Научная статья на тему 'Проектная деятельность как один из методов патриотического воспитания'

Проектная деятельность как один из методов патриотического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2594
407
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТОВ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГИПОТЕЗА / МОТИВАЦИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОИСКОВАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕРЕС / «ДИЗАЙН-ПЕТЛЯ»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кравец Елена Анатольевна, Филонова Яна Юрьевна

В статье автор раскрывает один из возможных приемов патриотического воспитания через участие учащихся в проектной деятельности. Пошагово показывает кропотливую работу учителя и ученика от момента мотивации до получения конечного продукта. Особо автор обращает внимание на личную заинтересованность учащегося в результате, на его самостоятельный и творческий поиск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность как один из методов патриотического воспитания»

Эксперимент и инновации в школе

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ

№ 3/2015

Е.А. Кравец, Я.Ю. Филонова

Проектная деятельность как один из методов патриотического воспитания

Аннотация

В статье автор раскрывает один из возможных приемов патриотического воспитания через участие учащихся в проектной деятельности. Пошагово показывает кропотливую работу учителя и ученика от момента мотивации до получения конечного продукта. Особо автор обращает внимание на личную заинтересованность учащегося в результате, на его самостоятельный и творческий поиск.

метод проектов, патриотическое воспитание, гипотеза, мотивация, самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность, интерес, «дизайн-петля».

«Мы не выживем физически, если погибнем духовно ».

Д.С. Лихачев

Метод проектов, возникший из идеи свободного воспитания в начале прошлого столетия, не является новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям XXI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся окружающем мире.

В основе метода лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания, найти недостающую информацию в информационном поле; выдвигать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи [5, С. 8]. Он позволяет формировать не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности, способствует осуществлению духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.

В настоящее время идет отход от «классического» формирования знаний, умений и навыков и переход к идеологии развития на основе личност-но-ориентированной модели образования, в которой исследовательские, творческие методы обучения играют ведущую роль. В арсенале подобных педагогических средств и методов обучения проектирование рассматривается как основной вид учебной деятельности [6, С. 4].

Актуальность данной темы обусловлена процессами, происходящими в современном российском обществе. Об остроте вопросов, связанных с патриотическим воспитанием свидетельствует их рассмотрение на высоком государственном уровне. Так в июле 2014 г принята Концептуальная часть четвертой государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 годы», где определена система мер по формированию патриотического мировоззрения молодежи.

Одна из главных целей работы с учащимися в рамках проектной деятельности — воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свои истоки.

Для творческого учителя проектный метод стал неотъемлемой составляющей процесса обучения.

Так, в нашей школе ежегодно проводятся научно-практические конференции членов научного общества учащихся «Дети — творцы XXI века». Лучшие конкурсные исследовательские проекты получают право участия в муниципальной научно-практической конференции старшеклассников «Будущее науки». Многие работы учеников нашей школы неоднократно были удостоены дипломов победителей и призеров муниципального уровня.

Поэтому, основываясь на многолетнем опыте, можно сказать, что дети способны выполнить достаточно серьезные проекты, при условии личной заинтересованности в работе.

Перед каждым учителем в начале работы возникает вопрос: как создать мотивацию к проектной деятельности. С чего начать — сначала определиться

с темой исследования, а потом мотивировать учащихся или начать с мотивации, а тема родится в процессе общения?

В данном случае имел место третий вариант.

После одной из таких конференций, где много работ старшеклассников было посвящено героическим страницам Первой мировой войны (к 100-летнему юбилею) ко мне подошла учащаяся 8-го класса с предложением о создании собственного проекта, (они недавно изучили тему «Восстание декабристов»).

Работа началась в апреле 2014 года с изучения темы и подбора малоизвестного материала в научных источниках, периодике и мемуарах. В частности, Е.Л. Кудрявцева поднимает проблему использования материала художественного кинематографа на занятиях с целью создания у учащихся верного образа носителя данной национальной картины мира во всей ее амбивалентности [7, С. 29-31]. В своих статьях Е.Л. Кудрявцева делится опытом проведения семинаров по страноведению России и русскому языку, где основным компонентом выступает понимание обучающимися специфики русской национальной культуры [3].

