УДК 796.853.23
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ В ЖЕНСКОМ ДЗЮДО
И.В. Тихонова - кандидат педагогических наук, доцент П.Г. Омарова - аспирант Кубанский государственный университет физической культуры,
спорта и туризма Краснодар
PEDAGOGICAL ASPECTS OF TRAINING PROCESS MANAGEMENT
IN THE FEMALE JUDO
I.V. Tikhonova - Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor P.G. Omarova - post-graduate student Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism
Krasnodar
e-mail: tikhonova i. [email protected]
Ключевые слова: женское дзюдо, спортивная тренировка женщин, управление учебно-тренировочным процессом.
Аннотация. Педагогическое обоснование системы тренировок дзюдоисток в настоящее время актуально для достижения высоких спортивных результатов. Учебно-тренировочный процесс подготовки дзюдоисток должен базироваться и реализовываться с учетом комплекса различных аспектов теории женского спорта.
Key words: female judo, sports training of women, management of training process.
Abstract. The pedagogical substantiation of the system of trainings of judoists is actual now for achievement of high sports results. Training process of preparation of sportswomen should be based and realized taking into account a complex of various aspects of the theory of female sport.
В настоящее время женское дзюдо очень популярно во всем мире. Количество девушек и женщин, занимающихся дзюдо, стремительно растет. В связи с этим требуется создание научно обоснованной системы спортивной тренировки спортсменок. Теоретико-методологическая разработка такой системы должна базироваться на современных тенденциях спортивной тренировки, которые характеризуются повышенным объемом физических нагрузок, ранней спортивной специализации, снижением возраста победителей в соревнованиях, повышением уровня рекордных достижений [2, 5, 7].
Решение вышеперечисленных вопросов в теории и практике женского дзюдо существенно затруднено продолжающимися слабо аргументированными спорами специалистами о целесообразности развития женских видов спортивной борьбы. С одной стороны имеются мнения об отрицательном влиянии занятий борьбы на женский организм, с другой - большинство специалистов, разбирающихся в специфике дзюдо, отмечают, что такого влияния нет.
Исследования, направленные на создание специфической системы спортивной подготовки женщин в дзюдо, пока немногочисленны и носят фрагментарный характер. В результате проведения подобных исследований не выявлено негативного влияния занятий дзюдо на женский организм.
Однако есть мнение, что женщины травмируются чаще, чем мужчины. Это объясняется следующими причинами:
• несмотря на большую эластичность мышц, связок, суставных сумок, у женщин слабее, чем у мужчин, развит мышечный корсет;
• женщины, в отличие от мужчин, уходят от болевых приемов не за счет мышечных усилий, а за счет большой гибкости, а это во много раз травмоопаснее;
• тренеры по женскому дзюдо мало уделяют внимание формированию навыков ухода от болевых приемов [11].
Практика многолетней спортивной тренировки женщин осложняется тем, что большинство тренеров пришло в женское дзюдо из мужского и не всегда представляют специфику спортивной тренировки женщин в связи с особенностями их организма. Стихийный перенос методики подготовки борцов-мужчин на методику тренировки женщин приводит к ошибкам в построении учебно-тренировочного процесса и неизбежном потерям в виде снижения массовости, неоправданного отсева и возможного травматизма.
Усиление интереса исследователей к проблеме тренировочного процесса женщин-борцов вызвано рядом противоречий: между увеличенной потребностью в повышении уровня подготовленности спортсменок, в связи с постоянно возрастающей конкуренцией и сохранением их здоровья; между многочисленными исследованиями тренировочного процесса мужчин и относительно мало изученным обоснованием планирования тренировочного процесса спортсменок с учетом особенностей менструального цикла женщин. Незначительное количество работ по построению двигательного режима в соответствии с индивидуальными особенностями женского организма не дает полного представления о четкости планирования двигательного режима спортсменок в тренировочном процессе с учетом индивидуальной продолжительности менструального цикла, который в свою очередь, позволит сделать тренировочный процесс более плодотворным и ускорит совершенствование спортивного мастерства [6, 9, 12].
