Морально-нравственный капитал для
предотвращения кризисов
О.В. НИФАЕВА, кандидат экономических наук, Брянский государственный технический университет. E-mail: olganifaeva@yandex.ru
Автор рассматривает в качестве важнейшей причины кризисных явлений в российской экономике накопление негативного морально-нравственного капитала экономических субъектов в условиях рынка, что ведет к диспропорциям спроса и предложения и, в конечном итоге, кризису. Предлагаются меры по совершенствованию государственной антикризисной политики. Ключевые слова: кризисы, «провалы рынка», морально-нравственный капитал, институциональная политика
Кризисные явления - неотъемлемая черта рыночного механизма. Однако в России наблюдались большие, по сравнению со странами Восточной Европы, показатели падения ВВП в первые годы реформ. Кризисы имели более тяжелые последствия, чем в других странах, а дореформенные показатели социально-экономического развития не достигнуты до сих пор. Следовательно, можно предположить, что посттрансформационный период имеет особенности, связанные с тем, что всегда отличало Россию от других стран, а именно - со спецификой институциональной среды общества, то есть структурой морально-нравственных качеств, менталитетом экономических субъектов, уровнем их морально-нравственного капитала1.
Можно предположить, что столь невероятные по своей глубине и продолжительности негативные последствия рыночной трансформации объяснимы с позиций институционального «провала рынка», означающего формирование рыночным механизмом
1 Понятие морально-нравственного капитала следует рассматривать как интегральную категорию, которая включает человеческий (трудовой, интеллектуальный капитал, капитал здоровья) и социальный капитал и определяется как совокупность морально-нравственных качеств субъектов рыночной экономики, способствующих формированию цивилизованных экономических отношений между работниками и работодателями, товаропроизводителями и потребителями, государством и бизнесом (подробнее см.: Нифаева О.В., Нехамкин А.Н. Цивилизованная модель российской экономики: прошлое, настоящее, будущее // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 12. - Ч. 3.
ЭКО. - 2014. - №9 НИФАЕВА О.В.
двойственных - как позитивных, так и негативных морально-нравственных качеств экономических субъектов.
Деградация морально-нравственного капитала
В конце 1980-х гг. в стране начались коренные преобразования, связанные с частичным внедрением рыночных механизмов. Последствия этих преобразований можно охарактеризовать как начало экономического кризиса: невиданный товарный и бюджетный дефицит, спад производства, деградация налоговой базы, катастрофическое нарастание внешнего долга и распад единого экономического пространства2. Институциональная среда начала 1990-х гг. складывалась под влиянием таких непродуктивных, с экономической точки зрения, качеств экономических субъектов, как негативное отношение к труду, культ потребления, расточительность, богатство как самоцель, ориентация на сиюминутную прибыль и т.д. Они, в свою очередь, определили процесс формирования раннерыночной кризисной модели экономики.
Механизм влияния морально-нравственных качеств экономических субъектов на макроэкономические показатели можно описать следующим образом. В советском государстве одной из важнейших ценностей человека провозглашался труд. Благодаря самоотверженному труду миллионов людей удалось восстановить экономику после войны, создать колоссальный производственный и интеллектуальный потенциал, заложить основы будущего развития экономики страны. Однако с приходом рынка именно трудолюбие стало одной из первых ценностей, подвергнутых забвению. Его место заняло стремление к легкой и беззаботной жизни. Тяжелый физический труд рабочего стал наименее престижным занятием, которое иногда и вовсе не оплачивалось.
Подобное отношение к трудовым ценностям стало одной из причин резкого падения объемов промышленного производства и диспропорций на рынке труда (тысячи людей стремились получить гуманитарное образование, особенно в области экономики и управления, в то время как нехватка квалифицированных рабочих и инженерных кадров ощущается до сих пор). Еще Г. Мюрдаль указывал на то, что многие страны долгое время
2 МауВ. Российские экономические реформы глазами западных критиков // Вопросы экономики. - 2009. - № 12. - С. 38.
остаются на одной и той же ступени развития по причине отсутствия культуры труда3. Г. Попов отмечает, что простое нежелание трудиться есть причина низкой производительности труда в России4.
