группе. ВЫВОД. Проведенное исследование дает возможность предположить, что включение средств адаптивной физической культуры в логопедическое занятие является важным условием повышения эффективности коррекционно-логопедического процесса общего недоразвития речи у детей младшего дошкольного возраста.
ЛИТEРAТУРA
1. Блыскина, И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж і методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений I И.В. Блыскина. - СПб. і ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. - 112 с.
l. Куликовская, Т. A. Речеслуховая гимнастика для развития речи дошкольников і пособие для родителей и педагогов I ТА. Куликовская. - М. і ACT і Aстрель, 2009. - 61 с.
3. Качесов, ВА. Основы интенсивной самореабилитации I ВА. Качесов. - М. і Издательская группа "БДЦ-Пресс", 2007. - 174 с.
4. Логопедия і учебник для студентов дефектологического факультета педагогических институтов I Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.И. Мастюкова [и др.]. - М. і Просвещение і Владос, 1995. - 147 с.
5. Тищенко, Т.Н. Учим говорить особого ребёнка - 2 I Т.Н. Тищенко. - М. і Контент-пресс, 2009. - б2 с.
REFERENCES
1. Blyskina, I.V. (200б), An integrated approach to the correction of children’s speech pathology. Logopaedic massage: Handbook for teachers of pre-school educational institutions, CHILDHOOD PRESS, St. Petersburg
2. Kulikov, T.A. (2009), Speech-hearing gymnastics for language development of pre-school aged children : a guide for parents and teachers, AST! Astrel, Moscow.
3. Kachesov , V.A. (2007), The Fundamentals of intensive self-rehabilitation, publishing group BDC-Press, Moscow.
4. Volkova, L.S. and Mastyukova, E.L. (1995), Speech Therapy: a textbook for students of the defectological faculty of pedagogical institutes, Prosveshenie, Vlados, Moscow.
5. Tishchenko, T.N. (2009), Teach a special child to speak - 2, Content -press, Moscow.
Контактная информация: delyagina@list.ru
Статья поступила в редакцию 15.07.2014.
УДК 159.9
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО
ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ В ПЕРИОД
ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Любовь Ханапиевна Лайпанова, кандидат психологических наук, старший преподаватель,
Файзура Ореловна Семенова, доктор психологических наук, профессор, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (КЧГУ),
Карачаевск
Аннотация
В статье представлены результаты теоретического анализа проблемы формирования ценностного отношения студентов к будущей профессии в период обучения в вузе. Обоснована актуальность вопроса места и роли ценностей в генезисе личности, а также востребованность ценностного регулирования социального поведения будущего специалиста в образовательных системах. Aнализируя труды отечественных педагогов и психологов, формируется убеждение, что ценностное отношение к профессиональной деятельности у будущего специалиста проявляется через изменение его внутренней позиции как основы регуляции направленности личности. В образовательных учреждениях, важно строить учебно-воспитательный процесс с учетом того, что существуют специфические ценности, актуальные для определенной профессии, в частности для педагогиче-
ской. Осознание значимости ценностного отношения к осваиваемой профессии требует специальной работы, включающей в себя различные этапы, определяющие последовательность формирования ценностей и ценностного отношения: получение и осознание информации - при демонстрации студентам объективных и субъективных ценностей, при обсуждении разного типа проблем, связанных с будущей профессиональной деятельностью, при исследовании ситуаций профессионального выбора, присвоение осмысленных ценностей и становление мотивационной сферы.
