Научная статья на тему 'Профессиональное самоопределение детей с нарушением зрения'

Профессиональное самоопределение детей с нарушением зрения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
539
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ / LABOR MARKET / MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES / SOCIO-PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / CHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антоновская Елизавета Юрьевна, Талипова Анна Мансоровна

Автор представляет региональный опыт содействия трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF CHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENTS

In the article author presents regional experience of employment promotion of graduates with disabilities.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самоопределение детей с нарушением зрения»

Proceedings of All-Russian Research and Practice Conference with International Participation on Students' Professional Self-Determination and Labor Market

приятий. С сентября 2016 г начинает работу федеральная экспериментальная площадка ФГАУ «ФИРО» по теме «Разработка и апробация модели взаимодействия образовательных организаций разных типов по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников детских домов и обучающихся (на примере Ленинск-Кузнецкого, Осин-никовского и Юргинского городских округов Кемеровской области)». Основной задачей площадки является разработка нормативных документов различных уровней, обеспечивающих взаимодействие образовательных организаций разных типов и социальных партнеров по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников и обучающихся.

Проблема отсутствия единого координирующего органа, способного регулировать работу всех организаций, учреждений, может быть решена на уровне города (района) при создании координационного совета по постинтернатному сопровождению выпускников детского дома. Данная практика работы уже реализуется на территории Осинниковского городского округа.

Ежегодно сотрудниками центра профориентации и постинтернатного сопровождения ГБУ ДПО «КРИРПО» проводится мониторинг состояния постинтернатного сопровождения данной категории обучающихся Кемеровской области. Так, в 2015 г одним из направлений мониторинга стал анализ наличия и содержания программ сопровождения социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данные программы раз-

работаны и реализуются в 28 профессиональных образовательных организациях и 21 организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 89 % всех образовательных организаций, в которых обучается данная категория детей.

Для методического обеспечения сопровождения социальной адаптации детей-сирот в 2014 г сотрудниками центра были подготовлены методические рекомендации «Постинтернатное сопровождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в профессиональных образовательных организациях», в которых раскрываются основы постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опыт его реализации в субъектах Российской Федерации. Предложен диагностический инструментарий для выявления уровня социальной адаптации этой категории обучающихся, представлены образцы документов по их сопровождению.

Реализация проведенных и предложенных мероприятий с учетом взаимодействия органов государственной власти, муниципалитетов, общественных организаций, педагогических работников позволит организовать в Кемеровской области результативное сопровождение адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

1. Рожков М. И. Взаимодействие субъектов постинтернатного сопровождения детей-сирот. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. С. 38.

УДК/UDC 331.5-056.2 Е. Ю. Антоновская, А. М. Талипова

E. Antonovskaya, A. Talipova

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF CHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENTS

Автор представляет региональный опыт со- In the article the author presents regional ex-

действия трудоустройству выпускников с огра- perience of employment promotion of graduates ниченными возможностями здоровья. with disabilities.

Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профессиональное самоопределение обучающихся и рынок труда»

Ключевые слова: рынок труда, рынок образовательных услуг, социально-профессиональное самоопределение, дети с нарушением зрения.

Keywords: labor market, market of educational services, socio-professional self-determination, children with visual impairments.

Проблема самоопределения есть, прежде всего, проблема определения своего образа жизни.

С. Л. Рубинштейн

В настоящее время активно обсуждается вопрос профессионального самоопределения выпускников образовательных учреждений. Актуальность данной проблемы обусловлена многими факторами: развитие современной науки, создание новых технологий, большой поток информации. Все это повышает требования к общеобразовательному уровню, профессиональной ориентации обучающихся.

В современных условиях образование и профориентация должны обеспечивать обучающимся широкую возможность выбора содержания образования, ответственного проектирования своего будущего и формирования необходимых ресурсов для осознанной профессиональной деятельности.

Цель профориентационной работы в МКОУ «Специальная школа № 106» заключается в активизации у детей с нарушением зрения процессов самопознания, самоопределения, самореализации, ориентации в «информационном поле» профессиональных направлений. В рамках профориентации создаются необходимые условия для личностного роста, увеличения степени ответственности, повышения компетентности, применения новых знаний, приобретения социальной самостоятельности.

Помощь в выборе будущей профессиональной сферы основывается на индивидуальных способностях, особенностях характера, интересах и возможностях личности. Оказание содействия в правильном выборе профессии — одна из важнейших задач психолого-педагогической поддержки обучающихся.

Критериями эффективности результатов сопровождения являются:

• успешность адаптации;

• снижение уровня тревожности;

• удовлетворенность выбором профессиональной сферы;

• выявление и корректировка трудностей;

• повышениеуровнямотивации;

• рост успеваемости;

• развитие устойчивого познавательного интереса;

• повышение уровня психологической готовности к профессиональному самоопределению.

