ВЛИЯНИЕ ИНТЕГРАЦИИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ УЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
THE INFLUENCE OF INTEGRATION OF COMPULSORY AND ADDITIONAL EDUCATION ON THE MOTIVES OF THE CHOICE OF PROFESSION BY SENIOR STUDENTS
A.K. Белоусова A.K. Belousova
Интеграция, мотивы, мотивация, профессиональное самоопределение, профессиональное ориентирование, дополнительное образование. В статье показана возможность формирования внутренних индивидуально и социально значимых мотивов выбора профессии в процессе интеграции основного и дополнительного образования. Рассмотрены условия формирования у школьников внутренних мотивов выбора профессии. Определено влияние процесса интеграции основного и дополнительного образования на мотивы выбора профессии учащимися старших классов.
Integration, motives, motivation, professional self-determination, vocational guidance, additional education.
The article shows the possibility to form internal individually and socially important motives of the choice of profession in the process of integration of compulsory and additional education. It also considers the conditions of formation of senior students' internal motives of the choice of profession. Besides, it determines the influence of the process of integration of compulsory and additional education on the motives of the choice of profession by senior students.
Демократические перемены в современной России обусловили трансформацию рынка труда, повлекшую за собой резкую переориентацию с одних ведущих областей профессиональной деятельности на другие. Радикальная смена профессиональных приоритетов приводит к дезориентации личности в пространстве рынка труда. В особенно трудном положении оказываются выпускники школ, которым предстоит выбрать путь продолжения своего образования и, соответственно, будущую профессию.
Сложившаяся ситуация требует от личности выработки амбивалентных свойств характера: с одной стороны, необходимо быстро адаптироваться к новой обстановке, проявлять социальную устойчивость, с другой же - важны «стержневые» качества, которые являются основой для формирования готовности к осознанному выбору профессии [Микаэлян, 2014, с. 3].
Согласно современной концепции, провозгласившей «образование через всю жизнь», проблема профессионального самоопределения личности не теряет значимости для человека в любом возрасте, хотя становится крайне актуальной именно в подростковый период, когда осуществляется становление личности, закладываются основы отношений к различным видам труда и определяется избирательность к различным группам профессий. В данный период необходимо оказать помощь молодым людям не только в выборе профессии, которая будет отвечать склонностям, физическим и интеллектуальным возможностям личности, но и осознании себя в профессии, востребованной рынком труда [Ренёва, 2012, с. 126].
Прежде всего, эти проблемы ассоциируются с тем, что именно данный возрастной период является решающим в будущем профессиональ-
ном самоопределении учащихся старшей школы и, как следствие, успехом их дальнейшей социализации,
В последние годы эти проблемы разрабатываются в трудах Н.С. Пряжникова, Е.А. Климова, Д.И. Фельдштейна, Л.А. Йовайша, Е.И, Голо-ваха, С.Н. Чистяковой, В.Д. Симоненко, Н.В. Ма-тяш, О.П. Очкина.
Актуальность данной проблемы заключается и в том, что при выборе профессии зачастую не учитывается весь комплекс психологических феноменов, который определяет успешность обучения и научения, формирование устойчивой профессиональной направленности каждой отдельной личности учащегося.
Наиболее важными характеристиками старшего подросткового и юношеского возраста являются устремленность в будущее, личностное самоопределение, развитый уровень самосознания. Эти характеристики и определяют специфику мотивационно-потребностной сферы старшеклассника, направленность его интересов, особенности саморегуляции. Главными же структурными составляющими профессионального самоопределения старшеклассников являются мотивация, способности, самосознание, свойства темперамента и межличностные отношения [Борисова, 1995].
Введение ФГОС школьного образования рассматривается как установка на успешность профессионального самоопределения выпускника. Главный принцип ФГОС общего образования - принцип вариативности образования, предполагающий создание «личных пространств» на основе выбора или, как утверждают М.Н. Абрамова, И.В. Вербицкая, Т.С. Чикова, личного профессионального плана. Инновации стандартов могут быть обеспечены только в процессе интеграции общего, дополнительного и профессионального образования, соединения обязательного (стандарта) и желательного (социального заказа).
