В. А. Шубнякова
МОТИВАЦИЯ И ИНТЕРЕС УЧАЩИХСЯ К ИЗБРАННОЙ ПРОФЕССИИ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ МЧС
Работа представлена кафедрой педагогики и андрагогики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Е. П. Тонконогая
В статье подробно раскрыты понятия и роль мотивации и устойчивого интереса к избранной профессии у будущих специалистов аварийно-спасательных служб МЧС в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Особое внимание уделяется вопросам формирования мотивации и устойчивого интереса в учебно-познавательной и профессиональной деятельности спасателей.
Ключевые слова: мотивация и интерес как факторы успешности учебно-познавательной и профессиональной деятельности спасателей.
V. Shubnyakova
MOTIVATION AND INTEREST FOR THE CHOSEN PROFESSION AS A FACTOR OF SUCCESSFUL PREPARATION OF SPECIALISTS AT EMERGENCY RESCUE SERVICES
The author of the paper considers the notions and role of motivation and steady interest for the chosen profession among future specialists of emergency rescue services of the Ministry of Emergencies in establishments of secondary vocational education. Special attention is paid to the issues of forming of motivation and steady interest in educational and vocational activity of life-savers.
Key words: motivation and interest as factors of successfulness of life-savers'educational and vocational activity.
Важной предпосылкой и условием успешности подготовки квалифицированных рабочих кадров аварийно-спасательных служб МЧС в учреждениях среднего профессионального образования является правильно сформированная у них мотивация учебно-познавательной и профессиональной деятельности. Под мотивацией здесь следует понимать причинную обусловленность, по которой тот или иной индивид хочет получить данную профессию и стать специалистом в конкретной области.
Учебная деятельность учащихся техникумов и колледжей имеет профессиональную направленность, так как помимо полного среднего образования они получают в образовательном учреждении и рабочую специальность. Выбор специальности в значительной степени определяется социальными условиями жизни людей, а также системой нравственных ценностей и потребностями общества. Повышение роли личности в образовательном процессе, усложнение и расширение сторон жизнедеятельности людей, повышение интереса к человеку со стороны общества и обусловило привлечение внимания к проблеме мотивации его выборов и поступков. Под наиболее пристальным взглядом находится профессиональный выбор, мотивы учебной, трудовой и общественной деятельности.
Главной задачей при формировании мотивации в профессиональной сфере является воспитание устойчивого интереса к выбранной профессии. Опираясь на теоретическую концепцию Б. Г. Ананьева о целостности структуры личности человека и единстве
знаний, мотивов и действий, интерес можно рассматривать как один из компонентов направленности личности.
Интерес - это «...тенденция, заключающаяся в сосредоточенности помыслов личности на определенном предмете» [8, с. 525]. В ситуации профессионального выбора интерес может выступать как один из ведущих мотивов поведения человека, в частности его познавательной (когнитивной) и трудовой деятельности.
По теории А. А. Вайсбурга интерес включает в себя три компонента: эмоциональный, интеллектуальный и волевой. Эмоциональный компонент - это осознание привлекательности профессии, интеллектуальный - готовность ума к изучению специальности, волевой - готовность к преодолению трудностей при овладении профессией. Планомерно воздействуя на все эти три компонента, можно сформировать устойчивый интерес к профессии.
Интересы личности базируются на ее культурных потребностях. Осознаваемая потребность и есть интерес. Чем выше потребности личности, тем шире спектр ее интересов. Согласно теории американского психолога А. Маслоу существует пять градаций в иерархии человеческих потребностей (мотивов):
• физиологические потребности;
• потребности безопасности;
• потребности принадлежности и любви (стремление принадлежать к некоторой социальной группе, быть любимым и любить);
• потребности оценки (стремление к достижению, приобретению мастерства и компетен-
тности, потребности в престиже и высоком социальном статусе);
• потребность в самореализации.
Сфера профессиональных интересов относится к четвертому уровню потребностей, а следовательно, является потребностью высокого уровня, так называемым мотивом роста. Удовлетворение таких потребностей способствует повышению мотивации учения.
