педагогические науки
Николашкина Виолета Евгеньевна | МОНИТОРИНГ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ...
УДК 378.14.015.62
МОНИТОРИНГ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА:
ПРИНЦИПЫ И СПЕЦИФИКА
© 2016
Николашкина Виолета Евгеньевна, аспирант кафедры педагогики
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования,
Санкт-Петербург (Россия)
Аннотация. Осмысление специфичности мониторинга социокультурной образовательной среды вуза на этапе социокультурных трансформаций в образовании и социуме связано с рядом проблем, которые наталкивают на понимание сложности данного процесса, обусловленной необходимостью корректных управленческих решений, принимающихся по отношению к обучающейся молодежи на этапе высшего образования в процессе воспитательно-образовательной деятельности. Воспитательно-образовательная деятельность в высшем учебном заведении имеет на сегодняшний день поликультурное измерение, проецируемое в контекст социокультурной образовательной среды. Концепция социокультурной образовательной среды разрабатывается различными научными средствами: педагогическими (личностно-ориентированный, компетентностно-ориентированный подходы, рефлексия, моделирование, проектирование и т.д.), психологическими (социально-психологический комфорт, устранение негативных воздействий социального, информационного, психологического характера и т.д., социологическими (влияние социокультурных трансформаций на социальную адаптацию, социальный статус в условиях социокультурной образовательной среды вуза и пр.), философскими (обоснование социокультурной среды в рамках формирования новой образовательной парадигмы и т.д.) и пр. Однако на сегодняшний день ощущается насущная потребность осмысления концепции социокультурной образовательной среды вуза и сущности ее анализа с позиций интеграции в рамках компетентностно-ориентированного подхода комплекса качеств, компетенций, самоактуализации и самореализации их в контексте личностного опыта обучающихся, который формируется в результате взаимодействия их с социокультурной образовательной средой.
Ключевые слова: социокультурная образовательная среда, специфика мониторинга, принципы, управление социокультурной средой, составляющие социокультурной среды, конструирование, проектная деятельность.
MONITORING OF SOCIAL AND CULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT UNIVERSITY:
PRINCIPLES AND SPECIFIC
© 2016
Nikolashkina Violeta Evgenievna, postgraduate student of the Department of pedagogy St. Petersburg Academypostgraduate pedagogical education, Saint-Petersburg (Russia)
Abstract. Understanding monitoring specificity of socio-cultural educational environment of high school at the stage of socio-cultural transformations in education and society due to a number of problems that comes upon an understanding of the complexity of the process, due to the need for correct management decisions in relation to the learning of young people at the stage of higher education in the process of upbringing and educational activities .Educational and educational activity in higher education is today a multicultural dimension, projected in the sociocultural context of the educational environment. The concept of socio-cultural educational environment to develop various scientific means: teaching (student-centered, competence-oriented approach, reflection, simulation, design, etc.), psychological (social and psychological comfort, eliminating the negative impacts of social, informational, psychological, etc.), sociological (the influence of social and cultural transformations in the social adaptation, social status in terms of socio-cultural educational environment of high school and so forth.), philosophical (justification of social and cultural environment in the framework of the formation of a new educational paradigm, etc.) and so forth. However, to date, there is a pressing need for understanding the concept of socio-cultural educational environment of high school and the essence of its analysis from the point of integration in the framework of the competence-based approach of the complex qualities, competence, self-actualization and self-realization in the context of their personal experience of students, which is formed as a result of their interaction with the socio-cultural educational environment.
Keywords: socio-cultural educational environment, monitoring the specifics, principles, management of social and cultural environment, socio-cultural components of the environment, construction, design activity.
Специфика формирования и анализа социокультурной образовательной среды вуза рассматривалась учеными с точки различных аспектов [1-5]. Основное внимание в ракурсе современных проблем уделялось реализации компетентностно-ориентированного подхода и его влиянию на проектирование социокультурной образовательной среды вуза.[7]
Специфика анализа социокультурной среды вуза в контексте компетентностно-ориентированного подхода отражает формирование и совокупности индивидуально-личностных качеств, комплекса осваиваемых обучаемыми компетенций и тех социальных качеств, которые будут определять уровень саморазвития и готовности студентов к продуктивному и креативному взаимодействию в социуме, а также актуализацию через личностный опыт метапредметных и специальных компетенций, характеризующих еще один специфический аспект социокультурной образовательной среды - аспект информационной культуры.
