Научная статья на тему 'ПОМОЩЬ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА В ОРГАНИЗАЦИИ ДОМАШНИХ ЗАНЯТИЙ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ'

ПОМОЩЬ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА В ОРГАНИЗАЦИИ ДОМАШНИХ ЗАНЯТИЙ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЙСЯ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / ПЕДАГОГ-МУЗЫКАНТ / РОДИТЕЛИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА С РОДИТЕЛЯМИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мангасарова Карина Викторовна

Рассматривается проблема оказания помощи родителям детей, обучающихся в детской музыкальной школе, при проведении ими самостоятельных занятий на дому. Раскрываются виды и формы взаимодействия педагога-музыканта с семьями обучающихся по проведению совместной эффективной домашней работы детей и взрослых. Доказывается важность домашних занятий и подчеркивается их роль в детском музыкальном обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мангасарова Карина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC TEACHER'S SUPPORT IN ORGANIZING HOME STUDIES FOR MUSIC SCHOOLS PUPILS

The article is devoted to the problem of providing assistance to parents of children studying at a children's music school in the aspect of their independent studies at home. The types and forms of interaction of a teacher-musician with the families of students on conducting joint effective homework of children and adults are revealed. The importance of home classes is proved and their role in children's musical education is emphasized.

Текст научной работы на тему «ПОМОЩЬ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА В ОРГАНИЗАЦИИ ДОМАШНИХ ЗАНЯТИЙ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ»

DOI: 10.25586ZRNU.HET.21.06.R25

УДК 371:78

К.В. Мангасарова,

Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга (г. Петропавловск-Камчатский)

Помощь педагога-музыканта в организации домашних занятий учащихся детских музыкальных школ

Овладеть музыкальными навыками непросто, неоценимую помощь в этом ребенку могут оказать родители. Как организовать такие занятия на дому?

Это задача для настоящего специалиста

Одним из условий эффективной деятельности педагога-музыканта является систематическая работа с семьями обучающихся. Достижения педагога-музыканта по взаимодействию с родителями отражаются в мониторинговых и статистических показателях, в личном портфолио педагогического работника и другой отчетной документации детской музыкальной школы.

Будущий педагог-музыкант в процессе профессионального обучения должен быть подготовлен к данному виду профессиональной деятельности. Это требует особых способностей и компетенций, которые не ограничиваются знаниями и навыками для обучения ребенка игре на инструменте, пению, сочинению музыки, овладения музыкально-теоретическими дисциплинами. Подготовка и проведение мероприятий, обеспечивающих сотрудничество с родителями, относятся к общепедагогической компетентности специалиста. Благодаря работе педагога-музыканта с семьями обучающихся формируется схема преемственности педагогической помощи от педагога-музыканта через его родителей к ребенку. Уровень педагогической и музыкальной культуры родителей, их навыки по оказанию помощи, организация ими благоприятной развивающей среды в домашних условиях, использование внешних и внутренних факторов,

педагогически целесообразных условий закладывают фундамент для успешного обучения ребенка, способствуют выработке адекватных действий при преодолении обучающимся кризисов взросления и трудностей учебы.

Помощь родителям оказывается в виде системы мероприятий, которые проводятся в индивидуальной и коллективной форме с использованием очного и дистанционного форматов общения. Традиционные формы и виды взаимодействия педагогического коллектива с родителями широко разработаны в отечественной музы-

кальной педагогике и реализуются в деятельности системы дополнительного образования детей. Повсеместно проводятся родительские собрания, открытые уроки для родителей, лектории, консультации по вопросам музыкального развития обучающихся, совместные концерты, иные виды творческой активности, информационно-организационные совещания и сборы с родителями.

В связи с техническим прогрессом и быстрой сменой обстоятельств в постиндустриальном цифровом обществе формы совместной деятельности педаго-

© Мангасарова К.В., 2021

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

|

МАНГАСАРОВА КАРИНА ВИКТОРОВНА

Российская Федерация, город Петропавловск-Камчатский

аспирант кафедры педагогики Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга. Сфера научных интересов: профессиональная подготовка педагога-музыканта. Электронная почта: [email protected].

