УДК 656.073:658.8
О. Д. Покровская, О. Б. Маликов , М. А. Зачешигрива
МОРФОЛОГИЯ ТЕРМИНАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
Дата поступления: 20.01.2017 Решение о публикации: 25.01.2017
Цель: Исследование морфологии терминальных сетей, разработка методологии их конфигурирования. Методы: Использован аналитический метод исследования. Результаты: Предпринята попытка изучения морфологии терминальных сетей. В частности предложена методология их формирования по ряду целевых функций. Охарактеризована теория расчета терминальных сетей и логистических объектов, которая отличается интеграцией известных задач концентрации грузовой работы, специализации станций узла и др. Предложена методика декомпозиции состава терминальных сетей. Проведены моделирование таких сетей и их классифицирование по морфологическим признакам. Описана методика проектирования терминальных сетей как отыскания наилучшего варианта ее конфигурации (двухуровневая и трехэтапная задача формирования транспортно-складских систем). Разработанная теория расчета терминальных сетей и логистических объектов представляет собой интегрированный вариант теории складских систем О. Б. Маликова, теории расчета грузовых фронтов, теории размещения и специализации грузовых станций в крупных узлах по принципу концентрации грузовой работы на опорных узловых элементах данных сетей. Интегрирована экономико-математическая модель, как усложненная модификация известных задач концентрации грузовой работы, специализации станций узла и др. Практическая значимость: Для ОАО «РЖД» применение авторского подхода к формированию терминальных сетей позволит оптимизировать состав объектов терминально-складской инфраструктуры.
Ключевые слова: Транспортно-складская система, логистический объект, терминальная сеть, морфология и конфигурация терминальных сетей.
*Oksana D. Pokrovslaya, Cand. Sci., associate professor, insight1986@inbox.ru; Oleg B. Malykov, D. Sci., professor, stadnitskey@mail.ru (Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University); Marina A. Zacheshigriva, Cand. Sci, associate professor (Siberian State Transport University) THE MORPHOLOGY OF TERMINAL NETWORK
Objective: To study the morphology of terminal network, to develop the methodology of its configuration management. Methods: Analytical method was used for the research. Results: An attempt to study the morphology of terminal network was made. Particularly, the methodology of terminal network forming on series of purpose-oriented functions was introduced. Design theory of terminal network and logistic objects was described, which is notable for the integration of the given tasks of freight operation concentration, junction stations specialization, etc. The method of terminal network decomposing was introduced. Modelling of such types of network as well as their classification on morphological characters was conducted. The method of terminal network design was described as the way of searching for the best variant of its configuration (two-level and three-step task of part handling-and-storage systems formation). The developed theory of terminal network and logistic objects analysis is an integrated version of storage systems theory by O. B. Malykov, calculation of freight front theory, the theory of allocation and specialization of terminal stations in major junctions on the basis of freight operation concentration on the supporting elements of the network. Economical mathematical model was integrated, as the complicated modification of the given tasks of freight operation concentration, junction stations specialization, etc. Practical importance: For "RRR" UJSC the application of author's approach in the terminal network formation will allow to optimize the composition of objects of terminal storage infrastructure.
Keywords: Part handling-and-storage system, logistic object, terminal network, morphology and configuration of terminal networks.
Введение
Роль транспортно-складских систем (ТСС) в доставке грузов трудно переоценить. От их бесперебойной работы и слаженного взаимодействия видов транспорта в них зависит эффективность всей транспортно-логистической системы страны. Очевидно, что такая сложнейшая задача как комплексное проектирование и развитие терминально-складской инфраструктуры должна решаться с учетом всей группы взаимосвязанных вопросов: «подключения» к транспортной сети и транспортным коридорам, эффективного взаимодействия участников процесса перевозок и др.
При этом от качества решений, принятых на самом низшем уровне формирования ТСС (создание простейших складов на опорных железнодорожных станциях) зависит эффективность и успешность работы всей терминально-складской инфраструктуры железнодорожного транспорта. Это связано с тем, что вопросы проектирования, формирования и развития узловых элементов терминально-складской инфраструктуры - логистических объектов (ЛО) различного вида (склады, терминалы, логистические центры и др.) должны решаться комплексно, во взаимосвязи построения складских комплексов и их эффективного «подключения» к инфраструктуре базового транспортного узла и к логистической системе доставки грузов железнодорожным транспортом в целом.