Е.П. Купцова пишет, что особую значимость при работе по методу проектов имеет умение учителя создать ситуацию успеха у учащихся, что способствует повышению мотивации детей, укреплению интереса к предмету и изучаемой теме, росту уверенности в своих силах [4].

Л.В. Голоднова отмечает, что школьные макропроекты служат наиболее эффективным механизмом реализации миссии школы, что ведет ребенка по пути социального успеха и признания его значимой для учащегося на любом этапе обучения референтной группой[1].

В работе О.В. Громовой говорится о том, что при условии ориентации на личность ребенка, на его духовные потребности, проектная деятельность помогает сформировать личность с богатым внутренним миром и правильными духовно-нравственными ориентирами, что также способствует достижению личностных результатов в соответствии с ФГОС [2].

В.Ю. Хотинец утверждает, что проектно-иссле-довательская деятельность учащихся способствует не только повышению учебной и социальной мотивации, но и развивает поликультурную компетентность старшеклассников [9].

К сентябрю месяцу уже накопилось большое количество фактического материала и малоизвестных сюжетов по данной теме. Наступил момент осознания и систематизации собранного материала.

Работа над систематизацией заняла несколько недель, т.к. занятия проходили только раз в неделю. И здесь произошла первая метаморфоза — проект начал жить «своей жизнью» и диктовать нам свои правила. По мере изучения материала тема самого подвига декабристов стала уходить на второй план. Поводом для этого послужило знакомство уча-

щейся с мемуарами Марии Николаевны Волконской — жены декабриста С.Г. Волконского.

Принято считать, что в патриотическом воспитании обязательно должны присутствовать материалы о войнах, сражениях, победах наших великих предков. Однако автор проекта — Яна — предложила свой вариант.

А разве любовь к Родине не начинается с любви к матери, а разве подвиг нельзя совершить во имя любви не только к Родине, но и к человеку? А разве эти два понятия могут для русского человека существовать отдельно друг от друга?

Мы задались этим вопросом и попыткой ответа на него, в результате долгой и творческой работы появился исследовательский проект- «Жена декабриста» — кто она?» [8].

Итак, из темы о подвиге декабристов проект стал превращаться в сюжет о женах декабристов. Учащаяся прочитала ряд произведений, посвященных именно судьбам жен декабристов: Марич М. «Северное сияние. Исторический роман в двух книгах», Ликум А. «Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей», Славкин В. «Все обо всех» и др.

Хочется особо отметить высочайшую степень мотивации Яны. Интерес к работе, безусловно, вызывала сама тема: чем больше в нее погружаешься, тем больше она затрагивает душу и сердце. Следующая особенность заключалась в том, что задано было только направление поиска. Для ученицы это была действительно исследовательская работа. Любая проблема, которую ты «нащупал» сам, уже содержит стимул к ее решению.

Сюжетная линия поменялась, а это требовало изменения и плана работы. После долгих споров были выработаны основные направления поиска, в ходе которого нужно добыть и проанализировать информацию, а так же новые источники:

1) исследование подвига жен декабристов;

2) исследование понятия «жена декабриста» в современном обществе;

3) социологическое исследование о восприятии этого выражения взрослыми людьми и сверстниками.

Таким образом, было предоставлено поле для творческой самостоятельной работы в русле обозначенной проблемы. В ходе работы мысль автора работала конструктивно, анализ добытых материалов высвечивал новые грани исследования.

Как мы уже отмечали, проект жил «своей жизнью». В день празднования Дня защитника Отечества учащаяся очередной раз посмотрела фильм «Офицеры» и слова знаменитой песни: «Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой...» запали в душу. Так родилась третья сюжетная линия проекта. Теперь это был не просто проект на историческую тему, а мульти предметная исследовательская работа. Сюда вошли сюжетные линии из истории России, истории искусства и литературы, кинематографа и театра. Перед нами проно-

сились картины взаимоотношений не только декабристов и их жен, но и Грибоедова и Чавчавадзе, Мастера и Маргариты, Маши Мироновой и Гринева, Шагала и Розенфельд, Резанова и Кончиты. И всюду прослеживалась мысль о величайшем подвиге во имя любви в прошлом и настоящем России.