KARINA V. MANGASAROVA Petropavlovsk-Kamchatsky, Russian Federation

Postgraduate Student of the Department of Pedagogy of the Kamchatka State University after Vitus Bering. E-mail address: [email protected].

Рассматривается проблема оказания помощи родителям детей, обучающихся в детской музыкальной школе, при проведении ими самостоятельных занятий на дому. Раскрываются виды и формы взаимодействия педагога-музыканта с семьями обучающихся по проведению совместной эффективной домашней работы детей и взрослых. Доказывается важность домашних занятий и подчеркивается их роль в детском музыкальном обучении.

Ключевые слова: обучающийся детской музыкальной школы, педагог-музыкант, родители обучающегося, взаимодействие педагога-музыканта с родителями, дополнительное образование детей.

The article is devoted to the problem of providing assistance to parents of children studying at a children's music school in the aspect of their independent studies at home. The types and forms of interaction of a teacher-musician with the families of students on conducting joint effective homework of children and adults are revealed. The importance of home classes is proved and their role in children's musical education is emphasized.

Keywords: music school pupil, teacher-musician, student's parents, interaction of a music teacher with parents, additional education for children.

га-музыканта с родителями не могут оставаться неизменными. Наряду с хрестоматийными видами совместной деятельности и коммуникации, доказавшими свою эффективность, современный педагог-музыкант ищет оригинальные пути внедрения собственных инновационных педагогических находок. В этом проявляются его профессионализм, стремление к развитию, творческий подход к работе и исполнению своих должностных обязанностей. В авторских разработках по взаимодействию с семьями обучающихся и внеурочной деятельности объективируется методическая компетентность педагога-музыканта, владеющего инновационными педагогическими технологиями, применяемыми со своих творческих и профессиональных позиций. Это может быть совместная проектная деятельность родителей с детьми, создание познавательных видеороликов на музыкальные темы, ведение семейного блога с соответствующим учебно-музыкальным содержанием, создание просветительского канала.

Согласно учебному плану детской музыкальной школы, реализация модуля работы с семьями обучающихся касается всех членов педа-

гогического коллектива образовательной организации. Первичными являются ознакомительно-презентационные мероприятия с целью представления педагогического коллектива, специфики, порядка и содержания учебно-воспитательной деятельности в детской музыкальной школе. Помимо этого, всеми педагогами детской музыкальной школы оказывается адресная помощь по решению уникальной педагогической проблемы, возникшей у конкретного ребенка. Для эффективного взаимодействия педагога-музыканта с родителями должен быть налажен диалог, основанный на обоюдном доверии.

На практике масштабы и интенсивность помощи, оказываемой в определенном временном континууме, детерминированы показателями успеваемости обучающегося. Родители «отличников» и «хорошистов», как правило, взаимодействуют с педагогическим коллективом только в рамках информационно-организационно-го поля, в то время как родители иной категории обучающихся ожидают помощи с целью повышения показателей успеваемости и удовлетворенности процессом обучения в детской музыкальной школе, ее деятельностью в целом.

Для разрешения проблемных ситуаций педагогу-музыканту и родителям обучающегося необходимо выработать общий подход к пониманию проблемы и ее решению. Участники образовательных отношений становятся субъектами образовательного процесса в детской музыкальной школе - это педагог-музыкант, родители и обучающийся ребенок. Их отношения и творческое взаимодействие регламентированы узкоспециальными учебно-музыкальными и общепедагогическими задачами в широком образовательном смысле. Данный тип общения является прикладным к основной деятельности, но, по сути, обеспечивает ее успех и не может быть заменен другими компонентами учебного процесса.

