Научная статья на тему 'Ценностно-мотивационная сфера студентов вуза (на примере исследования студенческой молодежи Республики Саха (Якутия))'

Ценностно-мотивационная сфера студентов вуза (на примере исследования студенческой молодежи Республики Саха (Якутия)) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
591
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА / МОТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) / VALUE-MOTIVATIONAL SPHERE / HIGHER SCHOOL STUDENTS'' VALUE SYSTEMS / MOTIVES OF OCCUPATION CHOICE / CAREER GUIDANCE WORK / REFORMATION OF THE HIGHER EDUCATION SYSTEM / REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Борисова У. С., Мельникова Н. М.

В статье рассмотрены изменения, происходящие в ценностно-мотивационной сфере студентов университета в период реформирования системы высшего образования. Выявлены особенности ценностных ориентаций современных студентов, в том числе гендерные различия, установлены факторы, влияющие на динамику мотивов выбора профессии и способствующие формированию качественного контингента студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Борисова У. С., Мельникова Н. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The value-motivational sphere of higher school students (by case study of students of the Republic of Sakha (Yakutia))

The article considers changes in the value-motivational sphere of university students in the context of reforming of the higher education system. The authors discuss the features of the value system of modern students, including gender differences. The research describes the factors affecting motivation to choose a certain occupation and contributing to the formation of high-quality contingent of students.

Текст научной работы на тему «Ценностно-мотивационная сфера студентов вуза (на примере исследования студенческой молодежи Республики Саха (Якутия))»

УДК 316.6(571.56)

Борисова Ульяна Семеновна

доктор социологических наук,

профессор кафедры социологии и управления

персоналом

Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова

Мельникова Надежда Михайловна кандидат психологических наук, г. Якутск

ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА СТУДЕНТОВ ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ))

Borisova Ulyana Semyonovna

D.Phil. in Social Science, Professor, Social Science and HR Management Department, Institute of Finance and Economics, North-Eastern Federal University

Melnikova Nadezhda Mikhaylovna PhD in Psychology, Yakutsk

THE VALUE-MOTIVATIONAL SPHERE OF HIGHER SCHOOL STUDENTS (BY CASE STUDY OF STUDENTS OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA))

Аннотация:

В статье рассмотрены изменения, происходящие в ценностно-мотивационной сфере студентов университета в период реформирования системы высшего образования. Выявлены особенности ценностных ориентаций современных студентов, в том числе гендерные различия, установлены факторы, влияющие на динамику мотивов выбора профессии и способствующие формированию качественного контингента студентов.

Ключевые слова:

ценностно-мотивационная сфера, ценностные ориентации студентов вуза, мотивы профессионального выбора, профориентационная работа, реформирование системы высшего образования, Республика Саха (Якутия).

Summary:

The article considers changes in the value-motivational sphere of university students in the context of reforming of the higher education system. The authors discuss the features of the value system of modern students, including gender differences. The research describes the factors affecting motivation to choose a certain occupation and contributing to the formation of high-quality contingent of students.

Keywords:

value-motivational sphere, higher school students' value systems, motives of occupation choice, career guidance work, reformation of the higher education system, the Republic of Sakha (Yakutia).

Актуальность исследования ценностно-мотивационной сферы студентов определяется: введением новых форм образовательных учреждений, системы их финансирования, необходимостью решения проблемы конкурентоспособности вуза, в том числе и за счет набора мотивированных абитуриентов; переходом на многоуровневую систему образования, появлением новых направлений профессиональной подготовки; изменениями на рынке труда; необходимостью предупреждения дезадаптации студентов и их отсева в результате несоответствующего их личностным особенностям выбора профессии; необходимостью создания условий для раскрытия личностного потенциала студентов, развития инновационной культуры личности. Все это ставит новые задачи перед профессорско-преподавательским составом высших учебных заведений.

Создание федеральных университетов призвано усилить подготовку конкурентоспособных кадров, способных реализовать инновационные проекты в регионах. Молодежь с формирующимися взглядами на мир и высокой чувствительностью к социальным процессам является важной социальной группой, от которой зависит инновационное развитие как отдельного региона, так и страны в целом. Молодые люди воспринимаются как важный ценностный потенциал развития общества, поэтому многие ученые сегодня проводят исследования различных аспектов данной темы [1].

