УДК 378.046.4
Мониторинг деятельности региональной сетевой системы повышения квалификации работников бразования Московской области
А.К. БЫКОВ, д.п.н., проф., г.н.с. Н.Д. ПЛЕЧЕВА, к.т.н., с.н.с.
Научно-методический центр педагогического сопровождения последипломного образования ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления» (АСОУ) (Россия, 129281, Москва, Староватутинский пр., д. 8). E-mail: akbikov@mail.ru, E-mail: plecheva_nd@asou-mo.ru
Рассмотрены результаты мониторинга качества повышения квалификации работников образования Московской области. Выявлено реальное состояние функционирования этой системы, определена степень ее эффективности.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации педагогических работников, мониторинг образовательного процесса, Академия социального управления.
В современных социально-экономических условиях задача повышения квалификации педагогических кадров общего образования объективно выдвигается на первый план. Одним из условий ее качественного решения выступает мониторинг качества повышения квалификации педагогических работников.
Содержание и эффективность деятельности системы выражается в количественных и качественных показателях [1-4], причем в механизмах определения последних должны широко учитываться отзывы самих обучающихся.
Цель проведенного мониторинга деятельности региональной сетевой системы дополнительного профессионального образования (ДПО) работников образования Московской области - выявление реального состояния функционирования этой системы, определения степени ее эффективности, потенциала инновационного развития системы, перспективных направлений его развития.
Задачи:
1) путем анкетирования слушателей курсов повышения квалификации выявить их уровень удовлетворенности содержанием и качеством преподавания программ дополнительного профессионального образования в различных образовательных организациях Московской области, их предложения по совершенствованию ДПО работников образования;
2) на основе анализа данных проведенного анкетирования слушателей определить результативность деятельности региональной системы повышения квалификации Академии социального управления как по отдельным направлениям образовательного процесса, так и в целом;
3) на базе данных опроса слушателей, анализа статистических данных, реестра реализуемых в сетевом объе-
динении образовательных организаций Московской области образовательных программ выявить инновационный потенциал деятельности региональной системы повышения квалификации.
В основу показателей количественного критерия положены интегральные количественные результаты деятельности региональной сетевой системы и интегральные показатели условий образовательного процесса, которые отражаются в отчетной документации всех субъектов сетевого объединения (отчеты о работе за учебный год, отчеты по самообследованию и др.). Количественные показатели эффективности деятельности могут быть обобщены на уровне региональной системы без проведения специальной процедуры дополнительного сбора документов.
Количественный критерий
Показатели количественного критерия (раздельно - по дополнительной профессиональной переподготовке и повышению квалификации (ДППО)):
• общая численность слушателей, прошедших повышение квалификации в течение года;
• количество работников образования, охваченных ДППО, в единицах и процентах от общего числа, из расчета обязательности обучения один раз в пять лет;
• количество педагогических работников системы образования Московской области, набравших для подтверждения соответствия занимаемой должности по накопительной системе 180 часов за пять лет;
• количество педагогических работников и руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, набравших для установления первой и высшей квалификационных ка-
тегорий по накопительной системе 216 часов за пять лет;
• количество работников из числа резерва на руководящие должности, набравших по накопительной системе 216 часов за пять лет.
• количество реализованных программ в системе ДППО, в том числе:
- количество реализованных программ с сетевой формой организации ДППО;
• количество реализованных программ ДППО с использованием дистанционного обучения;
• количество сертифицированных в региональной системе ДППО программ;
• количество программ, прошедших государственно-общественную аккредитацию;
• удельный вес положительных отзывов слушателей о качестве прослушанных программ повышения квалификации (по унифицированной анкете обратной связи в региональной системе Московской области);
• удельный вес численности слушателей, занимавшихся по индивидуальным учебным планам, к общей численности слушателей, прошедших обучение в образовательной организации по программам повышения квалификации.
