Научная статья на тему 'Moral and aesthetic education in museum environment'

Moral and aesthetic education in museum environment Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
196
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КОЛЛЕКЦИЯ / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЫСТАВОЧНЫЕ ПРОГРАММЫ / ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / МАСТЕР-КЛАССЫ / ОБУЧАЮЩИЕ ГИДЫ / РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ / MUSEUM / MORAL AND AESTHETIC EDUCATION / COLLECTION / CULTURAL EDUCATIONAL ACTIVITY / EXHIBITION PROGRAMMES / THEATRICAL ACTIONS / MASTER-CLASSES / TRAINING GUIDES / DEVELOPMENT OF THE CREATIVE THOUGHT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Smetanina Elena V.

В статье рассказывается о деятельности Амурского областного краеведческого музея им. Г.С. Новикова-Даурского в области нравственно-эстетического воспитания, использовании музейной среды и интерактивных форм на примере художественных выставок, фотовыставок и выставок декоративно-прикладного искусства в целях активного вовлечения посетителей разных возрастных категорий в освоение экспозиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the activities of the Amur Regional Museum of G.S. Novikov-Daursky in the field of moral and aesthetic education, which involves the museum environment and various interactive forms, such as art, photo and decorative-applied art exhibitions aimed to attract visitors of various ages and bring them to a closer examination of the expositions.

Текст научной работы на тему «Moral and aesthetic education in museum environment»

УДК 069.12

Е. В. Сметанина

НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В МУЗЕЙНОЙ СРЕДЕ

В статье рассказывается о деятельности Амурского областного краеведческого музея им. Г.С. Новикова-Даурского в области нравственно-эстетического воспитания, использовании музейной среды и интерактивных форм на примере художественных выставок, фотовыставок и выставок декоративноприкладного искусства в целях активного вовлечения посетителей разных возрастных категорий в освоение экспозиции.

Ключевые слова: музей, нравственно-эстетическое воспитание, коллекция, культурно-образовательная деятельность, выставочные программы, театрализованные мероприятия, мастер-классы, обучающие гиды, развитие креативности.

Moral and aesthetic education in museum environment. ELENA V. SMETANINA (The Amur Regional Museum of G.S. Novikov-Daursky, Blagoveschensk)

The article deals with the activities of the Amur Regional Museum of G.S. Novikov-Daursky in the field of moral and aesthetic education, which involves the museum environment and various interactive forms, such as art, photo and decorative-applied art exhibitions aimed to attract visitors of various ages and bring them to a closer examination of the expositions.

Key words: museum, moral and aesthetic education, collection, cultural educational activity, exhibition programmes, theatrical actions, master-classes, training guides, development of the creative thought.

Амурский областной краеведческий музей в г. Благовещенске - один из старейших на Дальнем Востоке. Он основан 16 (28) августа 1891 г. по инициативе Благовещенской городской думы. В 2011 г. ему исполняется 120 лет, и к этой дате приурочен целый ряд юбилейных выставок и мероприятий.

Здание музея - памятник истории и архитектуры республиканского значения - было построено в конце

XIX - начале XX в. под магазин немецкой торговой фирмы «Кунст и Альберс». В 2008 г. оно вошло в число семи достопримечательностей Амурской области, наряду с иконой Албазинской Божьей Матери, Албазин-ским острогом, амурскими писаницами, амурскими динозаврами, «горящими» горами, лотосом Комарова.

В музее на двух этажах располагается 26 экспозиционно-выставочных залов. В фондах хранится около 160 тысяч предметов, самые интересные из них представлены на выставках и в экспозиции. Наиболее значительные музейные коллекции: нумизматическая, археологическая, естественнонаучная, этнографическая, фотодокументальная. Художественная коллекция насчитывает 2058 предметов (живопись, скульптура, графика). Многие экспонаты музея уникальны: костюмы и атрибуты даурского и эвенкийского шаманов

(конец XIX - начало XX в.), музыкальная шкатулка

XX в. производства Германии, Усть-Нюкжинский метеорит, кости ископаемых животных.

В последние годы музей как образовательный, культурный и развлекательный центр становится все более популярным у российских и иностранных туристов. Он является визитной карточкой г. Благовещенска.

