Научная статья на тему 'Мониторинг стоимости компании в системе антикризисного управления фармацевтическим предприятием'

Мониторинг стоимости компании в системе антикризисного управления фармацевтическим предприятием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
263
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ОЦЕНКА СТОИМОСТИ / РЫНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ / МОНИТОРИНГ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стельмах Вениамин Сергеевич

В статье рассмотрена стоимость компании, как ключевой индикатор экономического состояния, и особенности оценки фармацевтических предприятий. Обозначена роль мониторинга стоимости, как первичного инструмента антикризисного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг стоимости компании в системе антикризисного управления фармацевтическим предприятием»

Мониторинг стоимости компании в системе антикризисного управления фармацевтическим предприятием Value monitoring in the system of crisis management of a pharmaceutical

enterprise

Стельмах Вениамин Сергеевич Stelmakh Veniamin

Аспирант кафедры экономики предприятия и менеджмента

ФГБОУ ВО «Хабаровский государственный университет экономики и

права»

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассмотрена стоимость компании, как ключевой индикатор экономического состояния, и особенности оценки фармацевтических предприятий. Обозначена роль мониторинга стоимости, как первичного инструмента антикризисного управления.

Abstract. The article considers the company's value as a basic indicator of the economic state, and features of the valuation of pharmaceutical enterprises. The role of value monitoring as a primary tool of crisis management is analyzed.

Ключевые слова: антикризисное управление, оценка стоимости, рыночная стоимость, мониторинг, фармацевтическое предприятие, экономическое состояние.

Keywords: crisis management, valuation, market value, monitoring, pharmaceutical enterprise, economic state.

Фармацевтический рынок России входит в TOP-15 фармрынков мира и является динамично развивающимся. Емкость российского фармацевтического рынка имеет длительную тенденцию роста. По данным DSM Group [7], представленным на рисунке 1, за последние десять лет средний темп прироста объема фармрынка составляет 12% в год. В

кризисные и посткризисные периоды, к примеру в 2015 г. и 2016 г., темп прироста снижался до 9,3% и 6,4% соответственно. При этом доля фармрынка в структуре ВВП сохраняется на уровне 1,5-1,6%.

Со второй половины 2014 г. фармацевтическая промышленность России и фармрынок в целом находится под влиянием общекризисных процессов в российском экономическом пространстве: снижение покупательной способности населения, экономические санкции, активные колебания курсов валют и сырья, девальвация рубля. Несмотря на наличие перечисленных общих дестабилизирующих факторов, фармацевтическая отрасль сохраняет положительный тренд развития. Базовыми причинами сохранения такой динамики являются:

- неэластичность спроса по цене на лекарственные средства;

- четверть рынка занимает сектор государственных закупок;

- высокая степень государственного регулирования производства, в т.ч. лицензирования, и ценообразования лекарственных средств;

- реализация государственной программы по развитию фармацевтической и медицинской промышленности «Фарма-2020»;

Между тем, в деятельности фармацевтических предприятий сохраняются характерные для данной отрасли негативные факторы:

- сильная зависимость от иностранного сырья (субстанций);

- высокий импорт лекарственных средств;

- переход на стандарты производства GMP (Good Manufacturing Practice - Надлежащая производственная практика);

- низкорентабельное производство определенных лекарственных средств.

В работе А. И. Балашова [1] уточняется, что низкое обеспечение отечественными субстанциями обусловлено: низким качеством производимого сырья, устаревшими технологиями и номенклатурой, высокой конкуренцией и демпингом производителей из Азии (Китай, Индия).

Необходимо отметить, что импортоориентированность российского фармацевтического рынка вызвана тем, что отечественные производители в большинстве своем не в состоянии создавать инновационные лекарства мирового уровня из-за низкой технологической оснащенности и несоответствия производственных процессов стандартам GMP [2].

Таким образом, в современных условиях фармацевтические предприятия имеют повышенную чувствительность к сложившимся процессам, поэтому с высокой степенью подвержены к появлению кризиса. Следовательно, антикризисное управление, которое целесообразно проводить постоянно на фармацевтическом предприятии, должно использовать превентивные инструменты, такие как мониторинг и диагностика. Использование данных инструментов позволяет обнаружить на первичных стадиях факторы, которые угрожают непрерывности бизнеса и способны привести к его ликвидации [6].

Одним из таких инструментов является мониторинг рыночной стоимости фармацевтического предприятия.

Стоимость любой компании является комплексным, многофакторным индикатором, учитывающим общеэкономические, отраслевые, социально-демографические факторы. Мониторинг динамики стоимости фармацевтического предприятия, показывает не только эффективность текущей хозяйственной деятельности, но и результативность реализации инвестиционных проектов, а также степень непрерывности бизнеса, являющейся базовой целью антикризисного управления.