В основе показателей качественного критерия эффективности деятельности региональной сетевой системы повышения квалификации лежит положение о социокультурном пролонгированном эффекте роста профессиональных компетенций педагогических работников системы среднего образования, получаемого в рамках региональной системы, на состояние и решение важнейших социально-политических задач Московской области. Особенность этих показателей - большинство из них не обобщаются на количественном уровне по материа-
лам текущей отчетности образовательных организаций Подмосковья, требуют специальных мониторинговых исследований, особенно с участием органов муниципальной власти. Без анализа качественных показателей невозможно на стратегическом уровне решить проблему организации качественного непрерывного образования педагогических работников.
Качественный критерий
1. Показатели качественного критерия:
Рост качества образования в средней общей школе за счет повышения уровня профессионализма работников образования (по данным анализа динамики сдачи ЕГЭ, других форм контроля результатов деятельности учреждений образования, итогов деятельности того или иного общеобразовательного учреждения; анализа результативности участия обучающихся в олимпиадах различного уровня; анализа успешности выпускников образовательных организаций на рынке труда или в системе непрерывного образования, выявляемого в ходе общения с работодателями и руководителями вузов; др.).
2. Возрастание роли педагогических работников в решении социально-экономических задач региона в контексте активизации их жизненной позиции (по данным анализа публикаций в СМИ по поводу проблем, возникающих в сфере образования; анализа вопросов, наиболее часто задаваемых руководителям органов государственной власти, управления образованием в ходе прямых консультаций, выступлений в СМИ и путем частных обращений как со стороны административных и педагогических работников общеобразовательных организаций, так и со стороны родительской общественности, социальных партнеров; анализа данных, предоставляемых региональными и муниципальными органами управления внутренних дел, здравоохранения, социальной защиты населения и т.д.).
3. Рост педагогического мастерства работников образования, создание в школах творческой атмосферы путем совместного поиска коллективом инновационных подходов к обучению и воспитанию школьников (по данным анализа затруднений в профессиональной педагогической и управленческой деятельности, выявляемых в процессе ее наблюдения при выполнении функций внутришкольного контроля, анализа отчетов общеобразовательных организаций о методической работе, анализа итогов аттестации педагогических и управленческих кадров, др.).
4. Усиление мотивации учителей к творческой педагогической деятельно-
сти, повышению квалификации (по данным анализа итогов конкурсов профессионального мастерства педагогических работников, анкетирования кадров по специально разработанным методикам с целью выявления их потребностей в повышении квалификации для приобретения профессиональных компетенций; др.)
В опросе, проведенном в сентябре-октябре 2016 года, приняли участие 238 человек из 11 учебных групп, проходивших профессиональную переподготовку и повышение квалификации в Академии социального управления.
На основе сравнительного анализа материалов анкетирования 2014 и 2016 годов [2, 5] сделаны обобщающие суждения о развитии региональной сетевой системы повышения квалификации работников образования Московской области:
1. Стабильность и достаточно высокая эффективность функционирования региональной сетевой системы повышения квалификации Московской области. Она позволяет реализовать требования руководящих документов по дополнительному профессиональному образованию, в том числе Федерального закона ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации».
Данное положение в ходе анкетирования проявилось в том, что в целом наблюдается высокая оценка слушателями качества обучения (полностью удовлетворены 36,6%; в основном 49,6%). Сопоставление запросов слушателей с учебными планами их повышения квалификации свидетельствует, что ожидания слушателей учитываются в полной мере.
2. Высокая конкурентоспособность АСОУ. 39,1% слушателей предпочитают повышение квалификации в АСОУ. Это показатель реального положения дел, характеризующий центральное место вуза в системе повышения квалификации педагогических работников общего образования Московской области, высокую конкурентоспособность и эффективность работы. 24,4% опрошенных предпочитают очно-заочные курсы повышения квалификации, 34,5% - курсы с использованием дистанционных технологий обучения. Такие формы опять же может предоставить только Академия социального управления.