Культурно-образовательная деятельность музея представлена широким спектром самых разных форм -от традиционных экскурсий, выездных лекций до новых, получивших развитие в последние годы: музейные уроки, мультимедийные лекции, автобусные, пешие и теплоходные экскурсии, экскурсии комплексные, с поисковыми заданиями, театрализованные, экологические викторины, мастер-классы, социокультурные акции, мероприятия с обучающими гидами и т.д.

Ежегодно в музее открывается более 50 разнообразных выставок (четверть из них - художественные), организуется более 2 тысяч экскурсий, лекций и других мероприятий, обслуживается более 130 тысяч посетителей разных возрастных категорий. Об интересе к музею говорят многочисленные записи в Книге отзывов.

Амурский краеведческий музей - один из интереснейших объектов массового туризма, он находится

СМЕТАНИНА Елена Владимировна, заведующая экскурсионным отделом (Амурский областной краеведческий музей им. Г.С. Новикова-Даурского, Благовещенск). E-mail: museum@tsl.ru © Сметанина Е.В., 2011

в центре туристических путей. Так, в 2009 г. музей всеми формами работы обслужил 150 тысяч человек, в том числе российских и иностранных посетителей (в частности туристов из Китайской Народной Республики).

За последние годы в музее в результате обобщения предыдущего опыта и использования инновационных методов в работе создано 10 различных комплексных и тематических культурно-образовательных программ: «Музейная азбука» (для дошкольников), «Школа краеведения» (для младших школьников), «Музейный эрудит» (для учащихся 5-11 классов), «Университет краеведения» (для учащихся средних специальных и высших учебных заведений), «Праздник в музее», «Биография мужества» (к 65-летию Великой Победы), «В выходной всей семьей», «Уроки китайского в музее» (для учащихся и студентов, изучающих китайский язык; к Году китайского языка в России), «Уроки английского языка в музее» (для студентов, изучающих английский язык), «Уроки русского языка в музее» (для китайских студентов, изучающих русский язык), в планах - разработка образовательной программы «Путь в изобразительное искусство» (для младших школьников).

В связи с отсутствием в городе художественного музея амурские художники и фотохудожники, в том числе представители Амурского отделения Союза художников России, Амурской региональной общественной организации «Творческий союз художников», студии художников им. В.В. Верещагина (при УВД по Амурской области), Амурской региональной общественной организации «Амурское фотографическое общество», регулярно (более 10 тематических выставок в год) организуют свои выставки на базе Амурского областного краеведческого музея.

Помогают в проведении экскурсий и мероприятий по этим выставкам преподаватели культурологии местных учебных заведений (Благовещенского государственного педагогического университета, Художественной школы г. Благовещенска).

Выставочные программы последних лет включали в себя целый ряд мероприятий и конкурсов, рассчитанных на разные категории посетителей. Это театрализованные экскурсии (например, «Богатство русской избы» по выставке «Жили-были амурчане...», «Глубокоуважаемая корова!» (по выставке-конкурсу детского рисунка «Корова глазами детей»), а также мониторинги, мероприятия с поисковыми заданиями, рисование в залах, мастер-классы.

Целью этих программ является вовлечение посетителей в активное освоение экспозиции, так как они носят не только развлекательный характер, но и выполняют целый ряд важных функций: обучающую, воспитательную, социальную. Именно социальная функция решает вопросы формирования у подростков и молодежи активной жизненной позиции, повышения воспитательного воздействия семьи, укрепления семьи

посредством совместного творческого процесса, в который вовлекаются родители и дети.

Нет такого ребенка и такой семьи, для которой не нашлось бы интересного в музее. Выставки в музее организованы таким образом, чтобы учесть интересы всей семьи.

Все это позволяет найти дополнительные точки соприкосновения, открыть новые грани для диалога разных поколений.

Одним из ярких примеров использования музейной среды стало проведение театрализованной экскурсии «Глубокоуважаемая корова!» по выставке детского рисунка «Корова глазами детей». Организованная совместно с ОАО «Хладокомбинат», она стала самой рейтинговой выставкой 2008 г. На ней были представлены лучшие работы победителей областного конкурса детского рисунка.