Тогда же появилась необходимость в корректировке гипотезы. Теперь она звучала так — если в истории нашей страны в прошлом были примеры героических поступков жен, разделивших все тяготы и лишения со своими мужьями, то есть ли место этому поступку в наше время, и изменилось ли с годами отношение к нему у моих современников?

Интересен своими вопросами и социологический опрос, они были тщательно продуманы, а ответы прокомментированы, сделан вывод.

Последний шаг в проектной деятельности—рефлексия, анализ проделанного исследования. Именно поэтому алгоритм проектной деятельности и называют — «дизайн-петля»: соединяя посредством рефлексивного анализа конечный результат с началом работы, мы замыкаем круг нашей деятельности.

В заключении своей работы автор проекта пишет: «Мы — поколение прагматиков, мы вырастаем уже совсем на других идеалах, однако, я считаю, что наш долг сохранить память о примерах Великой любви в прошлом и передать ее будущим поколениям. Да, время меняется, и, следовательно, меняется отношение к жизненным ценностям. Но любовь, которую проносят люди через все тяготы и невзгоды, всегда была, есть и будет высшим чувством, которое является не подвигом, а уже настоящим смыслом жизни, в этом и состоит актуальность темы моего исследования» [8]

Свой вывод Яна подтвердила видеорядом, соединив воедино музыку из рок-оперы «Юнона и Авось» и фильма «Звезда пленительного счастья»

Литература

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Голоднова Л.В. Школьные макропроекты как механизм реализации миссии школы. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2011. № 5.С. 30-35.

Громова О.В. Как воспитать отзывчивость души. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2014. № 5. С. 52-54.

Кудрявцева Е.Л. История и культура России на экранах мира. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2013. № 2.С. 78-80. Купцова Е.П. Создание ситуации успеха на уроках английского языка посредством проектной методики. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 4. С. 39-43. Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие / В.Е. Мусина. — Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. С. 8. Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. С. 4.

Сборник материалов II международной научно-практической конференции «Современное образование: опыт, проблемы, перспективы развития», 15-16 февраля 2013 год, г. Москва, Россия / Сост. А.С. Сиденко. Ред.: А.С. Сиденко, Е.А. Сиден-ко. — М.: АПКиППРО, 2013. — 186 с. Филонова Я. «Жена декабриста» — кто она?». г. Домодедово, 2015. С. 5-16

Хотинец В.Ю. Развитие поликультурной компетентности старшеклассников в ходе проектно-ис-следовательской деятельности. // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 5. С. 43-48.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Домодедовская средняя общеобразовательная школа №4 с углубленным изучением отдельных предметов

Приложение

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Жена декабриста» — кто она?»

Представление проекта

Филонова Яна Юрьевна 9 класс

Научный руководитель: учитель истории Кравец Елена Анатольевна г. Домодедово 2015 год

Здравствуйте, меня зовут Филонова Яна, я ученица 9-М класса Домодедовской школы № 4.

Моя исследовательская работа посвящена изучению судеб русских женщин — жен, совершивших подвиг служению своим мужьям, а также отражение этого явления в истории и искусстве.

Актуальность темы исследования.

Нередко в нашем обиходе встречается выраже-

ние «жена декабриста». Меня заинтересовало это понятие, поэтому я посвятила ему свой проект.

Работая над проектом, перед собой я поставила цель: узнать смысл и истоки выражения «жена декабриста»

Задача, которую я ставила перед собой в процессе исследовательской работы — на основе собранного и систематизированного материала,

связанного с понятием «жена декабриста», ответить на вопрос, есть ли место подобному подвигу в наше время.

Гипотеза исследования — если в истории нашей страны в прошлом были примеры героических поступков жен, разделивших все тяготы и лишения со своими мужьями, то есть ли место этому поступку в наше время, и изменилось ли

с годами отношение к нему у моих современников?

* * *

14 (26) декабря 1825 г. в Петербурге произошло восстание, организованное группой дворян-единомышленников с целью превращения России в конституционное государство и отмены крепостного права.

Многих участников восстания и членов тайных обществ, имевших отношение к его подготовке, отправили в ссылку и на каторгу в Сибирь.

Это событие, этот подвиг горстки героев, вызвавший у современников шок и трепет, как-то затмили собой дальнейшие события, а именно поступок жен декабристов.

11 жен последовали за своими мужьями в Сибирь.

