Эксперимент и инновации в школе
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ
№ 3/2015
Е.А. Кравец, Я.Ю. Филонова
Проектная деятельность как один из методов патриотического воспитания
Аннотация
В статье автор раскрывает один из возможных приемов патриотического воспитания через участие учащихся в проектной деятельности. Пошагово показывает кропотливую работу учителя и ученика от момента мотивации до получения конечного продукта. Особо автор обращает внимание на личную заинтересованность учащегося в результате, на его самостоятельный и творческий поиск.
метод проектов, патриотическое воспитание, гипотеза, мотивация, самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность, интерес, «дизайн-петля».
«Мы не выживем физически, если погибнем духовно ».
Д.С. Лихачев
Метод проектов, возникший из идеи свободного воспитания в начале прошлого столетия, не является новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям XXI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся окружающем мире.
В основе метода лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания, найти недостающую информацию в информационном поле; выдвигать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи [5, С. 8]. Он позволяет формировать не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности, способствует осуществлению духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.
В настоящее время идет отход от «классического» формирования знаний, умений и навыков и переход к идеологии развития на основе личност-но-ориентированной модели образования, в которой исследовательские, творческие методы обучения играют ведущую роль. В арсенале подобных педагогических средств и методов обучения проектирование рассматривается как основной вид учебной деятельности [6, С. 4].
Актуальность данной темы обусловлена процессами, происходящими в современном российском обществе. Об остроте вопросов, связанных с патриотическим воспитанием свидетельствует их рассмотрение на высоком государственном уровне. Так в июле 2014 г принята Концептуальная часть четвертой государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 годы», где определена система мер по формированию патриотического мировоззрения молодежи.
Одна из главных целей работы с учащимися в рамках проектной деятельности — воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свои истоки.
Для творческого учителя проектный метод стал неотъемлемой составляющей процесса обучения.
Так, в нашей школе ежегодно проводятся научно-практические конференции членов научного общества учащихся «Дети — творцы XXI века». Лучшие конкурсные исследовательские проекты получают право участия в муниципальной научно-практической конференции старшеклассников «Будущее науки». Многие работы учеников нашей школы неоднократно были удостоены дипломов победителей и призеров муниципального уровня.
Поэтому, основываясь на многолетнем опыте, можно сказать, что дети способны выполнить достаточно серьезные проекты, при условии личной заинтересованности в работе.
Перед каждым учителем в начале работы возникает вопрос: как создать мотивацию к проектной деятельности. С чего начать — сначала определиться
с темой исследования, а потом мотивировать учащихся или начать с мотивации, а тема родится в процессе общения?
В данном случае имел место третий вариант.
После одной из таких конференций, где много работ старшеклассников было посвящено героическим страницам Первой мировой войны (к 100-летнему юбилею) ко мне подошла учащаяся 8-го класса с предложением о создании собственного проекта, (они недавно изучили тему «Восстание декабристов»).
Работа началась в апреле 2014 года с изучения темы и подбора малоизвестного материала в научных источниках, периодике и мемуарах. В частности, Е.Л. Кудрявцева поднимает проблему использования материала художественного кинематографа на занятиях с целью создания у учащихся верного образа носителя данной национальной картины мира во всей ее амбивалентности [7, С. 29-31]. В своих статьях Е.Л. Кудрявцева делится опытом проведения семинаров по страноведению России и русскому языку, где основным компонентом выступает понимание обучающимися специфики русской национальной культуры [3].
Е.П. Купцова пишет, что особую значимость при работе по методу проектов имеет умение учителя создать ситуацию успеха у учащихся, что способствует повышению мотивации детей, укреплению интереса к предмету и изучаемой теме, росту уверенности в своих силах [4].
Л.В. Голоднова отмечает, что школьные макропроекты служат наиболее эффективным механизмом реализации миссии школы, что ведет ребенка по пути социального успеха и признания его значимой для учащегося на любом этапе обучения референтной группой[1].
В работе О.В. Громовой говорится о том, что при условии ориентации на личность ребенка, на его духовные потребности, проектная деятельность помогает сформировать личность с богатым внутренним миром и правильными духовно-нравственными ориентирами, что также способствует достижению личностных результатов в соответствии с ФГОС [2].
