МОТИВАЦИЯ ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПОЭМЫ Н. А. НЕКРАСОВА «РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ»
MOTIVATING SEARCHING WORK IN 7TH-GRADE LITERATURE CLASS ON NEKRASOV'S POEM «RUSSIAN WOMEN»
О. С. Казеева
В статье рассказывается о мотивации поисковой деятельности на уроке литературы, предполагающей речевую работу по расширению активного словаря учащихся, по формированию монологической речи, в которой ученик фиксирует собственные достижения, полученные в результате прохождения алгоритма, сформированного либо учителем, либо учащимися.
O. S. Kazeeva
The article is about motivating research in a literature class which implies speech work on expanding the students' active vocabulary, on developing their monologue skills in which students put down their own achievements resulting from following an algorithm created by either their teacher or by the students.
Ключевые слова: восприятие, организация учебного процесса, поисковый метод, применение поискового метода, заочная экскурсия.
Keywords: perception, organization of educational process, searching method, use of the searching method, distance tour.
В статье анализируется поэма Некрасова «Русские женщины». Представлен дифференцированный подход к организации поисковой деятельности на уроке, чем, собственно, достигается высокий результат у детей с различными типами нервной деятельности. Принципиально новым в методологическом отношении является основательная работа с текстом: ученик работает со словарем, не полагаясь на собственное представление о семантике таких слов, как «острог», «рудник», «каторга» и др. или «подвиг», «жертвенный поступок», «отважный поступок» и др.
Начинается урок с чтения учащимися стихов А. С. Пушкина: «Редеет облаков летучая гряда...», «Таврида», «Не пой, красавица, при мне...», «На холмах Грузии», посвящение к «Полтаве», строфа XXIII из первой главы «Евгения Онегина».
Слово предоставляется «пушкиноведам», они представят результаты своей работы и расскажут о том, кому посвящены эти строки.
Учитель. Судьба М. Волконской пересеклась с судьбой великого поэта. Она - женщина, символ Родины, символ терпения. Будьте и вы достойны тех прекрасных муз, которые вдохновляют. Вглядитесь в лики этих женщин (обращает внимание на экран) - в них вы увидите и черты ваших матерей, свои собственные черты, дорогие девочки. Нам многое дано, ведь недаром именно женщина вдохновила поэтов, художников, музыкантов на создание шедевров.
На доске портрет М. Волконской. Здесь уместно предложить учащимся зачитать строки из поэмы, в которых Мария рассказывает о том, что была знакома с Пушкиным, описывает себя в юности.
Ожидаемый ответ учащихся:
Со слов: «И Пушкин тут был... Я узнала его» (гл. 4).
«...Яучилась всему,/Что нужно богатой дворянке...» (гл. 1).
«...Была я всегда царицею бала:/Очей моих томных огонь голубой /И черная с синим отливом /Большая коса и румянец густой / На личике смуглом, красивом, / И рост мой высокий / и гибкий мой стан /И гордая поступь - пленяли / Тогдашних красавцев...» (гл. 1).
Предложим прочитать учащимся текст с экрана.
Марии Николаевне было двадцать лет. Она была хороша собой, любила светские развлечения, балы, музыку. Легенда превратила Марию Николаевну, во-первых, в пушкинскую «музу», во-вторых, в женщину героическую, посвятившую жизнь свою подвигу во имя верности. Тайну этой Женщины, загадку ее Характера, Любви, Судьбы, Жизни пытаются разгадать уже несколько поколений историков и просто любителей старины. Имя княгини Марии Николаевны Волконской, урожденной Раевской, дочери прославленного генерала и жены генерала-декабриста, стало таким легендарным, так прочно связано с историей России, что никогда не будет забыто.Но будет ли понятен до конца Путь той, что скрывалась за тремя буквами «кн. М. Н. В.»? Ее женская преданность и любовь стала почитаться, как подвиг. Попробуем если не разгадать, то хотя бы попытаться приподнять завесу загадки.
Учащиеся зачитывают строки из поэмы:
Рассказ об отце со слов «Нашрод был богатый и древний.. » (гл. 1).
Юность. Со слов «Училась я много; на трех языках / Читала. Заметна былая / В парадных гостиных, на светских балах,/Искусно танцуя играя...» (гл. 3).
Предоставим слово «историкам», которые расскажут о восстании в России. (Рассказ может сопровождаться слайдами: К. И. Кольман «Сенатская площадь 14 декабря 1825 года», В. Носков «Иллюстрация к стихотворению «В "Сибирь"».)
