(0,819591).
Если сравнивать анализ судей-экспертов и зрителей по методу семантического дифференциала по результатам нашего эксперимента, то можно отметить, что зрители хорошо отличают «темпераментность» от «сдержанности», «эмоциональность» от «лиричности».
Это объясняется тем, что зрители, не знающие правил соревнований, воспринимающие только саму линию движений, могут достаточно точно отличить яркое, динамичное выполнение упражнения от тривиального. В то же время, недостаточно четко отличают штрихи от деталей исполнения.
Опыт эстетических исследований подчеркивает, что большое количество ошибок допускают те, кто воспринимает не детали, а изображение в целом.
Таким образом, в нашем исследовании было показано, что разные группы оценщиков показывают достоверные, небольшие различия по эмоциональносмысловым признакам, определяющие выразительность произвольных комбинаций соревнующихся спортсменов. Это дает возможность ориентировать специалистов по гимнастическим видам спорта для работы в данном направлении, т.е. вести поиск упражнений, ориентированных на зрелищный эффект, что, в свою очередь, повысит эффект художественного воздействия как на судей, так и на зрителей, скажется на оценках за выступление, а также повысит подготовку судей и, по возможности, согласование их мнений до начала соревнований; комплектование судейских бригад, контроль за работой судей, использование технических средств.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лазаренко, Т.П. Квалиметрия в художественной гимнастике / Т.П. Лазаренко. - М. : Физкультура и спорт, 1978. - 33 с.
2. Резников, Ю.А. Что лежит в основе эстетических оценок в гимнастике? / Ю.А. Резников. - М. : Физкультура и спорт, 1974. - 23 с.
3. Смирнов, Ю.И. Эстетические аспекты спортивно-технического мастерства : учеб. пособие / Ю.И. Смирнов. - М.: «Петит», 1990. - 45 с.
Контактная информация: [email protected]
КЛАССИФИКАЦИИ ТЕХНИКИ БРОСКОВ ДЗЮДО И ПРОБЛЕМЫ ИХ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ЖЕНСКОГО ДЗЮДО
Ирина Владимировна Тихонова, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
(КГУФКСТ), г. Краснодар
Аннотация
В силу отсутствия системности классификаций, используемых в методологии дзюдо, программное содержание изучаемой техники не обеспечивает формирования полноценной координационной базы для вовлечения женщин-дзюдоисток в физкультурное движение. С другой стороны, классификационные системы не обеспечивают формирования эффективной техникотактической модели для их дальнейшего спортивного роста. Предлагаемая единая классификация технических действий в спортивной борьбе по биомеханическим признакам позволяет избежать перечисленных недостатков в женском дзюдо.
Ключевые слова: женское дзюдо, классификация техники, состав используемых бросков, модель технико-тактической деятельности.
THE CLASSIFICATION OF TECHNIQUES OF THROWS IN JUDO AND THE PROBLEMS OF ITS USING IN THE TRAINING PRACTICE IN FEMALE JUDO Irina Vladimirovna Tikhonova, the candidate of pedagogical sciences, the senior-lecturer, The Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism,
Krasnodar
Annotation
Due to the absence of systematic classifications, used in methodology of judo, the planned content of the studied techniques does not provide for formation of a full-scale coordination basis for involvement of judo women into the physical culture movement. On the other hand, the classification systems do not provide for formation of an efficient technical and tactical model for their further sport grow. The proposed unified classification of technical activities in sport wrestling as per biomechanical features, allows avoiding previously mentioned features.
Key words: the female judo, the classification of techniques, the content of implemented throws, the model of technical and tactical activity.
Методология спортивной подготовки в сложнокоординационных видах спорта, связанных с реализацией техники в меняющихся ситуациях, во многом зависит от качества классификационных систем, благодаря которым формируется программа технико-тактической подготовки и всех форм педагогического контроля. Особенно важно качество классификационной системы применительно к практике женского единоборства, поскольку физические кондиции женщин предопределяют преимущественную ориентацию на технику приемов борьбы и тактику их использования.
Методика преподавания техники традиционного дзюдо основывается на классификационной системе, предложенной Д. Кано [1, 2, 14]. Каждый раздел техники состоит из групп приёмов, которые, по идее, должны быть объединены по схожести каких-либо признаков. Однако уже на верхнем классификационном уровне заложена ошибка, заключающаяся в том, что техника бросков раздела Наге-ваза (техника бросков без падения) по биомеханическим критериям не отличается от техники бросков раздела Сутеми-ваза (техника бросков с собственным падением).
Интересен факт того, что броски техникой бедра «Хане-госи» (пружинящее крыло птицы), именуемые в России как подсад голенью изнутри, на дальней дистанции трудно выполнимы даже для мужчин, которые выполняют их только с собственным падением. Что же касается женщин, то многие из рекомендуемых в начале обучения бросков невыполнимы вообще.
