МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012
*
УДК 378 Л. П. БЕРЕСТОВСКАЯ
Филиал Омского государственного педагогического университета в г. Таре
ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА______________________________
В статье представлены результаты исследования по выявлению средств создания высокой мотивационной напряженности студентов в образовательном процессе педагогического вуза. Высокая познавательная мотивация рассматривается как компенсирующий фактор в случае недостаточно высоких способностей студентов. Ключевые слова: учебно-познавательная мотивация, система средств развития непосредственных и опосредованных мотивов.
Одной из главных задач современного вуза является создание системы качества подготовки выпускников. Что означает «качественная подготовка выпускника педагогического вуза»? Прежде всего, она определяется требованиями, предъявляемыми к современному учителю. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается: «...школа требует новых учителей. Понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педа-гогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя — ключевая особенность современной школы» [1, с. 3]. Из приведенной цитаты следует, что обществом предъявляются настолько идеальные требования к педагогу, удовлетворять которым могут только единицы. Вместе с тем многие выпускники школ считают профессию учителя не престижной, сугубо тяжелой, и поэтому в педагогические вузы идет далеко не лучшая (судя по оценкам) часть выпускников школы. Так, по данным приемной комиссии филиала ОмГПУ в г. Таре в 2010 году из 51 поступившего на факультет педагогики и психологии 33% имели документ о предыдущем образовании с оценками «4» и «5», из них 8% имели по каждому из трех предметов на вступительных испытаниях более 50 баллов; из 67 поступивших на математический факультет 43% имели аттестаты и дипломы на «4» и «5», из них у 7% по каждому из трех предметов на вступительных испытаниях более 50 баллов; из 80 поступивших на историко-филологический факультет 46% имели аттестаты и дипломы на «4» и «5», из них у 20% по каждому из трех предметов на вступительных испытаниях более 50 баллов. Следовательно, в среднем в исследуемом вузе 50% обучающихся в школе имели оценки «удовлетворительно». Это свидетельствует о недостаточном уровне школьной подготовки поступивших студентов, который характеризуется следующими показателями: низкий уровень владения содержанием профильных дисциплин (уровень обученности); низкий уровень развития общеучебных умений учебно-познава-
тельной деятельности (уровень обучаемости), в том числе уровень владения интеллектуальными операциями; низкий уровень развития рефлексии (оценка студентами своих возможностей и способностей, видение проблем собственной подготовки). Таким образом, стартовый уровень поступивших первокурсников очень низкий.
Вместе с тем вуз обязан решить задачу качественной подготовки специалиста, соответствующего современным требованиям. Для ее решения необходимо искать внутренние резервы студентов, опора на которые позволит им стать квалифицированными специалистами. В исследованиях А. А. Реана [2] доказывается, что роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей играет высокая познавательная мотивация. В результате изучения процесса обучения в вузе вышеуказанным автором установлено, что фактор мотивации для успешной учебы оказался сильнее, чем фактор интеллекта. Но, согласно данным, представленным в исследовании А. А. Орлова [3], многих нынешних студентов в стены вуза приводит отнюдь не желание познавать, а желание получить диплом о высшем образовании. А. А. Реан утверждает, что никакой высокий уровень способностей не может компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность. Таким образом, развитие высокой познавательной мотивации студентов может выступать одним из факторов повышения качества подготовки выпускников педагогического вуза.
Как известно, исследование мотивации учебной деятельности выступает одним из важнейших направлений фундаментальной проблемы мотивации деятельности и поведения. Данная проблема имеет междисциплинарный характер, поскольку разрабатывается в целом ряде психологических и педагогических направлений. В результате проведенных многочисленных исследований получены важные результаты, раскрывающие закономерности, механизмы, факторы, средства мотивации учения (Л. И. Божович [4], А. А. Вербицкий [5], А. К. Маркова [6], А. Н. Леонтьев [7], А. А. Орлов [3] и мн. др.). Но вместе с тем многие аспекты этой проблемы не решены. Так, например, на сегодняшний день в психологии и в педагогике нет однозначного толкования понятиям «мотив» и «мотивация». На ос-
нове анализа широко известных теорий мотивации (Е. П. Ильин [8], К. Левин [9], А. Маслоу [10], А. Н. Леонтьев [7], С. Л. Рубинштейн [11], Х. Хекхаузен [12] и др.), в рамках нашего исследования мы взяли за основу концепцию А. Н. Леонтьева и его последователей, определяющих мотив как опредмеченную потребность, которая носит внутренний характер, входит в структуру самой деятельности (А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, А. К. Маркова). В. А. Иванников [13] подчеркивает, что мотив является устойчивым образованием мотивационной сферы.
