1И. ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ
В.И М1ЛЬНИК
К ВОПРОСУ О СПЕЦИФИКЕ ХРИСТИАНСКОГО СОЗНАНИЯ В ПОЭМЕ H.A. НЕКРАСОВА «КОМУ Н V РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»
В штературоведении предпринимаюсь несколько попыток осмыслит, творчество Н. А. Некрасова в контексте христианских идей[1]. Сейчас, конечно, очевидно, что Д.С Мережковский явно ошиОался, когда предполагал, что религиозный уровень Некрасова,«по крайней мере, сознат ельный - тот же, что и у всех русских тюдей среднего янтс ишгентского сознания. Ес.л бы кто-нибудь из литературных единомышленников - Белинский. Добролюбов, Чернышевский — спросил его, верит ли он в Ьога, то нет никакого сомнения, что Некрасов удивился бы и хаже обиделся: за кого его считают?»[2].
Нет сомнения, что Некрасов переживал в своей жизни сложный религиозным комплекс, основанных , с одной стороны, на любви к народу и отличном знании народных идеалов, в том числе и религиозных, а с другой — на личном (с точки чпения перкви еретическом) претсгавлении о праведности революционного бунта и необходимости нравственной аскезы и покаяния. Однако вопрос этот требует всес гороннего исследования и сейчас лить начинает исследоваться применительно к отдельным текстам поэта.
С этой точки зрения, весьма большой интерес представчяет собой поэма «Кому па Руси ж*.ггь г.ириши» ~ своеобразная энциклопедия нравственные воззрении Некрасова. Она дает достаточно полное представление о его ре.лпиозныл b3í лядах и познаниях. Нужно сказать, что познания эти - далеко не «среднего ин-шллипшгыавио сознания», как предполагал Д Мережковский.
Некрасова с его обостренным покаянным чувством несомненно всегда долж ны были поражать образы людей, резко переменившихся и пришедших от великого греха к великому же покаянию. Сочувствие к этого типа людям вполне в духе русскою народа. Ab i opa «Кому на Руси жить хорошо» и «княгини Волконской» должна была едва та не завораживать история людей, приносящих добоовольную жеотгву Богу. — вроде преподобною Галактиона Вологодскою, который, будучи «^ыном князя И.Ф. Вельского, знатнейшего из русских бояр, добровольно покипут высшее общество, «поселился вблизи Вологодского посада, затворился в тесной келье, посадил себя на хлеб и воду заковал себя в вериги» [3].
Некрасова, очевидно, поражаем инородные религиозные ¡ерои и подвижники, которых он встреча! в своей жизни или о которых слыхал от народа. 1аких под-ечжников в поэме немного Не говорим пока о героях, взятых крупным паном. -типа фольклорного атаман« Кудеяра или Савелия. Интересны в плаке «документальном» эпизодические персонажи "*го и «убогая старица» которая «> хроба Иисусова. // Молилась, ча Афонские // Всходила высоты // В Иордань - реке купала-ся...». Это неоднократно упоминаемые «захожие странники), это и Фомушка у
42 Вестник УлГТУ 4/99
котирогс «вериги двухпудовые // По телу опоясаны // Зимой и летом оос». Это и «(тзрообряд Кропильников», который «корит мирян безбожием, // Зовет в леса дремучие // Спасаться ». Это и посадская вдова Ефросяньюшка «Как Божия посланнипя /'Старушка появляется."В холерные года^бСорониг, лечш Возится//С больными ». Упоминаюгся в поэме и цругие «Божьи лю ли».
Некрасов не только хорошо знает эту сторону жииш ьаро да, но именно с ею любовью к «странноприимсгву», вниманием к слову Ьожьему передаваемому через «захожие странников», связывает потенциальную духовную мощь народа, его могучий рост в будущем. Вспомним, что знаменитые слова поэта «Еще нариду русскому // Пределы не пославлены» даны в поэме именно в христианском контексте1 «Кто вплывал, ках слушаем/Своих захожих странников//Крестьянская семьям/Поймет, что ни работоку/Ни вечною заботою,//Ни игом рабства долгого,/,Ни кабакам самим/Еще народу русскому/А 1ределы не поставлены://Пред ним широкий путь"»
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» подавляющая час^ь народных героев отличается истинной религиозностью. В юм числе и семь странствующих мужичков, которые обращаются к дворянину. «Нет, ты нам не дворянское, // Дай слово христианское...». В этом смысле можно говорить об очевидных авторских «нажимах такой степени религиозности парода мы не встретим, например, ни у Пушкина, ни у Гоголя, ки у Толстого. Этому есть свои причины, о коюрых скажем ниже. В раннем творчестве Некрасова, заметим, этого нет.
