СОЦИАЛЬНО-
КУЛЬТУРНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
£
А. И. Клюкина
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ МУЗЕЙ В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Рассматривается вопрос общих тенденций развития музеев в современном мире и взаимосвязь музея с сообществом города (населенного пункта). В качестве частного примера рассматривается путь развития Дарвиновского музея с момента его основания до настоящего времени: тенденции в строительстве экспозиции и просветительных программ для населения. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, музей, экспозиция, общество, культурно-образовательные и культурно-просветительные программы.
The problem of the common features of modern Museums development and links between Museum and the civil community are reviewed. The stages of State Darwin Museum development are taken like an example and overviewed from the foundation till present time - trends in exhibition and educational programs creation. Keywords: social-cultural activity, museum, exhibition, society, educational programs, cultural programs.
Музейные специалисты — теоретики и практики — сегодня много размышляют над перспективами музея как социального института общества XXI столетия. Накопилось довольно много литературы - как в нашей стране, так и за рубежом, в которой рассматриваются общие контуры музея будущего и развитие отдельных профилей музеев. В последнее время музеи стали необычайно привлекательны для публики, порой даже самым знаменитым из них не всегда удается справиться с наплывом посетителей. Однако, на наш взгляд, этот необычайный интерес к музеям со стороны общества в нашей стране и за рубежом обусловлен разными причинами.
Еще двадцать лет назад большинство российских музеев развивались по общей схеме. В музеях, как и сейчас, платили маленькую зарплату, которая прежде всего зависела от разряда музея. И, в принципе, чтобы музею быть на хорошем счету, достаточно было к очередному съезду или пленуму сделать соответствующую выставку или экспозицию, если речь шла о каком-то глобальном событии.
Сразу оговоримся, все, что будет сказано статье, касается в первую очередь небольших или средних музеев, к каковым относится и Дарвиновский музей. Такие музеи, как Эрмитаж, Петергоф, Царское село, Третьяковская
галерея, Изобразительный музей им. А. С. Пушкина, Русский музей, хотя и зависят от всех процессов, происходящих в обществе, развиваются несколько иначе.
Все сильно изменилось в конце 80-х годов XX века. Об этом так много писали, что нет смысла повторяться. Стремление выжить, спасти коллекции привело к тому, что музеи стали работать совершенно иначе. Наверно кощунственно прозвучит наша мысль, но если бы не эти «черные времена», наступившие для музеев, сегодня не было бы того разнообразия форм научно-просветительной работы, которыми может поделиться практически любой музей. Ведь выжить — значит привлечь посетителей, другими словами, непрерывно придумывать что-то новое, интересно, чтобы музей не пустовал.
По словам Л. И. Скрипкиной: «маркетинговая стратегия, направленная на стимулирование интересов населения и создание условий неоднократного посещения музея, повысила требования к экспозиции, методики ее построения. Последняя должна быть гибкой — с обновляемыми темами и подтемами, сменными выставками» (3).
В последнее время стал распространенным термин «имидж музея», причем это стало не просто модным словосочетанием. Музеи стали создавать соб-
ственное лицо. А ведь не так давно экспозиции всех краеведческих музеев строилась по одному, разработанному в Москве, типовому тематико-экспозици-онному плану, соответственно, и вся работа велась по типовым планам.
Анализируя работу российских музеев, Л. М. Шляхтина отмечает: «создавая свой новый имидж, музеи пересматривают и содержание работы, стремясь соответствовать потребностям современного человека. Все чаще они приобретают черты культурного центра, способного выполнять полифункциональные задачи - образовательно-воспитательные и развлекательно-рекреационные. Сложившимся направлением в деятельности музеев является установление контактов с посетителями с учетом их потребностей в информировании, обучении, развитии творчества, в общении и досуге» (4).