Следует отметить и такой факт, что:
• в одну классификационную группу объединены броски «О-госи» (через бедро) и «Уширо-госи» (через грудь), имеющие различную пространственную и координационную структуры, что не способствует программному обеспечению формирования разнонаправленного технического арсенала и затрудняет усвоение бросков по показателю подобия;
• в классификации совершенно отсутствуют броски с воздействием на ноги руками, однако, если бы они фигурировали, то их можно было бы совместить с бросками через спину и подсечками в одной группе приёмов «Те-ваза» (техника рук).
Если распределить всю изучаемую технику в соответствии с требованиями к модели пространственно смысловой деятельности в борьбе [10] (рис. 1), то окажется, что используемые в программах броски могут обеспечивать только два техникотактические направления из необходимых четырех (рис. 2.).
Практически ничего существенно нового в базовой технике не представлено и в европейских работах по дзюдо [11, 12, 13, 15].
Значительным шагом вперед было создание классификации техники бросков дзюдо в СССР [8]. Согласно этой системе, одной из основных характеристик броска является направление его проведения относительно самого атакующего. В соответствии с этим положением и была создана программа для ДЮСШ по борьбе дзюдо [3], в
которой последовательность изучения бросков осуществлялась по концентрическому кругу: вперед, назад, в стороны, благодаря чему обеспечивалось усвоение бросков, направленных в различные технико-тактические направления (рис. 3). Соответственно этому признаку, в этот период было организовано обучение и педагогический контроль становления мастерства.
Рис. 1. Модель пространственно-смысловой технико-тактической деятельности в спортивной борьбе (для борьбы стоя)
О-сото-гари
Ко-сото-гари
Де-аси-хараи О-учи-гари
Ко-сото-гаке Ко-сото-гари
Ко-учи-гари
Сеои-наге Хиза-гурума
Таи-отоси Учи-мата
Хараи-госи Ката-гурума
Хане-госи
Одноименная стойка Разноименная стойка
Рис. 2. Направления проведения бросков дзюдо группы Наге-ваза в соответствии с содержанием квалификационных комплексов (Кю) ряда иностранных источников (сокращенно)
броски назад
Броски в сторону Броски в сторону
броски вперед
Рис. 3. Принцип концентрического планирования изучения бросков и педагогического
контроля
Недостатком данной системы являлось формализованное направление бросков: вперед, назад и в стороны, в то время как, по данным биомеханических исследований [9], броски в схватке направляются по диагональному направлению, как это продемонстрировано на рисунке 1.
На сегодняшний день арсенал российских дзюдоистов так же, как и представителей других стран, еще более сузился за счет увеличения конкуренции и ужесточения кинематических условий спортивных поединков.
На наш взгляд, оптимальной классификацией, способной обеспечить адаптацию техники борьбы для кинематических и динамических условий соревновательного поединка является Единая классификация технических действий в спортивной борьбе по биомеханическим признакам [9]. Прежде всего, в данной классификации система ориентирована на группировку бросков по первостепенному признаку, лежащему в основе модели пространственно-смысловой технико-тактической деятельности, предполагающей четыре диагональные направления. Однако высококлассные дзюдоисты имеют преимущественно весьма узкий арсенал бросков, реализуемый за счет тактического маневра вспомогательными техническими действиями, или за счет выжидания выгодной дина-
мической ситуации, что зачастую приводит к собственному поражению.
Однако и использование системы данной классификации не сможет в полной мере обеспечить разнонаправленности технического арсенала, поскольку правилами соревнований по борьбе дзюдо ограничивается использование захватов на ближней дистанции, применение которых обеспечивает включение в арсенал практически всех бросков [5, 7].
При наличии таких серьезных проблем в дзюдо вообще вопрос о развитии женского дзюдо стоит еще более остро.
Так же, как и во всем мире, женское дзюдо России имеет идентичную с мужской методологию подготовки (состав приемов, последовательность их изучения, контрольные нормативы). Официально нет отдельных для женщин программ подготовки с измененным составом предпочтительной техники.
В соответствии с системой Кодокан, дзюдо до сих пор функционирует в пределах решения физкультурной задачи с преобладанием демонстрационной техники, которая наиболее пригодна для использования в женском дзюдо.
Данные социологического опроса свидетельствуют о настоятельной необходимости перестройки системы подготовки женщин - дзюдоисток в сторону увеличения образовательного компонента с целью продлить процесс вхождения в физическую культуру и, в дальнейшем, в спорт.
Это связано с наличием:
- различия женской морфологии (включая гистологию);
- биомеханических констант (прежде всего, пропорции тела), предопределяющих состав предпочтительной техники;
- различий женской психофизиологии, предопределяющих особенности нагрузок на функциональные системы [4, 6].
Без формирования методологии многолетней технико-тактической подготовки, начиная с этапа освоения базовой техники, рассчитанной на перманентное освоение координационных структур, пригодных для реализации в условиях спортивного поединка, обойтись невозможно. Для осуществления такой задачи необходимо провести специальное исследование на предмет поиска оптимальных технических действий (особенно при борьбе стоя), возможных к реализации в спорте высших достижений, и способов подведения спортсменок к их овладению в процессе многолетней подготовки женщин - дзюдоисток.