Студенческий возраст представляет собой особый период жизни человека. В ходе социализации в современном быстроменяющемся обществе к человеку предъявляются повышенные требования в плане активности, самостоятельности при планировании своего будущего, в том числе профессионального.

Выбор профессии - довольно сложный и порой долгий мотивационный процесс. Мотивы выбора профессии являются одними из важнейших факторов, определяющих успешность адаптации к вузу, обучения, формирования профессионального самосознания, выбора направления дальнейшего образования и построения карьеры.

Мотивационная структура личности представляет собой иерархию, высший уровень которой занимают ценности. В.А. Ядов указывает, что система ценностных ориентаций индивида формируется на высшем уровне развития личности и регулирует поведение и деятельность личности в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности, в которых выражается отношение личности к целям жизнедеятельности и к средствам удовлетворения этих целей [2, а 55]. Ценностные ориентации понимаются как устойчивые образования, которые влияют на оценку субъектом происходящего и позволяют прогнозировать социальное поведение как отдельного индивида, так и социальных групп.

Цель работы заключается в выявлении динамики ценностно-мотивационной сферы студенческой молодежи Республики Саха (Якутия) в условиях изменения системы высшего образования. Предмет исследования - ценностно-мотивационная сфера студентов вузов РС (Я). Объект исследования - абитуриенты и студенты Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (http://www.s-vfu.ru) (далее - СВФУ, до 2010 г. - ЯГУ им. М.К. Аммосова), студенты Арктического государственного института культуры и искусств (АГИКиИ): 2011 г. -504 абитуриента СВФУ, из них юношей - 233, девушек - 271, 290 студентов средних и старших курсов СВФУ; 2013 г. - 308 человек 1-5-х курсов очной формы обучения в возрасте от 17 до 24 лет, 152 юноши и 156 девушек; 2015 г. - 550 студентов очной формы обучения СВФУ и АГИКиИ: 500 студентов СВФУ и 50 студентов АГИКиИ, из них 220 юношей и 230 девушек.

Методики исследования: методика ценностных ориентаций М. Рокича, методика Шварца «Ценностные ориентации», «Шкала базовых убеждений» Р. Янов-Бульман, анкеты «Профориен-тационный выбор абитуриента» и «Ценностные ориентации студенческой молодежи», разработанные авторами, качественный и количественный анализ обращений студентов за психологической помощью в центр психологической поддержки «Развитие» СВФУ им. М.К. Аммосова (2000-2015 гг.) (один из авторов данной работы, Н.М. Мельникова, в период 2000-2004 гг. и 20072015 гг. являлась директором данного центра), анализ документов (постановления ученого совета, научно-методического совета по профориентации и довузовской подготовке).

Основной гипотезой исследования выступило предположение о взаимосвязи проводимых реформ и изменений в ценностно-мотивационной сфере студентов.

Анализ мотивов выбора профессии и профессиональной карьеры студентами показал увеличение доли лиц, выбирающих профессию не самостоятельно, а под влиянием родителей, в 2009-2011 гг., в первые годы зачисления в вуз по баллам ЕГЭ на все специальности (несмотря на то что Республика Саха (Якутия) была пилотным регионом для введения ЕГЭ). Абитуриенты при выборе профессии руководствовались внешними мотивами, в первую очередь результатами ЕГЭ, в лучшем случае способностями по определенному предмету. Направленности на конкретную профессию практически не наблюдалось.

Если в исследовании 2003 г. среди 209 первокурсников 14 факультетов ЯГУ (10 % от общего числа первокурсников) 23,5 % всех респондентов при выборе профессии руководствовались мнением родителей, результатами ЕГЭ, престижностью профессии, то в 2009 г. процент таких студентов вырос до 74 %. Еще больше выросло это количество (до 79 %) в 2010 г. Одновременно более чем в три раза возросло количество студентов, обращающихся в Центр психологической поддержки за психологической помощью в кризисных состояниях, нуждающихся не только в психологической, но и медицинской помощи [3, с. 8-16].

