Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 3. С. 226-232. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(3):226-232.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Научная статья УДК 378
https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-226-232 NIION: 2007-0062-3/24-152
EDN: https://elibrary.ru/YAVMMS MOSURED: 77/27-004-2024-03-352
Особенности музыкального образования в преподавании дисциплины «Композиция» в детских музыкальных образовательных учебных заведениях
Артем Михайлович Кокжаев1, Александр Анатольевич Ласкин2
1 Государственное бюджетное образовательное учреждение № 1560 «Лидер», Москва, Россия, [email protected]
2 Международная академия образования (МАО), Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются особенности в преподавании дисциплины «Композиция» в детских образовательных учебных заведениях. Детям, проявившим способности к этому виду творчества на ранних этапах обучения, необходимы методики и музыкальные разработки преподавания этой дисциплины. Указана необходимость создания общей, предназначенной для всех школ программы по композиции, утвержденной главной учебно-методической организацией, при этом обсуждение программы должно проводиться на уровне общих семинаров преподавателей по дисциплине «Композиция».
Выделяя лишь отдельные детали процесса обучения композиторскому творчеству в детских музыкальных образовательных учебных заведениях, авторы статьи преследует цель поднять проблему совершенствования методики преподавания композиции на новый, более высокий уровень, что, несомненно, принесет пользу педагогическому и национальному музыкальному образованию.
Необходимость вернуть предмету «Композиция» методическое направление и обучение в детских музыкальных учебных заведениях — первостепенная задача музыкального образования.
Ключевые слова: музыкальное образование, программы, специфика композиции, одаренность, концерт, методика, формирование творческого сознания, художественный образ, креатив, юные композиторы, творческий процесс, музыкальный кругозор
Для цитирования: Кокжаев А.М., Ласкин А. А. Особенности музыкального образования в преподавании дисциплины «Композиция» в детских музыкальных образовательных учебных заведениях // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 3. С. 226 — 232. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-226-232. EDN: https://elibrary.ru/YAVMMS.
THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION
Original article
Features of music education in teaching the discipline "Composition" in children's music education educational institutions
Artem M. Kokzhaev1, Alexander A. Laskin2
1 State Budgetary Educational Institution No. 1560 "Leader", Moscow, Russia,
2 International Academy of Education (IAE), Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The article discusses the features of teaching the discipline "Composition" in children's educational institutions. Children who have demonstrated abilities for this type of creativity in the early stages of education need methods and musical developments for teaching this discipline. The need to create a common composition program intended for all schools, approved by the main Educational and methodological organization, is indicated and its discussion should be held at the level of general seminars for teachers in the discipline "Composition".
By highlighting only individual details of the process of teaching composition in children's music educational institutions, the authors of the article aim to raise the problem of improving the methodology of teaching composition to a new, higher level, which will undoubtedly benefit pedagogical and national music education.
© Кокжаев А.М., Ласкин А.А., 2024
The need to return the subject of "Composition" to methodological direction and training in children's music schools is the primary task of music education.
Keywords: music education, programs, composition specifics, talent, concert, methodology, formation of creative consciousness, artistic image, creativity, young composers, creative process, musical horizons
For citation: Kokzhaev A.M., Laskin A. A. Features of music education in teaching the discipline "Composition" in children's music education educational institutions // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(3):226-232. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-226-232. EDN: https://elibrary.ru/YAVMMS.
В настоящее время в сферах специального музыкального образования возникла острая необходимость обновления условий и принципов преподавания ряда музыкальных дисциплин. В данной статье затронута методика преподавания дисциплины «Композиция», относительно недавно вошедшая в реестр факультативных предметов, предназначенных для обучения детей в музыкальных школах и школах искусств Российской Федерации. Факультативное, т.е. необязательное, обучение сочинению музыки отнюдь не означает, что этой сфере работы с детской аудиторией не следует уделять серьезного внимания. Многие дети уже на ранних этапах обучения игре на каком-либо инструменте проявляют интерес к сочинению музыки в том или ином виде. По сути, стремление к сочинению музыки развивает в детском сознании креативность мыслительного процесса, и даже не претендуя на эту сферу деятельности как на будущую профессию, юные ученики не только раздвигают рамки своей одаренности, но и расширяют кругозор при освоении своей основной музыкальной специальности.