Учебно-тренировочный процесс подготовки дзюдоисток должен базироваться и реа-лизовываться с учетом комплекса различных аспектов теории женского спорта. Достижение высоких спортивных результатов определяется наличием рациональных планов многолетней спортивной подготовки спортсменок. Основными особенностями данных планов является увеличение объема и интенсивности физических нагрузок и индивидуализация технико-тактического арсенала спортсменок для достижения уровня спортивного мастерства:
• наличие узкой спортивной специализации;
• относительное увеличение количества тренировок с большим объемом;
• увеличение числа тренировок в микроциклах;
• увеличение количества тренировок избирательной направленности:
• повышение интенсивности тренировочных режимов;
• относительное увеличение числа соревновательных и специально подготовительных упражнений;
• широкое использование дополнительных педагогических, психологических и медико-биологических средств для повышения работоспособности спортсменок и стимуляции процессов восстановления после тренировочной и соревновательной деятельности [1, 8].
В теории спортивной тренировки принято выделять пять положений оптимального управления тренировочным процессом:
1) выбор системы, к которой могут быть приложены управляющие воздействия, оказывающие влияние на ее динамику;
2) разработка уравнения, при помощи которого можно рассчитать динамику системы в определенные промежутки времени;
3) характер информации, необходимый для формирования управляющих воздействий;
4) ограничения на условия, определяющие цель управления;
5) критерии оптимальности управления по установленному параметру.
При таком педагогическом подходе к практическому осуществлению процесса управления тренировкой спортсменок особое значение приобретает объективная оценка эффективности данного процесса. Для такой оценки предлагаются четыре показателя [7, 8]:
• процент улучшения планируемого результата относительно исходного;
• точность достижения запланированного результата в строго определенный отрезок времени;
• количество тренировочных занятий, необходимых для достижения заданного результата;
• длительность удержания результата на достигнутом уровне.
Управление учебно-тренировочным процессом необходимо реализовывать с учетом всех внутренних и внешних изменений, отражающихся как в отдельных системах, так и на всем организме спортсменок.
Основными специфическими трудностями, возникающими при управлении учебно-тренировочным процессом, являются особенности возрастного обучения и воспитания спортсменок. Необходим строгий учет закономерностей, присущих подростковому возрасту и отражающий процесс роста и развития в период становления овариально-менструального цикла. Эти закономерности должны находиться в основе процесса управления спортивной тренировкой и решаться путем оптимальной организации тренировочных занятий, содержащих установление наиболее благоприятных дней и времени суток для целесообразной реализации тренировочных воздействий [6, 10]. Учет специфики фаз ОМЦ позволяет тренеру наиболее оптимально планировать объем и интенсивность выполняемых спортсменками нагрузок, адекватно и всесторонне развивать необходимые физические качества. Явно выраженные в организме женщин циклические процессы при правильном построении тренировочного процесса будут позитивно влиять на динамику работоспособности дзюдоисток [8].
Таким образом, в управлении спортивной тренировкой женщин, занимающихся дзюдо, необходимо руководствоваться следующими основными положения:
• особенностью планирования тренировки женщин является необходимость учета изменения состояния спортсменок в различные фазы ОМЦ. При этом необходимо принимать во внимание соразмерность развития основных физических, психических, волевых и моральных качеств с целью обеспечения гармонического развития личности спортсменок на каждом этапе многолетней тренировки;
• коррекция системы управления тренировочным процессом спортсменок должна осуществляться на основе данных регулярного комплексного контроля. В ходе анализа данных этого контроля необходимо точно определять состояние и динамику подготовленности спортсменок и с учетом этого целесообразнее строить тренировку и рациональнее задавать объем и интенсивность физической нагрузки;
• этапы многолетней спортивной тренировки женщин должны строиться с учетом гендерных компонентов и представлять собой непрерывный целенаправленный процесс.
Вышеизложенная проблема выявлена на всех этапах многолетней тренировки девочек, девушек, женщин и носит дискуссионный характер. В настоящее время примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва по дзюдо [3, 4] составлена без учета гендерного компонента, что в значительной степени затрудняет работу тренера в подготовке спортивного резерва для всех видов женской спортивной борьбы.
Литература
1. Белов, А.В. Начальное обучение дзюдоисток технике борьбы : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.В. Белов. - СПб., 2000. - 18 с.
2. Ворожбитова, А.Л. Гендерные компоненты теории физической культуры : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. Л. Ворожбитова. - Майкоп, 2008. - 24 с.
3. Дзюдо (система и борьба) : учебник / под общ. ред. Ю.А. Шулики и Я.К. Коблева. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 800 с.