Многие музеи становятся чуть ли не единственным культурным центром в городе. Этот путь развития музеев характерен для многих стран. Например, Джованни Пина пишет: «Все, что нужно сделать какому-нибудь неизвестному и неинтересному городу, чтобы попасть в туристический маршрут, - это построить что-то вроде музея, даже если в нем нет ничего, достойного хоть маломальского внимания» (2).
Л. Н. Годунова считает, что в меняющихся экономических условиях развитие музеев идет в разных направлениях: «одни — уступают давлению обстоятельств и вступают на путь превращения в сугубо элитарные учреждения, вся работа которых направлена на обслуживание достаточно узкого круга хорошо образованных и обеспеченных людей; часть музеев становится типичными культурными центрами, используя свои помещения как платную площадку для мероприятий различных организаций на долгосрочной или одноразовой основе и полностью отделяя свою профессиональную деятельность от деятельности этих организаций; и, наконец, боль-
шинство музеев стремится расширить контакты со всеми категориями населения, сохраняя музейную специфику».
Не так страшно, если музей превратился в платную площадку, для проведения различных престижных мероприятий. Естественно, это не перспективный путь развития музея, тем не менее не стоит его осуждать, так как музей и коллектив при этом сохраняются, а рано или поздно придут другие люди и сделают музей востребованным для общества.
Развитие Дарвиновского музея изначально планировалось по пути расширения музейных мероприятий. Безусловно, музей активно занимается комплектованием и изучением коллекций, но это тема другого исследования, здесь хочется остановиться на том, что делается в музее, чтобы он был интересен и востребован обществом.
Несколько слов истории. Дарвиновский музей, основанный в 1907 году, получил собственное здание только в 1994 году. Сначала он размещался в здании Высших Женских Курсов (ныне Педагогический университет им. В. И. Ленина), но и там, в связи с аварийным состоянием помещений, был закрыт в 1984 году. В новом здании экспозиция открылась в 1995 году, то есть одиннадцать лет в Москве как бы и не было такого музея. Когда музей открылся по новому адресу, москвичи не сразу поняли, о каком музее идет речь и где он расположен. Те, кто помнили Дарвиновский музей, шли на старое место — в Педагогический университет. А остальные, увидев красивую картинку в экране телевизора и используя свои знания о музеях города, шли в Зоомузей МГУ или Палеонтологический музей. Пришлось приложить немало сил, чтобы москвичи выучили новый адрес.
Местоположение музея, особенно в огромном городе, значит немало. Не случайно Томислав Шола в своей статье «Мосты: Музей эпохи глобализации» чуть ли не в первых строка пишет: «Му-
зей должен быть расположен в месте и находиться в условиях, которые отвечают определенным требованиям. Он должен быть доступен местному населению и поддержан им» (5). Конечно, когда музей расположен в центре, особенно в пешеходных зонах или среди других объектов культуры, организовать его посещение намного проще. Дарвиновский музей расположен отнюдь не в центре города, в зоне пешеходной доступности рядом с нами нет ни культурных объектов, ни торговых центров, поэтому все наши посетители приезжают к нам специально. И когда музей достиг трехсоттысячной посещаемости в год, мы поняли, что музей востребован. Для многих крупных музеев такая посещаемость — незначительна. Но если представить себе, что еще 14 лет назад музей был в полном забвении, а сегодня расположен за Садовым кольцом, да и от метро нужно еще минут 15 идти пешком, можно считать, что музей востребован.
Для нас это особенно важно. Двадцать лет строилось здание музея, и, ходя по разным инстанциям, мы не раз слышали раздраженные слова чиновников разного ранга: «Кому он нужен ваш музей?». Особенно отчетливо мы понимаем, что не зря потратили свои силы и время, когда в выходные дни улица, на которой расположен музей, заполняется автобусами и частными машинами, а посещаемость в дни школьных каникул достигает 4 тысяч в день.
Но как бы удачно не располагался музей в городе, в него все равно не будут ходить, если там не создана интересная экспозиция. Напомним, мы говорим о Музее, а не его помещениях для проведения культурных мероприятий.
