ЛИТЕРАТУРА
1. Бим-Бад Б.М. К истории государственной системы народного образования в Германии (до 1933 года) [Электронный ресурс] / Б.М. Бим-Бад. - Режим доступа: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=1666 - Заголовок с экрана.
2. Биск И.Я. История повседневной жизни в Веймарской республике: учеб. пособие / И.Я. Биск. - Иваново: ИГУ, 1990. - 169 с.
3. В Германии отменили плату за обучение в вузах [Электронный ресурс] / Мигрант.ру. -Режим доступа: http://migrant.ru/anons-v-germanii-otmenili-platu-za-obuchenie-v-vuzax/ -Заголовок с экрана.
4. Образование в Третьем Рейхе [Электронный ресурс] / Образование в Третьем Рейхе. -Режим доступа: http://www.tyrant.ru/the_books/00116.php - Заголовок с экрана. Дата обращения: 25. 04. 2017.
5. Патрушев А.И. История Германии ХХ век: учеб. пособие / А.И. Патрушев. - Москва : Дрофа, 2004. - 432 с.
Пугач Ольга Викторовна
Горловская общеобразовательная школа I-III ступеней №25 с углубленным изучением отдельных предметов (г .Горловка, ДНР)
УДК 069:001.12
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
MUSEUM PEDAGOGY: PROBLEMS AND DEVELOPMENT PROSPECTS
Статья посвящена различным взглядам и трактовкам музейной педагогики как науки, моделям музейно-педагогических программ, формам познавательной деятельности детей в музее, партнерству музея и школы.
В статье рассмотрены особенности развития музейной педагогики в современном образовательном пространстве. Проанализирована актуальная тематика междисциплинарных музеологических исследований, направленных на формирование гражданского общества и межкультурное взаимодействие. Акцентировано на важности разработки методологии музейной педагогики / музейного образования в широком культурном контексте, модернизации современных музеев как центров социальной коммуникации.
Ключевые слова: взаимодействие, коммуникация, культура, междисциплинарность, музейная педагогика, музейное образование, образовательное пространство.
The article is devoted to different views and interpretations of museum pedagogy as science, models of museum and pedagogical programs, forms of cognitive activity of children in the museum, partnership between the museum and school.
The peculiarities of the development of museum pedagogy in the modern educational space are considered in the article. The current topic of interdisciplinary museology research aimed at the formation of civil society and intercultural interaction is analyzed. It emphasizes the importance of developing the methodology of museum pedagogy / museum education in a broad cultural context, modernizing modern museums as centers of social communication.
Key words: interaction, communication, culture, interdisciplinarity, museum pedagogy, museum education, educational space.
Современный музей образовательного учреждения (школьный музей) является уникальной точкой преломления культуры и образования. Следовательно, «музейность» приобретает новое качество - передача социальной памяти, что составляет сущность любого музея, осуществляется как акт творческой реализации и самореализации, воспитывающего культуротворчества. Проблемы возникновения, развития и использования в воспитательном процессе школьных музеев исследуются достаточно широко как в работах зарубежных, так и отечественных авторов, начиная с рубежа Х1Х-ХХвв. Так, в работах Я. Борина, И.М. Гревса, А.У. Зеленко, А. Лихтварка, Н.А. Хитькова и др. раскрывается специфика работы музея с детской аудиторией. В работах В.Е. Туманова, М.Ю. Юхневич, Е.Г. Вансловой, Г.Ю. Элькина, З.А. Огризко обобщен опыт работы школьных музеев, указаны цели, задачи, формы их деятельности. В работах К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Н.К. Крупской, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, Д.Б Давыдова обоснованы основные педагогические принципы и подходы, которые используются в деятельности школьных музеев. К школьному музею как типу наиболее близок детский музей, который, как и школьный, обращен к детской аудитории и семье, направлен на развитие и воспитание детей и подростков. Характеризуя сущность и содержание деятельности музея с детьми, понятия «школьный музей» и «детский музей» можно рассматривать как идентичные, поскольку они обозначают не столько месторасположение музея (в школе или вне школы), а специфику работы с детской аудиторией.
