94
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лоба чевского. Серия: Социал ьные науки, 2019, № 1 (53), с. 94-101
УДК 316
МОТИВАЦИЯ ВЫБОРА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ И ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ
© 2019 г. Я.В. Ушакова, Е.В. Морзавченкова
Ушакова Яна Владимировна, к.соц.н.; заведующая учебно-исследовательской лабораторией социологических исследований кафедры отраслевой и прикладной социологии Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
Морзавченкова Евгения Васильевна, магистрант 2-го года обучения направления подготовки «Социология управления» Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
Статья поступила в редакцию 16.11.2018 Статья принята к публикации 15.01.2019
С целью выявления уровня заинтересованности студентов в учебе и степени удовлетворенности выбранным направлением подготовки весной 2018 г. был проведен опрос студентов первого курса («=110) факультета социальных наук ННГУ очной формы, обучающихся по направлениям «Социальная работа», «Социология», «Управление персоналом», «Психология», «Психология служебной деятельности». Рассмотрены факторы, характеризующие отношение студентов к высшему образованию и получаемой специальности: мотивы получения высшего образования, мотивы выбора направления подготовки, степень удовлетворенности выбранной специальностью, отношение к учебному процессу, планы студентов в отношении профессиональной деятельности. Дается сравнительный анализ оценок этих параметров студентами.
Ключевые слова: мотивы получения высшего образования, выбор направления подготовки, учебный процесс, успеваемость, профессиональные стратегии студентов.
Введение
Будущее человека зависит от многих факторов. Одними из определяющих являются получение образования и выбор будущей профессии. Образование и профессиональная квалификация - важные составляющие человеческого капитала и необходимые ресурсы для самореализации. Основные причины получения высшего образования в России - желание обладать знаниями, необходимыми для дальнейшей жизни, стать квалифицированным специалистом и просто получить «корочку» как некий пропуск в мир достойных карьерных перспектив и заработков, где далеко не все смогут легко и быстро найти работу по специальности [1, с. 91].
Однако исследования показывают, что для большинства абитуриентов выбор вуза и направления подготовки носит необдуманный характер и студенты относятся к образованию как к процессу получения диплома. Отсюда отсутствие мотивации хорошо учиться, стремиться к знаниям, участвовать в научно-исследовательской деятельности [2, с. 600].
Нижегородский рынок образовательных услуг представлен университетами с широким набором направлений подготовки и специальностей, научно-исследовательской деятельности, базой учебных и производственных прак-
тик, возможностью самореализации студентов в общественной работе, творчестве, спорте. Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского является ведущим университетом России, в состав которого входят 18 факультетов и институтов, предлагающих современное качественное образование, отвечающее потребностям рынка труда. В их числе факультет социальных наук, который ведет обучение по пяти направлениям и является ведущим центром региона в подготовке специалистов в области социологии, социальной работы и психологии.
Методика исследования
Для выявления уровня заинтересованности студентов в учебе и степени удовлетворенности выбранным направлением подготовки весной 2018 г. был проведен опрос студентов первого курса факультета социальных наук ННГУ очной формы, обучающихся по направлениям «Социальная работа», «Социология», «Управление персоналом», «Психология», «Психология служебной деятельности». Отметим, что опрос проводился после первой сессии, когда студенты уже проучились в университете один семестр и могли более-менее адекватно отвечать на предложенные в анкете вопросы.
Таблица 1
Мотивы получения высшего образования студентами (согласие с тезисами), чел._
Основные мотивы «Социальная работа» «Социология» «Управление персоналом» «Психология» «Психология служебной деятельности»
Высшее образование поможет сделать карьеру 21 18 10 8 27
Желание быть образованным человеком 19 21 12 11 36
Желание иметь диплом о высшем образовании 17 18 13 9 38
С высшим образованием можно найти подходящее место работы 17 6 7 6 22
Желание пожить студенческой жизнью 13 16 6 9 29
Без высшего образования сложно найти работу 11 8 3 3 20
У людей с высшим образованием интересная жизнь, интересное окружение 11 6 7 3 15
Людей с высшим образованием больше уважают в обществе, чем тех, кто его не имеет 10 8 5 5 17
В семье все имеют высшее образование 10 6 7 9 13
На получении высшего образования настаивали родители 4 12 4 4 8
Выборка сплошная, опрошено 110 человек («Социальная работа» - 23, «Социология» - 22, «Управление персоналом» - 13, «Психология» -12, «Психология служебной деятельности» -40). По результатам приемной кампании 2017 г. на первый курс очной формы обучения было зачислено на факультет социальных наук по направлениям подготовки (бюджет/внебюджет): «Социальная работа» - 20/4, «Социология» -23/9, «Управление персоналом» - 10/6, «Психология» - 10/6, «Психология служебной деятельности» - 18/24. Таким образом, в опросе приняли участие 85% первокурсников. В ходе социологического исследования были рассмотрены факторы, характеризующие отношение студентов к высшему образованию и получаемой специальности: мотивы получения высшего образования, мотивы выбора направления подготовки, степень удовлетворенности выбранной специальностью, отношение к учебному процессу, планы студентов в отношении профессиональной деятельности.
