ПРОБЛЕМЫ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ
®2011 Шайхов М.А.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье рассмотрена проблема мультикультурного образования, его возможностей в современном социуме. На основе сравнительного анализа подходов обоснована сущность мультикультурного образования.
The author of the article analyzes the problem of the multicultural education, its possibilities in the modern society. On the basis of the comparative analysis of the approaches he proves the essence of the multicultural education.
Ключевые слова: культура, мультикультура, поликультура,
мультикультурное образование, сущность мультикультурного образования.
Keywords: culture, multiculture, polyculture, multicultural education, multicultural education essence.
Проблемой воспитания и образования в полиэтнической среде занимается такая предметная область, как мультикультурное образование (Multicultural Education). Широкое распространение
мультикультурное образование получило в США и Канаде в конце 60-х годов XX века. Наиболее известными исследователями в области мультикультурного
образования в зарубежных странах являются Д. Бэнкс, М. Графт, Д. Линч и др.
Термин «мультикультура»
(multiculture) с английского переводится как культура, складывающаяся из множества культур, где «мульти» (multi) используется не столько в количественном, сколько в качественном значении, означающее многообразие культур (сколько народов, столько и культур). При этом категория «Multicultural Education» гораздо шире рассматривает мультикультурное образование и предполагает не только образование в духе мультикультурализма, но и воспитание, вследствие чего его
употребление связанно с
образовательным и воспитательным процессом.
Следует отметить, что в педагогической литературе
употребляется также и понятие «поликультурный», рассматриваемый зачастую как синоним
«мультикультурный» по причине того, что в их основе лежит одно и то же слово - «много», только в греческом и латинском вариантах. Но эти термины различаются по смыслу, что следует учитывать при их использовании. Понятие «поликультурный»
характеризует множество и разнообразие культур, их
сосуществование «рядом». Понятие же «мультикультурный» чаще употребляется для обозначения взаимовлияния, взаимопроникновения, взаимодействия культур - их сосуществования «вместе». Думается, принципу диалога и взаимодействия культур более соответствует понятие «мультикультурный», оно точнее выражает социокультурные цели современного образования.
По мнению одного из ведущих исследователей в области мультикультурного образования Д. Бэнкса, мультикультурное
образование представляет собой
идею, процесс и инновационное движение в образовании, которое стремится дать равные возможности получения образования для всех, включая учащихся разных этнических и социальных групп. При этом равные для всех образовательные условия создаются путем системного
изменения школьной среды с позиций отражения разнообразных культур и групп, существующих в обществе и в национальной структуре класса [6].
Идеи мультикультурного
образования не являются продуктом современной жизни, поскольку затрагивались и разрабатывались многими выдающимися
исследователями прошлого. Мысли о необходимости развития личности ребенка в мультикультурной среде развивались в философских и
педагогических трудах зарубежных исследователей А. Дистервега, Я. А. Коменского, И. Л. Песталоцци, а также отечественных П. Ф. Каптерева, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского и др.
Большой интерес представляет программа «Пампедия»,
разработанная Я. А. Коменским в XVI веке, который, исходя из посылки об общности людей, их потребностей и устремлений, обосновывает пампедию как программу универсального воспитания всего человеческого рода. При этом существенную часть программы составляет формирование умений жить в мире с другими, готовности выполнять взаимные обязанности, уважать и любить людей [9].
Одним из основателей принципа культуросообразности в обучении немецкий педагог А. Дистервег в работе «Руководство к образованию немецких учителей» рассматривает культуросообразность обучения и воспитания наряду с
природосообразностью как основное исходное положение педагогики [7].
Для понимания роли
мультикультурного образования в становлении личности важны идеи П. Ф. Каптерева о взаимосвязи национального и общечеловеческого в педагогике, где в качестве особенностей, обусловленных
национальными ценностями,
выделяются язык, религия, быт. Усвоение же родного языка рассматривается как приобщение не только к национальным духовным ценностям, но и общечеловеческим знаниям, формирующим научные воззрения на окружающий мир. Автор призывает развивать чувство
принадлежности ко всему
человечеству, сократив мысль о том, что родной народ выступает единственным носителем истиной культуры, а прочие должны быть служебными данному» [8].
