132
Высшее образование в России • № 1, 2015
2. Vaskova L.B, Vazheevskaya N.E., Krivosheev S.A. (ed.) (2010) [Pedagogical communication in the
structure of pedagogical skills]. Pedagogicheskoe obshchenie. Prepodavatel’-student v protsesse podgotovki provizorov: (metodologiya, eksperiment, rezul’taty) [Pedagogical communication. Teacher - student in training of pharmacists (methodology, experiment, and results): monograph]. Moscow: People’s Friendship University Publ., pp. 3-63. (In Russ.)
3. Sokolova T.A., Lopatkina I.V. (2006) [Optimizing the level and quality of professional practice and
communication of teachers in the process of learning art-pedagogy technologies]. Metodist [Methodist]. No. 6, pp.33-41. (In Russ.)
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
ШУЛЬГИНА Татьяна Алексеевна - доцент, проректор по воспитательной работе, социальному развитию и связям с общественностью, Курский государственный медицинский университет. E-mail: ShulginaTA@kursksmu.net
Аннотация. В статье изложены подходы к формированию социокультурной среды вуза и управления ею в контексте компетентностного подхода, выделены критерии ее эффективности, определено место мониторинга в управлении социокультурной средой. Предлагается эмпирическая интерпретация теоретических положений.
Ключевые слова: социокультурная среда вуза, управление социокультурными процессами, компетентностный подход, воспитание
Полноценная реализация целей образования в рамках компетентностного подхода возможна только при комплексном воздействии на личность обучаемого с учетом широкого социокультурного контекста. Специфическая роль образования в современном динамично развивающемся мире определяет необходимость целенаправленного формирования в первую очередь общекультурных компетенций обучающихся, что и выступает главной целью управления социокультурной средой вуза [1]-
Если традиционная система образования ориентирована на «прямую» социализацию - непосредственное воздействие социокультурных факторов на студента, то в рамках компетентностной образовательной модели формирование компетенций
осуществляется через собственный опыт студента, который корректируется социокультурной средой 1 вуза. Социокультурная среда вуза может регулироваться лишь с привлечением «мягких» управленческих методов, при которых формируется сеть партнерских отношений на всех уровнях системы. Элементами этой системы выступают все субъекты образовательной деятельности. К ним относятся студенты, преподаватели, администрация вуза и т.д. Социокультурная среда вуза создает предпосылки для реализации субъектной позиции студента на самых разных уровнях и является зримым проявлением единства воспитания и обучения.
Вместе с тем социокультурная среда в высшем учебном заведении, способная вы-
1 «Социокультурная среда - конкретное, непосредственно данное каждому обучающемуся социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества. Это совокупность различных (макро- и микро-) условий его жизнедеятельности и социального (ролевого) поведения, это его случайные контакты и глубинные взаимодействия с другими людьми, это конкретное природное, вещное и предметное окружение, представленное как открытая к взаимодействию часть социума» (Цит по: [2, с. 132]).
Юбилей
133
поднять столь сложные задачи, не возникает спонтанно, она является результатом целенаправленного воздействия. Его источником в Курском государственном медицинском университете выступает руководство вуза. В задачу последнего входит разработка модели формирования социокультурной среды и ее последовательное внедрение в жизнь вуза с учетом адаптации к негативным воздействиям со стороны внешних агентов социализации и нейтрализации неизбежно возникающих конкретных проблем и противоречий.
Управление социокультурными процессами в вузе - это управление средствами, условиями и методами деятельности для получения результата, признаваемого обществом. В качестве объектов управления применительно к социокультурной среде вуза выступают явления, процессы (обучение, воспитание и развитие студента как личности, организация мониторинга, паспортизации контингента обучающихся, методического сопровождения воспитательного процесса, социальное взаимодействие, активность обучающихся) и деятельность (творческая, научная, профессиональная, спортивная, общественная).
Критерии эффективности социокультурного конструирования, локализуемого в организационных рамках вуза, задаются в трех аспектах: объем культурных ценностей и способов их осуществления в культуре вузовской среды; условия освоения каждым студентом данной культуры и перевода ее в его интеллектуальное и духовное достояние; воспроизводство студентом собственной неповторимости в любой социокультурной ситуации и степень его влияния на конструктивное изменение ситуации [1].
Социокультурная среда вуза представляет собой синергийное взаимодействие четырех компонентов: сообщества, социальных связей, социальных норм, социальных процессов. В этом контексте компетенции выступают как умение и готов-
ность существовать в различных локальных сообществах и сообществе в целом, устанавливать и эффективно реализовывать разнообразные социальные связи на основе понимания и принятия социальных норм, успешно адаптироваться к социальным процессам или инициировать их. Мы считаем, что значительную часть задач по формированию социокультурной среды можно решить через организацию воспитательной работы в вузе.
