Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / КОНЦЕПЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / СОЦИАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ / ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРНОЙ ВОЗДУХА / ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РАСХОДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдиева А. И., Сыдыкова Жылдыз

В статье раскрывается современная позиция Кыргызской Республики в области продвижения принципов устойчивого развития, в частности, раскрыты какие стратегические документы приняты и реализовываются на настоящий момент по данному направлению, в статье делается попытка на обращение внимания о состоянии загрязнения атмосферного воздуха и его влиянии на здоровье населения республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE KYRGYZ REPUBLIC

The article reveals the modern position of the Kyrgyz Republic in the field of promoting the principles of sustainable development, in particular, it discloses what strategic documents have been adopted and are currently being implemented in this area, the article attempts to draw attention to the state of air pollution and its impact on the health of the population of the republic.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КЫРГЫЗСКОЙ

РЕСПУБЛИКИ

А.И. Абдиева, профессор Сыдыкова Жылдыз, аспирант

Академия государственного управления при Президенте Кыргызской Республики им. Ж. Абдрахманова (Кыргызстан, г. Бишкек)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-1-1-147-153

Аннотация. В статье раскрывается современная позиция Кыргызской Республики в области продвижения принципов устойчивого развития, в частности, раскрыты какие стратегические документы приняты и реализовываются на настоящий момент по данному направлению, в статье делается попытка на обращение внимания о состоянии загрязнения атмосферного воздуха и его влиянии на здоровье населения республики.

Ключевые слова: устойчивое развитие, концепция, национальная стратегия, национальная программа, социальный компонент, здоровье нации, загрязнение атмосферной воздуха, природоохранная деятельность, инвестиционные расходы.

Изучая опыт внедрения принципов устойчивого развития зарубежных стран, а также собственный опыт, становится очевидным, что Кыргызская Республика не осталась в стороне. Кыргызская Республика заняла свою позицию в этом направлении и выступила в РИО-де-Жанейро с «Позицией Кыргызстана к Рио+20», которая была разработана институтами исполнительной власти в сотрудничестве с учеными и экспертами, представителями международных организаций и гражданских объединений республики.

Результатами саммита «Рио+20» стала принятая в 2013 году «Национальная стратегия устойчивости развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы», утвержденная Указом Президента КР от 21.01.2013 года УП №194 [13]. В целях исполнения данного стратегического документа была принята Программа по переходу КР к устойчивому развитию на 20132017 годы (утверждена постановлением Правительства КР от 30.04.3013 г. №218) [16], и сразу был разработан и принят пятилетний план по её исполнению.

После внедрения и исполнения вышеуказанных стратегических документов, подытожив результаты претворения последних лет в жизнь целей и задач по улучшению благосостояния граждан, Кыргызская Республика разработала и приняла

Национальную стратегию развития Кыргызской Республики до 2040 года (по Указу Президента КР от 31.10.2018 г. УП №221).

В целях исполнения и реализации данного документа была принята Национальная программа развития Кыргызской Республики до 2026 года, в которой была сделана попытка сохранить правило преемственности на базе приоритетных целей долгосрочного развития республики с акцентом на собственно человека. Вышеуказанные документы являются основными инструментами управления, которые конкретизируют шаги Правительства в целях трансформации в сторону устойчивого развития, прописывают какими ресурсами необходимо пользоваться и излагают результаты, которые ожидаются впоследствии реализации данных шагов. Впервые в формате программного документа на уровне государства сделан некоторых анализ по рискам перехода нашей страны к устойчивому развитию. Данный документ является логическим продолжением предыдущей стратегии. В последней стратегии гарантирован разносторонний конструктивный подход и достижение всех поставленных задач возможен при условии активной и системной работы всех государственных органов, студенческой молодёжи и населения. Общая цель - повыше-

ние уровня и качества жизни граждан путём устойчивого экономического роста, создания условий для полноценной занятости, получения устойчивых доходов, доступность широкого спектра социальных услуг и соблюдение приемлемых стандартов жизни в благоприятной для здоровья окружающей среде.

В течении последних десяти лет, необходимо отметить, что в стране принимались документы концептуального характера, которые в той или иной мере затрагивали вопросы устойчивого развития различных отраслей народного хозяйства республики, в том числе:

1. Концепция устойчивого развития эколого-экономической системы «Иссык-Куль» на период до 2020 года Указ Президента КР от 10.02.2009 г. №98 [3].

2. Концепция региональной политики КР на период 2018-2022 годов Постановление Правительства КР от 31.03.2017 г. №194 [4].

3. Концепция развития органического сельскохозяйственного производства в Кыргызской Республике на 2017-2022 годы Постановление Правительства КР от 02.08.2017 г. №459 [5].

4. Концепция научно-инновационного развития КР на период до 2022 года Распоряжение Правительства 02.10.2017 г. №443-р [6].