В России тесное и гармоничное взаимодействие музеев и образовательных учреждений началось еще в середине XIX века. Можно выделить несколько моделей взаимоотношений между школой и музеем: «омузеивание школы» (XIX век), «школоцентристская» модель (начало ХХ века), появление школьных краеведческих музеев и их ориентация на государственные музеи (50—60-е годы ХХ века), формирование сети школьных музеев разного профиля и модификация взаимоотношений школы с музеями государственными (60—90-е годы ХХ века). Школьный музей рубежа XIX и ХХ вв. в значительно меньшей степени, чем какой-либо другой, был собранием раритетов. Н.А. Хитьков - автор одной из первых монографий о подобных музеях, писал, что под школьным музеем нельзя понимать такое учреждение, где собраны те или иные редкости, потому что в школьном музее они только желательны, но не являются необходимыми. Школьный музей есть просто собрание коллекций, приборов, картин и
вообще всего того, что повседневно употребляется в школе, где введено наглядное преподавание, поэтому программа такого музея должна быть самая обширная и многообразная.
Другой исследователь этого периода отмечал, что всякий предмет мог представлять ценность для такого музея: «камень, валяющийся на дороге... коробочка от спичек... старое гнездо птички, шмеля, нарост на дереве, раковина, пуговица», коль скоро он становился объектом пристального наблюдения и средством познания окружающего. Причем, особое значение при сборе материалов придавалось связи с местными условиями, с краеведением. Таким образом, школьный музей был самым непосредственным образом включен в учебный процесс для осуществления наглядного метода преподавания, знакомства с действительностью, с требованиями окружающей жизни. Другой отличительной его особенностью было то, что он являлся, как правило, плодом общих усилий, совместного творчества учащихся и педагогов, которые вместе занимались собиранием или изготовлением пособий. Я. Борин отмечал, что помимо того, что музей в школе являлся условием для воспитания полезных и необходимых для жизни навыков, для возбуждения любознательности, для построения правильных представлений и понятий об окружающей жизни, он был способом налаживания контактов, одухотворения взаимоотношений учителя с детьми, служил также «прекрасным побудителем к дальнейшему самообразованию и самого учителя».
Подводя итог краткому ретроспективному обзору развития школьных (детских) музеев, можно выделить следующие тенденции: с начала своего возникновения на рубеже Х1Х-ХХ вв. вплоть до конца 1920-х гг. школьный музей создавался, исходя из потребностей в наглядном преподавании; в 3040-е гг. - в связи с развитием школьного краеведения; с середины 50-х гг. обозначается новая тенденция - ориентация на государственные музеи.
К середине 1980-х гг. в России сформировалась весьма обширная сеть школьных музеев, которые в количественном отношении стали преобладать над всеми другими группами музеев, образующих структуру музейной сети страны. К концу ХХ столетия число детских музеев существенно сократилось, тем не менее, в нашей стране представлены практически все типы музеев, которые существуют за рубежом: детские музеи, которые возникают в структуре традиционных, «взрослые» музеи на правах специально созданных подразделений; музеи, которые являются частью других, не музейных, детских культурно-образовательных центров; музеи, являющиеся частью инфраструктуры двух сфер - культуры и образования; самостоятельные детские музеи и др. Современные исследователи развивают свое представление о детском (школьном) музее, опираясь на подходы родоначальников музейной деятельности с детской аудиторией.
Ю.Б.Яхно считает, что целью создания и деятельности школьного музея является содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы воспитанников, поддержка творческих
способностей детей, формирование интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений [10]. Главное отличие образовательно-воспитательного эффекта в деятельности школьного музея от государственного заключается в том, что ребенок выступает не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель. Феномен школьного музея состоит в том, что его образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности. Необходимо создать условия, чтобы музей не только «хранил и показывал», но и обеспечивал активную деятельность детей в процессе приобщения к культуре. Данный подход определяется самой спецификой деятельности музея, в ходе которой ребенок способен глубже и конкретнее усваивать социальный опыт прошлых поколений, в ряде случаев практически апробировать его и выработать. Особенностями школьного и детского музея являются: наличие постоянной аудитории возможность использования коллекции музея в организации и проведении системных учебных (воспитательных) мероприятий; участие детей в ответственном деле сохранения музейных коллекций; большая, чем в других музеях доступность музейных коллекций; возможность проверить себя в будущей профессии; комфортная атмосфера для ведения диалога (учителя с учеником, посетителя с музейным предметом) собственные нормы социального поведения. Таким образом, школьные и детские музеи являются одним из ярких явлений отечественной культуры и образования, эффективным средством обучения и воспитания подрастающего поколения. Школьный музей (как и детский музей, созданный при инициативе детей и в результате их исследовательского и творческого труда) - по существу универсальный общественный институт, сочетающий в себе признаки и функции исследовательского учреждения, общественного объединения, детского клуба по интересам, творческой мастерской, обладает поистине неограниченным потенциалом педагогического воздействия в осуществлении нравственного, патриотического, гражданского воспитания.
