Иванова-Ильичева Анна Михайловна, Стушняя Ирина Алексеевна, Орехов Николай Власович МОЗАИКА В ДЕКОРАТИВНОМ УБРАНСТВЕ ЗДАНИЙ ЭПОХИ СОВЕТСКОГО МОДЕРНИЗМА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ)
В работе проведен анализ произведений архитектуры советского модернизма в Ростове-на-Дону, важнейшим элементом декоративного убранства которых стали мозаичные панно. Благодаря творчеству художников-монументалистов, объединенных деятельностью Ростовского комбината монументального искусства, мозаика широко распространилась в художественной практике 1960-1980-х годов. На базе анализа широкого круга произведений выявлены основные варианты включения мозаичного панно или объемного мозаичного объекта в архитектурную композицию, проведена классификация тематики мозаик. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372017/12-5726.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 12(86): в 5-ти ч. Ч. 5. C. 100-103. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2017/12-5/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net
перед законом («верховенство права», «правовое государство», «независимый и беспристрастный суд»), уважение к законодательной, судебной и исполнительной власти.
Список источников
1. Андреева Л. А. Христианство и власть в России и на Западе: компаративный анализ // Общественные науки и современность. 2001. № 4. С. 85-102.
2. Апрелева В. А. Актуальность и смысл политико-правового учения Платона // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2011. № 16. С. 4-12.
3. Бержель Ж.-Л. Общая теория права. М.: NOTA BENE, 2000. 576 с.
4. Берман Г. Дж. Вера и закон: примирение права и религии. М.: Ad Marginem, 1999. 432 с.
5. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М.: Издательство МГУ; ИНФРА-М; НОРМА, 1998. 624 с.
6. Бохеньский Ю. Сто суеверий: краткий философский словарь предрассудков. М.: Прогресс, 1993. 188 с.
7. Вилков А. А., Захарова Т. И. Сакральные основания власти в политической жизни России. Саратов: Наука, 2010. 200 с.
8. Греков Б. Д. Киевская Русь. Л.: Госполитиздат, 1953. 569 с.
9. Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное. М.: ОГИ, 2003. 296 с.
10. Пастуро М. Символическая история Европейского Средневековья. СПб.: Александрия, 2012. 448 с.
11. Рулан Н. Юридическая антропология. М.: НОРМА, 1999. 310 с.
12. Санников С. В. Образы королевской власти эпохи Великого переселения народов в западноевропейской историографии VI века. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. 212 с.
13. Сумачев А. В., Лезьер В. А. Насилие и жертвоприношение как феномены публичного правосудия: философско-правовой аспект // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 6-7. С. 170-174.
14. Фалалеева И. Н. Политико-правовая система Древней Руси IX-XI вв. Волгоград: Издательство ВГУ, 2003. 164 с.
15. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М.: Издательство политической литературы, 1986. 704 с.
16. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии: сборник переводов / сост. и послесл. П. С. Гуревича; общ. ред. Ю. Н. Попова. М.: Прогресс, 1988. С. 314-356.
SACRAL ASPECTS OF THE LAW
Zvereva Polina Konstantinovna
Industrial University of Tyumen polyusha@inbox. ru
A careful examination of the evolution of the most important concepts: sacral, sacred, law, sovereign, ritual, testifies to the absence of their universal understanding. The forms and practices of religious life have changed their names and become integral attributes of the modern state-legal system. The phenomenon of sacralization and desacralization of objects of the surrounding reality is investigated with the use of a linguistic analysis of legal and religious texts. The mechanisms for the attribution of sacredness to legal texts and state institutions, such as judges and presidents, are described. The models of reproduction and maintenance of sacred texts and social institutions by features of human consciousness and social practices are explained. The considered examples point to the transition of sacredness from Holy Scripture to secular texts, such as the Constitution. The swearing-in of the first persons in the state replaces the ritual of coronation; the Defender of the Faith becomes the Guarantor of the Constitution. The work traces the evolution of elements of sacredness from primitive societies to highly developed information societies of the postindustrial world that have the goal of social regulation of the society.
Key words and phrases: sacral; law; right; state; sovereign.
