ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА № 359 Июнь 2012
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
УДК 378
Е.С. Глухова, И. В. Краковецкая
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА
Представлены результаты ежегодно проводимого в Томском государственном университете социально-психологического исследования среди студентов первого курса. Рассмотрены показатели адаптации первокурсников: отношение к выбранной специальности, удовлетворенность результатами первой сессии; субъективный уровень учебной нагрузки; проблемы, которые испытывают студенты-первокурсники; использование студентами дополнительных возможностей для личностного развития и проявления активности.
Ключевые слова: первокурсники; адаптация; мотивы выбора; удовлетворенность результатами.
Проблема адаптации студентов первого курса к учебе в вузе является сложной и многогранной: во-первых, окончание школы не всегда совпадает с периодом личностной готовности к профессиональному самоопределению, в связи с чем в вузы приходят слабо мотивированные (имеющие слабое представление о специальности, по которой планируют обучение) абитуриенты [1]; во-вторых, требования к новоиспеченным студентам в большинстве случаев остаются на прежнем высоком уровне; в-третьих, молодые люди оказываются в новой для них социальной среде, в которой необходимо выстроить взамоотношения с одногруппниками, соседями по комнате (для проживающих в общежитии), преподавателями; в-четвертых, в вузе возрастают требования к ответственности и самостоятельности студентов.
Речь, следовательно, идет о том, что учеба в вузе включает в себя не только получение профессии, но и отношение к целому ряду элементов учебной ситуации: качество обучения, интерес к учебе как одному из видов деятельности, организация учебного процесса, навыки самостоятельной работы и т.п. [2]. Другими словами, на протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и формированию профессионально значимых качеств личности. При зачислении абитуриента в вуз в основном учитываются лишь сведения о результатах обучения его на предыдущих этапах - уровень знаний, умений и навыков. Вне поля зрения остается информация об особенностях личности абитуриентов, их интересах, мотивах выбора факультета, специальности. Именно отсутствие, игнорирование этой информации приводит к тому, что процесс приобщения студента к вузовской жизни затягивается.
В Томском государственном университете в течение последних трех лет проводится социально-психологическое исследование, направленное на выявление проблем учебной и социальной адаптации студентов-первокурсников [3]. На основе полученной информации разрабатываются рекомендации для оптимизации дея-
тельности структур университета, направленные на повышение эффективности их работы: руководства факультетов (институтов), приемной комиссии, психологической службы, отдела платных образовательных услуг. В исследовании ежегодно принимают участие более 1 000 студентов первого курса (в 2011 г. - 1 066 человек) всех факультетов и учебных институтов ТГУ.
Информация, полученная в результате анкетирования, позволяет изучить:
1) мотивы выбора университета, факультета, специальности;
2) отношение первокурсников к выбранной специальности,
3) результаты первой сессии;
4) удовлетворенность результатами первой сессии;
5) субъективный уровень учебной нагрузки;
6) дефициты, испытываемые студентами-первокурс-никами;
7) какие дополнительные возможности, предоставляемые университетом, студенты используют для личностного развития и проявления активности.
Для изучения мотивов выбора вуза, факультета, специальности первокурсникам было предложено про-ранжировать по степени значимости список из 15 факторов, возможно оказавших определенное влияние на выбор ими факультета, специальности.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что ежегодно ведущими факторами, влияющими на выбор абитуриентами ТГУ факультета, являются интерес к выбранной специальности, уровень качества образования, а также престиж и известность ТГУ (таблица).
Необходимо отметить, что фактор «отсрочка от армии» не следует рассматривать включенным в общий рейтинг, поскольку он значим лишь для юношей. В данном исследовании не учитывались гендерные различия, что не позволило оценить влияние данного фактора на выбор юношами вуза, факультета, специальности.
Чтобы определить степень осознанности выбора абитуриентами будущей специальности, первокурсникам было предложено ответить на вопрос: «Если бы была возможность заново поступать, Вы выбрали этот же факультет?». Как распределились ответы респондентов на данный вопрос, графически отражает диаграмма (рис. 1).
Приоритет Фактор Средний ранг
1 Интерес к выбранной специальности 3,63
Уровень качества образования 3,92
Престиж и известность ТГУ 4,20
2 Возможность трудоустройства 5,77
Высокопрофессиональный преподавательский состав 6,05
Интересная студенческая жизнь 6,83
Хорошо знал предмет 7,06
Возможность карьерного, статусного роста 7,15
Выбор родителей 7,74
3 Желание вести научно-исследовательскую деятельность 8,42
Желание принести пользу обществу 8,74
Низкий конкурс 9,28
Родители учились в ТГУ 11,75
Семейная династия 12,07
Отсрочка от армии 12,35
Примечание. Чем меньше средний ранг, тем сильнее влияние данного фактора на выбор абитуриентами вуза, факультета, специальности.