Теоретическая база музейной педагогики находится в настоящее время в стадии формирования, причем не только в отечественном музееведении, которое относительно недавно оперирует ее категориями, но и Германии. Процесс становления музейной педагогики в качестве научной дисциплины далек от завершения, формулировка основных вопросов теории оказалась на уровне эмпирических рассуждений, должного внимания не уделялось понятийному аппарату. Практической потребностью остается объективное познание закономерностей ее развития, интердисциплинарных связей, формирование научного аппарата. Очевидно, решать эти проблемы в нашей стране предстоит созданным в начале 1990-х гг. научно-практическим центрам музейной педагогики.
Тенденция последних лет - внимание к культурно-образовательной деятельности музеев, которая становится одним из приоритетных
направлений музейной работы. Музеи становятся центрами как формального, так и неформального образования для всех категорий населения. Создаются новые организационные структуры - музейные культурные центры на базе музеев, ориентированные на взаимодействие с органами образования, социальной защиты, учреждениями культуры, науки, искусства. Они имеют много модификаций, определяемых спецификой территорий, особенностями музеев и музейной сети, культурным потенциалом регионов, а главная их цель - образование человека культурой.
В современных условиях культурно-образовательная деятельность ориентирована на личность потенциального и реального музейного посетителя, в связи с этим можно обозначить следующие ее основные направления: информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых. Подобное выделение условно, поскольку сами направления изменчивы, подвижны и зачастую тесно связаны между собой или пересекаются в каких-либо аспектах. Однако, для приобретения методических навыков в музейно-педагогической деятельности необходимо четко представлять цель и задачи работы в каждом из указанных направлений, а также продумывать наиболее оптимальную форму работы с музейной аудиторией и методы педагогического воздействия. Совокупность различных форм, объединенных общей темой и подчиненных единой педагогической цели, становятся основой музейно-педагогической программы. Рассмотрим более подробно суть каждого из направлений.
Информирование - это первая ступень освоения музейной информации, т.е. первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных музейных предметах, а также по вопросам, связанным с профилем музея, различными направлениями его деятельности. Оно осуществляется с помощью таких традиционных форм, как лекция и консультация. Однако современный уровень развития информационных технологий предполагает их внедрение и активное использование в музее, например, в форме специального информационного центра. Информационное обслуживание включает в себя самые разнообразные способы представления информации посетителям с помощью компьютеров, начиная от качества указателей, планов и путеводителей как для взрослых, так и для детей, и заканчивая использованием информационных киосков, установленных в холле или залах музея с подключением к интернету. Информационные системы содержат качественные изображения экспонатов с указанием их местоположения, сопроводительную и разъяснительную информацию.
Обучение - вторая ступень освоения музейной информации на качественно новом уровне, включающая в себя передачу и усвоение знаний, а также приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации. Обучение в музее предполагает получение дополнительных, либо альтернативных знаний, которые невозможно или не в полной мере можно получить в других образовательных учреждениях. Этому
способствует и внедрение музейно-педагогических программ, основанных на знакомстве и изучении предметов-подлинников.
Отличительные черты обучения в музее - неформальность и добровольность. Особенностью обучения в музее является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов. Обучение может осуществляться в форме экскурсий, музейных уроков, занятий в кружке. Музейный урок (занятие) преимущественно используется как форма работы музея с учащимися школ, гимназий, лицеев, колледжей. Кружок при музее - объединение людей по интересам с целью углубления, расширения и приобретения умений, связанных с профилем музея.
Развитие творческих начал - третья, высшая ступень постижения музейной информации. Развитие творчества предполагает использование потенциала музея, сосредоточенного в памятниках материальной и духовной культуры, для выявления наклонностей и раскрытия творческих способностей личности. В музее имеются особые условия для стимулирования творческого процесса. Наиболее действенные из них -возможность «вхождения» в систему лучших образцов, традиций, примеров культуры прошлого. Это направление может быть реализовано в форме студии, творческой лаборатории или фестиваля, викторины, исторической игры и др. Студия ставит целью раскрыть творческие способности участников на основе изучения музейных собраний. Творческая лаборатория - объединение заинтересованных лиц, ведущих в музее под руководством научного сотрудника экспериментальную научную деятельность в сочетании с творческой практикой. Фестиваль - действие с широким кругом участников, сопровождающееся показом и смотром различных видов искусства или работ, выполненных участниками студий, кружков, иных творческих групп.