По данным исследования за 2011 г., основными мотивами студентов 1-3-х курсов являлись мотивы приобретения знаний, у студентов старших курсов - получения диплома. Мотив овладения профессией встречался очень редко, мотивационная готовность студентов старших курсов к профессиональной деятельности была низкой (особенно у студентов педагогических специальностей), что свидетельствует о недостаточной сформированности профессиональных планов студентов и случайном выборе профессии.

Многие из опрошенных студентов выбрали факультет под давлением родителей и по результатам ЕГЭ (лишь бы поступить), баллы ЕГЭ были не очень высокими. Внешняя мотивация и отсутствие необходимых знаний и учебных навыков затрудняли адаптацию данной категории студентов.

Главными ценностями современной студенческой молодежи, по данным опроса 2011 г. (методика ценностных ориентаций М. Рокича), являлись здоровье, материальное благополучие, свобода, любовь и дружба. Среди инструментальных ценностей лидировали ответственность, воспитанность, образованность, независимость. Ценности студентов соответствовали возрастным потребностям и ценностям коллективистических культур. Исключение составляла категория «независимость». Учитывая огромное давление, которое испытывала молодежь со стороны родителей, особенно при выборе профессии, значимость данной ценности для молодежи вполне понятна. Ценности самореализации, творчества присутствовали у определенной части молодежи, но не были представлены в качестве ведущих, что также не способствовало адаптации

студентов в вузе и подготовке конкурентоспособных специалистов, способных внести значительный вклад в развитие северных территорий РФ.

Руководством вуза было принято решение: 1) усилить профориентационную работу, развивать систему довузовской подготовки; 2) повысить средний балл абитуриентов, поступающих по общему конкурсу; 3) внести изменения в учебно-воспитательный процесс. С принятием ряда мер (повышением минимального проходного балла ЕГЭ в 2012 г.; введением «выравнивающих» спецкурсов для студентов, прошедших по конкурсу, но имеющих относительно низкие баллы ЕГЭ; организацией специальных курсов повышения квалификации по психологии и педагогике для кураторов, проводимых сотрудниками ЦПП «Развитие») количество первокурсников, имеющих серьезные проблемы адаптации и входящих в группу психологического риска, снова уменьшилось и вернулось на прежний уровень - 3,57 % от общего числа студентов, нуждавшихся в психологической помощи.

В системе профориентационной работы произошли качественные изменения: главной целью всей профориентации считается поиск «своего абитуриента», а не привлечение как можно большего числа школьников; создана ассоциация школ «Северо-Восточный образовательный округ»; Северо-Восточная олимпиада школьников (СВОШ) приобрела статус Всероссийской; введены льготы для победителей конференции «Шаг в будущее» и СВОШ; открыты новые малые академии и курсы для школьников.

В 2015 г. уже 29,5 % студентов указали, что самым важным для них является «стремление стать квалифицированным специалистом» и 29 % - «желание получить знания и навыки». Однако для юношей одним из стимулов поступления в вуз и учебы в нем остается «стремление избежать службы в армии» (32 %). К сожалению, «стремление развивать свои способности, стать культурным человеком» выбрали только 14 % девушек и 12 % юношей (табл. 1).

Таблица 1 - Мотивация обучения в вузе студентов г. Якутска, в %*

Варианты ответов Общие результаты Юноши Девушки

стремление стать квалифицированным специалистом 29,5 32 27,0

желание стать культурным человеком, интеллигентом, развивать свои способности 13 12 14,0

стремление избежать службы в армии 32 32 0

желание получить знания и навыки 29 28 30,0

желание пожить интересной студенческой жизнью 8,5 8 9,0

осознание того, что без диплома о высшем образовании трудно чего-либо достичь в жизни 22,25 24 20,5

* Больше 100 %, так как был разрешен выбор нескольких вариантов ответа.