В.Ю. Хотинец утверждает, что проектно-иссле-довательская деятельность учащихся способствует не только повышению учебной и социальной мотивации, но и развивает поликультурную компетентность старшеклассников [9].
К сентябрю месяцу уже накопилось большое количество фактического материала и малоизвестных сюжетов по данной теме. Наступил момент осознания и систематизации собранного материала.
Работа над систематизацией заняла несколько недель, т.к. занятия проходили только раз в неделю. И здесь произошла первая метаморфоза — проект начал жить «своей жизнью» и диктовать нам свои правила. По мере изучения материала тема самого подвига декабристов стала уходить на второй план. Поводом для этого послужило знакомство уча-
щейся с мемуарами Марии Николаевны Волконской — жены декабриста С.Г. Волконского.
Принято считать, что в патриотическом воспитании обязательно должны присутствовать материалы о войнах, сражениях, победах наших великих предков. Однако автор проекта — Яна — предложила свой вариант.
А разве любовь к Родине не начинается с любви к матери, а разве подвиг нельзя совершить во имя любви не только к Родине, но и к человеку? А разве эти два понятия могут для русского человека существовать отдельно друг от друга?
Мы задались этим вопросом и попыткой ответа на него, в результате долгой и творческой работы появился исследовательский проект- «Жена декабриста» — кто она?» [8].
Итак, из темы о подвиге декабристов проект стал превращаться в сюжет о женах декабристов. Учащаяся прочитала ряд произведений, посвященных именно судьбам жен декабристов: Марич М. «Северное сияние. Исторический роман в двух книгах», Ликум А. «Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей», Славкин В. «Все обо всех» и др.
Хочется особо отметить высочайшую степень мотивации Яны. Интерес к работе, безусловно, вызывала сама тема: чем больше в нее погружаешься, тем больше она затрагивает душу и сердце. Следующая особенность заключалась в том, что задано было только направление поиска. Для ученицы это была действительно исследовательская работа. Любая проблема, которую ты «нащупал» сам, уже содержит стимул к ее решению.
Сюжетная линия поменялась, а это требовало изменения и плана работы. После долгих споров были выработаны основные направления поиска, в ходе которого нужно добыть и проанализировать информацию, а так же новые источники:
1) исследование подвига жен декабристов;
2) исследование понятия «жена декабриста» в современном обществе;
3) социологическое исследование о восприятии этого выражения взрослыми людьми и сверстниками.
Таким образом, было предоставлено поле для творческой самостоятельной работы в русле обозначенной проблемы. В ходе работы мысль автора работала конструктивно, анализ добытых материалов высвечивал новые грани исследования.
Как мы уже отмечали, проект жил «своей жизнью». В день празднования Дня защитника Отечества учащаяся очередной раз посмотрела фильм «Офицеры» и слова знаменитой песни: «Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой...» запали в душу. Так родилась третья сюжетная линия проекта. Теперь это был не просто проект на историческую тему, а мульти предметная исследовательская работа. Сюда вошли сюжетные линии из истории России, истории искусства и литературы, кинематографа и театра. Перед нами проно-
сились картины взаимоотношений не только декабристов и их жен, но и Грибоедова и Чавчавадзе, Мастера и Маргариты, Маши Мироновой и Гринева, Шагала и Розенфельд, Резанова и Кончиты. И всюду прослеживалась мысль о величайшем подвиге во имя любви в прошлом и настоящем России.
Тогда же появилась необходимость в корректировке гипотезы. Теперь она звучала так — если в истории нашей страны в прошлом были примеры героических поступков жен, разделивших все тяготы и лишения со своими мужьями, то есть ли место этому поступку в наше время, и изменилось ли с годами отношение к нему у моих современников?
Интересен своими вопросами и социологический опрос, они были тщательно продуманы, а ответы прокомментированы, сделан вывод.
Последний шаг в проектной деятельности—рефлексия, анализ проделанного исследования. Именно поэтому алгоритм проектной деятельности и называют — «дизайн-петля»: соединяя посредством рефлексивного анализа конечный результат с началом работы, мы замыкаем круг нашей деятельности.