Анализ экспозиций не является задачей данного сообщения. В последнее время появилось довольно много публикаций, в том числе спорных, о том, какую экспозицию нужно считать хорошей, а какую — плохой. Можно, конечно, ограничиться банальной фразой, что если экспозиция не интересна, то
посетители «голосуют ногами». На практике мы убедились, что, несмотря на неплохую работу нашего отдела рекламы, «сарафанное радио» является наиболее эффективным средством информирования (по опросам — до 40% посетителей пришли в музей по рекомендации знакомых).
Во всяком случае, при строительстве экспозиции в новом здании Дарвиновского музея была поставлена основная задача — экспозиция должна быть понятна и интересна любому посетителю, независимо от возраста и образования. Поэтому мы не разделяем модного в последнее время мнения о том, что нужно строить специальные экспозиции для детей и взрослых.
И главное — экспозиция не должна строиться на века. К сожалению, даже в Москве есть экспозиции, которым более тридцать лет. Возможно, в художественных музеях экспозиции могут долго не меняться, но в исторических и естественнонаучных музеях они должны непрерывно обновляться. Предвидим общественное возмущение по поводу этого тезиса. Прекрасно известно, что в музеях нет денег, но стремиться к постоянной модернизации экспозиции нужно. Трудно представить, когда в России может наступить время, чтобы, как в Германии, был издан Федеральный закон, по которому экспозиция должна обновляться и совершенствоваться каждые пять лет. По мнению директора музея современной истории в Бонне Г. Шеффера она должна изменяться в соответствии с результатами исследования посетителей и по мере продолжения комплектования (3).
Полностью экспозиция в Дарвиновском музее открылась в 1997 году, а уже с 1999 года мы начали переделывать некоторые витрины, дополнять экспозицию техническими средствами: компьютерными программами, специально созданными видеофильмами, аудиобло-ками. Есть программа насыщения экспозиции интерактивными средствами.
Есть план реэкспозиции, правда, не всей экспозиции, а тех разделов, которые нас не устраивают. Отрадно, что пока только нас, а не посетителей. Посетители в книге отзывов делают свои замечания и предложения, как правило, они разумны, и пока нам удается быстро внести изменения. Например, добавить текста к подписям под экспонатами (а мы все думаем, что их никто не читает), поставить в залах диваны для отдыха.
Опыт показывает, что даже если мы не извещаем через прессу об изменениях, произошедших в экспозиции, посетители это отмечают.
Одно из новшеств, внесенных в нашу экспозицию, — это обучающие гиды для посетителей. С момента открытия экспозиции в новом здании нам было очевидно, что коллектив будет не в состоянии удовлетворить спрос на экскурсионное обслуживание. Еще в ходе строительства экспозиции была разработана концепция самостоятельного знакомства с ней посетителей при помощи индивидуальных «Обучающих гидов». Для каждой темы, для каждой возрастной группы были разработаны специальные «Обучающие гиды». «Обучающие гиды» — это небольшие книжечки, в которых в увлекательной форме поставлены вопросы по каждой витрине. Если внимательно познакомиться с экспозицией, то все ответы на поставленные вопросы можно легко найти. Идея заключалась в следующем: преподаватель будет приходить с классом, приобретать комплект «Обучающих гидов», а дети — самостоятельно работать с материалами и решать поставленные задачи с помощью учителей.
Как только «Обучающие гиды» появились в продаже, от посетителей стали поступать предложения создать такие «гиды» для самых маленьких, что мы и сделали. В основном в музей приходят родители с детьми до двенадцати — тринадцати лет, причем значительно чаще с маленькими — от 4 до 10 лет. По имеющейся в музее статистике легко
проследить, что в основном покупают «гиды» для детей от 5 до 10 лет, причем их приобретает каждый третий посетитель, то есть, как минимум, каждая вторая семья, пришедшая в музей, осматривает экспозицию с «Обучающим гидом». Естественно, родители помогают детям отвечать на вопросы, увлекаются сами и, покончив с одной темой, в следующее посещение музея (согласно опросам до 54% приходят в музей повторно) покупают «Обучающие гиды» по другой теме. Наши наблюдения показали, что такой способ знакомства с экспозицией наиболее эффективен с точки зрения познания, пассивных созерцателей он превращает в активных исследователей, кроме того, он способствует совместному творчеству детей и родителей.
