Научная статья на тему 'Мониторинг результатов деятельности региональной системы дополнительного профессионального образования. Сообщение II'

Мониторинг результатов деятельности региональной системы дополнительного профессионального образования. Сообщение II Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / PEDAGOGICAL MONITORING / СЕТЕВАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА / NETWORK REGIONAL SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / КУРСОВАЯ СИСТЕМА / EXCHANGE RATE SYSTEM / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF GENERAL EDUCATION / ЗАЧЁТНО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / TEST-CREDIT EDUCATION SYSTEM / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ЗНАНИЙ / POINT RATING ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зернова Г. П., Плечева Н. Д.

Статья является продолжением педагогического исследования результатов деятельности региональной системы дополнительного профессионального образования, начатой в предыдущей статье авторов. Рассматривается решение первой задачи мониторинга по выявлению внешней оценки потребителя результатов мониторинга, достаточности и актуальности предлагаемых образовательных программ, соответствия их современным требованиям, в том числе, с использованием новых технологий; удовлетворенности результатами обучения в Академии социального управления (АСОУ). Предложена анкета для выявления адресности, эффективности, индивидуализации повышения квалификации педагогов Московского региона. Проводится подробный анализ с цифровыми выкладками результатов анкетирования. Даются общие выводы по решению первой задачи мониторинга, прогнозируются действия по устранению выявленных недостатков. Предлагается анализ нормативных документов по организации работы разноуровневой (региональной) системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Московской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зернова Г. П., Плечева Н. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING RESULTS OF ACTIVITIES OF THE REGIONAL SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION. PART II

The article is a continuation of the pedagogical research results of activities of the regional system of additional professional education started in the previous article of the authors*. It is considered the first task of monitoring the external evaluation of the consumer of the results of the monitoring of the adequacy and relevance of the proposed educational programmes, their compliance with the modern requirements, including with the use of new technologies; satisfaction with results of training in the Academy of social management (ASO). The proposed questionnaire to identify targeting, efficiency, individualization of training teachers of the Moscow region. Detailed analysis with digital calculations of the survey. Given the General conclusions of the first monitoring tasks, anticipated actions on elimination of the revealed shortcomings. An analysis of normative documents on organization of work of different levels (regional) of system of improvement of professional skill pedagogical and executives of educational institutions of the Moscow region.

Текст научной работы на тему «Мониторинг результатов деятельности региональной системы дополнительного профессионального образования. Сообщение II»

УДК 378

Мониторинг результатов деятельности

региональной системы дополнительного профессионального образования. сообщение ii

Г.П. ЗЕРНОВА,

канд. пед. наук, доцент, ведущий научный

сотрудник

Н.Д. ПЛЕЧЕВА,

канд. техн. наук, старший научный сотрудник Научно-методический центр педагогического сопровождения последипломного образования

ГБОУ ВПО Московской области «Академия социального управления» (129281, Россия, Москва, Староватутинский пр., 8)

E-mail: [email protected]

Статья является продолжением педагогического исследования результатов деятельности региональной системы дополнительного профессионального образования, начатой в предыдущей статье авторов*. Рассматривается решение первой задачи мониторинга по выявлению внешней оценки потребителя результатов мониторинга, достаточности и актуальности предлагаемых образовательных программ, соответствия их современным требованиям, в том числе, с использованием новых технологий; удовлетворенности результатами обучения в Академии социального управления (АСОУ). Предложена анкета для выявления адресности, эффективности, индивидуализации повышения квалификации педагогов Московского региона. Проводится подробный анализ с цифровыми выкладками результатов анкетирования. Даются общие выводы по решению первой задачи мониторинга, прогнозируются действия по устранению выявленных недостатков. Предлагается анализ нормативных документов по организации работы разноуровневой (региональной) системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Московской области.

Ключевые слова: педагогический мониторинг, сетевая региональная система, дополнительное профессиональное образование, курсовая система, повышение квалификации, Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, зачётно-кредитная система обучения, балльно-рейтинговая оценка

*Зернова Г.П., Плечева Н.Д. Мониторинг результатов деятельности региональной системы дополнительного профессионального образования //История и педагогика естествознания. — 2013. — № 3. — С. 47-49.

