- организация самостоятельной работы студентов как средство включения в самостоятельную познавательную деятельность и развитие творческих способностей, профессионального мышления;
- разработка содержания социально-педагогических задач, отражающего актуальные проблемы социальной практики в образовании и интегрирующего учебный материал в жизненный опыт, в будущую профессиональную деятельность;
- представление студентам разработанного алгоритма решения социально-педагогических задач;
- проведение совместного рефлексивного анализа решения задачи.
Таким образом, проведенный анализ развития познавательной активности студентов в вузе позволяет сделать вывод о том, что метод решения социально-педагогических задач профессиональной направленности выступает одним из наиболее эффективных в современной практике обучения в вузе и позволяет сформировать у обучающихся профессиональные компетенции и приблизить их к решению социально значимых проблем.
The paper presents the analysis of the issue connected with the development of students' cognitive activity which is aimed at the solving of professional problems. Cognitive activity is defined by the authors as an active-based person's foundation being the basis of the process of cognition of material and spiritual culture's objects. The research paper considers factors influencing the development of student' cognitive activity, features of cognitive activity during the process of pedagogical issues' solving and conditions of its formation. Keywords: cognitive activity, cognitive activism, reasons of cognition, cognitive issue, social-pedagogical problem.
Список литературы
1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 176 с.
2. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982. - 208 с.
3. Зайченко В.Н. Управление учебно-познавательной деятельностью студентов в процессе обучения // Вопросы физического воспитания и спортивной тренировки. - №2. - 2015. - С. 98-102.
4. Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности. - Вопросы психологии. - 1982. - №4. - С. 5-17.
5. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2004. - 300 с.
6. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 2. - М., 1953.
7. Савельева М.Г. Педагогические кейсы: конструирование и использование в процессе обучения и оценки компетенций студентов: учебно-методическое пособие. - Ижевск, УдГУ, 2013. - 94 с.
8. Геращенко Н.В., Лозовская Е.Г. Роль интерактивно-проблемного метода обучения в преподавании «Социальной педагогики» в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт» // Современные научные исследования. Выпуск 3. - 2015. - Т.13. - С.1386-1390. - ART85278. - ^RL:http://e-koncept.ru/2015/85278.htm - ISSN2304-120X.
Об авторах
Зайченко В.Н. - кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики Волгоградской государственной академии физической культуры, kaf_pip_vgafk@mail. ru
Геращенко Н.В. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Волгоградской государственной академии физической культуры, [email protected]
Лозовская Е.Г. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Волгоградской государственной академии физической культуры, [email protected]
УДК 378.17
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Л.А. Зятева
В статье раскрыты современные подходы к формированию и развитию социокультурной среды образовательной организации. Социокультурная среда вуза рассматривается с позиции ее влияния на эффективность социально-ориентированной деятельности вуза. Представлен опыт Брянского государственного университета как целостного социального комплекса. Ключевые слова: социокультурная среда, социально-ориентированнная деятельность, образовательное пространство вуза, социокультурные компетенции.
Необходимым условием эффективного функционирования системы образовательной организации является ее деятельность как особого социокультурного института, способствующего развитию не только профессиональных, но и общекультурных компетенций студенчества.
Реализация этого тезиса возможна при условии создания в образовательной организации соответствующей социально-культурной среды.
Термин «социокультурная среда» является достаточно устойчивой категорией социологии, подразумевающей макросреду, в которой действуют социально обусловленные факторы и закономерности [6. С.13].
В педагогической науке понятие социокультурной среды в настоящее время проходит процесс становления и по-разному трактуется отдельными авторами.
Ряд исследователей (Ю. Кулюткин, С. Тарасов, Е. Бурдуковская) под образовательной социокультурной средой понимают систему ключевых факторов, определяющих образование и развитие человека. К числу таких факторов относятся культура педагогической среды, люди, которые влияют на образовательные процессы, события общественной жизни, средства массовой информации и т.п.
Исходя из приведенных трактовок, социокультурная среда вуза может определяться как пространство совместной жизнедеятельности студентов, преподавателей, сотрудников университета, обеспечивающее освоение культуры, выбор ценностей, жизненных смыслов, формирование профессиональных компетенций.
В качестве базовых теоретических предпосылок успешного формирования и динамичного развития социокультурной среды образовательной организации [1; 5] можно рассматривать следующую совокупность положений:
- Социокультурная среда вуза является интегративным фактором личностного становления студента. Отечественная педагогика рассматривает данную категорию в качестве важнейшего фактора, ускоряющего или сдерживающего процесс самореализации личности, и необходимого условия успешного развития этого процесса. При этом влияние социокультурной среды реализуется путем включения студентов в разнообразные формы социальной и культурной деятельности.
