Научная статья на тему 'Мотивация студентов негосударственных вузов'

Мотивация студентов негосударственных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
787
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ / МОТИВАЦИЯ / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ СУБЪЕКТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асриян Алиса Генриковна

В статье идет речь о проблеме формирования мотивации учебной деятельности студентов негосударственных вузов. Рассмотрены такие понятия как мотив, мотивация, учебная мотивация, учебная мотивация субъектов педагогического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивация студентов негосударственных вузов»

УДК 37.063

Асриян Алиса Генриковна

Аспирант, Кузбасская государственная педагогическая академия, [email protected], Новокузнецк

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ВУЗОВ

Asriyan Alisa Genrikovna

Post-graduate student of the Kuzbass State Pedagogical Academy, [email protected], Novokuznetsk

MOTIVATION OF STUDENTS OF NOT STATE HIGH SCHOOLS

Проблема профессионально-педагогической мотивации в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение.

Формирование мотивации учебной деятельности с1удентов негосударственных ВУЗов является важной педагогической проблемой, решение которой во многом обеспечит успешность обучения профессии. Поэтому важно четко определить и использовать в работе со студентами наиболее значимые методы формирования мотивации к учебной деятельности.

Термин «мотив» в словарях и справочниках рассматривается как внутренняя побудительная причина действий и поступков человека, а мотивация выступает как система взаимосвязанных и соподчиненных мотивов деятельности личности, сознательно определяющих линию ее поведения. Деятельность может порождаться одним или одновременно несколькими мотивами. По разным критериям деления мотивы могут рассматриваться как доминирующие и подчиненные; познавательно-интеллектуальные, практически-преобразовательные, коммуникативные, внутренние и внешние,

В настоящее время существует несколько определений понятия «мотивация». Рассмотрим основные трактовки термина мотивация. Мотивация - это:

- совокупность факторов, которые поддерживают и направляют поведение;

- совокупность мотивов;

- побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность;

- процесс психической регуляции конкретной деятельности;

- процесс действия мотивов;

- механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности;

- совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность.

Все эти определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию как совокупность факторов или мотивов. Второе направление рассматривает мотивацию как динамичное образование, как процесс, механизм.

Однако и в том и в другом случае мотивация у авторов выступает как вторичное по отношению к мотиву образование, явление. Более того, во втором случае мотивация выступает как средство или механизм реализации уже имеющихся мотивов.

Термин мотивация широко используется во многих сферах деятельности человека: в социологии, управлении персоналом, психологии, педагогике и др.

Социология рассматривает внутренние побуждения индивидов и социальных общностей, подчеркивает их отличие от внешних побуждений -стимулов, когда воздействие объективных условий, которые становятся мотивами в случае субъективной значимости, и отвечают потребностям субъекта.

В управлении персоналом используется понятие трудовая мотивация -это процесс стимулирования отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленный на достижение целей организации, к продуктивному выполнению принятых решений или намеченных работ.

В психологии мотивация — динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость [13].

В общей психологии виды мотивов разграничиваются по разным основаниям, например, в зависимости:

1. от характера участия в деятельности (понимаемые, знаемые и реально действующие мотивы, по А. Н. Леонтьеву) [5];

2. от времени (протяженности) обусловливания деятельности (далекая -короткая мотивация, по Б. Ф. Ломову);

3. от социальной значимости (социальные-узколичные, по П. М. Якобсону) [12];

4. от факта включенности в саму деятельность или мотивов, находящихся вне ее (широкие социальные мотивы и узкие личностные мотивы, по Л. И. Божович) [2];

5. мотивы определенного вида деятельности, например, учебной деятельности, и т. д.

Педагогика рассматривает мотивацию как побуждение к активности в учебной деятельности. Как система она включает в себя несколько взаимоувязанных мотивов, таких как: стремление к познанию и самообразованию, стремление к передаче знаний (коммуникативная активность), стремление к самоуважению, стремление к межличностному доминированию (лидерству), желание сделать научную и педагогическую карьеру,

стремление к получению статуса высокообразованного человека. Каждый их этих мотивов может доминировать над остальными, что определяет линию поведения и способы достижения цели.