Интеграция основного и дополнительного образования становится важным условием перехода на новый образовательный стандарт. По большому счету, основное и дополнитель-
ное образование изначально не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. В науке дополнительное образование рассматривается как ценностная составляющая образования современного человека и как зона его ближайшего развития. С принятием ФГОС роль дополнительного образования обучающихся существенно возрастает [Горюнова, Дорохманова, 2015, с. 21,
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем теоретически обоснована и экспериментально проверена эффективность влияния процесса интеграции основного и дополнительного образования на формирование внутренних индивидуально и социально значимых мотивов выбора профессии учащимися старших классов.
Следует полагать, что модернизационные процессы, происходящие в современном отечественном образовании, требуют новых подходов к созданию целостной системы профессионального самоопределения обучающихся, основанной на организации пространства, способствующего выявлению, развитию и использованию способностей личности, ее активности, раскрытию ее жизненной ориентации и мотивационной сферы [Там же].
По мнению B.C. Мерлина, потребность в самоопределении в первую очередь зависит оттого, какой «мотивационный комплекс» является ведущим в личности. В период ранней юности важнейшие отношения (к труду, людям, себе и другим) уже в значительной мере сформированы. В структуре личности, как отмечает автор, различные свойства объединяются в симптомокомплексы, которые могут быть различны по своему ведущему значению. Поэтому содержание процесса самоопределения тоже различно. В одних случаях доминируют идейные мотивы (максимальная польза обществу), в других - стремление к самоутверждению, максимальной реализации своих возможностей; к материальному благополучию, сохранению привычного образа жизни, удобств и т.д. [Боргояков, 2001, с. 75].
<
са
Щ
УЗ
I ч
С
03
С
b
к
щ
ш m н
о
Рн
<
CJ ^
О о
с Q
£
ы н К о
Рч
и
0
1
к
i и
«
и и
V S
ь
U
<с
Pi
и
в
S X
н
и
w
PQ
Понятием «мотивация» в психолого-педаго-гической науке обозначается процесс, в результате которого определенная деятельность приобретает для индивида известный личностный смысл, создает устойчивость его интереса к ней и превращает внешне заданные цели его деятельности во внутренние потребности личности [Халимова, Голован, 2014, с. 142].
Потребности и мотивы являются основой активности индивида, делают его поведение целенаправленным и устойчивым. Понятие «мотивация» включает всю совокупность различных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, стремлений, целей, влечений, мотива-ционных установок, идеалов и т.п., что, в наиболее широком смысле, подразумевает детерминацию (причины) поведения вообще.
Как ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и деятельности мотивация представляет исключительный интерес для педагога и родителей. По существу, нельзя наладить какое бы то ни было эффективное педагогическое взаимодействие с ребенком, подростком или молодым человеком без учета особенностей его мотивации [Бордовская, Реан, 2014, с. 231].
В рамках данной статьи представляется наиболее значимым в обобщенном виде определить пути формирования у учащихся школ внутренних индивидуально и социально значимых мотивов в процессе интеграции основного и дополнительного образования.
Для реализации данной цели на базе муниципального бюджетного учреждения «Центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи» в отделе профессионального самоопределения школьников в контексте интеграции основного и дополнительного образования с учащимися школ города Абакана на протяжении пяти лет реализуются программы дополнительного образования профориента-ционной, общеинтеллектуальной направленности «ПроАгид» (2011-2016) и программа внеурочной деятельности «Калейдоскоп профессий» (2011-2014). Отдел ПСШ, занимающийся организацией процесса профессионального само-
определения школьников в Абакане, обладает весомым потенциалом формирования у школьников индивидуально и социально значимых мотивов выбора профессии в процессе взаимодействия со среднеобразовательными школами города в контексте интеграции основного общего и дополнительного образования. Данное взаимодействие может стать одним из ведущих направлений формирования образовательного пространства с необходимыми условиями для самореализации и самоопределения учащихся.