Главными персонажами на мероприятии были ведущий и хозяйка. Дети в игровой форме не только знакомились с продукцией комбината, но и узнавали о том, как молоко превращается в сметану, любимое мороженое, сладкий фруктовый йогурт, воздушный творожок. Авторы так построили экскурсию, что старинные русские традиции, народный фольклор удачно перекликались с современностью. Своеобразное настроение создавала аудиозапись детской песни «33 коровы».

Предварительно родители с детьми в выходные дни, приходя в музей, не торопясь, оценивали оригинальность, композиционное решение и владение техникой исполнения каждой творческой работы, и дети с интересом прислушивались к советам взрослых, учились мыслить художественными образами, анализировать, сравнивать.

Здесь же, на выставке, дети могли сами поучаствовать в конкурсе «Нарисуй корову», используя заранее приготовленные подручные средства: бумагу, карандаши, фломастеры, мелки. А в качестве приза получали мороженое от хладокомбината.

В завершение мероприятия дети вместе с родителями участвовали в голосовании за лучшую конкурсную работу, посвященную корове, в номинации «Приз зрительских симпатий». Победителю конкурса был вручен компьютер.

«Русские праздники в народных картинках» - так называется театрализованная экскурсия, подготовленная в 2008 г. сотрудниками экскурсионного отдела по выставке «Лубок Вадима Кондратьева». Выразительные средства многоплановой народной картинки, оптимизм и жизнерадостность традиционного народного жанра в сочетании с элементами театрализации сделали выставку интересной и познавательной.

В ходе мероприятий дети и подростки в игровой форме знакомились с русскими народными праздниками, иллюстрацией которых были не только работы В. Кондратьева, но и фрагменты этих праздников, успешно обыгранные сотрудниками экскурсионного отдела: это и праздник Веселой Масленицы, и

Нравственно-эстетическое воспитание в музейной среде

Е. В. СМЕТАНИНА

Рождественские колядки, и Троица, и праздник Ивана Купалы. Дети не только приобщались к русским народным обрядам и традициям (играли в народные игры и забавы, водили хороводы, гадали), но и познакомились с творчеством известного благовещенского художника В. Кондратьева.

Другим примером вовлечения детей в активное музейное пространство стала организация работы с персональной выставкой В. Кондратьева «Возвращение» (2009 г.), посвященной 25-летию возвращения художника на амурскую землю. На выставке была создана интерактивная зона, где детям предлагалось разукрасить веселые странички из книжки-раскраски В. Кондратьева «Веселая азбука», затем найти такие же странички, но разукрашенные автором, на данной выставке. Живо и с интересом дети выполняли это задание. Лучшему автору раскрасок в подарок от знаменитого мастера вручалась книжка-раскраска «Веселая азбука» с автографом В. Кондратьева на память: «Молодому художнику от Вадима Кондратьева». Так через художественное творчество дети с ранних лет знакомятся с именами известных художников, пробуют себя в этом жанре искусства под контролем подготовленных смотрителей и, конечно же, родителей. Подобные мероприятия музей предлагает для родителей с детьми в рамках программы «В выходной всей семьей».

Разнообразные выставочные программы помогают вызвать интерес к любой выставке у посетителей разных возрастных групп. Наши наблюдения показали: родителям очень нравится, когда ребенок в музее занимается подобным творчеством. Общение и совместная деятельность родителей и детей создают почву для проявления и развития креативности как взрослого, так и ребенка.

Какие чувства будет испытывать ребенок при слове «музей», зависит не только от музейных работников, но и от родителей. Насколько активно они будут относиться к музею, настолько и у ребенка выработается потребность к его посещению. И мы должны всячески стремиться поддерживать этот интерес.

Таким образом, сочетая в культурно-образовательных программах мероприятия с разной возрастной адресацией, используя разнообразные приемы и методы работы, можно не только сделать каждое посещение музея более интересным и привлекательным, но и способствовать развитию у ребенка чувства прекрасного, художественного вкуса, патриотизма.