Решение первой из задач мониторинга результатов деятельности региональной системы дополнительного профессионального образования (ДПО) состоит в выявлении внешней оценки потребителя услуг по повышению квалификации (далее ПК) — достаточности и актуальности предлагаемых образовательных программ ПК на предмет соответствия современным требованиям с использованием новых технологий; удовлетворенности результатами обучения в Академии социального управления (АСОУ), координаторе региональной системы ДПО.

Для решения данной задачи:

1) проанализирован Приказ Министерства образования Московской области от 28.12.2009 г. № 2804 «Об организации региональной системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Московской области» как основной нормативный документ, позволяющий рассмотреть работу разноуровневой (региональной) системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Московской области;

2) разработан методологический аппарат (научный инструментарий) мониторинга результатов деятельности региональной системы дополнительного профессионального образования;

3) составлена программа проведения мониторинга;

4) разработана анкета для выявления внешней оценки слушателей АСОУ как потребителя услуг по повышению квалификации;

5) проведено анкетирование слушателей АСОУ (328 чел.);

6) проанализированы результаты анкетирования слушателей при переходе на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее — ФГОС ООО).

В целях модернизации непрерывного педагогического образования и организации региональной системы повышения квалификации педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений Московской области были утверждены:

• план перехода на новую региональную модель повышения квалификации;

• состав экспертной комиссии для оценки программ повышения квалификации образовательных учреждений — участников региональной системы повышения квалификации;

• состав экспертной комиссии для оценки программ повышения квалификации для каждой категории слушателей;

• накопительный объем квалификации педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений Московской области: педагогическим работникам на соответствие

занимаемой должности 180 ч за 5 лет; педагогическим работникам на получение первой и высшей квалификационных категорий — 216 ч за 5 лет; руководящим работникам и резерву на руководящие должности — 216 ч за 5 лет (установлен до 31.12.2015 г.);

• положение для образовательных учреждений Московской области об осуществлении повышения квалификации по программам, прошедшим процедуру сертификации в рамках регионального сетевого взаимодействия, а также по индивидуальной образовательной траектории на основе блочно-мо-дульной, зачётно-кредитной системы обучения с балльно-рейтинговой оценкой знаний слушателей;

• координатор сетевого объединения ОУ Московской области и региональный оператор базы данных: Педагогическая академия повышения квалификации, а в последствии — АСОУ;

• положение об издании реестра образовательных учреждений, осуществляющих повышение квалификации, в рамках сетевого взаимодействия;

• положение об издании реестра сертифицированных программ повышения квалификации педагогических и руководящих работников в рамках регионального сетевого взаимодействия в области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) Московской области;

• задание Органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющим управление в сфере образования, по определению муниципальных операторов региональной базы данных из числа сотрудников муниципальных методических служб или муниципальных образовательных учреждений повышения квалификации в Московской области.

Анализируя результаты работы Педагогической академии последипломного образования, затем АСОУ, как правопреемника по выполнению приказа № 2804, можно сделать следующие выводы:

1) пп. 1-4, 6-8 выполнены в полном объёме. В данное время АСОУ, являясь координатором сетевого объединения ОУ Московской области и региональным оператором базы данных, осуществляет работу в соответствии с сертифицированными учебными программами, входящих в реестр программ повышения квалификации педагогических и руководящих работников в рамках регионального сетевого взаимодействия в области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) Московской области (см. сайт академии). Установленный накопительный объём квалификации педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений Московской области соблюдается, подтверждением чему являются выданные слушателям соответствующие сертификаты (по плану работы научно-исследовательского отдела координации повышения квалификации, отдела информационно-технического обеспечения). Издаётся реестр образовательных учреждений, осуществляю-

щих повышение квалификации педагогических и руководящих работников ОУ Московской области в рамках сетевого взаимодействия, и реестр сертифицированных программ повышения квалификации педагогических и руководящих работников в рамках регионального сетевого взаимодействия в области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) Московской области (сайт АСОУ ДПО);

2) по пп. 5 и 9 данного приказа работа продолжается. В рамках данного мониторинга стоят ещё следующие задачи — изучить проблемы методических служб как участников региональной системы ПК (актуальность и достаточность предлагаемых образовательных программ ПК; профессионализм преподавательского состава; удовлетворенность школьных учителей результатами обучения в муниципальных МЦ и НМЦ); изучить организационно-педагогические, информационно-технические, научно-методические и иные условия деятельности региональной (зональной, муниципальной) системы ПК. Полученные результаты анкетирования слушателей (второй этап мониторинга) позволяют сделать вывод о том, что зональные территории, работающие в рамках региональной системы повышения квалификации педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений Московской области со своими задачами (в части организации работы по повышению квалификации педагогических работников) справляются недостаточно.