Отдают предпочтение очным курсам на базе других вузов Московской области лишь 8,7% учителей. Это свидетельствует о низкой степени удовлетворенности слушателей от получаемых образовательных услуг в этих вузах. Еще менее востребованы слушателями очные курсы на базе средних специальных образовательных учреждений (3,8%).
Профессорско-преподавательский состав АСОУ повысил уровень ответственности в реализации программ курсов повышения квалификации: более половины слушателей отмечают использование на занятиях новых форм, технологий и методик, которые повышают заинтересованность обучающихся и формируют новые компетенции в соответствии с требованиями нормативных документов.
3. За последние годы большое развитие получили неформальное и ин-формальное повышение квалификации. Лидером по формам повышения квалификации, помимо специально организуемых курсов, выступают семинары на базе муниципальной сети, их посещают 37,4% опрошенных. Посещают инструктивно-методические занятия, мастер-классы в своих образовательных учреждениях 40,4%. Участвуют в веби-нарах по интересующим вопросам и темам 44,1% опрошенных. Можно сделать предположение, что учительский корпус Московской области не только готов к введению интегрированной модели непрерывного образования, но и де-факто ее реализует. Учителя поддерживают организацию и реализацию лично-ориентированного (индивидуального) маршрута повышения квалификации.
4. Подавляющее большинство учителей имеют высокий уровень мотивации на повышение качества своей профессиональной деятельности (как обязательное условие - повышение квалификации). Это свидетельство и хорошего кадрового потенциала учительства Московской области, его нацеленности на качественные показатели работы системы общего образования.
5. Снижение удовлетворенности слушателей качеством повышения квалификации при их формальном обучении.
Если в 2014 году отрицательная характеристика курсов повышения квалификации отсутствовала, то в 2016-м 33 человека (12,2%) отметили неудовлетворенность прослушанным курсом (в некоторых учебных группах это количество достигало 40%). Не может не настораживать и тот факт, что если в 2014 году полностью удовлетворенных содержанием курсов было 72,5%, то в 2016 году - только 36,6%, то есть в два раза меньше.
Негативная динамика удовлетворенности слушателями пройденными курсами свидетельствует как о росте требований учителей к содержанию своего обучения, так и о ряде серьезных недоработок в планировании содержания и методики проведения этих курсов.
6. Резкое снижение самооценки педагогическими работниками своего уровня профессиональной компетентности по
сравнению с 2014 годом. Только каждый третий учитель оценивает на «отлично» уровень своих профессиональных навыков, при этом каждый шестой указывает только на удовлетворительный уровень владения содержанием, методикой преподавания предмета, инновационными формами обучения.
Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что каждый второй педагогический работник (50,7%) только на «хорошо» оценил свой уровень владения содержанием преподаваемого предмета, а каждый десятый - на «удовлетворительно».
Анкетирование 2016 года также показало снижение самооценки педагогическими работниками своего уровня профессиональной компетентности на операциональном уровне педагогической деятельности по сравнению с 2014 годом. Только два учителя из пяти оценивают на «отлично» уровень своих профессиональных навыков во владении операционно-деятельностными приемами педагогической техники.
7. Востребованность учителями новых педагогических технологий как совокупности используемого в определенной последовательности содержания, форм и методов обучения, гарантирующих высокие образовательные результаты. При этом выявлено серьезное противоречие между наличием мотива педагогических работников на освоение новых технологий (у 44,5% опрошенных) и недостаточной эффективностью их овладения (48,7% опрошенных указали, что на курсах новым технологиям они не научились).
Акцентуация учителей на новых педагогических технологиях обусловлена и тем, что если в 2014 году внимание педагогических работников было сосредоточено на осмыслении теоретико-методологических подходов к ФГОС, то теперь пришла очередь овладения новыми технологиями в их реализации.