Потребности личности формируются в результате ее активной жизнедеятельности, следовательно, можно утверждать, что деятельность, как учебная, так и познавательная, является своеобразным регулятором интересов. Таким образом, потребности, деятельность и интересы - взаимосвязанные и взаимообусловленные понятия. Активное включение учащихся в разные виды деятельности (например, в профессиональную подготовку спасателей: соревнования по пожарно-прикладному спорту, туризму, поисково-спасательные работы в учебном отряде, занятия по промышленному альпинизму и т. д.) позволяет формировать у обучаемых широкий круг интересов. Задача педагогов при этом будет заключаться в том, чтобы помочь им выделить из спектра возможных интересов те, которые наиболее соответствуют склонностям и способностям личности.
Следует различать два вида интересов: интерес к профессии и профессиональный интерес. В предыдущем абзаце речь идет об интересе к профессии - интересе, который должен быть сформирован у учащихся еще в школе благодаря правильно проведенной профессиональной ориентации. Понятие «профессиональный интерес» подразумевает целенаправленное стремление человека овладеть определенным видом трудовой деятельности.
Таким образом, можно говорить о том, что профессиональный интерес имеет две составляющие: стремление к достижению поставленной цели и получение удовольствия от самой деятельности. Последний аспект способствует развитию мотивации и положительного отношения субъекта к избранной профессии.
Мотивация - понятие более сложное, чем интерес. Впервые его использовал в своей
статье «Четыре принципа достаточной причины» А. Шопенгауэр.
В настоящее время однозначного определения мотивации не существует. С. Л. Рубинштейн, например, трактовал это понятие так: «Мотивация - это через психику реализующаяся детерминация». «Мотивация - это опосредованная процессом ее отражения субъективная детерминация поведения человека миром. Через мотивацию человек вплетен в контекст действительности» [9, с. 370].
Согласно деятельностной теории личности, разработанной отечественными психологами К. А. Абульхановой-Славской, А. В. Брушлинским, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном и др., мотивация входит в структурный блок направленности личности и в значительной степени влияет на процесс усвоения человеком общественно-исторического опыта.
С точки зрения отечественного ученого Е. П. Ильина, направленность личности связана с доминирующими (преобладающими) потребностями и интересами, а под мотива-ционной сферой понимаются все имеющиеся у человека мотивы, цели, потребности, поведенческие алгоритмы, стремления, интересы. Чем больше у личности разнообразных интересов, потребностей, целей, тем более развитой можно считать его мотивационную сферу. В своих работах Е. П. Ильин обобщил опыт изучения мотивации, подробно рассмотрев проблему мотивации разных видов деятельности человека, а также ввел понятие внутреннеорганизованной и внешнеорганизо-ванной мотивации.
Мотивация в современной педагогической психологии рассматривается как вид психической регуляции жизнедеятельности людей. Она имеет психолого-физиологические и социально-педагогические особенности. Исследуя вопросы сущности и структуры мотивации, ученый В. Г. Асеев утверждал, что понятие мотивации объединяет в себе потребности, интересы, установки, идеалы, мотивы поведения, стремления, желания человека. Исходя из них, он организует всю свою жизнь, а также вырабатывает отношение к деятельности. В этом случае мотивация выступает как некий
механизм самоуправления и самокорректировки личности.
Вопрос формирования мотивации остается актуальным во всех областях человеческой жизнедеятельности. Мотивация учебной деятельности, например, может определять отношение к ней индивида на протяжении всей жизни. Из этого исходит и современная теория непрерывного образования, правомерно полагая, что выработанное у человека в школе стремление к знаниям поможет ему всю жизнь оставаться активным членом общества и позволит достичь совершенства как в личностной, так и в профессиональной сфере. Понимание ценности образования станет залогом успешной производственной и общественной деятельности как возможности практического применения полученных теоретических знаний.
Сфера профессиональной мотивации и деятельности специалиста аварийно-спасательных служб тесно связана с социально-психологическим уровнем развития его личности. К профессионально значимым качествам личности спасателя следует отнести такие, как альтруизм, трудолюбие, уверенность в себе, выносливость, гуманизм.
Исследуя уровень развития профессиональной мотивации у учащихся Санкт-Петербургского пожарно-спасательного колледжа, мы проанализировали (по диагностической методике О. Ф. Потемкиной) социально-психологические установки личности в мотиваци-онно-потребностной сфере. Основной задачей экспериментального тестирования было выявление степени выраженности социально-психологических установок «альтруизм-эгоизм», «процесс-результат» и определение влияния организационно-педагогических условий обучения на формирование этих установок. Испытуемым было предложено ответить на 40 вопросов теста, используя при этом «+», если ответ утвердительный, и «-», если ответ отрицательный. При обработке данных теста подсчитывалось количество плюсов по горизонтальной строке бланка ответов. Сумма плюсов первой горизонтальной строки выявляла «Ориентацию на процесс», сумма плюсов второй строки - «Ориентацию на результат»,
третьей строки -«Ориентацию на альтруизм», четвертой строки - «Ориентацию на эгоизм». Полученные результаты оформлялись графически. Для этого на каждой из четырех осей от центра (точка 0) откладывалось количество баллов, указанное на горизонтальной строке бланка ответа. Затем точки соединялись, и получалась плоскость, отражающая особенности социально-психологических установок каждого испытуемого.
Эксперимент проводился как сравнительный. В эксперименте участвовали около 40 человек, обучающихся по профессии «спасатель» (первого и выпускного курса), и учащиеся 11-го класса общеобразовательной школы № 448 Санкт-Петербурга.
Графически представленные результаты позволили определить степень мотивации и гармоничность ориентаций испытуемых. Анализ полученных эмпирических данных общего количества испытуемых показал, что среди учащихся наблюдается разный уровень развития мотивации. Различаются три основные группы: группа высокомотивированных испытуемых с гармоничными ориентациями, группа низкомотивированных испытуемых, у которых все ориентации выражены слабо, группа с дисгармоничными ориентациями, у которых некоторые ориентации выражены сильно, а другие могут даже отсутствовать. Самой большой оказалась группа с ярко выраженными гармоничными ориентациями (направленность на «процесс» и «результат», уровни альтруизма и эгоизма сбалансированы). Она составила 68% от общего количества испытуемых. Результаты исследования показали, что уровни развития мотивационных установок у школьников и учащихся колледжа разные. На основе анализа эмпирических данных нами выявлена общая тенденция преобладания альтруистических установок у будущих спасателей и высокая степень выраженности эгоизма у старшеклассников. Самый высокий уровень альтруизма выявлен у первокурсников: 9 баллов из 10 возможных. У выпускников самый высокий уровень альтруизма находится на отметке 8 баллов, у школьников - 7 баллов. Максимальный показатель эгоизма у учащихся первого курса колледжа - 8 баллов, у выпус-
Таблица 1
Уровень развития профессиональной мотивации у учащихся
Показатель Первокурсники Выпускники Одиннадцатиклассники
Средний балл % контингента Средний балл % контингента Средний балл % контингента
Ориентация на процесс 6,06 60 6,1 44,4 6,5 50
Ориентация на результат 5,4 33,3 5,8 27,7 5,8 38,8
Ориентация на альтруизм 5,3 46,6 5,3 61,1 4,3 33,3
Ориентация на эгоизм 4,06 33,3 3,2 11 4,6 61,1
кников - 5 баллов, у школьников - 9 баллов. При этом нацеленность на конечный результат у школьников по количественным и качественным показателям выше, чем у учащихся колледжа. Самый высокий показатель ориентированности на результат у школьников 10 баллов, у спасателей - 8 баллов. Решительное желание достигнуть успеха в своей деятельности, вопреки помехам и неудачам, продемонстрировали 33,3% первокурсников и 27,7% выпускников колледжа, среди школьников - 38,8% контингента. Сводные данные эксперимента представлены в табл. 1
Сравнительный анализ данных позволил определить, что старшеклассники и первокурсники колледжа ориентированы на процесс больше, чем выпускники. Это свидетельствует о том, что их мотивация и интерес имеют процессуальную направленность. Ими движет познавательный интерес к профессии как к новому объекту, поэтому больше внимания они обращают не на сущность профессиональной деятельности, а на ее атрибутику. У выпускников интерес к делу более целенаправлен и уже приобретает личностную значимость, поэтому ориентация на процесс в целом ниже (ср. балл - 6,1; 44,4% контингента от общего числа выпускников). В параметре «Ориентация на результат» выявились одинаковые показатели средних баллов у выпускников и старшеклассников - 5,8 балла, однако в процентном соотношении контингента ориентированность на конечный результат деятельности у старшеклассников значительно выше - 38,8%.
Это доказывает, что среди старшеклассников количество настойчивых и целеустремленных людей больше, чем среди выпускников колледжа. Параметр «Ориентация на альтруизм» определил значительное преобладание в развитости альтруистических установок у спасателей (у первокурсников ср. балл - 5,3; 46,6% контингента, у выпускников ср. балл - 5,3; 61,1% контингента). Этот показатель служит доказательством их профессиональной пригодности. Параметр «Ориентация на эгоизм» определил достаточно высокую степень эгоизма у старшеклассников (ср. балл - 4,6; 61,1% контингента), однако заявлять о том, что это явление негативно, преждевременно. Согласно мнению ученого-педагога Г. Н. Щукиной, профессиональные и познавательные интересы тесно взаимосвязаны. Высокая степень эгоизма в мотивационно-потребностной сфере старшеклассников, вероятнее всего, объясняется тем, что их познавательные интересы направлены в большей степени на анализ и изучение своей личности, на определение ее возможностей и способностей, в том числе и применительно к будущей профессии.
Итак, анализ изученных данных позволяет сделать следующие выводы:
1. В основе формирования личности специалиста должна лежать положительная мотивация и устойчивый интерес к профессии, так как они в значительной степени влияют на развитие его профессиональных компетенций и личностных качеств.
2. Организационно-педагогические условия обучения и профессиональной подготовки играют важную роль в формировании мотивационно-потребностной сферы
личности, так как определяют направленность и эффективность учебно-профессиональной деятельности и воспитательного процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ануфриев А. Ф., Барабанщикова Т. А., Рыжкова А. Н. Психологические методики изучения личности: практикум / под ред. проф. А. Ф. Ануфриева. М.: Ось-89, 2008. 304 с.
2. Гребенюк О. С. Формирование интереса к учебной и трудовой деятельности у учащихся средних профтехучилищ. Профпедагогика. М.: Высш. шк., 1986. 48 с.
3. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2008. 512 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»).
4. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд./ пер. с англ. СПб.: Питер, 2009. 352 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»).
5. Педагогика профессионального образования: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. П. Бе-лозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.; под ред. В. А.Сластенина. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 368 с.
6. Психология: учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. / под общ. ред. В. Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2009. 656 с.
7. Пурин В. Д. Педагогика среднего профессионального образования. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 256 с. (Высшее образование).
8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2008. 713 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»).
9. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. Методологические и теоретические проблемы психологии М., 1969. 370 с.
10. Формирование у учащихся ПТУ устойчивого интереса к избранной профессии / А. А. Вайсбург, А. А. Газеев, И. Д. Жданов и др.; под ред. А. А. Вайсбурга. М.: Высш. шк., 1989. 207 с.
REFERENCES
1. Anufriyev A. F., Barabanshchikova T. A., Ryzhkova A. N. Psikhologi-cheskiye metodiki izucheniya lichnosti: praktikum / pod red. prof. A. F. Anufriyeva. M.: Os'-89, 2008. 304 s.
2. Grebenyuk O. S. Formirovaniye interesa k uchebnoy i trudovoy deya-tel'nosti u uchashchikhsya srednikh proftekhuchilishch. Profpedagogika. M.: Vyssh. shk., 1986. 48 s.
3. Il'in E. P. Motivatsiya i motivy. SPb.: Piter, 2008. 512 s.: il. (Seriya «Mastera psikhologii»
4. Maslou A. Motivatsiya i lichnost'. 3-e izd./ per. s angl. SPb.: Piter, 2009. 352 s.: il. (Seriya «Mastera psikhologii»).
5. Pedagogika professional'nogo obrazovaniya: ucheb. posobiye dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy / E. P. Belozertsev, A. D. Goneyev, A. G. Pashkov i dr.; pod red. V. A.Slastenina. 2-e izd., ster. M.: Izdatel'skiy tsentr «Akademiya», 2006. 368 s.
6. Psikhologiya: uchebnik dlya gumanitarnykh vuzov. 2-e izd. / pod obshch. red. V. N. Druzhinina. SPb.: Piter, 2009. 656 s.
7. Purin V. D. Pedagogika srednego professional'nogo obrazovaniya. Rostov n/D.: Feniks, 2006. 256 s. (Vyssheye obrazovaniye).
8. Rubinshteyn S. L. Osnovy obshchey psikhologii. SPb.: Piter, 2008. 713 s.: il. (Seriya «Mastera psikhologii»).
9. Rubinshteyn S. L. Chelovek i mir. Metodologicheskiye i teoreticheskiye problemy psikhologii M., 1969. 370 s.
10. Formirovaniye u uchashchikhsya PTU ustoychivogo interesa k izbrannoy professii / A. A. Vaysburg, A. A. Gazeyev, I. D. Zhdanov i dr.; pod red. A. A. Vaysburga. M.: Vyssh. shk., 1989. 207 s.