Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ — ЗАЛОГ УСПЕХА МУЗЫКАНТА'

МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ — ЗАЛОГ УСПЕХА МУЗЫКАНТА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
27
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация к обучению / дополнительное музыкальное образование / обучение детей / музыкальный инструмент / motivation to learn / additional musical education / children’s education / musical instrument

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Быстров Денис Викторович

В круг затрагиваемых вопросов попадают актуальные проблемы отечественного дополнительного образования, особенности современной системы музыкального воспитания детей, рекомендации, адресованные преподавателям детских музыкальных школ, детских школ искусств. Раскрывается значение явления внутренней мотивации к обучению и рассматривается ряд инструментов, направленных на повышение заинтересованности детей младшего возраста в занятиях музыкой. Осуществляется подробный анализ влияния родительского участия на образовательный процесс. Размышления автора вокруг каждого из аспектов обучения, упоминаемых в статье, призваны напомнить коллегам-преподавателям также и о значении поддержания собственной заинтересованности в создании вдохновляющей атмосферы на занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Быстров Денис Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION TO LEARN IS THE KEY TO A MUSICIAN’S SUCCESS

The range of issues covered includes topical issues of domestic additional education, the features of the modern system of musical education for children, recommendations addressed to teachers of children’s music schools, children’s art schools. The significance of the phenomenon of internal motivation for learning is revealed and a number of tools aimed at increasing the interest of young children in music lessons are considered. A detailed analysis of the impact of parental involvement on the educational process is carried out. The author’s reflections around each of the aspects of learning mentioned in the article are intended to remind fellow teachers also of the importance of maintaining their own interest in creating an inspiring atmosphere in the classroom.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ — ЗАЛОГ УСПЕХА МУЗЫКАНТА»

ПЕДАГОГИКА. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

УДК 78

Быстров Д. В.

МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ — ЗАЛОГ УСПЕХА МУЗЫКАНТА

Аннотация. В круг затрагиваемых вопросов попадают актуальные проблемы отечественного дополнительного образования, особенности современной системы музыкального воспитания детей, рекомендации, адресованные преподавателям детских музыкальных школ, детских школ искусств. Раскрывается значение явления внутренней мотивации к обучению и рассматривается ряд инструментов, направленных на повышение заинтересованности детей младшего возраста в занятиях музыкой. Осуществляется подробный анализ влияния родительского участия на образовательный процесс. Размышления автора вокруг каждого из аспектов обучения, упоминаемых в статье, призваны напомнить коллегам-преподавателям также и о значении поддержания собственной заинтересованности в создании вдохновляющей атмосферы на занятиях.

Ключевые слова: мотивация к обучению, дополнительное музыкальное образование, обучение детей, музыкальный инструмент.

Bystrov D. V.

MOTIVATION TO LEARN IS THE KEY TO A MUSICIAN'S SUCCESS

Annotation. The range of issues covered includes topical issues of domestic additional education, the features of the modern system of musical education for children, recommendations addressed to teachers of children's music schools, children's art schools. The significance of the phenomenon of internal motivation for learning is revealed and a number of tools aimed at increasing the interest of young children in music lessons are considered. A detailed analysis of the impact of parental involvement on the educational process is carried out. The author's reflections around each of the aspects of learning mentioned in the article are intended to remind fellow teachers also of the importance of maintaining their own interest in creating an inspiring atmosphere in the classroom.

Keywords: motivation to learn, additional musical education, children's education, musical instrument.

Мотивация есть начало, суть, краеугольный камень любого развития. Испытывая неподдельную заинтересованность в чем-либо, мы естественным образом вновь и вновь прикладываем усилия к тому, чтобы достичь положительных результатов, и, что принципиально важно, делаем это с радостью. Иными словами, мотивация — это непреодолимый внутренний импульс к выполнению направленных действий; механизм, определяющий наше поведение, активность, работоспособность, интенсивность и периодичность совершаемых операций на пути к вдохновляющей цели.