8. Большая дифференциация качества повышения квалификации между различными учебными группами. В некоторых группах фиксируется низкая удовлетворенность обучением, на уровне 30-40%. Среди причин: многие курсы являются авторскими, разрабатываются и читаются одним преподавателем, что не позволяет объективно удовлетворить образовательные запросы всех слушателей группы; слабая технологическая составляющая занятий, неумение преподавателя применять активные и интерактивные формы проведения занятий; др.
9. Медленное разрешение организационных трудностей, с которыми сталкиваются слушатели при обучении в АСОУ. Указанные слушателями организационные трудности при повышении квалификации на базе Академии социального
управления негативно сказываются на качестве образовательного процесса.
Многие слушатели указывают на сложность выполнения заданий, поручаемых преподавателем. Сложность программ возросла (это объективный фактор, появившийся с принятием новых требований к программам), это отметили 24 %. Почти в три раза возросла численность слушателей, недовольных необходимостью отвлекаться на выполнение должностных обязанностей в своем учреждении, так как им недостает времени на выполнение работ из-за их сложности и объема (с 15,6% до 42,4%).
Также добавился упрек в сложности получения консультации у преподавателя (3,4% - 14 человек). Представляется, что и это замечание связано со сложностью программ и заданий для самостоятельного изучения; несмотря на возможность дистанционного контакта с преподавателем, некоторым слушателям сложно овладеть таким массивом новой информации.
10. Запрос на более широкое применение дистанционных форм повышения квалификации, на что указали 40,4% опрошенных слушателей. В этом вопросе наблюдаются как значительные сдвиги в качестве дистанционного обучения, достигнутого в АСОУ в последние годы, так и стремление учителей повышать квалификацию без отрыва от основной деятельности.
Проведенный мониторинг деятельности региональной сетевой системы повышения квалификации работников образования Московской области позволил определить ее инновационный потенциал. Под потенциалом инновационного развития понимаются накопленные ресурсы системы, которые могут эффективно использоваться в целях ее динамичного и поступательного развития. Слагаемыми инновационного потенциала выступают:
1. Стабильность и устойчивость развития региональной системы, проявляющейся в многолетнем сроке функционирования, нормативной определенности основных параметров ее деятельности.
Элементы инновационного потенциала во многом опираются на практику реализации приказа министра образования Московской области от 2 сентября 2014 года № 3986 «О создании условий для непрерывного педагогического образования и развития региональной системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников системы образования в Московской области» [6, 7], в котором соблюдена преемственность с требованиями приказов Министерства образования Московской области от 28.12.2009 № 2804 «Об организации региональной системы повы-
шения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Московской области» и от 20.02.2012 № 595 «О реализации приказа Министерства образования Московской области от 28.12.2009 № 2804 «Об организации региональной системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Московской области».
В приказе № 3986 установлен до 31.12.2020 накопительный объем повышения квалификации для педагогических работников системы образования в Московской области: в целях подтверждения соответствия занимаемой должности - 180 часов за пять лет; для педагогических работников и руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность: в целях установления квалификационной категории (первой, высшей) - 216 часов за пять лет; резерву на руководящие должности - 216 часов за пять лет, при этом раз в 3 года должно быть пройдено обучение в объеме не менее одного модуля.
Государственные образовательные организации Московской области, реализующие программы дополнительного профессионального образования (программы повышения квалификации), осуществляют повышение квалификации педагогических работников и руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность: по программам, прошедшим процедуру сертификации в рамках регионального сетевого взаимодействия; по индивидуальной образовательной траектории на основе блочно-модульной, зачетно-кредитной системы обучения с балльно-рейтинго-вой оценкой знаний слушателей.