Во время венчания у алтаря люди клянутся быть вместе в горе и радости, в бедности и богатстве, в болезни и здравии, пока смерть не разлучит их. И жены декабристов были верны этой клятве.

Это были очень разные женщины: по своему социальному положению и по возрасту, по характеру и по уровню образования. Но объединяло их одно: они пожертвовали всем ради того, чтобы быть рядом с мужьями в годы испытаний. Тюрьму, каторгу и ссылку пережили только 8 из них.

Каждая из них была особенной, но остановимся на судьбе Прасковьи Анненковой.

Урождённая Жанетта Полина Гебль была простой французской модисткой, а её избранник, Иван Анненков был родом из знатной семьи. Как только его арестовали, Полина твердо решила ехать с ним и даже просила разрешения у самого императора.

Они поженились 8 апреля 1828 года, а в 1856 году переехали в Нижний Новгород, где прожили ещё 20 лет, самые счастливые в их непростой жизни

У жен декабристов были предшественники.

Это Маргарита Михайловна Нарышкина и её муж Александр Алексеевич Тучков. Бородинское сражение забрало у неё мужа, а простуда — единственного сына. На поле сражения она не нашла мужа и поэтому приняла решение поселиться навсегда на Бородинском поле, открыв там монастырь.

Также были и последователи. Это 15-летняя Нина Чавчавадзе из грузинской княжеской семьи, связавшая свою жизнь дипломатом, поэтом и композитором А.С. Грибоедовым, преждевременно погибшим при исполнении долга. Всю оставшуюся жизнь она носила траур по мужу и оплакивала его смерть. Она так и не вышла замуж во второй раз.

По её распоряжению высечены слова на памятнике погибшему мужу: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»

Мало кто знает, что Надежда Константиновна Крупская оказалась в Шушенском по собственному желанию. Получив три года ссылки, она написала прошение, чтобы её выслали поближе к ссыльному Ульянову, который переслал ей в тюрьму предложение стать его женой, на которое она ответила: «Ну что ж, женой, так женой».

То, что Крупская сделала для мужа — подвиг. Он умирал, мучаясь физически и духовно, а она, как могла, отдаляла последний миг, облегчая страдания мужа.

Это примеры реальных исторических персонажей, а ярким литературным примером является роман Пушкина «Капитанская дочка», где второй сюжетной линией является подвиг женщины. В словах жены капитана Миронова заключена житейская мудрость: «Вместе жить, вместе и умирать». Союз Мироновых освящен истинной любовью и согрет чувством нравственного долга. В критический момент Василиса Егоровна не стала просить пощады, а громко закричала: «Отпустите душу на покаяние. Отцы родные, отведите меня к Ивану Кузьмичу». Василиса Егоровна разделила со своим мужем трагическую участь.

Маша Миронова, дочь коменданта Белогорской крепости, спасая любимого Гринева, имеет смелость как равная с равной беседовать с императрицей. В итоге героиня одерживает победу, вызволяя Гринева из тюрьмы.

Другой литературный пример — Маргарита из романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Именно она и назвала героя «мастером». Она разделяет с ним все горести и радости и готова на все, чтобы вернуть его. Здесь явно чувствуется, что в образе Маргариты есть черты жены Булгакова — Елены Сергеевны.

В живописи также можно привести массу примеров, один из которых- жена Марка Шагала Белла Розенфельд. Она сама была «от бога» одарённым человеком, но пожертвовала своей карьерой во имя любви к мужу. В присутствии Беллы, Марк испытывал чувство невесомости, парения и покоя. Часто он её так и рисовал — безмятежно парящей в небе, и себя летящим рядом с ней.

В сегодняшней жизни тоже есть место подвигу. Это жены офицеров. Об этом повествует и старый фильм «Офицеры». В нём — война и любовь, такие, какие они есть, и образ Любы Трофимовой, вынужденной фактически в одиночку воспитывать сына, пока муж ездит по гарнизонам, а потом и внука, когда его родители оба уходят на фронт. И как поется в песне: «Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой.»

Недавно Зураб Церетели представил в своей Галерее искусств очередное творение, под назва-

нием «Жены декабристов. Врата судьбы», где запечатлены образы сразу 11 женщин. Дамы стоят с детьми, Библией и иконами возле тюремной ограды, и ждут мужей, чтоб отправиться с ними в ссылку.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ходе работы над проектом, я изучила специальную и художественную литературу, провела социальный опрос.