К числу интерактивных форм работы с разновозрастными посетителями на выставках декоративноприкладного искусства можно отнести проведение мастер-классов по бумагопластике, лепке из глины, би-сероплетению, изготовлению изделий из бересты, творческие встречи на английском языке в рамках программы «Уроки английского в музее» (например, встреча с американским фотохудожником Джоном Хендерсоном на выставке «Природа Северной Америки»), а также мероприятия с обучающими гидами и экспресс-викто-

ринами, включающими вопросы и поисковые задания по стационарной экспозиции и новым выставкам.

Одна из таких викторин была подготовлена по выставке, посвященной 70-летию со дня рождения известного амурского художника Виктора Борисовича Сурикова (однофамильца знаменитого русского художника В.И. Сурикова). Вопросы экспресс-викторины, адресованные молодым парам и людям старшего поколения, позволяли проверить не только знание экспозиции, но и более широкую эрудицию, например:

Какие жанры изобразительного искусства представлены на выставке?

В каких техниках выполнены художественные произведения?

Что можно передать с помощью живописи?

Как звали выдающегося русского художника XIX века, автора знаменитых полотен «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком» и др.?

Выбрав правильные варианты ответов из предложенных и ответив на 10 вопросов экспресс-викторины, посетители получали приз у администратора музея (ручка с логотипом музея).

В 2009 г. в Благовещенске, напротив городского ЗАГСа, воздвигнут камень на месте будущего памятника святым Петру и Февронии. И к этой дате - Дню памяти святых Петра и Февронии как Дню семьи, любви и верности, мы приурочили акцию для молодых влюбленных, которая включала мероприятия с обучающими гидами «Вдвоем в музее». В рамках акции предусмотрено посещение музея вдвоем по цене одного билета (представитель сильного пола, купивший билет, мог провести в музей свою спутницу бесплатно). Молодых в музее гостеприимно встречал администратор и, приглашая совершить путешествие по музейным лабиринтам, выдавал каждой паре специальный обучающий гид-путеводитель по музею с вопросами и заданиями, посвященными известным семейным династиям Приамурья, спутницам жизни знаменитых краеведов и исследователей Дальнего Востока и т.д. Поисковые задания этих тематических гидов были ориентированы на знание экспозиции музея. Среди них:

Как звали спутницу жизни ГИ. Невельского, прожившую с ним более 20лет?

Сколько детей было у известного селекционера и сортоиспытателя И.А. Ефремова?

В каком году был зарегистрирован брак между Г.С. Новиковым-Даурским и его женой?

К этой иконе молитвенно обращаются за помощью о воспитании детей, о мире в семье, об отвращении блудных помыслов... Назовите ее.

Причем к каждому вопросу давалась подсказка, а именно: номер зала, в котором можно найти ответ на тот или иной вопрос.

Среди вопросов был и такой: Сколько детей, по Вашему мнению, должно быть в современной семье? Ответ оказался позитивным: «не менее двух-трех».

Благодаря этой акции мы узнали и имена будущих благовещенцев. В ответах на вопрос Как бы Вы хотели назвать своих будущих детей? большинство пар отдали предпочтение следующим именам: Валерия, Виктория, Соня, Полина, Алина, Екатерина, Дарья, Владислав, Ярослав, Артем, Никита, Василий.

Всего в акции приняли участие 19 молодых пар. Из них 7 оказались победителями и могли посещать музей вдвоем по цене одного билета в течение всего 2008 года.

Музей, учитывая интересы молодых, продолжает работать над созданием инновационных образовательно-досуговых программ для молодежи, в целях привлечения интереса молодого поколения к истории и культуре своего родного края, тем самым формируя своего потенциального посетителя.

Таким образом, музей сегодня предлагает разнообразные формы работы с самой различной аудиторией. Здесь можно не только пройти по залам, но и поучаствовать в поисковых и творческих конкурсах, связанных с экспозицией и новыми выставками, поучаствовать в мастер-классах, приобрести на память открытки или значки, купить полезные книги - краеведческие издания музея, сувениры с логотипом музея, изготовленные как амурскими профессиональными и самодеятельными художниками, так и российскими производителями.

Посетителям, покидающим стены музея, администратор предлагает мини-рекламу с анонсом перспективных выставок и мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.