Вслед за «историками» берут слово «юристы». Ученик читает содержание бумаги, которую подписала М. Волконская. С этого дня до самой смерти она терпела невзгоды, страдания и лишения узницы. Поступок М. Волконской требует многих комментариев и пояснений. Чтобы решить поставленную задачу, представляется необходимым познакомить учащихся с историей ее замужества.
После выступлений представителей различных групп можно обратиться к учащимся с вопросом: «Каким было отношение у Марии к браку?» (Как к делу государственной важности.)
Переходим к выступлению учащихся, которым было предложено накануне урока, используя источники Интернета, ответить на вопрос: «Что же в понимании людей 20-хгг. XIXв. представляла Сибирь?» Рисковала ли М. Волконская, отправляясь в Сибирь?
«"Дно мешка', конец света, за тридевять земель. Для самого быстрого курьера - более месяца пути. Бездорожье, разливы рек, метели и леденящий душу ужас перед сибирскими каторжниками - убийцами и ворами, каким-то мрачным, ледяным адом, откуда, как с того света, возврат был невозможен и где царствовал произвол» [1].
Ответ дополняется выразительным чтением текста со слов «Сначала / Сказал государь, / Куда я поехать желала, / Как грубы там люди, как жизнь тяжела....» (гл. 3).
После выступления учащихся можно провести беседу: Как объясняет Некрасов, автор поэмы «Русские женщины», поездкой в Сибирь отношение Марии к браку? Почему Мария с упорством идет за мужем? В чем заключался смысл жизни княгини?
Автор поэмы поездку в Сибирь вслед за мужем объяснил как евангельский по духу поступок. Марией движет чувство сострадания и чувство супружеского долга.
Пойти за мужем, быть верной ему и в счастье, и в лихую годину - таков долг женщины-христианки.
Что же побудило Марию Волконскую отправиться за мужем в Сибирь?
Вновь слово берут «историки». Они знакомят нас с жизнью декабристов в первые годы каторги.
Теперь перейдем к поэме Некрасова «Русские женщины». Какие строки, какие сцены вам кажутся наиболее волнительными? Предложим учащимся прочитать самый выразительный, на их взгляд, эпизод поэмы.
Волнующей была первая встреча с мужем. У Некрасова в его вдохновенной поэме «Русские женщины» есть такие строки:
Я сбросила шубу.... Бегу на огонь,
Как бог уберег во мне душу!
Попавший в трясину испуганный конь
Так рвется, завидевши сушу...
Святая, святая была тишина!
Какой-то высокой печали,
Какой-то торжественной думы полна. <...>
Если учащиеся затрудняются с ответом, поможем почувствовать пафос, торжественность, для этого воспользуемся приемом комментированного чтения. Можно показать фрагмент из кинофильма «Звезда пленительного счастья». После комментированного чтения обратимся к учащимся с вопросами. Что стоит за словами «оковы к губам приложила»? (Сцену наблюдают «декабристы».)
Сострадание. Она разделяет судьбу декабристов, понимает - здесь преклонение не только перед мужем, но и перед их подвигом. По поступкам можно судить о «прекрасном русском сердце княгини»: о ее доброте, любви, милосердии, о ее бескорыстии и умении «раствориться в жизни князя».
Что она хотела сказать своим жестом?
Такой поступок свидетельствует о глубоком уважении ее к человеку, пострадавшему за «порыв чистого и бескорыстного патриотизма». Она не побоялась жестких и страшных последствий и полностью разделила с мужем его участь, показывая тем, что ни в чем его не винит. При свидании с мужем она целует его цепи в знак признательности, тем самым благословляя подвиг и самоотверженность участников восстания. Марию Николаевну привело в Сибирь благоговение перед подвигом мужа. Вполне очевидно одно и то, что Марии Волконской нужны были определенные обстоятельства, чтобы раскрылась энергия и благородство ее натуры.
Учитель. Все женщины по прибытии в Сибирь давали подписку об отказе от семейной жизни. Свидания с мужьями разрешались по часу два раза в неделю в присутствии офицера. Поэтому женщины часами сидят на большом камне против тюрьмы, чтобы иногда перекинуться словом с узниками. Только здесь молодые аристократки научились понимать всю ценность жизни.
Послушав сообщение «историков», ответим на вопрос: «Какое значение имел приезд жен для декабристов?» Можно ли сказать, что жизнь этих женщин трагическая?