Авторы данной статьи — композитор и педагог, много лет проработавшие в музыкальных школах и высших музыкальных учебных заведениях и накопившие богатый опыт преподавания композиции детям, проявившим способности к этому виду творчества, поднимают достаточно важные вопросы методики преподавания этой дисциплины.
В каждом музыкальном учебном заведении программа по урокам композиции должна быть не только единой для всех школ, но и педагогически сочетаться со спецификой учебного заведения. Предназначенная для всех школ общая программа по композиции должна быть утверждена главной учебно-методической организацией, кроме того, ее практическое обсуждение должно проводиться на уровне общих семинаров музыкальных преподавателей композиции.
Прежде чем начать детальное описание учебного и творческого процесса, необходимо иметь представление о том, кому из детей показано обучение композиции, кому даже желательно за-
ниматься творчеством такого рода. Очевидно, что мы имеем дело с проблемой очень тонкой музыкально-психологической организации ребенка, с чем надлежит обращаться аккуратно и корректно с точки зрения разъяснения поставленных задач. Под музыкально-психологической организацией подразумеваются природные данные ребенка, степень его музыкальной одаренности и, конечно, высокая способность к сочинению музыки. Порой в начале обучения нелегко выявить способность к музыкальному творчеству у ребенка и судить об этом приходиться лишь по косвенным признакам.
Например, кто-то из детей обладает превосходной памятью и поет, играет на память какую-то мелодию и очень быстро запоминает музыкальный материал (в том числе ритмические фигуры). Кто-то из детей делает это немного хуже и медленнее, ему приходится прикладывать серьезные усилия для того, чтобы освоить какой-то музыкальный материал. Но если у ребенка нет способностей выполнить эти требования, то ему не стоит обучаться композиции. Это совсем не означает, что ученик не сможет научиться играть на каком-либо инструменте, однако всегда следует соразмерять способности ученика с требованиями обучения музыкальному искусству композиции.
Преподавать дисциплину «Композиция» должны одаренные педагоги, имеющие специальное профессиональное музыкальное образование. То есть композиторское образование. Преподаватель по композиции не только обеспечивает учебный процесс, но и отслеживает планомерное развитие способностей ученика, следит за успешным освоением других музыкальных дисциплин, таких как игра на музыкальном инструменте, сольфеджио, музыкальная грамота, музыкальная литература.
Преподаватель композиции должен находиться в контакте с преподавателями по другим музыкальным специальностям (обучение игры на каком-либо инструменте), сольфеджио, музыкальной литературе, хору, информатике (имеется в виду нотный редактор Sibelius или Finale), только так обеспечивается гармоничное развитие процесса обучения композиции.
Желательно, чтобы преподаватель по композиции вместе с руководством музыкального учебного заведения разработал специальную программу, в которой учитывались бы музыкальные особенности предмета «Композиция», а также привязка этой программы к специфике и профилю учебного заведения.
Различные музыкальные учебные заведения имеют разную специфику. В частности, есть детские музыкальные школы (ДМШ), в которых акцентируется обучение игре на классических музыкальных инструментах. В других детских учебных заведениях приоритеты отдаются игре на народных и самобытных инструментах, существуют хоровые и певческие школы, есть детские школы искусств (ДШИ), где присутствует широкий комплекс обучения различным видам искусств не только с музыкальным направлением.
Например, в ДШИ имени Е.Ф. Светланова существуют классы не только музыкального искусства и музыкальных инструментов, но и классы изобразительного искусства, хореографии, театрального искусства и др. В ходе учебного процесса педагог по композиции должен стараться учитывать специфику этого учебного заведения. На музыкальных занятиях дети, обучающиеся композиции, иногда связывали сочиненные ими музыкальные пьесы с живописью или театром, при этом осуществлялась тесное взаимодействие с педагогами этих отделов школы. Аня Михайловская, одна из учениц ДШИ имени Е.Ф. Светланова, создала музыкально-театральную композицию по известному рассказу А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Этот перфо-манс был поставлен театральным отделом школы, где участвовали исполнители музыкального отделения: флейтист (Тонкий), тромбонист (Толстый) и пианист (им был автор).
Таким образом, в каждом музыкальном учебном заведении программа по урокам композиции должна быть не только единой для всех школ, но и вместе с тем естественно сочетаться со спецификой учебного заведения.