В заключении своей работы автор проекта пишет: «Мы — поколение прагматиков, мы вырастаем уже совсем на других идеалах, однако, я считаю, что наш долг сохранить память о примерах Великой любви в прошлом и передать ее будущим поколениям. Да, время меняется, и, следовательно, меняется отношение к жизненным ценностям. Но любовь, которую проносят люди через все тяготы и невзгоды, всегда была, есть и будет высшим чувством, которое является не подвигом, а уже настоящим смыслом жизни, в этом и состоит актуальность темы моего исследования» [8]
Свой вывод Яна подтвердила видеорядом, соединив воедино музыку из рок-оперы «Юнона и Авось» и фильма «Звезда пленительного счастья»
Литература
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Голоднова Л.В. Школьные макропроекты как механизм реализации миссии школы. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2011. № 5.С. 30-35.
Громова О.В. Как воспитать отзывчивость души. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2014. № 5. С. 52-54.
Кудрявцева Е.Л. История и культура России на экранах мира. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2013. № 2.С. 78-80. Купцова Е.П. Создание ситуации успеха на уроках английского языка посредством проектной методики. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 4. С. 39-43. Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие / В.Е. Мусина. — Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. С. 8. Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. С. 4.
Сборник материалов II международной научно-практической конференции «Современное образование: опыт, проблемы, перспективы развития», 15-16 февраля 2013 год, г. Москва, Россия / Сост. А.С. Сиденко. Ред.: А.С. Сиденко, Е.А. Сиден-ко. — М.: АПКиППРО, 2013. — 186 с. Филонова Я. «Жена декабриста» — кто она?». г. Домодедово, 2015. С. 5-16
Хотинец В.Ю. Развитие поликультурной компетентности старшеклассников в ходе проектно-ис-следовательской деятельности. // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 5. С. 43-48.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Домодедовская средняя общеобразовательная школа №4 с углубленным изучением отдельных предметов
Приложение
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Жена декабриста» — кто она?»
Представление проекта
Филонова Яна Юрьевна 9 класс
Научный руководитель: учитель истории Кравец Елена Анатольевна г. Домодедово 2015 год
Здравствуйте, меня зовут Филонова Яна, я ученица 9-М класса Домодедовской школы № 4.
Моя исследовательская работа посвящена изучению судеб русских женщин — жен, совершивших подвиг служению своим мужьям, а также отражение этого явления в истории и искусстве.
Актуальность темы исследования.
Нередко в нашем обиходе встречается выраже-
ние «жена декабриста». Меня заинтересовало это понятие, поэтому я посвятила ему свой проект.
Работая над проектом, перед собой я поставила цель: узнать смысл и истоки выражения «жена декабриста»
Задача, которую я ставила перед собой в процессе исследовательской работы — на основе собранного и систематизированного материала,
связанного с понятием «жена декабриста», ответить на вопрос, есть ли место подобному подвигу в наше время.
Гипотеза исследования — если в истории нашей страны в прошлом были примеры героических поступков жен, разделивших все тяготы и лишения со своими мужьями, то есть ли место этому поступку в наше время, и изменилось ли
с годами отношение к нему у моих современников?
* * *
14 (26) декабря 1825 г. в Петербурге произошло восстание, организованное группой дворян-единомышленников с целью превращения России в конституционное государство и отмены крепостного права.
Многих участников восстания и членов тайных обществ, имевших отношение к его подготовке, отправили в ссылку и на каторгу в Сибирь.
Это событие, этот подвиг горстки героев, вызвавший у современников шок и трепет, как-то затмили собой дальнейшие события, а именно поступок жен декабристов.
11 жен последовали за своими мужьями в Сибирь.
Во время венчания у алтаря люди клянутся быть вместе в горе и радости, в бедности и богатстве, в болезни и здравии, пока смерть не разлучит их. И жены декабристов были верны этой клятве.
Это были очень разные женщины: по своему социальному положению и по возрасту, по характеру и по уровню образования. Но объединяло их одно: они пожертвовали всем ради того, чтобы быть рядом с мужьями в годы испытаний. Тюрьму, каторгу и ссылку пережили только 8 из них.