Социокультурная среда вуза является результатом моделирования, а также проектной деятельности, связанной с важнейшими управленческими решениями,
направленными на учет особенностей необходимой адаптации обучающихся и нейтрализации возникающих негативных воздействий. В этом аспекте проявляется психологическая специфика сущности и анализа социокультурной образовательной среды, которая на сегодняшний день обретает окраску поликультурного и интеркультурного характера в процессе социально-культурной и политической интеграции.[6]
Констатация результатов анализа научно-обоснованных методических решений в плане формирования и конструирования социокультурной образовательной среды высшего учебного заведения как социально значимой для обучающихся сферы социальной адаптации вскрывает важность социологической сущности мониторинга социокультурной образовательной среды. Наблюдение продуктивности процессов освоения общекультурных и профессиональных компетенций привело к необходимости создания так называемой научно-фундированной модели [7], основанной на принципах мониторинга изменений социокультурной среды, заключающихся в анализе форм, способов, масштаба построения и структурной логике модели. Отсюда вытекают основ-
Николашкина Виолета Евгеньевна | педагогические
МОНИТОРИНГ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ... науки
ные принципы процесса: тщательного проектирования, систематического прогнозирования последствий реализации нововведений, корректного оценивания получаемых результатов.
В настоящее время, когда одной из характерных черт современного периода развития общества является ведущая роль проектирования всех сторон человеческой деятельности - социальной, организационной, культурной, материально-бытовой, образовательной и других, общество все более начинает регулироваться принципами научно-технической рациональности, носителями которой выступают представители различных информационно-технических областей.
При этом отмечается возросшее значение науки и IT-специалистов, что испытывает неуклонное вторжение и в образовательные процессы высших учебных заведений. Социокультурная среда также находится на грани информационного всплеска, внедрены пути электрони-зированного движения информации, поэтому одним из основных связующих путей в формировании социокультурной образовательной среды вуза становятся технологии, характеризующиеся качественным содержанием, скоростью тех услуг, которые нацеливали бы обучающихся на комфортное, творческое существование прогрессивно, безопасно и непрерывно при возрастающей роли социокультурных ориентиров.
В этом информационно-технологическом ракурсе выдвигается еще одна специфика мониторинга социокультурной образовательной среды [8-12], связанная с активным внедрение в нее новейших информационных технологий на основе принципа информатизации [1319].
Говоря о специфике мониторинга социокультурной образовательной среды, мы имеем дело с разработками различных моделей, проектов как совокупности мероприятий, объединенных общей целью и задачами [20]. Данные модели должны характеризоваться концептуальными, прогностическими, инструментальными компонентами, а также иметь в структуре рефлексивный блок, заключающийся в последующем оценивании средств достижений и результатов.
Социокультурная образовательная среда в каждом высшем учебном заведении имеет свою специфику, которая определяется статусом, профилем, уровнем учреждения. Тем не менее ее формирование и анализ подвержены учету ряда основополагающих принципов, среди которых (помимо вышеуказанных) моно выделить принцип диалектичности (постоянного развития), типологический принцип, экстраполяции, синергетичности (принцип функционирования сложных управляемых систем), принципы прогнозирования, раскрывающие в специфике реализации функционирования каждого отдельно взятого высшего учебного заведения, а именно рефлексии, целеполагания, проблематизации, технологической оснастки (для учета специфики информатизации) и пр.