Результаты исследования
Мотивы получения высшего образования. Как отмечают социологи, в целом студенты поступают в университет, чтобы стать образованной личностью, что перекликается с общей тен-
денцией ценности и престижа получения высшего образования молодежью [3, с. 63].
Студенты, обучающиеся по направлению «Социальная работа», среди основных мотивов получения высшего образования (табл. 1) называют возможность сделать карьеру (отметили 21 человек), желание быть образованным человеком (19), желание иметь диплом о высшем образовании и возможность найти подходящее место работы (17). На решение этих студентов о получении высшего образования менее всего оказывали влияние родители (4).
Основными мотивами получения высшего образования студентами направления «Социология» стали стремление быть образованным человеком (отметили 21 человек), желание сделать карьеру и иметь диплом о высшем образовании (по 18). Привлекательным моментом для этих студентов является и сама студенческая жизнь (16). Более чем на половину студентов этого направления подготовки оказали влияние родители, на других направлениях это влияние не столь значимо.
Основной мотив получения высшего образования студентами направления «Управление персоналом» - сам факт наличия диплома о высшем образовании (100%). Вторыми по значимости мотивами оказались желание быть образованным (12) и карьера (10).
Таблица 2
Мотивы выбора направления подготовки (согласие с тезисами), чел.
Основные мотивы «Социальная работа» «Социология» «Управление персона- «Пси-холо-гия» «Психология служебной деятельно-
лом» сти»
Здесь будет интересно учиться 17 17 10 10 30
Получение престижной специальности 14 8 11 7 33
ФСН ННГУ предоставляет возможность 12 6 5 3 8
обучения и стажировок за границей
Полученное здесь образование даст широкие возможности выбора места работы 11 11 5 3 29
На ФСН ННГУ приемлемая плата за обучение 10 3 4 2 11
Диплом ФСН ННГУ ценится 10 1 6 2 19
на рынке труда
Здесь будет легче учиться, чем в других вузах или на других факультетах 9 4 4 2 8
Диплом об окончании ФСН ННГУ
будет иметь вес именно там, 9 3 4 3 18
где вы хотели бы работать
Получение специальности, которая 9 1 6 4 21
пользуется спросом
Здесь можно получить нравящуюся 8 7 7 10 30
специальность
Здесь много возможностей совмещать учебу с работой 8 3 8 7 6
Сюда поступают ваши друзья 5 1 4 2 8
Вам было все равно, куда поступать,
для вас главное - получить высшее образование 4 2 3 3 6
Студенты, обучающиеся по направлению «Психология», в качестве основных мотивов получения высшего образования называют желания быть образованным человеком (11) и пожить студенческой жизнью (9). Характерной особенностью этой группы является высокий уровень образования родителей студентов (75%).
Студенты направления «Психология служебной деятельности» основными мотивами получения высшего образования называют желания иметь диплом о высшем образовании (38) и быть образованным человеком (36). Так же как и студенты-социологи, третьим по значимости мотивом они называют желание пожить студенческой жизнью. В этой группе, как и в группе направления «Социальная работа», влияние родителей на получение высшего образование невелико. Возможно, это связано с не вполне осязаемыми перспективами трудоустройства с дипломами бакалавров указанных направлений подготовки.
Таким образом, факт наличия диплома о высшем образовании важен для студентов направлений «Управление персоналом» и «Психология служебной деятельности». Студенты направлений «Социология» и «Психология» хотят стать образованными людьми, а обучающиеся на направлении «Социальная работа»
уверены в том, что наличие высшего образования поможет сделать карьеру.