Таким образом, негативное отношение к труду имеет следующие последствия: 1) рост уровня добровольной безработицы; 2) резкое падение объемов промышленного производства (требующего больших трудовых усилий, чем, например, сфера услуг), а значит, и предложения отечественных товаров, дефицит, повышение уровня импортозависимости, ведущие к утрате ликвидности экономической системы и необходимости денежной эмиссии; 3) снижение производительности труда; 4) сокращение инновационного и научного потенциала страны, так как только трудолюбивый человек способен идти путем проб и ошибок, чтобы добиться чего-то нового; 5) резкие изменения в структуре ВВП, увеличение доли третичного сектора (особенно финансового и торгового) и добывающих отраслей в ВВП; 6) расширение масштабов теневой экономики.
Одновременно с забвением трудовых ценностей в структуре морально-нравственных качеств раннерыночных российских экономических субъектов появились расточительность, стремление к богатству любой ценой, ориентация на сиюминутную прибыль. Западный образ жизни олицетворял «одержимость потребительскими благами»5, роскошь, отсутствие дефицита. Здесь утилитарные западные ценности «удачно» соединились с широтой русской души: стремлением жить на широкую ногу, похвастаться перед соседом, расточительностью и мотовством. При нехватке товаров отечественного производства страну заполонили импортные товары далеко не лучшего качества. Это привело к снижению среднего уровня качества товаров и услуг, а главное - к возникновению колоссальных диспропорций в структуре спроса и предложения. С одной стороны, при негативном отношении к труду невозможно было обеспечить достаточное предложение отечественных товаров или хотя бы объем про-
3 Нуреев Р. Теория развития: институциональные концепции становления рыночной экономики // Вопросы экономики. - 2000. - № 6. - С. 132.
4 Дзарасов С., Меньшиков С., Попов Г. Сквозь призму перемен // Вопросы экономики. - 2004. - № 6. - С. 147.
5 БодрийярЖ. Система вещей. - М.: Рудомино, 1999. - С. 64.
изводства, необходимый, чтобы расплачиваться за импорт, а с другой - спрос населения на потребительские товары возрастал в геометрической прогрессии. После изматывающего дефицита и борьбы за выживание людям были нужны дешевые импортные товары, способные удовлетворить их насущные потребности.
Отчасти наладить производство качественных отечественных товаров народного потребления в России до сих пор не удается по тем же причинам. Зачем прилагать трудовые усилия, вкладывать ресурсы в производство, отдача от которого не такая быстрая, как в сфере услуг или при экспорте полезных ископаемых, если можно купить дешевые импортные товары? Такое рентоориен-тированное поведение, крен предпринимательской активности в сторону торговли, банковского сектора, финансовых и посреднических услуг, обеспечивающих быстрый и легкий доход без учета будущих потребностей общества, привели к деградации производственного потенциала страны.
Насаждение культа потребления, стимулируемое коммерческой рекламой, провоцировало резкое увеличение объемов потребительского, в том числе ипотечного, кредитования не только в России, но и в других странах, прежде всего в США, особенно во время кризиса 2008-2009 гг. В сочетании с близорукостью и жаждой наживы финансового сектора увеличение объема выданных потребительских кредитов стало причиной банкротства ипотечных агентств и банков. Здесь ярко проявились последствия «стремления к поддержанию привычного уровня жизни» (Дж. М. Кейнс) и «морали опережающего потребления», жизни в кредит, когда вещь сначала приобретается, а уже потом выкупается трудом человека6.
Не сбылись надежды и на появление в России крепкого среднего класса собственников и предпринимателей. Капитализм западного образца создавали предприниматели, воспитанные в духе протестантской этики, отличающиеся трудолюбием, целеустремленностью, бережливостью и прагматизмом. В то время как отличительными чертами раннерыночных российских предпринимателей была не предприимчивость как свобода мысли, энергия, воля, упорство, желание воплотить новую идею, а
6 Бодрийяр Ж. Система вещей. - С. 173; Розмаинский И. Методологические основы теории Кейнса и его «спор о методе» с Тинбергеном // Вопросы экономики. - 2007. - № 4. - С. 29.
ловкачество, стремление извлечь выгоду из всего, без оглядки на других людей.
