НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ -SCIENTIFIC LIFE=
УДК 7.036.1(47+57):7.07 (Социалистический реализм в СССР. Занятия и виды деятельности в искусстве. Деятели искусства)
ПРОДОЛЖАТЕЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЛАСТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ СОВЕТСКОЙ СТРАНЫ. «ПУБЛИЧНАЯ МОЗАИКА» В.Д. ГЕРАСИМОВА 1960-х - 1970-х ГОДОВ. САМАРСКИЕ СТРАНИЦЫ
© 2018 В.Н. Востриков
Востриков Владимир Николаевич, руководитель образовательных проектов. E-mail: vostrikovvn@yandex. ru Международная общественная организация «Центр духовной культуры». Самара, Россия
Статья поступила в редакцию 01.08.2018
В статье рассматриваются творчество известного самарского художника В.Д. Герасимова в конце 1960-х -начале 1970-х гг. Исследованы вопросы, связанные с созданием мозаик «Революция» и «Социалистическое строительство» на Доме профсоюзов в г. Куйбышеве. Отмечены преобладающие тенденции в развитии монументального искусства страны Советов в данный период и основная направленность творчества художника в контексте развития эпохи. Рассмотрены вопросы, связанные с особенностями взаимодействия произведения монументального искусства и архитектурного объекта с учетом основных приоритетов. Выявлены средства достижения композиционной целостности, характерные специфические приемы созданных произведений в данный период времени в соответствии с авторской концепцией.
Ключевые слова: монументальная работа, художественный язык, художественный образ, мозаичные панно, эстетическое воздействие, многоплановость композиции, пластическая выразительность, социальные художественные задачи.
Введение. Темпы и размах созидательных процессов советской страны в конце 1960-х - начале 1970-х гг., нашли достойное отражение в тематической направленности и эмоциональном настрое искусства [3, с. 94]. Художник в это время все больше становился полноправным участником преображения городов, нередко представляя неординарные пластические решения. Монументальные творения, особенно в обозначенный период, стали одним из немногих доступных средств оформления не всегда выразительных архитектурных, в основном, типовых зданий и сооружений того времени.
Значительные монументальные работы, созданные заслуженным художником России В.Д. Герасимовым, относятся к самарскому периоду конца 1960-х - начало 1970-х гг. [1 - 2]. Прежде всего, в творчестве В.Д. Герасимова, выделяются монументальные мозаики «Революция» и «Социалистическое строительство»1 на здании Дома профсоюзов (арх. Э.М. Смоликов, 1971) в г. Куйбышеве [4, с. 250]. Они, как и другие, по ме-
1 В создании панно также принимали участие молодые художники В.Р. Кныжов, А.А. Кулаковский, Ю.И. Филиппов, Р.Б. Герасимова. Мастер по монтажу - Н.В. Пашков.
ре возможности восполняли недостаток декоративной пластики в выхолощенном «унифицированном пространстве» современного города.
Фото 1 В.Д. Герасимов -заслуженный художник России (D.V. Gerasimov - the honoured artist of Russia)
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №4, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 4, 2018
Необходимо отметить, что в архитектурных творениях во второй половине ХХ века преобладает стандартизация формы на основе типовых конструктивных деталей, но включение произведения монументального искусства позволяло добиться неожиданно интересных результатов. Типология при всей вариативности всегда сужает диапазон возможностей, но можно обратить внимание, как формируется особый язык, синтезирующий иногда несколько видов искусства. Каждому объекту средствами художественного языка придаются оригинальные черты, поэтому здесь важен характер восприятия архитектурного сооружения, конкретно-чувственное образное представление. Внимание акцентируется как на общем виде, так и на фрагментах экспозиции с учетом локальности масштабов. Из этого складывается образ архитектурного объекта в сочетании локального как интегрированное восприятие характера среды, включающей символику, концентрирующее образную информацию [5, с. 305]. Создается определенная иерархия элементов, где акцентные и фоновые элементы выступают как средство гармонизации пространственной структуры. Значимость предложенной композиции с архитектурным объектом определяется, прежде всего, за счет параметров, своеобразия и неповторимости, масштаба, а также местоположения объекта в определенной градостроительной системе и возможности восприятия.