Таким образом, от современной транспортной науки требуется комплексное исследование ТСС, включая оптимальное проектирование их состава.
Целью работы является исследование морфологии терминальных сетей (ТС), в частности разработка методологии конфигурирования ТС.
Огромный вклад в создание отечественной теории транспортных узлов внесли такие ученые как В. Н. Образцов, К. Ю. Скалов, С. В. Земблинов, И. Е. Савченко, Л. В. Канторович, В. Я. Негрей, Н. В. Правдин, А. В. Комаров, В. В. Повороженко, Е. В. Архангель-
ский, В. М. Акулиничев, Ю. И. Ефименко, В. И. Апатцев, В. Г. Шубко, С. П. Вакуленко и др. Важнейшее значение для железнодорожной отрасли имеют труды С. М. Резера, Б. А. Левина, П. А. Козлова, А. Т. Осьминина, В. А. Кудрявцева, В. А. Персианова, П. В. Ку-ренкова, А. Ф. Бородина, С. Ю. Елисеева, посвященные совершенствованию транспортных и логистических технологий доставки грузов. Значительную роль в формировании теории транспортно-грузовых систем, проектирования компоновки и технического оснащения транспортных узлов играют работы
A. А. Смехова, В. Н. Дегтяренко, И. С. Бе-седина, Н. П. Журавлева, Г. П. Гриневич, О. Б. Маликова, О. Н. Числова и др. Существенный вклад в систему проектирования транспортно-логистических систем внесли научные труды Н. Д. Иловайского, Ю. О. Пазой-ского, В. П. Клепикова, С. В. Милославской, К. В. Плужникова, В. В. Багиновой, А. Н. Рах-мангулова, А. С. Балалаева, А. М. Гаджинско-го, Э. В. Шабаровой, В. И. Сергеева, Т. А. Прокофьевой, Б. А. Аникина, В. С. Лукинского,
B. В. Дыбской, В. М. Самуйлова, М. Б. Петрова, В. М. Николашина, Р. Г. Леонтьева, О. Н. Ларина и т. д. В работе учитывались научные результаты трудов [1-11 и др.], посвященных проектированию транспортно-логистических систем. ТСС - это элемент терминально-складской инфраструктуры транспорта. Она может быть представлена логистическими объектами любого формата и терминальными сетями.
Общие сведения о морфологии терминальных сетей
Состав ТС - это совокупность определенного количества ЛО, размещенных на некотором количестве участков сети и, обладающих определенными параметрами для обеспечения перевозок (рис. 1):
ТС = {ЛОг и }, I = 1,2,..., п, 50 км < Ь > 5 км.
Рис. 1. Общий вид ТС
Здесь ЛО - подмножество п количества ЛО /-го типа (по авторской классификации), расположенных на участке и (у - унимодальном и у' - мультимодальном), входящих в ТС, в ед.:
ЛО =
ЛО = Х(ЛОг}, i = 1, 2,...,9,
n=1
(ЛО^'■ j"| ЛО^j'} е ЛО (ТС), *е{1,2,...,n}; i е{1,2,...,n};
и - подмножество п количества транспортных участков у - и у'-того типа, соединяющих клиентов и ЛО в ТС, в ед.:
U = YJU/J'}, i = 1,2,..., n,
n=1
U = \
(U/-J'\Uj-J'} eU (ТС), U = (Uj,j,}, ^j=1,2,•••, n,j*j';
j, j - множество j-х унимодальных и j -х мультимодальных участков ТС,
U = {Lno-no , lk - ло , Lno-K },
U = {Lkl,..., Lkn }, n = 2 (RT, AT),
Uj = {Lk 1,---, Lkn }; Uj' = {LJ 1,2» —, Lkn};
RT, AT - железнодорожный и автомобильный транспорт.
Конфигурация ТС CNF(TCalt) - это морфологическая структура вариантного сочетания элементов ТС:
CNF (TCalt) = VAR{TC,} || CNF (ТС*),
в которой CNF (TCalt) - альтернативный вариант конфигурации ТС; || - дизъюнкция, или логическое «или»; VAR{TC(-} - вариант параметрической структуры ТС, включая тип ЛО и состав реализуемых ими услуг для клиента (транспортных, логистических и дополнительных).