Индивидуализм, присущий западному, особенно американскому, обществу, на фоне забвения ценностей коллективизма и освобождения от многолетнего подавления интересов личности в пользу интересов коллектива и государства трансформировался в групповой эгоизм российского общества. Излишний индивидуализм, крайний эгоизм также не способствовали развитию тех отраслей экономики и реализации отдельных инфраструктурных проектов, которые требовали длительных совместных усилий большого количества людей, то есть крупного промышленного производства. При малейшем ухудшении экономической ситуации бизнесмены распродают активы, увольняют работников или сокращают оплату труда, переводят сбережения из отечественных банков за рубеж, тем самым способствуя нарастанию кризиса ликвидности, резкому падению внутреннего спроса и в дальнейшем - экономическому кризису.
Массовым явлением в новых рыночных условиях стали ложь, деловая необязательность. Честность никогда не была обязательной для русского человека чертой (Н. Бердяев)7. Однако в новых рыночных условиях лживость приобрела угрожающие масштабы, возник кризис доверия. А ведь только честность и доверие могут служить основой долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества экономических субъектов, реализации крупных инвестиционных проектов, вложений в основной капитал. Быстрый и легкий доход, без трудовых усилий и учета интересов других людей, мог обеспечить только путь лжи и обмана. Таким образом, одни негативные морально-нравственные качества провоцировали воспроизводство других. Быстро развивались виды предпринимательской деятельности, где всегда существовала, в том числе в советское время8, возможность для махинаций, основанных на некомпетентности потребителей: торговля, финансовые операции. Все это стало возможным еще и по причине вседозволенности, захлестнувшей
7 Бердяев Н. Судьба России. - М.: Философское общество СССР, 1990. -С. 74.
8 Богданов С. В. Хозяйственно-корыстная преступность в СССР 1945-1990 гг.: факторы воспроизводства, основные показатели, особенности государственного противодействия: автореф. дис...докт. истор. наук. - Курск, 2010.
российское общество, поскольку политические амбиции элиты отвлекали все силы на борьбу за власть, а не на наведение порядка и восстановление экономического потенциала страны.
Массовый характер приобрели такие явления, как виртуализация предложения товаров и услуг, когда новые свойства товарам и услугам приписываются рекламой и хорошо обученными продавцами (так называемое позиционирование товара или услуги в глазах потребителя).
Наконец, наиболее пагубные последствия имела такая черта раннерыночных экономических субъектов, как отсутствие патриотизма, преклонение перед иностранным: товарами и услугами, массовой культурой и в целом образом жизни. Низким уровнем патриотизма начала рыночных реформ можно объяснить гипертрофированную статусность обладания импортными товарами, перевод капитала за границу, продажу долей в уставном капитале ряда стратегически важных отечественных предприятий иностранцам, снижение интеллектуального и инновационного потенциала страны, которую покинули многие образованные и предприимчивые люди.
Рассмотренные морально-нравственные качества экономических субъектов (предпринимателей, чиновников, населения в целом) оказывали отрицательное влияние на уровень социально-экономического развития, так как вызывали возникновение диспропорций в структуре спроса и предложения на денежном, потребительском рынке и рынках факторов производства,по сути, разрушая привычную схему экономического кругооборота.
Описанные качества, с одной стороны, вели к падению предложения товаров и услуг вторичного сектора экономики, а с другой - увеличивали спрос на продукцию перерабатывающих производств, который можно было удовлетворить только с помощью импорта. При этом продукция добывающих производств не была востребована перерабатывающими отраслями и активно вывозилась за рубеж, а товары и услуги третичного сектора по причине низкого платежеспособного спроса усиленно навязывались населению (финансовые пирамиды, потребительское кредитование, агрессивное продвижение товаров и услуг, бесконечные скидки, акции, распродажи, использование недобросовестных методов конкуренции). Из сказанного можно сделать следующий вывод: морально-нравственные качества экономических субъек-
тов непосредственно влияют на уровень спроса и предложения товаров и услуг и являются неценовыми детерминантами спроса и предложения.
Так возникали и постоянно воспроизводились институциональные факторы кризисной модели развития экономики, вылившиеся в конце концов в банкротство государства и кризис 1998 г. Его характерные черты - неспособность государства выполнять свои социальные обязательства, постоянная необходимость наращивать внутренний и внешний долг для рефинансирования старых долгов, высокая импортозависимость, превращение в поставщика энергоресурсов и рынок сбыта для товаров и услуг других стран - были спровоцированы деградацией внутренних резервов роста, то есть реального производства конкурентоспособной продукции. Эта деградация имела вполне конкретные институциональные причины - преобладание в структуре морально-нравственных качеств экономических субъектов негативных черт, ориентированных на кризисную модель развития экономики.