На наш взгляд, предложенная к использованию классификация обладает полным набором качеств, позволяющих решить проблему организации эффективной многолетней подготовки женщин - дзюдоисток с позиций как более обширного объема образовательного компонента, так и качества технико-тактического базиса (соответствие модели деятельности, большее число вариантов приспособления техники приемов к меняющимся кинематическим ситуациям).
ЛИТЕРАТУРА
1. Вахун, М. ДЗЮДО (основы тренировки) / М. Вахун. - Минск : Полымя, 1983. - 26 с.
2. Дзюдо (система и борьба) : учебник / под общ. ред. Ю.А. Шулики и Я.К. Коблева. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. - 800 с. - ШВМ 5-222-07630-Х.
3. Дзюдо : учебная программа для учреждений дополнительного образования / И. Д. Свищев. - М. : Советский спорт, 2003. - 112 с. - ШВМ 5-85009-824-0.
4. Манолаки, В.Г. Оптимизация воздействия силовых и скоростно-силовых нагрузок в процессе многолетней тренировки дзюдоисток : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Манолаки Вячеслав Григорьевич. - СПб., 1993. - 50 с.
5. Мекертычьян, А.Н. Повышение эффективности бросков в борьбе дзюдо путем уменьшения степени свободы захватов : автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.04 / Мекертычьян Альберт Николаевич. - Краснодар, 2004. - 23 с.
6. Прогнозирование двигательных способностей и основа ранней ориентации в спорте : учебно-методическое пособие I В. А. Быков [и др.] ; отв. ред. Губа В.П. - М. : Олимпия Пресс, 2QQ7. - 155 с. - ISBN 5-94299-111-1.
7. Теоретические аспекты техники и тактики спортивной борьбы I под ред. В.В. Гожина и О.Б. Малкова. - М. : Физкультура и спорт, 2QQ5. - 1б8 с. - ISBN 5-278-QQ783-4.
8. Туманян, Г.С. Школа мастерства борцов, дзюдоистов и самбистов : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений I Г.С. Туманян. - М. : Издательский центр «Академия», 2QQ6. - 592 с. - ISBN 5-7б95-17б9-7.
9. Шулика, Ю.А. Многолетняя технико-тактическая подготовка в спортивной борьбе : дис. ... д-ра пед. наук I Шулика Юрий Александрович. - Краснодар. 1993. -452 с.
1Q. Шулика, Ю.А. Технико-тактическая модель борца и методология его многолетней подготовки I Ю.А. Шулика. - Краснодар : Краснодарское книжное изд., 1988. 142 с.
11. Эссинк, Х. Дзю-до I Х. Эссинк. - М. : Физкультура и спорт, 1974. - 11Q с.
12. Domini, E. JUDO I E. Domini. - Great Britain, 19б5. - 158 p.
13. Inogai, T. JUDO pratique (du debutant a la ctnture naice) I T. Inogai, R. Haber-setzer. - Paris : editions Amphora S.A., 1983. - 334 p.
14. JUDO Kodokan illustre. - Tokyo : Peviews, 1955. - 124 p.
15. Wolf, H. JUDJ fur Fortgescrittene I Н. Wolf. - Berlin : Sportverlag, 1981. - 137
p.
Контактная информация: [email protected]
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЦВЕТОПРЕДПОЧТЕНИЙ И ИХ РОЛЬ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Лариса Александровна Хохлова, кандидат биологических наук, старший преподаватель,
Северный государственный медицинский университет (СГМУ) г. Архангельск
Лариса Евгеньевна Дерягина, доктор медицинских наук, профессор, Московский университет МВД России
Аннотация
В статье представлены результаты исследования особенностей функционирования мозга в условиях цветового воздействия. Установлено, что именно диапазон альфа ритма наиболее вовлекается в процесс восприятия цвета. Изучается влияние четырех цветов (красный, черный, синий, зеленый) на процессы памяти и внимания. Анализируется роль цветопредпочтений студентов лево- и правополушарного типа в овладении иностранными языками.
Ключевые слова: цвет, мозг, иностранный язык, память, внимание.
Larissa Alexandrovna Khokhlova, the candidate of biological sciences, the senior lecturer, The Northern State Medical University,
Arkhangelsk
Larissa Evgeniyevna Deryagina, doctor of medical sciences, professor,
Moscow University of the Ministry of Interior of Russia
Annotation
The article presents the findings of brain functioning’s peculiarities under the color influence. It is the Alfa rhythm that is established to be more involved in the process of color perception. The effect of 4 different colors (red, black, blue, green) on memory and attention processes has been investigated, the role of color preference for right and left hemisphere students during the language’s mastering has been analyzed.
Key words: the color, the brain, the foreign language, the memory, the attention.