Тем не менее, поскольку социокультурная образовательная среда имеет в своей основе учет сущности реализации компетентностно-ориентированного подхода [21, 22, 23], мониторинг и его регулирующую специфику необходимо рассматривать как одно из важнейших условий, обеспечивающих полноценное освоение ключевых квалификаций, общекультурных и профессиональных компетенций и уровень сформированности профессионально важных качеств обучающихся, которые ориентируют их на достижение оптимального уровня высшего образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Арендачук, И. В. Образовательная среда вуза как фактор психолого-педагогических рисков [Электронный ресурс] / И. В. Арендачук. - Режим доступа: http:// www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2013/07/15/
arendachuk.pdf._
2. Беляев, Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений: дис. ... канд. пед. наук / Г. Ю. Беляев.
- М., 2000. - 157 с.
3. Новиков, В. Н. Образовательная среда как профессионально и личностно стимулирующий фактор /
B. Н. Новиков // Психологическая наука и образование, 2012. -№1.
4. Патраков, Э. В. / Доступная образовательная среда как фактор социальной ответственности вуза. Монграфия / Э. В. Патраков, Л. В. Токарская, О. В. Гущин. - УрФУ: Екатеринбург, 2015. - 184 с.
5. Слободчиков, В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры / В. И. Слободчикова // Новые ценности образования. - М., 1997. - Вып. 7. - С. 183.
6. Сороковых, Г. В. Проектирование креативной иноязычной образовательной среды вуза как научная проблема (электронный ресурс) / Г. В. Сороковых.
- Режим доступа: http://mggu-sh.ru/sites/default/files/ sorokovyh.pdf.
7. Филатова, М. Н. Конструирование социокультурной среды вуза в условиях компетентностного подхода к образованию: Автореф. дисс.докт. социол. наук. / М. Н. Филатова. - Москва, 2012. - 74 с.
8. Аниськин В.Н., Бусыгина А.Л. Социально-технологическая и культурно-просветительская подготовка бакалавров педагогики в холистичной информационно-образовательной среде вуза // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 12-16.
9. Симонова И.Н., Варникова О.В. Информационно-экологическая образовательная среда технического вуза // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 2. № 2 (18). С. 81-87.
10. Назмиева Э.И. Гуманитарная образовательная среда как фактор совершенствования иноязычной подготовки студентов вуза // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 81-84.
11. Гущина О.М. Компетентностный подход в создании информационно-образовательной среды приобретения знаний с использованием электронных ресурсов // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 49-52.
12. Дохтурова Н.В. Формирование информационно-образовательной среды учреждения дополнительного образования // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2015. № 2 (18). С. 15-17.
13. Шамин Е.А., Генералов И.Г., Завиваев Н.С., Черемухин А.Д. Сущность информатизации, ее цели, субъекты и объекты // Вестник НГИЭИ. 2015. № 11 (54).
C. 99-107.
14. Коваль Н.Н. Современные информационно-коммуникационные технологии в аналитической управленческой деятельности: проблемы и перспективы // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 39-44.
15. Третьякова Е.М. Роль информационных технологий в реформировании образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 148-149.
16. Кривоногов С.В., Петров В.А. Применение информационных технологий в обучении как средство повышения качества образования // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 15-19.
17. Дудина И.П., Михеева О.П., Ярыгин А.Н. Использование сетевых информационных ресурсов в системе дополнительного профессионального образования // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 60-71.
18. Коростелев А.А., Полторецкий Д.А. Автоматизированные информационно-аналитические системы в аналитической деятельности управления // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2012. № 1. С. 38-41.
19. Коваль Н.Н. Современные информационно-коммуникационные технологии в аналитической управ-
педагогические науки
Николашкина Виолета Евгеньевна | МОНИТОРИНГ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ...
ленческой деятельности: проблемы и перспективы // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 39-44.
20. Щербакова, Т. Н. К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений / Т. Н. Щербакова // Молодой ученый. - 2012. - №5. - С. 545-548.
21. Гаврилова М.И., Одарич И.Н. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 19-21.
22. Андросова Л.А., Мананникова Ю.В. Компетентностный подход в системе высшего профессионального образования // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 46-51.
23. Гущина О.М. Компетентностный подход в создании информационно-образовательной среды приобретения знаний с использованием электронных ресурсов // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 49-52.