Таким образом, на основе поставленных задач формируется общность. Известно, что людей объединяют общее дело и совместно пережитые эмоции, которые улучшают коммуникацию между участниками образовательных отношений [4]. Фрэнсис Фукуяма характеризует общественно-социальные связи между людьми: «На рынке и в лаборатории культура радикального индивидуализма способствует прогрессу и инновациям, но ведь она распространилась и в сфере социальных

норм, где, в сущности, привела к разрушению всех форм власти и ослаблению связей, скрепляющих семьи, соседей и нации» [7, с. 6]. Воспитание личности невозможно без влияния актуальных социальных процессов. Они накладывают свой отпечаток на развитие современных детей и подростков. Так, воспитание индивидуальности юного музыканта соответствует сегодняшней мировой тенденции в общественно-социальной ситуации, характеризующейся разобщением и минимизацией эмоционально окрашенного личного общения.

Вместе с тем успешность получения музыкального образования напрямую коррелирует с выстроенной конструкцией крепких и продуктивных отношений общности сторон образовательных отношений педагога-музыканта, родителей и детей: «Человеческие существа по своей природе - создания социальные: их наиболее глубокие побуждения и инстинкты ведут к тому, чтобы творить моральные правила, которые связывали бы их вместе, образуя общности. Они также по природе существа еще и рациональные, и их рациональность позволяет им спонтанно создавать различные способы сотрудничества друг с другом» [7, с. 6-7]. Под построением общности мы будем понимать строительство микросистемы с ее закономерным функционированием. Следовательно, взаимодействие педагога-музыканта с родителями и его помощь им в выполнении домашних заданий с ребенком имеет свои рациональные и иррациональные аспекты.

К рациональному наполнению сотрудничества с педагогом-музыкантом мы относим осознаваемое, практически значимое, принадлежащее к социально одобряемому поведение родителей по отношению к их ответственности за учебу ребенка. Также туда входит и обоснованное целеполагание, объясняющее логику действий и прогнозирование конечного итога совместной деятельности в виде положительного результата в интересах обучающегося. В настоящее время во

многих образовательных организациях системы дополнительного образования детей возникает новый тип общности - волонтерское движение педагогов-музыкантов, родителей и детей. Оно выходит за рамки совместного решения задач учебной деятельности и относится к уровню общекультурной коммуникации взрослых в рамках межличностного воспитательного процесса обучающихся. Такая интеграция реализуется во внеклассной и внеурочной деятельности в виде организации благотворительных концертов и ярмарок, фандрайзинго-вых акций, аукционов, в посещении социальных учреждений, в проведении мастер-классов силами родителей, экскурсий на рабочие места.

В творческий процесс овладения музыкальным искусством включаются родители, а не только педагог-музыкант и дети, расширяется и меняется конфигурация взаимодействия: «Решение художественно-педагогических задач эстетического воспитания предполагает перевод учащихся и самого учителя из как бы нейтральных отношений в состояние совместного эстетического переживания, создание цепи ситуаций "публичного творчества' (К.С. Станиславский) с тем, чтобы в итоге добиться синтеза художественного и педагогического компонентов в рамках реального учебно-воспитательного процесса» [1, с. 31].

Музыкальное образование как часть системы дополнительного образования детей создает большие возможности для персонификации и индивидуализации процесса обучения. В выявлении потенциала каждого ребенка, обращении к его склонностям, стремлении развить его способности, взрастить его индивидуальность, развить уникальные личностные проявления кроется глубинный смысл получения профессионального музыкального образования первичного уровня -в детской музыкальной школе. Даже при признании того факта, что не все выпускники станут профессиональными музыкантами-исполнителями и педагогами-музыкантами, неизменным останется то, что му-

зыка формирует разностороннюю личность, компетентную в области музыкальной культуры. Особое внимание в связи с этим уделяется интеграции музыки и других видов искусства на основе развития художественного мышления [2, с. 57].