- Социокультурная среда вуза представляет собой саморазвивающуюся, динамичную систему, в ее структурных элементах идет внутреннее развитие, осуществляется процесс накопления культурного опыта. Она отражает традиции и динамику развития учебного заведения.
- Социокультурная среда может рассматриваться как открытая система, взаимодействующая с внешней средой. Ее становление и развитие связано с такой организацией образовательного пространства, которая обеспечивала бы успешную адаптацию студентов в макросоциуме.
- Социокультурная среда вуза - это системное образование, включающее ряд структурно-функциональных компонентов, которые имеют собственную организацию. В связи с этим формирование качественной социокультурной среды предполагает координацию всех структур учебного заведения, а также общественных формирований в области социально-воспитательной работы.
Каждый компонент социокультурной среды по характеру его составляющих можно представить в виде трех уровней:
1. ценностно-ориентационная составляющая (система базовых ценностей, которые становятся определяющими для всех участников образовательного процесса);
2. информационная составляющая среды (содержание учебных занятий, воспитательных мероприятий, межличностного общения и т.п.);
3. предметно-пространственное окружение (архитектура университетских строений, наличие памятников истории, наглядное оформление учебных аудиторий, общественных и жилых помещений и т.п.).
Социокультурная среда вуза может рассматриваться и как совокупность условий, в которых осуществляется жизнедеятельность субъектов образовательного пространства. В этом случае она должна отвечать следующим требованиям:
- способствовать позитивному настрою студенческой молодежи на будущую профессиональную деятельность;
- определять перспективы развития образовательной организации;
- ориентировать на позитивное восприятие социально-психологической атмосферы вуза;
- выступать инструментом формирования ценностей и моделей поведения всех участников образовательного процесса;
- обеспечивать условия самореализации личности и способствовать ее адаптации к социальным изменениям. [2; 6].
Исходя из приведенных положений, процесс выстраивания социокультурной среды высшего учебного заведения следует рассматривать в качестве одной из важнейших составляющих его жизнедеятельности в целом.
Системообразующим фактором формирования единой социокультурной среды выступает процесс интеграции элементов образовательного процесса, внеучебной и воспитательной работы, программно-содержательного и научно-методического обеспечения процессов развития и профессионального становления студентов.
Опираясь на исследования Е.А. Бурдуковской [1] представляется возможным выделить три базовых компонента, которые следует учитывать в процессе практической работы по созданию социокультурной среды высшего учебного заведения: содержательный, структурный и процессуальный компоненты.
Содержательный компонент отражает совокупность основополагающих идей и приоритетных ценностей, требований, определяющих мировоззренческие основы, идеологию, т. е. совокупность тех общих положений, которые раскрывают содержание социокультурной ситуации в вузе. Как правило, они находят отражение в концепциях, принципах и целеполагании, в нормативных документах и целевых программах образовательной организации, в принятой модели личности студента, в социально одобряемом образе жизни, в содержании ведущих видов деятельности.
Брянский государственный университет рассматривает процесс формирования и развития качественной социокультурной среды в качестве одной из приоритетных задач для функционирования вуза как социально-ориентированного образовательного учреждения, в котором обучается порядка двух тысяч студентов, прибывших из районов области и ближнего зарубежья, пострадавших от аварии на ЧАЭС.
Своей целью коллектив вуза считает реализацию системного подхода к развитию университета как целостного социального комплекса, обеспечивающего формирование социокультурных компетенций студентов в различных формах социально значимой деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- гарантировать динамичное развитие социальной инфраструктуры образовательного учреждения, отвечающей современным требованиям обеспечения качества образовательного процесса;
- добиваться стабильного расширения спектра инновационных форм, методов и средств здоровьеформи-рующей деятельности университета;
- способствовать созданию социально-правовых, организационных, научно-методических условий для успешной социально-психологической адаптации студентов к образовательному процессу в вузе;
- обеспечить стабильное повышение социальной защищенности и улучшение социального самочувствия сотрудников и студентов университета.
Для качественной реализации поставленных задач в университете разработаны и утверждены советом университета и советами факультетов собственные рабочие документы: концепция воспитания студентов БГУ; комплексная программа воспитательной работы БГУ на 2014-19 гг.; комплексный план организации социальной, внеучебной и воспитательной работы со студентами; целевая программа развития деятельности студенческих объединений «Формирование профессиональной компетентности студентов в социокультурном пространстве славянского приграничья».