Мотивация, как известно, не может возникнуть в отсутствие первоначального интереса к тому или иному предмету. Соответственно, вызвать эту заинтересованность к музыкальному искусству у детей и направить ее в нужное русло в каждом конкретном случае — чрезвычайно важная и ответственная задача воспитания, стоящая как перед родителями, так и перед учителями.

В специализированных музыкальных школах, где одаренные ребята получают среднее образование, как сами ученики, так и члены их семьи, как правило, являются высокомотивированными участниками образовательного процесса, поэтому в данной работе будут затронуты те аспекты, которые приобретают актуальность на начальных этапах обучения в рамках дополнительного образования, реализуемого стандартными музыкальными школами.

Инициировать возникновение интереса к музыке у детей с самыми разными способностями и удер-

живать его на протяжении всего обучения на максимально высоком уровне — действительно важная задача, требующая мастерства, чуткости и гибкого подхода в каждом частном случае [4]. Известно, что функция преподавателя школы искусств, детской музыкальной школы сводится не только (и не столько) к тому, чтобы вырастить профессиональных музыкантов-исполнителей, но, прежде всего, базируется на воспитании в своих подопечных общей культуры личности, развитии эстетического начала в целях формирования будущего высокоразвитого общества. Потому речь, главным образом, пойдет об изначально недостаточно мотивированных детях, которые зачастую оказываются в музыкальных школах не вследствие собственного волеизъявления, но каковых, несомненно, столь же необходимо приобщать к музыке и прививать им любовь к ней, как и в случае с очевидно перспективными, демонстрирующими исключительные способности детьми.

По существу, эффективное взаимодействие с любым учащимся берет свое начало в работе с родителями, и было бы ошибкой не принимать во внимание данный аспект музыкального воспитания. От вовлеченности родителей и искренней заинтересованности в успехах ребенка, от стиля жизни, заложенного в семье, зависит слишком многое. В условиях, когда близкие принимают активное участие в образовательном процессе, обеспечивая всестороннюю и одновременно деликатную поддержку как в классе, так и дома, интерес ребенка к музыке будет получать постоянную мощ-

ную подпитку, поскольку он будет осознавать себя центром некого очень важного процесса, к которому приковано внимание всех значимых для него взрослых. Это совершенно справедливо и в контексте общего культурного развития, когда занятия в музыкальной школе не призваны явиться первой ступенью к дальнейшему профессиональному росту.

По этой причине необходимо установить первоначальный доверительный контакт с родителями и поддерживать его в дальнейшем на высоком уровне. Предпочтительно, чтобы беседа при знакомстве с близкими родственниками ребенка прояснила ряд важных моментов:

1) К огромному сожалению, слишком часто дополнительное музыкальное образование воспринимается как кружок, аналог секции или клуба по интересам. И это легко объяснимо, поскольку родители, в стремлении переключить внимание детей с многочисленных технических устройств, или в попытках недопущения их праздного времяпрепровождения, озадачиваются поиском более достойного развивающего занятия в свободные часы. Следствием подобного отношения является то, что и сам ребенок начинает воспринимать обучение музыке как нечто необязательное, несерьезное, как форму досуга, внимание которой допустимо уделять по остаточному принципу. Потому при знакомстве с близкими своего подопечного в задачу преподавателя входит создание верных представлений о важности этого весьма продолжительного и ответственного процесса, сопряженного, наряду с радостью от

успехов ребенка, с определенными трудностями. К примеру, чрезвычайно благоприятным фактором является демонстрация всеми членами семьи толерантного отношения к перспективе регулярных длительных упражнений, выполняемых на первых порах неизбежно не самым ровным звуком, и желательно заблаговременно заручиться их готовностью к тому, что такие домашние тренировки в нескором времени начнут ласкать их слух;

2) Еще на этапе знакомства с новым учеником непременно должен быть установлен факт того, что ребенок изъявил собственное желание заниматься музыкой, и не оказался в школе по принуждению родственников. Трудно переоценить значение принятия самостоятельного решения, которое во многом определит качество дальнейшего движения и степень заинтересованности ученика на всех этапах его развития, включая кризисные периоды становления личности;