Знает Некрасов наводные религиозные легенды, приметы, т.е ту сберу, кото-рам именуется народным Православием. Здесь можно назвать и упомшюемые народные суевепия, гипа «Не надевай чистую р\баху в Рождество: не то жди не->рож!1Я)> (глава «Трудный год»), и кароднм». представления о комете («!' "осподь но небу шествует // И ангелы Его И Метут меллою огнешюй // Перед стопами Божьими Ш В небесном поле путь ...»), о загрооной } части Оояр и кре^ ьян («А. будет что назначено: // Они в котле кипеть // А мы дрова подкладывалч.»).
Однако выявился в поэме и ичныи ре,шгис 1ныи опыт Некрасова. Т ак. в главе «Демушка») он упоминает Иисусову молюву, - хотя, может быть, и не в каноническом ее значении. Во всяком случае, он знает мслитву значение которой было открыто далеко не кажюму «среднему интеллигенту;/ [4]. Известно Некрасову (очевидно из книжных источников. хотя в поэме это приписывается простой крестьянке) о сите мо.шгвы в ус щнении под открытым небом. В паве «Губернатор та» Чалрена Тчмофеевпэ призпается: «Молиться в ночь морозную/Т1од звездным небом Божиим'Шюблю я с той поры.//И женам посоветуйте //Усердней не помолишься//Нигде и никогда».
Под омытым небом молился у Некрасова и Ипат, «слута господ У ишшья».
Известно автору и понятие о духовной брани. Макар, »пвейцап в губернатор-еком доме прямо говорит о «войне», «враге» и «борьбе» с ним.
Нельзя обоити вопрос о природе религиозного сознания Некрасова. 11рав М.М. Дунаев, когда утверждает «Нем и выбивается Некрасов из жизненной когорты единомышленников, что равнодушия к Богу, к вере у него не было, не могло
Вестник У ЛГУ ЛМ 43
быть: всс-1<1ки он укоренен был в народной жизни, никогда не оставался, подобно Чернышевскому, кабинетным праздномыслом. вписывавшим народ со всей многосложностью его существования в свои на туманные схемы»[5].
Олнако еще Ф.Достоевский заметил, что некрасовский Влас (1855), 1ерой истинно христианского смирения является в «бунгтощем» творчестве Некрасова некоторым исключением' «.. Так хорошо, что точно и не Вы писали; точно это не Вы, а другой кто чаместо вас кривлялся потом «на Волге» в великолепных тоже стихах, про бурлашсие песни»[6] Действительно, в поэзии Некрасова, поэзии стихийной, есть некая двойственность. Некрасов — по-^г страдания, поэт, имеющий комплекс вины пере л народом, поэт личного покаяния и преклонения перед подвигом, самопожертвованием — не всегда различал так сказать, нравственное со ^ ржание подвига. Его как бы увлекает сама идея - доложить душу «за други своя». В самом поступке, независимо от его политической и иной направленности, Некрасов видш безусловный ореол святости. Его в равной мере восхищает и Влас раздавший свое неправедно нажитое богатство и ходящий по Руси с «железною веригою», и Гриша Добросклонов, которого на его бунтарски-революционном пути ожидает «чахотка и Сибирь». И там и тут - жертва, которая вогхшцает Некрасова и которую он логизирует безо всяких оговорок.
Эта искренность Некрасова как бы примиряет его, хот» и с некоторыми оговорками, и с Достоевским, певцом христианского смирения, и с представителями революционно-демократического лагеря. Это искренность Некрасова-поэта и Не-кпасова-художни*л есть стержневой момент в попытках осмыслить двойственную природу его творчества. Некрасов был честен перед собой, ему и в своей судьбе хотелось покаярмя («Тшпина»). самопожертвования и подвига («Уведи меня в стал поги ающих»). Идеал святости был для него главным.