В исследованиях нет четкого разделения понятий «мотивация» и «мотивационная сфера». Мотивацию учебной деятельности рассматривают как систему осознаваемых мотивов учебной деятельности и их ценностных оснований в зависимости от периода обучения [14, 15, 16, 17, 18]. А. А. Реан, исходя из современных психологических представлений по поводу категории мотивация (В. К. Вилюнас, В. И. Ковалев, Е. С. Кузьмин, Б. Ф. Ломов, К. К. Платонов и др.), понимает «под мотивационной сферой личности совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающую направленность личности» [2, с. 86] .
Это понимание аналогично исследованиям Л. И. Божович [4], которая определяет мотивационную сферу личности как иерархию мотивов на основе их осознания и обобщения в поведении и деятельности. Автор акцентирует внимание на том, что мотивационная сфера личности тесно связана с потребностями, которые детерминируют поведение человека. Потребность — это отраженная в форме переживания нужда индивида в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. Наличие потребности подразумевает внутреннее напряжение человека между возможным и желаемым. Состояние напряжения, внутреннего дискомфорта не только естественно, но и необходимо для формирования мотивации. В теории К. Левина источником мотивации считается также система внутриличностного напряжения. Утверждения данных исследователей позволили нам предположить, что для развития высокой познавательной мотивации студентов в вузе необходимо создание ситуации высокой мотивационной напряженности.
В рамках проведенного нами исследования решалась задача выявления средств создания высокой мотивационной напряженности студентов как фактора повышения качества подготовки в педагогическом вузе. На первом этапе решения данной задачи мы рассмотрели виды мотивов студентов, которые входят в иерархическую структуру мотивации.
В структуре мотивации студентов исследователи выделяют такие виды мотивов как: профессиональные, познавательные, прагматические, социальные и мотивы личного престижа. На наш взгляд, в качестве ведущих среди них должны выступать мотивы, порождаемые преимущественно самой учебной деятельностью (учебные интересы; удовлетворение, которое дает студенту трудовое усилие; напряженная интеллектуальная деятельность; преодоление трудностей и т.д.), т.е. познавательные мотивы.
Анализ современных исследований по изучению проблемы мотивов и мотивации студентов позволяет заключить, что часто смешиваются понятия: мотив поступления в вуз, мотив учебной деятельности, мотив учения. Так, отдельные авторы (например, М. А. Хохлова, Н. М. Нечай [19]), исследуя мотивы учебной деятельности, выделяют такие виды мотивов, как познавательные, профессиональные, полу-
чение диплома и другие. На наш взгляд, «получение диплома» может быть мотивом посещения, выбора вуза для обучения, но не мотивом учебной деятельности. Д. Б. Эльконин определял, что учебная деятельность — это деятельность по самоизменению, ее продукт — те изменения, которые произошли при ее выполнении в самом субъекте. Такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. «Ими могут быть только мотивы, непосредственно связанные с ее содержанием, т.е. мотивы приобретения обобщенных способов действий, или мотивы собственного роста, собственного совершенствования» [20, с. 364]. Такие мотивы называются учебно-познавательными. Таким образом, в структуре мотивации студентов следует выделять мотивы поступления в вуз и мотивы учения. В группе мотивов учения — ведущими являются мотивы учебной деятельности. Формируются мотивы учения в целостном образовательном процессе вуза, который состоит из двух компонентов — обучения и воспитания.