На разных этапах антикризисного управления с учетом цели оценки выделяются различные виды стоимости предприятия. К примеру, оценка инвестиционной стоимости необходима при поиске и реализации инвестиций в имущественный комплекс предприятия. При неизбежности банкротства и признании деятельности не эффективной целесообразно применить расчет ликвидационной стоимости. В рамках превентивного антикризисного управления важно использовать для индикатора мониторинга рыночную стоимость.

При определении рыночной стоимости фармацевтических предприятий необходимо учитывать ряд особенностей в рамках трех подходов: доходного, сравнительного, затратного.

В связи со спецификой производственной деятельности, данные предприятия, как правило, эксплуатируются собственниками и в аренду практические не сдаются. Хотя спрос на лекарства неэластичен, объемы выручки и прибыли находятся в постоянном колебании. Основными факторами таких изменений, как отмечалось выше, являются государственное регулирование цен, высокая конкуренция, активное участие иностранных дистрибьюторов лекарственных средств. Поэтому в рамках доходного подхода целесообразно использовать метод дисконтированных денежных потоков.

Большинство предприятий фармацевтической отрасли обладают высокой концентрацией собственного капитала. Коэффициент автономии, по данным отчетности таких предприятий в системе в СПАРК, в среднем находится в интервале от 0,55 до 0,75 [8]. Привлечение заемных средств обуславливается не текущей деятельностью, а стратегическим планированием, в целях реструктуризации имущественного комплекса.

Прогнозный период целесообразно определять сроком на 3 - 5 лет. Следует учитывать стадию развития предприятия, участие в государственных программах по развитию фармацевтической отрасли, срок действия лицензий на осуществление основных видов деятельности. Так же при построении денежного потока должны отражаться выполнение инвестиционных проектов и оцениваться мероприятия, планируемые к реализации.

Важным элементом денежного потока является амортизационные отчисления. При расчете часто используется линейный метод в силу своей простоты. Данный метод дает определенные погрешности при формировании денежного потока. Расчет амортизации линейным методом следует использовать по основным средствам: к зданиями, к сооружениями и к другим объектам капитального строительства. К технологическим линиям, оборудованию, что составляет ядро производственной системы, целесообразно применять метод списания стоимости пропорционально объему выпуска, который учитывает загруженность оборудования и производственную мощность. Для нового, высокотехнологического оборудования - метод уменьшаемого остатка.

В экономическом смысле в роли ставки дисконтирования выступает требуемая инвесторами ставка дохода на вложенный капитал в сопоставимые по уровню риска объекты инвестирования. Так же данный показатель можно представить, как требуемую ставку дохода по имеющимся альтернативным вариантам инвестиций с сопоставимым

уровнем риска на дату оценки [3]. В качестве факторов отраслевых рисков при расчете ставки дисконтирования, следует учитывать:

- нормативную зарегулированность со стороны органов надзора и контроля;

- высокую долю импортных субстанций, применяемых в производстве;

- изменения обменного курса валют;

- производство браковочной, контрафактной и нелегальной продукции;

- диверсификация производства на предприятии;

- степень износа оборудования.

Оценка стоимости в рамках доходного подхода отвечает на мотив инвестора, основывается на комплексном анализе внешней и внутренней среды существования бизнеса, в то же время субъективность в определении длительности прогнозирования и ставки дисконтирования дает некоторые погрешности в стоимости предприятия.

Как отмечает Р.Ф. Райли, фармацевтические предприятия участвуют в сделках купли-продажи редко и, как следствие, для выполнения типичного анализа в рамках сравнительного подхода имеется не так много данных о сопоставимых сделках купли-продажи [5]. Проблема ограниченного объема данных о сопоставимых сделках усложняется тем, что большинство проводимых сделок связаны с отдельными объектами имущества, а не с продажей единого имущественного комплекса или бизнеса в целом, поэтому метод сделок трудно реализуем. Метод отраслевых коэффициентов в силу своей условности, дает определенные погрешности.

Единственным методом, которым в рамках сравнительного подхода рыночная стоимость определяется с большей точностью, является метод рынка капитала. Так как большинство предприятий отрасли являются

акционерными обществами, то акции многих компаний котируются на фондовом рынке.

Оцениваемые предприятия представляют промышленные комплексы, где совмещаются обрабатывающее и химическое производства, поэтому целесообразно использовать следующие критерии для подбора компании аналога: численность персонала, номенклатуру выпускаемой продукции, рентабельность активов и продаж.

Основным этапом метода рынка капитала является выбор и расчет ценовых мультипликаторов. В расчет следует применять как периодические, так и моментные мультипликаторы.

Крупные предприятия лучше оценивать на основе чистой прибыли. Мелкие компании - на основе прибыли до уплаты налогов, поскольку в этом случае устраняется влияние различий в налогообложении. Ориентация на мультипликатор «Цена/денежный поток» предпочтительна при определении рыночной стоимости предприятий, в активах которых преобладает недвижимость. Если предприятие имеет достаточно высокий удельный вес активной части основных фондов, более объективный результат даст использование мультипликатора «Цена/прибыль». Наиболее распространенной ситуацией применения мультипликатора «Цена/денежный поток» является убыточность либо незначительная величина прибыли, а также несоответствие фактического полезного срока службы основных фондов предприятия периоду амортизации, принятому в финансовом учете. Такая ситуация возможна в случае, когда стоимость активов будет незначительной, хотя прослужат они довольно долго [3].