Мнение родителей, по данным анализа обращений абитуриентов и студентов в центр психологической помощи «Развитие» в 2013-2015 гг., также остается одним из самых важных факторов при принятии решения о выборе профессии. Стараясь защитить детей от неопределенности, родители не позволяют им самостоятельно сделать важнейший жизненный выбор, жестко навязывают свои решения в отношении образования, выбора профессии, блокируя самостоятельность детей. При этом могут использоваться разные манипулятивные стратегии, в том числе мотивация одобрения и признания другими людьми (родителями, родственниками, земляками). Данная мотивация также является внешней и не способна привести к позитивным результатам в учебной деятельности (как показано в исследовании мотивации московских старшеклассников (на материале сдачи ЕГЭ)) [4]. Более того, в 2014-2015 гг. в Центр психологической помощи стали обращаться студенты 4-го курса бакалавриата, успешно учившиеся в течение трех предыдущих лет, но отказавшиеся от прохождения производственной практики и дальнейшего обучения по выбранному направлению. Основная мотивировка: «Я хотел(а) другую специальность, но родители настояли (у нас династия, отец бы не понял, баллы были не очень высокие и т. д.). Я буду снова поступать». Снижение интереса части студентов к обучению и овладению профессией отмечают и преподаватели. Среди запросов кураторов на одном из первых мест стоит мо-тивационный тренинг для обучающихся на младших курсах.

Анализ результатов опроса студенческой молодежи в 2013 г. по «Шкале базовых убеждений» Р. Янов-Бульман показал, что большинство современных студентов настроены оптимистично и уверены в себе и своем будущем. Они верят в то, что в мире больше добра, чем зла (82 %), 78 % опрошенных убеждены в том, что мир полон смысла, и верят, что события происходят не случайно, а контролируются и подчиняются законам справедливости. Убеждены в ценности собственного «я» 70 % респондентов. Здесь основное значение имеют следующие аспекты: «Я хороший человек» (самоценность), «Я правильно себя веду» (контроль) и оценка собственной

удачливости. Более оптимистичное отношение к миру, окружающим людям и себе самому способствует психической стабильности и успешности в повседневной жизни, благополучной адаптации к вузу. Значимых различий между показателями юношей и девушек по базовым убеждениям выявлено не было. Учитывая такие аспекты личности современных студентов, как высокая самооценка, уверенность в себе, можно предположить, что для студентов, так же как и для старших школьников, «поддержка и удовлетворение мотивации самоуважения являются одними из важных и доступных дополнительных мотиваторов, запускающих устойчивую учебную активность и настойчивость» [5, с. 66]. Категории внешней и внутренней мотивации студентов требуют дальнейшего изучения с целью нахождения профессорско-преподавательским составом методов активизации познавательной деятельности студентов, соответствующих их социально-психологическим особенностям.

Опрос студентов по методике Шварца «Ценностные ориентации» выявил, что наиболее важными ценностями для студентов являются доброта (защита и рост благополучия близких людей), универсализм (понимание, терпимость и защита благополучия всех людей и природы), самостоятельность (самостоятельность в мыслях и действиях), достижения (личный успех в соответствии с социальными стандартами), гедонизм (наслаждение или чувственное удовольствие), безопасность (безопасность и стабильность общества, отношений и самого себя) (рис. 1).

Наименее важные ценности - власть (социальный статус, доминирование над людьми, обладание ресурсами), традиции (уважение и ответственность за культурные и религиозные обычаи и идеи), стимуляция (волнение и новизна) и конформность (сдерживание действий и побуждений, которые могут навредить другим и не соответствуют социальным ожиданиям) (рис. 1).

250

200

150

100

50

НЩиык

Наиболее важные ценности Наименее важные ценности

АР ^ <°

./ # У У У ¿г ✓ * Л

Л*

АР

Рисунок 1 - Сравнительный анализ наиболее и наименее важных ценностей по мнению

опрошенных студентов

Критериями жизненного успеха, по результатам социологического опроса 2015 г. «Ценностные ориентации студенческой молодежи», студенты считают «наличие семьи и детей», «жить в свое удовольствие» (табл. 2). При этом наблюдаются гендерные различия: для девушек главным критерием успеха однозначно является «наличие семьи и детей» (52 %), а для юношей - «жить в свое удовольствие (36 %) и «наличие семьи и детей» (34 %).

