педагогического образования, методисты планомерно проводили консультационную работу, разрабатывали методические рекомендации для педагогов.
В целях методического обеспечения программ педагоги разрабатывали деловые игры, позволяющие учащимся примерить на себя различные профессиональные роли и воспроизвести ситуацию трудовых отношений, и обучающие занятия, формирующие навыки поиска работы, составления резюме и самопрезентации на современном рынке труда.
Перспективами данной работы в ЦДТ являются создание дополнительных общеразвива-
ющих профориентационных программ с качественно новым содержанием и методическим обеспечением, развитие проектной деятельности педагогов и учащихся по профориентации, работа по организации качественных профессиональных проб не только для выпускников творческих объединений ЦДТ, но и учащихся школ района.
Работа над единой методической темой и едиными практическими задачами не только сплачивает педагогический коллектив, она ведет к повышению качества дополнительного образования и положительно влияет на микроклимат в образовательной организации.
мониторинг взаимодеиствия образовательных организаций по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников и обучающихся
Н. В. Осипова, кандидат педагогических наук, методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения Кузбасского регионального института развития профессионального образования
Кузбасский региональный институт развития профессионального образования в 20162018 гг. являлся федеральной экспериментальной площадкой Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ по теме: «Разработка и апробация модели взаимодействия образовательных организаций разных типов по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников детских домов и обучающихся (на примере Ленинск-Кузнецкого, Осинников-ского и Юргинского городских округов Кемеровской области)».
Участниками рабочей группы были разработаны порядок, алгоритмы взаимодействия образовательных организаций разных типов по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников и обучающихся, критерии и показатели результативности апробации модели взаимодействия субъектов сопровождения; утверждены положения о портфолио и профессиональных пробах, о региональном методическом объединении профконсультантов, индивидуальные планы сопровождения воспитанника и обучающегося; осуществлен подбор диагностического инструментария и проведен
эксперимент в образовательных организациях (участниках площадки), прошла апробацию модель взаимодействия образовательных организаций по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников и обучающихся муниципалитетов и др.
С целью изучения особенностей взаимодействия образовательных организаций разных типов в рамках профориентации и социально-профессиональной адаптации обучающихся, воспитанников с 20 апреля по 20 мая 2018 г. был проведен мониторинг.
В мониторинге приняли участие 34 муниципалитета Кемеровской области (в трех из которых проводилась экспериментальная работа: Ленинск-Кузнецкий, Осинниковский, Юргинский городские округа). Анкеты заполняли ответственные за профориентационную работу в общеобразовательных организациях, в организациях дополнительного образования, а также органи-
«ОБрАЗОВАНИЕ. карьера. общество» № 1 (60) 2019
59
зациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В исследовании приняло участие 183 педагогических работника: 96 человек из общеобразовательных организаций; 42 — из профессиональных образовательных организаций; 23 — из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 22 — из образовательных организаций дополнительного образования детей.
Под социально-профессиональной адаптацией мы понимаем процесс усвоения личностью норм и правил, принятых в новой для него социальной среде (группе, коллективе, организации), при взаимодействии с которой он приобретает новый для себя опыт или социальную роль, а также готовность к профессиональному самоопределению. Мы рассматриваем социально-профессиональную адаптацию как критерий эффективности профориентационной работы специалистов образовательных организаций разных типов и социальных партнеров с обучающимися и воспитанниками. Анализ профориентационной деятельности образовательных организаций разных типов позволил определить критерии и показатели результативности модели взаимодействия специалистов по социально-профессиональной адаптации обучающихся и воспитанников: планово-прогностический, организационно-деятельност-ный, результативно-обобщающий.
Планово-прогностический критерий включает качественные показатели организации совместной деятельности специалистов по социально-профессиональной адаптации обучающихся общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, а также воспитанников детских домов и школ-интернатов: наличие муниципальных, локальных планов по профориентации и постинтернатному сопровождению; наличие муниципальной профориен-тационной программы, программы постинтернатного сопровождения; наличие муниципального координационного совета по кадровой политике, плана его деятельности, совета по профориентации в ПОО; наличие мониторинга адаптации; наличие в образовательной организации официально назначенного ответственного за профори-ентационную работу и постинтернатное сопровождение детей-сирот; наличие локальных документов по профориентационной работе, постинтернатному сопровождению детей-сирот; наличие системы наставничества на предприятиях, которые взаимодействуют с ПОО.