Вообще, еще при написании темати-ко-экспозиционных планов мы предполагали, что нас будут посещать семьями. И действительно, с экскурсоводом музей осматривают не более 15% посетителей, остальные 85% — это одиночные посетители. Причем из них около 40% — посещают музей всей семьей, то есть папа, мама и дети, 28—30% — это дети с одним из родителей или с бабушками и дедушками.
На самом деле эти цифры не случайны, поскольку в музее время от времени вводятся программы, делающие музей привлекательным для посещение семьей. Например, уже несколько лет все временные выставки в музее сопровождаются специальными программами для посетителей. Для каждой выставки разрабатывается программа активного вовлечения посетителей в процесс познания выставочной экспозиции. Как правило, это всевозможные конкурсы. Например, конкурсы эрудитов, когда раздается небольшой вопросник по материалам выставки, а всем, кто ответил на поставленные вопросы, выдается бесплатный билет на день закрытия выставки. Конкурсы на лучший рисунок, лучший рассказ, лучшее фото, лучшего зверя, вылепленного (здесь же на выс-
тавке) из глины и т.д. Всем, кто что-то вылепил, нарисовал и т.д. на выставке, также вручается бесплатный билет на день закрытия выставки. В этот день победителям конкурсов вручаются призы. Мы посчитали, что материально музей при этом ничего не теряет, поскольку бесплатный билет дается ребенку, который приедет с родителями, а им необходимо будет купить билет.
Особенной популярностью пользуются мастер-классы, которые проводятся на выставках. Для каждой выставки они свои. Например, на выставке «Быль и сказка о медведе» посетители прямо в выставочном зале лепили медведей из глины. На выставке «Волки...» также лепили из глины волков и запускали детские волчки (у кого дольше прокрутятся). На выставке «Оригами» посетителей учили делать японских журавликов из бумаги. На выставке «Исчезающие птицы» из соленого теста лепили жаворонков, а на выставке «Искусство и животные» на предложенных мольбертах все желающие рисовали зверей. Все, что посетители вылепили, нарисовали или сделали из бумаги, тут же выставляется в специально отведенном месте. Причем в конкурсах принимают участие не только дети, но и родители, бабушки и дедушки. При подведении итогов всегда предусматривается приз, как самому старшему участнику конкурса, так и самому молодому.
Выставочные программы явно полюбились нашим посетителям, при подведении итогов в зале уже мелькают знакомые лица. Нам представляется, что это очень перспективное направление работы, поскольку оно приводит к появлению постоянных посетителей музея (как в театре), дает возможность каждому желающему стать экспонентом и, конечно, способствует организации семейного досуга.
Последние шесть лет в музее мы стали организовывать международные экологические праздники — такие, как День воды, День Земли, День птиц, День
охраны окружающей среды, День защиты животных, День биоразнообразия. А несколько лет назад активно стали проводить такие международные праздники, как День семьи, День Матери, День пожилого человека, День защиты детей. Многие естественнонаучные музеи проводят разные мероприятия в эти праздничные дни. Наш музей отличается, видимо, тем, что к каждому празднику разрабатывается собственная программа, а конкурсы, викторины, мастер-классы по соответствующей тематике проходят во всех залах музея. Если выставочные программы у нас уже отработаны, то проведение экологических праздников еще находится в состоянии поиска. Что-то прошло удачно, а что-то — не очень. Но самое главное мы стремимся, чтобы всем нашим посетителям было всегда интересно, чтобы они, участвуя в таком празднике, узнавали много нового и о себе, и об окружающем их мире.