Трудно представить себе единый творческий метод в работе со всеми учениками, обучающимися предмету «Композиция». Каждый ученик является индивидуальностью, к тому же разные черты одаренности и таланта у каждого ученика проявляются по-разному. И это самая сложная часть преподавания, поскольку к каждому ученику требуется отдельный личностно ориентированный подход.
Не выделяя подробности личностно ориентированного и музыкального подходов, отметим лишь, что более подробно вопросы детальной и
художественно-ориентированной работы с учеником рассмотрены в пособиях и методиках по этой тематике, которые уже опубликованы авторами. Заострим лишь внимание на том, что преподавать дисциплину «Композиция» должен не только опытный музыкальный педагог, но и композитор, профессионал, который во всех тонкостях разбирается в технике сочинения музыкальных произведений разного класса и масштаба.
Вместе с тем возможно совместное создание с учениками общих правил последовательного освоения разных горизонтов сочинения музыкальных форм и композиций. В соответствии с необходимостью последовательного освоения все более сложных форм следует составить ученикам программы, построенные на принципе движения от простого к сложному. То есть начинать обучать учеников младших классов с начального обучения простым музыкальным формам — миниатюрам и постепенно продвигаться по иерархии освоения все более сложных музыкальных форм и композиций.
Поэтому необходима общая методическая программа, предназначенная для всех школ, программа по композиции, утвержденная главной учебно-методической организацией по музыке, и ее развитие и обсуждение должны проводиться на уровне общих семинаров преподавателей по композиции.
На завершающих этапах в создании сочинения и с момента полного завершения работы над музыкальным произведением необходимо иметь проверенный рукописный черновик сочинения, который рекомендуется сохранять (сделать копию или скан для архива) при экстренных ситуациях, таких как потеря компьютерных файлов или распечатанных нот. Требуется еще раз все тщательно проверить: знаки, ключи, ритмическую часть — группировку длительностей, штрихи, динамику, темпы и другие указания к исполнению музыкального произведения. Когда все проверено и можно убедиться в том, что рукописный (карандашный) вариант нотного материала готов, можно приступать к завершающему этапу в создании новой композиции музыкального сочинения. Он состоит из следующих частей подготовки материала.
Набор рукописи в нотном редакторе: например, в Sibelius или Finale (или в любой другой программе, в которой привык работать ученик). Некоторые юные композиторы уже на начальном этапе владеют какой-то нотной программой и одновременно с процессом сочинения фиксируют в нотном наборе тексты сочинения и композиции. С одной стороны, это хорошо, так как
экономится время и сразу готовится новый вариант партитуры в электронном виде, который можно распечатать и разучивать (или даже репетировать). Однако это не всегда уместно и хорошо с точки зрения правильного развития творческих навыков ученика. Дело в том, что фаза работы с карандашом и тетрадью является на первом этапе композиции весьма важным и очень полезным для живого и индивидуального творческого процесса, а также фактором проекции внутреннего слуха на пальцевую и двигательную память, развивающую естественные, а не искусственные формы мышления.
Но иногда ситуация с молодыми музыкантами бывает весьма тревожной: когда ученик еще не научился создавать музыкальную «ткань», опираясь на слух, и не умеет, работая карандашом, подобрать несколько черновых вариантов решения задуманного фрагмента музыки на инструменте, поскольку не владеет техникой игры на нем. В подобных ситуациях, как часто бывает, он, имея определенные навыки при работе с компьютером, конструирует нотную композицию в компьютерной программе и работает не с живой музыкой и звуками, а с виртуальной компьютерной графикой. Кстати, грамотность и последующее воспроизведение записи нот в таких случаях ущербны, поскольку компьютер многие ошибки исправляет автоматически, удаляя авторскую идею в музыке. Из этого следует, что целесообразность подключения к процессу сочинения компьютерных систем необходима только после создания рукописного базового материала, где юный автор все сам сочинит, запишет, несколько раз переделает и исправит все ошибки вручную. А когда музыкальная композиция завершена и представлена преподавателю в виде рукописи, после обсуждения с ним (преподавателем) всех деталей композиции и полученных от него дополнительных поправок и одобрения можно перейти к компьютерному набору музыкального текста.