4. Дзюдо. Программа : примерная программа спортивной подготовки для детских спортивных школ, специализированных детских спортивных школ олимпийского резерва / А.О. Акопян [и др.]. - М. : Советский спорт, 2008. - 96 с.
5. Ерёгина, С.В. Моделирование тактических действий при проведении бросков и их освоение дзю-доистками 14-17-летнего возраста : дис. ... канд. пед. наук / С.В. Ерёгина. - М., 1998. - 135 с.
6. Извеков, В.В. Система управления подготовкой женщин в спортивной борьбе (на примере дзюдо) : дис. ... д-ра пед. наук / В.В. Извеков. - М., 2001. - 250 с.
7. Манолаки, В.Г. Методика подготовки дзюдоисток различной квалификации / В.Г. Манолаки. -СПб. : С.- Петербургский университет, 1993. - 180 с.
8. Манолаки, В. Г. Оптимизация воздействия силовых и скоростно-силовых нагрузок в процессе многолетней тренировки дзюдоисток : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В.Г. Манолаки. - СПб., 1993. - 50 с.
9. Рыженко, О.В. Особенности развития женской вольной борьбы в Красноярском крае : автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.В. Рыженко. - Красноярск, 2000. - 23 с.
10. Тараканов, Б.И. Педагогическое руководство физической и технико-тактической подготовкой борцов : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Б.И. Тараканов. - СПб., 2000. - 45 с.
11. Туманян, Г. С. Школа мастерства борцов, дзюдоистов и самбистов : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.С. Туманян. - М. : Академия, 2006. - 592 с.
12. Юрьева, Н.Ю. Научно-методические основы организации тренировочного процесса самбисток 17-20 лет в критический период : автореф. дис. . канд. пед. наук / Н. Ю. Юрьева Наталья. - Красноярск, 2006. -25 с.
Literature
1. Belov, A.V. Elementary fighting techniques training of judo women : synopsis of a thesis ... candidate of Ped. Sciences / A.V. Belov. - SPb., 2000. - 18 p.
2. Vorozhbitova, A.L. Gender components of the theory of physical culture : synopsis of a thesis... candidate of Ped. Sciences / A.L. Vorozhbitova. - Maikop, 2008. - 24 p.
3. Judo (the system and wrestling) : textbook / under the general editorship of Yu.A. Shulika and Y.K. Koblevo. - Rostov n / D : Feniks, 2006. - 800 p.
4. Judo. Program: an exemplary program of sports training for children's sports schools, specialized children's sports school of Olympic reserve / A.O. Akopyan, [and others]. - M. : Soviet Sport, 2008. - 96 p.
5. Eryogina, S.V. Simulation of tactical actions during the throws performing and the assimilation it by 14-17-year-old judo women: synopsis of a thesis ... candidate of Ped. Sciences / S.V. Eregina. - M., 1998. - 135 p.
6. Izvekov V.V. Control system for women's training in wrestling (on the example of judo): synopsis of a thesis ... Dr. of Education / V.V. Izvekov. - M., 2001. - 250 p.
7. Manolaki, V.G. Methods of judo women's training of different qualification / V.G. Manolaki. - SPb. : S.-Petersburg State University, 1993. - 180 p.
8. Manolaki, V.G. Optimizing the impact of power and speed-power loads in the multi-year training of judo women : synopsis of a thesis ... Dr. of Education / V.G. Manolaki. - SPb., 1993. - 50 p.
9. Ryzhenko, O.V. Peculiarities of development of female free-style wrestling on the Krasnoyarsk Territory : synopsis of a thesis ... Candidate of Ped. Sciences / O.V. Ryzhenko. - Krasnoyarsk, 2000. - 23 p.
10. Tarakanov, B.I. Teacher guide in the physical, technical- tactical training of wrestlers : synopsis of a thesis ... Dr of Education / B.I. Tarakanov. - SPb., 2000. - 45 p.
11. Tumanyan, G.S. School of excellence of wrestlers, judo-men and sambo-men: study guide for students of Institutions of Higher Education / G.S. Toumanyan. - M. : Academy, 2006. - 592 p.
13. Yurieva, N.Yu. Scientific and methodological basis for the organization of training process of sambo-women of 17-20 years old in the critical period : synopsis of a thesis ... Candidate of Ped. Sciences / N.Yu. Yurieva. -Krasnoyarsk, 2006. - 25 p.
Статья поступила в редакцию 21.03.2010 г.