Рис. 1. Выбор факультета
Полученные ответы (данные 2011 г.) указывают на осознанный выбор факультета и сформированную готовность к обучению по выбранной специальности у чуть более половины (54%) (см. рис. 1) из всех опрошенных студентов первого курса. Достаточно много студентов (17%) желали бы сменить выбранную специальность и факультет. И более четверти (28%) от общего числа студентов испытывают затруднения в профессиональном самоопределении (затрудняются ответить на этот вопрос). Этот показатель может свидетельствовать о несформированности у значительной части студентов сознательного отношения к собственной образовательной деятельности.
Респондентам также был задан вопрос: «Изменилось ли Ваше отношение к выбранной специальности после первой сессии?». Распределение ответов студентов представлено на рис. 2.
Отношение к специальности более чем у 35% первокурсников изменилось в лучшую сторону, почти столько же студентов остались при своем мнении, а 23% студентов первого курса разочаровались в выбранной специальности после первой сессии.
При этом необходимо отметить, что на вопрос анкеты «Совпадают ли Ваши интересы с тем, что приходится изучать в вузе?» 70% первокурсников ответили утвердительно.
Полученные данные могут стать предметом для обсуждения на кафедрах, методическом совете, совещании деканов. Кроме того, возможно углубленное изучение проблемы формирования и развития учебной мотивации и готовности студентов к профессиональному обучению и саморазвитию.
Тем не менее следует отметить, что ежегодно первую в своей жизни сессию студенты сдают достаточно успешно.
Диаграмма, представленная на рис. 3, отражает в целом по университету картину успеваемости по итогам сессии 2011 г.
□ "Отлично" □Без "троек"
□С "тройками"
■ Остались долги
Рис. 3. Результаты первой сессии
Результаты анкетирования указывают на то, что лишь 7% первокурсников не закрыли зимнюю сессию вовремя, ещё 39% студентов получили «3» за экзамены. Более половины (54%) первокурсников сдали первую свою сессию на «хорошо» и «отлично». Поэтому неудивительно, что значительная часть опрошенных удовлетворена итогами сессии (такой вопрос также звучал в анкете). Показателен тот факт, что успеваемость студентов и их удовлетворенность результатами сессии не всегда совпадают.
Соотношение результатов сдачи первой сессии с отношением к ним студентов отражает гистограмма, представленная на рис. 4.
Полученные результаты свидетельствуют о тенденции студентов к достижению более высоких результатов. Это подтверждает достаточно высокий процент студентов (как не очень успешно сдавших сессию, так и «хорошистов»), недовольных результатами сданной сессии, а также тех, кто волнуется в преддверии экзаменов. При проведении статистического анализа ре-
зультатов анкетирования была выявлена статистически значимая зависимость между высоким уровнем тревожности первокурсников и успешной сдачей ими экзаменов.
Проведенное исследование показало, что значительная часть студентов (более 70%) испытывает состояние эмоционального напряжения, тревоги, беспокойства как в период первой сессии, так и в преддверии следующей сессии (количество студентов, испытывающих волнение перед экзаменами, практически не снижается) (рис. 5).
Незначительное снижение числа первокурсников, тревожащихся по поводу предстоящих экзаменов, возможно, связано с тем, что студенты теперь имеют представление об уровне требований, предъявляемых на экзаменах, и о желании успешно пройти экзаменационные испытания.
Распределение ответов первокурсников на вопрос «Легко ли справляетесь с учебной нагрузкой?» см. на рис. 6.
60%
40%
20%
■ испытывали(ют) страх, беспокойство, тревогу
□ не испытывали(ют)
Порван сессия Будущая сессия Рис. 5. Эмоциональное состояние студентов в сессионный и предсессионный периоды
1,22%
□Да, легко
□Трудное период сессии □ Сложно
■Не справлясь совсем
Рис. 6. Субъективное восприятие студентами учебной нагрузки
Приведенные на рис. 6 данные показывают, что чуть более половины студентов (54%) испытывают трудности в обучении только в период сессии, постоянно испытывают трудности или совсем не справляются с учебной нагрузкой почти третья часть всех первокурсников (28%), ещё 17% считают, что им легко учиться. Необходимо обратить особое внимание на последний показатель. Именно студенты субъективно определяют уровень сложности учебных задач. Если нагрузка воспринимается
ими как слишком легкая либо непреодолимая задача, то это становится демотивирующим фактором обучения.
