуры, который понимается как уровень качества, открытости, ценностной осмысленности, культуросообразности всех образовательных процессов.

Культура непосредственно не транслируется, не передается от учителя к ученику как некая установка. Культура вызревает как собственный уникальный образ мыслей, поступков и действий взрослого и ребенка, как особенность их внутренней и внешней жизни. Поэтому школа, если она истинно культуросообразна, должна не подталкивать к усвоению готовых знаний и в этом смысле не учить, а подготовить такие условия, когда ребенок сам на-

чинает действовать культурно, творчески используя выбираемые им ценности, нормы, знания.

Мы далеки от мысли, что школа может разрешить все возникающие этнические, экономические, политические конфликты и проблемы, но она может внести существенный вклад в формирование мультикультурного менталитета личности, в развитие толерантности и уважения к культурному плюрализму. Школа уже сегодня помогает детям понять, осознать и оценить их собственную культуру, культуру одноклассников, учителей, родителей. При этом школьники учатся видеть мирные пути решения проблем в обществе, альтернативные разрушительным и насильственным для других, приобретают навыки адекватной оценки людей.

Наша страна, республика и город многонациональны. Существует поразительное многообразие этнокультурного пространства в средней школе № 2 г. Нерюнгри, которая начала работу над созданием системы мультикультурного образования (в школе обучаются дети 38 национальностей).

При разработке своей концепции мы опирались на идеи, теории классической и современной философии и педагогики, на основополагающие положения концепции национальной школы Республики Саха (Якутия), республиканскую программу приобщения детей к процессу возрождения и дальнейшего развития культуры народов Якутии. Принципами создания мультикультурной школы являются гуманизм, толерантность, демократизм и плюрализм, сотрудничество и сотворчество, интегративность и системность. Большинство ученых сходятся в том, что мультикультурное образование означает ориентацию на формирование личности с глобальным мышлением во всей многогранной полноте интеллектуального, культурного, психологического и социального развития. Мы считаем, что в качестве главных целей мультикультурного образования должны быть:

1) удовлетворение образовательных запросов представителей всех этносов;

2) подготовка детей к жизни в полиэтническом социуме.

Мультикультурное образование основывается на важном методологическом принципе, заключающемся в том, что человек есть пересечение многих культур, следовательно, он может быть много-, или мультиидентичен. Мультикультурное образование направлено на сохранение и развитие всего многообразия культурных ценностей, норм, образцов, на передачу этого наследия, а также инновационных новообразований молодому поколению. Организация образования на принципах мультикультурности исходит из принципа: класс - один, а культур в нем - много, и все равноинтересны, и все необходимы в образовании.

В средней общеобразовательной школе № 2 г. Нерюнгри подготовлен фундамент под реализацию идей, целей и задач мультикультурной школы. Прежде всего, это отношения, интеллект и культура педагогов школы. Ис-

следования и анкетирование учителей школы показали, что 93% признают значимость культурного аспекта в их педагогической деятельности и в работе школы, поддерживают идеи мультикультурного образования и воспитания. Мы считаем, что общегуманитарная подготовка, культурная составляющая должна стать основой психолого-педагогической, социальнонаучной, предметно-методической деятельности учительства. Только такой подход в работе педагогов даст свои результаты.

Немаловажны и отношения, восприятия, верования и действия родителей школьников. Семья - основа возрождения народной педагогики, источник передачи и приобщения подрастающего поколения к традициям и обычаям своего этноса. Семья в содружестве со школой может воспитать ребенка в культуре и культуру в ребенке. В мультикультурной школе приоритетным направлением создания благоприятной социокультурной среды является пропаганда этнопедагогики и этнопсихологии.