В развернутом виде вариант конфигурации ТС представляет собой
CNF (TC ) = VAR (Щ } = = {VAR(7), VAR(VS), VAR (LOG), VAR (M), VAR (ЛО)},
где VAR(7) - вариант подключения вида (видов) транспорта к ТС; VAR (VS) - вариант взаимодействия соседних ТС; VAR (LOG) -вариант пакета логистического сервиса, предоставляемого клиенту при прохождении груза через ТС, у. е. за пакет/год; VAR (M) - вариант маршрута прохождения ТС, реализующий минимум затрат клиента по K(TC j); VAR(ЛО) - вариант параметрической структуры ЛО (по типу, мощности, площади и др.).
Морфологическая структура ТС (STR (TC)7 ) такова. Каждый элемент системы - участок U, узел ЛО или сектор SEC (как агрегированное сочетание участка/участков и узла/узлов ТС) - обладает характеристиками: пространства P (TC)7: участок U - протяженность, средняя удаленность ЛО; узел ЛО -общая площадь территории, площадь хранения; сектор SEC - протяженность, способ подключения транспорта, способ взаимодействия; мощности Q (TC)7 : участок U - коэффициент плотности логистической сети, грузонапряженность, эксплуатационная производительность, покрытие логистическим
сервисом (авторские показатели, см. форму- Классификация терминальных сетей лы), техническая оснащенность (особенности
пути, тяги...); узел ЛО - грузоперерабаты- Рассмотрим особенности решений участ-
вающая способность, полезная площадь хра- ковой конфигурации ТС (рис. 2). нения, техническая оснащенность; сектор Частные случаи возможны, когда ГО или
SEC - совокупные показатели грузонапря- ГП имеет ЛО или сам является им (рис. 3). женности, грузоперерабатывающей способ- Задачей экономико-математического мо-
ности, технической оснащенности. Элементы делирования является отыскание такого наи-
системы описываются множествами лучшего варианта конфигурации (построения
структуры) ТС, который удовлетворял бы тре-
STR (ТС)7 е {U, ЛО, SEC} , бованиям целевой функции того или иного
этапа проектирования ТС (табл. 1).
STR(ТС)7 е{р,Q},
Р(ТС) 7 =YpP(U, ЛО, SEC),
i,n
или в развернутом виде:
P (TC)u =YU{Li;¿удср},
i,n
Р(ТС)ЛО =БЛ°^сумм; Sxp сумм i,n
Р (TC)SEC =TSEC{L{sec;T;VS},
i,n
Q (TC)7 =YQ(U, ЛО,SEC),
i,n
или в развернутом виде:
Q(TC)U =JU {Кпллс ;W; R„ ;LOG; Z },
i ,n
Q (ТС)ло = IflO{W; Sхрполез; Z},
i,n
Q(TC)sec =YSECcymm{W; дЭКспл; Z}.
Модель терминальной сети
Представим математическую модель типичной ТС как логистической цепи доставки груза в виде
К(ЛОт), ^ Тк{т_с) ^ С(ЛО,.) ^
^ Т (с_пК(ЛОп ),,
где К(ЛОт), - клиент-грузоотправитель, пользующийся услугами ЛО /-го типа в пункте отправления груза т; Тк(т-с) - к-й вид транспорта, работающий на участке доставки груза от пункта отправления груза т до центрального ЛО; С (ЛО,.) - центральный ЛО /-го типа на ТС, на который прибывают грузы к-м видом транспорта, отправляются '-м видом транспорта; Ту (с _п) -у'-й вид транспорта, работающий на участке доставки груза от ЛО ТС .-го типа до пункта назначения груза п; К (ЛОп ),. - клиент-грузополучатель, пользующийся услугами ЛО .-го типа в пункте на-
Первая миля - подвоз груза от клиента (ГО) к ЛО в пункте отправления
Последняя миля - вывоз груза от ЛО в пункте назначения к клиенту
Рис. 2. Классический вариант построения ТС
значения груза п. В общем виде описываемую данным выражением типовую логистическую цепь можно представить как простейшую схему (рис. 4).
Варианты решения вопросов управления процессами перевозок по ТС показаны на рис. 5.