Каждая из них была особенной, но остановимся на судьбе Прасковьи Анненковой.
Урождённая Жанетта Полина Гебль была простой французской модисткой, а её избранник, Иван Анненков был родом из знатной семьи. Как только его арестовали, Полина твердо решила ехать с ним и даже просила разрешения у самого императора.
Они поженились 8 апреля 1828 года, а в 1856 году переехали в Нижний Новгород, где прожили ещё 20 лет, самые счастливые в их непростой жизни
У жен декабристов были предшественники.
Это Маргарита Михайловна Нарышкина и её муж Александр Алексеевич Тучков. Бородинское сражение забрало у неё мужа, а простуда — единственного сына. На поле сражения она не нашла мужа и поэтому приняла решение поселиться навсегда на Бородинском поле, открыв там монастырь.
Также были и последователи. Это 15-летняя Нина Чавчавадзе из грузинской княжеской семьи, связавшая свою жизнь дипломатом, поэтом и композитором А.С. Грибоедовым, преждевременно погибшим при исполнении долга. Всю оставшуюся жизнь она носила траур по мужу и оплакивала его смерть. Она так и не вышла замуж во второй раз.
По её распоряжению высечены слова на памятнике погибшему мужу: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»
Мало кто знает, что Надежда Константиновна Крупская оказалась в Шушенском по собственному желанию. Получив три года ссылки, она написала прошение, чтобы её выслали поближе к ссыльному Ульянову, который переслал ей в тюрьму предложение стать его женой, на которое она ответила: «Ну что ж, женой, так женой».
То, что Крупская сделала для мужа — подвиг. Он умирал, мучаясь физически и духовно, а она, как могла, отдаляла последний миг, облегчая страдания мужа.
Это примеры реальных исторических персонажей, а ярким литературным примером является роман Пушкина «Капитанская дочка», где второй сюжетной линией является подвиг женщины. В словах жены капитана Миронова заключена житейская мудрость: «Вместе жить, вместе и умирать». Союз Мироновых освящен истинной любовью и согрет чувством нравственного долга. В критический момент Василиса Егоровна не стала просить пощады, а громко закричала: «Отпустите душу на покаяние. Отцы родные, отведите меня к Ивану Кузьмичу». Василиса Егоровна разделила со своим мужем трагическую участь.
Маша Миронова, дочь коменданта Белогорской крепости, спасая любимого Гринева, имеет смелость как равная с равной беседовать с императрицей. В итоге героиня одерживает победу, вызволяя Гринева из тюрьмы.
Другой литературный пример — Маргарита из романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Именно она и назвала героя «мастером». Она разделяет с ним все горести и радости и готова на все, чтобы вернуть его. Здесь явно чувствуется, что в образе Маргариты есть черты жены Булгакова — Елены Сергеевны.
В живописи также можно привести массу примеров, один из которых- жена Марка Шагала Белла Розенфельд. Она сама была «от бога» одарённым человеком, но пожертвовала своей карьерой во имя любви к мужу. В присутствии Беллы, Марк испытывал чувство невесомости, парения и покоя. Часто он её так и рисовал — безмятежно парящей в небе, и себя летящим рядом с ней.
В сегодняшней жизни тоже есть место подвигу. Это жены офицеров. Об этом повествует и старый фильм «Офицеры». В нём — война и любовь, такие, какие они есть, и образ Любы Трофимовой, вынужденной фактически в одиночку воспитывать сына, пока муж ездит по гарнизонам, а потом и внука, когда его родители оба уходят на фронт. И как поется в песне: «Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой.»
Недавно Зураб Церетели представил в своей Галерее искусств очередное творение, под назва-
нием «Жены декабристов. Врата судьбы», где запечатлены образы сразу 11 женщин. Дамы стоят с детьми, Библией и иконами возле тюремной ограды, и ждут мужей, чтоб отправиться с ними в ссылку.
В ходе работы над проектом, я изучила специальную и художественную литературу, провела социальный опрос.