Характерная черта в этом процессе - гибкость художника в адаптации своих произведений к разнохарактерным сооружениям, соответствии эстетике архитектуры, основанной на структурных принципах индустриального века. Одной из особенностей 1960-1970-х гг. является то, что архитектура стала предлагать монументалисту для реализации большие плоскости и соответственно возможность реализовать себя. Рационализм общей формы нуждался в декоративной и пластической органичности. Геометризм же архитектурного мышления предполагал другой принцип - «непрерывности плоскости» с образованием художественной формы. При этом определились характерные специфические приемы в развитии тематических произведений. Все зависело от направленности произведения. Если звучала революционная тематика, то многие решения были сходны с плакатным искусством - динамизм и лаконичность подачи материала, образная и цветовая символика, выдвигая на первый план узнаваемых героев - рабочего, крестьянина, солдата. Обязательно появляются характерные призывы, обо-
значены атрибуты - символы советского государства, присутствует многоплановость построения композиции. Интересно взаимодействие архитектурных творений и декора, сочетание и сопоставление элементов среды по пластике, фактуре, цвету, масштабу по эмоциональному воздействию композиции [6, с. 101]. Среди многих архитектурных объектов эпохи модернизма можно выделить Дом профсоюзов, стоящий по правую сторону склона монумента Славы [7 - 8], обращенного к Волге. Едва ли это сооружение удостоилось бы такого внимания без мозаичных панно украшающих фасады. Темы достаточно броские и динамичные по исполнению, звучные по колориту. Они однозначно стали важными зрительными акцентами в панораме города.
С торцевой части киноконцертного блока заявлено мозаичное панно «Революция»2.
Фото 2 Революция. 1968 - 1969. Фрагмент мозаики В.Д. Герасимова на фасаде Дома профсоюзов. Самара (Revolution. 1968 - 1969. Fragment of the mosaic V.D. Gerasimov on the facade of the House of Trade Unions. Samara)
Оно стало настолько популярным, что даже было растиражировано в 1970-е годы в виде фотографий и поздравительных открыток «Слава Октябрю» по всему Советскому Союзу. Сама мозаика «Революция» в изобразительном плане сюжетно поделена на две части. В левой - на фоне дымящих труб заводов и сполохов пламени от взрывов на Дворцовой площади на переднем плане изображены рабочий и крестьянин - бойцы Красной Армии, в правой части крупно показано мужест-
2 Революция. Размер: 5,5 х 13,5 м. Материал: стеклянная
смальта, глазурованная керамическая плитка. 1968 -1969 гг.
венное лицо рабочего. В верхнем правом углу крупными буквами помещен лозунг, относящий нас опять же к временам революции «Землю крестьянам, заводы рабочим». Динамизм изображения подчеркивается ритмическим построением композиции и в первую очередь профильным изображением крестьянина с винтовкой наперевес и солдата с развивающимся знаменем, на котором начертано «Власть Советам».
Трактовка во многом напоминает работы художников Пролеткульта первых лет Октября. Перед нами предстают образы революционной эпохи хорошо знакомые по плакатному искусству и, в частности Д.С. Моора3, в котором воплотились и высокий политический пафос и предельно ясная форма выражения. В интерпретации художника они обретают новое звучание с учетом преобладающей стилистики 1960-1970-х годов в советском искусстве, обретая романтический облик, где отдается предпочтение выразительной и лаконичной эстетике плаката, наследию эпохи первых десятилетий.
Фото 3 Социалистическое строительство.