Для многих родителей процесс взаимодействия со своим ребенком и педагогом-музыкантом является новым опытом, когда они реализуются в непривычном для себя качестве. Педагог-музыкант должен сделать задачу «узнавания» этого нового для родителя и «узнавания» нового в себе максимально комфортной и оптимально решаемой: «Что-то "узнать" - значит приобщиться к чему-либо посредством внутреннего осознания и сопереживания, постичь что-либо внутреннее и обладать этим во всей полноте его жизненных проявлений. В данном случае опыт означает не внешнее познавание предмета, как это происходит посредством чувственного восприятия, а освоение человеческим духом полной действительности самого предмета в его живой целостности» [5, с. 8].

Педагог-музыкант оказывает родителям первоначальную помощь в адаптации первоклассника, составляет план занятий для ребенка, учит родителей соблюдать гигиену занятий, консультирует родителей в отношении постановки аппарата для игры на инструменте или певческого аппарата обучающегося. Наряду с этим педагог-музыкант содействует адаптации его родителей к новым социальным ролям, непривычной дополнительной нагрузке и незнакомым видам учебно-музыкальной деятельности. Специалист оказывает психолого-педагогическую помощь и обеспечивает комфортное привыкание родителей к новым требованиям, правам и обязанностям вместе с овладением новыми способами взаимодействия и занятий со своим ребенком. Родители не могут полноценно и профессионально помогать детям в выработке профессиональных навыков, к которым относятся специфические игровые движения, работа над звукоизвле-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ_

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

чением, наработка правильных мышечных ощущений при певческом звукообразовании, дыхании. Родители могут оказывать помощь в виде контроля над теми вопросами и аспектами обучения, которые разъяснены педагогом-музыкантом и правильно поняты ими. Педагог-музыкант должен определить возрастные и индивидуальные возможности ребенка, донести до родителей сведения о психоэмоциональных особенностях ребенка по удержанию своего внимания во время домашнего занятия с установленной и фиксированной длительностью. Предпрофессиональ-ные программы обучения в детской музыкальной школе подразумевают профессиональную направленность обучающихся и серьезный настрой родителей на планомерную учебную деятельность.

Успешность обучения музыке зависит от соблюдения ребенком режима занятий и отдыха. После прохождения периода адаптации к обучению в детской музыкальной школе первоочередной задачей педагога-музыканта является создание индивидуального расписания для установления эффективного тайм-менеджмента. Данные действия способствуют выработке дисциплины у обучающихся, которая оказывает воздействие на весь уклад жизни семьи. Значительная часть нагрузки по музыкальному воспитанию обучающихся приходится на их родителей. Окружающие взрослые должны быть психологически готовы к новым реалиям и оснащены необходимыми практическими умениями для взаимодействия с ребенком в новом качестве. Мы согласны с Синъи-ти Судзуки: «Основное место обучения ребенка - это семья» [6, с. 164]. Именно в домашних условиях происходит основное развитие музыкальных способностей с помощью родителей в совместном труде и под их непосредственным контролем. Выступая в роли полноправных участников образовательного процесса, родители выполняют стабилизирующую функцию в отношениях между пе-

дагогом-музыкантом и обучающимися. Через заложенное природой подражание действиям взрослого ребенок учится реагировать на окружающие раздражители, так вырабатывается комплекс реакций на педагогическую ситуацию. В совместной деятельности с родителями ребенок развивает навыки обучения, овладевает способами и технологиями, образом выполнения учебных действий, присваиваемых обучающимся и входящих постепенно в его аксиосферу.

Справедливо мнение Синъити Судзуки по поводу роли родителей в музыкальном развитии детей: «В первую очередь надо учить не детей, а их родителей» [6, с. 164]. С начала обучения ребенка дошкольного возраста на отделении раннего эстетического развития детской музыкальной школы родители приобретают новые социальные роли. По сути, они становятся домашними учителями музыки для своих детей. На данном этапе домашнее задание выполняется в виде совместных музыкально-дидактических игр с детьми дома. По мере взросления ребенка родители организуют его деятельность дома как продолжение деятельности в школе и дополнение к ней. Под руководством педагога-музыканта взрослые члены семьи приучаются оказывать детям регулярную помощь в выполнении домашнего задания в младших классах детской музыкальной школы. Домашние задания являются важным условием успешного продвижения обучающегося. Совместное выполнение домашних заданий развивает рефлексию ребенка, приучает его делиться с родителем пройденным на уроке материалом. Благодаря этому родитель помогает ребенку закрепить тему или технический прием, представленный на уроке, и определяет непонятое или недостаточно хорошо освоенное ребенком. В ходе беседы родители узнают об эмоциональных переживаниях ребенка для того, чтобы совместно с педагогом-музыкантом найти решение возникшей проблемы, предпринять пре-