На рис. 5 каждой дуге - направлению грузопотока, который движется от отправителей т (овал) к получателям п (овал), - соответствуют определенные объем груза, расстояние участка перевозки, срок доставки на участке перевозки и стоимость перевозки груза к-м видом трансп°рта: Dmn е Ютп ; Кп ; Ттп ; Smn k } •
Первая миля - подвоз груза
от клиента (ГО) к ЛО в пункте отправления
ЛО -ЛО
Последняя миля - вывоз груза от ЛО в пункте назначения к клиенту (ГП)
ЛО -ГП
Рис. 3. Усложненный (развернутый) классический вариант построения ТС: сплошная линия - железнодорожное сообщение, пунктирная - автомобильное
ТАБЛИЦА 1. Классификация морфологии ТС
Признак Морфологический тип и схема ТС
1. По подключению к путям сообщения видов транспорта Унимодального подключения (одна и та же транспортная связь не может одновременно обслуживаться несколькими видами транспорта): /ло\ /'ЛО>\ /-го ) или 1 /-го 1 V типа У \типау /ЛОЛ ( /-го ) или -( /-го Г типа типа Мультимодального подключения (одна и та же транспортная связь может одновременно обслуживаться несколькими видами транспорта): - V типа / V типа/ или _ или \ г ^^
Продолжение табл. 1
Признак
Морфологический тип и схема ТС
2. По
взаимодействию региональных ТС
При участии не менее 2 ЛО и не менее 1 участка взаимодействия
1) «звезда»
П р и м е ч а н и е. Без детализации по видам транспорта на участках ТС. Цветом выделены общие узлы - ЛО, толщиной линии - общие транспортные участки - и. Взаимодействуют две ТС.
При участии не менее 2 ЛО и более 1 участка взаимодействия
На ТС-1
На ТС-2
На ТС-1
На ТС-2
Продолжение табл. 1
Признак
Морфологический тип и схема ТС
При участии не менее 2 ЛО и не менее 2 участков взаимодействия
ТС-2
ТС-1
На ТС-2 4) «диагональ»
ТС-2
3. По составу ТС
Простая одномодальная ТС
Простая мультимодальная ТС
Q
Qi JQi ЛОБ[
Сложная мультимодальная ТС А В
Г
Д
ЛОа
ЛОв
ЛОг
ЛОд
ЛОБ
П р и м е ч а н и е. А, Б - ЛО начала и окончания ТС; В - Д - промежуточные ЛО на ТС; Т - вид транспорта; Ь - длина ТС/ее участков; Q - объемы перевозок грузов по участкам ТС, по всей ТС и грузопотоки ЛО.
Окончание табл. 1
Признак
Морфологический тип и схема ТС
4. По варианту построения ТС, варианты а, б, в
П р и м е ч а н и е. И - изготовители, П - потребители, СП - станция примыкания.
Каждому к-му виду транспорта (подписи дуг) соответствуют тарифное расстояние, срок доставки и тариф на перевозку груза:
Тк ^тпк;Ттп к; 5тпк
}. Дуги и их подписи представляют собой и - транспортные участки у-того типа ( - унимодальные и -мульти-модальные):
Ш'у' = Е{Ь к; г; в; 5},
где Ь - протяженность участка ТС, км; к - вид транспорта, обслуживающий данный транспортный участок; г - техническая оснащенность участка ТС (покрытие ЛО); в - грузонапряженность участка ТС; 5 - затраты по текущему содержанию и ремонту участка ТС, у. е./год.
Каждому из п узлов цепи - ЛО (квадраты) - на рис. 5 соответствуют определенный тип (по авторской классификации, 1, ..., 9); дислокация (координаты), км; площадь хранения, кв. м; грузоперерабатывающая способность (мощность), тыс. т/год (конт/год, подд/год и др.); Я - радиус обслуживания ЛО клиентов, км; 5 - ассортимент реализуемо-
го ЛО транспортно-логистического сервиса, наимен.; S^ - стоимость грузопереработки, у. е./ед.; I - инвестиции в строительство ЛО, у. е.:
ХЛО'' = £{*; D Sxp, Q; Я; S; Srp; I}.
Для декомпозиции структуры ТС при исследовании и последующей оптимизации ТСС используется понятие сектор ТС - это совокупность некоторых транспортных участков и некоторых ЛО, соединенных частью логистической цепи доставки груза по маршруту от начального (грузоотправителя) до конечного клиента (грузополучателя). SEC. = = (XU/nJ ; ХЛО^' } при количестве ЛО и
сект°р°в: Мло ni * 2; 1 * NSECni < NRG ni. Это
показано на рис. 6.