Приказом утверждены в статусе отдельные приложения:
- Положение о сетевом объединении образовательных организаций, реализующих программы дополнительного профессионального образования (программы повышения квалификации) работников системы образования в Московской области;
- Реестр образовательных организаций, участвующих в сетевом объединении по дополнительному профессиональному образованию (повышению квалификации) работников системы образования в Московской области, а также организаций и структур, взаимодействующих с ним;
- форма Соглашения о сотрудничестве образовательных организаций, реализующих программы дополнительного профессионального образования (программы повышения квалификации) работников системы образования в Московской области;
- форма Соглашения о сетевом взаимодействии образовательных организаций, реализующих программы дополнительного профессионального образования (программы повышения квалификации) работников системы образования в Московской области;
- Положение об экспертной оценке и сертификации учебных модулей, используемых работниками системы образования в Московской области для создания индивидуальных дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации);
- состав экспертной комиссии, осуществляющей экспертную оценку и сертификацию программ учебных модулей, используемых работниками системы образования в Московской области для создания индивидуальных дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации);
- Положение об экспертной комиссии, осуществляющей экспертную оценку и сертификацию программ учебных модулей, используемых работниками системы образования в Московской области для создания индивидуальных дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации);
- Положение об организации и проведении стажировки как формы повышения квалификации в рамках сетевого объединения образовательных организаций, реализующих программы дополнительного профессионального образования (программы повышения квалификации) работников системы образования в Московской области;
- Положение о региональных ста-жировочных площадках повышения квалификации работников системы образования в Московской области (в системе сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы дополнительного профессионального образования (программы повышения квалификации);
- Реестр региональных (зональных) стажировочных площадок по дополнительному профессиональному образованию (повышению квалификации) работников системы образования в Московской области на 2014 год;
- Положение об основных подходах к организации электронного обучения и применению дистанционных образовательных технологий участниками сетевого объединения образовательных организаций, реализующих программы дополнительного профессионального образования (программы повышения квалификации) работников системы образования в Московской области;
- Положение об использовании технологии педагогического аудита участниками сетевого объединения образо-
вательных организаций, реализующих программы дополнительного профессионального образования (программы повышения квалификации) работников системы образования в Московской области;
- Положение о региональной информационной системе повышения квалификации работников системы образования в Московской области;
- циклограмма предоставления участниками регионального сетевого объединения информации, необходимой для участия в повышении квалификации в рамках сетевого объединения образовательных организаций, реализующих программы дополнительного профессионального образования (программы повышения квалификации) работников системы образования в Московской области;
- Реестр программ учебных модулей, используемых работниками системы образования в Московской области для создания индивидуальных дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации).
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Академия социального управления» определено координатором сетевого объединения государственных образовательных организаций Московской области, реализующих программы дополнительного профессионального образования (программы повышения квалификации), и региональным оператором региональной информационной системы (РИНСИ).
Органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющих управление в сфере образования предписано: определять муниципальных операторов РИНСИ из числа сотрудников муниципальных методических служб или муниципальных образовательных организаций повышения квалификации в Московской области; осуществлять учет и планирование повышения квалификации работников системы образования в муниципальном образовании на основе поступающих в РИНСИ заявок и информации о результатах обучения слушателей; содействовать участию муниципальных образовательных организаций, имеющих инновационные практики и передовой опыт, в реализации дополнительных профессиональных программ стажировки и проблемно-тематических семинаров; создавать условия для сопровождения профессионального развития работников системы образования в муниципальном образовании.
Системно проработанное нормативное поле деятельности региональной сетевой системы предполагает плано-
вое внедрение инноваций с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
2. Высокий научный и экспериментальный потенциал образовательных организаций высшего образования, входящих в региональную систему повышения квалификации работников образования Московской области.
Академия социального управления, Московский государственный областной университет, другие вузы имеют в своих штатах научные подразделения, профессорско-преподавательский состав, которые по своим показателям в состоянии решать самые сложные задачи инновационного образовательного развития. Вузы, их кафедры широко развивают экспериментальную работу на уровне экспериментальных площадок, что является важным условием успешного внедрения инноваций [8].
