Научная статья на тему 'Мотивы выбора профессии и склонность к педагогической деятельности у старшеклассников'

Мотивы выбора профессии и склонность к педагогической деятельности у старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
683
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СКЛОННОСТЬ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОТИВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ / СТАРШЕКЛАССНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дуева А. С.

В статье представлены результаты исследования мотивов выбора профессии у старшеклассников и склонности к педагогической деятельности, которая представляет собой совокупность таких параметров как: педагогический интерес, педагогический опыт и педагогические способности. Контрольной группой стали студенты 4 курса, обучающиеся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дуева А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивы выбора профессии и склонность к педагогической деятельности у старшеклассников»

интеллектуальными соображениями. Как видно из данных результатов, общими качествами, не зависящими от возраста, являются консерватизм и конкретность мышления. Во всем остальном молодежь и взрослые люди отличаются друг от друга. Однако и молодежь, и взрослые смотрят развлекательные передачи, чтобы отдохнуть и развлечься, но причины у них для этого различны. Молодежь беззаботна, взрослые хотят уйти от проблем.

Также мы можем сравнить зрителей государственных каналов. Молодые люди, смотрящие эти каналы, замкнутые, необщительные, критически настроенные, с низким интеллектом, эмоционально стабильные, спокойные, конформные, пассивные, но при этом смелые и склонные к риску, жесткие, самоуверенные, практичные, свободны от зависти, ориентированы на внешнюю реальность, с развитым самоконтролем. Взрослые люди являются конкретно мыслящими, склонными к медленному усвоению новых понятий, держатся, как правило, свободно, готовы иметь дело с незнакомыми обстоятельствами, легко переносят жизненные препятствия, однако часто невнимательны к деталям. Практичны, ориентированы на внешнюю реальность, следуют общественным нормам, стараются все делать «правильно». Прямолинейны, естественны и непосредственны.

Как видно из этих результатов, данные люди весьма схожи между собой, независимо от их возраста. По-видимому, к этой категории относятся те, кто уже сложился к окончанию школы и в дальнейшем их личностные качества меняются незначительно, в том числе, незначительно с возрастом меняются и их интересы.

Таким образом, между зрителями различных телевизионных каналов есть определенные личностные различия, которые и обусловливают выбор ими того или иного телевизионного канала или передачи. При этом существуют также и возрастные сходства и различия у потребителей телепродукции. Следовательно, направление исследования, основанное на изучении личностных качеств телезрителей с целью создания адресной телепродукции, является достаточно перспективным.

© Демидова И.Ф., 2016

УДК-159.99

А. С.Дуева

студентка 4 курса бакалавриата Академии психологии и педагогики Южный федеральный университет г. Ростов-на-Дону, Российская федерация

МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ И СКЛОННОСТЬ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Аннотация

В статье представлены результаты исследования мотивов выбора профессии у старшеклассников и склонности к педагогической деятельности, которая представляет собой совокупность таких параметров как: педагогический интерес, педагогический опыт и педагогические способности. Контрольной группой стали студенты 4 курса, обучающиеся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование».

Ключевые слова

Педагогическая деятельность, склонность к педагогической деятельности, мотив выбора профессии, старшеклассник

На протяжении десятилетий проблема мотивов выбора профессии в школьные годы неизменно привлекает к себе внимание исследователей и работодателей, в связи с их изменчивостью и вариативностью.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

С одной стороны эта проблематика включена в сферу интересов психологии профессионального самоопределения, а с другой стороны в сферу интересов психологии профориентации и тех мероприятий, которые с этим связаны и могут способствовать эффективности осуществления профориентационной работы в школе [2]. Особое внимание в настоящее время уделяют этой проблемы тьюторы образовательных учреждений [1].

Целью исследования стало изучение мотивов выбора профессии и склонностЬ к педагогической деятельности старшеклассников. В качестве объекта выступили учащиеся 11-классов МБОУ «Гимназия №46» г. Ростова-на-Дону, в количестве 40 человек. В качестве контрольной группы выступили студенты-бакалавры Академии психологии и педагогики Южного федерального университета в количестве 40 человек. В результате предварительного опроса старшеклассники ответили положительно на вопрос о выборе психолого-педагогической деятельности или рассматривают ее в качестве одного из вариантов профессиональной деятельности. В качестве методического инструментария исследования выступили методика «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова) и методика исследования склонностей к педагогической деятельности (Павлютенков Е.А.). В качестве методов математической статистики был выбран U-критерий Манна-Уитни и корреляционный анализ Спирмена.

По данным методики Р.В. Овчаровой «Мотивы выбора профессии» было выявлено, что существуют значимые различия между средними показателями «Внутренних индивидуально-значимых мотивов» и «Внешних положительных мотивов». У студентов в отличие от школьников преобладают внутренние индивидуально и социально значимые мотивы. У школьников направленность на престиж и материальную составляющую. Однако, и школьники и студенты не готовы работать в ситуации наказания, критики и других санкций негативного характера.