Уже после появления окончательного электронного варианта нотной версии пьесы очень важно провести с учеником развернутую беседу по ключевым проблемам проделанной работы: совместно оценить художественное качество произведения и замысел, основу концептуального решения идеи, если пьеса связана с конкретной образностью или этюдом. Необходимо обсудить вопросы по базовым музыкальным программам, формообразованию произведения и даже дать оценку достигнутого уровня и перспективы дальнейшего творческого развития ученика. Преподавателю следует убедиться, что юный автор
знает, помнит и главное понимает, что и как было сделано в ходе работы над сочинением; предложить повторить ученикам термины и звучание, востребованные в сочинении, описать композиционные приемы, использованные в нем в обязательной связке с достигнутым художественным музыкальным эффектом. Желательно также предварительно обсудить музыкальное произведение и подготовить ученика к любым вопросам, которые могли бы возникнуть у слушателя или другого педагога по данному произведению. Таким образом учитель способствует процессу осмысления учеником композиции и творческого процесса, им уже осуществленного.
На последующих занятиях можно и даже необходимо возвратиться к обсуждению музыкального произведения с целью совершенствования оценочных критериев и уверенности в работе у ученика как в пределах своего творчества, так и в развитии масштабов творческого мышления вообще.
С другой стороны, обсуждение с педагогом музыкального произведения поможет ученику на зачетах, экзаменах и различных концертных выступлениях, а на фоне естественного волнения на экзаменах поможет ему не растеряться и уверенно ответить на любые вопросы комиссии. Иногда члены экзаменационной комиссии ставят своими вопросами учащегося в тупик, умышленно создавая ситуацию, которую он должен самостоятельно преодолеть и объяснить. Поэтому необходимо готовить ученика к разным неожиданностям в первую очередь психологически, а во вторую — он должен хорошо владеть музыкальным инструментом, знать конструктивное и художественное устройство своих произведений. Здесь особенно важна психологическая подготовка, чтобы ученик не растерялся и от волнения не продемонстрировал свои знания намного хуже, чем, например, в классе своему преподавателю.
Одной из важных частей всего процесса рождения нового сочинения является его грамотное музыкальное исполнение. Сочинять музыку — интересно и очень похвально. Однако ее представление публике на сцене следует серьезно подготовить. В этой исполнительской задаче музыкального произведения есть несколько важных моментов.
1. Необходимо сразу решить, может ли юный автор выучить эту пьесу и достойно ее представить на суд слушателей. Возможно, новая пьеса или музыкальное произведение пока для него сложны, а созданная в мышлении пьеса не всегда соответствует исполнительскому ресурсу ав-
тора, сочинена для музыкального инструмента, которым он не владеет, или для инструментального ансамбля. В этом случае нужно найти другого исполнителя среди детей или педагогов. Того, кто в исполнении сможет представить слушателю все достоинства нового сочинения.
2. Очень важно четко отрепетировать выходы, поклоны, уходы, процесс настройки инструментов, если есть такая потребность. Дети часто не умеют вести себя на сцене, бывают предельно взволнованы, нервничают из-за мелочей и не всегда умеют настраивать инструменты. Зачастую педагоги по виолончели, скрипке или флейте на занятиях в классах настраивают инструменты ученикам сами. В результате ученики и не знают, как это можно сделать на концерте, что несет дополнительный стресс и напряжение, а также ошибки в музыкальном исполнении. Тогда следует подключать преподавателей по специальности к подготовке исполнения музыкального произведения.
3. Необходимо проводить разъяснительную работу и подготовку с родителями. Если родители не музыканты, то они могут не знать каких-то специфических особенностей концертной мистерии, таких как: не аплодировать после каждой части или каждой пьесы, если произведение циклическое; не следует чрезмерно громко аплодировать — это в ряде случаев неприлично и может отвлекать юного исполнителя, а также спровоцировать ошибки. То же самое произойдет, если вспышка фотоаппарата в неподходящий момент вызовет у исполнителя замешательство, и т.д. К сожалению, в нашем обществе уже нет той культурной основы воспитания, как в советские времена. Мы сталкиваемся и со звучащими во время концертного исполнения сигналами мобильных телефонов; с разговорами в зале отнюдь не шепотом, и эти родители не понимают, что их ребенок в это время испытывает сильное волнение, что именно в это время он нуждается во внимании слушателей и ему нужна идеальная тишина. Все эти моменты необходимо объяснять родителям заранее во избежание неудачного выступления и, как следствие, стресса для юного музыканта.