Организационные условия формирования социокультурной среды КГМУ отражены в структуре вуза, где для каждого из акторов определены полномочия, соподчиненность и ответственность. В решении вопросов воспитания обучающихся на уровне вуза действуют:
• структурные подразделения (центр культуры и досуга, социальный центр, психологический центр, центр трудоустройства выпускников, редакция многотиражной газеты, центр информационной политики, кафедра физической культуры, музей КГМУ, спортклуб «МедикС»);
• коллегиальные и общественные объединения (Ученый совет КГМУ, централь-
134
Высшее образование в России • № 1, 2015
ный методический совет, совет по воспитательной работе, департамент по гуманитарному и социально-экономическому образованию, ученые советы медицинских, фармацевтических и биотехнологических специальностей, гуманитарных и социальноэкономических специальностей);
• общественные организации обучающихся (студенческий совет университета, студенческий совет общежитий, профком студентов, совет студенческого научного общества, волонтерские объединения, работающие в учреждениях здравоохранения, социального обеспечения, образования, отряд ДНД, отряд добровольной пожарной дружины).
Руководство осуществляет проректор по воспитательной работе, социальному развитию и связям с общественностью. На уровне факультетов воспитательную работу осуществляют деканы, зам. деканов, ответственные за воспитательную работу на факультетах, методические советы факультетов, студенческие советы факультетов, кураторы студенческих групп первых курсов.
Одним из главных элементов социокультурной среды вуза является ценностно-нормативная база. Управление социокультурной средой вуза - это механизм целенаправленного воздействия на содержание образования вуза, формы, методы и средства осуществления образовательных процессов, реализуемого посредством корректировки ценностных установок субъектов управления (студентов и преподавателей). На уровне конкретного вуза ценностно-нормативная база непосредственно отражается во всех элементах образовательного процесса: в планах, программах, учебниках, в деятельности преподавателей и администрации, но прежде всего - в провозглашенных целях, политике, миссии образовательного учреждения.
Миссия и Политика КГМУ опираются на ряд ценностей: профессионализм, медико-социальная компетентность, постоянное развитие, действенный гуманизм, толе-
рантность, высокая ответственность, инновационность, креативность, корпоративный дух, преданность делу и коллективу, престиж профессии и университета, высокие нравственные эталоны. Заявленные ценности находят отражение в принципах организации деятельности воспитательных структур, таких как возрастосообразность воспитания студентов, проблемный (созвучный компетентностному) подход к воспитанию в противовес «мероприятийному», самодеятельность и активность студенчества, сотрудничество и партнерство, сохранение и приумножение традиций университета, региона, страны. Для педколлектива принципиально важно создание условий, в которых молодежь активно участвует в «творении» университетской жизни, в социальных практиках.
Приведем несколько примеров для иллюстрации. На протяжении нескольких лет в КГМУ для студентов-первокурсников работает адаптационный лагерь, в задачи которого входит погружение «новобранцев » в корпоративную культуру вуза и профессионального сообщества, знакомство их со спецификой обучения, территориальным расположением, содержанием деятельности различных структурных подразделений вуза, с возможностями вуза для развития способностей студентов, сплочение групп. Реализуют проект общественные организации обучающихся: студенческий совет, СНО, профком студентов. В целях дальнейшего сопровождения адаптации первокурсников введено кураторство преподавателей и общественное кураторство старшекурсников.
В КГМУ действует объединенный совет обучающихся, в состав которого входят руководители студенческих общественных организаций (СНО, студсовета, профкома студентов, студсовета медикофармацевтического колледжа КГМУ, студсовета общежитий, клуба при центре культуры и досуга университета, организации ординаторов, интернов, студенче-
Юбилей
135
ского совета медицинских и фармацевтических вузов России). Миссия объединенного совета - координация деятельности организаций при реализации молодежных инициатив на принципах самодеятельности. Представители студенческого самоуправления КГМУ включены в работу молодёжных совещательных органов г. Курска и Курской области (Молодёжной палаты при Курской областной Думе, Молодёжного Совета г. Курска). Установлены партнёрские отношения с такими молодёжными политическими организациями, как «Молодая Гвардия Единой России», «Двигатели», «Наши 2.0», «Сталь», со структурами городской и областной администрации, коммерческими предприятиями. КГМУ занимает лидирующее положение среди учебных заведений в Курской области по количеству работ, представленных на областные конкурсы молодёжных социальных инициатив.
Нельзя не отметить добровольческие начинания молодежи: в вузе действуют 10 волонтерских отрядов. Деятельность волонтёрских организаций КГМУ приобрела всероссийский и международный характер: установлены прочные контакты со Всероссийским реабилитационным центром для детей, перенёсших онкологические заболевания, «Шередарь». Более 100 студентов прошли обучение по социально-психологической реабилитации данной категории детей, получили международные сертификаты, приняли участие в реабилитационных сменах. Два представителя университета были приглашены для прохождения практики в Международный центр реабилитации «Barretstown» (Ирландия).