Следует отметить, что
педагогическая деятельность
первоначально осуществляется на основе национального идеала, а затем трансформируется в активность по достижению общечеловеческого идеала. Поэтому в воспитании важно обратиться не к одному народу, а ко многим, рассмотреть их идеалы и ценными чужими свойствами пополнить недостатки своего национального идеала. Нужно народное сочетать с инородным, с всенародным и общечеловеческим [8].
В начале XX века историк и философ Г. П. Федотов выдвинул прогрессивную идею о взаимовлиянии национального сознания всех народов России, воспитании национальной терпимости, представляющей собой мощный «этнический базис», необходимости консолидации
народов, чтобы многосемейность, многозвучность России не умаляла, а повышала ее славу, поскольку духовным притяжением была и остается русская культура, через которую народы приобщаются к мировой цивилизации [10].
История неопровержимо доказала, что национальные культуры утверждают свою ценность и неповторимость, становятся
интересны и необходимы друг другу только в процессе диалога, вследствие чего от готовности молодежи участвовать в диалоге культур зависит сохранение и развитие многонационального,
демократического мира.
По мнению русского философа Н. А. Бердяева, путь к
общечеловеческому лежит через национальное, и чем больше в явлении культуры подлинно национального, тем глубже его общечеловеческое содержание
[приводится по: 2].
Пониманию сущности, целей, функций мультикультурного
образования способствуют идеи К. К. Рериха о «благодетельном синтезе», под которым понимается «единение культур», создающее благотворное сотрудничество людей. В понимании сущности и значимости
мультикультурного образования
важное место имеют положения М. М. Бахтина, С. Б. Библера, В. Оконь, которые рассматривают человека как уникальный мир культуры, вступающий во взаимодействие с другими личностями-культурами, творя себя в процессе взаимодействия, и используются при разработке теории и практики диалогового обучения.
По мнению М. М. Бахтина, чужая культура только в глазах другой культуры раскрывается полнее и глубже, один смысл раскрывает свои глубины, встретившись и
соприкоснувшись с другим, чужим смыслом, вследствие чего между ними начинается своего рода диалог, который преодолевает замкнутость и односторонность смыслов и культур. При этом чужой культуре ставятся новые вопросы, каких она сама себе не ставила, мы ищем в ней ответа на эти наши вопросы, новые смысловые глубины. Без этих вопросов нельзя творчески понять ничего другого и
чужого, а такая диалогическая встреча культур не приводит к сливанию, смешиванию, поскольку каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, при этом
взаимообогащаясь [1].
Идеи диалога культур продолжил и развил в культурологическом и философском аспектах В. С. Библер, они отражены в концепции Школы диалога культур, и проверены экспериментально. Механизмом
взаимовлияния личностей-культур в их концепциях выступает диалог, интерпретируемый как форма общения отдельных людей, способ взаимодействия их с объектами культуры и искусства в исторической перспективе.
Следует отметить, что постижение собственного «я» происходит через общение с другими, поскольку установка на развитие личности посредством постижения культур в исторических средах, развертывание диалога вокруг ключевых проблем их воспроизводства и взаимодействия позволяют осознать, что культура имеет многообразные проявления во времени и пространстве, и определить место и назначение человека в современном мире [2].
Для обоснования
мультикультурного образования
важное значение имеет культурноисторическая теория развития поведения и психики (Л. С. Выготский), в соответствии с которой источники и детерминанты психического развития лежат в исторически развивающейся культуре. Опосредованность же заключается в присвоении (освоении) культурно-исторического опыта, а всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах: сперва в социальном, потом - психологическом, вначале между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория
интрапсихическая. Переход извне вовнутрь трансформирует сам процесс, изменяет его структуру и функции. За всеми высшими
функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения.
Е. В. Бондаревская отмечает, что на всех исторических этапах развития воспитанию придавалось значение «вопроса жизни», что и есть культурно-педагоги-ческая традиция российского общества, которая вобрала в себя идеи гражданского, народного воспитания [3].