Этого в поэме мы не увидим, но знаем, что они были счастливы.
«Биограф». «Заключенных всегда окружали солдаты, так что жены могли их видеть только издали, - пишет жена декабриста Полина Анненкова. - Князь Трубецкой срывал цветы на пути своем, делал букет и оставлял его на земле, а несчастная жена подходила поднять букет только тогда, когда солдаты не могли этого видеть. <...> Таким образом, они провели семь месяцев в Нерчинске, а потом были переведены в Читу. Женщины жили вблизи тюрьмы в простых деревенских избах, сами готовили еду, ходили за водой, рубили дрова, топили печь».
Предложим учащимся найти в тексте описание рудника. Читаем со слов «... Темно было в нем и душно...» (гл. 6):
Проклятая шахта похожей
На ад!...
Невольно пред ним я склонила Колени, - и прежде чем мужа обнять, Оковы к губам приложила!..
Орудья подземных работ на пути, Провалы, бугры мы встречали. Работа кипела под звуки оков,
Под песни, - работа над бездной!
Стучались в упругую дверь рудников
И заступ и молот железный.
Там с ношею узник шагал по бревну...
Следующая часть урока будет проходить по алгоритму организации поисковой деятельности учащихся на уроке.
Алгоритм
1. Дать лексическое значение слов (подвиг, самопожертвование, жертвовать, поступок).
2. Опираясь на проделанную словарную работу, подготовить аргументированный ответ.
3. Использовать в доказательство цитаты из поэмы.
4. Сделать выводы.
Словарная работа
(Дома учащимся было предложено поработать со словарем С. И. Ожегова и объяснить лексическое значение слов. Проверим выполненную учащимися работу.)
Что есть подвиг?
В словаре С. И. Ожегова дается следующая трактовка:
Подвиг - героический, самоотверженный поступок.
Самопожертвование - жертвование своими личными интересами ради других.
Жертвовать:
1. Приносить в дар безвозмездно делать вклад куда-нибудь.
2. Подвергать опасности; поступаться кем-нибудь или чем-нибудь ради кого-нибудь или чего-нибудь.
Поступок:
1. Совершенное кем-то действие.
2. Решительное активное действие в сложных обстоятельствах.
Согласны ли вы с тем, что Мария Волконская совершила подвиг, отправившись в Сибирь?
Обобщение
Подвиг - героический, самоотверженный поступок. Мария выросла в атмосфере столичного большого света, принадлежала к благородному сословию. Девятнадцатилетняя девушка имела возможность путешествовать, блистать в свете, воспитывать детей в нормальных условиях. Познав изобилие, она отказались от богатства, удобств привычной жизни, от всех гражданских прав и на многие десятилетия обрекла себя на тягостные условия жизни
Во имя чего она совершила этот подвиг длиною в целую жизнь?
Мария сумела подчинить свои интересы супружескому долгу. Это самоотверженная жизнь во имя сохранения семейных ценностей, традиций, любви.
Вывод
Жизненный путь М. Волконской - любовь, самопожертвование для семьи, которые переросли в подвиг.
Многие задают вопрос, что такое Любовь, но не многие верят в ее действенную силу. В доказательство предложим учащимся прочитать фрагменты из поэмы:
«Первая встреча Марии и Сергея после приговора» (гл. 2).
«Размышления перед отъездом из родительского дома» (гл. 3).
И тихо шепнула: «Я все поняла. Люблю тебя больше, чем прежде....»
- Что делать? И в каторге буду я жить (Покуда мне жизнь не наскучит).
- Ты жив, ты здоров, так о чем же тужить? (Ведь каторга нас не разлучит?)
Делила с ним радость, делить и тюрьму Должна я... Так небу угодно!... Простите, родные! Мне сердце дано Мое подсказало решенье. И верю я твердо: от Бога оно!
Отец! Ты не знаешь, как дорог он мне!
Я в нем полюбила героя... Позднее я в нем полюбила отца Малютки, рожденного мною.
Последнюю, лучшую сердца любовь В тюрьме я ему подарила! Напрасно чернила его клевета, Он был безупречен, чем прежде, И я полюбила его, как Христа... В своей арестантской одежде Теперь он бессменно стоит предо мной, Величием кротким сияя. Терновый венец над его головой, Во взоре - любовь неземная.. Учитель. Мария Николаевна умирала летом 1863 года... в семье дочери. Сам князь, скованный параличом и подагрой... был в семье сына. Он не смог приехать к жене, чтобы проститься с нею, но детям своим писал: «.как жена, как мать - это неземное существо, или, лучше сказать, она уже праведная в сем мире. Смысл ее жизни в самопожертвовании для нас...»