По данным методики Павлютенкова Е.А. выявлено, что существуют значимые различия между средними показателями параметров склонности к педагогической деятельности. Уровень, как педагогического интереса, так и педагогического опыта, и педагогических способностей, достоверно ниже у старшеклассников, в сравнении со студентами.

Корреляционный анализ Спирмена показал наличие положительных корреляционных связей между мотивами выбора профессии и склонностью к педагогической деятельности у школьников. В группе школьников внутренние индивидуально-значимые мотивы значимо положительно коррелируют только с педагогическим интересом (r=0,483, р<0,01). Можно предположить, что чем более выражен педагогический интерес, тем выше внутренняя мотивация. Внутренние социально-значимые мотивы прямо пропорционально взаимосвязаны, как с педагогическим интересом (r=0,320, р<0,01), так и с опытом педагогической деятельности (r=0,300, р<0,01), т.е. возрастающий интерес школьника к педагогической деятельности и накапливаемый педагогический опыт связаны с ростом социально-значимых мотивов выбора профессии. Внешние положительные мотивы, также имеют прямую взаимосвязь с педагогическими способностями (r=0,182, р<0,01). Чем более выражены педагогические способности школьника, тем более выражены внешние мотивы, связанные с одобрением, похвалой. Связей между внешними отрицательными мотивами и параметрами склонности к педагогической деятельности в группе старшеклассников не выявлено.

В группе студентов корреляционный анализ также показал наличие тесных положительных связей между мотивами выбора профессии и склонностью к педагогической деятельности. Внутренние индивидуально-значимые мотивы студентов положительно взаимосвязаны со всеми параметрами склонности к педагогической деятельности: педагогический интерес, педагогический опыт и педагогические способности. Внутренние социально-значимые мотивы, а также внешняя положительная мотивация студентов, прямо пропорционально коррелируют и с интересом к педагогической деятельности и с опытом, то есть, чем выше интерес и опыт студентов, тем более выражены, как социальные мотивы выбора профессии, так и внешняя (положительная) мотивация.

Список использованной литературы: 1. Азарова Е.А. Азарова Е.А. К вопросу о тьюторской практике в современном образовательном пространстве/ Е.А. Азарова//В сборнике: Преподаватель высшей школы в XXI веке. Труды 8 международной научно-практической интернет-конференции. - 2010. - с. 230-234.

2.Батаршев А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи: учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. Заведений /А.В. Батаршев. М.: Издательский центр «Академия», 2009.

© Дуева А.С., 2016

УДК 37.015.3

И.А. Егорова, к.с.н., доцент Таганрогский институт управления и экономики г. Таганрог, Российская Федерация

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Аннотация

Статья посвящена актуальным вопросам развития коммуникативных, организаторских и регулирующих деятельность компетенций студентов вузов. Обсуждаются противоречия, обусловившие актуальность данной проблемы. Намечены возможные пути и технологии развития общекультурных компетенций.

Ключевые слова

Общекультурные компетенции, источники формирования и средства развития

общекультурных компетенций.

Современное состояние сферы образования в России и происходящие в ней бурные и разнонаправленные трансформации являются источником многих дискуссионных вопросов и отправной точкой для решения различных важных проблем.

Одной из таких проблем является развитие в ходе образовательного процесса важнейших общекультурных компетенций. Необходимость такого развития обусловлена возрастающими требованиями к личности специалиста, его психологической, социальной и информационной компетентности.

Работодатели и ведущие аналитики рынка труда все чаще отмечают, что у современных выпускников вузов наблюдается недостаточное развитие коммуникативных, волевых и исполнительных качеств, часто снижена мотивация профессиональной деятельности, страдают навыки поиска, анализа и систематизации информации.

Особую озабоченность вызывают умения принимать решения и брать личную ответственность за их исполнение, прогнозировать, проектировать и планировать свою деятельность, продумывать различные варианты развития событий и собственных действий, выстраивать партнерские взаимоотношения, вступать в переговоры и диалог, работать в команде на общий коллективный результат.

Все эти компетенции являются общекультурными и не зависят о конкретной специальности, поскольку необходимы специалисту любой профессии. Однако с формированием и развитием таких компетенций связан ряд противоречий.

Во-первых, несмотря на то, что все участники образовательного процесса признают их важность и особую актуальность в настоящее время, еще нет понимания того, что необходимы специальные усилия по их целенаправленному формированию и развитию.

Во-вторых, многие студенты и преподаватели считают эти компетенции второстепенными по отношению к профессиональным знаниям и умениям, и в то же время признают, что без них невозможно овладеть профессиональными компетенциями, поскольку они связаны с познанием, общением, взаимодействием между людьми и регуляцией любой деятельности, в том числе учебной и профессиональной.

В-третьих, часто усилия, направленные на формирование общекультурных компетенций, оказываются неэффективными, поскольку носят фрагментарный, или бессистемный, или даже разнонаправленный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.