Следует отметить, что студенты всех направлений подготовки решили получить высшее образование совсем не потому, что статус таких людей в обществе выше. Менее половины студентов уверены, что людей с высшим образованием больше уважают в обществе, чем тех, у кого его нет.
Мотивы выбора направления подготовки. Как показали результаты социологического исследования, проведенного весной 2017 г., многие студенты, будучи абитуриентами, успели ознакомиться с различными аспектами будущей профессиональной деятельности [4, с. 614]. Тем не менее в рейтинге мотивов выбора специальности одно из первых мест всегда занимает количество набранных баллов по ЕГЭ или набор тех дисциплин, по которым абитуриент успешно сдал Единый государственный экзамен. На выбор направления подготовки влияет не только личный интерес к будущей профессии и науке, но и возможность пройти по конкурсу на бюджетное место, имея необходимое количество баллов по ЕГЭ.
Выбор студентами направления «Социальная работа» (табл. 2) определяется интересом к
Рис. 1. Удовлетворенность выбранным направлением подготовки, чел.
обучению (отметили 17 человек) и престижностью получаемой специальности (14). Ожидания от получаемого образования прагматичны. Несколько раз в год на днях открытых дверей будущим студентам рассказывают о возможностях обучения и стажировок за границей. Эти возможности привлекают половину студентов-первокурсников. Действительно, студенты старших курсов и магистранты проходят стажировку в университете Дуйсбург-Эссен (Германия) и работают в сфере социального обслуживания. Включенность студентов не только в учебную деятельность позволяет раскрыть профессиональный потенциал, проанализировать зарубежный опыт. Почти половина студентов уверены, что полученное образование даст им широкие возможности выбора места работы. Необходимо отметить, что среди студентов-первокурсников этого направления подготовки наибольшее число тех, кто поступил на ФСН с надеждой на более легкую учебу, чем в других вузах или на других факультетах Нижегородского госуниверситета.
Основными мотивами выбора специальности студентами-социологами также стали ожидание интересной учебы (17) и более широких возможностей выбора места работы (11). Вторым по значимости мотивом для студентов этого направления выступает получение престижной специальности, которая им нравится. Этому способствуют учебные и производственные практики студентов, которые проходят в научно-исследовательских организациях, маркетинговых службах организаций, органах государственного и муниципального управления, коммерческих структурах, общественных организациях. Однако результаты исследования показали, что студенты этого направления подготовки менее всего уверены в том, что диплом об окончании ФСН ННГУ будет иметь вес именно там, где они хотели бы работать, и это та специальность, которая пользуется спросом.
Рейтинг мотивов выбора специальности студентами направления «Управление персона-
лом» во многом схож с рейтингом мотивов социальных работников. Отличительной чертой этих студентов является уверенность в возможности совмещения учебы с работой (отметили 8 из 13 студентов). Очевидно, что для этих студентов важны и прагматическая, и содержательная составляющие высшего образования. Выпускникам этого направления предоставляются широкие возможности трудоустройства менеджерами, психологами, бизнес-тренерами в известных организациях и на предприятиях не только Нижнего Новгорода, но и за его пределами.
Мотивы поступления на направление подготовки «Психология» отчасти схожи с мотивами студентов, выбравших направление «Управление персоналом». В качестве соображений, повлиявших на выбор именно этого направления, большинством первокурсников упоминались нравящаяся специальность и ожидание интересной учебы (по 10 отметок), а также престиж будущей профессии и возможность, по мнению студентов, совмещать учебу с работой (по 7 отметок).
Подготовка по направлению «Психология служебной деятельности» ведется на факультете социальных наук с 2014 г. Программа обучения ориентирована на подготовку высококвалифицированных кадров для правоохранительных органов, вооруженных сил, подразделений МЧС, органов уголовно-исполнительной системы, специальных образовательных учреждений, социальных и психологических служб. Новое направление подготовки, обеспечивающее широкое поле профессиональной деятельности, вызывает повышенный интерес абитуриентов. На первый курс обучения на внебюджетные места в 2017 г. было зачислено 24 человека, кроме 18 по плану. Мотивы поступления характеризуются и интересом к специальности (отметили 30 человек), и ее престижем (33), и ожиданиями широких возможностей выбора места работы (29).
