УДК 364(07) Санина Мария Константиновна
кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой теории и методики довузовского образования филиала филиала Российского государственного социального университета в г. Сочи
Эзиешвили Эка Эдвардиевна
кандидат психологических наук, заведующий кафедрой социальной работы, рекламы и социального права филиала Российского государственного социального университета в г. Сочи
МУЛЬТИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В УСЛОВИЯХ
МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА
Аннотация:
В статье обосновывается необходимость формирования мультикультурной компетенции специалистов по социальной работе в целях эффективного выполнения профессиональной деятельности. Приводятся результаты опроса студентов факультета социальной работы о степени их подготовленности к данному виду деятельности в условиях многонационального общества. Названы духовно-нравственные качества и психологические особенности личности будущего социального работника, которые должны воспитываться в процессе фор-мирования мультикультурной компетенции.
Ключевые слова:
мультикультура, мультикультурная компетенция, духовно-нравственная воспитанность, нервно-психическая выносливость, социальный работник, многонациональное общество.
Sanina Maria Konstantinovna
PhD in Education Science, Head of the Subdepartment for Theory and Methodology of Pre-University Education,
Sochi branch of Russian State Social University
Ezieshvili Eka Edvardievna
PhD in Psychology, Head of the Subdepartment for Social Work, Advertising and Social Rights, Sochi branch of Russian State Social University
MULTICULTURAL COMPETENCE AS AN INDICATOR OF MORAL CIVILITY AND NEUROPSYCHIC ENDURANCE OF FUTURE SOCIAL WORKERS IN A MULTINATIONAL SOCIETY
Summary:
The article substantiates the necessity to develop the multicultural competence of future social workers so they could execute efficiently their professional activities. The authors present the results of the survey, involving students majoring in social work, concerning their preparedness for this kind of activity in a multiethnic society. The paper considers spiritual and moral qualities and psychological characteristics of a future social worker, which should be developed in the process of the multicultural competence formation.
Keywords:
multi-culture, multicultural competence, moral civility, neuropsychic endurance, social worker, multinational society.
В условиях многонационального общества востребованными качествами личности будущего социального работника являются: знания особенностей этнической культуры разных народов, населяющих регион; умение наладить контакт с клиентами социальной службы различных национальностей и применять разнообразные технологии для работы с данной категорией граждан; способность управлять собой, контролировать свои эмоции в любой ситуации межнационального взаимодействия в профессиональной деятельности и нести ответственность за решение конфликтов на национальной почве.
Наличие у специалиста по социальной работе перечисленных качеств обусловливает его определенную психологическую устойчивость при взаимодействии с представителями той или иной национальности. Психологически устойчивые социальные работники легче справляются с экстренными ситуациями в профессиональной деятельности, быстрее адаптируются в меняющихся условиях, легче находят общий язык с трудными подростками, мигрантами или представителями этнических меньшинств. Каждый социальный работник обязан досконально разобраться в национально-психологических особенностях клиента социальной организации, при-
ОБЩЕСТВО: СОЦИОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ПЕДАГОГИКА (2014, № 4)
надлежащего к отличной от своей национальности, понять национальную специфику его поведения и на этой основе строить диалог, направленный на оказание социальной помощи и решение профессиональных задач.
Перечисленные качества будущего специалиста социальной работы составляют сущность и содержание мультикультурной компетенции. Мультикультурная компетенция будущего социального работника рассматривается нами как целостная системная совокупность мультикультур-ных знаний, умений, навыков и способностей, необходимых для эффективной социальной работы в условиях многонационального общества [1]. Она не может возникнуть сразу, а складывается постепенно на протяжении всей профессиональной деятельности социального работника и имеет определенные критерии и уровни своего развития [2].
Пилотный опрос студентов факультета социальной работы филиала Российского государственного социального университета в г. Сочи и филиала Российского государственного социального университета в г. Анапа показал, что, несмотря на актуальные социальные потребности, связанные с необходимостью формирования такой новой личностно-психологической характеристики, как способность и готовность к мультикультурному взаимодействию в профессиональных и социальных ситуациях, а в целом речь идет о формировании мультикультурной компетенции, будущие социальные работники слабо подготовлены к данному виду деятельности.