Таблица 2 - Критерии жизненного успеха студентов вузов г. Якутска, в %*_

Варианты ответов Общие результаты Юноши Девушки

богатство 17,4 18,8 16

жить в свое удовольствие 32 36 28

достижение известности и популярности 16 20 12

интересная работа 20 16 24

высокая должность, карьерный рост 22 20 24

наличие надежных друзей 15,3 12 18,5

наличие семьи и детей 43 34 52

жить не хуже других 14 16 12

* Больше 100 %, так как был разрешен выбор нескольких вариантов ответа.

Семья (30 %), любовь (23 %) и любимая работа (16,5 %) являются непременными атрибутами счастья у девушек, тогда как юноши полагают, что для счастья необходимы материальное благополучие и достижение мечты (по 40 %), любимая работа (32 %).

Ответы на вопрос «Ваши представления о несчастье» распределились следующим образом: первые три позиции занимают болезнь близких (38,5 %), нищета (30,8 %) и одиночество (26,7 %). Мужчины на первое место поставили вариант ответа «нищета» (48 %), а женщины -«одиночество» (25,3 %).

Основные опасения в жизни у студентов обоего пола связаны с невозможностью создать семью (29,5 %) и найти работу (26,5 %), юноши также боятся остаться без средств к существованию (28 %), а девушки - без образования (13,8 %). Возможно, страхи девушек связаны с их планами на брак и рождение детей.

Девушки считают оптимальным возрастом вступления в брак 19-21 год, то есть период обучения в вузе (55 %), что может понизить вероятность получения диплома. Для молодых людей также важна семья, но оптимальным возрастом вступления в брак они считают период после 24 лет, то есть после окончания вуза и небольшого периода работы (52 %). Это согласуется с ориентацией юношей на материальное благополучие и интересную работу.

На вопрос «Что в Вашей жизни вызывает наиболее острые переживания?» были получены следующие ответы: «отношения с другими людьми» - 30,3 %, «взаимоотношения в семье» -29 %. Также каждый четвертый студент отметил «материальные проблемы» и «дела, связанные с учебой». Юноши на первое место по острым переживаниям ставят «отношения с другими людьми» (40 %), а девушки - «взаимоотношения в семье» и «дела, связанные с учебой». На последнем месте остались следующие варианты ответов: у девушек - «материальные проблемы» (16,5 %), у молодых людей - «происходящее в стране и в мире» (4 %). Студентки намного сильнее реагируют на события в их стране и в мире целом, 21,5 % опрошенных девушек выбрали этот ответ. Для них это так же важно, как и отношения с другими людьми (20,5 %).

Юноши связывают свои жизненные идеалы и устремления с «карьерой профессионала в своем деле» (24 %), «карьерой бизнесмена» (20 %), «карьерой политика» и «мечтой о жизни за рубежом» (по 16 % соответственно). В свою очередь девушки как идеал выбирают «человека -профессионала в своем деле» (35 %) и «жизнь за рубежом» (30 %). На последнем месте в целом по выборке оказался вариант «карьера ученого»: только 4,5 % девушек и 12 % юношей связывают с ней свои устремления в будущем.

Таким образом, ценности студентов остаются достаточно устойчивыми и отражают общечеловеческие (доброта, благополучие, семья, здоровье) и возрастные (друзья, общение, удовольствие) особенности. Ценность «независимость», как и в исследовании 2011 г., продолжает быть значимой для студенческой молодежи. Появляется ценность «достижение» и у юношей -«любимая работа». Для молодых людей очень важно заниматься любимым делом; юноши стремятся, чтобы занятия, работа приносили удовольствие. Такая направленность может, с одной стороны, способствовать достижениям в любимом занятии, а с другой - препятствовать им, так как любая работа включает в себя рутинный, не всегда приятный компонент.

Прослеживается влияние гендерных стереотипов, традиционных представлений о роли мужчины и женщины: мужчина - добытчик, ответственный за материальный достаток, женщина - жена, мать.