УДК 711
Искусствоведение
В работе проведен анализ произведений архитектуры советского модернизма в Ростове-на-Дону, важнейшим элементом декоративного убранства которых стали мозаичные панно. Благодаря творчеству художников-монументалистов, объединенных деятельностью Ростовского комбината монументального искусства, мозаика широко распространилась в художественной практике 1960-1980-х годов. На базе анализа широкого круга произведений выявлены основные варианты включения мозаичного панно или объемного мозаичного объекта в архитектурную композицию, проведена классификация тематики мозаик.
Ключевые слова и фразы: Ростов-на-Дону; архитектура 1960-1980-х гг.; советский модернизм; декоративное убранство зданий; мозаика; монументальная живопись.
Иванова-Ильичева Анна Михайловна, к. архитектуры, доцент Стушняя Ирина Алексеевна Орехов Николай Власович, доцент
Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону AMI0202@yandex.ru; stushnyaya@yandex.ru; NIKOR42@yandex.ru
МОЗАИКА В ДЕКОРАТИВНОМ УБРАНСТВЕ ЗДАНИЙ ЭПОХИ СОВЕТСКОГО МОДЕРНИЗМА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ)
«Советский модернизм» - термин, который введен в научный обиход достаточно недавно и обозначает стиль архитектуры, распространившийся в Советском Союзе на протяжении временного периода между
1955 и 1991 годами. Расцвет стиля приходится на 1970-1980-е гг., когда в странах Европы и в США модернизм уже прекратил свое существование. «В семидесятые критики уже констатировали, что "новая архитектура" умерла, называя и точную дату ее смерти - 15 июня 1972 г. В этот день в Сент-Луисе, Миссури, США, были взорваны корпуса квартала Проутт-Айгоу» [3, с. 41].
Произведения советского модернизма так и не нашли должного внимания со стороны специалистов - архитекторов-практиков, историков архитектуры, искусствоведов. Это «предмет, не только не ставший национальным достоянием, но и рискующий им не стать вовсе» [1, с. 6]. Советский модернизм в регионах (в том числе на Юге России) остается явлением практически не изученным, а произведения стиля, историческая и художественная ценность которых еще не признана, беспрестанно утрачиваются.
Получив первоначальный импульс в период внедрения хрущевского утилитаризма, массового строительства экономичного типового жилища, советский модернизм был представлен также зданиями, выполненными по единичным авторским проектам, которые стали образцами стиля. Следуя мировым тенденциям, советские архитекторы начинают проектировать архитектурные объемы, упрощенные по формам, лишенные детализации, нейтральные с точки зрения архитектурного языка. Недостаток эмоционального и содержательного наполнения зданий в стилистике советского модернизма зачастую восполняется средствами монументального искусства. Отличительной чертой стиля являются индивидуальные мозаичные панно, сграффито и рельефы, отражающие разнообразные мотивы и сюжеты социалистической жизни, а также наполненные эмоциональным содержанием абстрактные произведения.
В Ростове-на-Дону наиболее распространенным типом декоративного убранства архитектурных сооружений 1960-1980-х гг. в стилистике советского модернизма стала мозаика. Данная работа посвящена мозаикам как виду декоративного убранства зданий эпохи советского модернизма в городе Ростове-на-Дону, анализу стилистики и технологии изготовления, а также характеристике творческой манеры мастеров - авторов декоративных мозаик. Актуальность исследования определяется утратами произведений монументальной живописи региона и их слабой изученностью.
Широкому распространению мозаики как вида декоративного убранства зданий способствовало формирование в Ростове-на-Дону группы художников-монументалистов, объединенных деятельностью Ростовского комбината монументального искусства (1970-1980-е гг.): С. С. Скопцов, А. И. Шагинов, В. Ф. Коробов, Г. М. Снесарев, Е. М. Аблин, Ф. Б. Фарит и др. Творчество этих художников объединяет не только организация деятельности, общие подходы к технологии выполнения мозаик, но и единство художественно-образных решений и композиционно-декоративных приемов.
Анализ произведений советского модернизма в Ростове-на-Дону позволяет выявить основные варианты включения мозаичного панно или объемного мозаичного объекта в архитектурную композицию.