вентивные шаги или произвести профилактику по недопущению проблемной педагогической ситуации. В ходе совместной деятельности формируются навыки самоподготовки, появляется уверенность в собственных силах, контроль взрослых переходит в самоконтроль с осознанием ребенком самоценности своего музыкального творчества с высокой мотивацией и познавательным интересом.

Перегруженность ребенка другими занятиями приводит к накоплению усталости, ведет к обесцениванию музыки в его жизни, подталкивает его к переложению ответственности на окружающие обстоятельства [3]. С помощью педагога-музыканта родители должны посодействовать формированию собственной успешности маленького музыканта и развитию его музыкальной идентичности.

Музыка требует ежедневных усилий и занятий, которые в той или иной мере приводят к ситуации успеха для ребенка, повышают его самооценку, благоприятно влияют на эмоциональную сферу и Я-концепцию.

Многие родители тяжело преодолевают нежелание детей превозмогать учебные трудности. Целесообразно внедрять домашние занятия в семейный уклад жизни в виде игры детей и взрослых как одной из магистральных линий воспитания. На практике музыка занимает при таком подходе достойное место в доме и регулирует межличностные отношения детей и родителей: «Хитоми Касуя в три года играла на скрипке по три часа в день. Как можно убедить трехлетнего ребенка столько времени посвящать музыке? Мать Хитоми купила ей скрипку вместо куклы и каждый день ставила ей запись одной и той же скрипичной пьесы. Музыка была постоянным фоном повседневной жизни. Хитоми целый день могла играть со скрипкой, словно с игрушкой. Время от времени, следуя нашим инструкциям, показывала ей, как нужно держать скрипку и смычок, причем все это происходило в виде игры матери и дочки. Это самый

лучший способ обучения. В конечном итоге у ребенка в ходе игры вырабатываются необходимые навыки. Если же вы подходите к делу формально и внушаете ребенку, что это не игра, а серьезное занятие, у него сразу же наступает деформация сознания. Сначала надо воспитать сознание, а потом уже приступать к формированию навыков. Это совершенно естественный порядок вещей» [6, с. 167-168].

Музыкальные занятия стабилизируют отношения в семье и стимулируют стремление ребенка к взаимодействию со своими родителями как с самым важным фактором в становлении его личности. Таком образом, происходит самоакцентуация личности ребенка через осознание собственной значимости, ответственности и достоинства. Для воспитания самостоятельности обучающегося со сформированными мотивационно-волевыми качествами необходимо, чтобы помощь родителей не превышала собственные возможности обучающегося. Посильные задания, упражнения и иные виды учебной деятельности ребенок должен осваивать сам.

Педагог-музыкант должен помочь родителям в организации домашних занятий, научить их преодолевать возникающие при этом трудности, интенсивно заниматься в выходные дни и на каникулах. Полезно посещать уроки, особенно в младших классах. На них педагог-музыкант объясняет положение и движения кистей рук, локтей и пальцев при игре, положение корпуса и ног, осанки, за которой должен следить родитель. Родители впитывают звуковые образцы, к которым нужно стремиться, и приемы звукоизвлечения, штрихи игры на инструменте, пения. Помимо музыкальных навыков формируются волевые качества личности. Ребенок приучается преодолевать возникающие трудности, достигать успехов благодаря своей работоспособности, которые выливаются впоследствии в творческие достижения. Домашние занятия с родителями позволяют ребенку охватить больший объем информации, тогда как дети, занимающиеся самостоятельно, могут работать более ограниченно, что характеризуется неоднократным повтором выявленных

педагогом ошибок вследствие рассеянности внимания и недостаточной их концентрации на уроке.