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, - в данном случае деятельность учения. Как подчеркивает А. К. Маркова «Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые поколения друг с другом побуждения. Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений» [2].

Учебная мотивация, как и другие виды мотивации характеризуется устойчивостью, направленностью и динамичностью. Устойчивость учебной мотивации исследовалась в рамках концепции А. К. Марковой (Л. К. Золотых, Т. А. Платонова, Б. И. Савонько).

Ряд исследователей в составе учебной мотивации выделяют познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения, а также социальные мотивы, связанные с различными социальными отношениями учащегося к другим' людям (Л. И. Божович, А. Б. Орлов, А. К. Маркова, Т. А. Матис, Г1. М.Якобсон) [2; 6; 12]. Среди познавательных мотивов выделяют широкие познавательные мотивы и учебно-познавательные мотивы, а также мотивы самообразования. К социальным мотивам относят широкие социальные мотивы - стремление быть полезным обществу, узкие социальные (позиционные) мотивы - стремление занять определенную позицию в социуме, заслужить авторитет, а также мотивы социального сотрудничества - стремление к осознанию, анализу способов и форм своего сотрудничества с окружающими, к постоянному совершенствованию этих форм. Ряд исследователей (Л. И. Божович, П. М. Якобсон и др.) [2; 12] постулируют необходимость присутствия обоих составляющих (познавательных и социальных мотивов) для того, чтобы учебная деятельность была эффективной.

Нами было проведено исследование, которое позволило рассмотреть особенности учебной мотивации студентов первого курса юридического факультета Сибирского филиала Международного института экономики и права, выявить их основные мотивы учебной деятельности и определить уровень учебной мотивации. Главной целью исследования стало выявление основных мотивов, побуждающих студентов к учебной деятельности.

В ходе исследования мы опирались на основные положения отечественной и зарубежной психологии в области исследований мотивов, мотивации и учебной деятельности (Е. П. Ильин, О. Е. Сивере и др.).

В эксперименте принимали участие 85 студентов первого курса. Изучение содержания учебных мотивов студентов проводилось с помощью методики «Мотивация обучения в вузе» (Т. И. Ильина).

В ходе исследования студентам предлагалось ответить на ряд вопросов, позволяющих выявить содержательное наполнение мотивации учебной деятельности. Результаты исследования позволили все учебные мотивы разделить на три группы:

— первая группа - «получение диплома» (42%). Студенты не проявляют заинтересованности в получении знаний и приобретении профессиональных навыков. Привлекают внешние социальные характеристики, связанные с результатом обучения. Эта группа характеризовалась такими мотивами, как «получу диплом, устроюсь на престижную работу», «мне как предпринимателю нужны знания по юриспруденции, но не «все знания», философия и педагогика мне ни к чему», «получу диплом и буду с высшим образованием как и мои друзья» и т. д.

— вторая группа — «приобретение знаний» (32%). Студентам интересен сам процесс учения, а не оценивание его результатов или получение диплома. Основа такого типа мотивации - познавательный интерес, который практически неисчерпаем, т.к. сам себя подкрепляет.

— третья группа - «овладение профессией» (26%).Студенты характеризуются желанием иметь успех в получаемой профессии, быть одним из лучших в своём деле. Здесь большое значение студенты придают овладению профессиональными навыками. Этот тип внутренне не связан с содержанием познавательной деятельности, т. к. важна не глубина знаний, а овладение внешними атрибутами профессиональной направленности.

Формирование именно второго из перечисленных групп учебной мотивации у студентов, является одной из важнейших и сложных задач, поставленных перед нами в ходе исследования.

В наименьшей степени интерес к учебной деятельности как таковой присутствует у студентов с доминирующими внешними мотивами обучения в вузе. Несколько больше он представлен в группе мотивов получения диплома. Содержание учебной мотивации трансформируется в профессиональную направленность в группе «овладение профессией», что характеризуется заметным повышением степени интереса к учебе как таковой у студентов с доминирующими «познавательными» мотивами.