При расчете моментных мультипликаторов целесообразно применять мультипликатор «Цена/Балансовая стоимость активов» для организаций, у которых имеются большие вложения в объекты основных средств, ценные бумаги.

Поскольку метод рынка капитала основан на данных фондового рынка, относящихся к владельцу фармацевтической компании, показатель стоимости отражает стоимость бизнеса, а не только рассматриваемого производственного предприятия. Поэтому показатель стоимости, полученный с помощью метода рынка капитала отражает весь комплекс активов оцениваемого бизнеса, и все инвестиционные факторы, влияющие на стоимость котируемых акций [5].

Применение затратного подхода для оценки фармацевтических предприятий в меньшей степени подвержено влиянию ограниченного объема эмпирических данных, как это было в подходах рассмотренные ранее.

В структуре активов доля внеоборотных активов находится в интервале 15%-30% [8]. Фармацевтические предприятия, как правило, представляют собой крупные, многоцелевые и капиталоемкие имущественные комплексы. Такие многоцелевые имущественные комплексы часто включают: административные здания, лаборатории и научно-исследовательские центры, химико-обрабатывающее и товарное производство, складские помещения, железнодорожные пути, котельные и сети сбыта продукции. Недвижимое и движимое имущество фармацевтического предприятия, подобно недвижимости многих других комплексных химико-обрабатывающих предприятий, может включать крупные, полностью интегрированные сооружения специального назначения, поэтому процесс определения рыночной стоимости осложняется более глубоким поиском аналогов и информации по рынку.

Особенностью структуры активов фармацевтических предприятий является значительная доля дебиторской задолженности, которая в среднем составляет от 15% до 25% [8]. Большой объем дебиторской задолженности связан со сбытовой деятельностью предприятия. Многие предприятия являются активными участниками государственных

контрактов на поставку лекарственных средств. Данные контракты заключаются на год, и погашаются постепенно, поэтому при оценке данную специфику следует учитывать.

Предприятия фармацевтической отрасли, являются комплексными, специализированными и функционально интегрированными и поэтому процесс оценки основывается на всестороннем анализе специфики производства и информации по рыночной конъюнктуре.

Мониторинг стоимости предприятия является необходимым условием для выбора обоснованного направления его развития, где в процессе оценивания происходит выявление альтернативных подходов к оптимизации экономического состояния предприятия, а не только к максимизации интегрального показателя его функционирования [4].

Мониторинг заключается в постоянном наблюдении за динамикой рыночной стоимости, а именно оценкой стоимостных разрывов между двумя датами среза данных (оценки). Положительный разрыв свидетельствует об эффективной хозяйственной деятельности предприятия: рост доходности, повышение финансовой устойчивости, оптимизации издержек. Отрицательная разница дает руководству и собственникам бизнеса сигнал о росте вероятности кризисных процессов на предприятии и, как следствие, возможного разрушения компании, представляющей собой определенную социально-экономическую систему.

Результаты мониторинга являются аналитической основой для изменения финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью стабильного непрерывного функционирования фармацевтического бизнеса.

Библиографический список

1. Балашов А.И. Оценка производственных возможностей фармацевтической отрасли Российской Федерации по выпуску готовых

лекарственных средств и фармацевтических субстанций // Экономика и управление. 2010. №3(64). С. 164-167.

2. Макаренко М.В., Костромин П.А. Современная фармацевтическая промышленность России: удовлетворяет ли потребности здравоохранения в стране? // Известия высших учебных заведений. Серия «Экономика и управление производством». 2015. №2(24). С. 98-105.

3. Оценка стоимости предприятия (бизнеса)/А.Г. Грязнова, М.А. Федотова, М.А. Эскиндаров, Т.В. Тазихина, Е.Н. Иванова, О.Н. Щербакова. - М.: ИНТЕРРЕКЛАМА, 2003. - 544 с.

4. Плоткина А.Р. Стоимость как системообразующий компонент управления промышленными предприятиями // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. 2015. №6(80) С. 67-72.

5. Рейли Р.Ф. Рассмотрение вопросов интеллектуальной собственности при оценке обрабатывающих и производственных предприятий фармацевтической отрасли // Business valuations Guide. 2007. №1. С.69-77.

6. Стельмах В.С. Мониторинг кредитного риска в антикризисном управлении // Дискуссия. 2017. №2. С. 33-40.

7. Фарма-2016. Новая реальность. [Электронный ресурс]. URL: http: //www.dsm.ru/marketing/free-information/presentations. html (дата обращения: 26.02.2017).

8. Система профессионального анализа рынков и компаний. [Электронный ресурс]. URL: http://www.spark-interfax.ru (дата обращения: 28.02.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.