При этом при проектировании ТС наилучшей конфигурации возникает вопрос выбора вида транспорта, реализующего минимальные затраты (эксплуатационные - для перевозчика, тарифные стоимости - для клиента):
ТаЪк(ЛО;)i ^ min,
00 00
оо оп
оп оо оо X
го
<Т> ^
=1
—I
<
=1
п
Производство (ГО)
к
ЛО/ (ТСИ ж.-д.), Станция примыкания
Ж.-д. перевозка
ЛО/ (ТСИ ж.-д.), Станция примыкания
/
Потребление (ГП) К
ЛО/
К \
п о го "о
<Т>
<Т> л
л £
го н го
X л о ь
о
"о ш т
Г)
о
"о
Производство (ГО)
' к'
_ . ЛО/
ЛО/ -^
44 V, ЛО/
ЛО/ . (ТСИ ж.-д.)
Потребление (ГП)
ЛО/ (ТСИ ж.-д.)
Ж.-д. перевозка
о
Рис. 5. Варианты конфигурации ТС: а - простейший вариант конфигурации логистической цепи; б - усложненный вариант конфигурации логистической цепи мультимодального сообщения (с подключением множества клиентов и включением ЛО разных типов)
ю
I °
2 1 Ч
е й
й * н
fr iß S3
° Н |1
SS ^ ÈÎ
a Й <D
s S s
на ^
и о s
5 * S
^ с 3
GCJK
О H к s
u О 4 о
•e &
о
о
s
где ТаЬк (ЛОп). - стоимость перевозки груза к-м видом транспорта через сеть из п ЛО того типа на плече а-Ь, у. е. Каждому узловому пункту цепи - ЛО .-го типа (квадраты) - соответствуют определенные объем грузопере-работки (мощность), площадь, дислокация объекта и стоимость грузопереработки:
и, е(а;^;();Б,}.
Методика выбора состава и конфигурации терминальной сети
Оптимальное проектирование ТС региона подчиняется в общем случае следующей целевой функции:
п
^те = Х^ло г ,
п=1
п п
^те = Бэкспл у ; Бстроит у ) ^ тп,
где ЖЛО - определенное (проектируемое) п количество ЛО .-го типа (по авторской классификации) в составе ТС, ед.; Бэкспл у - эксплуатационные расходы на содержание ЛО 1-го типау-й мощности, у. е./год; Бстроит у -инвестиции в строительство ЛО .-го типа у-й мощности.
Формулировка целевой функции ^те читается так: «целевая функция формирования ТС, состоящей из п количества ЛО .-го типа у-й мощности, требует, чтобы затраты на строительство и эксплуатацию ЛО были минимальны». В свою очередь, каждый ЛО .-го типа (по авторской классификации) обладает значимыми при проектировании ТС параметрами:
Ж (ЛО). = (А б, Бпол, Бтерр, г},
в которой Б - координаты дислокации ЛО, км; б - планируемый грузооборот, тыс. т/год или т/сут; Бпол - площадь хранения полезная,
подд-мест, S - площадь занимаемой территории ЛО, кв. м; Z - количество необходимой погрузочно-разгрузочной техники и складского оборудования, ед.; при условиях, что: 1) общая результативность работы ТС складывается из RTC = XRno i - результативности работы входящих в ее состав ЛО, при Rno i > 1; 2) привлекаемый на железнодорожные ЛО грузопоток QTC должен быть неотрицателен и больше (либо равен), чем обслуживаемый автотранспортом: QaT < QTC > 0; 3) работа ЛО должна приносить прибыль владельцу: ХПлоi >
Требуется так запроектировать ТС с одной стороны и так организовать перевозку грузов по ТС с другой, чтобы затраты как i-того владельца ТС (ЛО) - а, так и у'-го клиента - b стремились к минимуму интегральной целевой функции INT:
INT = (Х ¿ScyMM ) ^ min.
i i
Стоимость прохождения груза через ТС, включая стоимость перевозки по тарифу и выполняемых с грузом логистических операций, включая перевалку, грузопереработку на складе и повышение добавленной стоимости, - это логистическая стоимость процесса перевозок. Она определяется как
Sлог = Х^ар к + Х^О i,n + Sтар к + Х^оп у '
здесь Х^тар к - сумма тарифов на перевозку груза k-ми видами транспорта по участкам цепи доставки груза, у. е.; Х^ЛО ¡„ - сумма стоимости грузопереработки на количестве ЛО i-го типа, у. е.; Х^доп у - суммарная стоимость дополнительного «околотранспортного» сервиса у, повышающего добавленную стоимость груза (товара), у. е. Проводить расчеты при проектировании ТС удобно по отдельным i-м секторам SEC с применением декомпозиции морфологии ТС.