Ожидаемыми результатами реализации перечисленных программ и концепций должны стать:
- повышение социальной защищенности сотрудников и студентов университета;
- развитие сферы социально-психологической и медико-педагогической поддержки студентов;
- улучшение жилищных условий в общежитиях студенческого городка;
- развитие безбарьерной инфраструктуры студенческого городка;
- эффективность функционирования системы безопасности;
- создание физкультурно-оздоровительного комплекса (строительство бассейна, реконструкция стадиона);
- усовершенствование научных основ и оптимизация организационных форм медико-социальной и психологической помощи студентам, физического и нравственного воспитания студентов.
Структурный компонент социокультурной среды представлен внутривузовскими сообществами, такими как студенческие общественные организации и объединения, клубы, секции, научно-практические студенческие лаборатории, библиотеки и др. Однако, поскольку социокультурная среда вуза представляет собой открытую систему, элементами этой модели становятся и внешние по отношению к университету сообщества, объединения, учреждения социокультурного характера, влияющие на личностное становление студента. Данный компонент предполагает оптимальное взаимодействие элементов социокультурной среды вуза для реализации деятельности и общения студентов.
Иллюстрацией описываемого компонента могут служить структурные подразделения, созданные в университете, такие как, совет по воспитательной работе, в состав которого входят заместители деканов по воспитательной работе и социальным вопросам, администрация студенческого городка, представители студенческих общественных объединений; студенческие отряды и организации (совет студентов и аспирантов БГУ, студенческое научное общество БГУ, ассоциация волонтеров БГУ, оперативный отряд охраны правопорядка, дружина охраны природы, ремонтные бригады и т.п.). В последние годы активную роль в организации жизни университета играет попечительский совет и клуб выпускников, объединяющий выпускников университета разных лет.
Для качественной работы перечисленных студенческих объединений создана достаточная социальная база, в частности проведена реконструкция и капитальный ремонт актового зала главного корпуса, для проведения внеучебных мероприятий используются спортивные, тренажерные и гимнастические залы учебных корпусов и общежитий, конференц-залы, рекреации и холлы учебных корпусов.
В студенческом городке созданы дополнительные условия для развития безбарьерной инфраструктуры (пандусы, грузовые лифты, стоянка для автотранспорта лиц с ограниченными возможностями и т.п.); организована работа столовой; действуют медицинский пункт и санаторий-профилакторий, информационный центр, отделение связи и др.).
Структурные подразделения университета тесно взаимодействуют с Управлением ФСНК России по Брянской области, Управлением внутренних дел Брянской области, медицинскими учреждениями (центром по профилактике и борьбе со СПИДом, областным клинико-диагностическим центром и др.), представителями средств массовой информации, общественных организаций, в результате социальная среда вуза выступает как открытая система.
Система межведомственного социокультурного взаимодействия БГУ может быть представлена следующей схемой:
Рис.1. Межведомственное взаимодействие Брянского госуниверситета
Процессуальный компонент представляет собой совокупность факторов, которые позволяют социокультурной среде вуза функционировать, продуцировать, развиваться. Этот компонент связан с разработкой социально-педагогических технологий, форм и методов педагогической организации личностного становления студента в период его обучения в вузе.
В учебно-воспитательном процессе университета активно используется инструментарий современных педагогических технологий: социально-психологического тренинга, гражданского форума, эвристической беседы, социодрамы, индивидуального рефлексивного воспитания. Использование на кураторских часах проблемных, диалоговых, игровых, тренинговых, рефлексивных технологий позволяет значительно усилить субъектную позицию студента в осмыслении собственных взглядов, поведения, проблем и одновременно осуществить развитие таких личностных качеств, как эмпатия, толерантность, ответственность, коммуникативность.
Одной из наиболее результативных технологий, реализуемых профессорско-преподавательским составом университета, стала технология гражданского форума - диалоговой методики, призванной помочь молодым людям осознать необходимость выбора из нескольких вариантов поступков или поведения в различных жизненных ситуациях и свою личную ответственность за сделанный выбор.
Гражданский форум особенно актуален для юношеского возраста, когда наиболее значимым является устойчивое общественное суждение, которое рождается в диалоге, в стремлении понять позицию своих товарищей, найти компромисс, попытаться предвидеть последствия принимаемых решений.