1968 - 1969. Фрагмент мозаики В.Д. Герасимова на фасаде Дома профсоюзов. Самара (Socialist construction. 1968 - 1969. Fragment of the mosaic V.D. Gerasimov on the facade of the House of Trade Unions. Samara)
В поисках новых выразительных возможностей всегда было обращение к работам старшего и
3 Орлов Дмитрий Стахиевич (псевдоним Дмитрий Мо-ор) (1883 - 1946) — русский художник, мастер графики, один из основоположников советского политического плаката, Заслуженный деятель искусств РСФСР.
нового послевоенных поколений художников. Черты обобщенности все чаще находили эстетическую основу именно в творчестве монументалистов [3, с. 121], где, прежде всего, «эстетическая сущность есть материализованная духовная энергия, имеющая свою художественную специфичность» [9, с. 384].
В сторону Волжского проспекта обращена более масштабная мозаика4 - «Социалистическое строительство», зрительно демонстрирующая эволюцию развития страны в ХХ веке. Демократический пафос советской действительности, становится, по сути, творением глубоко современным и актуальным. Зримо предстают несколько картин, представляя сталеваров, солдата, летчика, крестьянина, учителя и учеников, космонавта. Получился собирательный образ как визуальная фиксация достижений великой страны, важных этапов на пути развития. В классическом понимании такое решение базировалось на определенном мировоззренческом единстве, когда «...высокие понятия функционируют в социальной среде как общезначимые ценности» [10, с. 263].
Налицо взаимовлияние монументальной и станковой живописи, которое придавало стилистике и образности советского искусства 1960-х годов определенную однородность и единство. Во второй половине этого десятилетия важнейшие позиции за авторской индивидуальностью в создании художественного образа, разрабатываются новые изобразительные подходы с четкой архитектоникой композиции, тяготением к документальной стилистике, выразительным неподвижным планам [11, с. 349].
Все более востребована «публичная мозаика», как на Доме профсоюзов, отражающая основные идеологические приоритеты построения социалистического общества, включая аллегорические собирательные образы, отображение исторических свершений советской страны или, может быть, представляя ленинскую тематику, события революционного времени с эмблематикой и символикой нового времени. Следуя общемировым процессам развития искусства, тем не менее «.настоящая русская жизнь требует параллельно с реалистическим отображением ее в той или другой форме искусства еще и некоторой доли здравого, нечуждого реализму романтизма, подымающего массы часто на великие подвиги» [9, с. 249].
4 Социалистическое строительство. Размер 5,5 х 43,5 м. Материал: стеклянная смальта, глазурованная керамическая плитка. 1968 - 1969 гг.
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №4, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 4, 2018
В.Д. Герасимову присуще такое качество: извлекать нужное и важное из внутренней структуры и пластической гармонии природы, архитектурного объекта или человека, созвучное времени и конкретной архитектурной среде. Столь необходимые навыки становились весомыми, поскольку роль художника неизмеримо возрастала при создании единого архитектурного ансамбля включающего художественное произведение. Здесь лежала ответственность, прежде всего, за согласованность декоративной части с предложенным стилем и соответствия с практическим назначением здания.
Мозаичные панно «Революция» и «Социалистическое строительство» характеризует единство таких признаков как силуэтность и энергичность в общих построениях, внимательное отношение к цвету как к одному из главных средств выразительности. В этот период чаще преобладают па-
радоксальные ракурсы, документальная стилистика, выразительные неподвижные планы как своеобразная реакция на «помпезные» работы других авторов прежних лет. С представлением жизненных реалий «весомо, грубо, зримо» раскрывается целая летопись свершений через образы эпохи. Героическое начало трудовых будней задавалось особым эмоциональным настроем, лаконичной и конструктивной формой, колористической насыщенностью. Работы отличает «соизмеримость» с проистекающими современными жизненными процессами, где при всем внутреннем пафосе творчества, первенство безраздельно отдается идейным приоритетам в развитии общих социальных художественных задач. Средствами достижения композиционной целостности здесь становилась иерархическая соподчинен-ность, соразмерность элементов и их гармоническое сочетание, которые обеспечивали силу эстетического воздействия. Одно из важнейших средств в достижении цели - компактность композиционного построения, его органичность, эстетические аспекты художественного решения, что обеспечивало эффективность восприятия, взаимосвязь с элементами окружающей среды.