Колебания маятника
Многие факторы, традиционно относящиеся к причинам нестабильности российской экономики (высокая зависимость от экспорта энергоресурсов, низкая диверсификация экспорта, открытость национальной экономики, гипертрофированное развитие финансового сектора, его отрыв от нужд реального производства, перекосы в отраслевой структуре национальной экономики, низкий уровень внутреннего спроса)9, являются следствием высокого уровня накопленного негативного морально-нравственного капитала, вызванного действием институционального «провала рынка».
Институциональные «провалы» рыночного механизма - не только российский феномен. Проявляется он в формировании негативных, прокризисных морально-нравственных качеств
9 В 2009 г ВВП России сократился на 7,9%, в то время как в других странах падение было не столь значительным, а в Китае, Индии, Индонезии, Австралии, Иране, Польше, Южной Корее, Саудовской Аравии и Аргентине ВВП даже увеличился (см.: Смирнов С. Факторы циклической уязвимости российской экономики // Вопросы экономики. - 2010. - № 6).
экономических субъектов, ведущих к разбалансированности спроса и предложения, рано или поздно выливающейся в кризис, причем не только в экономике, но и в других сферах жизни общества: культурной, политической, социальной. Когда становится понятно, что «невидимая рука рынка» не справляется с кризисом, ведущие государства мира мобилизуют всевозможные национальные и международные резервы для борьбы с его последствиями, используя при этом преимущественно денежно-кредитные, бюджетные, административные методы, мало затрагивающие вопросы корректировки институциональной среды. По мере того как ситуация в экономике стабилизируется, государство снова дает свободу рыночным механизмам саморегулирования. Однако, поскольку корни проблемы возникновения кризисов не устранены, накапливаются новые диспропорции спроса и предложения, и кризисы возникают снова и снова.
Таким образом, периодичность кризисов, а следовательно, и циклических колебаний объясняется неизбежностью накопления противоречий рыночной экономики, порождаемых институциональным «провалом», наращиванием негативного морально-нравственного капитала, который выплескивается в кризис10. Затем начинается ретуширование симптомов «провалов рынка», однако они проявляются снова и снова. После недолгой ремиссии наступает новое обострение.
Институциональные «провалы» и неопределенность
В кейнсианской теории неопределенность связана с приобретением долгосрочных активов и невозможностью предугадать их стоимость в будущем, а также отсутствием информации о предстоящих событиях и их вероятностях11. При этом рыноч-
10 Если проводить аналогии с физическими процессами, то чем дальше текущий морально-нравственный капитал от желаемого (позитивного, цивилизованного) состояния, тем больше разность потенциалов (позитивного и негативного морально-нравственного капитала), тем выше напряжение экономической системы, больше вероятность «короткого замыкания», глубже «дно» кризиса, сильнее его социально-экономические последствия, а также экономические, социальные и временные затраты для выхода из него.
11 Скоробогатов А. Институты как фактор порядка и как источник хаоса: не-оинституционально-посткейнсианский анализ // Вопросы экономики. - 2006. -№ 8. - С. 102, 104.
ную неопределенность следует отличать от онтологической. Последняя - неотъемлемое свойство бытия человека, обусловленное многообразием окружающих нас явлений и процессов. В терминологии финансовых рынков она выступает в качестве систематического риска, который можно снизить только в небольшой степени, но избавиться от него совсем невозможно.
Рыночная (несистематическая) неопределенность связана именно с институциональным «провалом» рыночного механизма, то есть постоянным воспроизведением негативных морально-нравственных качеств субъектов рынка. Она вызвана непредсказуемостью поведения рыночных субъектов, невозможностью предугадать, какими своими качествами (позитивными или негативными, этичными или недобросовестными) они будут руководствоваться в тот или иной момент. Ведь сложнее предугадать поведение именно двойственного, противоречивого человека. Именно таких экономических субъектов «воспитывает» рыночный механизм.
