УДК 796.89
МОТИВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ЖЕНЩИН
ЕДИНОБОРСТВАМИ
Е.В. Боченкова - кандидат педагогических наук, доцент Краснодарский филиал ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет» И.В. Тихонова - кандидат педагогических наук, доцент Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и
туризма Краснодар
MOTIVATIONAL ASPECTS OF WOMEN'S MARTIAL ARTS CLASSES
E.V. Bochenkova - Candidate of pedagogical sciences, Associate Professor
Krasnodar branch SEI of HPE "Russian State Trade-Economic University"
I.V. Tikhonova - Candidate of pedagogical sciences, Associate Professor Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism
Krasnodar
e-mail: mysha90@r ambler. ru
Ключевые слова: мотивация, женщины, женский спорт, мотивы, единоборства.
Аннотация. Мотивация женщин к занятиям единоборствами является актуальной темой современности. Различают две группы мотивов занятий женскими единоборствами: женские и универсальные. Это доказывает, что союз женщины и единоборств не только имеет право на существование, но и на сегодняшний день он просто необходим.
Key words: motivation, women, women's sport, motives, martial arts.
Summary. Motivating of women to engage in martial arts is a hot topic today. There are two classes of motives of women's martial arts: women's and universal. This proves that the union of the woman and the martial arts not only has a right to exist, but today it is simply necessary.
Современный спорт - это уникальное явление жизни социума и человека. Он красив, привлекателен, предоставляет человеку огромные возможности для проявления духовных и физических сил. Поэтому становится понятным влечение женщин к занятиям спортивной деятельностью. Во всем мире увеличивается число людей, занимающихся спортом, женщины также с большим энтузиазмом не только занимаются традиционно женскими видами спорта, но и осваивают все новые и новые спортивные дисциплины. Они достигают высочайших спортивных результатов, стремительно приближаясь к абсолютным рекордам, установленным мужчинами. Стремление женщин соревноваться наравне с мужчинами во всех видах спорта ознаменовалось полным успехом. Преодолены последние формальные запреты для женщин, занимающихся многими видами спорта. Этот успех характеризуется как своеобразный феномен конца ХХ - начала ХХ веков, в котором практика опережает теорию, а общественное мнение не успевает за действительностью. Всего несколько лет назад общественность согласилась с участием женщин в футболе и марафонском беге, а
женщины уже овладели такими новыми видами спорта, как бокс, борьба, тяжелая атлетика и супермарафон в виде круглосуточного бега [3, 4, 6].
Существует множество предположений и взглядов на мотивации участия женщин в поединках [5]. Стоит разделить эти мотивы на две категории: чисто женские (в основном подсознательные) и универсальные (применимые, как к женщинам, так и к мужчинам).
Одной из главных социальных причин распространения женских единоборств является совместное действие взаимосвязанных факторов - развития цивилизации и технического прогресса, эмансипации женщин и феминистского движения.
К чисто женским мотивациям следует отнести следующие:
1. Подражание мужчинам. Подражая мужчинам, женщины не придумали ни одного собственного вида единоборств, а используют давно существующие мужские: дзюдо, бокс, карате. Они существовали в мужском варианте задолго до того, как этими видами стали заниматься женщины. Однако существуют виды самообороны, разработанные специально для женщин. Есть также упоминания о некоторых стилях карате, максимально использующих особенности именно женского организма.
2. Подсознательная ненависть к своему женскому началу и желание его преодолеть проявляются двояко: в стремлении походить на мужчин (быть не как женщина) и в желании физической борьбы с женщиной (как с носительницей этого начала). Эти подсознательные комплексы не обязательно означают, что их носительница не хочет быть женщиной, просто поборовшись или подравшись, она эти комплексы более или менее снимает и в нормальной жизни обычно мало отличается от других женщин.
3. Подсознательное желание поединков. У людей кулачные бои, дуэли, рыцарские турниры, борьба - древние формы таких ритуальных поединков. Женщин влечет к мужским единоборствам. Испытывая подсознательный дискомфорт от недостатка мужских ритуальных поединков, женщина компенсирует его своим участием в единоборствах.
Ко второй группе мотивации участия женщин в поединках, относятся мотивы, аналогичные тем, которые побуждают к этому и мужчин. Лишь один мужской мотив у женщин практически отсутствует - получение в случае победы над соперником более высокого шанса на обладание сексуальным партнером. Как и для мужчин, универсальные мотивы для участия женщин в соревновательных единоборствах (спорт) и драках могут существенно отличаться, а потому рассматриваются раздельно.
1. Соревновательные единоборства. Одним из главных мотивов женщин (как и мужчин) участия в единоборствах является интерес, желание попробовать что-то новое. Границы женского спорта раздвигаются, появляются новые виды, а молодежь (обычно спортом начинают заниматься в детстве или юности) с готовностью откликается на все новое.