В университете наиболее успешно прошли форумы на темы «Безалкогольные энергетические и пивные напитки: как предотвратить угрозу будущему?», «Агрессия и жестокость в молодежной среде: как жить дальше?», «Гражданская активность студенчества: способны ли мы влиять на развитие государства» и др.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что создание в вузе единой социокультурной среды способствует:
- всестороннему развитию личности студента, качественному профессиональному становлению;
- формированию профессиональной компетентности;
- развитию компетентности здоровьесбережения;
- становлению коммуникативной компетентности;
- формированию компетентности гражданственности.
В заключение следует отметить, что системное формирование и развитие социокультурной среды университетов позволяет им становиться необходимым элементом социальной инфраструктуры современного крупного региона. В свою очередь, статус «университетского» города, несомненно, способствует его ускоренному социально-экономическому и культурному развитию.
Таким образом, превращение образовательного процесса в особый вид практики социокультурного развития является кардинально новой и своевременной постановкой вопроса, который должен получить дальнейшее осмысление, как в теории, так и на практике.
The article discloses modern approaches to formation and development of social and cultural environment of an educational organization. The author researches influence of the university's socio-cultural environment on effectiveness of socio-oriented activities of university. Bryansk State University's experience is represented as a holistic social complex.
Keywords: socio-cultural environment, socio-oriented activity, educational environment of university, socio-cultural competence.
Список литературы
1. Бурдуковская Е.А. Социокультурная среда вуза как педагогический фактор личностного становления студента : Дис. ... канд. пед. наук. - Благовещенск, 2004. - 136 с.
2. Вострокнутов С.И. Педагогические основы формирования гуманитарной среды высшего учебного заведения : Автореф. дис. д-ра пед. наук. Ярославль, 2009. - 39 с.
3. Зятева Л.А. К вопросу о формировании социокультурной среды университета Воспитание экологически компетентной личности в образовательном процессе // Актуальные проблемы современного образования: Сборник научных трудов XV1 Международной научно-практической конференции. - Брянск: Изд-во ГК «Десяточка», 2012.- С. 153-158.
4. Зятева Л.А. Карбанович О.В. Адаптация студентов в образовательной системе высшей школы как важное средство их дальнейшей социализации // Содержание и технологии внеучебной работы в высшей школы: Материалы Международной научно-практической конференции. - Биробиджан: Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия, 2009. - С. 138-143.
5. Кулюткин Ю., Тарасов С. Образовательная среда и развитие личности // Новые знания. - 2001. - № 1. - С. 6-7.
6. Сычев Ю.В. Микросреда и личность: Философские и социологические аспекты. - М.: Мысль, 1974.
Об авторе
Зятева Л.А. - кандидат педагогических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г.Петровского, проректор по социальным вопросам, внеучебной и воспитательной работе, zyateva@inbox. ru.
УДК 796.42 : 796.01: 378.172
ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ НЕФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СЕКЦИИ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ, С УЧЕТОМ ТИПА АДАПТАЦИИ
К МЫШЕЧНЫМ НАГРУЗКАМ
Т.А. Кардаш
В исследовании проведен сравнительный анализ динамики скоростно-силовых показателей у студентов нефизкультурных вузов, занимающихся в секции легкой атлетики, с учетом типа мышечных волокон и типа адаптации к мышечным нагрузкам. Выявлен прирост скоростно-силовых показателей у студентов в процессе занятий в секции легкой атлетики, с учетом типа мышечных волокон и типа адаптации к мышечным нагрузкам. Определено соотношение представителей разных типов адаптации в студенческой секции по легкой атлетике. Обоснованы методические подходы дифференциации и индивидуализации тренировочного процесса в секции легкой атлетики на основе интерпретации результатов исследования. Ключевые слова: студенты, секция легкой атлетики, нефизкультурный вуз, физическая подготовленность, скоростно-силовые способности, типы мышечных волокон, типы адаптации к мышечным нагрузкам.
Актуальность. Одним из важнейших вопросов в воспитании молодого поколения в стране является развитие студенческого спорта. Особой значимостью этого направления традиционно считается продвижение спортивной культуры, ценностей здорового образа жизни, увеличение массовости в процессе привлечения молодежи к занятиям спортом, а также формирование резервов для спорта высших достижений [1].
Массовые занятия физической культурой и спортом способствуют укреплению здоровья, удовлетворению двигательной потребности, повышению жизненного тонуса, умственной и физической работоспособности [2]. Спортивная деятельность в жизни студенческой молодежи выполняет развивающие, воспитательные, патриотические, коммуникативные функции, объединяет и координирует индивидов и социальные группы, развивает нацию [3]. При физической подготовке студентов нефизкультурных вузов, проживающих в разных городах,