Для выявления основных проблем, препятствующих усвоению знаний, первокурсникам было предложено выбрать из списка те, которые являются для них наиболее значимыми. Полученные результаты представлены на рис. 7. На гистограмме проблемы перечислены в порядке убывания их значимости для студентов.
Почти половина первокурсников (43%) считают, что им не хватает усидчивости. 34% опрошенных полагают, что не получили необходимого для дальнейшего обучения в вузе объема знаний в процессе обучения в школе, такое же количество студентов считают, что им не хватает силы воли. Далее по степени значимости -не хватает навыков самоорганизации и управления временем. Указанные проблемы практически в той же степени были обозначены первокурсниками и в прошлых исследованиях.
Целью вуза является не только формирование специалиста в той или иной области, но и формирование личности, развитие творческих способностей студентов. Следовательно, при оценке успешности адаптации необходимо учитывать участие первокурсников в общественной жизни университета, спорте, в творческих студиях и коллективах.
Ответы студентов на вопрос анкеты «Какие из возможностей, предоставляемых ТГУ, Вы используете для личностного развития?» распределились следующим образом (см. рис. 8).
Какие из возможностей, предоставляемых ТГУ, Вы используете для личностного развития?
.38,84% 36,49%
X ^
СО X
X гг
I-
о.
О О
О) 2
X > (П
о _0
|_ <и Т с; о
X і=
X и X
эХ * § а § ¡і 5^
Ю
с;
О)
х
X
ш _
.0 -О х СО -О х
^ 5
2 І -А ^
С* Д
Рис. 8. Использование студентами для личностного развития возможностей университета
Результаты анкетирования показывают, что более всего востребованы среди студентов различные спортивные секции (39%), а достаточно большое количество первокурсников (31%) задействовано в работе студенческого профкома. Заслуживает особого внимания тот факт, что более трети (36%) всех первокурсников не посещают никакие секции, клубы, творческие коллективы.
По итогам проведенного исследования проблем учебной и социальной адаптации первокурсников разрабатываются рекомендации для различных структур университета, информация обсуждается с проректором
по учебной работе. Полученные результаты позволяют принимать управленческие решения на основе информации, учитывающей мнение потребителей образовательных услуг. Кроме общих результатов по университету, обрабатываются и оформляются в методички результаты по каждому факультету (учебному институту) в отдельности, которые передаются деканам. Данное исследование может стать основой мониторинга, позволяющего отслеживать особенности перехода от среднего образования к высшему, и трудности, возникающие у студентов-первокурсников при получении качественного профессионального образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Глухова Е.С. Актуальные проблемы готовности к профессиональному самоопределению учащейся молодежи // Психология обучения. 2010.
№ 12, декабрь. С. 64-67.
2. Педагогика и психология высшей школы : учеб. пособие. Ростов н/Д : Феникс, 2002. 544 с.
3. Глухова Е.С., Щелин И.В. Опыт работы психологической службы ТГУ в обеспечении психолого-педагогического сопровождения учебно-
воспитательного процесса студентов младших курсов // Практическая психология: от фундаментальных исследований до инноваций : Материалы III Междунар. науч.-практ. конф. 10 октября 2008 г. / отв. ред. Н.В. Вязова, И.В. Смолярчук ; Федеральное агенство по образованию и науке, Тамбов. гос. ун-т им. Г. Р. Державина, Администрация Тамбовской области, Управление образования и науки Тамбовской области. Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008. С. 271-276.
4. Извольская А.А. Инструментарий исследования динамики адаптации студентов первого курса к обучению в педагогическом вузе // «Письма
в Эммисия. Оффлайн» : Электронное научное издание (электронный научно-педагогический журнал) июнь 2011. ИЯЬ: http://www. emissia.org/
5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. М. : Из-
дат. центр «Академия», 2005. 304 с.
6. Конюхова Л. А., Тер-Данилов Р. А. Адаптация студентов первого курса к вузовскому обучению. ИЯЬ: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2011/thesis/s10/s10_22.pdf
7. Реан А.А. Психология и педагогика: Общая психология и педагогика. Педагогика и психология личности. Личность учащегося в педагогиче-
ском процессе. Методы психолого-педагогической диагностики: учеб. для вузов. СПб. : Питер, 2003. 432 с.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 27 февраля 2012 г.