3. Удовлетворяющая современным требованиям материально-техническая база, инфраструктура образовательного процесса в субъектах региональной системы, что позволяет в сжатые сроки внедрять инновации, особенно в дистанционном (электронном) обучении.
4. Большой накопленный опыт внедрения и реализации образовательных новшеств, в результате которых большинство образовательных организаций региональной системы могут претендовать на статус инновационных.
Значительное число инноваций относится к развитию дистанционного обучения.
В практике деятельности региональной системы, в частности в АСОУ, особое внимание уделяется таким видам учебных занятий, как электронная стажировка и электронное (виртуальное) консультирование.
5. Сформированная высокая мотивация управленческих кадров и педагогических работников на внедрение инноваций в образовательный процесс учреждений.
Востребованность учителями новых педагогических технологий как совокупности используемого в определенной последовательности содержания, форм и методов обучения, гарантирующих высокие образовательные результаты, проявилась в ходе их анкетирования в октябре-ноябре 2016 года. В частности, есть запрос на более широкое применение дистанционных форм повышения квалификации, на что указали 38,7% опрошенных слушателей. Почти половина опрошенных (44,5%) при обучении на курсах повышения квалификации нацелены на освоение новых педагогических технологий, в частности касающихся внедрения ФГОС, профильного обучения и предпрофильной подготовки, организации ЕГЭ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гильмеева Р.Х. Профессионализм учителя в социологическом измерении // Социологические исследования.1998. № 11. С. 72-80.
2. Плечева Н.Д., Зернова Г.П. Мониторинг результатов деятельности региональной системы профессионального образования // История и педагогика естествознания. 2014. Вып. 1. С. 35-38. Вып. 2. С. 29-36.
3. Проекты концепций и программ реформирования и развития системы повышения квалификации работников образования Российской Федерации (материалы ВТК) / под общ. ред. Э.М. Никитина. М.: Изд-во Псковского областного института усовершенствования учителей, 1993. 70 с.
4. Синенко В.Я., Беленок И.Л., Величко А.Н., Волчек М.Г. Концепция модернизации системы дополнительного профессионального педагогического образования Новосибирской области // Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики: сб. науч. тр. участников Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. В.П. Казначеева. Новосибирск: МСА (ЗСО), 2013. С. 103-115.
5. Быков А.К., Плечева Н.Д., Зернова Г.П. Эффективность деятельности региональной сетевой системы повышения квалификации работников образования Московской области: мониторинговое исследование // История и педагогика естествознания. 2015. № 1. С. 17-19.
6. Приказ министра образования Московской области от 2 сентября 2014 г. № 3986 «О создании условий для непрерывного педагогического образования и развития региональной системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников системы образования в Московской области».
7. Приказ министра образования Московской области от 3.08.2015 г. № 4116 «О внесении изменений в приказ министра образования Московской области от 02.09.2014 № 3986 «О создании условий для непрерывного педагогического образования и развития региональной системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников системы образования в Московской области».
8. Горбунова Л.Н., Сорокина Е.Г. Перспективная модель профессионального развития педагогов на основе индивидуальных методических маршрутов: матер. Межрегиональный науч.-практ. конф. «Информационно-коммуникационные технологии и информатика в современном образовании» 13-14 апреля 2015 г. // Конференциум АСОУ: сб. науч. тр. и матер. науч.-практ. конфер. М.: АСОУ, 2015. С. 588-595.
MONITORING THE ACTIVITIES OF THE REGIONAL NETWORK SYSTEM TRAINING EDUCATION WORKERS MOSCOW REGION
BYKOV A.K., Dr. Sci. (Ped.), prof., Chief Researcher. E-mail: akbikov@mail.ru PLECHEVA N.D., Cand. Sci. (Tech.), Senior Researcher. E-mail: plecheva_nd@asou-mo.ru Academy of Public Administration (APA) (8, Starovatutinsky pr., 129281, Moscow, Russia).
ABSTRACT
The results of monitoring the quality of training of educators of Moscow re-gion are considered. The real state of this system is revealed the degree of its effectiveness is determined.