Особым видом произведений, декорированных мозаикой, стали объемные средовые объекты и малые архитектурные формы, активно участвовавшие в формировании пространственной среды жилых районов и парков Ростова-на-Дону 1960-1980-х гг. Как правило, эти объекты стилизуют зооморфные и растительные мотивы, принимающие в интерпретации художников то примитивно-натуралистичный, то обобщенно-символический образ. Художественное решение объекта определяется не только творческим видением мастера, но и функциональной направленностью пространственной среды, для которой объект предназначен. Так, композиция «Древо жизни» (1970-е гг., художник Г. М. Снесарев), являющаяся организующим элементом центральной площади городского района (площадь Мичурина), представляет обобщенный пространственный образ древнего символа, синтезирующий природные формы и сакральные языческие образы народного искусства. Композиция «Рыба и волна» (1970-е гг., художник Г. М. Снесарев) расположена в парковой зоне и представляет собой упрощенно-реалистичное объемное изображение, отличающееся яркостью и богатством цветового решения.
«Благодаря индустриальным методам строительства и широкому распространению по стране домостроительных комбинатов, резко сократились сроки строительства домов, возросло их количество. Вместе с тем возникли иные проблемы: похожести домов, отсутствия культурно-бытового обслуживания в новых районах...» [2, с. 228]. В архитектуре жилых районов Ростова-на-Дону был использован прием акцентирования одного из типовых зданий, занимающих особое положение в градостроительной ситуации, с помощью мозаичного панно. Так, например, жилой дом с торговой функцией, расположенный на пересечении бульвара Комарова и проспекта Космонавтов в Ростове-на-Дону, отличается в ряду аналогичных девятиэтажных панельных домов выразительной рельефной мозаикой, оформляющей угол (Рис. 1). Авторы мозаики - художники С. С. Скопцов и А. И. Шагинов - развивают в данном произведении тему «Древо жизни». В трактовке образа сочетаются символика и абстракция.
Четко обозначенные, параллельные фону плоскости волнообразных очертаний выдержаны в лаконичных цветах. Стилизованная форма отличается высокой степенью декоративизма.
Акцентирование зданий в среде типовой жилой застройки достигается также оформлением торцевой стены мозаичным панно.
Общественные здания в стилистике советского модернизма декорируются мозаичными панно, художественный образ и тема которых соответствуют функциональному назначению здания. При этом мозаики могут отмечать вход в здание, декорировать простенки, располагаться в виде декоративных поясов, междуэтажных и подоконных вставок. Так, сюжетная мозаика, изображающая сцену спортивной стрельбы, расположена над входом в тир на проспекте Коммунистическом, 32, заметно обогащая образ простого, геометрических форм здания.
Рисунок 1. «Древо жизни». Мозаичная композицияХудожники С. С. Скопцов, А. И. Шагинов
Многообразие вариантов мозаичных вставок представляет одно из позднейших зданий советского модернизма в Ростове-на-Дону - бассейн «Бриз» (1991-1992 гг., художник Ф. Б. Фарит). В основном это абстрактно-образные композиции, раскрывающие ассоциативный ряд, связанный с морской стихией (Рис. 2).
Рисунок 2. Бассейн «Бриз» в Ростове-на-Дону. Мозаичные панно.1991-1992 гг. Художник Ф. Б. Фарит
Наиболее ярко подчеркивают лаконизм и простоту архитектуры модернизма мозаичные панно, занимающие обширную плоскость фасадной стены, контрастирующую своей материальностью с остекленными поверхностями. Одним из лучших примеров мозаики данного типа является панно Театра кукол в Ростове-на-Дону (художники Г. М. Снесарев, В. Ф. Коробов). Уравновешенная композиция в ограниченной цветовой гамме с преобладанием оттенков красного и синего цветов выполнена на белом фоне. В стилизованных формах представлены сказочные персонажи и театральные образы (Рис. 3). Аналогично строится композиция первого этажа общественного здания (пер. Газетный, 119).
Рисунок 3. Театр кукол в Ростове-на-Дону. Мозаичная композицияХудожники Г. М. Снесарев, В. Ф. Коробов
Тематика произведений монументальной живописи, формирующих художественный образ ростовских зданий эпохи советского модернизма, соответствовала тенденциям, характерным для других архитектурно-художественных школ Советского Союза: советская символика; тема труда, образы рабочих; тема спорта, образы спортсменов, спортивная символика; природные мотивы и образы, стилизованные биоморфные изображения; символические изображения и образы; абстрактные композиции.