На основе установления взаимосвязи познавательных и профессиональных мотивов в структуре мотивации учения в исследовании М. Г. Рогова [17] предлагается выделить две группы мотивов — непосредственные и опосредованные. Они выделяются по критерию взаимосвязанности с овладеваемой профессиональной деятельностью. К первым относятся познавательные мотивы и мотивы, связанные с развитием личности, расширением ее возможности самореализации, самосовершенствования и т.д. Опосредованные мотивы включают в себя не только социальные и стимульные мотивы, но и мотивы достижения. Согласно данной классификации, в структуре мотивации студентов педагогического вуза мы выделяем мотивы непосредственные, которые развиваются в процессе организации учебной деятельности, т.е. учебно-познавательные мотивы и опосредованные. Учебно-познавательные мотивы проявляются на разных уровнях (согласно А. К. Марковой [6]): широкие познавательные (направленность на усвоение знаний), учебно-познавательные (направленность на овладение способами самостоятельного приобретения знаний), мотивы самообразования (направленность на создание специальной программы самосовершенствования). В процессе обучения в вузе познавательные мотивы «трансформируются» в мотивы профессиональные. К опосредованным мотивам мы относим мотивы социальные, стимульные, мотивы достижения, мотивы творческой самореализации. Большие возможности для развития опосредованных мотивов предоставляют научно-исследовательская и внеучебная работа студентов (составляющие целостного образовательного процесса вуза). Для развития высокой познавательной мотивации в вузе необходимо создавать условия для развития как непосредственных мотивов, так и опосредованных. Рассматривая мотивацию студентов в образовательном процессе вуза как систему непосредственных и опосредованных мотивов, очевидно, что повышение уровня одного из мотивов способствует повышению мотивации в целом. Следовательно, для создания высокой мотивационной напряженности студентов необходимо разработать систему средств развития непосредственных и опосредованных мотивов в учебной, научно-исследовательской, внеучебной деятельности на основе учета мотива выбора студентами вуза для обучения.
В исследованиях последних лет рассматриваются различные средства развития и формирования мотивации: Н. М. Бакшаева, А. А. Вербицкий [5] обо-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012
*
сновывают формирование мотивации в контекстном обучении, Е. Л. Афанасенкова [21], Н. С. Киселева [14] в качестве средства формирования мотивации рассматривают тренинги, Н. Н. Павлова [16] устанавливает взаимосвязь разных видов мотивации и системы ценностей студентов. Из имеющегося разнообразия классификаций и видов средств создания высокой мотивационной напряженности (например, Н. М. Бакшаева, А. А. Вербицкий [5]) нами выбраны следующие: особенности личности педагога, содержание образования, методы и формы организации деятельности, способы оценивания. Данные средства позволяют учитывать индивидуальные особенности студентов, их реализация возможна как в учебной, так и в научно-исследовательской, воспитательной деятельности.
На диагностическом этапе проводимого в вузе исследования мы выявили доминирующие мотивы посещения вуза студентов на разных курсах, профилях. Нами была использована широко известная методика Т. И. Ильиной [8]. Данная методика содержит три шкалы: приобретение знаний (стремление к приобретению знаний, любознательность); овладение профессией (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов»). Результаты проведенного на первом курсе исследования показали, что у студентов первого курса всех профилей выбранного для исследования вуза преобладают мотивы получения диплома (33% — 43%) и мотив приобретения знаний (29% — 43%). Мотив овладения профессией имеют не более одной трети студентов (20% — 30%). Полученные результаты изучения мотивов выбора вуза представляют собой характеристику начальных мотивов студентов, на основе которой вузу необходимо разработать систему средств развития мотивации в учебной, научно-исследовательской, воспитательной работе студентов первого курса. Особое внимание следует обратить на студентов, которые пришли в вуз прежде всего для получения диплома. Учитывая низкий уровень их познавательных мотивов, необходимо, проведя дополнительные исследования, выявить их индивидуальные возможности, на основе которых включить во внеучебную деятельность с целью развития опосредованных мотивов. Далее мы сравнили преобладающие мотивы посещения вуза у студентов первого и четвертого курсов разных профилей.
Профессиональный мотив у студентов выпускного курса занимает третье ранговое место так же, как и у студентов первого курса.
Сравнивая же познавательный мотив студентов первого и четвертого курса, из восьми профилей на трех профилях познавательный мотив студентов четвертого курса («Математика», «Информатика», «Физическая культура») выше, чем у студентов первого курса. Для того, чтобы сделать объективные выводы, нам необходимо знать, каков был первоначальный уровень развития мотивов у студентов четвертого курса и каким он станет через четыре года обучения у сегодняшних студентов первого курса. Следовательно, вузу необходимо разработать программу мониторинга уровня развития мотивов студентов.
На следующем этапе исследования мы выяснили, какие средства способствуют высокому познавательному мотиву студентов? Как было указано
выше, специфическим мотивом познавательной деятельности выступает интерес. В этой связи были выявлены предметы, к изучению которых у студентов высокий интерес, и предметы, к которым низкий уровень интереса. Далее студентам был задан вопрос: «Что является причиной высокого/ низкого уровня интереса?» Результаты ответов свидетельствуют, что в качестве причин, вызывающих высокий или низкий интерес к дисциплине, студенты называют содержание изучаемого материала, методы работы и личность преподавателя.
Участники анкетирования поясняли, что на дисциплинах, к изучению которых у них высокий уровень интереса, преподаватель преподносит практикоориентированное содержание, использует активные методы и технологии, а на дисциплинах с низким уровнем интереса в основном используются традиционные репродуктивные методы обучения, отсутствует практическая значимость содержания учебного материала.
С целью анализа средств повышения мотивации, используемых преподавателями, им был задан вопрос «Какие средства мотивации учебно-познавательной деятельности Вы используете?». Ответы преподавателей мы разделили на две группы: преподаватели дисциплин, по которым студенты имеют высокий уровень познавательного интереса и низкий уровень. Рассмотрим полученные результаты.
Преподаватели дисциплин психолого-педаго-гического цикла указали, что они используют следующие средства повышения мотивации: оценка работы студентов (рейтинговая система); эмоциональная форма изложения материала, установка на практическую значимость изучаемого содержания; формирование у студентов умений учиться; создание ситуаций осознания молодыми людьми необходимости высшего образования для достижения успеха в жизни; восстановление положительного отношения к учению; актуализация настойчивости, самостоятельности, активности, инициативности при выполнении учебных заданий.
Преподаватели дисциплин профильной подготовки (предметных дисциплин и методики преподавания) отметили, что они используют такие средства мотивации как демонстрация практической значимости содержания предмета, использование практикоориентированных методов работы, стиль педагогической деятельности, а также факторы формирования «отрицательных» мотивов — показ неудобств, которые возникнут у студентов при невыполнении заданий (отсутствие зачета, отрицательная оценка на экзамене).
Ответы преподавателей свидетельствуют о том, что средства повышения мотивации имеют специфику в соответствии с целями дисциплины. Преподаватели, по дисциплинам которых студенты имеют низкий уровень мотивации, при ответе на вопрос, указали, что «студенты пришли учиться по собственной воле и уже должны быть мотивированы и заинтересованы в изучении дисциплин. Студенты, немотивированные внутренне, будут получать штрафные баллы и неудовлетворительные оценки, которые смотивируют их на получение положительных оценок».
С целью изучения развития у студентов опосредованных мотивов, формирующихся в научно-исследовательской внеучебной деятельности, им был задан вопрос: «В каких видах научно-исследовательской и воспитательной деятельности вы принимаете участие?».
В различных видах НИРС принимают участие от 3% на первом курсе до 45% студентов четвертого курса. Наибольшее количество студентов принимают участие в студенческих научно-практических конференциях. Из них 70% отмечают, что им нравится принимать в них участие. 53% участвующих отмечают, что им нравится принимать участие в конкурсах студенческих грантов, 51% — в олимпиадах, 44% — в студенческом научном обществе. Наибольшее количество студентов принимают участие в таких воспитательных мероприятиях, как праздник первокурсника (80%), посвящение в студенты (83%). Отмечают, что нравится принимать участие в воспитательных делах: 83% — в празднике первокурсника, 90% — в посвящении в студенты, 67% в торжественном мероприятии, посвященном Дню Победы, 59% — в заседании студенческого «Спор-клуба», в проведении «Дня открытых дверей», 58%, 57%, 55% — в конкурсе «Студент года», в городских спортивных мероприятиях, в награждении на доску почета (соответственно). Студенты указывают, что участие в научно-исследовательской и внеучебной деятельности способствует развитию их творческих способностей, личностному росту, достижению уважения среди товарищей, сокурсников, самореализации. Полученные данные подтверждают, что в научно-исследовательской и воспитательной деятельности развиваются опосредованные мотивы студентов.
Таким образом, проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Мотивация студентов в педагогическом вузе представляет собой систему непосредственных и опосредованных мотивов, ведущими среди которых являются познавательные.
2. С целью развития высокой познавательной мотивации студентов (как фактора повышения качества подготовки) вузу необходимо создать систему средств развития непосредственных и опосредованных мотивов в целостном образовательном процессе (в учебной, научно-исследовательской, воспитательной деятельности студентов) на основе учета мотивов выбора студентами образовательного учреждения и разработать программу мониторинга развития мотивов студентов.
3. Высокий уровень мотивации студентов является основой развития будущего профессионального роста выпускников, их самореализации в дальнейшей жизни.
Библиографический список
1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http: // mon.gov.ru/dok /akt/ 6591/ (дата обращения : 22.12.2010).
2. Баранов, А. А Психология адаптации личности [Текст] : науч.-учеб. пособие / А. А. Баранов, А. Р. Кудашев, А. А. Реан. — СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 479 с.
3. Орлов, А. А. Развитие познавательного потенциала студентов в образовательном пространстве педагогического вуза [Текст] / А. А. Орлов // Педагогика. — 2009. — № 8. — С. 47-57.
4. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л. И. Божович // Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М. : Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997. — 352 с.
5. Бакшаева, Н. А. Психология мотивации студентов [Текст] : учеб. пособие / Н. А. Бакшаева, А. А. Вербицкий. — М. : Логос, 2006. - 184 с.
6. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст]: / А. К. Маркова. - М., 1983. — 96 с.
7. Леонтьев, А. Н. Деятельность Сознание. Личность. [Текст] / А. Н. Леонтьев. — М. : Изд-во МГУ, 1975. — 304 с.
8. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2000. — 512 с.
9. Левин, К. Намерения, воля и потребность [Текст] / К. Левин // Левин, К. Динамическая психология. Избранные труды. — М. : Смысл, 2001. — С. 125— 164.
10. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу ; Терминологическая правка В. Данченко. — СПб. : Питер, 2003. — 352 с.
11. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. — СПб., 2002. — 720 с.
12. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность [Текст] / X. Хекхаузен. — 2-е изд. — СПб. : Питер; М. : Смысл, 2003. — 860 с.
13. Иванников, В. А. Формирование побуждения к действию [Текст] / В. А. Иванников // Вопросы психологии. — 1985. — № 3. — С. 113—123.
14. Киселёва, Н. С. Формирование учебно-профессиональной мотивации студентов младших курсов педагогических специальностей вуза средствами психологического тренинга [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Н. С. Киселёва. — СПб., 2007. — 23 с.
15. Мешков, Н. И. Становление учебно-профессиональной мотивации студентов в процессе подготовки педагогических кадров в университете [Текст] : дис. ... д-ра психол. наук / Н. И. Мешков. — Саранск, 1993. — 383 с.
16. Павлова, Н. А. Мотивация учебной деятельности студентов педагогического вуза [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Н.А. Павлова. — Ярославль, 2005. — 24 с.
17. Рогов, М. Г. Структура мотивации учения в системе непрерывного профессионального образования [Текст] / М. Г. Рогов // Психология и практика. Т. 4. Вып. 2. — Ярославль, 1998. — С. 174— 175.
18. Романов, А. М. Педагогические условия и средства формирования смыслообразующей мотивации студентов в информационно-образовательной среде [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / А. М. Романов. — Нижний Новгород, 2009. — 48 с.
19. Нечай, Н. М. Исследование резервов мотивации студентов к учебной деятельности [Текст] / Н. М. Нечай, М. А. Хохлова // Омский научный вестник. — 2011. — № 6(102). — С. 149 — 152.
20. Эльконин, Д. Б Детская психология [Текст] : учеб. пособие / Д. Б. Эльконин ; ред.-сост. Д. Б. Эльконин. — 3-е изд., стереотип. — М. : Академия, 2006. — 384 с.
21. Афанасенкова, Е. Л. Мотивы учения и их изменение в процессе обучения студентов вуза [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е. Л. Афанасенкова. — Москва, 2005.- 23 с.
БЕРЕСТОВСКАЯ Людмила Петровна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), первый заместитель директора.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.06.2012 г.
© Л. П. Берестовская
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (111) 2012 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