С целью выявления внешней оценки потребителя услуг по повышению квалификации были опрошены слушатели АСОУ (328 чел.) при помощи анкеты:

№ Вопрос Ответ

да нет

1 Удовлетворяет ли вас банк программ повышения квалификации в новых условиях?

2 Насколько вы информированы о стандартах нового поколения?

3 Ознакомлены ли вы с нормативно-правовыми документами по направлению повышения квалификации?

4 Удовлетворяет ли вас система нормативно-методического сопровождения программы повышения квалификации?

5 Ознакомлены ли вы с методиками формирования отдельных УУД на практике в ходе повышения квалификации?

6 Проводилось ли практическое обучение универсальным учебным действиям, связанным с формированием учебной деятельности?

7 Проводилось ли практическое обучение УУД, связанное с электронными ресурсами?

№ Вопрос Ответ

да нет

Использовался (или был ли досту-

8 пен) интернет в образовательном процессе?

Помогла ли Вам программа по-

9 вышения квалификации решить

новые профессиональные задачи, поставленные перед вами?

Содержит ли (используются ли в программе) программа ПК современные образовательные техноло-

гии — назовите конкретно:

10 уровневая дифференциация обучение на основе учебных ситуаций метод проектов использование ИКТ

Научили ли вас:

начальным умениям поиска необходимой информации

решать творческие задачи

11 работать с текстами определять причины возникновения трудностей и пути их устранения распределять работу и оценивать результат

Научите ли вы ученика:

начальным умениям поиска необходимой информации

решать творческие задачи

устанавливать самостоятельно

последовательность действий для

решения учебной задачи

12 работать с текстами (учебными,

художественными, научно-популярными) определять причины возникновения трудностей и пути их устранения определять способы контроля и оценки деятельности распределять работу и оценивать результат

Вопросы анкеты были составлены с учётом требований ФГОС ОО. Ответы на первую часть анкеты (4-8 вопросы) предполагают корреляцию с ответами на 11-12 вопросы, которые содержат перечень основных универсальных учебных действий (УУД).

Результаты анкетирования:

1. Слушатели, в целом, получают практико-ори-ентированную подготовку по широкому спектру курсовых программ;

2. В то же время выявлено недостаточное получение современных практико-ориентированных знаний по некоторым курсовым учебным программам;

3. Прослеживается тенденция слабого практического обучения УУД с использованием электронных ресурсов — 52% слушателей указали на недостаточность этого модуля в программах;

4. Выявлена тенденция частичного удовлетворения слушателями в процессе курсовой подготовки следующими элементами учебных программ:

• банком программ повышения квалификации в новых условиях (21% слушателей указали на недостаточность);

• нормативно-правовыми документами по направлению повышения квалификации (одна треть — не удовлетворены);

• системой нормативно-методического сопровождения программы повышения квалификации — не удовлетворены 88 человек;

• методиками формирования отдельных УУД на практике в ходе повышения квалификации — 95 слушателей не получили соответствующих знаний и умений;

• практическим обучением универсальным учебным действиям, связанным с формированием учебной деятельности — 6128 слушателей;

• практическим обучением УУД с использовань-ем электронных ресурсов — 170 слушателей.

5. Помощь программы повышения квалификации в решении новых профессиональных задач отметили 89% респондентов.

Кроме анкетирования использовались другие методы исследования: взаимопосещение занятий, собеседование, интервьюирование слушателей и др.

В результате авторы пришли к выводам, что необходимо:

• Совершенствовать практическую направленность программ курсовой переподготовки;

• Уделять особое внимание преподавателей Академии при работе со слушателями на использование электронных ресурсов;

• Обратить внимание преподавателей Академии на строгое следование программе, учебному, учебно-тематическому планам;

• Усилить контроль (возможно взаимопосещение) занятий ППС с целью выявления на ранней стадии неудовлетворенности слушателей курсовыми программами;

• Муниципальным операторам региональной базы данных из числа сотрудников муниципальных методических служб или муниципальных образовательных учреждений повышения квалификации активизировать работу по доведению до педагогических и руководящих работников реестра сертифицированных программ повышения квалификации педагогических и руководящих работников в рамках регионального сетевого взаимодействия в области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) Московской области.