Согласно полученным в результате мониторинга данным, профориентация осуществляется
почти в каждой организации на основе локального плана (98 %), в большинстве территорий реализуется муниципальный план профори-ентационной деятельности (71 °%), каждая вторая организация (48 °%) участвует в реализации мероприятий регионального плана профориен-тационной деятельности. Во всех территориях, в которых проводился эксперимент, реализуются муниципальные и локальные планы и каждая образовательная организация выполняет мероприятия регионального плана профориен-тационной деятельности.
В 70 %% организаций разработаны локальные документы по профориентации (приказ, положение по профориентационной работе). Во всех профессиональных образовательных организациях разработаны и реализуются программы профессиональных проб. Во всех организациях для детей-сирот разработаны локальные документы (приказ, положения) и реализуются программы постинтернатного сопровождения воспитанников.
В Ленинск-Кузнецком, Осинниковском, Юр-гинском городских округах, которые являлись участниками экспериментальной площадки, разработаны муниципальные программы проф-ориентационной работы и программы профессиональных проб, дополнительно реализуются муниципальные программы социально-профессиональной адаптации.
В каждой второй образовательной организации разработано соглашение о социальном партнерстве (62 °%) и проведении профессиональных проб (64 %). Отслеживать результативность профориентационной работы и деятельности педагогов возможно через проведение мониторинга социально-профессиональной адаптации обучающихся. Такой мониторинг проводят все организации, участвующие в экспериментальной работе, и больше половины образовательных организаций Кемеровской области (74 °%). Одной из форм сопровождения социально-профессиональной адаптации является наставничество. Согласно мониторингу система наставничества реализуется в 79 °% организаций по трем формам: наставничество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (17 °%); наставничество молодых специалистов (73 °%); наставничество выпускников на предприятии (10 °%).
Организационно-деятельностный критерий включает количественные и качественные показатели содержательной деятельности специалистов по социально-профессиональной адаптации обучающихся общеобразовательных и профессиональных образовательных органи-
заций, а также воспитанников детских домов и школ-интернатов: наличие договоров/соглашений о социальном партнерстве субъектов социально-профессиональной адаптации; наличие психолого-педагогического сопровождения СПА во внеаудиторное (внеурочное) время (кружки, секции, факультативные занятия, волонтерское движение, агитбригады, профессиональные пробы); наличие актуальной информации на сайте организации в разделе по профориентации, СПА; количество педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации по СПА, профориентации; количество заключенных договоров/соглашений образовательных организаций разного типа с социальными партнерами по реализации профориентационных мероприятий; количество полученных совместных грантов, реализованных проектов, программ по СПА и профориентации.
Одним из критериев, отражающих взаимодействие образовательных организаций разных видов и социальных партнеров, является количество заключенных договоров. При проведении совместных мероприятий не всегда временные рамки позволяют оформить договор, многие вопросы решаются спонтанно. Но наличие договора предполагает, что специалисты разных образовательных организаций будут работать совместно не только на одном мероприятии, но и, возможно, организуют совместную системную деятельность, в том числе по профориентации. Согласно мониторингу, только у 24 °% организаций отсутствуют договоры/соглашения с социальными партнерами по реализации мероприятий по профориентации, социально-профессиональной адаптации обучающихся, воспитанников. В 76 °% организаций взаимодействие подкреплено официальными документами. Предметы заключения договора различаются, но деятельность направлена на формирование условий, способствующих социально-профессиональной адаптации. Каждый второй договор — о проведении профессиональных проб; каждый третий — о социальном партнерстве с предприятиями по профориентационной работе; каждый четвертый — о проведении практик студентов; каждый пятый — о проведении стажировок.
Следующим этапом после заключения договора может быть реализация совместных грантов, проектов, программ по социально-профессиональной адаптации и профориентации.
Сопровождение социально-профессиональной адаптации может осуществляться в разных
формах. Почти каждая образовательная организация участвует в организации или проведении профессиональных проб (78 °%). В каждой второй образовательной организации реализуются следующие формы: кружки и секции (65 °%), мастер-классы (61 °%), волонтерское движение (59 °%), агитбригады (47 °%), факультативные занятия (41 °%). На основе полученных данных можно выделить основные формы работы по социально-профессиональной адаптации, которые чаще применяют образовательные организации. На первом месте — профессиональные пробы, на втором — кружки и секции, на третьем — мастер-классы, на четвертом — волонтерское движение, на пятом — агитбригады, на шестом — факультативные занятия.