Изучение родного языка - вот главное, что присуще мультикультурной школе. Каждый ребенок, какой бы национальности он ни был, имеет право обучения на родном языке. Мы должны создать максимальные условия для реализации данного основополагающего направления. Школа должна уважать родные языки и диалекты учащихся. В соответствии с потребностями национальных общин города г. Нерюнгри организовали национальные классы, прежде всего, якутские, учитывая приезд в город жителей из разных улусов республики. Это позволило детям не только полнее осознать уникальность родного языка и культуры, но и полнее раскрыть свои способности. В процессе обучения в мультикультурной школе ни один ребенок не должен чувствовать свою «униженность» или превосходство в зависимости от национальной принадлежности. Чтобы растущий человек в условиях полиэтнической среды не чувствовал свою «ущемлен-ность», он прежде всего должен осознать свое «Я», свои корни, свою культуру, свои традиции. Именно через познание своей культуры происходит осознание чувства «мы». Приобщение школьников к пониманию, изучению и сохранению родной культуры, языка, традиций и обычаев, а также формирование позитивного толерантного отношения к представителям разных культур, гармонизация межнациональных отношений осуществляется через обновление содержания образования, которое связано, прежде всего, с

изменением объема и содержания языковых дисциплин, с введением новых предметов, организацией системы воспитательной работы.

Очевидно, что развитие национально-русского двуязычия в школе - объективная необходимость, так как оно создает благоприятные условия для более полного развития ребенка, формирования сопричастности и ответственности за судьбу не только «малой родины», но и всего российского общества. Обучение русскому языку является важной государственной задачей, решение которой вносит вклад в обеспечение целостности государства, до-

стижения межнационального согласия. Русско-национальное двуязычие (когда русские дети изучают язык других национальностей, проживающих на территории России) содействует включению носителей русской культуры в уникальный мир проживающих в России этносов, формированию положительного отношения к другим народам. Таким образом, введение якутского языка как государственного языка на территории республики в учебные планы школ является благодатной почвой для развития мультикультур-ного образования. В нашей школе было введено изучение якутского языка в 1-7-м русскоязычных классах; результаты данной инновации говорят о положительной мотивации как учащихся, так и родителей.

Одной из особенностей содержания образования в мультикультурной школе явилось введение в образовательную область «Филология» нового курса «Литература народов России» (в Якутии он не ведется). Изучение данного предмета представляется важным, так как он «расширяет кругозор учащихся, углубляет знания о многообразии литератур народов России, их взаимосвязях, а также уникальности и неповторимости национальных культур». Этот предмет доминирует в реализации идей мультикультурного образования. Как показывает практика, он позволяет существенно повысить уровень литературного развития учащихся; активизировать их интерес к культуре и литературе народов, показать взаимосвязанность и взаимообус -ловленность развития народов и культур, формировать у школьников толерантное отношение к представителям разных народов.

Разработана и апробируется целостная программа введения ребенка в мир культуры. Изучение богатого культурного наследия народов посредством разрозненных спецкурсов не дает целостной картины взаимодействия и взаимообогащения культур. Поэтому был предложен путь интеграции и преемственности курсов. Так, курс «Введение в культуру» - это интегрированный курс изобразительного искусства и русской национальной культуры для 1-3-х классов, затем курс «Культура разных народов» для 5-9-х классов как интегрированный курс изобразительного искусства, русской национальной и якутской национальной культуры, а завершают курс «Основы культурологии» для 10-11-х классов. Основой и логикой такого построения материала, его содержания является основополагающий принцип муль-тикультурной школы: «от родной культуры к культуре народов совместного проживания, а затем к мировой культуре» (от близкого к далеко -му, от простого к сложному). Данные предметы помогают учащимся оценить вклад разных культур в общечеловеческую сокровищницу, взаимовлияние культур разных народов, осуществить принцип диалога культур. Сопоставление элементов культуры другого народа со знанием родной культуры дает возможность получить подтверждение идеи многообразия культур, уяснить особенности культурных проявлений, учитывать их во взаимоотноше-

ниях с носителями других культур, воспитать чувство уважения к культурным достижениям другого народа.

Немаловажное значение имеет гуманизация и гуманитаризация содержания других образовательных областей. На уроках трудового обучения, математики, физики, биологии, истории, географии, физической культуры преподаватели постоянно обращаются к различным компонентам национальной и мировой культуры. Таким образом, содержание и других образовательных областей (естественно-научного, математического, технологического циклов) направлено на создание условий для усвоения учащимися понятий и категорий мультикультурного образования.