5. Концепция комплексной защиты населения и территории Кыргызской Республики от чрезвычайных ситуаций на 2018-2030 годы» Постановление Правительства КР от 29.01.2018 г. №58 [7].

6. Концепция «зелёной» экономики в Кыргызской Республике «Кыргызстан» -страна зелёной экономики» Постановление Жогорку Кенеша КР от 28.06.2018 г. №2532- VI [8].

7. Концепция развития лесной отрасли на период до 2040 года Постановление Правительства КР от 27.05.19 г. №231 [9].

8. Концепция экологической безопасности Кыргызской Республики Указ Президента Кыргызской Республики от 20.12.2021 г. №570 [10].

9. Концепция реструктуризации системы управления энергетической отраслью КР Распоряжение Кабинета Министров КР от 08.02.2022 №51-р [11].

Необходимо отметить, что Кыргызская Республика констатировала таким образом, что свое видение будущего развития страны связывает с концепцией устойчивого развития. Модели устойчивого развития республики базируются на концентрации политического интереса в социальной сфере, экологической проблеме и экономическому росту, в особенности, справедливости социального характера, охране окружающей средой, управлении экологической безопасностью и циркулярной экономике (эффективному ресурсоиспользо-ванию).

В рамках проводимого исследования, была попытка раскрыть одну из социальных компонент устойчивого развития, как здоровье нации. Уже который год столица Кыргызской Республики - Бишкек, в особенности зимой, входит в тройку самых загрязненных городов мира.

Довольно опасной угрозой и риском для здоровья как, в отдельности взятого человека, так и здоровья нации, является загрязненный атмосферный воздух. Решение проблем с загрязнением воздуха даст нам возможность снизить последствия болезней, которые возникают из-за онкозаболеваний органов дыхательных путей, болезнями сердца, уменьшить рост хронических респираторных болезней, включая астму.

2017 2018 2019 2020 2021

I Выброшено веществ, всего I твердых ■ газообразных и жидки*

Рис. 1. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в КР (тонн) [15]

В 2021 году объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от 180 контролируемых стационарных источников составил 54,5 тыс. тонн. Около половины выбросов загрязняющих атмосферу веществ (45,5 процента) приходится на г. Бишкек. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в Иссык-Кульской области составили 2,0 тыс. тонн. В целом по республике в 2021 году объемы выбросов в расчете на один кв. км составили 272,6 кг, на душу населения -8,2 кг.

Отличные индикаторы здоровья по сердечно-сосудистым и дыхательным системам связаны с низкими индикаторами загрязнения воздуха, так, например, в обновленных глобальных рекомендациях ВОЗ по качеству воздуха (2021 г.) даны

итоги оценки влияния загрязненного атмосферного воздуха на здоровье людей и утверждены предельные показатели концентрации опасных для здоровья загрязняющих веществ. По оценкам, ВОЗ загрязнение атмосферного воздуха (воздуха вне помещений) как в городах, так и в сельской местности становится причиной 4,2 миллионов случаев преждевременной смерти во всем мире [13].

В настоящее время население Бишкека живет в условиях, когда уровень загрязнения воздуха превышает значения, установленные в рекомендациях ВОЗ по качеству воздуха. Вызывает большую озабоченность рост количества заболеваемости болезнями органов дыхания и злокачественными новообразованиями населения Кыргызской Республики (рис. 2. и 3.)

Рис. 2. Заболеваемость болезнями органов дыхания по территории (на 100 000 населения) [2]

■ трале и, бронхов и легкого

Рис. 3. Заболеваемость населения злокачественными новообразованиями [2]

Нельзя сказать, что в республике не ведется деятельность по охране окружающей среды. Такая деятельность ведётся, например, в 2021 году инвестиции на природоохранную деятельность, включая средства республиканского бюджета и предприятий, составили 1 556,7 млн. сомов, которые направлены на строительство новых, модернизацию и реконструкцию очисти-

тельных сооружений, а также покрытие расходов на рациональное использование земель. Инвестиционные расходы на природоохранную деятельность в Иссык-Кульской области составили 1 243,3 млн. сомов, из которых 65,8 процента направлено на строительство новых природоохранных объектов.

Рис. 4. Инвестиционные (капитальные) расходы на природоохранную деятельность (тыс.

сомов) [15]

За исследуемый период не было произведено расходов на охрану атмосферного воздуха, на очистку сточных вод было потрачено около 7% из всех средств, на очистку поверхностных и подземных вод 7%, прочие расходы составили 86%. При этом источниками финансирования инвестиционных расходов на природоохранную деятельность послужили средства республиканского бюджета в 2021 году -19044,5 млн.сом, и из собственных средства предприятий 9171 126,7 млн. сом.

Уменьшить воздействие основных источников загрязнения атмосферного воздуха позволили бы стратегии и инвестиции, стимулирующие развитие более экологически чистых транспортных систем и внедрение энергоэффективных технологий в жилищном строительстве, производстве электроэнергии, промышленности и переработке бытовых отходов [1].