Результативно-обобщающий критерий
включает количественные показатели деятельности специалистов по социально-профессиональной адаптации обучающихся общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, а также воспитанников детских домов и школ-интернатов: количество проведенных совместных профориентационных мероприятий для обучающихся и воспитанников на разных уровнях (образовательной организации, муниципалитета, региона, межрегиональном, всероссийском, международном); количество педагогических работников, образовательных организаций, принявших участие в профориен-тационных конкурсах; количество проведенных конференций разного уровня, семинаров, круглых столов и др. для педагогических работников в рамках социального партнерства субъектов сопровождения профессионального самоопределения обучающихся; количество методических разработок, пособий, электронных ресурсов по профориентации и СПА в образовательных организациях за последние три года (зарегистрированных или прошедших внешнюю экспертизу).
Проведение совместных профориентационных мероприятий образовательных организаций разных типов для обучающихся и воспитанников чаще всего проходит на локальном уровне. Большинство (71 °%) проходит на базе образовательной организации; 23 °% — на муниципальном (больше всего таких мероприятий за прошедший год проведено в Ленинск-Кузнецком, Осинников-ском, Новокузнецком, Междуреченском, Юргин-ском городских округах) уровне; 5 °% — на региональном; 1 °% — на межрегиональном и всероссийском. Из общего количества мероприятий (3743) по обмену опытом чаще всего проводятся
круглые столы — 53 %; семинары — 41%; конференции (в качестве соорганизаторов, ведущих мастер-классов) — 6 °%. Педагоги, ответственные за профориентационную работу, активно участвуют в профессиональных конкурсах. Из 2099 человек 64 °% были участниками конкурса на уровне образовательной организации, 16 °% — муниципальных конкурсов, 19 °% — региональных, 1 °% — международных. Педагогическими работниками за 2018 год было создано 437 профориентационных методических разработок.
Можно сделать вывод о наличии системного взаимодействия образовательных организаций разных типов в рамках профориентации и социально-профессиональной адаптации обучающихся, воспитанников в Кемеровской области, что подтверждает результативность реализации модели взаимодействия образовательных организаций. По результатам проведения мониторинга специалистам образовательных организаций были даны рекомендации по организации взаимодействия субъектов социально-профессиональной адаптации обучающихся и воспитанников:
1. Проводить профориентационные мероприятия, ориентируясь на муниципальный и региональный планы профориентации.
2. Заключать договоры/соглашения по реализации мероприятий с социальными партнерами.
3. Создавать совместные проекты и программы по профориентации и социально-профессиональной адаптации на уровне муниципалитета.
4. Проводить профессиональные пробы для обучающихся совместно с предприятиями.
5. Реализовывать систему наставничества в организациях для детей-сирот, профессиональных образовательных организациях и на предприятиях.
6. Размещать актуальную профориентаци-онную информацию на сайте образовательной организации, управления образования.
7. Пройти курсы повышения квалификации педагогам, которые участвуют в профориентации и социально-профессиональной адаптации обучающихся.
8. Участвовать в областных мероприятиях по профориентации и социально-профессиональной адаптации, проводимых центром профориентации и постинтернатного сопровождения КРИРПО.
9. Тиражировать положительные опыт реализации профориентационных проектов и муниципальных программ на региональных и всероссийских мероприятиях.
10. Осуществлять внешнюю экспертизу методических разработок, рекомендаций по профориентации и социально-профессиональной адаптации обучающихся и воспитанников.
дополнительная общеразвивающая программа
«технотуризм»
(рассчитана на обучение детей 9-11 лет, срок реализации - год; автор-составитель: О. Н. Тихомирова, педагог дополнительного образования Центра детского творчества Центрального района г. Кемерово; программа публикуется с сокращениями)
Раздел I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Технотуризм» реализуется в технической направленности, с уклоном на предпро-фильную подготовку школьников.
В энциклопедиях и справочниках на сегодняшний день понятие «технотуризм» отсутствует. Анализ литературы и энциклопедических справочных изданий позволяет дать следующее
определение понятию «технотуризм»: а) вид туризма, где путешествующие посещают экскурсионные объекты посредством различных видов технических средств передвижения; б) промышленный туризм — экскурсии на предприятия, технологические объекты; в) посещение музеев, парков, выставок техники различного назначения — от гражданской до военной.