Методика секторного анализа такова: 1) выбрать подсистему для секторного анализа;
2) ввести набор параметров для подсистем: {Ь; к; 2; О; 5*} для участка и {/; Б; Q; Я; 5; I} для ЛО; 3) определить стоимостные показатели по участку; 4) рассмотреть альтернативные варианты участковой конфигурации ТС по виду транспорта, ассортименту услуг, использования ЛО другого типа и расположения, способа «подключения» участка в ТС; 5) назначить другую подсистему для секторного анализа;
6) повторить п. 1-5 до полного просмотра всех участков и их вариантных состояний;
7) поиск наилучшего варианта терминальной сети (НВТС) с использованием экономико-математических моделей с учетом требований целевых функций.
Проектирование ТС проводится путем декомпозиции по отдельным участкам, а затем интегрируется в НВТС как в итоговое решение - оптимальный вариант конфигурации ТС, т. е. такой вариант сочетания ЛО в составе ТС по их типу /, количеству Ы, размещению в ней Б и мощности Q, который обеспечит реализацию экстремума целевой функции:
LO.
Q(D),
TC) £( SHHB )
К (ТС j ) = (£тран k;
i )
ALT (TC, LO) =
Q (D)P LOiQ (D)2,
n=1
^ min(7OK X
ALT ' (TC, LO) =
= VAR (LOiQ (D)1, LOiQ (D)2 , •••,
LO,- q(D) n e TC)£(Я ) ^ min(7;c)•
' тран к' компл ЛО / п=1
^ т1п X 5клп ,
I, N
где 5кл п - суммарные затраты п-й стороны (владельца ТС или клиента ТС) при перевозке груза через ТС, у. е./год; 5транк - суммарные затраты клиента на перевозку груза по всем транспортным участкам ТС, обслуживаемым разными видами транспорта к, у. е./год; 5КомплЛО . - суммарные затраты клиента на сопутствующий перевозке сервис и обслуживание груза, включая переработку груза на некотором количестве ЛО /-го типа, у. е./год.
Требуется отыскать такой альтернативный вариант состава ТС по типам ЛО, их мощности и размещения, при котором будут реализованы минимальные срок окупаемости Ток для владельца и срок нахождения груза и транспортного средства в ТС (Т ) для клиента:
= VAR (LO,.„ (n)1, LO
n=1
В такой постановке задача становится трехуровневой и двухэтапной. На первом уровне выбираются тип и другие параметры ЛО, включаемых в состав ТС; на втором решается вопрос о варианте конфигурации ТС по количеству, размещению и мощности ЛО, входящих в ее состав; на третьем организуются перевозки через запроектированную ТС с позиций клиентоориентированности и логистики. Первый этап - это проектирование ЛО и ТС, а второй - организация перевозок через запроектированную ТС.
Таким образом, разработанная теория расчета ТС и ЛО представляет собой интегрированный вариант теории складских систем О. Б. Маликова, теории расчета грузовых фронтов, теории размещения и специализации грузовых станций в крупных узлах по принципу концентрации грузовой работы на опорных узловых элементах ТС. Интегрированная экономико-математическая модель, как усложненная модификация известных задач концентрации грузовой работы, специализации станций узла и т. п., направлена на решение группы задач: концентрации грузовой работы, специализации станций узла, опорной сети - идентификации типа ЛО, выбора вида транспорта по каждой транспортной связи, выбора количества ЛО, выбора дислокации ЛО, оптимизации конфигурации ТС, оптимизации внутренней параметрической структуры отдельных ЛО, рационального распределения грузовой работы между ЛО, в том числе определения зон тяготения (обслуживания) ЛО [12-15].