В любой рыночной трансакции участвуют как минимум две стороны, каждая из которых судит другую сторону по себе, то есть не ожидает от нее каких-либо позитивных действий, а даже если и ожидает, то все же предпочитает подстраховаться и вести себя неэтично. В результате в борьбе двойственных качеств человека побеждает негативное начало, позитивное проигрывает, хотя давно известно, что в действительности оно гораздо выгоднее, особенно в долгосрочной перспективе. Об этом убедительно свидетельствует теория игр12. Но для этого все экономические субъекты должны осознать выгодность этичного поведения, повышения морально-нравственного капитала. Будущее, в том числе экономическое, станет тем более определенным, чем более предсказуемым будет поведение экономических субъектов, а это, в свою очередь, возможно, только если все они (или хотя бы большинство) обладают позитивными, цивилизованными морально-нравственными качествами.
Следовательно, антикризисная политика государства должна затрагивать вопросы не только адресной поддержки предприятий или отраслей экономики, ужесточения контроля за деятельностью
12 Fudenberg D., Maskin Е. The Folk Theorem in Repeated Games with Discounting or Incomplete Information // Econometrica. - 1986. - Vol. 54. - № 3.
финансового сектора, но и корректировки морально-нравственных качеств экономических субъектов, формирования у них продуктивных с точки зрения развития экономики и недопущения кризисов черт: честности, доверия, трудолюбия, бережливости, образованности, предприимчивости, ответственности, патриотизма. Первоочередным приоритетом государственной социально-экономической политики должна стать поддержка реального сектора экономики. Именно он обладает наименьшим прокризисным потенциалом. Предъявляя спрос на продукцию первичного сектора и оттягивая на себя часть занятых в третичном секторе, перерабатывающие производства снижают вероятность возникновения нестабильности в экономике в целом, то есть излишек ресурсов и предложения, образующийся в первичном и третичном секторах, перенаправляется на ликвидацию дефицита вторичного сектора. Тем самым экономика получает дополнительные гарантии стабильности. Не золотовалютные резервы, а реальный сектор становится «подушкой безопасности» национальной экономики.
В свою очередь, развитие реального сектора экономики возможно, прежде всего, на основе формирования таких морально-нравственных качеств экономических субъектов, как трудолюбие, интеллект и доверие. Трудолюбие способствует повышению производительности и качества труда. Развитие новых технологий производства и повышение конкурентоспособности отечественной продукции могут осуществляться экономическими субъектами, обладающими высоким интеллектуальным капиталом. Наконец, развитие реального сектора экономики не может быть ориентировано на быстрый результат, это долгосрочная задача, решение которой требует построения длительных, доверительных отношений экономических субъектов.
Формирование тех или иных морально-нравственных качеств, необходимых для создания условий устойчивого инновационного роста экономики России, снижения рисков социально-экономической нестабильности, построения в нашей стране цивилизованной модели экономики, предполагает наличие государственной институциональной политики - комплекса мер, направленных на повышение уровня морально-нравствен-
ного капитала экономических субъектов путем корректировки формальных и неформальных норм их поведения.
В связи с этим задачи институциональной политики должны быть связаны с активизацией основных элементов морально-нравственного капитала: человеческого (в том числе трудового, интеллектуального, капитала здоровья) и социального. Уровень морально-нравственного капитала и его элементов напрямую зависит от личностных качеств, которыми обладают экономические субъекты. Следовательно, механизмы повышения уровня того или иного вида капитала также должны быть связаны с преобразованием качеств, ценностей, поведения и в целом менталитета экономических субъектов. Институциональная политика как раз и позволяет управлять макроэкономическими показателями посредством воздействия на морально-нравственные качества экономических субъектов. Добиться этого можно как формальными (административными, нормативно-правовыми), так и неформальными методами. В связи с этим можно предложить два вида инструментов государственной институциональной политики:
- неформальные инструменты основаны на достижениях экономической социологии, экономической психологии, поведенческой экономики и включают инструменты государственных социальных коммуникаций, прежде всего социальную рекламу;
- формальные инструменты направлены на создание благоприятных социально-экономических (кредитных, налоговых, инвестиционных, правовых) условий для закрепления тех или иных морально-нравственных качеств, активизируемых с помощью неформальных методов институциональной политики.
Поскольку использования для формальных инструментов в нашей стране недостаточно формирования цивилизованной модели экономики, основанной на трудолюбии, интеллекте, предприимчивости, ответственности, честности, доверии и патриотизме экономических субъектов, особенно актуальными становятся неформальные инструменты социальных коммуникаций, позволяющие воздействовать на личностные качества и мотивы поведения экономических субъектов, а через них -и на показатели социально-экономического развития.