В связи с этим, совершенствование уровня набора мультикультурных знаний, умений, навыков, способностей и качеств будущего социального работника, являющихся структурными компонентами мультикультурной компетенции и гарантами нервно-психологической готовности к профессиональной деятельности с представителями различных национальностей, должно являться целью высшего профессионального образования.
В процессе формирования мультикультурной компетенции, воспитываются духовно-нравственные качества будущего социального работника, такие как: уважение к культурно-историческим достижениям своего народа, признание и принятие всего многообразия культурных ценностей различных народов, способность к мультикультурному взаимодействию при сохранении своей этничности и др.
Можно утверждать, что высокий уровень сформированности мультикультурной компетенции является показателем духовно-нравственной воспитанности будущего социального работника, поскольку предполагает: наличие этнокультурных знаний о разных народах, что выражается в знании культуры и истории своего и иных народов, с которыми происходит процесс общения; осмысление норм и принципов гуманистической этики, прав человека; знание истории межнациональных конфликтов и причин их возникновения; понимание особенностей национальных и межнациональных отношений в регионе. Не обладая высокими духовно-нравственными качествами, специалист по социальной работе не может пользоваться доверием клиентов. Мы согласны со словами В.И. Жукова о том, что «именно духовность как отличительная особенность личности является совокупностью тех ее свойств, которые отражают предрасположенность человека к деятельности в социальной сфере» [3, с. 81]. Профессиональное образование, таким образом, имеет своей целью, на наш взгляд, не только формирование профессиональных и нравственных качеств: речь идет о подготовке будущего специалиста с определенным типом поведения, пользующегося авторитетом и доверием всех граждан, нуждающихся в социальной помощи, независимо от их этнической принадлежности.
Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его духовно-нравственных качеств, ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует с клиентами социальной службы различной национальности, и на результаты профессиональной деятельности.
Поскольку социальным работникам приходится сталкиваться с представителями различных этносов, изменяющими свои специфические особенности, обусловленные принадлежностью к определенной этнической культуре, возрастает значимость нервно-психической устойчивости профессиональной деятельности. Именно нервно-психическое перенапряжение заняло первое место при опросе социальных работников о причинах их усталости в работе с многонациональным составом клиентов социальной организации. Поэтому необходимо повышение нервно-психической устойчивости будущих специалистов, работающих в мультикультурных регионах.
Решение данной проблемы видится в формировании мультикультурной компетенции социальных работников. Обладая устойчивыми мультикультурными знаниями, умениями, навыками и способностями как структурными составляющими мультикультурной компетенции, специалист социальной службы имеет возможность снизить возможность психологического срыва и проявление несанкционированных действий по отношению к клиенту отличной от своей национальности. Мультикультурная компетенция обеспечивает респонсивность реакций социального
работника и гражданина иной национальности, обратившегося за помощью. Респонсивная реакция означает, что специалист и клиент социальной организации, представляющие разные этносы, замечают состояние друг друга, слышат особенности настроения, синхронизируют свое поведение, подавляют в себе несанкционированные действия. Респонсивность реакций, таким образом, является, с одной стороны, признаком, а с другой - условием конструктивного мульти-культурного взаимодействия социального работника и клиента, и обеспечивается мультикультурной компетенцией специалиста.
Из всего сказанного можно заключить, что мультикультурная компетенция как часть профессиональной компетентности является показателем духовно-нравственной воспитанности, залогом нервно-психологической выносливости социального работника в условиях многонационального общества. В связи с этим необходимо искать пути формирования мультикультурной компетенции будущих специалистов социальной организации с целью обеспечения эффективного мультикультурного взаимодействия и достижения намеченных результатов в профессиональной деятельности в условиях многонационального общества.
Ссылки:
1. Санин С.А., Санина М.К. Формирование мультикультурной компетенции будущего специалиста по социальной работе в волонтерской деятельности // Гуманитарные исследования. 2012. № 4 (44). С. 185-190.
2. Санина М.К., Санин С.А. Актуальные проблемы профессиональной подготовки будущих социальных работников в условиях мультикультурного общества // Гуманитарные исследования. 2010. № 4 (36). С. 45-48.
3. Теория социальной работы : учебник / под ред. В.И. Жукова. М., 2011. 440 с.