4. Необходимо заметить, что важна и домашняя подготовка. Она вообще никак не связана с репетициями, музыкальными занятиями и учебными действиями. Эта часть музыкальной подготовки дома носит иной, но тоже очень важный характер. Если юный музыкант знает дату своего концертного выступления, он должен подготовиться и организовать соответствующим образом режим, график своей жизнедеятельности
задолго до концерта. Накануне необходимо обязательно хорошо выспаться, чтобы быть бодрым и свежим перед концертом. Желательно отказаться от длительных нежелательных прогулок, катаний на коньках, езде на мопеде, любых других перегрузок перед выступлением. Но особое внимание родителей нужно акцентировать на предупреждение травматизма. Нередки случаи домашних переломов и растяжений рук, ног, пальцев как раз перед концертом. Не следует слишком много заниматься физическими упражнениями и трудом перед концертом или экзаменом, это может привести к повреждению сухожилий и растяжениям на руках, а кроме невозможности участвовать в концерте в дальнейшем придется долго лечить руки.
5. Юный музыкант должен хорошо и артистично выглядеть на сцене. Он должен быть красиво и правильно одет, здесь для всех случаев подходит классический концертный черно-белый вариант одежды. Черный низ, белый верх, концертные туфли и, возможно, бабочка. Хотя, например, девочки могут быть и в хорошем стильном платье, но оно должно быть концертным.
Необходимо объяснять и требовать от юного музыканта правильного поведения на сцене. Он должен знать, как и что он должен делать. А если преподаватель тоже принимает участие в концерте, то он должен подстраховать ученика, своим примером предотвращая разного рода неожиданности.
6. Если юный композитор сдает зачет или экзамен, то на момент выхода перед комиссией желательно иметь несколько экземпляров нот для каждого члена жюри отдельно. Это правило хорошего тона и, кроме того, это будет лучше способствовать обсуждению, внесению необходимых музыкальных поправок и нот членами комиссии. Для демонстрации всех материалов, таких как иллюстрации и фотографии, а в особых случаях даже аудиозаписи (если они включены в музыкальный контекст в качестве коллажа) или видеоролики (если музыка сопровождает видеоряд или служит дополнением к изобразительному показу), нужно подготовить необходимую аппаратуру, проверить наличие носителей (флэшки, диски, ноутбуки, проекторы) и возможное использование колонок, микрофонов, синтезаторов и т.д. Для того чтобы все оперативно разворачивалось и демонстрировалось без пауз и долгих задержек, следует об этом позаботиться заранее. Это не простая, но важная задача. От организованности и слаженности предварительной подготовки исполнения музыкального произведения может зависеть и результат.
7. Любая авторская работа молодого, юного творца — это огромная работа не только для него, но и для преподавателя, а возможно, и для нескольких преподавателей, ну и, конечно же, для неравнодушных родителей. То есть мы получаем результат совместной большой и групповой работы. Хотя на титульном листе будет фамилия автора, но труд всех, кто причастен к процессу становления юного композитора, представляется очень важным фактором творческого поиска, а вклад преподавателей и родителей в развитие творческого эго юного дарования бесценен. Из этого следует, что все вложенное в исполняемое на сцене произведение в своей конечной фазе сосредоточено в моменте композиции и звуковом воспроизведении. И от того, насколько ярко и артистично молодой исполнитель сможет добиться четкого воплощения в звуках всех композиционных структур, содержащихся в представленном музыкальном произведении, зависит творческий успех, обеспечивающий дальнейшее продвижение и музыкальное развитие юного композитора на творческой стезе к высотам художественно важных достижений в музыке.