Удовлетворенность выбранным направлением подготовки и отношение к учебному процессу. Удовлетворенность выбранным направ-
Таблица 3
Положительные факторы в учебном процессе (множественный выбор), чел._
Факторы «Социальная работа» «Социология» «Управление персоналом» «Психология» «Психология служебной деятельности»
Возможность узнавать новое по специальности 16 16 11 9 28
В учебном процессе все устраивает 14 3 7 4 12
Сам процесс обучения, интересные лекции 13 11 7 7 26
Общение с преподавателями на научные темы 8 2 4 5 8
Самостоятельная работа 4 0 0 0 2
Дискуссии на семинарских занятиях 3 10 5 2 12
Таблица 4 Негативные факторы в учебном процессе (множественный выбор), чел.
Факторы «Социальная работа» «Социология» «Управление персоналом» «Психология» «Психология служебной деятельности»
Не нравятся некоторые преподаватели 7 10 3 5 14
Неудобное расписание 4 8 0 0 13
Не нравится система оценивания 3 3 2 1 4
Задают много домашнего задания 2 2 0 2 2
Неинтересно на занятиях 1 8 2 4 3
лением подготовки и интерес к учебе зависят от множества факторов, в том числе и от содержания учебного процесса и отношений с преподавателями. Высокий интерес к учебе демонстрируют студенты направлений «Управление персоналом», «Психология» и «Психология служебной деятельности» (рис. 1). Среди будущих социологов и социальных работников таких студентов чуть более половины.
Подробное рассмотрение самого учебного процесса дает более адекватное понимание ситуации удовлетворенности выбранным направлением подготовки. Студенты факультета социальных наук всех направлений подготовки отмечали как положительные, так и отрицательные стороны учебного процесса. Но стоит отметить, что положительные моменты отмечались с большей частотой.
Студентов всех направлений подготовки больше всего привлекает в учебном процессе возможность получать новые знания по специальности, а также сам процесс обучения, интересные лекции (табл. 3). При этом студенты направлений «Социология» и «Психология служебной деятельности» чаще других отмечают интерес к дискуссиям на семинарских занятиях. Стоит отметить низкий интерес студентов всех направлений к самостоятельной работе.
Наиболее выраженным негативным отношением к учебному процессу отличаются студенты направления «Социология» (табл. 4). Почти треть из них отмечают неинтересные занятия и неудобное расписание (по 8 отметок), почти половине не нравятся преподаватели (10). Только трое студентов удовлетворены всеми сторонами учебного процесса (табл. 3).
Трети студентов направления «Социальная работа» и почти половине психологов не нравятся некоторые преподаватели. На наш взгляд, этот аспект учебного процесса требует отдельного изучения и должен включать множество характеристик: актуальность учебного материала, использование современных методов обучения, возможность дискуссий, уважительные отношения между участниками учебного процесса, объективность оценок и личность преподавателя. Отметим, что в конце 1990-х гг. социологическая лаборатория ННГУ им. Н.И. Лобачевского проводила подобное исследование («Преподаватель глазами студентов», руководитель А.А. Иудин), в настоящее время системной работы в этом направлении не ведется. Психологи часто отмечают и неинтересные занятия.
Студенты направления подготовки «Управление персоналом» реже остальных студентов отмечали отрицательные аспекты учебного процесса, подтверждая высокую удовлетворенность выбранным направлением подготовки.
И Посещают все занятия ■ В основном посещают
Рис. 2. Регулярность посещения учебных занятий, чел.
Стоит отметить, что такие отрицательные аспекты учебного процесса, как неудобное расписание, неинтересные занятия, много домашних заданий, некоторые преподаватели, были зафиксированы и в ходе социологического исследования 2013 г. [5, с. 604-605]. Это общая ситуация для студентов первого курса очной формы обучения Нижегородского госуниверситета, а не только для первокурсников факультета социальных наук: вчерашние школьники не сразу адаптируются к новым для них условиям, которые требуют самостоятельности, самоорганизованности и дисциплинированности.
Успеваемость студентов. Важными характеристиками учебной деятельности студента считаются посещаемость занятий и потраченное на самостоятельную подготовку к занятиям в университете время, от которых напрямую зависят академическая успеваемость и включенность в научно-исследовательскую деятельность.
Говоря о регулярности посещения учебных занятий студентами факультета социальных наук, отметим, что только студенты-социологи демонстрируют недисциплинированность в этом вопросе (рис. 2). В своем отношении к учебному процессу они последовательны: неинтересные занятия, неудобное расписание, нерегулярная посещаемость. Посещаемость учебных занятий студентами других направлений подготовки тоже нельзя назвать регулярной, но она менее критична.