3) Один из ключевых моментов этапа знакомства — самостоятельное определение ребенком инструмента, игру на котором он хотел бы освоить, и исключение влияния пожеланий родителей на его выбор. Достаточно подробно на эту тему я рассуждаю в беседе с М. В. Рудко «Основные критерии выбора музыкального инструмента в условиях дополнительного образования детей» [1]. Здесь же позволю себе упомянуть, что круг представлений о разнообразии музыкальных инструментов у ребенка и членов его семьи, как правило, недостаточно обширен. Чаще всего можно наблюдать, что выбор складывается

в пользу фортепиано или скрипки лишь по той причине, что данные инструменты известны, они в достаточной степени популяризированы и широко распространены даже с точки зрения географии. В то же время будущие участники образовательного процесса могут не иметь представления о существовании иных, значительно реже встречающихся музыкальных инструментов, к примеру, духовой группы, освоение которых может предложить им школа. Таким образом, нужно подчеркнуть, что демонстрация, показ возможностей каждого музыкального инструмента среди перечня специальностей, реализуемых тем или иным музыкальным учреждением — важная мера, которая должна предприниматься в обязательном порядке в рамках организации условий для определения ребенком того музыкального инструмента, который вызовет в нем максимальный отклик;

4) Зачастую прояснение вопросов целеполагания и оправданности ожиданий родителей от обучения музыке в рамках дополнительного образования позволяет исключить риск дальнейшего разочарования в данном процессе. Следует убедиться в их понимании того, что профессиональный музыкант, свободно владеющий инструментом на высоком уровне, может сформироваться спустя, как минимум, 15 лет глубокого погружения и серьезной непрерывной работы на пути к освоению этого мастерства. Сектор же дополнительного образования призван выполнять несколько иные, но не менее важные функции;

5) Безусловно, общение с родителями лучше всего выстраивать с позиции благотворного влияния музыкального воспитания на формирование всесторонне развитой личности ребенка, и именно на этом должен делаться основной акцент. Данный вопрос в настоящее время интенсивно и всесторонне исследуется самыми разными группами ученых и научными институтами. В условиях постоянного роста современных технологий мы узнаем все больше о том, как музыка способствует увеличению числа нейронных связей, как она координирует работу полушарий головного мозга, и многое, многое другое. Внушительный объем исследовательских материалов и комментариев лиц, изучающих с различных позиций подобные вопросы, как правило, представлен в общем доступе, и для педагога крайне важно свободно владеть этой информацией. Это позволит ему постоянно совершенствовать собственную методику преподавания с учетом актуальных медицинских предписаний, а также поможет укрепить мотивацию родителей, объясняя им на доступном уровне, какое мощное воздействие музыка оказывает на физиологическое, психическое, ментальное развитие ребенка, на формирование эмоционально-чувственной сферы, когнитивные функции и другое [2].

Социализация в процессе обучения музыке имеет наиважнейшее значение, поскольку именно через такие занятия ребенок предстает перед нами раскрытым, пластичным, податливым ко всем возможностям, и именно музыкальное искусство позволяет ярче проявить индиви-

дуальные черты его личности. К сожалению, в условиях общеобразовательной школы за счет большой наполняемости группы способности ребенка не проступают столь рельефно и очевидно, и даже приглушаются, усредняются.

В идеале обучение музыке в общеобразовательной школе должно являться продолжением и частью музыкального образования, которое получает ребенок вне ее стен. То есть крайне нежелательно допускать дублирование материала, подаваемого в общеобразовательной и музыкальной школах — эти процессы должны обогащать и дополнять друг друга. Однако проекция данной образцовой конструкции в реальную жизнь чрезвычайно затруднительна, так как каждый обучающийся должен освоить всю программу, подразумеваемую учебным планом, и общеобразовательная школа не может предложить ему особенные условия или освободить его от занятий на своем уровне, если он уже более глубоко погружен в процесс в музыкальном образовательном учреждении. Как следствие, ребенок вынужден повторять ранее пройденное, уже никоим образом не бросающее ему вызов и не стимулирующее его когнитивные способности, вслед за чем он закономерно утрачивает интерес и мотивацию к занятиям. Это серьезный вопрос, который требует повсеместного внедрения и тщательного ведения индивидуальной образовательной траектории каждого обучающегося, что вполне достижимо в условиях перехода на уровневое образование — по аналогии с общепринятой системой освоения иностранных языков. Разуме-

