Научная статья на тему 'Мозаика. История и современность. Мозаичные произведения в интерьерах ИрГТУ'

Мозаика. История и современность. Мозаичные произведения в интерьерах ИрГТУ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2676
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО / МОЗАИКА / MOSAIC / АРХИТЕКТУРА / ARCHITECTURE / СИНТЕЗ ИСКУССТВ / ART SYNTHESIS / MONUMENTAL AND DECORATIVE ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Аносова Светлана Сергеевна

Проанализированы мозаичные произведения различных исторических эпох и направлений, определены принципы их взаимосвязи с архитектурной средой. Отмечены особенности мозаичных произведений каждой исторической культуры. Приведены результаты исследований произведений монументально-декоративной живописи в интерьерах ИрГТУ. Выявлены принципы геометрического построения и размещения произведений монументальной живописи как средства гармонизации пространственной среды университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOSAIC. HISTORY AND MODERNITY. MOSAIC WORKS IN ISTU INTERIORS

Having analyzed the mosaic works of different historical epochs and cultural movements, the article identifies the principles of their relationship with the architectural environment and describes the features of mosaic works of every historical culture. It provides the results of studying the works of monumental and decorative painting in ISTU interiors, and distinguishes the principles of geometrical construction and arrangement of works of monumental painting as a means of harmonizing the spatial environment of the university.

Текст научной работы на тему «Мозаика. История и современность. Мозаичные произведения в интерьерах ИрГТУ»

УДК 72.04.03

МОЗАИКА. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. МОЗАИЧНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ИНТЕРЬЕРАХ ИрГТУ

© С.С. Аносова1

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Проанализированы мозаичные произведения различных исторических эпох и направлений, определены принципы их взаимосвязи с архитектурной средой. Отмечены особенности мозаичных произведений каждой исторической культуры. Приведены результаты исследований произведений монументально-декоративной живописи в интерьерах ИрГТУ. Выявлены принципы геометрического построения и размещения произведений монументальной живописи как средства гармонизации пространственной среды университета. Ил. 9. Библиогр. 4 назв.

Ключевые слова: монументально-декоративное искусство; мозаика; архитектура; синтез искусств.

MOSAIC. HISTORY AND MODERNITY. MOSAIC WORKS IN ISTU INTERIORS S.S. Anosova

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

Having analyzed the mosaic works of different historical epochs and cultural movements, the article identifies the principles of their relationship with the architectural environment and describes the features of mosaic works of every historical culture. It provides the results of studying the works of monumental and decorative painting in ISTU interiors, and distinguishes the principles of geometrical construction and arrangement of works of monumental painting as a means of harmonizing the spatial environment of the university. 9 figures. 4 sources.

Keywords: monumental and decorative art; mosaic; architecture; art synthesis.

Искусство мозаики существует несколько тысячелетий. Самые старинные образцы, дошедшие до наших дней, сделаны в Древней Месопотамии примерно в 3000 г. до н.э. Секрет привлекательности мозаики в отличие от других видов монументальной живописи заключается в ее долговечности и функциональности [4].

Территория распространения мозаики весьма ограничена: в нее входят Европа, Африка и страны Ближнего Востока - именно здесь это искусство достигло своего расцвета. В Древней Греции и Древнем Риме мозаика использовалась в основном для украшения тротуаров, но с развитием христианства широкое распространение получила и настенная мозаика, в которой в отличие от более функциональной тротуарной начала применяться смальта, что повлекло за собой изменения, возникшие как на техническом, так и на художественном уровне.

В целом материал для мозаик весьма разнообразен: это не только смальта, но и мрамор, природный камень, галька. Такое многообразие дает неограниченную свободу для воплощения художественной идеи. Мозаичное покрытие заполняет ровные плоскости архитектурного объекта, рельефы и объемные формы. По принципу заполнения плоскости мозаичным изображением и по геометрическому строению композиции в искусстве мозаики нет четких канонов. Выбор художественных средств диктуют условия ар-

хитектурного пространства.

Лучшие произведения монументального искусства тесно связаны с конкретным архитектурным пространством, с функциональным назначением сооружения. Такое композиционное единство достигается целым рядом приемов. Среди них - использование определенного ритма, пропорциональности и масштабности модуля в качестве объединяющих факторов. Роль цвета в мозаичном монументальном искусстве усилена. Широко оперируя цветом, монументальная живопись участвует в решении проблем архитектурной композиции: цвет зрительно приближает или удаляет объемы, уменьшает или увеличивает размеры, создает то или иное эмоциональное состояние архитектурных объектов. Мозаичные произведения выступают как средство индивидуализации стандартного архитектурного сооружения.

Проведя анализ образцов мозаичного искусства разных эпох и направлений, можно сделать вывод, что принципы геометрического построения, размещения произведений монументальной живописи определялись сложившимися представлениями о гармонизации пространства и формальной структурой архитектуры.

Размещение мозаик Месопотамии отличает частичный охват архитектуры: изображения на плоскости стены имели фризовую основу, также мозаика размещалась на колоннах и полу сооружения, в этом случае изображение было «ковровым», что подчерки-

1Аносова Светлана Сергеевна, доцент кафедры монументально-декоративной живописи, тел.: 89648203229, e-mail: anosova_svetlana998@mail.ru

Anosova Svetlana, Associate Professor of the Department of Monumental and Decorative Painting, tel.: 89648203229, e-mail: anosova_svetlana998@mail.ru

вало геометричность и конструктивность архитектуры.

В Древней Греции мозаикой украшались полы, причем изображение подчинялось модульности всего архитектурного объекта, а создание визуальной рамки изображения выявляло ясную стереометрию пространства, симметричный принцип композиционного равновесия, конструктивную ордерную систему сооружения.

В Древнем Риме мозаикой украшались не только полы, но и стены: из Древней Греции был заимствован принцип модульного построения изображения. В изображении подчеркивалась конструктивная тектоника сооружения, создавались дополнительные визуальные опоры в виде ложных пилястр, тем самым декоративное решение интерьера выделяло тектонические свойства сооружения. Декоративные формы приобретали значение конструктивных элементов, символически выражали основу конструкции.

Рассматривая образцы монументально-декоративного искусства Византии, важно отметить, что размещение изображения получило совершенно иной характер, нежели в эпоху античности: размещение мозаики носило характер сплошного заполнения всех плоскостей сооружения. Мозаикой украшались стены, свод, в некоторых случаях полы. Здесь выступала тенденция идеи создания ирреального пространства, усиливал этот эффект мозаичный набор золотого фона.

Та же идея создания ирреальности присутствовала и в организации пространства мусульманской архитектуры. Декорирование мозаикой всех плоскостей сооружения, подчиняясь строгой математической закономерности и ритмичности, позволяло создать впечатление особой масштабности сооружения.

Наиболее разнообразно по своему «звучанию» в архитектуре мозаичное искусство советского периода. Этот период в искусстве был «свободен» от каких-либо канонов построения монументально-декоративного изображения. Размещение мозаичного изображения и его строение зависело от конструктивных и функциональных особенностей архитектуры. Формальный принцип построения пространства предопределял и логику композиционных построений мозаичного изображения. Размещение мозаики в определенном пространстве имело решающее значение для создания индивидуальных качеств среды, условий ее эмоционального и эстетического восприятия.

Следует отметить, что на протяжении истории менялась тематика мозаичных произведений. Если в искусстве Месопотамии мозаичные изображения носили чисто декоративный орнаментальный характер, то в Древней Греции изображения приобрели предметность, конкретность, узнаваемость: это были изображения птиц, зверей, морских животных. Преобладал пластически-плоскостной принцип изображения. В Древнем Риме появились фигуративные композиции, которые приобрели сюжетный, повествовательный характер. Элементы изображения строились по принципу свето-тоновой моделировки формы, что делало изображение приближенным к реальности. В визан-

тийском искусстве изображения были декоративными символично-условными и тяготели к плоскостному принципу изображения. В мусульманском искусстве мозаики были очень декоративны и орнаментальны, им характерно полное отрицание предметности и фи-гуративности в изображении. Орнамент там строго подчинен математической геометрической закономерности здания. Подобные композиции позволяют сформировать более цельное ковровое заполнение объема сооружения и за счет ритмики и мелких по масштабу элементов изображения создать ощущение масштабности, значимости и грандиозности сооружения.