2. К одному из основных мотивов следует отнести также желание бороться и драться (стремление к физической агрессии). Почему у женщин возникает такое желание - вопрос особый, но многие спортсменки, занимающиеся боксом, кикбоксингом и т.д., на вопрос, почему они пришли в такой «не женский» вид спорта, отвечают: «Нам это нравится». А если это так, то девушке вполне естественно придать спортивную направленность своему «хобби». Окультуривание физической агрессии позволяет женщинам решать внутренние психологические проблемы и направлять свою активность в социально приемлемые формы. Этот механизм психологической защиты получил название сублимации.
3. Темп современной жизни подвергает человека практически постоянной психологической и интеллектуальной перегрузке. В этих условиях экстремальные виды спорта, в первую очередь, единоборства представляют собой относительно удобный и безопасный способ разрядки накопленной агрессивности и отрицательных эмоций. По-видимому, это применимо, как к мужчинам, так и к женщинам.
4. Немалое значение может иметь спортивная слава и желание доминировать (побеждать, быть первой, купаться в лучах славы). На наш взгляд, спортом, вообще,
занимаются (не для души, а участвуют в соревнованиях, устанавливают рекорды) люди, у которых стремление доминировать развито очень сильно, и единоборства, где идея доминирования выражена в наиболее чистом виде, представляют особый интерес для таких людей. Поскольку речь идет о спорте, то есть о социально-разрешенном (и даже пропагандируемом) роде занятий, то вряд ли для женщин здесь существуют особые психологические барьеры. Другими словами, для девушки, которая любит побеждать, нет принципиальной разницы, чем заниматься - дзюдо или спортивной гимнастикой.
5. Еще один возможный мотив - это дополнительная возможность самореализации. Все люди (в том числе, женщины) совершенно разные. Каждый человек обладает собственным набором врожденных и благоприобретенных качеств, талантов и навыков. Разумеется, бойцами не рождаются, ими становятся. Но здесь, как и в любом другом виде деятельности, огромное значение имеют способности и природная предрасположенность. Поэтому для женщины, наделенной необходимым набором физических и психологических качеств, единоборства могут стать хорошим шансом найти свое место в жизни.
6. Стремление походить на своего кумира. На первый взгляд, этот мотив выглядит довольно сомнительно, но телевидение и средства массовой информации сейчас активно формируют образ агрессивной молодой женщины.
7. Желание заработать. Если говорить о любительском спорте (вольная борьба, дзюдо, бокс и т.д.), то этот мотив практически исключен.
8. Личная безопасность. В связи с современными тенденциями развития мужчина не способен в полной мере обеспечить безопасность женщины: своей жены, сестры, матери -безопасность как в ситуациях взаимодействия с внешним миром, так и в чисто бытовых. Поэтому женщина ищет пути приобретения новых навыков - как самозащиты, так и координационных, силовых. Однако важно построить процесс обучения так, чтобы не подвергать опасности не только здоровье (свести к минимуму возможность получения травмы), но и внешность женщины (избежание наращивания мышечной массы, правильный выбор контактных точек). Не менее важна и психологическая составная подготовки: с одной стороны преодолеть страх ударить, с другой не развить агрессию, сохранить женственность, не внушить иллюзию непобедимости. Тренировки позволяют понять, как женщина реагирует на стресс: поддается панике или действует. Зная реакцию своего тела, она может развить нужные навыки: научиться контролю и принятию оптимального решения, просто поверить в свои силы. В этом контексте особое значение для женщины приобретают навыки работы с оружием; они могут стать козырем не только в ситуации силового конфликта, но и совершенно неожиданно пригодиться в повседневной жизни. К тому же осознание своих возможностей придаст уверенности.
9. Красота и здоровье. Регулярное посещение занятий в совокупности с контролем питания позволит корректировать вес, как в сторону его уменьшения, так и увеличения за счет мышечной массы, высокого мышечного тонуса. Выработка эндорфинов вследствие физических нагрузок делают занятия полезными и приятными. Возможность работы по индивидуальной программе позволят заниматься единоборствами, несмотря на возраст, старые травмы и некоторые хронические заболевания.
10. Психологическая разрядка, смена обстановки. Общение с новыми интересными людьми, радикальная смена обстановки, выплеск накопившейся агрессии и усталости, а также возможность занятий всей семьей делают тренировки элементом отдыха, а не скучной необходимостью.