ется, такой переход подразумевает мощную образовательную реформу, а также огромный труд по части организации учебного процесса, протекающего по новым правилам, но, в то же время, по мнению автора, это единственно верный и эффективный способ осуществления контроля за развитием каждого учащегося и поддержания его постоянного роста.

Существует ряд инструментов, которые могут использоваться в музыкальных школах в целях усиления заинтересованности детей в занятиях.

В первую очередь, следует говорить об обеспечении достаточного пространства для того, чтобы ребенок имел возможность продемонстрировать свои способности и получить позитивную обратную связь со стороны фигуры взрослого. То есть должны быть приложены все усилия для создания среды, в которой могут свободно проявляться интеллект, талант и самостоятельность ученика. Это достижимо путем занятий, активизирующих поисковую деятельность, то есть через создание так называемых игровых «проблемных ситуаций», с которыми данный конкретный ребенок в состоянии справиться. Обнаруживая пути решения поставленной задачи, или успешно справляясь с тем или иным ее элементом, ученик будет испытывать подъем, который будет являться наградой для него за приложенные усилия, и одновременно создаст стимул к дальнейшему движению, к постановке перед собой новой ближайшей цели.

Таким образом, музыкальное образование должно обеспечиваться

разнообразным и при этом посильным с точки зрения возраста учебным материалом, предполагающим частые смены видов деятельности внутри общего течения урока. В идеальных условиях преподаватель следит за технологией, например, за постановкой, за правильным исполнительским дыханием, в то время как ребенок находится в собственном параллельном процессе — он хочет сыграть в игрушку, которая называется «выполни это задание от начала до конца». Как только желаемое достигнуто, или ребенок почувствовал усталость, целесообразно переключить фокус его внимания на иную, не менее любопытную задачу, в рамках которой также будут прорабатываться те или иные элементы обучения. Ребенок каждую секунду должен быть задействован в работе, но при этом не должен этого ощущать. Здесь весьма уместно провести аналогию с принципом построения столь популярных в настоящее время компьютерных игр, которые постоянно поддерживают внимание в тонусе путем смены условий, регулярного ввода новых данных, ощущения преодоления прежних уровней и перехода на все новые ступени. Следует помнить, что, как правило, ребенок действительно мотивирован в том случае, когда он быстро, легко и успешно достигает промежуточных результатов. Получая регулярные позитивные подкрепления собственной состоятельности, вновь и вновь одерживая маленькие победы в рамках кратких и компактных заданий, его интерес к занятиям будет стабильным и демонстрирующим постоянный рост [3]. Систематиче-

ское же и монотонное повторение одного и того же материала, напротив, оказывает скорее седативный эффект, заставляет учащегося скучать и негативно сказывается на его общем отношении к процессу занятий музыкой.

Проблема отсутствия учебно-методического сопровождения процесса музыкального образования на территории нашей страны, грамотно составленного на основе вышеописанных принципов, становится все более очевидной и остро выраженной с каждым днем. Безусловно, это должен быть комплекс нового, прогрессивного типа, в котором учитываются многие актуальные параметры: например, ряд качественных преобразований в психической организации современных детей, обусловленных влиянием среды, их естественное влечение и интерес к современной музыке и многое другое. В условиях тех школ, что практикуются уже несколько десятилетий в России, и которые мы считаем традиционными, сегодняшним детям закономерно некомфортно, так как во многом они построены на материале ушедших эпох и, таким образом, претерпели моральное устаревание. Создание образовательного пространства нового типа, внутри которого дети будут получать удовольствие от занятий музыкой — наша первостепенная общая задача.