На современном этапе главной ценностью воспитания выступает культурный образ жизни, имеющий следующую сущность: «... развивать историческую память, патриотические, гражданские и нравственные чувства; формировать национальное
самосознание; начать воспитание черт национального характера, развивать самобытность каждой личности, формировать нравственные умения, необходимые для воспроизводства различных элементов русской культуры в жизнедеятельности учащихся в школе, семье,
окружающей жизни. Таким образом, ценностные основания и целевые установки личностноориентированного воспитания
связываются нами с воспитанием гражданина России, человека культуры и нравственности, центрированного на национальные ценности [3].
По мнению Г. Л. Палаткиной, в современной педагогической
литературе термин «мультикультурное образование» используется в двух значениях:
- концептуальное идеологическое течение в образовательной практике современного демократического общества;
- образовательная стратегия, представляющая последовательные процессы (организация, реализация, результат) решения проблем, возникающих в обществе в ходе эволюции национальных государств и постколониальных и миграционных процессов [9].
С этих позиций мультикультурное содержание образования выдвигает
требование к перестройке национальных систем образования на основе новых интеграционных схем, повышения интереса педагогов к культурологической проблематике, что является следствием трех взаимосвязанных причин: смена
ведущих концепций и выработка на основе переосмысления накопленного культурного опыта разнообразных подходов в педагогике и в образовательной практике, поскольку культура создает почву для развития и укоренения многообразия,
вариативности и качественного своеобразия всех своих элементов, а образование дает учащимся понимание этих процессов; смена социально-экономических ориентаций, заставляющая педагогов обращаться к базовым ценностям культуры, чтобы корректировать традиционные и ставить инновационные культурные цели и задачи образования в условиях меняющегося общества; понимание субъектами образовательных систем (учащиеся, педагоги, родители, работники управления и т.д.) необходимости более активного насыщения образовательного
процесса культурными компонентами.
Настоящее возрождение
национальной культуры или использование ее начал в духовном развитии народов и каждой отдельной личности немыслимо без
интернационализации, которая
выступает основным механизмом пути интеграции в мировую культуру, в общечеловеческие ценности.
Анализ проблем мультикультурного образования позволяет сделать следующие выводы:
- Культура в педагогическом
понимании представляет собой многокомпонентное личностное
образование, направленное на восприятие, создание и
распространение социально-значимых художественно-эстетических, педагогических, общечеловеческих ценностей.
- Понятие «мультикультурный» употребляется для обозначения
взаимовлияния, взаимопроникновения, взаимодействия культур с позиций их сосуществования «вместе», а
мультикультурное образование,
соответствуя принципу диалога и взаимодействия культур, выражает
социокультурные цели современного
образования.
- Мультикультурное образование
представляет собой образовательную стратегию приобщения
подрастающего поколения к
этнической, общенациональной
(российской) и мировой культурам в целях духовного обогащения, развития планетарного сознания и формирования готовности жить в многокультурной среде.
- Целью мультикультурного
образования в современной
общеобразовательной школе
выступает формирование личности, способной к эффективной жизнедеятельности в
многонациональной и поликультурной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур, умеющей жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас и верований.
- Приобщение к культуре осуществляется посредством диалога, т.е. включения личности в культурный опыт во времени и пространстве, назначение которого - в осознании своеобразия и общности различных культур, культурного многообразия как источника личностного и
общественного развития, становления личности в поликультурном социуме.
Примечания
1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 2. Библер С. Б. Диалог культур. М., 2001. 3. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностью ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4. С. 29-36. 4. Борисенков В. П. Поли культурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования. М. : Ростов, 2004. 5. Бочарова Ю. Ю. Проблема становления межкультурного образования в современной России. М, 2002. 6. Бэнкс Д. Мультикультурное образование: цели и измерения. Новые ценности образования. М. : Инноватор. 1996. Вып. 4. 7. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей // Избранные педагогические сочинения. М. : Учпедгиз, 1956. С. 136-203. 8. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. А. М. Арсеньева. М., 1982. 9. Палаткина Г. Л. Теоретические аспекты многокультурного образования. Астрахань, 2004. 10. Федоров Г. П. Будет ли существовать Россия? // Судьба и грехи России. Т. 1. СПб. : София, 1991. С. 1 73-184.
Статья поступила в редакцию 24.02.2011 г.