Таким образом, точное выполнение задания педагога-музыканта дома с родителями экономит время ребенка для достижения результата, ускоряет процесс разбора новых произведений и дальнейшей работы над ними, увеличивает продуктивность «сидения за инструментом», способствует целенаправленной выработке нужного навыка, выполнению конкретного упражнения или приема в игре, пении без необоснованных затрат усилий и времени на неоправданные, неэффективные учебные действия. Постепенно должен выстраиваться баланс между занятиями дома и уроками в детской музыкальной школе, который выкристаллизовывается в целостную систему музыкального развития конкретного ребенка с его уникальной семейной ситуацией, компенсато-рикой недостаточно проявленных личностных качеств характера обучающегося с целью повышения его общей эстетической воспитанности и компетентности в области музыкальной культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барышникова З.А., Романова Л.Л. Труд учителя музыки: художественно-педагогическое творчество // Педагогика. 1995. № 2. С. 31-33.

2. Москвина И.В. Духовно-нравственное развитие будущих учителей музыки средствами интеграции искусств // Высшее образование сегодня. 2019. № 7. С. 56-61.

3. Рачковская Н.А. Психологические механизмы управления эмоциональным состоянием человека // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2008. № 4. С. 12-17.

4. Рачковская Н.А. Развитие эмоциональной культуры будущего социального педагога в вузе: методология, теория, практика: дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 2012. 411 с.

5. Солодухин Д.В. Рациональные и иррациональные аспекты познания в интуитивизме С.Л. Франка: автореф. ... дис. канд. филос. наук. Москва, 2001. 20 с.

6. Судзуки С. Взращенные с любовью. Классический подход к воспитанию. М.: Попурри, 2005. 192 с.

7. Фукуяма Ф. Великий разрыв. М.: АСТ, 2008. 480 с.

REFERENCES

1. Baryshnikova Z.A., Romanova L.L. (1995) Trud uchitelya muzyki: khudozhestvenno-pedagogicheskoe tvorchestvo [The Work of a Music Teacher: Artistic and Pedagogical Creativity]. Pedagogika, no. 2, pp. 31-33 (in Russian).

2. Moskvina I.V. (2019) Dukhovno-nravstvennoe razvitie budushchikh uchitelej muzyki sredstvami integratsii iskusstv [Spiritual and Moral Development of Future Music Teachers by Means of Integration of Arts]. Higher Education Today, no. 7, pp. 56-61 (in Russian).

3. Rachkovskaya N.A. (2008) Psikhologicheskie mekhanizmy upravleniya emotsional'nym sostoyaniem cheloveka [Psychological Mechanisms of Managing a Person's Emotional State]. Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Psychology, no. 4, pp. 12-17 (in Russian).

4. Rachkovskaya N.A. (2012) Razvitie emotsional'noj kul'tury budushchego sotsial'nogo pedagoga v vuze: metodologiya, teoriya, praktika: dis. ... d-ra ped. nauk [Development of the Emotional Culture of the Future Social Teacher at the University: Methodology, Theory, Practice. Dr. Habil. Thesis]. Moscow. 411 p. (in Russian).

5. Solodukhin D.V. (2001) Ratsional'nye i irratsional'nye aspekty poznaniya v intuitivizme S.L. Franka: avtoref. ... dis. kand. filos. nauk [Rational and Irrational Aspects of Cognition in S.L. Frank's Intuitionism: Extended Abstract of Ph.D. Thesis]. Moscow. 20 p. (in Russian).

6. Suzuki S. (1993) Nurtured with Love. The Classic Approach to Talent Education. 2nd ed. Moscow, Alfred Music. 180 p.

7. Fukuyama F. (2000) The Great Disruption: Human Nature and the Reconstitution of Social Order. Free Press. 368 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.