Результаты опроса представлены в виде диаграмм [диаграмма 1-3]

Вопрос 1: «Оправдан ли поступок жен декабристов?»

Появившийся у подростков ответ «НЕТ» свидетельствует о потере моральных ценностей среди нового поколения.

Вопрос 2: «Способна ли современная женщина повторить поступок жён декабристов, не имея корыстного мотива?»

Как видим, увеличение ответа «НЕТ» у подростков подтверждает мой ранее сделанный вывод. Хочу заметить, что взрослые ни разу не дали подобного ответа.

Вопрос 3: «Усилилась ли боязнь людей выглядеть в глазах общества «белыми воронами», каковыми были жёны декабристов?»

Больше половины представителей нового поколения считают, что люди действительно стали более

зависимы от общества, в то время как взрослые вообще посчитали данный вопрос не корректным.

Исследование позволило выявить и изучить интересные факты из истории, литературы и искусства, в которых по-своему отражено представление о беззаветной преданности и любви. Да, время меняется, и, следовательно, меняется отношение к жизненным ценностям. Но любовь, которую проносят люди через все тяготы и невзгоды, всегда была, есть и будет высшим чувством, которое является не подвигом, а уже настоящим смыслом жизни, в этом и состоит актуальность темы моего исследования.

Докажу на примере использование понятия «жена декабриста» в искусстве. Я смонтировала видео. Кадры взяты из к/ф «Звезда пленительного счастья» режиссера Владимира Мотыля, музыка из первой в СССР рок-оперы «Юнона» и «Авось» композитора Алексея Рыбникова на стихи Андрея Вознесенского, представленной более 30 лет назад на сцене ЛЕНКОМА. Опера о верной и преданной любви между мореплавателем графом Резановым и пятнадцатилетней дочерью калифорнийского губернатора. Он уехал в Россию, она ждала его 35 лет, а когда узнала о его кончине, приняла обет молчания и ушла в монастырь.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Прасковья Аннекова (Жанетта Полина Гебль)

Рис. 3.

Александр Грибоедов

Рис. 4.

Нина Чавчавадзе

Рис. 5.

Петр Гринев и Маша Миронова

Рис. 6.

Мастер и Маргарита

Рис. 7

Марк Шагал и Белла Розенфельд

«Полет над городом» Авт. М. Шагал

Диаграмма 1

Дети

(15-18 лет, 70 чел.)

:ДЭ . Нет Инде

Взрослые (25-60 лет, 30 чел.)

Диаграмма 2

Дз

! Нет Иное

Да

Нет Иное

■ Да

■ Нет Лнор

Дети

(15-18 лет, 70 чел.)

Взрослые (25-60 лет, 30 чел.)

Диаграмма 3

Да Нет

Инии

Дети Взрослые

(15-18 лет, 70 чел.) (25-60 лет, 30 чел.

Да Нет

Посчитали вопрос некорректным

Литература

1. Булгаков М. «Избранное. Мастер и Маргарита». —

М.: Худож. Лит., Издательство «Мастацкая Литература» 1980.

2. Ликум А. «Все обо всем. Популярная энциклопедия

для детей». — М.: Компания «Ключ-С» Филологическое общество «СЛОВО» АСТ, 1995.

3. Марич М. «Северное сияние. Исторический роман

в двух книгах». — М.: Петрозаводск: карельское книжное издательство, 1996.

4. Полонский Я. «Полное собрание стихотворений».

М.: — СПб.: Издание А.Ф. Маркса, 1896.

5. Пушкин А. «Капитанская дочка». — М.: Новосибирск:

Сиб. унив. изд-во, 2010.

6. Сергеев М. «Своей судьбой гордимся мы. Мемуары

княгини Марии Николаевны Волконской, жены декабриста Сергея Григорьевича Волконского». — М.: Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1973 г.

7. Славкин В. «Все обо всех». — М.: Филологическое об-

щество «СЛОВО» АСТ Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997.

8. Федоровский В., Г. Сен-Бри. «Романтические возлю-

бленные». — М.: Республика, 2001.

Интернет ресурсы:

http://www.rosimperija.info

http://www.poetomu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.