Таков результат решения первой задачи проведенного мониторинга деятельности региональной

системы дополнительного профессионального образования.

Решение остальных задач мониторинга будет рассмотрено в следующей публикации авторов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Башарина ЛА. Мониторинг учебного процесса в средней школе // Завуч. — 2001. — № 5. — С. 42.

2. Боровская Е.В. Многоуровневый педагогический мониторинг // Информатика и образование. — 2000. — № 8. — С. 18-21.

3. Жутков В.В. Управление качеством в системе непрерывного педагогического образования // Стандарты и качество. — 2002. — № 9. — С. 74-77.

4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». // Вестник образования России. — 2010. — № 4. — С. 62-70.

5. Чечева НА. Научно-практические основания мониторинга качества повышения квалификации педагогов / Актуальные вопросы современной педагогики: Материалы международной заочной научной конференции. — Уфа, июнь 2011. — С. 122-124.

ВНИМАНИЮ ПОДПИСЧИКОВ!

Открыта подписка на второе полугодие 2014 г. на журнал «ИСТОРИЯ И ПЕДАГОГИКА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

Подписка проводится:

1. Через Агентство ОАО «Роспечать», каталог «Издания органов научно-технической информации». Подписной индекс 53751.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. В ООО «ОБРАКАДЕМНАУКА». Заявки принимаются по E-mail: [email protected]. Заказчики могут оформить заявку на архивные номера.

Стоимость подписки на полугодие — 1580 руб. НДС не облагается.

Приглашаем к сотрудничеству специалистов по вопросам истории науки и техники, методологии преподавания естествознания.

Телефон для справок: +7 926 460 8824 E-mail: [email protected] http://science.akademnauka.ru/

MONITORING RESULTS OF ACTIVITIES OF THE REGIONAL SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION. PART II

Zernova G.P., Candidate of Ped. Sci., Docent, E-mail: [email protected]

Plecheva N.D., Candidate of Tech. Sci. E-mail: [email protected]

Scientific-methodical center of pedagogical support of postgraduate education of the Moscow region «Academy of social management» (8, Starovatutinsky per., Moscow, 129281, Russian Federation)

ABSTRACT

The article is a continuation of the pedagogical research results of activities of the regional system of additional professional education started in the previous article of the authors*. It is considered the first task of monitoring the external evaluation of the consumer of the results of the monitoring of the adequacy and relevance of the proposed educational programmes, their compliance with the modern requirements, including with the use of new technologies; satisfaction with results of training in the Academy of social management (ASO). The proposed questionnaire to identify targeting, efficiency, individualization of training teachers of the Moscow region. Detailed analysis with digital calculations of the survey. Given the General conclusions of the first monitoring tasks, anticipated actions on elimination of the revealed shortcomings. An analysis of normative documents on organization of work of different levels (regional) of system of improvement of professional skill pedagogical and executives of educational institutions of the Moscow region.

Keywords: pedagogical monitoring, network regional system of additional professional education, the exchange rate system, professional development, Federal state educational standards of General education, test-credit education system, point rating assessment.

REFERENCES

1. Basharina L.A. Zavuch — The head teacher. 2001, no. 5, p. 42.

2. Borovskaja E.V. Informatika i obrazovanie — Computers & Education. 2000, no. 8, pp.18-21.

3. Zhutkov V.V. Standarty i kachestvo — Standards and quality, 2002, no. 9, pp.74-77.

4. Nacional'naja obrazovatel'naja iniciativa «Nasha novaja shkola» [The national educational initiative «Our new school»]. Vestnik obrazovanija Rossii — Bulletin of the Russian education, 2010, no. 4, pp. 62-70.

5. Checheva N.A. Aktual'nye voprosy sovremennoj pedagogiki. Trudy mezhdunarodnoj zaochnoj nauchnoj konferencii [Scientific-practical bases of monitoring of quality of training of teachers. Actual problems of modern pedagogy. Materials of International Correspondence Scientific conference]. Ufa, June 2011, pp.122- 124.

38 W-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.