Результаты опроса представлены в виде диаграмм [диаграмма 1-3]
Вопрос 1: «Оправдан ли поступок жен декабристов?»
Появившийся у подростков ответ «НЕТ» свидетельствует о потере моральных ценностей среди нового поколения.
Вопрос 2: «Способна ли современная женщина повторить поступок жён декабристов, не имея корыстного мотива?»
Как видим, увеличение ответа «НЕТ» у подростков подтверждает мой ранее сделанный вывод. Хочу заметить, что взрослые ни разу не дали подобного ответа.
Вопрос 3: «Усилилась ли боязнь людей выглядеть в глазах общества «белыми воронами», каковыми были жёны декабристов?»
Больше половины представителей нового поколения считают, что люди действительно стали более
зависимы от общества, в то время как взрослые вообще посчитали данный вопрос не корректным.
Исследование позволило выявить и изучить интересные факты из истории, литературы и искусства, в которых по-своему отражено представление о беззаветной преданности и любви. Да, время меняется, и, следовательно, меняется отношение к жизненным ценностям. Но любовь, которую проносят люди через все тяготы и невзгоды, всегда была, есть и будет высшим чувством, которое является не подвигом, а уже настоящим смыслом жизни, в этом и состоит актуальность темы моего исследования.
Докажу на примере использование понятия «жена декабриста» в искусстве. Я смонтировала видео. Кадры взяты из к/ф «Звезда пленительного счастья» режиссера Владимира Мотыля, музыка из первой в СССР рок-оперы «Юнона» и «Авось» композитора Алексея Рыбникова на стихи Андрея Вознесенского, представленной более 30 лет назад на сцене ЛЕНКОМА. Опера о верной и преданной любви между мореплавателем графом Резановым и пятнадцатилетней дочерью калифорнийского губернатора. Он уехал в Россию, она ждала его 35 лет, а когда узнала о его кончине, приняла обет молчания и ушла в монастырь.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Прасковья Аннекова (Жанетта Полина Гебль)
Рис. 3.
Александр Грибоедов
Рис. 4.
Нина Чавчавадзе
Рис. 5.
Петр Гринев и Маша Миронова
Рис. 6.
Мастер и Маргарита
Рис. 7
Марк Шагал и Белла Розенфельд
«Полет над городом» Авт. М. Шагал
Диаграмма 1
Дети
(15-18 лет, 70 чел.)
:ДЭ . Нет Инде
Взрослые (25-60 лет, 30 чел.)
Диаграмма 2
Дз
! Нет Иное
Да
Нет Иное
■ Да
■ Нет Лнор
Дети
(15-18 лет, 70 чел.)
Взрослые (25-60 лет, 30 чел.)
Диаграмма 3
Да Нет
Инии
Дети Взрослые
(15-18 лет, 70 чел.) (25-60 лет, 30 чел.
Да Нет
Посчитали вопрос некорректным
Литература
1. Булгаков М. «Избранное. Мастер и Маргарита». —
М.: Худож. Лит., Издательство «Мастацкая Литература» 1980.
2. Ликум А. «Все обо всем. Популярная энциклопедия
для детей». — М.: Компания «Ключ-С» Филологическое общество «СЛОВО» АСТ, 1995.
3. Марич М. «Северное сияние. Исторический роман
в двух книгах». — М.: Петрозаводск: карельское книжное издательство, 1996.
4. Полонский Я. «Полное собрание стихотворений».
М.: — СПб.: Издание А.Ф. Маркса, 1896.
5. Пушкин А. «Капитанская дочка». — М.: Новосибирск:
Сиб. унив. изд-во, 2010.
6. Сергеев М. «Своей судьбой гордимся мы. Мемуары
княгини Марии Николаевны Волконской, жены декабриста Сергея Григорьевича Волконского». — М.: Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1973 г.
7. Славкин В. «Все обо всех». — М.: Филологическое об-
щество «СЛОВО» АСТ Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997.
8. Федоровский В., Г. Сен-Бри. «Романтические возлю-
бленные». — М.: Республика, 2001.
Интернет ресурсы:
http://www.rosimperija.info
http://www.poetomu.ru