11. Поиск самореализации, направлений развития, достижение успеха. Помимо того, что занятия единоборствами актуальны для людей любого возраста, у женщины есть перспектива роста, не противоречащая сути женственности. По мере развития нет необходимости жертвовать здоровьем ради спортивных результатов. Освоение новых стилей и возможность преподавания, философские аспекты и многое другое делают единоборства социальным явлением, чем просто видом спорта.
Эти аспекты являются лишь частью тех горизонтов, которые открывают занятия единоборствами женщине. Но даже эта малая часть большого целого доказывает, что союз женщины и единоборств не только имеет право на существование, но более того: на сегодняшний день он просто необходим [1, 9, 11].
Проведенное нами психолого-педагогическое исследование девушек преследовало цель определить их отношение к женской борьбе и выявить их основные мотивы занятий. Исследование проводилось в виде анкетирования, в ходе которого респонденты отвечали на следующие вопросы:
1. Возраст, вес, рост.
2. Каким видом спорта занимались раньше?
3. Ваше отношение к женской борьбе.
4. Каким видом борьбы Вы занимаетесь?
5. Почему Вы занимаетесь борьбой?
6. Начало занятий борьбой.
7. Ваше спортивное звание или разряд.
8. Количество занятий борьбой в неделю.
9. Продолжительность одной Вашей тренировки.
10. Имеются ли травмы, связанные с занятиями борьбой?
11. Ведете ли Вы дневник самоконтроля?
Всего было опрошено 78 девушек, занимающихся дзюдо, самбо, вольной борьбой. Средний возраст респондентов - 18 лет (5±6), из них МСМК - 3 человека, МС - 12, КМС -19, 24 спортсменки, имеющие первый разряд и 20 девушек, не имеющих разряда.
Проведенный опрос выявил, что 59% девушек до занятий спортивной борьбой занимались другими видами спорта и имеют по ним разряды.
На вопросы «Ваше отношение к женской борьбе?» и «Почему Вы занимаетесь борьбой?» 89% девушек отвели, что отношение к женской борьбе положительное, а их мотивы занятий распределились следующим образом:
• Женская борьба нравится больше, чем другие виды спорта;
• Борьба - средство самообороны для женщин;
• Женская борьба - средство самореализации женщины в современном мире.
Рис. 1. Сравнительный анализ мотивов девушек, занимающихся женской борьбой
2% девушек считают, что борьба - это не женский вид спорта, а сами они им занимаются случайно (мотив отсутствует или отрицательный), и 9% не имеют четкого выраженного отрицательного или положительного отношения (нейтральное положение)
Анкетный опрос показал, что средний возраст начала занятий девушками борьбой 10 лет (5±4). Количество тренировок у 38% опрошенных 4-5 раз в неделю, 62% тренируются 6-7 раз в неделю. Продолжительность одной тренировки 1,5-2 часа у 89% девушек и 2-3 часа - у 11%.
Проведенный анализ анкетного опроса выявил, что 52% спортсменок имеют травмы, причем 4% девушек получили травмы на тренировке.
Дневник самоконтроля систематически ведут 89% спортсменок и считают это целесообразным и эффективным для построения учебно-тренировочного процесса.
Таким образом, выявлено, что:
• большинство опрошенных девушек положительно относятся к женской борьбе и считают, что эти занятия решают собственно социальные задачи;
• средний возраст девушек начала занятий довольно ранний - 10 лет;
• объем тренировочных нагрузок достаточно большой и не уступает мужскому -1,5-3 часа ежедневно.
Все это определяет необходимость поиска путей формирования положительной мотивации к женской борьбе среди молодежи и способствует развитию у спортсменок позитивного самоотношения, повышению уверенности в себе и своих возможностях [2, 8, 10].
Современный уровень знаний о специфических особенностях женского организма и его реакциях на интенсивные, часто экстремальные тренировочные и соревновательные нагрузки, характерные для отдельных видов спорта, является весьма скромным, скорее гипотетическим, нежели глубоко научным. Это обстоятельство не позволяет достаточно точно сформулировать меру влияния занятий различными видами спорта и стремления к самым высоким спортивным результатам на состояние женского организма [7, 12].
Принципиальное стремление женщин к достижению высоких спортивных результатов во всех видах спорта требует комплексного научного обоснования и выдвигает перед учеными и практиками ряд актуальных проблем, которые необходимо решать в ближайшее время.
Литература
1. Бондаренко, Н.А. Влияние полоролевых стереотипов на мотивацию и самоотношение спортсменов : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Н.А. Бондаренко. - Краснодар, 2006. - 24 с.
2. Боченкова, Е.В. Формирование позитивного самоотношения студентов в процессе физического воспитания : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Е.В. Боченкова. - Краснодар, 2000. - 25 с.
3. Ворожбитова, А.Л. Гендерные компоненты теории физической культуры : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / А. Л. Ворожбитова. - Майкоп, 2008. - 24 с.