Ключевые слова: ценностное отношение, этапы формирования ценностного отношения, процесс освоения будущей профессии, подготовка к профессиональной деятельности.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.08.114.p103-107
THEORETICAL BASES FOR FORMATION OF THE VALUE ATTITUDE OF STUDENTS TOWARDS THE FUTURE PROFESSION DURING THE PERIOD OF
STUDY AT THE UNIVERSITY Liubov Khanapievna Lipanova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Fajzura Orelovna Semenova, the doctor of psychological sciences, professor, Karachaevo-Cherkess State University named after U.D. Aliyeva, Karachaevsk
Annotation
The article presents the results of the theoretical analysis of the problem of the formation of the value attitude of students towards the future profession during the period of study at the University. The urgency of the question of the place and role of values in the genesis of personality, and the demand of the value regulation of the social behavior of the future specialist in educational systems have been substantiated. Analyzing the works of the domestic pedagogues and psychologists the belief is formed that the value attitude related to the professional activity of the future specialists is manifested through the change in its inner position as the basis for the regulation of orientation of the individual. In educational institutions, it is important to plan the educational process taking into account the fact that there are specific values that are relevant to a particular profession, in particular for teachers. Awareness of the importance of the value attitude to the mastered profession requires the special work, including the various stages that define the sequence of formation of values and value relations: obtaining and understanding of the information -when you show the students the objective and subjective values, when discussing different types of problems related to their future professional activity in the study of situations of the professional choice, assigning the meaningful values and the formation of the motivational sphere.
Keywords: value ratio, stages of the formation of value attitude, process of the future profession mastering, preparation for professional activities.
Подготовка к профессиональной деятельности - сложная, целостная и многосторонняя динамическая система, формирующаяся в период обучения в вузе и функционирующая в соответствии с целями, задачами и принципами подготовки специалистов. Эффективность системы подготовки определяется степенью ее соответствия требованиям общества в аспекте структуры и содержания труда профессионала и оптимальном соответствии профессиограмме специалиста в современных условиях. В период обучения в вузе закладываются основы научно-теоретических знаний, которые после развиваются и совершенствуются непосредственно в практической профессиональной деятельности, в системе переподготовки и повышения квалификации, а также в процессе постоянного самообразования.
По мнению В. Д. Шадрикова, процесс овладения профессиональной деятельностью представлен как процесс системный, состоящий из личностно-мотивационного, компонентно-целевого, структурно-функционального, информационного, психологического и индивидуально-психологического этапов. Все составляющие профессиональной деятельности закладываются сразу, но существуют в еще недостаточно развитой форме. Определенный элемент деятельности на каждом этапе становления профессионализма достигает не максимального уровня, а лишь достаточного для данного этапа. При этом развитие каждой составляющей определяется развитием системы в целом и является основой для
достижения индивидуального уровня профессионализма для специалиста [6].
Вопросы места и роли ценностей в генезисе личности, процесс освоения личностью социальных ценностей, роль ценностей в познании социального мира, а также процесс ценностного регулирования социального поведения сейчас как никогда актуальны в образовательных системах. На этапе вузовского обучения важное место занимает формирование ценностного отношения специалистов к будущей профессии, объединяя в себе субъективное и объективное начало. Соединение объективного и субъективного носит проблемный характер, так как осуществляется через психологические механизмы овладения профессиональной деятельностью. В этом механизме должны быть выделены элементы, которые способны дать стимул к овладению деятельностью и создать условия для формирования у студентов ценностного отношения к будущей профессии.
В современных условиях проблема формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности как системообразующей ключевой ценности у будущего специалиста является актуальной и требующей своего решения задачей. Концептуальный анализ теоретических источников позволил представить феномен «ценностное отношение» как единицу психологического анализа личности (А.Н. Леонтьев) и как ценностносмысловую позицию субъекта, которая возникает в ситуации свободы выбора студентов (М.С. Каган, В.А.Сластенин и Г.И. Чижакова и др.).
Ценностное отношение к профессиональной деятельности у будущего специалиста проявляется через изменение его внутренней позиции как основы регуляции направленности личности. Сама проблема ценностного отношения к профессиональной деятельности есть проблема ценности этого отношения [4]. При этом специфика и особенность ценностного отношения к профессиональной деятельности определяется не субъ-ект-объектными связями, а межсубъектными отношениями, в которых оно и реализуется [3]. Ценностное отношение к профессиональной деятельности формируется в процессе проживания будущим ее субъектом определенной системы общечеловеческих ценностей, синтезирующих профессиональные ценности и ценность самой профессии как «значе-ние-для-меня» (по А.Н. Леонтьеву), что адекватно становлению личностного смысла ценностного отношения к деятельности.