Современные учебные планы предполагают значительное время на самостоятельную работу студентов, которая заключается не только в написании рефератов, эссе, курсовых и выпускных квалификационных работ, но и в подготовке к занятиям в вузе (семинары, дискуссии, доклады). Результаты проведенного исследования показали, что ежедневно на самостоятельную подготовку к занятиям студенты всех направле-
ний тратят не более четырех часов. Напомним, что от 10 до 20% обучающихся всех направлений подготовки, кроме «Управления персоналом», вообще считают домашние задания отрицательной стороной учебного процесса.
Для самостоятельной подготовки к занятиям в университете студентам направления «Социальная работа» надо от 2 до 4 часов, студентам направления «Социология» - 3 часа, «Управление персоналом» - 4 часа, «Психология» -3 часа, «Психология служебной деятельности» -2-3 часа. Стоит напомнить, что речь идет о первокурсниках, и, возможно, требования, трудоемкость и сложность освоения материала на разных направлениях подготовки различна.
Успеваемость студентов зависит не только от профессиональной квалификации преподавателей, но и от отношения самих студентов к учебному процессу, а именно от посещаемости занятий, от затраченного на самостоятельную подготовку к занятиям времени, чтения научной литературы.
Затрачивая на самоподготовку в среднем по 3 часа в день, первокурсники демонстрируют хорошую успеваемость (табл. 5). Выставленные студентами в ходе социологического опроса оценки оказались правдивыми (это показала сверка с оценками за первую сессию в журнале успеваемости студентов). Среди всех студентов факультета социальных наук лучшие результаты показали студенты направлений «Управление персоналом» и «Психология служебной деятельности». Почти половина из них являются отличниками. Хуже успеваемость у социологов: треть студентов закончила сессию с удовлетворительными оценками. Напомним, что студенты первых двух направлений более мотивированы на получение конкретного образования и реализацию в профессиональной сфере, а студенты-социологи сомневаются в конкурентоспособности получаемой специальности на рынке труда.
Таблица 5
Успеваемость студентов первого курса факультета социальных наук, чел._
Направление Отлично Хорошо и отлично Хорошо Хорошо и удовлетворительно
«Социальная работа» 6 13 1 2
«Социология» 2 10 2 8
«Управление персоналом» 6 5 0 2
«Психология» 5 6 0 1
«Психология служебной 1 21 7 9
деятельности»
33
Социальная Социология Управление Псияолсгня Психология
работа персоналом служебной
деятельности
ИСобираются работать по специальности ■ Не собираются работать по специальности
Рис. 3. Профессиональные планы студентов, чел.
Успеваемость студентов напрямую зависит от их интереса к чтению научной литературы. Исследование показало, что только половина студентов всех направлений подготовки используют для самостоятельного изучения научную литературу (сборники научных трудов, научные статьи в Интернете, материалы конференций, семинаров, научные журналы). Диссертации и монографии у первокурсников факультета социальных наук пользуются меньшей популярностью.
Студенты направлений подготовки «Социальная работа» и «Социология» не проявляют повышенной активности в научной деятельности. Научную литературу читают лишь ради выполнения домашнего задания и для подготовки курсовых работ, лишь малая доля студентов этих направлений готова уделять внимание собственному развитию в научной сфере, изучая материал сверх рамок учебной деятельности. При этом студенты направлений «Управление персоналом», «Психология» и «Психология служебной деятельности» готовы уделять время не только для подготовки домашних заданий, но и для изучения научной литературы для собственного развития.
Планы студентов в отношении будущей профессиональной деятельности. Степень удовлетворенности студентов выбором специальности, на которой они обучаются, зависит, в том числе, от ожидаемых перспектив трудо-
устройства и возможности достижения материального благополучия в будущем [6, с. 156].
На профессиональные стратегии будущих выпускников влияют не только различные социальные факторы, но и осознанность выбора направления подготовки в университете. Яркой характеристикой удовлетворенности выбранным направлением подготовки и будущей профессиональной деятельности является оценка перспективы работы по специальности. Практически все студенты направлений подготовки «Управление персоналом» и «Психология» планируют в будущем работать по специальности (рис. 3). Седьмая часть студентов-первокурсников направления подготовки «Психология служебной деятельности» не связывают получаемое образование с будущей профессиональной деятельностью.