В 2007 году Дарвиновскому музею исполнилось 100 лет. Именно к этой дате закончилось строительство второго здания для музея — фондохранилища, часть площадей которого решено было отдать под выставочные залы, что позволило значительно расширить выставочную программу музея. В настоящее время Дарвиновский музей ежегодно проводит от 40 до 55 выставок в год.
Нам хочется, чтобы в наш музей приходило все больше посетителей, чтобы они, отдыхая, смогли бы расширить свои познания в области эволюции и экологии, а это значит, что музейные программы должны выполнять еще и образовательные функции. Для любого музея это очень и очень не простая задача, поэтому мы постоянно находимся в поиске новых идей для своих экспозиций. В настоящее время в музее готовится к сдаче новая интерактивная экспозиция «Пройди путем эволюции». В России нет аналогов такого строительства, поэтому проект продвигается медленнее, чем нам хотелось бы. Но, несом-
ненно, когда мы откроем эту экспози- посетителей. Мы уверены, чем больше цию, к нам придут не только завсегдатаи людей будет ходить в музеи, тем добрее Дарвиновского музея, но много новых будет наше общество.
Примечания
1. Белова Л. Б. Некоторые аспекты экспозиционной и научно-просветительной работы в литературных музеях / Л. Б. Белова // Музей в системе ценностей Евразийской культуры: [материалы Всероссийской научно-практической конференции. 25-28 сентября 2000 года]. - Казань: РИЦ «Школа», 2000. - С. 28-30.
2. Пина Д. Исторические дома-музеи: вступление к теме / Джованни Пина // Museum.
- 2001. № 210. - С. 4-9.
3. Скрипкина Л. И. Значение теоретического наследия А. М. Разгона для решения современных проблем развития музейного дела России. Теория и практика музейного дела в России на рубеже ХХ-ХХ1 веков / Л. И. Скрипкина // Труды ГИМ. Вып.127. - М.,2001.
- С. 17-48.
4. Шляхтина Л. М. Современные направления взаимодействия музея с посетителем: методологический аспект / Л. М. Шляхтина // Музей, традиции, этничность. ХХ-ХХ1 вв.: [материалы международной научной конференции, посвященной 100-летию российского этнографического музея]. - СПб.; Кишинев, 2002. - С. 399-402.
5. Шола Т. Мосты: музей эпохи глобализации / Томислав Шола // Museum. - 2001. -№209. - С. 57-60.
Е. А. Малянов
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ИННОВАТИКА: СТАНОВЛЕНИЕ НОВОГО НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В статье рассматривается новое направление инновационных исследований - социально-культурная инноватика, изучающая природу, закономерности возникновения и развития инноваций в социально-культурной сфере, их субъектов, условий их возникновения и реализации в культурной жизни личности, социальных групп, общества. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, инновации, инноватика, нововведение, инновационный процесс, инновационная деятельность, культура, социально-культурная сфера.
In the present article the new trend of innovative investigations is regarded. This is social and cultural innovation, studying the nature mechanisms of innovations appearing and development in the sphere of society and culture, their subjects, conditions of appearing and realization on the cultural life of the individual, social groups and society on the whole. Keywords: social-cultural activity, innovations, innovation studies, innovation process, innovative activity, culture, social and cultural sphere.
В современном гуманитарном знании отчетливо прослеживается тенденция формирования нового направления инновационных исследований, рассматривающих человека как активного субъекта культурных изменений. Мы определяем это направление как социально-культурную инноватику, имеющую собственное предметное поле, задачи, функции в системе знаний. Раскрывая антропологическую сущность
инновационной деятельности, социально-культурная инноватика осмысляет и научно обосновывает методологию и технологический комплекс инноваций в сфере культуры, который вызывает как радикальные, так и постепенные (инкрементальные) изменения в системе производства и потребления культурных ценностей, в стратегии организации деятельности учреждений культуры и образования.