Для проведения психологического тестирования в рамках исследования было привлечено четыре девятых класса школ города Абакана, два экспериментальных класса, учащиеся которых осваивают профориентационные программы на протяжении пяти лет (МБОУ «СОШ № 24», 9а и 9в), два контрольных класса, не включенные в процесс интеграции основного и дополнительного образования (МБОУ «СОШ № 7», 9а, МБОУ «СОШ №30», 9а).
Для исследования были выбраны следующие методики. «Методика изучения мотивации профессиональной деятельности» К. Зам-фир, позволяющая определить мотивационный комплекс личности, представляющий собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: внутренней, внешней положительной и внешней отрицательной. Внутренняя мотивация возникает, как полагает автор, из потребностей самого человека, поэтому на ее основе он трудится с удовольствием, без какого-либо внешнего давления. Внешняя мотивация содержит те мотивы, которые находятся за пределами самого работника и труда как такового: заработок, боязнь осуждения, стремление к престижу и т.д.
Методика «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой позволяет определить ведущий тип мотивации при выборе профессии и выявить преобладающий вид мотивации (внутренние индивидуально значимые мотивы, внутренние социально значимые мотивы, внешние положительные мотивы и внешние отрицательные мотивы). При выборе профессии человек может руководствоваться следующими мотивами: общественной значимостью профессии, прести-
жем, заработком, возможностью продвижения по службе и т.д. Методика позволяет определить, почему выбирается та или иная профессия, и предвидеть, насколько успешно оптант будет ею овладевать, насколько серьезно, увлеченно будет работать, насколько устойчивым будет интерес к избранной деятельности. Все мотивы можно разделить на внутренние и внешние.
Для формирования внутренних индивидуально и социально значимых мотивов выбора профессии у учащихся экспериментальных классов в процессе реализации программы дополнительного образования «ilpoffrnfl» весь дидактический процесс направлен: на развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентаций, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала; погружение в мир различных профессий с целью активизации их мыслительной деятельности, использование в работе таких методов работы, как: объяснительно-иллюстративные (рассказ, беседа, публичная лекция, профессорский час), имитационно-ролевые (интеллектуальные игры, игры-квесты, деловые игры), мастер-классы (компьютерные, декоративно-прикладные, технические), коммуникативные (презентации, виртуальные экскурсии, аудиовизуальные экскурсии), профессиональные мини-пробы; обеспечение образовательного пространства, которое в будущем поможет учащимся основной школы в соответствии с собственными замыслами проектировать индивидуальные образовательные траектории, а затем реализовывать их; формирование позиции учащегося как субъекта собственной деятельности.
На основании полученных результатов (по методике К. Замфир) определяется мотива-ционный комплекс личности, представляющий тип соотношения между собой трех видов мотивации: внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной мотивации (ВПМ) и внешней отрицательной мотивации (ВОМ). К наилучшим, оптимальным мотивационным комплексам следует относить следующие два типа сочетания: «ВМ>ВПМ>ВОМ» и «ВМ>ВПМ=ВОМ».
Наихудшим мотивационным комплексом является тип «ВМ<ВПМ<ВОМ». Анализ результатов показал, что в экспериментальных классах по сравнению с контрольными классами количество учащихся с мотивационным комплексом «ВМ>ВПМ>ВОМ» больше на 2,7 %, с мотивационным комплексом «ВМ>ВПМ=ВОМ» больше на 8,8%, с комплексом «ВМ<ВПМ>ВОМ» меньше на 11,5 %, с комплексом, где «ВМ<ВПМ<ВОМ», меньше на 3 % (рис. 1).
I Экспериментальные классы Я Контрольные классы
39 36,3 W
127,2 |
20,3
■ I шк
ВМ-ВПМ ВОМ ИМ НИМ ВОМ ВМ<ВПМ ВОМ ВМ<ВПМ ВОМ
Рис. 1. Диаграмма оценки преобладания типов мотивационных комплексов по методике К. Замфир
Анализ результатов влияния интеграции на мотивы выбора профессии у учащихся старших классов (по методике Р.В. Овчаровой) показал, что в экспериментальных классах «внутренние индивидуально значимые мотивы» выше на 4 %, «внутренние социально значимые мотивы» выше на 5 %, «внешние положительные мотивы» выше на 1 %, «внешние отрицательные мотивы» ниже на 3 % (рис. 2).