Если выбор направления подготовки был мотивирован возможностью необременительного учебного процесса и получением диплома о высшем образовании, естественно наблюдать неудовлетворенность выбранным направлением подготовки, негативное отношение к учебному процессу, нерегулярное посещение учебных занятий, пониженный интерес к научно-исследовательской деятельности и будущей профессии. Такая ситуация характеризует студентов направлений подготовки «Социальная работа» и «Социология»: четверть социальных работников (6 из 23) и треть социологов (8 из 22) не связывают будущую профессиональную деятельность с получаемой специальностью.
Стоит отметить, что в современных условиях процесс определения своей профессиональной идентичности происходит в течение всей жизни человека, что обусловлено целым рядом обстоятельств, в том числе постоянными изменениями содержания имеющихся профессий и расширением списка профессий, нестабильностью социально-экономической конъюнктуры и особенностями функционирования рынка труда [7, с. 89].
Выводы
Результаты исследования показали: основным мотивом получения высшего образования для студентов факультета социальных наук Нижегородского университета является не только желание быть образованными людьми, но и сам факт получения диплома о высшем образовании, т.к. большинство будущих выпускников уверены, что наличие высшего образования поможет сделать карьеру и найти достойное место работы. Выбор направления подготовки связан в первую очередь с ожиданием интересной учебы и широких возможностей выбора места работы. От степени удовлетворенности выбранным направлением подготовки во многом зависит и отношение студентов к учебному процессу, их успеваемость и посещаемость учебных занятий, мотивация к научной деятельности. Студенты направлений подготовки «Управление персоналом» и «Психология служебной деятельности» более мотивированы на получение конкретного образования и реализацию в профессиональной сфере, а студенты направления «Социология» сомневаются в конкурентоспособности получаемой специальности на рынке труда.
Список литературы
1. Нарбут Н.П., Троцук И.В. Жизненные планы российских студентов: ожидания и опасения в профессиональной сфере // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Социология. 2014. № 2. С. 90-107.
2. Ушакова Я.В. Структура выбора вуза и специальности абитуриентами // Молодежь как ресурс регионального развития: Материалы Международной научно-практической конференции (г. Киров, 27-28 октября 2011 г.). Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011. С. 600-601.
3. Ермилова А.В. Место науки в жизни и планах студентов (на примере ННГУ им. Н.И. Лобачевского) // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2015. № 2. С. 61-72.
4. Ушакова Я.В. Мотивация выбора вуза и специальности в контексте формирования человеческого капитала // Трансформация человеческого потенциала в контексте столетия / Под общ. ред. проф. З.Х. Саралиевой: В 2 т. Нижний Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2017. Т. 2. С. 612-617.
5. Зернов Д.В., Ушакова Я.В. Студенты об учебном процессе и научной деятельности // Социальные инновации в развитии трудовых отношений и занятости в XXI веке / Под общ. ред. проф. З.Х. Саралиевой. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2014. С. 603-607.
6. Краковецкая И.В., Сазонтова Н.А., Телегина И.П., Глухова Е.С. Исследование мотивов выбора специальности и готовности к будущей профессиональной деятельности студентов старших курсов университета // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 1(21). С. 153-163.
7. Иудин А.А., Ситникова И.В. Современное студенчество: становление образа профессионального будущего // Социология образования. 2018. № 3. С. 89-103.
MOTIVATION OF THE CHOICE OF THE AREA OF STUDY AND STUDENTS' ATTITUDE
TO THE EDUCATIONAL PROCESS
Ya. V. Ushakova, E. V. Morzavchenkova
Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod
In order to identify the level of students' interest in their studies and the degree of satisfaction with the chosen area of study, in the spring of 2018 a survey was conducted of first-year full-time students (n = 110) of the Faculty of Social Sciences of the Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod enrolled in five areas of study: «Social Work», «Sociology», «Personnel Management», «Psychology», «Psychology of Service Activities». The article examines the factors characterizing the attitude of students to higher education and the profession they are acquiring: the motives for obtaining higher education, the motives for choosing the area of study, the degree of satisfaction with the chosen profession, the attitude to the educational process, students' plans regarding their professional activities. A comparative analysis of the estimates of these parameters by students is given.
Keywords: motives for higher education, choice of the area of study, educational process, academic performance, students' professional strategies.