Необходимо отметить, что мозаичный феномен ХХ века особенно пришелся именно на время социалистического реализма, впервые получив возможность столь масштабной реализации.
Мозаики значимых общественных зданий и сооружений, метрополитена стали важным элементом публичного представления нового изобразительного подхода в развитии советского искусства, а социальная устремленность, открытость, масштабность творений - основными атрибутами в представлении основных идей государственной политики.
Щ
1 № ft)*!''! ;'l ¡Mfc рУзД^
!: i Ii f дёШ-Щ]
in Щ,¿'dll.1 mJ
Фото 4 Революция и Социалистическое
строительство. 1968 - 1969. Мозаичные панно В.Д. Герасимова на фасаде Дома профсоюзов. Самара (Revolution and Socialist construction. 1968 - 1969. Mosaic panels of V.D. Gerasimov on the facade of the House of Trade Unions. Samara)
1. Герасимов Вячеслав Дмитриевич. 40 лет творческой деятельности. Каталог. Самара, 2005. 52 с.
2. Герасимов Вячеслав Дмитриевич. Каталог выставки, посвященной 70-летию со дня рождения автора. Самара, 2007. 52 с.
3. Павлов П.А. Журавлев А.М., Морозов А.И., Ягодовская А.Т., Шмидт Т.М., Поспелов Г.Г. Очерки истории советского искусства. М., Советский художник, 1980. 264 с.
4. Памятники истории и культуры Куйбышевской области / ред. колл.: Попов Н.Н., Романов В.С., Храмков Л.В. Куйбышев, Книж. изд-во, 1984. 286 с.
5. Яргина З.Н., Косицкий Я.В., Владимиров В.В., Гутнов А.Э., Микулина Е.М., Сосновский В.А. Основы теории градостроительства. М., Стройиздат, 1986. 326 с.
6. Федоров, В.В., Коваль И.М. Мифосимволизм архитектуры. М., Либроком, 2009. 208 с.
7. Востриков В.Н. Пространство Самарской площади как феномен средового перфоманса в условиях меняющихся социокультурных эпох // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре Материалы 69-й Всероссийской научно-технической конференции по итогам НИР 2011 года. Самара, СГАСУ, 2012. С. 476 - 477.
8. Востриков В.Н. Эстетические основы градостроительной структуры площади Славы в городе Самаре // Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. Т. 19, №6. 2017. С.5 - 11.
9. Манин В.С. Искусство и власть. СПб., Аврора, 2008. 392 с.
10. Крючкова, В.А. Символизм в изобразительном искусстве: Франция и Бельгия, 1970-1900. М., Изобразит. искусство, 1994. 272 с.
11. Кабкова Е.П. Львова Е.П., Сарабьянов Д.В., Фомина Н.Н., Хан-Магомедова В.Д., Савенкова Л.Г., Аверьянова Г.И. Мировая художественная культура. ХХ век. Изобразительное искусство и дизайн. СПб., Питер, 2007. 464 с.
HE IS A SUCCESSOR OF ARTISTIC AND PLASTIC TRADITIONS OF THE SOVIET COUNTRY. "PUBLIC MOSAIC" V.D. GERASIMOV 1960S -1970S. SAMARA PAGES
© 2018 V.N. Vostrikov
Vladimir N. Vostrikov, head of educational projects. E-mail: vostrikovvn@yandex. ru International public organization Center of spiritual culture». Samara, Russia
The article deals with the work of the famous Samara artist V.D. Gerasimov in the late 1960's - early 1970's. Investigated the issues associated with creating mosaics are the "Revolution" and "Socialist construction" House of trade unions in Kuibyshev. The prevailing trends in the development of monumental art of the Soviet Union in this period and the main focus of the artist in the context of the development of the era are noted. The issues related to the peculiarities of interaction between works of monumental art and architectural object with the main priorities are considered. Means of achievement of compositional integrity, characteristic specific receptions of the created works in the given period of time according to the author's concept are revealed.