Специфика социокультурной среды вуза затрудняет применение формальных критериев для оценки ее состояния (количество проведенных мероприятий, число участников кружков, секций и т. п., наличие нормативных и инструктивных документов, текущей планово-отчетной документации) - они выполняют преимуще-
ственно служебно-организационную функцию. Социокультурная среда университета более точно выражается в понятиях «дух университетского сообщества», «атмосфера в коллективе », «уровень общей культуры членов организации».
В КГМУ одним из каналов информации о состоянии социокультурной среды вуза служат главные субъекты образовательного процесса - студенты и преподаватели. Поэтому базовым принципом ее создания является идея о том, что их социальное настроение, понимаемое в широком смысле, является и ее отражением, и главным источником ее формирования. Ежегодный мониторинг удовлетворенности обучающихся, проводимый в КГМУ, позволяет отметить положительную динамику социального настроения в вузе в период с 2011 по 2014 гг. Так, удовлетворенность выбранной профессией у студентов повысилась на 0,2 балла, удовлетворенность психологическим климатом - на 0,5, учебным процессом и условиями внеучебной деятельности - по 0,4 балла, оставаясь в границах 6-8 баллов, что свидетельствует об уровне удовлетворенности выше среднего [3]. Для оценки использована 10-балльная шкала, по которой оценка 1 балл означает абсолютную неудовлетворенность, оценка 10 баллов - абсолютную удовлетворенность. Положительная динамика по итогам мониторинга зафиксирована во всех аспектах поведения и настроения студентов: повышение интереса к чтению, участию в культурных и оздоровительных мероприятиях, проводимых в университете, а также рост социальной активности в целом, бережное отношение к помещениям и результатам труда других, гордость за принадлежность к Alma mater, удовольствие от совместного творчества.
Формирование социокультурной среды осуществляется и через ряд корпоративных мероприятий. Отметим День знаний, в программу которого входит: чествование первокурсников, ветеранов из числа препода-
136
Высшее образование в России • № 1, 2015
вателей; совместные акции с работодателями, представителями органов власти, например, закладка аллей, открытие памятников или памятных знаков; День студентов (19 ноября, 25 января), прием уректора талантливой молодежи, балы по Венской программе, празднование Дня рождения вуза. В 2015 г. Курский медицинский отмечает 80-летие со дня образования. Восемьдесят лет истории вуза, его побед и преодолений сами по себе выступают значимым событием для укрепления духа университетского сообщества. Руководство университета, коллектив работников, обучающиеся, опираясь на традиции, выбирают дорогу инновационного развития и устремлены в будущее.
Литература
1. Филатова М.Н. Конструирование социо-
культурной среды вуза: теоретико-методологический аспект. М.: Изд. центр РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, 2012. 211 с.
2. Черник Б.П. Эффективное участие в обра-
зовательных выставках. Новосибирск, 2001.
3. Лазаренко В.А., Конопля А.И., Олейни-
кова Т.А., Сазонова С.В., Шульгина Т.А., Солянина В.А., Овод А.И, Алиханян К.Г. Мониторинг удовлетворенности потребителей КГМУ качеством образовательного процесса. Курск: КГМУ, 2013. 328 с.
SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY AS A CONDITION OF STUDENT DEVELOPMENT AND A SUBJECT OF MANAGEMENT
SHULGINA Tatyana A . - Assoc. Prof., Vice-Rectorfor Educative Work, Social Development and Public Relations, Kursk State Medical University. E-mail: ShulginaTA@kursksmu.net
Abstract. The article views the approaches to socio-cultural environment formation at higher education institution and considers its effectiveness criteria. It determines the monitoring position in management of processes of socio-cultural environment formation of taking into accont the context of competency approach in education.
Keywords: socio-cultural environment, competency-based approach, education, management of socio-cultural processes
References
1. Filatova M.N. (2012) Konstruirovanie sotsiokul’turnoi sredy vuza: teoretiko-metodologicheskii
aspekt [Building of the socio-cultural environment of the university: theoretical-methodological aspect]. Moscow: Russian State University of oil and gas named after Gubkin I.M. Publ., 211 p.
2. Chernik B.P. (2001) Effektivnoe uchastie v obrazovatel’nykh vystavkakh [Efficient participation in
educational exhibitions]. Novosibirsk, 132 p.
3. Lazarenko V.A., Konoplya A.I., Oleynikova T.A., Sazonova S.V., Shulgina T.A., Solyanina V.A.,
Ovod A.I., Alikhanyan K.G. (2013) Monitoring udovletvorennosti potrebitelei KGMU kachestvom obrazovatel’nogo protsessa [Monitoring of KSMU consumers satisfaction with the quality of the educational process]. Kursk KGMU Publ., 328 p.