Правильно выбранная профессия сокращает число физических и психических проблем, связанных со здоровьем. Решение вопроса «Кем быть?», возникающего на определенном этапе возрастного и социального развития, является очень важным для детей с нарушением зрения.

Профориентационная работа в образовательном учреждении смещена с позиции «Кем быть?» на «Каким стать?», так как личность, не готовая удовлетворять требованиям реальности, оказывается невостребованной в современном обществе. Для оказания профориен-тационной поддержки обучающимся работает школьное объединение «ПрофОриентир».

Выпускники чаще всего уверены, что если выберут «непрестижную» профессию, то окажутся невостребованными на рынке труда. В рамках урочной и внеурочной деятельности педагогический коллектив уделяет большое внимание вопросам выбора актуальных профессий, а не престижных и «модных», посредством бесед, линеек, праздников, конкурсов, встреч, экскурсий, тренингов, классных часов, круглых столов, коллективно-творческих дел.

Профориентация обучающихся строится как на обязательной, так и добровольной основе, включает в себя разнообразные, взаимодополняющие формы, методы и направления работы.

Формы: группа, микрогруппа, индивидуальная.

Методы: анкетирование, консультация, игра, дискуссия, тренинг, беседа, наблюдение.

Направления: информационное, диагностическое, консультативное, коррекционное.

На педагогических советах, совещаниях, семинарах, конференциях систематически обсуждаются вопросы необходимости развития профориентации, создания условий для полноценной системной работы, взаимодействия с разными социальными институтами, специальной подготовки педагогических работников.

Критерии эффективности профориента-ционной работы:

• структурированность и целостность инструментария;

• определенные временные рамки;

• измеримость результатов;

• достижимость результатов;

• конкретность полученных результатов.

Профориентационная работа является логическим завершением всего образователь-

44

Профессиональное образование в России и за рубежом 3 (23) 2016

Proceedings of All-Russian Research and Practice Conference with International Participation on Students' Professional Self-Determination and Labor Market

ного процесса. На окончательное принятие решения выбора будущей профессии влияет ряд факторов:

• позиция членов семьи;

• советыучителейидрузей;

• информированность о востребованных профессиях;

• наличие на территории проживания средних и высших учебных заведений;

• личные профессиональные намерения;

• индивидуальные способности и возможности.

Грамотно организованная профориента-ционная работа является одним из путей решения острых социальных проблем: создание условий для самостоятельного и осознанного выбора профессии с учетом ценностных ори-

ентаций, способностей и возможностей, жизненных планов и перспектив.

Профессиональное самоопределение детей с нарушением зрения достигается путем проведения комплекса мероприятий, направленных на оказание помощи в выборе будущей профессии.

Горячева Е. Д. Профильное обучение как проблема управления развитием региональной системы образования // Адукацыя i выхаванне. 2005. № 12. С. 3-6. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Садовникова Н. О. Профори-ентология: Теория и практика : учеб. пособие. М. : Академический проезд ; Екатеринбург : Деловая книга, 2004. Кухарчук А. М. Психодиагностика в профессиональном самоопределении учащихся : пособие для классных руководителей, психологов, социальных педагогов общеобразовательных школ. Минск : Бел. наука, 2000.

УДК/UDC 37.048.45

С. С. Асеева S. Aseeva

ОРИЕНТИР — ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ БУДУЩЕЕ LANDMARK — PROFESSIONAL FUTURE

В статье представлен опыт работы педагогического коллектива Междуреченского горностроительного техникума с обучающимися 9-11-х классов школ г. Междуреченска по профессиональному самоопределению и их осознанному выбору профессии или специальности.

The article presents the experience of the teaching staff of Mezhdurechensk Mining and Engineering College in professional self-determination and conscious choice of profession or specialty of grades 9-11 students in schools of Mezhdurechensk.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация.

Keywords: professional self-determination, career guidance.

Профессиональное самоопределение — это характерная особенность старшего школьного возраста. Именно в этот период обучающиеся с 9-го по 11-й класс должны определиться с выбором профессии или специальности.

В нашем городе Профцентр прекратил свое существование в 2009 г В связи с этим

у обучающихся 9-11-х классов школ города возникли трудности с выбором профессии.

Педагогический коллектив нашего техникума работает над проблемой профессионального самоопределения с 2012 г На тот момент для нас это действительно была проблема: мы не выполнили контрольные цифры приема в техникум, и проведенный нашим психологом опрос студентов выпускных групп показал, что только 50 % из них сделали осознанный выбор профессии/специальности.

Так, на базе нашего техникума в 2012 г. была создана школа «Ориентир» и разработан проект «Ориентир — профессиональное будущее».

Цель проекта: создание условий, способствующих профессиональному самоопределению у обучающихся 9-11-х классов средней школы и осознанному выбору профессии или специальности в Междуреченском горностроительном техникуме (МГСТ) как наиболее приемлемого варианта дальнейшего развития образовательной траектории.

Задачи проекта:

1. Оказание помощи обучающимся 9-11-х классов школ г Междуреченска в целенаправ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.