Исходя из анализа классических образцов мозаичных произведений, можно проследить эволюцию материалов, использовавшихся при создании мозаики. В Месопотамии применялся перламутр, природный камень, черно-бело-красный мрамор, а также обожженные раскрашенные гвозди. В Древней Греции были очень распространены мозаики из цветного мрамора и гальки, вкраплялись обработанные драгоценные камни, для очерчивания изображения использовались пластинки свинца. Для создания мозаики на полу поверхность тщательно полировалась. В Древнем Риме широкое распространение получила смальта - качественно новый материал. Применение этого материала расширило возможности художественного воплощения идеи. Мозаики стали отличаться богатой полихромией цвета. Богато и технологично использовался этот материал при создании мозаик в византийском искусстве. Модули мозаичного набора специально размещались под разными углами наклона для создания цветовой вибрации, к тому же введение золотого и серебренного цветов смальты обогащало цветовую палитру и создавало ореол таинственности и возвышенности. В мусульманском искусстве создавалась мозаика из керамических расписных модулей, позволяющих создать дополнительную игру орнаментальных элементов. Советское мозаичное искусство характеризовалось эклектичным применением разнообразных материалов. Широко использовался здесь опыт предыдущих поколений. Применялись смальта, галька, мрамор, керамическая плитка. В одном произведении стало возможным соединение двух материалов. В данных случаях выбор для мозаики обоснован цветовыми, фактурными, функциональными характеристиками архитектурной среды. Главной целью художников было достижение синтеза архитектуры и мозаичного искусства.

Устойчивая тенденция современных дизайнерских решений для учебных заведений - стандартная недорогая отделка унифицированными материалами, которая, несомненно, актуальна для многочисленных протяженных пространств, позволяет экономить временные и денежные затраты. Однако стандартный набор помещений в синтезе со стандартным набором отделочных приемов исключает уникальность эстетической ценности пространства, особенно при повседневном восприятии. Насколько бы не был выразителен отделочный материал, хороша его фактура, гар-

монично сочетание цветов, в условиях узкого протяженного коридора, «оживляющегося» лишь ритмом многочисленных оконных и дверных проемов, его применение решает только ограниченный круг проблем утилитарного типа. В такой ситуации важна активность эстетического подхода. Решение этой проблемы возможно через комплексный, системный поход к дизайну сложившейся архитектурной среды. Подобные проблемы можно решить с помощью произведений монументально-декоративной живописи. Особого внимания заслуживают мозаичные монументальные произведения в интерьерах Иркутского государственного технического университета (ИрГТУ) [2].

Пространство университета представляет собой сложную многофункциональную среду. Каждый тип его интерьерных пространств наделен собственными характеристиками и требует субъективных средств гармонизации. Поэтому при решении сложившейся среды университета, состоящей из комплекса разнообразных пространств, кафедрой монументально-декоративной живописи технического университета применялся принцип индивидуального подхода. Замысел создавался непосредственно для конкретных условий пространственной среды, так как решение становится убедительным только в архитектурной ситуации, для которой было создано.

Объединение архитектуры и монументальной живописи порождает объединение двух различных форм пространственности - реальной, созданной архитектурной средой, и изобразительной, созданной средствами живописи, ее ритмами, композиционным расположением элементов, колоритом. Архитектура выступает первичным компонентом синтеза искусств. Архитектурная среда предопределяет роль монументального искусства [1].

Важное место в аспекте гармонизации пространственной среды университета имеет формирование решений многочисленных коммуникационных пространств. Однообразие в восприятии подобных планировочных составляющих потребовало художественного обновления путем введения в среду активных декоративно насыщенных элементов, создания дизайнерских решений, которые в той или иной степени смогли бы дифференцировать восприятие окружения, направить движение, расставить в нем необходимые

акценты [2].

Ярким примером решения оформления пространства коммуникационного типа является проект ректорского коридора (монументально-декоративная композиция «Динамика направлений»; корп. «К», 3-й этаж ИрГТУ; автор И.С. Колочегова, руководитель старший преподаватель Д.В. Дорохин (рис. 1)). Зрителю раскрывается перспектива коридора, сопровождающаяся четким ритмом диагональных членений мозаичных вставок декоративной композиции. Динамика композиционного решения подчеркивает коммуникационную функцию пространства. В решении предусмотрено сочетание контрастных по фактуре материалов: шероховатой поверхности декоративной штукатурки и мозаичного набора «рисующих» линий с глянцевой поверхностью. Линейные элементы композиционно подчеркивают коммуникативную функцию помещения. Диагональная направленность декоративных элементов обусловлена особенностями архитектурного объекта: излишняя протяженность рабочей стены не позволяет вводить горизонтальные членения, а учитывая то, что зритель совершает движение вдоль рабочей плоскости, не стоит вводить абсолютно вертикальные членения, чтобы визуально не «утомлять». Следовательно, диагонально-направленные элементы произведения наиболее обоснованы в данном пространстве. Контрастные цвета (красный, черный, белый и серый) создают композиционное равновесие при обусловленной динамичности.