Общение - установление взаимных деловых или дружеских контактов на основе общих интересов, связанных с тематикой музея, содержанием его коллекций. Музей предоставляет широкие возможности как для общения с музейной информацией, так и для содержательного, интересного и неформального межличностного общения. Оно может быть организовано в форме встречи, клуба, олимпиады, посиделок, либо в какой-то нетрадиционной форме. Встреча - собрание, устраиваемое с целью знакомства и общения с интересными людьми на тему, связанную с профилем музея. Клуб - общественная регламентированная организация, предоставляющая возможность свободного общения с людьми, имеющими одну и ту же направленность интересов, связанных с музеем и его содержанием. Посиделки - театрализованная форма, участники которой собираются в музее для общения, развлечения в сочетании с какой-либо совместной деятельностью прикладного характера (вышивка, плетение кружев, ткачество, лепка и т.д.).
Отдых - организация свободного времени в соответствии с желаниями и ожиданиями музейной аудитории, удовлетворение потребности в отдыхе в музейной среде. Большая часть этих форм досуга рассчитана на разновозрастную аудиторию (ярмарка, карнавал, День открытых дверей, музейный праздник, концерт, КВН и т.д.), но существуют и специально разработанные формы отдыха и развлечения для определенных категорий посетителей (игровая комната для дошкольников, елка в музее для младших школьников, чаепитие для людей пожилого возраста, выпускной бал в музее, свадьба и пр.).
Чаще всего удачные формы имеют комплексный характер. Как и направления, формы подвижны, они совершенствуются и развиваются. Они складывались десятилетиями и изменялись с течением времени под влиянием исторических обстоятельств, научных поисков и разработок, запросов социума. Основной принцип любой формы культурно-образовательной деятельности - предоставление посетителям возможности заниматься тем, что их интересует, создание условий для самореализации. При этом важно учитывать психологические особенности различных типов и категорий музейных посетителей. Эффективность этой работы зависит и от взаимодействия музея и школы, интеграции школьной и музейной педагогики.
В настоящее время культурно-образовательная деятельность - одно из ведущих направлений музейной работы, прежде всего, с детской и подростковой аудиторией. В музеях разрабатываются адресные программы, ориентированные как на детскую, так и взрослую аудиторию, создаются отделы образования с новой структурой, организовываются детские центры, экспозиции, выставки для детей и семей. Процессы интеграции способствуют выявлению новой проблематики, новых методик, что находит преломление в культурно-образовательных программах, проектах.
Значение музейной педагогики как научной дисциплины определяется тем, что она дает тот методологический инструментарий, который позволяет осмыслить все виды музейной деятельности в педагогическом аспекте и тем самым повысить уровень общения музея с аудиторией, его социальный статус.
Музейно-специфический образовательно-воспитательный процесс как существенная составная часть музейной деятельности является предметом исследования музейной педагогики. Элементы музейной педагогики действенны не только в музейном процессе организации экспозиции или других форм коммуникации, они пронизывают также все сферы музейной деятельности. Аспекты музейной педагогики необходимо учитывать и в процессе отбора, комплектования, изучения и хранения музейных предметов в целях их возможного включения в экспозицию или использования в других видах образовательно-воспитательной деятельности музея. Музейно-педагогическое исследование ставит задачу разработки теоретических и методических основ образовательно-воспитательного процесса в музее, а
также изучения возможностей применения результатов этого исследования в подготовке экспозиций и в работе с посетителями на экспозиции и в учебных кабинетах. Музейная педагогика анализирует потребности различных социальных и возрастных групп посетителей, изучает особенности их восприятия экспозиции и вырабатывает дифференцированные методики по работе с ними. В определенных случаях она вносит необходимые коррективы в содержание самой экспозиции.
Захватывающие перспективы для развития музейной педагогики связаны с освоением современными музеями виртуального пространства и формированием так называемой виртуальной музейной педагогики, которая, к сожалению, остается пока «неоткрытым континентом» для многих педагогов, имеющих о ней весьма туманное представление и считающих, что Интернет принципиально не дидактичен в силу свойственного ему крайнего либерализма и даже экстремизма. Тем не менее, благодаря немногим энтузиастам, виртуальная музейная педагогика стремительно развивается и утверждается в современной культуре. Ее организационной основой является виртуальный музей или «веб-сайт, оптимизированный для экспозиции музейных материалов, которыми могут быть и предметы искусства, и исторические артефакты, и виртуальные коллекции, и фамильные реликвии». Поначалу это были сайты реальных музеев. Затем появились собственно виртуальные музеи, которые существуют исключительно в глобальной сети и не имеют реального аналога.