8. Одним из самых важных моментов подготовки к любым фестивалям, конкурсам, зачетам и экзаменам является хорошо и качественно исполненное и отрепетированное авторское сочинение или программа из нескольких произведений. Не секрет, что нехватка времени перед выступлением или зачетом всегда оставляет впечатление некоторой недоученности или неслаженности исполнения в целом, а иногда даже при исполнении в целом вполне готового и отрепетированного музыкального материала. Дело в том, что молодые музыканты в подобных случаях ведут себя не так, как взрослые. Им всегда требуется значительно больше времени чтобы «сродниться» и синхронизироваться с представляемым публике материалом, чем взрослым. Практика доказывает, что чем больше времени отводится на разучивание, репетиции и обыгрывание порой даже небольшой пьесы, тем лучше и выше результат! Гарантированно и успешно проходят исполнительские программы, которые репетируются и обкатываются полугодиями, а в некоторых случаях и целый учебный год. Тот же принцип композиции всегда помогает и по специальным исполнительским направлениям. Правда, при этом в учебном процессе есть одна деталь, на которую следует обратить серьезное внимание, — нельзя допустить, чтобы материал ученик «заиграл». Под «заигранным» подразумевается музыкальный материал, ритмически и композиционно расстроенный из-за многократ-
ного проигрывания. «Заигранный» материал приходится в спешном порядке переучивать и такое исполнение уже теряет свой первоначальный музыкальный блеск. Для этого нужно внимательно отнестись к количеству занятий (не переусердствовать) и к проблеме многократных исполнений в быстром темпе (в большей степени это относится к произведениям с участием фортепиано). Темп следует ускорять не сразу, а постепенно. Лучше всего в быстром темпе играть музыкальные произведения существенно реже, чем в медленном.
Хотим отметить, что, если сочинение ритмически трудное или состав ансамбля исполнителей немалый, а возможно, и то и другое, в этом случае времени на разучивание нового музыкального произведения нужно отвести намного больше. Тогда пьеса прозвучит с блеском и высокоорганично. Поэтому большую часть выпускных музыкальных программ и работ имеет смысл репетировать уже в конце предыдущего учебного года, чтобы заблаговременно подготовиться, изучить и суметь воспроизвести новое музыкальное произведение. А это значит, что музыка должна быть разучена и заблаговременно подготовлена к исполнению.
Таким образом, раскрыв лишь отдельные детали процесса обучения композиторскому творчеству, авторы данной статьи преследует цель поднять проблему совершенствования методики преподавания композиции на новый, более высокий уровень, что, несомненно, принесет большую пользу российскому музыкальному образованию.
Список источников
1. Гладышева О.О. Музыкально-творческое развитие будущих учителей музыки в процессе обучения композиции: дис. ... канд. пед. наук. М., 2004.
2. Школяр Л.В. Проблемы развития музыкального образования в условиях социальных перемен // Учитель музыки. 2008. № 1. С. 3—7.
3. Ветлугина HA. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968.
4. Мелик-Пашаев AA. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981.
5. Михайлова МА. Развитие музыкальных способностей детей. М., 2005.
6. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М., 1977.
7. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М., 1993.
8. Художественное творчество и ребенок / под ред. Н. Ветлугиной. М., 1972.
9. Зенатти А. Музыкальное воспитание в современном мире. М., 1973.
10. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1997.
References
1. Gladysheva O.O. Musical and creative development of future music teachers in the process of teaching composition: diss. ... candidate of pedagogical sciences. M., 2004.
2. Shkolyar L.V. Problems of the development of musical education in conditions of social change / / Music teacher. 2008. No. 1. pp. 3—7.
3. Vetlugina NA. Musical development of a child. M.: Enlightenment, 1968.
4. Melik-Pashaev A.A. Pedagogy of art and creative abilities. M., 1981.
5. Mikhailova MA. Development of musical abilities of children. M., 2005.
6. Kabalevsky D.B. How to tell children about music? M., 1977.
7. Gotsdiner A.L. Musical psychology. M., 1993.
8. Artistic creativity and the child / edited by N. Vetlugina. M., 1972.
9. Zenatti A. Musical education in the modern world. M., 1973.
10. Petrushin V.I. Musical psychology. M., 1997.
Информация об авторах
А.М. Кокжаев — член Союза московских композиторов, лауреат международных конкурсов, композитор, пианист, педагог;
А.А. Ласкин — проректор по научной работе Международной академии образования (МАО), доктор педагогических наук, профессор.
Information about the authors A.M. Kokzhaev — Member of the Union of Moscow Composers, Laureate of International Competitions, Composer, Pianist, Teacher;
A.A. Laskin — Vice-Rector for Scientific Affairs of the International Academy of Education (IAE), Doctor of Pedagogical Sciences, Professor.
Сведения о вкладе каждого автора Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 1 5.07.2024; одобрена после рецензирования 1 5.08.2024; принята к публикации 13.09.2024.
The article was submitted to the editorial office 1 5.07.2024; approved after review 1 5.08.2024; accepted for publication 13.09.2024.