В качестве следующего примера дизайнерского решения интерьера коммуникационного типа рассмотрим проект коридора корпуса «И» (декоративная мозаика «Искусство»; корп. «И», 2-й этаж ИрГТУ; автор В.А. Киргизов, руководители: профессор В.Г. Смагин, старший преподаватель С.С. Аносова (рис. 2)). Композиционное решение основано на вертикально-диагональных изобразительных элементах, визуально сокращающих глубину пространства. Художественное решение придает интерьеру индивидуальность, уникальность в отличие от многочисленных протяженных пространств, характерных для университета. Мозаичный набор произведения строится на контрастных цвето-тоновых отношениях, что обусловлено слабой освещенностью интерьера (отсутствием естественного освещения).

Рис. 1. Монументально-декоративная композиция «Динамика направлений». Корпус «К», 3-й этаж ИрГТУ. Автор И.С. Колочегова, руководитель старший преподаватель Д.В. Дорохин

Рис. 2. Декоративная мозаика «Искусство». Корпус «И», 2-й этаж ИрГТУ. Автор В.А. Киргизов, руководители: профессор В.Г. Смагин, старший преподаватель С.С. Аносова

Присутствует также сочетание контрастных по фактуре материалов: шероховатой поверхности окрашенной стены и декоративного островного заполнения мозаичным набором с глянцевой поверхностью. Тематика произведения в стенах технического университета оправдана многопрофильной направленностью вуза.

Другой пример дизайнерского решения интерьера коммуникационного типа - проект в продолжение того же коридора корпуса «И» (мозаика «Эврика»; корп. «И», 2-й этаж ИрГТУ; автор: Г.Ю. Софронов, руководитель старший преподаватель С.С. Аносова (рис. 3)). Данное композиционное решение является контрастным по отношению к предыдущему по цвету и тематике. В мозаике «Искусство» преобладает теплая цветовая гамма - мозаичное произведение «Эврика» по-

строено на холодных цветовых сочетаниях с целью визуально сократить протяженность пространства, разбить его на две части. Контрастные тематические содержания произведений (произведения посвящены науке и искусству) обусловлены многопрофильностью университета.

Одним из примеров решения пространства зального типа является проект интерьера студенческого кафе (декоративная мозаика в кафе восточного факультета ИрГТУ; автор Е.Г. Илькова, руководитель Е.Р. Сидельникова (рис. 4)). Функциональное назначение пространства явилось определяющим фактором при выборе декоративного материала. Кафе - это место отдыха студентов, приема пищи. Следователь-

Рис. 3. Мозаика «Эврика». Корпус «И», 2-й этаж ИрГТУ. Автор Г.Ю. Софронов, руководитель старший преподаватель С.С. Аносова

ментально-декоративной живописи не ограничено решением только плоских поверхностей. Технологические возможности мозаичной техники успешно реализуются также при создании объемных элементов интерьера. Подобным примером является решение пространства галереи студклуба (декоративная композиция в галерее студенческого клуба ИрГТУ; автор К.В. Геймбух, руководитель ст. преп. О.Г. Романюк (рис. 5)). Изначально помещение обладало стандартным набором характеристик. Прямоугольное невыразительное помещение разнообразила мозаичная декоративная композиция пластически изогнутой формы. Контраст между геометрической планировкой пространства и изогнутой пластикой формы стал основой композиционного замысла. Объемность решения формы позволяет равноценно воспринимать композицию как с позиции входа, так и фронтально с центральной точки пространства.

Рис. 5. Декоративная композиция в галерее студенческого клуба ИрГТУ. Автор К.В. Геймбух, руководитель старший преподаватель О.Г. Романюк

но, решение должно деликатно сопровождать происходящие процессы, создавать необходимую атмосферу, то есть учитывать характер эмоционального восприятия среды. Доминирующим элементом по функциональному значению стала продольная стена. Введение природного элемента - натурального камня -значительно обогатило мозаичный набор, придало ощущение естественности, камерности, уюта и не нарушило определенной цветовой нейтральности окружения. Колористика кафе решена монохромно, в серой цветовой гамме. Мозаичное панно стало неотъемлемой частью среды. Живописная плоскость мозаики, полностью заполнившая стену, стала своеобразным камертоном восприятия интерьера. Абстрактное композиционное решение не противоречит функциональному назначению интерьера. Мозаичный набор на основе сближенных по тону и цвету модулей сочетает глянцевую и матовую поверхность.