На первый взгляд, виртуальный музей во многом близок к обычному музею. Но такое впечатление обманчивое. В действительности виртуальный музей представляет собой совершенно новую реальность, выходящую за рамки традиционного представления о музее с его постоянной и временными выставками, так как экспозиция виртуального музея постоянна лишь в своем развитии, а время «работы» выставок может исчисляться годами, и их количество, как правило, регламентировано не количественными категориями, а соображениями концептуальными, связанными с появлением новой идеи, интересного проекта или желанием показать художника с новой, неведомой ранее зрителю (и, может быть, самому художнику) стороны . Кроме того, виртуальный музей никак не связан с реальным помещением. Сфера его жизнедеятельности и среда обитания - исключительно Интернет.
В Горловской общеобразовательной школе 1-111 ступеней №25 с углубленным изучением отдельных предметов функционируют два музея: музей космонавтики, музей народоведения. В этих музеях хранятся экспонаты, связанные с историей Донбасса. Школой разработаны экскурсии, которые проводят опытные педагоги и учащиеся. Ежегодно музеи посещают болем 2 тысяч человек.
Музей актуализирует такой диалог личности с идеалами и вечными ценностями культуры, в котором человек найдет опору для саморазвития и самосовершенствования в быстро меняющихся условиях современного мира.
Именно образовательная деятельность современного музея превращает его из резервуара культурного наследия в подлинную институцию культуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Брюнингсхаус-Кнубель К. Музейный педагог защитник интересов посетителей [Текст] / К. Брюнингсхаус-Кнубель // Museum. - 2009. - №2. - С. 14
2. Галкина, Т.В. Историографический обзор Русской музейно-педагогической литературы (1990-2012 гг.) [Текст] / Т.В. Галкина // Вестник ТГПУ. - 2012. -№9. - С. 109-113.
3. Галкина, Т.В. Основы классификации музейно-педагогических форм в русских музеях [Текст] / Т.В. Галкина // Вопросы музеелогии. - 2011. - №2. - С. 145 - 153.
4. Гнедовский, М.Б. Музей и образование: материалы для обсуждения [Текст] / М.Б. Гнедовский, Н.Г. Макарова, М.Ю. Юхневич. - Москва : ВНИК «Школа», 1989. -С.19
5. Музееведение [Текст]: учеб. пособие для студентов специальности 031502 - музеология / Л.Г. Гужова и др.; под. ред. доц. Н.В. Мягтиной; Владим. гос. ун-т. - Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2010. - 116 с.
6. Музеи. Маркетинг. Менеджмент [Текст]: практическое пособие / С. Кози, С. Фокс, В. Дукельский, Н. Ниукищин. - Москва : Фонд Ноу-Хау, 2011. -210 с.
7. Никишин, Н.А. Музей и новые технологии. На пути к музею XXI века [Текст]: сборник статей / Н.А. Никишин. - Москва : Пресс-Традиция, 1999. - 153 с.
8. Поплевина Л.В. Повышение роли музеев как центов культурно-просветительной работы среди населения [Текст]: сборник научных трудов / Л.В. Поплевина. - Ленинград, 2008. - С. 103-114.
9. Сапажа, О.С. Методология теоретического музееведения [Текст]: монография / О.С. Сапажа. - Санкт-Петербург, 2008. - 108 с.
10. Столяров, Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика [Текст]: учебное пособие / Б.А. Столяров. - Москва : Высшая школа, 2004. - 216 с.
11. Юренева, Т.Ю. Музееведение [Текст]: учебник для высшей школы / Т.Ю. Юренева. -Москва : Академический проект, 2004. - 548 с.
Романенко Юлия Анатольевна
доктор педагогических наук, профессор ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного
педагогического образования» (г. Донецк, ДНР)
УДК 378.26
ВОЗМОЖНЫЕ ШАГИ РЕФОРМ В ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
POSSIBLE STEPS OF REFORM IN MATHEMATICS AND SCIENCE EDUCATION
В статье автор теоретически обосновывает первоначальные шаги реформирования естественно-математического образования путем анализа подходов к оценке эффективности работы образовательного учреждения (организации), объектов
186