4. Гордеева, Г.А. Системный подход к научному обоснованию содержания и направленности физической подготовки женщин / Г. А. Гордеева и др. // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 6. - С. 25-27.
5. Лубышева, Л.И. Женщина в современном спорте высших достижений / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 10. - С. 3-5.
6. Мягкова, С.Н. Женский спорт в период становления современного международного олимпийского движения / С.Н. Мягкова // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 7. - С. 10-12.
7. Соболева, Т.С. Крупный научно-практический вклад в решение проблем женского спорта / Т.С. Соболева // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 3. - С. 21-24.
8. Соха, Т. Морфофункциональные особенности женщин-спортсменок в аспекте полового диморфизма / Т. Соха // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 11. - С. 5-7.
9. Тихонова, И.В. Исторические и социально-педагогические аспекты физической активности женщин / И.В. Тихонова // Материалы юбилейной научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава. - Краснодар, 2009. - С. 373-377.
10. Тихонова, И.В. Исторические аспекты возникновения и развития женского дзюдо / И.В. Тихонова, П.Г. Омарова // Связи с общественностью в спорте : образование, тенденции, международный опыт : материалы III Всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар, 2010. - С. 101- 103.
11. Тихонова, И.В. Проблемы организации долгосрочной физкультурно-спортивной подготовки в женских видах спортивной борьбы / И.В. Тихонова, Ю.А. Шулика // Вестник Адыгейского государственного университета : серия «Педагогика и психология». - 2010. - № 1. - С. 276-281.
12. Тихонова, И.В. Диалектика физической культуры и спорта как проблема здоровья нации / Ю.А. Шулика, Ю.М. Схаляхо, И.В. Тихонова // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2009. - № 4. - С. 96-101.
Literature
I. Bondarenko, N.A. Influence of sex-role stereotypes on the motivation and self-attitude of athletes : аиШог. synopsis of a thesis ... Candidate of Pedagogical Science : 13.00.04 / N.A. Bondarenko. - Krasnodar, 2006. - 24 p.
2. Bochenkova, E.V. Creating of positive self-attitude of students during physical education : аШ^г synopsis of a thesis ... Candidate of Pedagogical Science : 13.00.04 / E.V. Bochenkova. - Krasnodar, 2000. - 25 p.
3. Vorozhbitova, A.L. Gender components of the theory of physical culture : а^^г synopsis of a thesis ... Candidate of Pedagogical Science : 13.00.04 / A.L. Vorozhbitova. - Maikop, 2008. - 24 p.
4. Gordeeva, G.A. Systematic approach to the scientific rationale for the content and direction of physical training of women / G.A. Gordeeva and others // Theory and Practice of Physical Culture. - 2000. - No. 6. - P. 25-27.
5. Lubysheva, L.I. The woman in the modern elite sport / L.I. Lubysheva // Theory and Practice of Physical Culture. - 2004. - No. 10. - P. 3-5.
6. Myagkova, S.N. Women's sport during the formation of modern international Olympic movement / S.N. Myagkova // Theory and Practice of Physical Culture. - 2001. - No. 7. - P. 10-12.
7. Soboleva, T.S. Major scientific and practical contribution to solving the problems of women's sport / T.S. Soboleva // Theory and Practice of Physical Culture. - 2003. - No. 3. - P. 21-24.
8. Sokha, T. Morphofunctional characteristics of female athletes in the aspect of sexual dimorphism / T. Sokha // Theory and Practice of Physical Culture. - 2001. - No. 11. - P. 5-7.
9. Tikhonova, I.V. Historical and socio-educational aspects of physical activity among women / I.V. Tikhonova // Proceedings of the Jubilee Scientific and Scientific-Technical Conference of the faculty. - Krasnodar, 2009. - P. 373-377.
10. Tikhonova, I.V. Historical aspects of the emergence and development of women's judo / I.V. Tikhonova, P.G. Omarova // Public Relations in Sport: education, trends and international experience : Proceedings of the III All-Russian scientific-practical conference. - Krasnodar, 2010. - P. 101-103.
II. Tikhonova, I.V. Problems of organization of long-term physical training and athletic training in women's forms of sports wrestling / I.V. Tikhonova, Yu.A. Shulika // Vestnik of Adyghe State University : a series of "Pedagogy and Psychology". - 2010. - No. 1. - P. 276-281.
13. Tikhonova, I.V. Dialectics of physical culture and sport as a problem of the nation's health / Yu.A. Shulika, Yu.M. Skhalyakho, I.V. Tikhonova // Physical culture, sport - science and practice. - 2009. - No. 4. - P. 96-101.
Статья поступила в редакцию 17.11.2010 г.