Создание мозаичных композиций кафедрой мону-

Другой пример мозаичного набора на объеме, рельефе - проект интерьера в корпусе «Ж» (декоративная мозаика «Космос»; корп. «Ж» ИрГТУ; автор К.В. Корицкий, руководитель старший преподаватель С.С. Аносова (рис. 6)). Декоративная композиция выступает своеобразным порталом, приглашающим зрителя пройти в помещение, ориентирующим в пространстве. На плоскости стены присутствуют рельефные мозаичные элементы четкой формы. Рельефность оправдана стереометрией пространства (в нитерьере присутствует лестница). Рельеф значительно обогатил пластику среды, создал яркий позитивный образ восприятия пространства.

Планировочная структура пространства университета построена на системе пересечения корпусов. Специфика взаимосвязанных пространств потребовала комплексного подхода к решению среды, преобразующего систему однообразных переходов, имеющих только функциональную значимость, в пространство, наделенное качествами сложившего интерьера. В решениях учитывались многоплановость зрительских позиций, возникающих в процессе движения. Размещение декоративных элементов продумывалось таким образом, чтобы их восприятие не перебивало звучание друг друга, соблюдался принцип последовательности впечатлений, соответствующий направлениям развития сформировавшейся пространственной структуры. Таким образом, сложилась система декоративных элементов, сопровождающих движение зрителя, ориентирующая его в сложном пространстве

многочисленных переходов. Решения, созданные в динамичных пространствах лестничных пролетов в технике декоративной мозаики, отличает напряженная экспрессия композиций, сообщающих особый эмоциональный заряд пространству. Активность решения оправдана условиями краткосрочного восприятия таких работ зрителем, находящимся в процессе движения. Декоративные акценты ориентируют и подготавливают к переходу в следующее пространство [2].

Таким акцентом стала композиция на лестничном пролете корпуса «И» (декоративная мозаика «Контраст»; корп. «И» ИрГТУ; автор: И.А. Малкин, руководитель старший преподаватель Е.В. Сергейчук (рис. 7)). Выразительным декоративным элементом является решение плоскости стены, которое оформляет пространство лестничного пролета и ориентирует зрителя. Композиция выстроена на четкой геометрии линейных форм в ответ стереометрии пространства. Диагональные направляющие помогают зрителю продолжать движение.

Другим примером акцента на границе перехода из корпуса «Ж» в корпус «И» стала декоративная мозаика из керамической плитки (автор А. Найдин, руководители: профессор В.Г. Смагин, доцент С.С. Аносова (рис. 8)). Мозаика выполнена полностью из одного материала - керамической плитки. Выразительность мозаике придает то, что композиция построена на цвето-тоновом контрасте. Сложный узел композиционного решения обусловлен расположением произведения в месте пересечении двух корпусов.

Рис. 6. Декоративная мозаика «Космос». Корпус «Ж» ИрГТУ. Автор К.В. Корицкий, руководитель старший преподаватель С.С. Аносова

Рис. 7. Декоративная мозаика «Контраст». Корпус «И» ИрГТУ. Автор И.А. Малкин, руководитель старший преподаватель Е.В. Сергейчук

Рис. 8. Декоративная мозаика «Движение». Корпус «Ж», 2-й этаж ИрГТУ. Автор А.А. Найдин, руководитель старший преподаватель С.С. Аносова

Подобным акцентом выступает монументальное произведение в корпусе «И» (декоративная мозаика «Созвучие»; корп. «И», 1-й этаж ИрГТУ; автор Ю.В. Бардина, руководитель старший преподаватель С.С. Аносова (рис. 9)). Мозаичное произведение располагается на пересечении двух корпусов - «И» и «Ж». В данном случае в качестве рабочей плоскости решает-

ся не одна стена, а угол - пересечение двух перпендикулярных плоскостей. Для визуального завершения произведения были искусственно установлены две пилястры. Контрастное, динамическое композиционное решение обусловлено функциональным назначением пространства.