Эта художническая искренность и подвигала Некрасова воспевать всякую жертву человека, всякий подвиг ^ишь бы он делался во имя других людей. Такое самопожертвование стало как бы религией Некрасова. Верно подметил ММ.Д\тааев, что поэт «постоянно сопрягал дело... жертвенной борьбы с почя-лиямч .духовными, несомненно реттигиозными»[7]
Да. Некрасов в «Кому на Руси жить хорошо» (да и не только здесь) пользуется постоянно ре.тигиозными понятиями и символами которые группируются вокруг идеи жертвы, самопожертвования. Это, можно сказать, целая ре.шгиозная система.
Однако религиозные ерпепткры у Негсрасова как Ьы нечетки, двойственны. Некрасова восхищаю, боюмольцы, странники, призыьающие народ к покаяник* к спасению восхищает Ьфросиньюп аса, которая, не боясь гаразы и. в сущности принося себя в жертву, лечит холерных больных. Но ею восхищает и подвиг Гриши Добросклонова, о котором Некрасов, нимало не сомь^ваясь, пишет в сугубо религиозном тоне:
И ангел милосердия Немало Русь уж яыелала
Недаром песнь призывную Сынов соокх отмеченных
Поет над русским юношей - Печатью дара Божьего,
44 Всстник УлГТУ 4/09
На честные пути... она, Ему судьба готовила
Благословясь, поставила Путь славный, имя громкое,
В Г ригорье Добросклонове Чахотку и Сибирь.
Такого посланца.
В поэме «Княгиня Волконская» (1872) дух ре.тигиозной жерчиы также абсолютно доминирует Смысловой ключ к пооме таится в выражениях' «достойно свой крест понесем», «избранники Ьога», "чиста наша жертва, и т.п. Правда, здесь перед Некрасоьым стояла более простая задача, речь в поэме идет о женщинах-жьнах декабристов, которые в своем самопожертвовании быти истинньгш христианками, независимо от мотивов, которыми руководствовались их мужья.
Две тинии жертвенного поведения сое тиняются в «Кому на Руси жить хорошо» в «Легенде о двух великих грешника >. Здесь ключ к пониманию «некрасовской религии». Сюжет об атамане Куцеяре вносит мотив подвига в покаянии : «В,друг у разбойник? лютого // Совесть I осподь пробудил».
Атаман «шайку свою распустит, // Роздал на церкви имущество // Нож под ракитой зарыл» Более того, он становится монахом:
Денно и нощно Всевышнею Молит.»рехи отпусти! 1 ело предай истязанию
Дай 1С лысо душу спасти'
Очень важно, что Бог указал бывшем у разбойнику путь к спасению:
Старцу в молитвенном бдении Некий vгo7тник предстал, Рек: иНе без Божьего промысла Выбрал ты дуб вековой. Тем же ножом, что разбойничал, Срежь его, той же рукой!»
Однако к этому подвигу («С^ал на работу с молитвою») Некрасов приравнивает подвиг убиения пз«а Глуховскегс:
Чудо с огшельником сталося: Бешеный гнев ощутил
Ру шуло лоево, скати ^ося С инстса бремя грехсз.
Взстиик УлГТУ 4/9') 45
Итак, в одном случае - молитва, в другом - «бешеный гнев». Это возвращает нас к Аормуле Некрасова: «То сердце не научится .побить, // Которое не может ненавидеть !»
Некрасов здесь производит подмену понятий. Монах нарушает Божью заповедь «Не убий!». При этом он ратует «за спраьедливость». Но за какую"? За человеческую. а не Божью. Разумеется, автор понимает какую аберрацию он производит не может не понимать, с его знанием Православия. Он тает что убийство в Православии не оправдываегся законами восстановления человечески понимаемой справедтивости. Монах Некрасова восстает против Божьего Ппомысла. Над ним довлеег не тихая молитва, но явные страсти коюрые за много лет Кудеяр так и не изжи т. В «Неви (имои боани.ч> старца Никодима Святотоона говорится о подобных с хучаях. «Даже го, если ты, искупив сотни рабов-хрис!иан из рабсгва у нечестивых, дашь им свободу не спасет тебя, если ты при этом сам пребываешь в рабстве у сп рас гей. И какое бы вообще дело, будь оно самое великое, не предпринял гы и с каким трудом и каки ш пожертвованиями не совершил бы его, не доведет оно до той цели, какую достигнуть возжелал ты, если притом ты оставляешь без внимания страсти свои, давая им свобод жить и действовать в тебе» [8].