Как вы понимаете значение слов «Смысл ее жизни в самопожертвовании для нас.»? Ожидаемый ответ учащихся:
Читая первые строки поэмы, я представляю себе картину. За столиком сидит Мария Волконская, перебирая привезенные предметы из Сибири: коллекцию бабочек, железный браслет. У Некрасова есть строчки, в которых, обращаясь к внукам, Мария произносит: «Я им завещаю альбом - и цветы с могилы сестры - Муравьевой». Только узнав о жизни жен декабристов в Сибири, начинаешь понимать, что стоит за этими. А в слово «завещаю», сказанное главной героиней, вкладываешь иной смысл. Мария Волконская завещала потомкам хранить в памяти имена дорогих ей людей.
Воистину высок и свят их подвиг незабвенный. К ней и к другим мужественным русским женщинам относятся проникновенные строки поэмы Некрасова: Пленительные образы! Едва В истории какой-нибудь страны
Вы что-нибудь прекраснее встречали. Их имена забыться не должны. Обобщение
Мария путем бескорыстной и самоотверженной Любви, выполнила великий космический закон - Закон бескорыстной Любви. Она и другие жены и невесты декабристов своим порывом, своей деятельностью доказали, что Любовь в их сердцах - это сила, способная изменить жизнь, наполнить ее светом в самых мрачных казематах, в каторжных, воистину нечеловеческих условиях. В своем сердце она принесла огонь Любви на край света и обогрела им всех, кто нуждался в помощи. Она сделали все, чтобы не умерла Любовь. Она сделали все, чтобы и мы, перешагнув страхи, боли и разочарования, поверили в Любовь. А если мы сможем преклониться перед великой Любовью других, то Любовь тогда сможет проснуться и в нас, в наших сердцах. Только тогда из искры, которую высекла Мария Волконская и другие любящие женщины, и возгорится на Земле великое пламя бескорыстной Любви, и очистятся наши сердца. Она знала, что без бурь человеческое сердце не выстрадает мгновений счастья, без порыва не свершится подвиг.
Какими качествами обладала М. Волконская? Решительность, стойкость, душевная щедрость, преданность..
Подтвердим это примерами из текста:
Теперь расскажу вам подробно, друзья,
Мою роковую победу.
Вся дружно и грозно восстала семья,
Когда, я сказала: «Я еду!»
...Но волю мою... не сломили!
Делила с ним радость, делить и тюрьму Должна я... Так небу угодно!...
Я думала, думала... Лежа в углу На мерзлой и жесткой рогожке. Сначала веселые были мечты: Я вспомнила праздники наши, Огнями горящую залу, цветы, Подарки,заздравные чаши...
А ночью ямщик не сдержал лошадей, Гора была страшно крутая, И я полетела с кибитки моей С высокой вершины Алтая!
По-прежнему вьюга крутится... И я равнодушна к тревоге твоей И к стонам твоим, непогода! Своя у меня роковая тоска, И с ней я борюсь одиноко... (гл. 5)
Идите, идите! Вы сильны душой, Вы смелым терпеньем богата... (гл. 4) (Говорит Пушкин при встрече Марии В.)
Решимость мою сожалея (гл. 3) (государь при встрече)
Ее женская преданность и любовь стали почитаться как подвиг. Многие бы женщины смогли на такое решиться? Те качества, которые вы перечислили, свойственны только женщинам XIX в.? Какие характеристики русских женщин, данные Н. А. Некрасовым, необходимо помнить? И для чего?
(Ответ учащихся.)
Урок завершаем выразительным чтением отрывков из поэмы:
Душе моей милого голоса звук Мгновенно послал обновленье, Отраду, надежду, забвение мук, Отцовской угрозы забвенье! И с криком «иду!» я бежала бегом, Рванув неожиданно руку, По узкой доске над зияющим рвом Навстречу призывному звуку... «Иду!...» Посылало мне ласку свою Улыбкой лицо испитое... И я побежала... И душу мою Наполнило чувство святое. Подведение итога урока
На экране текст, который читают дети и записывают в тетрадь.