I Экспериментальные классы Я Контрольные классы
70 66 74 69
00 61 60 -, I II И И
ВИЗМ ВСЗМ ВПМ ВОМ
Рис. 2. Диаграмма оценки ведущего типа мотивации по методике Р.В. Овчаровой
В ходе исследования было определено, что условиями формирования у школьников внутренних индивидуально и социально значимых
< 03
щ
УЗ
I %
С
03
В
и 5
о
Рч
и
03
н
о
Рч
<
CJ ^
п ^
Рч И
« в *
S X
Н
U
W PQ
мотивов выбора профессии являются: вовлечение их во внеурочную деятельность, включающую поэтапную комплексную профориента-ционную работу с целью формирования устойчивых профессиональных интересов; оказание поэтапной психолого-педагогической и информационной поддержки учащихся в осознании и формировании личностных профессиональных интересов, склонностей, способностей; расширение и углубление представлений о различных современных профессиях и сферах профессиональной деятельности; способствование осознанию подростками собственных жизненных целей и ценностей.
Повышению внутренней мотивации у учащихся экспериментальных классов способствовали также принципы активизации и развития профессионального самоопределения школьников, используемые в процессе реализации программ дополнительного образования в контексте интеграции, такие как: принцип системности, предполагающий связь профориентацион-ной работы с жизнью, трудом, практикой, предусматривающий оказание помощи школьнику в выборе его будущей профессии в органичном единстве с потребностями социума в квалифицированных кадрах; принцип взаимосвязи школы, семьи, высших и средних учебных заведений, предприятий и организаций города в профориентации учащихся.
Исследование показало, что многие старшеклассники из контрольных классов не задумываются над задачами профессионального выбора, не могут осознанно сформулировать для себя будущие цели, связанные с профессиональной самореализацией, с учетом индивидуально-личностного потенциала, что влечет формирование у них внешних отрицательных мотивов выбора будущей профессии.
Полученные результаты дали основание считать, что дополнительное образование детей является необходимым компонентом общего образования, образует с ним взаимодополняющее единство, основой для возникновения которого является конкретный ребенок. Реализация интеграции основного и дополнительного обра-
зования влияет на формирование у школьников внутренних мотивов, а также в большей степени положительных внешних мотиваций при выборе профессии и в меньшей - внешних отрицательных. Интеграция также отражается на формировании готовности обучающихся к осознанному профессиональному самоопределению и выбору своей будущей профессии, развитии и других индивидуальных, социальных и коммуникативных качеств, способствующих осознанному выбору будущей профессии.
Библиографический список
1. Боргояков С.А. Теория и практика формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению в условиях развития образования - 1970-90-е гг. (на примере Республики Хакасия). М., 2001. 200 с.
2. Бордовская Н.В., Реан A.A. Педагогика: учебник для вузов. СПб., 2000.
3. Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение (личностный аспект): дис. ... д-ра психол. наук. М., 1995. 411 с.
4. Горюнова Л.В., Дорохманова М.А. Тьютор-ское сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях интеграции основного и дополнительного образования // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2015. № 12 (декабрь). С. 106-110. URL: http://e-koncept.ru/2015/15428.htm
5. Микаэлян Д.А. Психологическое сопровождение формирования готовности старшеклассников к осознанному выбору будущей профессии: дис. ... канд. д-ра психол. наук: 19.00.07 / Ставр. гос. пед. ин-т. Ставрополь, 2014.
6. Ренёва Г.Ф. Профессиональное самоопределение личности на различных этапах профессионализации // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. № 3.
7. Халимова Н.М., Голован О.Л. Пути формирования мотивации студентов техникума к успешному освоению будущей профессии // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 4. С. 140-143.