Во всех замерах выявлено присутствие гедонистических ориентаций молодежи. Эти данные совпадают с результатами, полученными в 2015 г. О.В. Митиной и В.В. Сорокиной при изучении ценностных ориентаций школьников старших классов г. Москвы [6]. Ценностно-мотивационная структура студенческой молодежи характеризуется противоречивостью: направлена, с одной стороны, на индивидуальные достижения, интересную работу, с другой - на удовольствия, стабильность и отсутствие волнения, безопасность, стабильность общества и самих себя.

Изменения в системе высшего образования влияют на мотивы профессионального выбора и адаптацию студентов к вузу. Зафиксированы динамика мотивов выбора профессии студентов вузов г. Якутска под влиянием двух факторов: начала принятия в вуз по результатам ЕГЭ, изменения политики вуза по отношению к абитуриентам и студентам. Наиболее динамичным компонентом в системе ценностно-мотивационной сферы студентов вуза в условиях реформирования системы высшего образования является мотивация профессионального выбора.

Происходит адаптация и вузов, и абитуриентов к новым условиям функционирования системы высшего образования. Повышение среднего балла ЕГЭ при одновременном изменении профориентационной работы и учебно-воспитательного процесса в СВФУ способствовало привлечению студентов, нацеленных на овладение профессией и получение знаний, изменению у части абитуриентов внешних мотивов выбора профессии на внутренние.

Существуют гендерные различия в ценностях студенческой молодежи вузов г. Якутска, которые согласуются с традиционными представлениями о мужских и женских ролях.

Ссылки:

1. Гаджиева Х.Н., Шалагинова К.С. Формирование профессиональной мотивации у студентов // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2014. № 3 (11) ; Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М., 2010 ; Синельников А.Б. Ценностные ориентации российской и европейской молодежи // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2011. № 1 ; Ядова М.А. Современное и традиционное в ценностях постсоветской молодежи // Социологические исследования. 2012. № 1.

2. Ядов В.А. Социальная идентичность личности. М., 1994.

3. Мельникова Н.М. Психологические особенности студенческого возраста // Психологическая профилактика дезадаптации студентов вуза : учеб.-метод. пособие / сост.: Н.М. Мельникова, Л. Гермогенова. Якутск, 2013.

4. Мотивация самоуважения и уважения другими как факторы академических достижений и настойчивости в учебной деятельности / Т.О. Гордеева, В.В. Гижицкий, О.А. Сычев, Т.К. Гавриченкова // Психологический журнал. 2016. Т. 37, № 2. С. 57-68.

5. Там же. С. 66.

6. Митина О.В., Сорокина В.В. Ценности старшеклассников: разработка компьютерного диагностического инструментария // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2015. № 1. С. 42-58.

References:

Gadzhieva, HN & Shalaginova, KS 2014, 'Formation of professional motivation at students', Gumanitarnyye vedomosti TGPU im. L.N. Tolstogo, no. 3 (11), (in Russian).

Gordeev, TS, Gizhitskiy, VV, Sychev, OA & Gavrichenkova, TK 2016, 'Motivation of self-respect and respect for others as factors of academic achievement and persistence in learning activities', Psychological magazine, vol. 37, no. 2, pp. 57-68, (in Russian).

Gorshkov, MK & Sheregi, FE 2010, Youth of Russia: sociological portrait, Moscow, (in Russian).

Melnikova, NM & Germogenova, L (comp.) 2013, 'Psychological characteristics of college-age', Psikhologicheskaya profil-aktika dezadaptatsii studentov vuza: manual, Yakutsk, (in Russian).

Mitina, OV & Sorokina, VV 2015, 'The values of senior pupils: the development of computer diagnostic tools', Bulletin of Moscow University. Series 14. Psychology, no. 1, pp. 42-58, (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sinelnikov, AB 2011, 'Valuable orientations of Russian and European youth', Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 18. Sotsiologiya ipolitologiya, no. 1, (in Russian).

Yadova, MA 2012, 'Modern and traditional values in post-Soviet youth', Sotsiologicheskiye issledovaniya, no. 1, (in Russian). Yadov, VA 1994, Social identity of the individual, Moscow, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.