Марии Николаевне Волконской принадлежат поразительные по своей точности и искренности слова. Сегодня они звучат как завещание нам. «Если даже смотреть на убеждения декабристов как на безумие и политический бред, все же справедливость требует признать, что тот, кто жертвует жизнью за свои убеждения, не может не заслуживать уважения соотечественников. Кто кладет голову свою на плаху за свои убеждения, тот истинно любит отечество, может быть и преждевременно затеял дело свое».
Задание: Ответьте письменно на вопрос по выбору:
- В чем подвиг декабристов в понимании современников? Подтвердите вашу мысль строками поэмы.
- В чем подвиг русских женщин, отправившихся в Сибирь за мужьями-каторжниками? Подтвердите вашу мысль строками поэмы.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Павлюченко Э. «Пока смерть не разлучит нас». Жены декабристов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.wild-mistress.ru/wm/ wm.nsf/publicall/2008-05-01-970051.html (дата обращения 05.08.2011).
2. Волконская М. Н. Записки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://decemb.hobby. ru/index.shtml?memory/volk_m (дата обращения 05.08.2011).
3. Забурова Н. Все его дочери - прелесть [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/ Main?textid=1849&level1=main&level2=articles (дата обращения 05.08.2011).
4. Куранов Ю. Н. Великая прекрасная княгиня // Тепло родного очага. - Калининград, 2003.
- С.81.
5. Некрасов Н. А. Избранная лирика. Книга первая / Вступит. ст. и коммент. Н. Н. Скатова. - М.: Синергия, 1997. - 416 с., ил.
6. Обоймина Е., Татькова О. Биография Марии Николаевны Волконской [Электронный ресурс].
- Режим доступа: И^р^/шшшЛоппеЬ ru/?1=gz1&uid=436&op=bio (дата обращения 05.08.2011).
7. Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. - 23-е изд., испр. - М.: Русский язык, 1990. - 917 с.
8. Мельник В. «Святые» богоборцы в произведениях Некрасова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //palomnic. org/bibl_lit/obzor / nekrasov/1/ (дата обращения 05.08.2011).
9. Мемуары графа Олизара // Русский вестник. -1893. - № 9. - С. 103.
10. Православная семья. - Т. 1. - СПб., 1996. - С. 259-260.
РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЛИЦЕЯ В ИГРАХ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
DEVELOPING THINKING POTENTIAL OF PHYSICS AND MATHEMATICS LYCEUM STUDENTS BY MEANS OF GAMES IN LITERATURE LESSONS
Н. Н. Рогожкина
Игровая деятельность на уроках литературы в физико-математическом лицее необходима как с психологической (релаксация), так и с педагогической (поведенческий алгоритм, умение работать в группах) точки зрения. Игры помогают эффективнее усваивать сложный материал и развивать логическое мышление и речь учащихся, а также побуждают мозг к действию: поиску оптимальных решений, желанию узнать больше. Играя, подросток раскрывает свой характер, темперамент, проявляет способности, а главное - формируется как разносторонне и духовно развитая личность.
Ключевые слова: игровая деятельность, викторины, кроссворды, элементы инсценирования, мультимедийный ресурс.
N. N. Rogozhkina
Playing activity in literature lessons in the physics and mathematics lyceum is necessary from both psychological (relaxation) and pedagogical (behavioral strategy, teamwork) points of view. Games help to understand complicated topics more easily and develop students' logic and speech. Games also prompt the brain to act, i.e. to find optimal solutions and learn more. While playing, teenagers reveal their character, temperament, demonstrate their abilities and, which is the most important part, develop their individuality in different mental and spiritual aspects.
Keywords: playing activity, quizzes, crossword puzzles, role plays, multi-media resources.
В царской России лицей считался высшим учебным заведением для привилегированных детей, готовящихся к государственной службе [1]. Сегодня лицей дает повышенную подготовку лишь по некоторым предметам, обеспечивает благоприятные условия для развития творческого потенциала учащихся. Но как во времена создания лицея, так и сейчас большое внимание уделяется подростку как личности высоконравственной, интеллектуальной, социально зрелой, творческой и физически здоровой.
Следовательно, попав в образовательное пространство физико-математического лицея, подросток должен хорошо усваивать материал не только профильных предметов, но и общеобразовательных, среди которых мы выделяем литературу.
В программах основного общего образования (стандарты второго поколения) [2, с. 5, 7] мы видим, что при изучении предмета «Литература» на первом месте стоят следующие цели: формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности. А личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов.