УДК 37.015.31
ВЛИЯНИЕ ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА НА ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ
О. Н. Локаткова
Локаткова Ольга Николаевна - аспирант кафедры психологии образования, Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
Рассматривается проблема влияния мотивации старшеклассников на их готовность к обучению в вузе. Описываются результаты исследования мотивов выбора профессии старшеклассников, их эмоционального отношения к процессу учения. Приводится структура мотивов учебной деятельности, которая помогает ориентироваться в вопросе различения мотивов учения старшеклассников. Подчеркивается, что положительная мотивация является внутренним источником активности личности в процессе обучения, самообразования и практической деятельности. Доказано, что отсутствие у старшеклассников достаточно глубокой мотивации выбора профессии и устойчивых интересов снижает качество их подготовки к обучению в вузе.
Ключевые слова: старшеклассники, готовность к обучению в вузе, мотивация, внутренние и внешние мотивы.
Каждый человек индивидуален, и он сам выбирает стиль жизни, свой профессиональный путь. Становление индивидуальных различий, профессиональных интересов происходит в процессе включения, интеграции старшеклассников в систему общественных отношений, сравнения себя с другими людьми. Подростковый - самый сложный возрастной период. В этом возрасте происходит становление личности, у старшеклассника формируются индивидуальные особенности и характеристики - эмоциональные, мотивационные, самоидентификация, возникновение ответственности за себя, самостоятельность в выборе дальнейшего стиля жизни [1].
Подросток, выбирая профессию и овладевая ею, стремится развить у себя необходимые личностные качества. Профессиональное самоопределение является частью личностного самоопределения, человек выбирает те профессии, которые отвечают сложившимся у него представлениям о самом себе и в которых он может самоутвердиться. Выбор профессии школьником только на первый взгляд представляется одномоментным актом принятия решения. На самом деле, по мнению Е. А. Климова, он осуществляется по формуле «мгновение плюс вся предшествующая жизнь» [2, с. 110]. Другими словами, момент выбора является завершающей точкой длительного процесса профессионального самоопределения. Начинается этот процесс
уже в ролевых играх дошкольников. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения школьников часто сводится к непродолжительным профконсультациям в 9-м и 11-м классах. Однако в настоящее время, когда, по социологическим данным, только половина учащихся после окончания вузов устраивается на работу по специальности, этого явно недостаточно. В последние годы одновременно с ростом желания людей получить высшее образование растет и недовольство преподавателей недостаточной самостоятельностью, инициативностью, неуверенностью в выборе профессии, недостаточной подготовкой абитуриентов. Причиной неуспешности в обучении студентов является их неготовность к обучению в вузе. В отечественной психологии готовность связывают с такими понятиями, как установка, предрасположенность субъекта к определенному способу поведения, способность человека ставить цель, выбирать способы ее достижения, осуществлять самоконтроль и самоуправление, способность преодолевать трудности, оценивать свои способности и потребности. Как отмечает В. Н. Дружинин, психологическая готовность является психическим состоянием, которое характеризуется мобилизацией ресурсов субъекта труда на оперативное или долгосрочное выполнение конкретной деятельности или трудовой задачи [3]. Это состояние помогает успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, опыт, личные качества, сохранять самоконтроль и перестраивать деятельность при появлении непредвиденных обстоятельств.
Готовность к дальнейшему профессиональному обучению, положительная мотивация являются внутренними источниками активности личности в процессе приобретения знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего обучения, самообразования и будущей практической деятельности. Таким образом, важна мотивация, определяющая тот или иной профессиональный выбор. Отсутствие у старшеклассников достаточно глубокой мотивации выбора профессии и устойчивых интересов снижает и качество их
© Локаткова О. Н, 2013
подготовки. В связи с этим одной из центральных проблем педагогической психологии является исследование потребностно-мотивационной сферы личности учащегося и ее влияния на готовность к обучению в вузе.
Потребностная и мотивационная сферы личности оказывают значительное влияние на эффективность учебной деятельности. Любая деятельность инициируется, поддерживается и прекращается под воздействием мотивов человека, является источником активности личности. Мотив - это предмет, соответствующий потребности, на который направлена деятельность. В системе мотивов можно выделить внутренние и внешние. Положение о том, что внутренняя мотивация учения является наиболее естественной, ведущей к наилучшим результатам в процессе обучения, является аксиоматическим. При этом к внутренним мотивам учения относят обычно собственно познавательные интересы, непосредственную заинтересованность учащегося в реализации процесса и достижении результата учения. В то же время очевидно, что учебный процесс также может побуждаться моментами, являющимися внешними мотивирующими факторами, относительно которых цель учебного процесса предстает как простое средство или условие их достижения. Среди них - ориентация учащегося на оценку и другие формы поощрения и наказания, престижно-лидерские моменты. Еще больше насыщены внешними моментами такие мотивы: учеба как вынужденный долг, процесс учебы как условие проявления демонстративности, стремление оказаться в центре внимания. Эти мотивационные факторы могут оказывать и негативное влияние на характер и результаты учебного процесса. Наиболее резко выражено присутствие внешних моментов, инвертирующих внутреннюю предметную структуру, в таких мотивационных установках, как учеба ради материального вознаграждения и избегание неудач как мотив учения [4].
Несформированность мотивации дальнейшего профессионального обучения приводит к тому, что обучающиеся к концу учёбы теряют интерес к выбранной специальности. Неудачное профессиональное самоопределение и недостаточная самореализация могут стать причиной многих собственно психологических, жизненных проблем [5]. Осознаваемые внутренние мотивы, связанные со стремлением к познанию, к творческим достижениям, профессиональному совершенствованию, широкие социальные с альтруистической и коллективистской направленностью, социальные мотивы личного и семейного престижа способствуют в процессе обучения старшеклассников развитию положительного отношения к избранной профессии, уверенности
в своем профессиональном выборе. В связи с этим возникает необходимость изучения осознаваемых мотивов, активизирующих личность в процессе познания.
Ввиду актуальности рассматриваемой проблемы целью данного исследования является изучение влияния мотивационной сферы личности старшеклассника на готовность к обучению в вузе. В экспериментальной работе приняли участие 30 учащихся 11-х классов медицинского лицея Саратова. В процессе работы регистрировались мотивационные установки старшеклассников обучения в вузе (познавательная мотивация, мотивы престижа, мотивация достижения, получения материального благополучия). Использовались следующие методики: «Мотивы выбора профессии» (С. С. Гриншпун), «Тест-опросник диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы» (Ч. Спилбергер, модификация А. Д. Андреевой) [6].
Основой анализа послужила статистическая обработка, группировка данных и сравнение центральных тенденций в выборке испытуемых. При обработке данных были рассмотрены распределения количества ответов, согласно которым можно судить о наличии у старшеклассников типа мотивации - внутренней (познавательной) и внешней (престижа, материального благополучия). Опора на эти статистические величины позволяет описать «типичного» старшеклассника, т.е. образ испытуемого, он является характеристикой группы в целом, учебная деятельность которого направляется определенными мотивами.
Согласно результатам исследования, у старшеклассников лицея преобладает познавательная мотивация учения, что говорит о положительном эмоциональном отношении к процессу обучения и об уверенном выборе учащимися будущей профессии. Для личности учащегося осознанность своего профессионального выбора служит важным фактором социальной регуляции его поведения и деятельности. Старшеклассник, впоследствии студент вуза, максимально включен в учебную деятельность, социально активен, устремлен в будущее, ему присуще чувство эмоционального благополучия, значение которого особенно велико для адаптации абитуриента в вузе. В группах также большое количество ребят, у которых, согласно результатам исследования, преобладает внешняя мотивация учения - мотивы престижа и/или мотивы получения материального благополучия. Эти учащиеся, оканчивая среднее и общеобразовательное учреждение, делают выбор не всегда обоснованно, не по призванию, а лишь из стремления получить высшее образование (рисунок).
Количество
учащихся
Мотивы выбора профессии
Результаты, полученные с помощью теста-опросника «Мотивы выбора профессии»
□ Мотивы получения материального благополучия
□ Мотивы престижа
□ Познавательные мотивы
Анализируя результаты, полученные с помощью теста-опросника диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (Ч. Спилбергер, модификация А. Д. Андреевой), можно сказать следующее: 40% учащихся имеют выраженное преобладание познавательной мотивации и мотивации достижения, у данных учащихся наблюдаются также положительное эмоциональное отношение к процессу учения, высокая познавательная активность. 25% учащихся имеют позитивное отношение к учению, но у них наблюдается больше внешних мотивов учения. Из бесед со школьниками выяснилось, что старшеклассники поступили в данное учебное заведение ввиду его престижности, возможности в будущем построить карьеру, хорошо зарабатывать. Некоторые из них пошли учиться, так как их попросили родители. У 20% старшеклассников наблюдается равная выраженность позитивной и негативной мотивации учения, амбивалентное отношение к нему. Согласно ответам на тест-опросник, 15% учащихся имеют сниженную мотивацию учения, им свойственно переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к нему.
Позитивное эмоциональное состояние влияет на мотивационные установки и тесно связано с готовностью старшеклассников к взаимодействию с образовательной средой вуза. Перед учащимися в этом возрасте стоит множество серьезных задач: построение новых отношений с окружающими, определение области своих профессиональных интересов. Отсутствие положительных эмоциональных переживаний приводит к стрессам, угнетенному состоянию, озлоблению. Подростки оказываются в ситуации повышенной неопределенности. Результаты исследования показывают, что у большинства старшеклассников наблюдается продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему.
Данные, полученные с помощью вышеперечисленных методик, подтверждаются ответами старшеклассников на вопросы, чем они руководствовались при выборе профиля обучения, какие потребности и интересы были реализованы в связи с выбором данного учебного заведения. Учащиеся, у которых преобладают познавательные мотивы, отметили следующие собственные актуальные потребности: стремление к новому, неизвестному, развитие своих способностей, занятие своим любимым делом; стремление быть полезным в обществе, самовыражение (см. рисунок). Старшеклассники, у которых преобладает внешняя мотивация, отмечают удовлетворение в связи с выбором определенного учебного заведения следующих потребностей: в будущем обеспечить себе материальный комфорт, зарабатывать хорошо на жизнь, стремление добиться признания и уважения со стороны окружающих, желание получить высшее образование (см. рисунок).
Таким образом, удалось выявить структуру мотивов учебной деятельности старшеклассников лицея. Обобщив изученные характеристики мотивации выпускников лицея при выборе профессии, можно сформулировать основные группы мотивов. К внутренним мотивам предстоящего обучения в вузе относятся:
1) познавательные - интерес к предмету, стремление проверить свои силы и возможности на практике;
2) творческие - развитие своих способностей, получение возможности самовыражения;
К внешним мотивам следует отнести:
1) мотивы влияния - воздействие СМИ, родителей, товарищей (что может создавать неправильное представление о профессии);
2) мотивы престижа - приобретение материального благополучия, получение высшего образования.
Внешняя мотивация во многом оказывает неблагоприятное влияние на учебную деятельность старшеклассников - будущих студентов.
Психология
81
Необходимое условие успешного обучения в вузе - активность и заинтересованность, так как только активное взаимодействие с объектом деятельности позволяет личности проявить свои способности, совершенствовать собственные знания и умения, достичь высоких показателей в учебной деятельности. Положительная мотивация, положительное отношение к профессии играют очень важную роль в формировании готовности к обучению в вузе, приобретении знаний, умений и навыков, необходимых как для дальнейшего обучения, так и для будущей профессиональной деятельности. Это положение открывает перед преподавательским составом школы возможность целенаправленно использовать реально действующие мотивы в учебно-воспитательном процессе. Выявление и развитие индивидуальных способностей старшеклассника в учебном процессе, ориентация на их личностные интересы и потребности способствуют самоопределению старшеклассников, как личностному, так и профессиональному. Такой характер отношений между педагогом и учащимся способствует разрешению проблем самоорганизации старшеклассников, выбору
стиля и образа жизни, дальнейшему овладению
профессией, психологической готовности к обучению в профессиональном учебном заведении.
Список литературы
1. Пружинин К. Н. Средняя и высшие школы как основа взаимодействия элементов системы профессионального образования в области физической культуры и спорта // Вестн. Бурятского гос. ун-та. 2010. Вып. 13. С. 115-118.
2. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М., 2004. С.110.
3. Психология : учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. / под ред. В. Н. Дружинина. СПб., 2009. 656 с.
4. Зотова Н. Н. Происхождение ошибок старшеклассников при выборе профессии и возможность их профилактики // Вестн. Московского ун-та. Сер. 14. Психология. 2010. Вып. 2. С. 102-111.
5. Мильман В. Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопр. психологии. 1987. Вып. 5. С. 129-138.
6. Прихожан А. М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. М., 2007. 56 с.
Influence by the Needs and the Motivational Sphere of the Identity
of the High School Student on Readiness for Training in Higher Education Institution O. N. Lokatkova
Saratov state University
Ulitsa Astrakhanskaya, 83, 410012 Saratov, Russia E-mail: [email protected]
In the article the problem of motivational influence of high school students on their readiness for training in higher education institute is considered. The results of the study of professional motives of high school students, their emotional attitude to the process of teaching are described. The author gives the structure of motivation of educational activity which helps to orient in the question of differentiation of the motives of teaching of high school students. It is emphasized, that the positive motivation is an internal source of active personality in the process of learning, selfeducation and practical activities. It is proved that the lack of senior pupils' deep enough motivation of choice of profession and the interests leads to sustainable reduces the quality of their training to study in the University.
Key words: high school students, a willingness to learn in high school, motivation, internal and external motives.
References
1. Pruzhinin K. N. Srednyaya i vysshie shkoly kak osnova vzaimodeystviya elementov sistemy professionalnogo obrazovaniya v oblasti fizicheskoy kultury i sporta (Secondary and high schools as the basis of interaction of elements of vocational training system in the field of physical training and sports). Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta (Buryat State University Bulletin), 2010, no. 13, pp. 116-118.
2. Klimov E. A. Psikhologiya professionalnogo samo-opredeleniya (The psychology of professional selfdetermination). M., 2004. 352 p.
3. Druzhinin V. N. Psikhologiya (Psychology). St. Petersburg, 2009. 656 p.
4. Zotova N. N. Proiskhozhdeniye oshibok starsheklassnikov pri vybore professii i vozmozhnost ikh profilaktiki (Origin of errors of senior pupils when choosing a profession and the possibility of their preventive maintenance). Vestnik moskovskogo universiteta. Ser. 14: Psikhologiya (Moscow State University Bulletin. Ser. 14: Psychology), 2010, no. 2, pp. 102-111.
5. Milman V. E. Vnutrennyaya i vneshnyaya motivatsiya uchebnoy deyatelnosti (Internal and external motivation of educational activity). Voprosy psikhologii (Questions of psychology), 1987, no. 5, pp. 129-139.
6. Prikhozhan A. M. Diagnostika lichostnogo razvitiya deteypodrostkovogo vozrasta (Diagnostics of personality development of children of teenage age). Moscow, 2007. 56 p.