Заключение
Была предпринята попытка исследования морфологии ТС, в частности предложена методология формирования ТС по ряду целевых функций. Охарактеризована теория расчета ТС и ЛО, которая отличается интеграцией известных задач концентрации грузовой работы, специализации станций узла и др. Создана методика декомпозиции состава ТС. Проведены моделирование ТС и классификация их по морфологическим признакам. Разработана методика проектирования ТС как отыскания НВТС (двухуровневая и трехэтапная задача формирования ТСС).
Библиографический список
1. Ефименко Ю. И. Железнодорожные станции и узлы / Ю. И. Ефименко, В. И. Апатцев, Н. В. Правдин и др. ; под ред. В. И. Апатцева, Ю. И. Ефименко. - М. : ФБГОУ «Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. транспорте», 2014. -450 с.
2. Правдин Н. В. Проектирование инфраструктуры железнодорожного транспорта (станции, железнодорожные и транспортные узлы) / Н. В. Правдин, С. П. Вакуленко, А. К. Головнич и др. ; под ред. Н. В. Правдина, С. П. Вакуленко. - М. : Маршрут, 2014. - 1086 с.
3. Маликов О. Б. Перевозки и складирование товаров в цепях поставок : монография / О. Б. Маликов. - М. : ФБГОУ «Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. транспорте», 2014. - 436 с.
4. Савченко И. Е. Железнодорожные станции и узлы / И. Е. Савченко, С. В. Земблинов, И. И. Стра-ковский. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : Транспорт, 1967. - 467 с.
5. Земблинов С. В. Основы построения транспортных узлов / С. В. Земблинов, В. А. Бураков, А. М. Обермейстер, А. А. Поляков, В. А. Персианов, К. К. Таль, В. П. Ходатаев ; под общ. ред. С. В. Зем-блинова. - М. : Транспорт, 1959. - 447 с.
6. Стыковые пункты транспортных узлов / под ред. К. Ю. Скалова, Г. С. Молярчук. - М. : Транспорт, 1977. - 184 с.
7. Прокофьева Т. А. Логистические центры в транспортной системе России : учеб. пособие / Т. А. Прокофьева, В. И. Сергеев. - М. : Изд. дом «Экономическая газета», 2012. - 522 с.
8. Балалаев А. С. Транспортно-грузовые системы железных дорог : учеб. пособие / А. С. Балалаев, И. А. Чернышова, А. Ю. Костенко. - Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2006. - 108 с.
9. Елисеев С. Ю. Система логистического управления взаимодействием с морскими и речными портами и другими видами транспорта / С. Ю. Елисеев. - М. : ВИНИТИ РАН, 2005. - 96 с.
10. Дыбская В. В. Управление складированием в цепях поставок / В. В. Дыбская. - М. : Альфа-Пресс, 2009. - 720 с.
11. Миротин Л. Б. Логистика, технология, проектирование складов, транспортных узлов и терминалов / Л. Б. Миротин, А. В. Бульба, В. А. Демин. -Ростов н/Д. : Феникс, 2009. - 408 с.
12. Покровская О. Д. Терминалистика : общие вопросы / О. Д. Покровская. - Казань : Изд-во «Бук»,
2016. - 142 с.
13. Покровская О. Д. Логистическое руководство : математические основы терминалистики, маркировка, классификация и идентификация логистических объектов железнодорожного транспорта / О. Д. Покровская. - Казань : Изд-во «Бук»,
2017. - 281 с.
14. Pokrovskaya O. D. Terminalistica as a new methodology for the study of transport and logistics systems of the regions / O. D. Pokrovskaya // Sustainable economic development of regions. Vol. 3 /ed. by L. Shlossman. - Vienna : "East West" Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH, 2014. -261 p. (see pp. 154-177).
15. Покровская О. Д. Классификация узлов и станций как компонентов транспортной логистики / О. Д. Покровская // Вестн. транспорта Поволжья. - 2016. - № 5 (59). - С. 77-86.