Наряду с ценностными ориентациями, характерными для представителей всех профессий и формирующими становление профессионала и личности в целом существуют специфические ценности, актуальные для определенной профессии. Для становления профессионала в педагогической сфере характерны ценности: отражающие специфику профессиональной деятельности педагога, требующей особой профессиональной грамотности, т.к. затрагивает вопросы гуманитарной культуры, культуры мышления и умения на научной основе организовывать свой труд; ориентирующие на развитие творческой индивидуальности, заключающейся в стремлении к оригинальности собственных суждений, продуктов деятельности и др.; позволяющие осуществлять самореализацию, с утверждением своей роли в профессиональной среде [1].
Осознание значимости выделенных профессионально значимых качеств, их ценности для осваиваемой профессии требует специальной работы, включающей в себя различные этапы. Так, по мнению А.В. Кирьяковой, процесс ориентации студентов на ценности будущей профессии проходит ряд фаз: присвоение ценностей общества (создание ценностного «образа мира»); преобразование личности на основе присвоения ценностей (освоение образа «Я»); прогноз, целеполагание, проектирование профессиональной деятельности (становление профессиональной перспективы) [5]. М.И. Бурова-Илиева выделяет несколько этапов в овладении ценностями: получение информации о ценностях; данные об иерархии и субординации принятых ценностей; трансформация ценностей в мотивы действий; реализация ценностей в собственном поведении; испытание потребности в новых социальных ценностях [2]. Названные этапы более точно определяют последовательность формирования ценностей и ценностного отношения: получение и осозна-
ние информации - при демонстрации студентам объективных и субъективных ценностей, при обсуждении разного типа проблем, связанных с будущей профессиональной деятельностью, при исследовании ситуаций профессионального выбора и пр. Далее происходит присвоение осмысленных ценностей и становление мотивационной сферы.
Важно отметить, что знания становятся убеждениями, достоянием сознания обучаемых при условии, что они уверены в их истинности и достоверности, т.е. при формировании профессиональных знаний необходимо особое внимание обращать на убедительность и доказательность. Важно, чтобы убеждения перешли в действенно-волевую сферу. Возникающий разрыв между словом и делом объясняется именно несформиро-ванностью волевой сферы человека, знающего, как надо поступать, но не способного действовать в соответствии с усвоенными принципами. Здесь определенную роль играет личная практика каждого - взгляды и убеждения успешно формируются на основе личного опыта, который определяет духовный мир обучаемого, его потребности, чувства и мотивы поведения и деятельности. Активное и осознанное функционирование действенно-практического опыта - обязательное условие формирования ценностномотивационной сферы и мировоззрения.
Процесс присвоения ценностей - процесс интериоризации включает в себя следующие механизмы: 1) механизм «смыслообразование снизу вверх» - стихийно сложившиеся или специально организованные условия взаимоотношений выступают как исходные, которые при систематической активизации постепенно упрочиваются и переходят в более устойчивые мотивационные образования; 2) механизм «смыслообразование сверху вниз» - усвоение обучаемым (воспитуемым) предъявляемых ему в «готовом виде» побуждений, целей, идеалов, содержания направленности личности, которые по замыслу педагога должны у студента сформироваться и которые он сам должен превратить из внешне воспринимаемых во внутренне принятые [8].
Объяснение смысла формируемых побуждений, их соотнесение с другими облегчает студенту смысловую работу и избавляет от стихийного поиска, нецелесообразного действия в конкретных обстоятельствах, нередко связанного с множеством ошибок. Полноценное формирование ценностного отношения к профессии должно включать в себя оба механизма, и в большинстве случаев даже при стихийном стечении обстоятельств они действуют оба.