Приобщение к разным культурам - задача не только образования, но и воспитания. Знакомство с культурой разных народов в школе осуществлялось по циклограмме: 1-я четверть - славянская культура, 2-я четверть - бурят-монгольская культура, 3-я четверть - культура народов Востока, 4-я четверть - якутская культура. Однако практика показала, что такая система не отвечает потребностям реальной жизни. Некоторая искусственность такого деления мешала ознакомлению детей с национальными культурами в их взаимосвязи. В этой связи разработана и внедрена модель системы воспитательной работы, созданная с учетом целей и задач эксперимента и позволяющая осуществлять мультикультурное воспитание учащихся через этноцентры: центр славянской культуры, центр культуры народов Севера, центр культуры народов Востока. Приоритетным системообразующим видом деятельности в условиях работы такой модели воспитания явилась поисково-исследовательская работа учащихся, учителей и родителей по разным темам: «Этнические особенности семьи», «Искусство, театр», «Игры и игрушки разных народов», «Традиции и обычаи разных народов» и др.

Одним из условий по созданию системы мультикультурного образования является изучение и внедрение в практику работы педколлектива основ этнопедагогики и этнопсихологии, а также атмосфера совместного творчества семьи и школы на основе народной педагогики. Проведение тематических заседаний педагогического коллектива, семинаров, конкурсов и других форм участия педагогов школы способствовало повышению научно-методического уровня эксперимента. Создан этнографический музей, целью которого является изучение воспитательных традиций славянских, бурятских, якутских, татарских, среднеазиатских народов, обобщение и распространение лучших традиционных и современных методов воспитания детей в семьях. Это позволяет показать детям общность народных педагогических культур, создавать атмосферу мирного сосуществования, толерантности, взаимного обогащения, солидарности действий.

Таким образом, в этом целостном педагогическом процессе реализуется идея приоритета воспитания в создании системы мультикультурного обра-

зования с целью формирования всесторонне развитой, творческой и толерантной личности школьников.

Анализ материалов, полученных в ходе и после проведения опытно-экспериментальной работы, позволил провести сравнительный анализ уровней сформированности духовно-нравственных ценностей у школьников. Он свидетельствует о том, что количество детей с высоким и средним уровнем в группах возросло, а с низким - уменьшилось. Так, в конце эксперимента количество школьников с высоким уровнем возросло от 15,9 до 35,2%, в то время как со средним уровнем - с 15,7 до 16,8, а с низким - уменьшилось с 34,7 до 32,3%. Кроме того, отмечалось возрастание интереса к общечеловеческим и национальным ценностям, к родной истории и культуре, а также учебным предметам гуманитарного цикла (76%), рост читательской активности и изменение ее направленности в сторону познавательности (81% учащихся пользовались библиотеками), расширение кругозора, формирование устойчивого уважения к традициям.

В ходе опытной работы, на всех ее этапах, с помощью педагогического мониторинга отслеживалась динамика личностного развития учащихся, их ценностных ориентаций, расширения сферы их интересов, осознанной потребности в самопознании, проверялось влияние экспериментальных факторов на протекание процесса образования и воспитания на основе муль-тикультурных гуманистических ценностей образования.

В целом, по результатам эксперимента можно констатировать, что современная мультикультурная образовательная система и реализация гуманистических ценностей образования внутри данной системы существенно влияют на формирование этнокультурных черт личности ребенка, становление его внутреннего мира, на качество воспитания и образования в целом.

Библиографический список

1. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения / Я. А. Коменский - М., 1939. - Т. 2. - 395 с.

2. Каптерев, П. Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Каптерев. - М., 1982.

3. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. - М.: Искусство, 1986. -335 с.

4. Библер, В. С. Школа диалога культур / В. С. Библер. - Кемерово, 1992.

5. Национальная доктрина образования Российской Федерации // Высшее образование сегодня. - 2001. - № 2. - С. 1 - 4.

6. Султанбаева, К. И. Педагогические идеи Н.Ф.Катанова в контексте проблем национального образования / К. И. Султанбаева // Сибирский педагогический журнал. -2005. - № 2. - С. 126-132.

7. Матис, В. И. Категоризация и интерпретация культуры межнационального общения / В. И. Матис // Сибирский педагогический журнал. -2005. - № 3. - С. 144-153.

8. Быкова, Г. В.Язык - главное условие этнической самоидентификации / Г. В. Быкова // Сибирский педагогический журнал. -2006. - № 1. - с. 192 - 196.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.