Key words: monumental, artistic language, artistic image, mosaic, aesthetic impact, diversity of composition, aesthetic expression, social art problem.
1. Gerasimov Vyacheslav Dmitrievich. 40 let tvorcheskoj deyatel"nosti (Gerasimov Vyacheslav Dmitrievich. 40 years of creative activity). Katalog. Samara, 2005. 52 s.
2. Gerasimov Vyacheslav Dmitrievich. Katalog vy"stavki, posvyashhennoj 70-letiyu so dnya rozhdeniya avtora (Gerasimov Vyacheslav Dmitrievich. Catalogue of the exhibition dedicated to the 70th anniversary of the author). Samara, 2007. 52 s.
3. Pavlov P.A. Zhuravlev A.M., Morozov A.I., Yagodovskaya A.T., Shmidt T.M., Pospelov G.G. Ocherki istorii sovetskogo iskusstva (Essays on the history of Soviet art). M., Sovetskij xudozhnik, 1980. 264 s.
4. Pamyatniki istorii i kul"tury" Kujby"shevskoj oblasti (Monuments of history and culture of Kuibyshev region) / red. koll.: Popov N.N., Romanov V.S., Xramkov L.V. Kujby"shev, Knizh. izd-vo, 1984. 286 s.
5. Yargina Z.N., Kosiczkij Ya.V., Vladimirov V.V., Gutnov A.E\, Mikulina E.M., Sosnovsky V.A. Osnovy" teorii gradostroiteFstva (Fundamentals of the theory of urban development). M., Strojizdat, 1986. 326 s.
6. Fedorov, V.V., Koval" I.M. Mifosimvolizm arxitektury" (Metasymbols architecture). M., Librokom, 2009. 208 s.
7. Vostrikov V.N. Prostranstvo Samarskoj ploshhadi kak fenomen sredovogo perfomansa v usloviyax menyayu-shhixsya sociokuFturny"x e"pox (The space of Samara square as a phenomenon of environmental performance in the changing socio-cultural epochs). Tradicii i innovacii v stroitefstve i arxitekture. Materialy" 69-j Vserossijskoj nauchno-texnicheskoj konferencii po itogam NIR 2011 goda. Samara, SGASU, 2012. S. 476 - 477.
8. Vostrikov V.N. E"steticheskie osnovy" gradostroiteFnoj struktury" ploshhadi Slavy" v gorode Samare (Aesthetic bases of urban planning structure of the Glory square in the city of Samara). Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra RAN. Sociafny^e, gumanitarny^e, mediko-biologicheskie nauki. T. 19, №6. 2017. S.5 - 11.
9. Manin V.S. Iskusstvo i vlast" (Art and power). SPb., Avrora, 2008. 392 s.
10. Kryuchkova, V.A. Simvolizm v izobrazitel"nom iskusstve: Franciya i Bel"giya, 1970-1900 (Symbolism in the visual arts: France and Belgium, 1970 - 1900). M., Izobrazit. iskusstvo, 1994. 272 s.
11. Kabkova E.P. L"vova E.P., Sarab"yanov D.V., Fomina N.N., Han-Magomedova V.D., Savenkova L.G., Aver"yanova G.I. Mirovaya hudozhestvennaya kul"tura. XX vek. Izobrazitel"noe iskusstvo i dizajn (World art culture. Of the twentieth century. Fine arts and design). SPb., Piter, 2007. 464 s.