В Национальной программе развития Кыргызской Республики до 2026 года в девятой главе «Особые приоритеты развития» в разделе 9.2. Устойчивость окружающей среды и изменение климата должен запуститься и реализоваться проект «Зелёный общественный транспорт» [12].

В нынешних экономических условиях при эксплуатации всех видов транспорта происходит загрязнение воздуха, воды, почвы вредными веществами, в результате, которого происходят не только парниковый эффект, но и выпадением, так называемых кислотных дождей, вызывающих учащение количества заболеваний и ухудшения состояния здоровья людей, но и к глобальным последствиям потепление и ухудшение окружающей среды.

Ключевой задачей государства будет увеличение способов передвижения пешим ходом или велосипедным движением. К ним можно отнести передвижение на экологичном транспорте.

Необходимо решить в срочном порядке проблему о видах используемого топлива в зимнее время в жилмассивах городах, необходимо вести работу по внедрению ВИЭ в городах республики или по крайней мере в ближайшие пять лет заняться газификацией городов, что полностью зависит от поставок из Казахстана и России, а также вести жёсткую политику в сфере жилищного строительства, современное градостроительство нарушает «розу ветру», в частности в городе Бишкек.

Библиографический список

1. Загрязнение атмосферного воздуха от 22 сентября 2021 г. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.who.int/m/news-room/fact-sheets/detail/ambient-(outdoor)-air-quality-and-health.

2. Здоровье населения и здравоохранение в КР. Годовая публикация НСК КР. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stat.kg/ru/publications/sbomik-zdorove-naseleniya-i-zdravoohranenie-v-kyrgyzskoj-respublike/.

3. Концепция устойчивого развития эколого-экономической системы «Иссык-Куль» на период до 2020 года Указ Президента КР от 10.02.2009 г. №98. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/preview/ru-ru/80070/10?mode=tekst.

4. Концепция региональной политики КР на период 2018-2022 годов Постановление Правительства КР от 31.03.2017 г. №194. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/99897.

5. Концепция развития органического сельскохозяйственного производства в Кыргызской Республике на 2017-2022 годы Постановление Правительства КР от 02.08.2017 г. №459. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/100189.

6. Концепция научно-инновационного развития КР на период до 2022 года Распоряжение Правительства 02.10.2017 г. №443-р. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/215951.

7. Концепция комплексной защиты населения и территории Кыргызской Республики от чрезвычайных ситуаций на 2018-2030 годы» Постановление Правительства КР от 29.01.2018 г. №58. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/11990.

8. Концепция «зелёной» экономики в Кыргызской Республике «Кыргызстан» - страна зелёной экономики» Постановление Жогорку Кенеша КР от 28.06.2018 г. №2532-VI. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/83126.

9. Концепция развития лесной отрасли на период до 2040 года Постановление Правительства КР от 27.05.19 г. №231. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/14276.

10. Концепция экологической безопасности Кыргызской Республики Указ Президента Кыргызской Республики от 20.12.2021 г. № 570. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/430815?cl=ru- ru.

11. Концепция реструктуризации системы управления энергетической отраслью КР Распоряжение Кабинета Министров КР от 08.02.2022 №51-р. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/218853.

12. Национальная программа развития Кыргызской Республики до 2026 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/430700.

13. Национальная стратегия устойчивости развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы», утвержденная Указом Президента КР от 21.01.2013 года УП №194. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/61542.

14. Новые Глобальные рекомендации ВОЗ по качеству воздуха призваны способствовать защите здоровья миллионов людей от загрязнения воздуха. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.who.int/ru/news/item/22-09-2021-new-who-global-air-quality-guidelines-aim-to-save-millions-of-lives-from-air-pollution.

15. Охрана окружающей среды в Кыргызской Республике, включая экологическую обстановку в районе озера Иссык-Куль. Годовая публикация НСК КР за 2017-2021 гг. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stat.kg/ru/publications/statisticheskij-byulleten-ohrana-i-racionalnoe-ispolzovanie-prirodnyh-resursov.

16. Программа по переходу КР к устойчивому развитию на 2013-2017 годы (утверждена постановлением Правительства КР от 30.04.3013 г. №218). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/53067.

SOME ASPECTS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE KYRGYZ REPUBLIC

A.I. Abdieva, Professor

Sydykova Zhyldyz, Postgraduate Student

Academy of Public Administration under the President of the Kyrgyz Republic named after Zh. Abdrakhmanova (Kyrgyzstan, Bishkek)

Abstract. The article reveals the modern position of the Kyrgyz Republic in the field of promoting the principles of sustainable development, in particular, it discloses what strategic documents have been adopted and are currently being implemented in this area, the article attempts to draw attention to the state of air pollution and its impact on the health of the population of the republic.

Keywords: sustainable development, concept, national strategy, national program, social component, nation's health, air pollution, environmental protection, investment costs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.