В качестве наиболее характерных примеров многообразия тематики ростовских мозаик можно назвать мозаичное панно с советской символикой, посвященное пятидесятилетию Октябрьской революции (ул. Красноармейская, 33), и мозаику «Два лика», раскрывающую тему любви и молодости (просп. Стачки, 184).
Ростовскими художниками была выработана определенная технология выполнения монументальных мозаичных панно. Чаще всего применялась техника прямого набора отдельных фрагментов мозаики. Вначале набиралась мозаика на картоне-эскизе, потом перекладывалась на основу (армированный цемент толщиной 5 мм). Небольшие размеры фрагмента основы 50*50 см обусловлены его большим весом (около 50 кг). Потом эти пластины перевозились на место монтажа и крепились.
Таким образом, художники, объединенные деятельностью Ростовского комбината монументального искусства, создавали произведения, которые придавали индивидуальность и образность типизированной застройке советского модернизма в Ростове-на-Дону. Выработанные общие приемы технологии выполнения мозаик, художественно-образных и композиционно-декоративных решений позволяют сделать вывод о сложившейся в городе художественной школе монументальной живописи 1960-1980-х гг.
Список источников
1. Броновицкая А., Малинин Н. Москва. Архитектура советского модернизма, 1955-1991: справочник-путеводитель / фото Ю. Пальмина. М.: Музей современного искусства Garage, 2016. 328 с.
2. Есаулов Г. В., Черницына В. А. Архитектурная летопись Ростова-на-Дону / Администрация г. Ростова-на-Дону. Изд. 2-е, доп. Ростов н/Д.: ИПФ Малыш, 2003. 303 с.
3. Иконников А. В. Архитектура XX века. Утопии и реальность: в 2-х т. / под ред. А. Д. Кудрявцевой. М.: Прогресс-Традиция, 2002. Т. II. 672 с.
MOSAIC DECORATION OF SOVIET MODERNISM BUILDINGS (BY THE EXAMPLE OF ROSTOV-ON-DON)
Ivanova-Il'icheva Anna Mikhailovna, Ph. D. in Architecture, Associate Professor Stushnyaya Irina Alekseevna Orekhov Nikolai Vlasovich, Associate Professor Southern Federal University, Rostov-on-Don AMI0202@yandex.ru; stushnyaya@yandex.ru; NIKOR42@yandex.ru
The article analyzes Rostov-on-Don architectural works of Soviet modernism the decoration of which is based on mosaic panels. Due to the creative work of monumental painters of the Rostov Plant of Monumental Art mosaic gained high popularity in the artistic practice of the 1960-1980s. Having analyzed a wide range of works the authors identify the basic variants to include a mosaic panel or a three-dimensional mosaic object into architectural composition, provide a classification of mosaic themes.
Key words and phrases: Rostov-on-Don; architecture of the 1960-1980s; Soviet modernism; decoration of buildings; mosaic; monumental painting.
УДК 433.908
Исторические науки и археология
Статья посвящена деятельности уфимского губернатора Григория Сергеевича Аксакова. В результате исследовательской работы авторы приходят к выводу, что начальник края уделял внимание решению социально-экономических проблем региона. В поле зрения чиновника были следующие вопросы: развитие транспортной инфраструктуры, банковского дела; переселение крестьян; улучшение качества здравоохранения.
Ключевые слова и фразы: губернатор; Уфимская губерния; Григорий Аксаков; социально-экономическая деятельность; государственный деятель.
Кантимирова Резида Ильгизаровна, к.и.н., доцент Камалова Индира Фидарисовна
Башкирский государственный университет (филиал) в г. Стерлитамаке kantimirova. rezida@mail. гы
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УФИМСКОГО ГУБЕРНАТОРА ГРИГОРИЯ СЕРГЕЕВИЧА АКСАКОВА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
Григорий Сергеевич Аксаков родился 4 октября 1820 года в селе Знаменовское Бугурусланского уезда Оренбургской губернии в семье известного писателя и цензора Сергея Тимофеевича Аксакова [16, д. 3, л. 90].
Обширный материал о биографии С. Т. Аксакова был собран известным литературоведом и критиком М. П. Лобановым. В своей книге автор, изучавший жизнь и творчество писателя, отмечал, что будущий уфимский губернатор был «скромным, некрасноречивым, и как бы добровольно поставил себя на самое незаметное