М.М. Дунаев пишет: «Не вполне прояснено значение известной легенды об атамане Кудеяре... Так порою зее зыбко у поэта, все неопределенно»}^]. Думается, что с точки зрения христианской, логики легенда о Кудеяре мох:ет толковаться од но^пачке - как тонкая подмена яенятий о «подвиге» и «самопожертЕСвггши».
Некрасов не только приравнивает молитву и «бешеный гнев», подвиг покаяния и убий о 60 другого грсишика, но и вкладывает в сердце монаха сомнение в правильности Божьего определения:
Что с великаном поделает Хлхый, больной человек? Нужны тут силы железные, Нужен не сгарчеекий век! В сердце сомнение кладется.
При этом, по Некрасову, Кудеяр не выходил из Божьей воли. Получается, что Бог сам уровнял в правах два подвига.
Здесь поэт идет на сознательное нарушение церковной нормы ради, как ему кажется, восстановления «христианской» нормы и христианской пралды. не разнящейся от правды человеческой. Так оправ *ано в легенде убийство, которому придано значение христианскою подвига. Подмена понятии произведена очень тонко и для многих читателей почти убедил ельпо! Точно так же оправдано и возведено в ранг жертвы и христианского подвига и самоубийство (в сюжете о Якове верном). Здесь убийство чо имя христианской правды уже отвергается («Стану я руки убийством марать!»). За»о богобоязненный Яков мстит барину самоубийством, беря на душу страшный, непрощаемыи грех. Некрасов и здесь сознательно корректирует норму христианского поведения, пытаясь поправить Божью правду «правдой» «е-
46 Вестн и к УлГТУ 4/99
ловеческой, исходя из понятий социальной «справедливости», из ложно понятой идеи самопожертвования.
Божья справедливость у Некрасова подменена, в сущности, народной справед-лнвостью.
Как художник, увлеченный мыслью о безусловной ценности жертвы, Некрасов легко идет на подобные подмены и по ггизирует как истинный, так и ложный подвиг
СПИСОК ЛИ1ЕРАГУРЫ
Т. Викторович В Л. Некрасов, прочитанный Досгоевским // Карабиха. Вып .2. Ярославль, 199^ Жилякова Э.М. Хрис анские мотивы и обрезы в творчестве Н А. Некрасова // Евангель-скии чекст в русской литера, уре XVIII-XIX вв.: Сб науч. трудо1 Выл.2. Петрозаводск, 1998, Дунаев М М. Православие и русская лтература. Ч.Ш. М..1°9
2 Мере-**-овский Д. С. В т«£хом омуте М.,1991. С 441.
3 ПиселянинЕ. Душа перед Богом. СПб 5996. С 171.
4. Откровенные ряссказы странника духовному своему отцу Минск, 1995; Большаков С В На высоты: духа. М., 199^
5 Дунаев М.М. Указ. соч. ЧШ. С Л 82
6 ¿ПстаевскийФМ Поли. тобр :оч. в 30 юмах Т.21. Л ,1980. С.ЗЗ
7 Дунаев МЖ Ука: соч ЧШ. С !?0
8 Невидимая брань Блаженней нэмяту саарца Никодима Святог^рца. М., С 24-25.
9. Дунаев М. М. Указ. соч Ч. Ш С.184-185.
Мельиии Нпадимир Илапо*ч% до-тор Отологических нщ% зав. тфеОрой «Филаг/угия, из-девпе-ъехое дело и редактирование» Ул1 ТУ академик Международной академии информатизации. Окончил Дальневосточный госуааргтеенный университет. Имеет монографии м статьи « области истории русской и мировой . лстерат^ш