Для выявления преобладающих мотивов учебной деятельности студентов нами была использована методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (А. А. Реан, В. А. Якунин). Студенты первого курса юридического факультета Сибирского филиала Международного института экономики и права методом ранжирования определили значимые мотивы своей учебной деятельности. Изучив полученные результаты, мы выделили следующие мотивы, которые преобладают в учебной деятельности студентов первого курса (табл. 1).

Таблица 1

Ведущие мотивы учебной деятельности студентов

Ведущий мотив Число студентов

]. Стать высококвалифицированным специалистом абсолютное %

78 92

2. Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности 67 79

3. Приобрести глубокие и прочные знания 55 65

4. Получить диплом 48 57

5. Успешно учиться, сдавать экзамены на «4» и «5» 38 45

6. Получить интеллектуальное удовлетворение 32 38

7. Успешно продолжить обучение на последующих курсах 27 32

8. Достичь уважения преподавателей 24 28

9. Добиться одобрения родителей и окружающих 21 25

10. Не запускать изучение предметов учебного цикла 8 9

11. Быть постоянно готовым к очередным занятиям 7 8

12. Не отставать от сокурсников 5 6

13. Избежать осуждения и наказания за плохую учебу 4 5

14. Быть примером для сокурсников 4 5

15. Постоянно получать стипендию 4 5

16. Выполнять педагогические требования 3 4

Результаты, представленные в табл. 1, позволяют сделать вывод, что на первом курсе студентов интересует будущая профессия и возможность получения информации о пей, а также овладение практическими профессиональными навыками. Сам процесс обучения у студентов первого курса отходит на второй план. Например, на первом курсе им интереснее узнавать о работе следователей, адвокатов, юристов и т. д., а изучение математики или истории менее интересует. Исходя из того, что вуз негосударственный, в институте студентам не выплачивается стипендия. Поэтому мотив «постоянно получать стипендию» не является одним из ведущих мотивов, не смотря на то, что в государственных вузах данный мотив является одним из главных мотивов обучения в вузе.

Полученные результаты исследования позволяют говорить о том, что процесс обучения необходимо построить так, чтобы обучаемые могли испытать чувство удовлетворения от сделанного, эмоциональный подъем от познания нового, увидеть новые перспективы и пути приложения изученного в профессиональной или личной жизни. Тем самым у обучаемых будет формироваться ориентация на переживание таких чувств в будущем, что

приведет к возникновению потребности в творчестве, познании, в самостоятельной учебе, т. е. к появлению положительной устойчивой мотивации учебной деятельности.

Библиографический список

1. Асеев, В, Г. Мотивация поведения и формирования личности [Текст] / В. Г. Асеев-М., 1976.

2. Божович, Л. И, Избранные психологические труды [Текст] / Л. И. Божович — М., 1995.

3. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя -М., 2002.

4. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин — СПб.: Питер, 2000.

5. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики [Текст] / А. Н. Леонтьев-М.. 1972.

6. Маркова, А, К. Формирование мотивации учения [Текст] / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А, Б. Орлов - М., і 990.

7. Мас лоу, А. Е Мотивация и личность [Текст] / А, Г Маслоу - СПб.: Евразия., 1999.

8. Маккеланд, Д. К. Мотивация достижения [Текст] / Д. К. Маккеланд -М., 1998.

9. Немов, Р. С. Психология. Общие основы психологии [Текст] / Р. С, Немов -М., 1998.

10. Орлов, А. Б. Развитие теоретических схем и понятийных систем в психологии мотивации [Текст] / А. Б. Орлов // Вопросы психологии. -1981. - № 5.

11. Реан, А. А. Психодиагностика личности в педагогическом процессе [Текст] / А. А. Реан - СПб.: Питер, 1996.

12. Якобсон, П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека [Текст] / П, М. Якобсон - М., 1969.

13. Электронный словарь: иКХ http://www.giossary.ru дата обращения 26.04.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.