Итак, процесс формирования ценностного отношения к профессии у студентов вуза должен осуществляться поэтапно, и может быть представлен в виде следующей логической цепочки: демонстрация студентам объективных ценностей будущей профессии ^ возникновение у студентов личностных ценностей и смыслов (интериоризация) ^ собственная жизнь личностных ценностей и смыслов в индивидуальном сознании студента ^ экстериоризация личностных ценностей и смыслов в различных видах профессионально-ориентированной деятельности. Синергетическая сущность процесса формирования ценностного отношения к профессии заключается в наличии сложной совокупности влияний на него и необходимости соблюдения определенных условий, обеспечивающих эффективное протекание этого процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баташева, Т.С. Психологические условия и механизмы развития когнитивнокоммуникативных способностей студентов - филологов : дис. ... канд. психол. наук / Боташева Т.С. - Нижний Новгород, 2006. - 242 с.
2. Быстрицкий, Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие /
Е.К. Быстрицский. - Киев : [б.и.], 1991. - 239 с.
3. Виленский, М.Я. Ценностное сознание в структуре профессионально-личностного развития студентов / М.Я. Виленский // Педагогическое наследие А.С. Макаренко и современные проблемы социализации, воспитания и развития личности : сб. науч. трудов. - М. : Наука, 2003. -С. 36-39.
4. Каган, М.С. Философская теория ценностей / М.С. Каган. - СПб. : Петрополис, 1997. -
205 с.
5. Кирьякова, А. В. Ориентация личности в мире ценностей / А.В. Кирьякова // Психолого-педагогический журнал. - 1998. - № 4. - С. 37-50.
6. Шадриков, В.Д. Деятельность и способности / В.Д. Шадриков. - М. : Логос, 1994. - 317
с.
7. Фролов, И.Т. О человеке и гуманизме : работы различных лет / И.Т. Фролов. - М. : Политиздат, 1989. - 559 с.
REFERENCES
1. Batashev, T.S. (2006), Psychological conditions and mechanisms for the development of cognitive and communicative abilities of students - philologists: dissertation, Nizhny Novgorod.
2. Bystritskii, E.K. (1991), Phenomenon of identity: ideology, culture, Genesis, Kiev.
3. Vilensky, M.Y. (2003), "Value consciousness in the structure of professional and personal development of student ", Pedagogical heritage of A.S. Makarenko and modern problems of socialization, education and personal development: collected scientific articles, works, Moscow, pp.36-39.
4. Kagan, M.S. (1997), Philosophical theory of values, Petropolis, St. Petersburg.
5. Kiryakov, A.C. (1998), "Orientation of personality in the world of values", Psycho-pedagogical journal, No. 4, pp. 37- 50.
6. Shadrikov, V.D. (1994), Activity and ability, Logos, Moscow.
7. Frolov, I.T. (1989), About the man and humanism: various years, Politizdat, Moscow.
Контактная информация: faizura66@mail.ru
Статья поступила в редакцию 15.08.2014.
УДК 338.48
АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В СУБЪЕКТАХ СИБИРСКОГО
ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дмитрий Павлович Маевский, кандидат экономических наук, доцент, ректор, Евгения Викторовна Кулагина, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой,
Ольга Карповна Прончева, кандидат педагогических наук, доцент,
Омский государственный институт сервиса
Аннотация
На основе обзорного анализа программных документов стратегического развития субъектов Сибирского федерального округа дана комплексная характеристика перспектив регионального туризма. Показана степень распространенности видов туризма, выделяемых по таким критериям, как географическая направленность туристских потоков, цель туристского путешествия, возраст представителей целевой аудитории, способы и средства передвижения, применяемые в туристском путешествии. Также определены виды туризма, развитие которых может способствовать укреплению региональной туристской отрасли. Критический анализ информационного содержания туристских сайтов, ориентированных на комплексное системное продвижение туристских территорий, позволил выявить ряд слабых аспектов, нивелирование которых позволит совершенствовать процесс популяризации региональных туристских продуктов, а также обеспечит рациональное сопровождение клиентской базы.
Ключевые слова: субъекты Сибирского федерального округа, виды туризма, туристский сайт региона.