References
1. Yefimenko Y. I., Apatsev V. I., Pravdyn N. V. at all. Zheleznodorozhnye stantsii i uzly [Railway stations and junctions]. Eds: V. I. Apattsev, Y. I. Yefimenko. Moscow, FBGOU "Learning and teaching
railway educational center" Publ., 2014, 450 p. (In Russian)
2. Pravdyn N. V., Vakulenko S. P., Golovich A. K. at all. Proektyrovanye infrastruktury zhelznodorozhnogo transporta (stantzii, zheleznodoroghnye i transportnye uzly) [Designing of railway transport infrastructure (stations, railway junctions and traffic centres)]. Eds: N. V. Pravdyn, S. P. Vakulenko. Moscow, Marshrut Publ., 2014, 1086 p. (In Russian)
3. Malykov O. B. Perevozky i skladyrovanye to-varov v tsepyakh postavok [Shipping and warehousing of goods in supply chains]. Moscow, FBGOU "Learning and teaching railway educational center" Publ., 2014, 436 p. (In Russian)
4. Savchenko I. Y., Zemblynov S. V. & Stra-kovsky I. I. Zheleznodorozhnye stantsii i uzly [Railway stations and junctions]. 2nd iss., updated. Moscow, Transport Publ., 1967, 467 p. (In Russian)
5. Zemblynov S. V., Burakov V. A., Obermeister A. M., Polyakov A. A., Persyanov V. A., Tal K. K. & Khodatayev V. P. Osnovy postroeniya transportnykh uzlov [Basic foundation of traffic centres construction]. Ed. by S. V. Zemblynov. Moscow, Transport Publ., 1959, 447 p. (In Russian)
6. Stykovye punkty transportnykh uzlov [Division points of traffic centres]. Eds: K. Y. Skalov, G. S. Mo-lyarchuk. Moscow, Transport Publ., 1977, 184 p. (In Russian)
7. Prokofyeva T. A. & Sergeev V. I. Logisticheskye tsentry v transportnoy systeme Rossii [Logisitc centres in the transport system of Russia]. Moscow, Ekono-micheskaya gazeta Publ., 2012, 522 p. (In Russian)
8. Balalaev A. S, Chernyshova I. A. & Kosten-ko I. A. Transportno-gruzovye systemy zheleznykh do-rog [Railway transport shipping systems]. Khabarovsk, DVGUPS Publ., 2006, 108 p. (In Russian)
9. Yelyseev S. Y. Systema logisticheskogo uprav-leniya vzaimodeystvyem s morskymy I rechnymy por-
tamy I drugymy vydamy transporta [Logistic control system of cooperation with sea ports, river ports and other types of transport]. Moscow, VINITI RAS Publ., 2005, 96 p. (In Russian)
10. Dybskaya V. V. Upravleniye skladyrovanyem v tsepyakh postavok [Stock control in supply chains]. Moscow, Alpha-Press Publ., 2009, 720 p. (In Russian)
11. Myrotyn L. B., Bulba A. V. & Demyn V. A. Lo-
gistika, tekhnologiya, proektyrovanye skladov, transportnykh uzlov i terminalov [Logistics, engineering, warehouse, traffic centres and terminals construction]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2009, 408 p. (In Russian)
12. Pokrovskaya O. D. Terminalistica: obshye vo-prosy [Terminalistica: general questions]. Kazan, Buk Publ., 2016, 142 p. (In Russian)
13. Pokrovskaya O. D. Logisiticheskoye rukovod-stvo: matematicheskiye osnovy terminalistiky, marky-rovka, klassifikatsiya i identifikatsiya logisticheskykh objektov zheleznodorozhnogo transporta [Logistic guide: mathematic foundations of terminalistica marking, classification and identification of logistic objects of railway transport]. Kazan, Buk Publ., 2017, 281 p. (In Russian)
14. Pokrovskaya O. D. Terminalistica as a new methodology for the study of transport and logistics systems of the regions. Sustainable economic development of regions. Vol. 3. Ed. by L. Shloss-man. Vienna, "East West" Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH, 2014, 261 p. (pp. 154-177).
15. Pokrovskaya O. D. Klassifikatsiya uzlov i stan-tsiy kak komponentov transportnoy logistiky [Classification of centres and stations as the components of transport logistics]. VestnyktransportaPovolgya [Vest-nik transport ofPovolzhja], 2016, no. 5 (59), pp. 77-86. (In Russian)
*ПОКРОВСКАЯ Оксана Дмитриевна - канд. техн. наук, доцент, insight1986@inbox.ru; МАЛИКОВ Олег Борисович - доктор техн. наук, профессор, stadnitskey@mail.ru (Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I); ЗАЧЕШИГРИВА Марина Александровна - канд. техн. наук, доцент (Сибирский государственный университет путей сообщения)