Отдельного внимания в числе факторов, влияющих на повышение мотивации у обучающихся, заслуживает такой инструмент музыкального образования, как ансамблевое исполнение. Здесь гармонично сочетаются между собой

несколько важных параметров, позволяющих диагностировать повышение эффективности учебного процесса.

Практика показывает, что взаимодействие детей в условиях ансамбля многократно повышает их мотивацию к обучению. Это объясняется тем, что они начинают слышать, помимо собственного голоса, партию партнера. Такой ансамбль может состоять из однородных инструментов: например, гобой-гобой, флейта-флейта, скрипка-скрипка, и так далее. Ансамбль может быть построен и на партиях различных инструментов, но в этом случае целесообразно комплектовать его исполнителями одного возраста, либо с максимальной разницей в 3-5 лет;

Если в ансамбле представлены исполнители разных возрастов, неизбежно возрастает роль более старшего ребенка: он ощущает себя взрослым и ответственным за младшего партнера, испытывает побуждение помочь ему и научить тому, что уже умеет сам. Таким образом, старший мотивирован укрепить свой статус ментора и через обучение младшего учится сам, вспоминая уже освоенное и находя способы наиболее понятно объяснить материал и продемонстрировать в исполнении. Чем раньше этот механизм включается в образовательный процесс, тем лучше старший ребенок, который передает свои знания младшему, начинает видеть свои проблемы, анализировать их, приходить к пониманию, каковы могут быть пути их решения.

В то же время младший участник ансамбля охотно взаимодействует со старшим, ему приятно внимание

со стороны более взрослого партнера, и одновременно с тем он осознает, что они находятся в равных условиях, где оба они — ученики, еще не достигшие вершин мастерства. Это также благодатные условия для развития мотивации у обучающихся младшего возраста.

Стоит также добавить, что ансамблевое музицирование способствует тому, что у исполнителя-инструменталиста формируется отношение к аккомпанементу рояля как к полноценному участнику процесса, а не как к сугубо фоновому сопровождению, которое постоянно подстраивается под его партию, даже в самых сложных и критических ситуациях.

Наконец, фигура преподавателя, его харизма является мощнейшим фактором, оказывающим прямое влияние на заинтересованность детей в обучении. Роль его личности неоценима: преподаватель воплощает собой эталон, образец, к достижению которого будут стремиться его ученики. Здесь все существенно и все имеет значение: атмосфера, которая создается в процессе взаимодействия с учителем, очарованность его личными и профессиональными качествами, его исполнительское мастерство, и даже внешний облик и манера общения. Преподаватель зачастую становится примером для подражания во всем, и пристальное внимание к роли своего влияния на учеников обеспечит сильный и непреходящий интерес к занятиям музыкой.

В заключение хотелось бы добавить, что ключ к устойчивой и растущей заинтересованности находится в пространстве вдохновения

и любви к тому, чем мы занимаемся. Потому, если мы культивируем в восприятии своих учеников и их родителей на всех уровнях отноше-

ние к музыкальным занятиям как к форме получения удовольствия и радости, это является залогом непременного успеха.

Список литературы:

1. Быстров Д. В. Основные критерии выбора музыкального инструмента в условиях дополнительного образования детей. Беседовала М. Руд-ко // МиВЮиВ. Вестник Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. — 2021. — № 2 (66). — С. 13-16.

2. Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. — М.: Таланты-ХХ1 век. 2004.

3. Оакли Б. Уроки на отлично! Как научить ребенка заниматься самостоятельно и с удовольствием. — СПб.: Питер, 2020.

4. Теплов Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: избранные психологические труды / Б. М. Теплов; под ред. М. Г. Ярошевский. — М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: МОДЭК, 1998.

Сведения об авторе:

Быстров Денис Викторович — проректор по учебной и воспитательной работе, доцент кафедры деревянных духовых инструментов Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римско-го-Корсакова, преподаватель по классу гобоя Средней специальной музыкальной школы и Музыкального училища имени Н. А. Римско-го-Корсакова (г. Санкт-Петербург). E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.