Keywords: additional professional education, professional development of teachers, monitoring of educational process, Academy of Public Administration.
REFERENCES
1. Gil'meyeva R.KH. Teacher's professionalism in the sociological dimension. Sotsiologicheskiye issledovaniya, 1998, no. 11, pp.72-80 (In Russian).
2. Plecheva N.D., Zernova G.P. Monitoring of the performance of the regional system of vocational education. Istoriya ipedagogika yestestvoz-naniya, 2014, no.1, pp. 35-38; no. 2, pp. 29-36 (In Russian).
3. Proyekty kontseptsiy iprogramm reformirovaniya irazvitiya sistemy povysheniya kvalifikatsii rabotnikov obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii [Projects of concepts and programs for reforming and developing the system for improving the qualifications of Russian educators]. Moscow, Pskovskogo oblastnogo instituta usovershenstvovaniya uchiteley Publ., 1993. 70 p.
4. Sinenko V.YA., Belenok I.L., Velichko A.N. Volchek M.G. Kontseptsiya modernizatsii sistemy dopolnitel'nogo professional'nogo pedagogicheskogo obrazovaniya Novosibirskoy oblasti [The concept of modernization of the system of additional professional pedagogical education of the Novosibirsk region]. Trudy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Vospitaniye iobucheniye vsovremennom obshchestve: aktual'nyye aspekty teorii ipraktiki" [Proc. of the International Scientific and Practical Conference "Education and training in modern society: actual aspects of theory and practice"], 2013, pp.103-115.
5. Bykov A.K., Plecheva N.D., Zernova G.P. Efficiency of the activity of the regional network system for improving the qualifications of educators of the Moscow Region: monitoring research. Istoriyaipedagogikayestestvoznaniya, 2015, no. 1, pp. 17-19 (In Russian).
6. Prikaz Ministra obrazovaniya Moskovskoy oblasti ot 2 sentyabrya 2014 g. № 3986 «O sozdanii usloviy dlya nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya i razvitiya regional'noy sistemy povysheniya kvalifikatsii pedagogicheskikh i rukovodyashchikh rabotnikov sistemy obrazovaniya v Moskovskoy oblasti» [Order of the Minister of Education of the Moscow Region of September 2, 2014 No. 3986 "On the creation of conditions for continuous pedagogical education and the development of a regional system for improving the qualifications of pedagogical and managerial personnel in the education system in the Moscow Region"].
7. Prikaz Ministra obrazovaniya Moskovskoy oblasti № 4116 ot 3.08.2015 g. «O vnesenii izmeneniy v prikaz ministra obrazovaniya Moskovskoy oblasti ot 02.09.2014 № 3986 «O sozdanii uslovy dlya nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya i razvitiya regional'noy sistemy povysheniya kvalifikatsii pedagogicheskikh i rukovodyashchikh rabotnikov sistemy obrazovaniya v Moskovskoy oblasti» [Order of the Minister of Education of the Moscow Region No. 4116 dated 3.08.2015 "On Amendments to the Order of the Minister of Education of the Moscow Region of September 2, 2014 No. 3986" On Creating Conditions for Continuing Teacher Education and the Development of a Regional System for Raising the Qualification of Pedagogical and Leaders of the System Education in the Moscow region "].
8. Gorbunova L.N., Sorokina Ye.G. Perspektivnaya model' profes-sional'nogo razvitiya pedagogov na osnove individual'nykh metodicheskikh marshrutov [Perspective model of professional development of teachers on the basis of individual methodical routes]. Trudy Mezhregional'noy nauchno-praktich-eskoy konferentsii «Informatsionno-kommunikatsionnyye tekhnologiiiinformatika vsovremennom obrazovanii» [Proc. of Interregional Scientific and Practical Conference "Information and Communication Technologies and Informatics in Modern Education"], 2015, pp. 588-595.