Рис. 9. Декоративная мозаика «Созвучие». Корпус «И», 1-й этаж ИрГТУ. Автор Ю.В. Бардина, руководитель старший преподаватель С.С. Аносова

Следует отметить, что мозаичные произведения в интерьерах ИрГТУ решают ряд проблем архитектурных пространств. Произведения, выполненные кафедрой монументально-декоративной живописи, решают задачи гармонизации пространственной среды университета, формирования и идентификации многочисленных коммуникационных пространств. Художественное обновление среды путем введения активных мозаичных элементов стирает однообразие в восприятии зрителем интерьеров и помогает дифференцировать восприятие окружения, направить движение, расставить в среде необходимые акценты. Ру-

ководством ИрГТУ отмечалось, что «современный образ университета сложился благодаря направлениям и специальностям, среди которых значительное место занимает деятельность кафедры монументально-декоративной живописи. Дипломные работы - мозаики, витражи, гобелены, выполненные на кафедре, органично вошли в интерьеры университета, став их неотъемлемой частью и постоянно действующей выставкой, которая решает важную проблему эстетического воспитания молодежи» [3].

Статья поступила 24.10.2014 г.

Библиографический список

1. Аносова С.С. Формирование среды города Иркутска как синтез архитектуры и монументального искусства // Вестник ИрГТУ. 2011. № 5 (52). С. 72-78.

2. Змановских Э.В. Дизайнерские решения в ИрГТУ // Дизайн. Материалы. Технология. 2009. Вып. 1 (8). С. 22-30.

3. Смагин В.Г. Кафедра монументально-декоративной живописи. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2014. 92 с.

4. Чик М. Мозаика / пер. с англ. М.: ИД «Ниола XXI век», 2004. 96 с.

УДК 711.1

ОЦЕНКА ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНЫХ И ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ В ПЛАНИРОВКЕ ГОРОДА БЕЛГОРОДА

© А.Г. Большаков1, Д.А. Лоншаков2, В.Ю. Бондарева3, Т.П. Щербакова4

1Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

2,3,4Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 308012, Россия, г. Белгород, ул. Костюкова, 46.

Исследование посвящено взаимосвязи социальных и пространственно-планировочных факторов в градостроительном развитии г. Белгорода. Рассмотрены ландшафтные условия в границах городской черты, характеризуемые пересеченностью рельефа, представленного холмами, оврагами, долинами малых рек. Историческое ядро современного города развивается с начала XVIII в. и в настоящее время сохранилось в пределах красных линий XIX в. Здесь сосредоточен главный историко-культурный потенциал города. Влияние региональных связей расселения и транспортной инфраструктуры на транспортный каркас города выразилось в доминировании меридиональной оси, образованной главными городскими улицами. Разделение территории города связано в основном с региональными и федеральными направлениями железнодорожного транспорта, а также очертаниями полого-вершинных холмов, разрезанных глубокими оврагами и долинами. Проведен анализ обеспеченности планировочных элементов городской структуры - микрорайонов - объектами социальной инфраструктуры и рекреационными территориями, а также связности микрорайонов с общественно-деловым историческим центром города. Рассчитан рейтинг социальной ценности территорий в связи с параметрами социально-пространственной структуры города. Даны рекомендации по реорганизации основных элементов планировочной структуры города с целью повышения ее социальной эффективности. Ил. 8. Табл. 4. Библиогр. 11 назв.

Ключевые слова: Белгород; пространственный каркас города; разбивка на планировочные районы и микрорайоны; динамика планировки и застройки города; распределение плотностей застройки относительно пространственного каркаса; социальная значимость застройки; рейтинги районов по социальной значимости; идея правильного распределения функционально-планировочных элементов города (принципы совершенствования социально-пространственной структуры города).

Большаков Андрей Геннадьевич, доктор архитектуры, профессор, зав. кафедрой архитектурного проектирования, тел.: 89149402708, e-mail: andreybolsh@yandex.ru

Bolshakov Andrei, Doctor of Architecture, Professor, Head of the Department of Architectural Design, tel.: 89149402708, e-mail: andreybolsh@yandex.ru

2Лоншаков Данил Александрович, ассистент кафедры архитектуры и градостроительства, тел.: (4722) 309983. Lonshakov Danil, Assistant Professor of the Department of Architecture and Urban Planning, tel.: (4722) 309983.

3Бондарева Виктория Юрьевна, ассистент кафедры дизайна архитектурной среды, тел.: (4722) 309983. Bondareva Victoria, Assistant Professor of the Department of Design of Architectural Environment, tel.: (4722) 309983.

"Щербакова Татьяна Петровна, старший преподаватель кафедры архитектуры и градостроительства, тел.: (4722) 309983. Shcherbakova Tatiana, Senior Lecturer of the Department of Architecture and Urban Planning, tel.: (4722) 309983.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.